В христианском богословии, обожествление («Обожествление» может также относиться к апофеозу, букв. «Создание божественного»), или теопоэз или теоз, преобразующее действие божественной благодати, духа Бога или искупления Христа. Это правда, что его истинное естественное состояние, например, Иоанн Креста не интерпретирует это учение как подразумевающее преодоление фундаментального метафизического различия между Богом и человечеством, например, Иоанн Креста хотя и преобразованное таким образом, так же отличается от Существа Бога, оно было прежде ».
Этот термин современного использовался в греко-римском языческом обществе для почитания правителя. Это было немыслимо для еврейского благочестия. Однако со временем греческие отцы восприняли его в восточном плане для описания духовного преобразования христианина. Изменение природы понималось ими как следствие крещеного, включенного в Церковь как Тело Христово. Таким образом, обожествление было развито в контексте богословия воплощения. Учение об обожествлении христианина можно найти уже в трудах Иринея, греческого, отца был главой который церкви Лиона (ок. 130–202). например в предисловии к его Adversus Haereses vol. 5. Афанасий Александрийский был автором фразы об Иисусе Христе, ставшей популярной в Рождестве проповедях : «Он был сотворен человека, чтобы он мог сделать нас богами »(De incarnatione 54,3, ср. Contra Arianos 1.39). Обожествлению в контексте Евхаристии учили Григорий Нисский и Кирилл Александрийский. Этот никогда не означал для них нарушением абсолютного онтологического различия между Богом и Его творением.
В трудах отцов церкви.
во втором веке было много разных упоминаний обожествлении.>Ириней, епископ Лиона (ок. 130–202) сказал, что Бог «стал тем, что мы есть, чтобы Он мог привести нас в то, что Он есть Сам». Он:
Разве мы возлагаем вину на него [Бога] за то, что мы не были сделаны сначала богами с самого начала, сначала просто как люди, а позже как боги? Хотя Бог избрал этот курс из чистой доброжелательности, чтобы никто не мог обвинить его в разборчивости или скупости, он заявляет: «Я сказал: вы боги; и все вы сыновья Всевышнего ».... Ибо сначала было необходимо показать природу, а затем, что было смертным, будет побеждено и поглощено бессмертием.
Примерно в то же время Климент Александрийский (ок. 150–215), писал: «Да, я говорю, Слово Божье стало человеком, чтобы вы могли научиться от человека, как стать богом». Климент далее заявлено, что «[1] если кто-то познает себя, он познает Бога, и, зная, что Бог станет подобным Богу... Его красота, истинная красота, потому что это Бог, и этот человек становится богом, поскольку Бог Итак, Гераклит был прав, когда сказал: «Люди - это боги, а боги - люди». Климент Александрийский также заявил, что «тот, кто повинуется Господу и пророчеству, данному через него... становится богом еще в то время, когда передвигается по плоти».
Иустин Мученик ок. 100–165) настаивал на том, что вначале люди были созданы, как Бог, свободными от страданий и смерти », и что они, таким образом,« считаются достойными стать богами и иметь власть сыновьями высшего ».
Афанасий, епископ Александрийский (ок. 296–373), заявлено о вере в буквальном обожествлении: «Слово стало плотью, чтобы мы могли стать богами... Так же, как Господь, облачившись в тело, стал человеком, и мы, люди, оба обожествлены через его плоть и отныне наследуем жизнь вечную ». Афанасий также заметил: «Ибо Сын Божий стал человеком, чтобы нам стать Богом».
Августин Гиппопотам (354–430) сказал: «Но и оправдывающий сам обожествляет, потому что оправдывая он делает сыновьями Божьими. «Ибо дал им силу быть сыновьями Божьими» [имеется в виду Иоанн 1:12]. Если мы стали сыновьями божьими, то и богами сделались мы ». «Чтобы сделать людей богами, - сказал Августин, - Он стал человеком, который был Богом» (проповедь 192.1.1). Августин продолжает писать, что «[они] не рождены от Его субстанции, чтобы они были такими же, как Он, но чтобы по милости они пришли к Нему... (Там же)».
