Акакий Константинопольский

редактировать
Святой Акакий
Патриарх Константинопольский
Умер489
Почитаемые вВосточном Православии. Коптский Православная Церковь
Праздник 30 коптского месяца Хатор
Акакий Константинопольский
Вселенский Патриарх Константинополя
Установлен472
Срок истек489
Личные данные
КонфессияВосточное христианство

Акакий(? - 26 ноября 489 г.) был Вселенским Патриархом Константинополя с 472 по 489 год. Акакий был практически первым прелатом на протяжении Восточного Православия и прославился своим амбициозным участием в халкидонский спор.

Акакий посоветовал византийскому императору Зенону издать эдикт Генотикона в 482 году, в котором Несторий и Евтихий были осуждены, двенадцать глав Кирилла Александрийского были приняты, а Халкидонское Определение игнорировалось. Эта попытка отложить спор о православии на Халкидонском соборе оказалась напрасной. Папа Феликс III видел престиж своего престола в этом пренебрежении Халкидоном и его предшественником Львом. послание. Он осудил и низложил Акакия, процесс, к которому последний относился с презрением, но который включал раскол между двумя престолами, который продолжался после смерти Акакия. Акакийский раскол продолжался в течение долгого и беспокойного правления византийского императора Анастасия I и был исцелен только Юстином I при папе Хормисдасе в 519 году.

Коптская православная церковь празднует отъезд святого Акакия, Патриарха Константинопольского, 30 числа коптского месяца хатур.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь и епископат
  • 2 Халкидонские споры
    • 2.1 Противостояние союзников против Базилика и Тимофея Элеруса
    • 2.2 Споры по поводу Петра Монгуса и Иоанна Талаи
    • 2.3 Генотиконский эдикт и акакийский раскол
  • 3 Ссылки
  • 4 Библиография
Ранняя жизнь и епископат

Акакий впервые появляется в достоверной истории как сиротроф, или чиновник, которому поручено заботиться о сиротах, в церкви Константинополя, которой он управлял с заметным успехом. Суйдас далее описывает Акация, как несомненно яркую личность, которая максимально использует свои возможности. Похоже, он произвел впечатление очаровательного великолепия манер; был открыт; учтивый, но благородный в поведении; вежлив в речи и любил некоторую церковную демонстрацию.

Его способности привлекли внимание римского императора Льва I, на которого он получил большое влияние благодаря искусства искусного придворного, что привело к его преемственности на престоле Патриарха после смерти Геннадия в 471 году. Первые пять или шесть лет его епископства были достаточно спокойными. Вскоре он участвовал в спорах, которые продолжались на протяжении всего его патриархата и закончились расколом между церквями Востока и Запада

с одной стороны. восстановить единство восточного православия, которое было отвлечено разнообразием мнений, вызванных евтихианскими дебатами ; а с другой стороны, чтобы усилить авторитет его см., утверждая свою независимость от Рима и распространяя свое влияние на Александрию и Антиохию. В обоих отношениях он, кажется, действовал больше в духе государственного деятеля, чем теолога; и в этом отношении личные черты щедрости, учтивости и хвастовства, отмеченные Суидом, имеют достойное значение.

Халкидонские споры

Союзное сопротивление Базилику и Тимофею Элеру

Оппозиция была первой важной мерой, принесшей Акакию восторженную народную поддержку и похвалу папы Симплициуса. Вместе с стилитом монахом, Даниилом Столпником, он возглавил оппозицию узурпированному императору Василиску. Тимофей Элерус, нехалкидонский патриарх Александрии, находящийся под защитой Василиска с 476 г., уже побудил Василиска выступить с энциклической или императорской прокламацией (egkyklios), осуждающей учение Халкидонского собора. Сам Акакий сначала, кажется, не решался добавить свое имя в список азиатских епископов, которые уже подписали энциклику; но, предупрежденный письмом от Папы Симплициуса, который узнал о его сомнительном отношении от неусыпно бдительной монашеской партии, он пересмотрел свою позицию и яростно бросился в дебаты. Эта внезапная смена фронта спасла его в общественном мнении, и он завоевал уважение халкидонской партии, особенно среди различных монашеских общин Востока, своей теперь демонстративной заботой о здравой доктрине. Даже папа Симплиций написал ему похвальное письмо.

