Аль-Харит V ибн Джабала | |
---|---|
Король Гассанидов, римский патриций и филарх сарацинов | |
Правление | c.528 - 569 |
Предшественник | Джабала IV |
Преемник | аль-Мундир III |
Умер | 569 |
Отец | Джабала IV |
Аль-Харит ибн Джабала (арабский : الحارث بن جبلة; [Флавиос ] Аретас ([Φλάβιος] Ἀρέθας) в греческих источниках; Халид ибн Джабала (خالد بن جبلة) в более поздних исламских источниках), был королем Гассаниды, до исламские арабы, жившие на восточной границе Византийской империи. Пятый правитель Гассанидов с таким именем, он правил с ок. 528 по 569 год, был самым продолжительным из всех христианских арабских правителей и сыграл важную роль в римско-персидских войнах и их делах. Сирийской Православной Церкви. За заслуги перед Византией он был сделан патрикием и vir gloriosissimus.
Харит был сыном Джабалы IV (Габала в греческих источниках) и брат Абу Кариба (Abocharabus), филарх из Palaestina Salutaris. Он стал правителем Гассанидов и филархом Аравии Петреи и Палестиной Секунда, вероятно, в 528 году, после смерти своего отца в битве при Таннурите.. Вскоре после (ок. 529) он был воспитан византийским императором Юстинианом I (годы правления 527–565), по словам историка Прокопий, «с достоинством царя», став общим главнокомандующим всех арабских союзников Империи на Востоке с титулом πατρίκιος καὶ φύλαρχος τῶν Σαρακηνῶν («патриций и филарх Сарацины "). Однако его фактическая зона контроля, возможно, первоначально была ограничена северо-восточной частью арабской границы Византии. В то время византийцы и их арабские союзники были вовлечены в Иберийскую войну против Сасанидской империи и их арабских клиентов, Лахмидов, и шаг Юстиниана был разработан, чтобы создать аналог могущественного правителя Лахмидов, Мундхира, который контролировал арабские племена, союзные персам.
В этом качестве Харит сражался от имени византийцев во всех их многочисленных войнах против Персии. Уже в 528 году он был одним из командиров, отправленных в карательный поход против Мундира. В 529 г. он помог подавить широкомасштабное восстание самаритян, захватив 20 000 мальчиков и девочек, которых он продал в рабство. Возможно, именно успешное участие Харита в этом конфликте побудило Юстиниана повысить его до верховного филарха. Возможно, он принимал участие со своими людьми в победе Византии в битве при Даре в 530 году, хотя ни один источник не упоминает его прямо. В 531 году он возглавил 5000 арабский контингент в битве при Каллиникуме. Прокопий, источник, враждебный правителю Гассанидов, утверждает, что арабы, находившиеся справа от Византии, предали византийцев и бежали, что стоило им битвы. Джон Малалас, однако, чьи записи в целом более надежны, сообщает, что хотя некоторые арабы действительно бежали, Харит стоял твердо. Обвинение Прокопия в измене, выдвинутое Прокопием против Харита, по-видимому, еще больше подрывается тем фактом, что, в отличие от Велисария, он сохранил командование и активно участвовал в операциях вокруг Мартирополиса позже в том же году.
В 537/538 или 539 годах он столкнулся с Мундиром из Лахмидов из-за прав пастбищ на землях к югу от Пальмиры, недалеко от старого Страта Диоклетиана. Согласно более поздним сообщениям ат-Табари, правитель Гассанидов вторгся на территорию Мундхира и захватил богатую добычу. сасанидский император, Хосров I (годы правления 531–579), использовал этот спор как предлог для возобновления военных действий с византийцами, и в 540 году возобновилась война. В 541 г. Харит и его люди в сопровождении 1200 византийцев под командованием генералов Иоанна Обжорства и Траяна были отправлены Велизарием в набег на Ассирию. Экспедиция прошла успешно, глубоко проникла на территорию врага и собрала много добычи. Однако в какой-то момент византийский контингент был отправлен обратно, и впоследствии Харит не смог ни встретиться, ни сообщить Велисарию о его местонахождении. По словам Прокопия, это, помимо вспышки болезни среди армии, вынудило Велизария отступить. Прокопий также утверждает, что это было сделано намеренно, чтобы арабам не пришлось делиться своей добычей. Однако в своей «Тайной истории» Прокопий дает иную картину бездействия Велизария, совершенно не связанную с правителем Гассанидов. В ок. 544/545 Харит был вовлечен в вооруженный конфликт с другим арабским филархом, ал-Асвадом, известным по-гречески как Асуадес.
С ок. 546 В то время как две великие империи жили в мире в Месопотамии после перемирия 545 г., конфликт между их арабскими союзниками продолжался. Во время внезапного набега Мундхир схватил одного из сыновей Харита и принес его в жертву. Однако вскоре после этого Лахмиды потерпели тяжелое поражение в решающей битве между двумя арабскими армиями. Конфликт продолжался, и Мундхир неоднократно совершал набеги на Сирию. В одном из таких набегов, в июне 554 г., Харит встретил его в решающей битве при Явме Халиме («День Халимы»), отмечаемом в доисламской арабской поэзии, около Халкиды, при котором Лахмиды потерпели поражение. Мундхир пал в поле, но Харит также потерял своего старшего сына Джабалу.
В ноябре 563 года Харит посетил императора Юстиниана в Константинополе, чтобы обсудить его преемственность и набеги на его владения со стороны Правитель Лахмида Амр ибн Хинд, который в конечном итоге был куплен на субсидии. Он определенно произвел яркое впечатление в столице империи, не в последнюю очередь своим физическим присутствием: Иоанн Эфесский пишет, что годы спустя император Юстин II (годы правления 565–578), сошедший с ума, был напуган и спрятался, когда ему сказали: «Аретас идет за тобой».
Когда аль-Харит умер в 569 г. во время предполагаемого землетрясение, ему наследовал его сын аль-Мундхир III ибн аль-Харит (греческий койне : Φλάβιος Ἀλαμούνδαρος Flávios Alamúndaros в византийских источниках). Воспользовавшись этим, новый правитель Лахмидов Кабус ибн аль-Мундир начал атаку, но был окончательно разбит.
В отличие от своих византийских сюзеренов, Харит был стойким миафизитом и отвергал Халкидонский собор. На протяжении всего своего правления аль-Харис поддерживал антихалкидонские тенденции в регионе Сирии, председательствовал на церковных советах и занимался теологией, активно способствуя возрождению миафизитской церкви в течение шестого века. век. Так, в 542 г., после двух десятилетий преследований, обезглавивших руководство миафизитов, он обратился к императрице Феодоре с просьбой о назначении новых миафизитских епископов в Сирии, чьи миафизитские взгляды были хорошо известны. Затем Феодора назначила епископами Иакова Барадея и Феодора. В частности, Иаков окажется очень способным лидером, обращая язычников и значительно расширяя и укрепляя организацию миафизитской церкви.