Другие ссылки на обожествление в трудах отцов церкви включают следующее:
Иудеи ответили ему, сказав: за доброе дело мы не забиваем Тебя камнями; но за богохульство; и потому что ты, будучи человеком, делаешь себя Богом Исус. ус отвечал им: разве не написано в вашем законе? Я сказал: вы боги? Если он называл их богами, к которому было слово Божье, и Писание не может быть нарушено; Скажите о том, кого Отец освятил и послал в мир: ты богохульствуешь; потому что я сказал: Я Сын Божий?
Учение об обожении или обожествлении в Восточном Православии относится к достижению подобия Бог, союз с Богом или примирение с Богом. В процессе преобразования обожествление проходит три стадии: катарсис, теория, теозис. Теозис как таковой - это цель, это цель жизни, и он действует достижимым только посредством синергии (или сотрудничества) между деятельностью людей и несотворенными энергиями (или операциями). Теозис - понятие в восточно-православном богословии, вытекающее из того факта, что восточно-православное богословие носит явно мистический характер. Богословие в Восточной традиции Православной Церкви, Восточное Православие считает, что «никто не следует путем единения с Богом». В восточно-православном богословии содержится православие, но оно основано на откровении (см. гносеология ), что означает, что восточно-православное богословие и его богословы подтверждаются аскетическими поисками, а не академическими степенями (т.. схоластика ).
Согласно Вестминстерскому словарю христианского богословия, цитируемому Миллетом и Рейнольдсом:
Обожествление (греческое богословие) является для Православия целью каждого христианина. Согласно Библии, человек «создан по образу и подобию Бога».... Человек стать подобным Богу, обожествиться, стать богом по благодати. Это учение основано на многих отрывках как из Ветхого, так и из Нового Завета (например, Пс. 82 (81).6; 2 Петра 1.4), и, по сути, это учение обоих Св. Павла, хотя он склонен использовать язык сыновнего усыновления (ср. Рим. 8.9–17; Гал. 4.5–7) и Четвертое Евангелие (ср. 17.21–23).
Язык II Петра используется святым Иринеем в его знаменитой фразе: «Если Слово было сделано человеком для того, чтобы люди могли стать богами» (Adv. Haer V, Pref.), И оно стало стандартом в греческом богословии. В четвертом веке святой Афанасий почти дословно повторяет Иринея, а в пятом веке святой Кирилл Александрийский говорит, что мы станем сыновьями «через участие» (греч. Methexis). Обожествление - центральная идея духовности св. Максима Исповедника, для которого это учение является следствием воплощения: «Обожествление, вкратце, есть охват и осуществление всех времен и веков»... и св. Симеона Новый теолог в конце десятого века пишет: «Тот, кто является Богом по природе, беседует с теми, кого он сделал богами по благодати, как друг беседует со своим лицом к лицу»....
Согласно Иерофею Влахосу, обожествление, также называемое теозисом, «есть участие в Нетварной благодати Бога» и «отождествляется с теорией (видение) Нетварного Света ». "Theoria - это видение славы Бога. Theoria отождествляется с видением нетварного Света, нетварной энергии Бога, с союзом человека с Богом, с человеческим обожением. Это видение, посредством которого достигается вера, есть что спасает: Вера приходит от слышания Слова и от переживания. Мы принимаем сначала через слушание, чтобы получить исцеление, а затем мы достигаем веры с помощью теорий, которая спасает человека. »Ученики Христа приобрели познание Триединого Бога в теории (видении Бога) и через откровение».
Для многих Отцов Церкви, теозис выходит за рамки Первое восстановление людей до состояния, в котором они были до грехопадения. чально испытанный в Эдемском саду, и что люди могут стать больше похожими на Бога, чем Адам и Ева были в то время. Некоторые восточно-православные богословы заходят так далеко, что говорят, что Иисус стал бы воплощением по этой причине в одиночку, даже если Адам и Ева никогда не грешили.
Путешествие Перспективный теозис включает множество форм практики. Наиболее очевидная форма - монашество и духовенство. В монашеской традиции практика исихазма наиболее важна как установка прямых отношений с Богом. Жизнь в сообществе церкви и регулярное принятие таинств, особенно Евхаристии, воспринимается как должное. Также важно развивать «сердечную молитву » и непрекращающуюся молитву, как Павел увещевает фессалоникийцев (1 и 2 ). Эта непрестанная сердечная молитва является доминирующей темой в писаниях отцов, особенно в тех, которые собраны в Филокалии. Считается, что никто не может достичь богословия без безупречной христианской жизни, увенчанной верной, теплой и, в конечном счете, безмолвной (исихаст ), непрерывной сердечной молитвой. «Деятелем» в обожествлении является Святой Дух, с которым человек соединяет свою волю, чтобы получить эту преобразующую благодать практикой и молитвой, и, как учит святой Григорий Палама, христианские мистики обожествляются по мере их становления. наполнены светом Фавора Святого Духа в той степени, в какой они открываются ему посредством аскетизма (обожествление не является односторонним действием Бога, но любовным сотрудничеством между Богом и продвинутым христианином, что Палама считает синергией). Эта синергия или сотрудничество между Богом и Человеком не приводит к тому, что человечество поглощается Богом, как учили в более ранних языческих формах обожествления, таких как Хенозис. Скорее он выражает единство во взаимодополняемости между сотворенным и творцом. Обретение Святого Духа является ключевым моментом, поскольку обретение духа ведет к самореализации.
Термин обожествление характерно для восточно-христианской мысли. Западное христианство, по крайней мере, со времен Августина Гиппопотамского (354-430), названного Доктором благодати, всегда предпочитало говорить о сверхъестественной благодати, преобразующей христианина по образу Христа. Однако нельзя сказать, что действие Бога на человеческую природу, выраженное в термине обожествление (теозис), чуждо римско-католическому учению, как это очевидно из того, что Августин повторяет знаменитую фразу Афанасия Александрийского : «Чтобы сделать людей богами, он был сделан человеком, который был Богом» (Deos facturus qui homines erant, homo factus est qui Deus erat). Это очевидно из того, что Катехизис католической церкви говорит о христианах как причастниках божественной природы:
Слово стало плотью, чтобы сделать нас «причастниками божественной природы»: «Ибо вот почему Слово стало человеком, и Сын Божий стал Сыном человеческим: так, чтобы человек, вступив в общение со Словом и, таким образом, получив божественное сыновство, мог стать сыном Божьим ». «Ибо Сын Божий стал человеком, чтобы нам стать Богом». «Единородный Сын Божий, желая сделать нас соучастниками Его божественности, принял нашу природу, чтобы он, сотворив человека, мог сделать людей богами»
, вероятно, наиболее плодовитый из средневековья схоластики богословы, св. Фома Аквинский писал:
Теперь дар благодати превосходит все возможности сотворенной природы, поскольку это не что иное, как приобщение к Божественной природе, которая превосходит любую другую природу. И поэтому невозможно, чтобы какое-либо создание могло вызвать благодать. Ибо столь же необходимо, чтобы только Бог обожествлял, даровав причастие Божественной Природе через сопутствующее подобие, поскольку невозможно, чтобы что-либо, кроме огня, могло воспламениться.
Он также писал об «особой любви Бога, посредством которой Онпривлекает разумное существо выше состояния своей природы к участию Божественного добра ». и в конечном итоге он коренит цель воплощения в теозисе. Однако важно, что обожествление, которое учили Аквинский, Августин и другие западные отцы, не онтологически, а скорее аналогично, что означает, что души не принимают сущность Бога, а скорее, через благодать наделяются благодатью. участие в Божественной Жизни.