Главным обстоятельством, благодаря которому Акакий был обязан этой внезапной волной популярности, была ловкость, с которой ему удалось поставить себя во главе того движения, в котором Даниил Столпник был корифеем и истинным вдохновителем. Волнение, конечно, было спонтанным со стороны его монашеских покровителей и населения в целом, которые искренне ненавидели евтихианские теории воплощения; но можно сомневаться, был ли Акакий в халкидонской оппозиции сейчас или в попытках достичь компромисса чем-то более глубоким, чем политик, стремящийся достичь своих личных целей. Из богословских принципов он, кажется, никогда не понимал последовательно. У него была душа игрока, и он играл только ради влияния. Василиск был побежден.

Василиск отозвал свою наступательную энциклику контрпровозглашением, но его сдача не спасла его. Тем временем император Зенон, беглец до времени противостояния акаков, вернул себе утраченный трон; и Василиск, после унизительных и тщетных уступок церковной власти, был отдан ему (как гласит предание) Акакием после того, как он укрылся в своей церкви в 477 году. В этот момент проявляются отношения между Зеноном, Акакием и Симплицием. быть дружелюбным. Они согласились с необходимостью принятия решительных мер для подтверждения постановлений Халкидонского собора и какое-то время действовали согласованно.

Споры по поводу Петра Монга и Иоанна Талаи

В 479 году Акаций освятил Патриарх Антиохийский, и, таким образом, превысил надлежащие пределы своей юрисдикции. Однако папа Симплиций признал назначение под предлогом необходимости.

Вскоре проблемы вырвались наружу, когда нехалкидонская партия Александрии попыталась принудить Петра Монгуса к тому, что см. против Иоанна Талайи в 482 году. Симпликус протестовал против назначения Петра Монгуса патриархом из-за его роли в нехалкидонской партии Александрии, на стороне Иоанна Талаи.

Оба претенденты открыты для серьезных возражений. Монгус был или, по крайней мере, был нехалкидонцем; Иоанн Талайя был связан торжественным обещанием Императору не искать и (как кажется) не принимать Патриархат. Талая сразу же искала и заручилась поддержкой Симплициуса и пренебрегала Акакием. Монгус представил Акакию, что он сможет, если подтвердит в своем посте, излечить разногласия, вызванные спором.

На этот раз события дали Акакию возможность, которую он, похоже, так долго ждал, - претендовать на первенство. чести и юрисдикции на всем Востоке, что освободило бы епископов столицы не только от ответственности перед престолами Александрии, Антиохии и Иерусалима, но также и перед римским понтификом. Акакий, который теперь полностью снискал расположение Зенона, предложил императору встать на сторону Монгуса, несмотря на яростное сопротивление Симплиция. Акакий в ответ отправил послов для обсуждения условий воссоединения всех церквей Востока.

Эдикт Генотикона и Акакийский раскол

Вскоре после этого Акакий составил документ или серию статей, в которых представлял собой одновременно и символ веры, и инструмент воссоединения, как его меру претендовать на юрисдикцию над всем Востоком. Это кредо, известное теологии как Хенотикон, первоначально было адресовано непримиримым группировкам в Египте. Это был призыв к воссоединению на основе сдержанности и компромисса. И в этом аспекте он предлагает значимое сравнение с другим, более известным набором «статей», составленных почти одиннадцатью веками позже, когда лидеры англиканского раскола осторожно прокладывали путь между крайности римского учения, с одной стороны, и лютеранского и кальвинистского отрицания, с другой.

