Братья Свободного Духа были приверженцами небольшого набора верований, которые считались еретическими. Католическая церковь, но принадлежит (или, по крайней мере, считается, что она принадлежит) некоторым христианам, особенно в Нидерландах, Германии, Франции, Богемия и северная Италия между тринадцатым и пятнадцатым веками. Движение было впервые обнаружено в конце тринадцатого века. Это не было единым движением или школой мысли, и в то время это вызывало большое беспокойство среди руководителей Церкви. Приверженцев также называли свободными духами .
Набор ошибок, осужденных в булле Ad nostrum на Венском соборе (1311–1312 гг.), Часто использовался историками для обозначения основных убеждений, хотя в тот период были большие различия в том, как определялась ересь, и ведутся большие споры о том, насколько далеко отдельные лица и группы, обвиняемые в приверженности этим убеждениям (включая Маргариту Порете, бегин, бегхардс и Мейстер Экхарт ) фактически придерживались приписываемых им взглядов.
Значение этого термина в последнее время было расширено и теперь применимо к верованиям. других христианских личностей и групп, действующих как до, так и после основного периода позднего средневековья.
Набор верований, приписываемых Свободным Духам, впервые можно найти в тексте под названием Compilatio de novo spiritu, составленном Альбертом Великим в 1270-х годах, относительно группы лиц, исследованных в Швабский Район Риса Германии. Темы, которые встречаются в этих документах и которые снова появятся в последующих исследованиях, включали:
В конце тринадцатого века подобные опасения все чаще стали относиться к различным нерегулируемым религиозным группам, таким как бегуны и бегхарды, число которых значительно увеличилось за предыдущие десятилетия. Обеспокоенность по поводу таких настроений стала возникать повсюду, особенно в 1300-х годах, и особенно в Италии. Отчасти из-за таких опасений в 1308 г. папа Климент V созвал генеральный собор, который собирался в Вене с октября 1311 г. по май 1312 г. В частности, он должен был принять участие в докладе из Парижа инквизиция (1308–1310) в бегин Маргарита Порете Зеркало простых душ (сочинение Порете, которое стало хорошо читаться во Франции, был осужден в 1310 году как ересь, а Порете был сожжен на костре). Именно Венский собор впервые связал эти различные верования с идеей «Свободного духа».
В последующие столетия существовал большой страх перед Ереси Free Spirit, и многие люди и группы обвинялись в этом. В частности, под подозрение попали группы бегайнов и бегхард.
Иоанн Дирфхеймский, епископ Страсбургский с 1306 по 1328 год, был особенно ярым противником ереси. Другим обвиняемым коллегой епископа Иоанна Генрихом Вирнебургским, епископом Кельна, был Майстер Экхарт, немец доминиканец, который жил в конце тринадцатого и начале века. четырнадцатый век. В 1326 г. Папа Папа обвинил Экхарта в учении ереси. Он категорически отрицал это обвинение и защищал его, пока не исчез из общественной жизни. Экхарт, возможно, был знаком с работами Маргариты Порете из-за его близости к теологам, участвовавшим в ее процессе, таким как Беренгар из Ландоры и Вильгельм из Пуатье. В более широком смысле, благодаря его известности и высказываниям, которые он использовал в быке In agro Dominico, он стал признан более поздней мистической традицией как «отец» Свободного Духа. Это особенно заметно в трудах Яна ван Руусбрука и его последователей.
В конце четырнадцатого века западная Германия стала особенно важным районом распространения ереси. Примером казни одного человека является странствующий проповедник Николай Базельский, казненный где-то между 1393 и 1397 годами. Другой известный случай - казнь Лёффлера, который признал свою приверженность движению, в Берне. Ложные представления об уничтожении воли подверглись яростным атакам в конце четырнадцатого века Theologia Deutsch.
В начале пятнадцатого века Жан Герсон обвинил Яна ван Руусбрука в неверном описании природа союза с Богом, которая поместила его в компанию еретиков «Свободного духа».
К началу пятнадцатого века католическая церковь в Германии рассматривала ересь как серьезную угрозу. Это стало ведущей темой для обсуждения на Базельском соборе 1431 года. Иоганнес Нидер, доминиканский реформатор, присутствовавший на соборе, обеспокоился тем, что верования в ересь Свободного Духа и другие ереси смешаны с элементами из колдовства. В своей работе 1434 года Формикарий Нидер объединил ересь Свободного Духа с колдовством в своем осуждении ложных учений. Формикарий также стал образцом для Malleus maleficarum, более поздней работы Генриха Крамера в 1486 году. К концу четырнадцатого и началу пятнадцатого веков усилия церкви по искоренению ереси и колдовства привели к ереси. судебные процессы и параллельные гражданские органы власти, проводящие сожжение ведьм.
Опасения по поводу наборов верований, подобных Ереси Свободного Духа, повторялись в различные моменты христианской истории. Страхи по поводу эзотеризма и антиномизма, подобные тем, которые были обнаружены в «Ереси свободного духа», можно обнаружить в ответе ранней церкви на гностицизм. Страх перед подозрительными формами молитвы был особенно очевиден в реакции на IV и V век. мессалианизм.
Что, возможно, было новым в страхах перед Ереси Свободного Духа, так это страх идеи личного уничтожения. Это была новая идея мистической традиции, но она также рассматривалась как корень многих других опасностей, которые воспринимались мистиками в период позднего средневековья.
Можно также обнаружить сходство с семнадцатым веком квиетизм.