О более современном римско-католическом богослове было сказано: «Богословское видение Карла Ранера, немецкое иезуита, чьи мысли оказали такое влияние на римский Католическая церковь и за ее пределами на протяжении последних пятидесяти лет в самой основой является символом теопоэзиса. Процесс обожествления является притяжением, вокруг которого движутся представления Раннера о творении, антропологии, христологии, экклезиологии, литургии и эсхатологии. Важность Для Раннера этот процесс таков, что мы вправеывать его богословский проект в целом как вопрос предоставления последовательного и современного объяснения обожествления ». Джошуа Блур в своей статье раскрывает рост обожествления из множества западных традиций, внимательно рассматривая католического богослова Кэтрин ЛаКунья, утверждая, что ЛаКунья рассматривает обожение как «личное общение с Богом, которое обожествляет человека в процессе, согласовывая его / ее. в подобие Христа »
Римский обряд литургия выражает доктрину обожествления или теозиса в молитве, произнесенной диаконом или священником при приготовлении евхаристической чаши:« Per huius aquae et vini mysteryium eius efficiamur divinitatis consortes, qui human nostrae fieri dignatus est particeps »(« Благодаря тайне этой воды и вина мы можем разделить божественность Христа, который смирил себя, чтобы разделить нашу человечность »)
Католическая церковь, что Бог дает некоторым душам, даже в настоящей жизни, особую благодать, с помощью которой они могут соединяться с Богом, даже будучи еще живыми: это истинное мистическое созерцание. Это рассматривается как кульминация трех состояний или стадий совершенства, через которые проходит душа: очищающий путь (очищение или очищение, греческий термин для которого κάθαρσις, катарсис), просветительский путь (так называемый, потому что в нем ум становится все более и более просвещенным в отношении духовных вещей и практики добродетели, что соответствует тому, что по-гречески называется Θεωρία, теория), и объединяющий путь (союз с Богом через любовь и реальный опыт и проявление этой любви, союз, который называется θέωσις, теозис).
Писания, приписываемые св. Дионисий Ареопагит пользовался большим регионом на Западе, и их тезисы и аргументы были приняты Питером Ломбсом, Александром Хейлсом, Альбертом Великим, Св. Фома Аквинский и св. Бонавентура. Согласно этим знаниям, мистическое знание следует отличать от рационального знания, которому мы познаем Бога в его природе, а через чудесный порядок вселенной, который является соучастием божественных идей. Благодаря более совершенному познанию Бога, то есть мистическому разуму, недоступному разуму, даже просвещенному верой, непосредственно созерцает тайны божественного света. Бога: это θέωσις (теозис), μυστικὴ ἕνωσις (мистический союз). Майстер Экхарт тоже учил обожествлению человека и ассимиляции творения в Творце посредством созерцания.
Обожествление, обращенные западные богословы, несмотря на его в литургических молитвах Запада, уделяют меньше внимания, чем восточные, тем не менее заметно в сочинениях западных мистиков.
Св. Екатерина Сиенская заявила, что Бог сказал: «Они подобны горящему углю, когда он полностью сгорит в печи, потому что он сам превратился в огонь. Так обстоит дело с этим душами, брошенными в печь. горнило моей милосердия, которые вообще ничего не хранят, ни капли своей собственной воли, вне меня, но полностью воспламенены во мне. Нет никого, кто мог бы схватить их или вывести их из моей благодати. Они были сделаны одно со мной, а я с ними ».
Св. Иоанн Креста писал: «Позволяя Богу действовать в нем, душа... сразу же освещается и преобразуется в Боге, и Бог сообщает ей Свое сверхъестественное Существо в такой мудрости, что кажется Сам Бог и имеет все то, что есть у Самого. Бога. И это объединение происходит, когда Бог дарует душе эту сверхъестественную милость, когда все сущности Бога и душа составляют одно в участвующем преобразовании; и душа кажется Богом, а не душой и действительно является Богом благодаря благодарию; хотя верно, что ее естественное существо, хотя и преобразованное таким образом, так же отличается от Существа Бога, как и прежде ».