Указ Генотикона 482 г. подтвердил Никейско-константинопольский символ веры (т. е. Никейский символ веры завершен в Константинополе ) как предоставляющий общий, окончательный и единый символ или выражение веры. Все остальные символы или математики были исключены; Евтихий и Несторий были безошибочно осуждены в анафеме, в то время как двенадцать глав Кирилла Александрийского были приняты. Учение Халкидона было не столько отвергнуто, сколько замалчено; Иисус Христос был описан как «единородный Сын Божий... один, а не два», и не было явной ссылки на две природы.

Петр Монг, естественно, принял генотикон и, следовательно, был подтвержден в его увидеть. Иоанн Талайя отказался подписаться на него и удалился в Рим (482–483), где его дело было с большой энергией подхвачено письмами Папы Симплициуса, призывающего Акакия проверить развитие ереси в других местах и ​​на Александрия. Письма оказались бесполезными, и Симплиций вскоре умер.

Его преемник, Папа Феликс III ревностно поддержал дело Талаи и отправил в Константинополь двух епископов, Виталия и Мизена, с письмами к Зенону. и Акакий, требуя, чтобы последний отправился в Рим, чтобы ответить на обвинения, выдвинутые против него Талаей (Феликс, Эпизод 1, 2). Миссия полностью провалилась. Виталис и Мизен были вынуждены публично общаться (т. Е. Принять Святое Причастие ) с Акакием и представителями Монгуса, и в 484 г. они вернулись в Италию, вызывая смущение.

По прибытии в В Риме состоялся возмущенный синод. Сами они были низложены и отлучены от церкви; против Монгуса была объявлена ​​новая анафема, и Акакий был безвозвратно отлучен от церкви за связь с Монгусом, за превышение пределов своей юрисдикции и за отказ ответить в Риме на обвинения Талаи; но никакого прямого еретического мнения против него не было доказано или выдвинуто против него. Папа Феликс заклеймил Акакия как человека, согрешившего против Святого Духа и апостольской власти (Habe ergo cum his... partem S. Spiritus judicio et apostolica auctoritate damnatus); и он был объявлен вечно отлученным от церкви (nunquamque anathemis vinculis exuendus).

Феликс передал приговор Акакию, и в то же время написал Зенону и церкви в Константинополе, обвиняя всех в мучениях. отлучения, отделить от низложенного патриарха. Другой посланник, по имени Тутус, был послан, чтобы лично нести указ об этом двойном отлучении от церкви к Акакию. Акакий отказался принять документы, принесенные Тутусом, и продемонстрировал свое чувство авторитета Римского престола и осудившего его синода, вычеркнув из диптихов имя Папы Феликса. В остальном угрозы Феликса не имели никакого практического эффекта. Восточные христиане, за очень немногими исключениями, остались в общении с Акакием.

Талайя в равной степени отказался от борьбы, согласившись стать епископом Нолы ; Зенон и Акакий предприняли активные действия, чтобы добиться всеобщего признания генотикона на Востоке. Согласно некоторым (и, вероятно, предвзятым) источникам, Акакий начал жестокую политику насилия и преследований, направленную в основном против своих старых противников - монахов, чтобы работать с Зеноном для общего принятия Генотикона. Осуждение Акакия, вынесенное от имени Папы, было повторено от имени Халкидонского собора, и раскол был завершен в 485 году. Акакий не обращал внимания на приговор вплоть до своей смерти в 489 году, которая за ним последовали Монгус в 490 году и Зенон в 491.

Фравитас (Флавитас, Флавиан), его преемник, во время очень короткого патриархата вступил в переговоры с Феликсом, которые ни к чему не привели. Политика Акакия сломалась, когда он больше не мог ее оживить. Через несколько лет все его труды были прекращены. Генотикон не смог восстановить единство Востока, и в 519 году византийский император Юстин I подчинился папе Гормисдасу, и осуждение Акакия было признано Церковь Константинополя.

Ссылки

Атрибуция:

Библиография
Титулы халкидонского христианства
Предшественник. Геннадий I Константинопольский Патриарх . 472–489Преемник. Фравитта
Последняя правка сделана 2021-06-08 20:14:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте