Часть серии по |
Христология |
---|
|
Монофизитство ( / м ə п ɒ е ɪ с aɪ ˌ т ɪ г əm / или / м ə н ɒ е ɪ с ɪ ˌ т ɪ г əm / ) или Monophysism ( / м ə п ɒ е ɪ г ɪ г əm / ) - христологический термин, образованный от μόνος monos, «одинокий, одинокий» и φύσις physis, слова, имеющего много значений, но в данном контексте означающего « природа ». Это определяется как «учение о том, что в личности воплощенного Слова (то есть в Иисусе Христе ) была только одна природа - божественная».
Первый Никейский собор (325) заявил, что Христос был божественным ( homoousios, единосущный, одного существа или сущности, с Отцом ) и человека (воплотился и стал человеком). В пятом веке между кафедрами и богословскими школами Антиохии и Александрии разгорелась острая полемика о том, как божественность и человечность существовали во Христе, первая подчеркивала человечность, вторая - божественность Христа. Кириллу Александрийскому удалось добиться осуждения Нестория, выдающегося представителя антиохийской школы на Эфесском соборе в 431 г., и настоять на формуле «один физис воплощенного Слова», утверждая, что любая формула, в которой говорится о двух физеидах, представляет несторианство.. Некоторые учили, что во Христе человеческая природа была полностью поглощена божественным, оставив только божественную природу. В 451 года Халкидонский, на основании папы Льва Великого «S 449 декларации, определяется, что во Христе два естества, объединенных в одном человека.
Тех, кто настаивал на формуле «одного физического », называли монофизитами, а тех, кто принимал халкидонское определение «двух естеств», называли диофизитами - термин, применяемый также к последователям несторианства.
Формы монофизизма были многочисленны и включали следующие:
Что касается словесных деклараций монофизитства, Хусто Л. Гонсалес заявил: «Чтобы не дать ошибочного представления о теологии так называемых монофизитских церквей, существовавших до двадцатого века, следует указать, что все крайние секты Монофизизм исчез за короткий промежуток времени, и что христология нынешних так называемых монофизитских церквей ближе к словесному, чем к настоящему монофизизму ".
При императоре Василиске, который изгнал императора Зенона в 475 году, «монофизиты достигли вершины своего могущества». В своей энциклионе, изданной в том же году, он отменил Халкидонский собор и признал Второй Эфесский собор 449 года, за исключением одобрения Евтихия, которого осудил Василиск. Он потребовал, чтобы его указ подписал каждый епископ. Среди полученных им подписей были подписи трех из четырех Восточных Патриархов, но Патриарх и население столицы выразили столь решительный протест, что в 476 году, видя неизбежность его свержения, он издал свой Антиэнциклион, отменяющий свой прежний указ. В том же году Зенон победоносно вернулся.
События показали, что существует раскол между населением Константинополя и Балкан, твердо придерживающимся халкидонских симпатий, и преимущественно антихалкидонским населением Египта и Сирии. Пытаясь примирить обе стороны, Зенон, при поддержке Акакия Константинопольского и Петра III Александрийского, попытался обеспечить соблюдение компромиссного декрета Хенотикона (Формула союза) от 482 года, который осуждал Евтихия, но игнорировал Халкидон. С обеих сторон последовали расколы. Рим отлучил Акакия от церкви (что привело к 35-летнему акакийскому расколу ), в то время как в Египте Ацефалы отделились от Петра III. Акакийский раскол продолжился при преемнике Зенона, монофизите Анастасии I Дикоре, и закончился только с вступлением на престол халкидонского Иустина I в 518 году.
На смену Юстину I пришел халкидонский Юстиниан I (527–565), жена которого, однако, императрица Феодора защищала монофизитов и помогала им. Патронаж Гассанидов над монофизитской сирийской церковью в это время под руководством филарха Аль-Хариса ибн Джабала имело решающее значение для ее выживания и возрождения, и даже для ее распространения. За Юстинианом I последовал Юстин II, который, будучи, возможно, из-за влияния Феодоры, монофизитом, обратился в халкидонскую веру до того, как занял императорский престол. Некоторое время спустя он принял политику преследования монофизитов. Начиная с Юстиниана I, ни один император не был провозглашенным монофизитом, хотя они продолжали свои попытки найти компромиссные формулы, такие как моноэнергетика и монофелитизм.