Орест Браунсон писал: «Принцип порядка, основанного воплощения Слова, - это обожествление творения, чтобы оно могло участвовать в божественной жизни, которая есть любовь, и в божественном блаженстве, вечном и бесконечном. блаженстве святой и невыразимой Троицы, единого вечно живого Бога. Само творение не имеет другой цели или цели; и воплощение Слова, и весь христианский порядок, задуманы божественным домостроителем просто как средство для достижения этой цели, которая действительно реализована или завершена во Христе Господе, одновременно совершенном Боге и совершенном человеке, неразрывно соединенных в одной божественной личности. возрождение Святым Духом, чтобы объединить каждого человека со Христом и сделать всех верующих едиными с другом и единым с Ним, как он и Отец - одно. Все, возрожденные и объединенными таким образом, соединены с Богом, сделал один с ним, живи в его л и участвовать в его бесконечном, вечном и невыразимом блаженстве или блаженстве. "
Из английской Реформации понимание в терминах сопоставимой с православной доктриной теозиса, признанного в англиканской традиции, Дж. Блур исследует обожествление / теозис у покойного англиканского священника и теолога Канона А.М. (Дональда) Алчина, но это также исследуется в трудах Ланселота Эндрюса, который описал спасение в терминах, живо напоминающих о ранних отцах:
Таким образом, как прежде Он наш, Великое обетование Ветхого Завета исполнилось, что мы должны быть «consortes divinae naturae», «приобщиться» к нам.
CS Льюис, говоря о личной вере в предмет буквального обожествления, следующее:
Это серьезное дело - жизнь в обществе богов и богинь, память, что самый т упой и самый неинтересный человек, когда вы возникло бы сильное искушение поклоняться.
В более полном изложении своих обвинений в буквальном обожествлении К.С. Льюис заявил в своей книге «Простое христианство». следующим образом:
Команда «Будьте совершенны» - это не идеалистический газ. И это не приказ делать невозможное. Он собирается превратить нас в настоящей команде. Он сказал (в Библии), что мы были «богами», и Он исправить Свои слова. Он превратит самых слабых и грязных из нас в бога или богиню, ослепительное, сияющее, бессмертное существо, пульсирующее всюду с такой энергией, радостью, мудростью и любовью, как мы не можем. может сейчас представить себе яркое зеркало из нержавеющей стали, которое идеально (хотя, конечно, в меньшем масштабе) отражает Его безграничную силу, восторг и доброту. Процесс будет долгим и по частям очень болезненным; но это то, что нас ждет. Не меньше. Он имел в виду то, что сказал.
Теозис не подчеркивается в протестантском богословии, за исключением квакеров, которые считали себя на небесах, и методистов / уэслианцев, чьи религиозные традиции всегда уделяли большое внимание полное освящение, и чья доктрина освящения имеет много с католической / восточно-православной концепцией теозиса или обожествления.
В начале Реформации считалось, что доктрина объединение со Христом (unio cum Christo) предшествует всему процессу спасения и освящение. Это было особенно верно в отношении работы Жана Кальвина.
Генри Скугала «Жизнь Бога в душе человека» иногда упоминается как важная для сохранения протестантов центральных идей доктрины. Во вступительных отрывках своей книги Скугал «религию» в терминах, вызывающих доктрину теозиса:
... Божественных совершенств, образ Всемогущего, сияющий в душе человека:... реальное участие его природы, это луч вечного света, капля этого бесконечного океана благости; и о тех, кто наделен этим, можно сказать, что «Бог обитает в их душах» и «Христос сформирован в них».
Основываясь на их духовном опыте и проверенных свидетельством Священных Писаний, Джорджа Фокса и ранних квакеры считали, что обитание на небесах было нормальным явлением в ранней церкви, где отдельные люди и общины руководились живым присутствием Христа, обитавшего в них. Джордж Фокс писал:
«Священные Писания говорят, что Бог будет жить в людях и ходить в людях… Разве Апостол не говорит, что святые были причастниками Божественной природы? И что Бог живет в святых и Христе есть в них, если только они не нечестивцы? И разве святые не приходят есть плоть Христа? И если они едят плоть Его, разве не внутри них? »
Теозис как учение, развитое в особой форме. направление среди методистов и других участников пиетистского движения, которое пробудило протестантский интерес к аскетизму ранней католической церкви и некоторым из мистических традиции Запада. В частности, в уэслианском протестантизме теозис иногда подразумевает доктрину полного освящения, которая в итоге учит, что цель христианина, в принципе достижимая, - жить без какого-либо (добровольного) греха (Христианское совершенство ). В 1311 году Римско-католический Венский собор провозгласил эту идею, «что человек в этой нынешней жизни может достичь такой большой и такой степени совершенства, что он станет внутренне безгрешным, и что он не сможет продвигаться дальше в благодати »(Дензигер §471), быть ересью. Таким образом, это конкретное протестантское (в первую очередь методистское) понимание теозиса существенно отличается от понимания Римско-католической, Православной или Англиканской церквей. Эта доктрина христианского совершенства была резко критикована многими в англиканской церкви во время служения Джона Уэсли и до сих пор вызывает споры среди протестантов и англиканцев. день.
Совсем недавно финская школа лютеранской мысли провела тесные ассоциации между теозисом и оправданием. Эта линия богословского развития, возглавляемая Туомо Маннермаа, выросла из переговоров между Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии и Русской православной церковью между 1970 и 1986 годами. Маннермаа утверждает в своей книге «Христос, присутствующий в вере», что реальный обмен между Христом и грешным человечеством, тема, преобладающая в трудах Лютера, является синонимом восточных взглядов на теозис. Именно в этом реальном обмене Маннермаа говорит, что «союз между Христом и верующим делает последнего« полностью божественной [личностью] [sic ] ». Хотя этот отход от традиционной лютеранской мысли иногда провозглашается «порогом третьего лютеранского возрождения», другие лютеранские ученые не согласны и утверждают, что идея теозиса нарушает теологию Лютера о принципах креста, игнорируя реальное различие, которое является аксиоматическим не только для Лютера, но для ортодоксального христианства в целом. Одним из наиболее выдающихся ученых является Роберт Колб, который в первую очередь основывает эту критику на использовании Лютером брачных метафор относительно отношений христианина с Богом. Колб пишет: «Эта точка зрения игнорирует природу« союза »жениха и невесты, который Лютер использовал до сих пор».
Евангелическая наука привела к еще одному взгляду на теозис. Ученый-патристолог Дональд Фэйрберн утверждал, что теозис у греческих отцов - это не онтологический обмен между Сыном и христианином. В целом Фэйрбэрн утверждает, что изменение, происходящее в теозисе, - это «нечто большее, чем просто статус, но меньшее, чем обладание самой сущностью Бога». В своей книге «Жизнь в Троице» он утверждает, что благодаря нашим отношениям с Сыном мы вступаем в те же отношения с Отцом (и Духом), что и Сын. Он поддерживает этот аргумент, определяя различие между теплым общением Сына с Отцом и его онтологическим союзом с Отцом. Он утверждает, что греческие отцы, в первую очередь Афанасий и Кирилл Александрийский, были ясны, что мы никогда не разделяем онтологический союз с Богом, а только это близкое общение.
Подобно Афанасию, но с гораздо большей точностью, Кирилл различает два вида единства между Отцом и Сыном. Первое - это единство сущности, и Отец и Сын никоим образом не разделяют с нами такого единства. Однако второе - это единство любви или товарищества, благодаря которому благодаря их единству сущности на протяжении всей истории человечества.
Современное возрождение концепции теозиса (часто называемое «явным сыновством» или «христианством») среди христиан, придерживающихся доктрины всеобщего примирения или апокатастасиса, особенно тех, кто имеет опыт харизматизм Движение позднего дождя или даже движения Нью Эйдж и Новая мысль. Утверждение веры Христианской универсалистской ассоциации включает теозис в один из пунктов.
Меньшинство харизматических христианских универсалов полагает, что «возвращение Христа » - это совокупность совершенных человеческих сущностей, которые являются «Проявленными Сынами Бога», а не буквальным возвращением личности Иисуса. править на земле и преобразовывать всех других людей от греха к совершенству в течение эпохи, которая скоро наступит (особенно «универсалистский» подход к милленаризму ). Некоторые либеральные христиане универсалы со взглядами Нью Эйдж разделяют с другими эсхатологические.
Практика аскетической молитвы, называемая исихазмом на Востоке. Православная церковь сосредоточена на просвещении или обожествлении, обожествлении человека.
В то время как Константинополь пережил череду соборов, попеременно одобряющих и осуждающих учение об исихазме, Западная церковь не проводила соборов, на которые можно было бы сделать заявление по этому вопросу., а слово «исихазм» не встречается в Enchiridion Symbolorum et Definitionum (Справочник символов веры и определений), сборник римско-католических учений, используемых составленным Генрихом Джозефом Доминикусом Дензингером.
Несмотря на Тот факт, что исихастское учение Григория Паламы официально не осуждено католической церковью, западные богословы склонны отвергать его, часто приравнивая его к квиетизму. Это отождествление могло быть частично вызвано тем фактом, что «квиетизм» - это буквальный перевод слова «исихазм». Однако, согласно Каллистосу Уэру, «перевод« исихазм »как« квиетизм », хотя, возможно, этимологически оправдан, исторически и теологически ошибочен». Уэр утверждает, что «отличительные принципы западных квиетистов семнадцатого века не характерны для греческого исихазма». В другом месте Уэр также утверждает, что важно не переводить «исихазм» как «квиетизм».
Долгое время паламизм почти не последователей на Западе. и недоверчивое отношение Варлаама в этом отношении преобладало среди западных теологов, сохранившихся до начала 20 века, как показано в статье Адриана Фортескью об исихазме в католической 1910 г. Энциклопедия. В тот же период Симеон Вайе описал некоторые аспекты учения Паламы, такие как «чудовищные заблуждения», «ереси» и «воскрешение политеизма», а также назвал исихастский метод достижения совершенного созерцания «нет». более чем грубая форма самовнушения "
В 20-м веке произошли заметные изменения в отношении римско-католических богословов к Паламе, его «реабилитация», которая привела к тому, что все большее количество западных церквей стали рассматривать его святой, даже если он неканонизирован. Джон Мейендорф указывает на реабилитацию Паламы в 20 веке в истории как «знаменательное событие в истории науки». Андреас Андреопулос цитирует статью Fortescue в католической энциклопедии 1910 года как пример того, как недоверчивый Варлаам и враждебное отношение к исихазму сохранялось до недавнего времени на Западе, добавляя, что теперь «западный мир начал заново открывать для себя то, что составляет потерянную традицию. Исихазм, который никогда не был чем-то близок к исследованиям ученых, теперь изучается западными теологами, которые поражены глубокой мыслью и духовностью поздней Византии ».
Некоторые западные ученые утверждают, что между учением Паламы нет противоречий. и римско-католической мысли, а некоторые включили различие сущностей и энергий в свое собственное мышление. Например, Дж. Филипс утверждает, что различие сущностей и энергий, представленное Паламой, является "типичным примером совершенно допустимого богословского плюрализма", т.е. совместим с римско-католическим магистериумом.
Джеффри Д. Финч утверждает, что «будущее сближения Востока и Запада, похоже, преодолеет современную полемику нео-схоластики и неопаламизма».
Папа Иоанн Павел II неоднократно подчеркивал свое уважение к восточному богословию как обогащению для всей Церкви, заявляя, что даже после болезненного разделения между христианским Востоком и Римским престолом, это богословие открыло глубокие, заставляющие задуматься перспективы, интересные для всей Церкви. В частности, он говорил о исихастских спорах. По его словам, термин «исихазм» относится к практике молитвы, отмеченной глубоким спокойным духа, стремящимся к непрерывному созерцанию Бога, взывая к имени Иисуса. Папа сказал, что, хотя с католической точки зрения, предложенная возможность объединиться в своем внутреннем сердце с помощью предложенной возможности объединиться в своем внутреннем сердце с Богом в том глубоком союзе благодати, известном как теозис, обожествление.
Среди сокровищ «почтенных и древних традиций восточных церквей», с которыми, по его словам, католики должны быть знакомы, чтобы быть питаемый ею, он, в частности, упомянул «учение каппадокийских отцов об обожествлении (которое) вошло в традицию всех восточных церквей и является частью их общего наследия. Это можно резюмировать в мысли, уже высказанной святым Иринеем в конец второго века: Бог перешел в человека, чтобы человек мог перейти к Богу.Это богословие обожествления остается одним из достижений, особенно дорогих для восточно-христианской мысли. «
Мормонизм включает в себя веру в доктрину возвышения, что означает буквальное обожествление. По мнению мормонских ученых, существует сходство между верой мормонов в вечное развитие и верованиями, обнаруженными в святоотеческих писаниях первого, второго и третьего веков нашей эры
Согласно основателю мормонизма, Джозефу Смиту через послушание Христу и постепенное приобретение знаний верные могут в конечном итоге стать наследниками Бога в загробной жизни и «унаследовать все», как сам Христос «унаследовал все». Мормоны верят, что они будут продолжать поклоняться и подчиняться Богу Отцу во имя Христа в загробной жизни.
Мормоны не характеризуют Отца, Сына и Святого Духа в терминах нематериальной, бесформенной субстанции или сущности, которая отличает божественность как отдельный род от человечества. Они полагают, что эта классификация божественности была создана постапостольскими теологами, чьи рассуждения о Боге находились под влиянием греческих метафизических философов, таких как неоплатоники, которые описывали свои представления о божестве в аналогичных терминах божественной субстанции / сущность (ousia ) —ie термины, которые были неизвестны доикийскому христианскому миру. Мормоны верят, что через современные откровения Бог восстановил учение о том, что все люди духовно рождены (Евреям 12: 9, Деяния 17: 28–29 ) сыновьями и дочерьми Небесного Отца, и поэтому все являются частью одной небесной семьи. Поскольку люди буквально являются детьми Бога, они также могут быть наследниками Его славы и сонаследниками с Иисусом Христом (Римлянам 8: 16–17 ).
Мормоны верят, что «слава Божья - это разум», другими словами, свет и истина »(У. и З. 93:36 ). Следовательно, процесс унаследования Его славы - это процесс обучения. В качестве решающего шага в этом процессе все духовные дети Бога имели выбор прийти на Землю чтобы получить тело и продолжить свое развитие. Мормоны верят, что падшее состояние человечества (смертность) не было результатом незапланированной отмены Божьего плана по созданию вечного земного рая, а, скорее, это был решающий шаг, который дает возможность учиться и расти перед лицом противодействия (2 Нефий 2:11, 25 ). Таким образом, цель земной жизни - обретение знаний и опыта, что включает преодоление испытаний и ошибок через Искупление Иисуса Христа и, используя извлеченные уроки, стать сильнее и мудрее, больше походить на свои Небеса Ли Отец (У. и З. 98: 3 ). Те, кто претерпят до конца (Матфея 24:13, Марка 13:13 ) в земной жизни, а также те, кто принимает Евангелие после смерти (см. крещение для мертвые ) смогут обитать в присутствии Бога, где они смогут продолжать расти в свете и истине, которая «свет становится все ярче и ярче, доколе не наступит совершенный день» (У. и З. 50:24 ). Мормоны верят, что Отец и Сын обладают прославленными бессмертными физическими телами (У. и З. 130: 22 ) и что благодаря воскресению Христа люди также воскреснут и унаследуют тот же тип тела (Филиппийцам 3:21 ).
Итак, исихазм, который сосредоточен на просвещении или обожествление (Θέωσις, или теозис, по-гречески) человека прекрасно воплощает в себе сотериологические принципы и всю полноту духовной жизни Восточной церкви