Римский обряд (лат. : Ritus Romanus) является основным литургическим обрядом латинского или Западная церковь, самая большая из sui iuris конкретных церквей, составляющих католическую церковь. Он развился в латинском языке в городе Риме, и, хотя отдельные латинские литургические обряды, такие как Амврозианский обряд, сохранились, римский обряд с течением времени был принят почти везде в Западной Церкви. В средневековье было очень много местных вариантов, даже если не все они составляли отдельные обряды, но единообразие выросло в результате изобретения книгопечатания и в соответствии с указами 1545–1563 гг. Трентский собор (см. Quo primum ). Некоторые латинские литургические обряды, сохранившиеся до ХХ века, были добровольно оставлены после Второго Ватиканского Собора. Римский обряд в настоящее время является наиболее распространенным литургическим обрядом не только в Латинской церкви, но и в христианстве в целом.
Римский обряд адаптировался на протяжении веков, и историю его евхаристической литургии можно разделить на три этапа: Дотридентская месса, Тридентинская месса и месса Павла VI. Сейчас он обычно отмечается в форме, обнародованной Папой Павлом VI в 1969 году и пересмотренной Папой Иоанном Павлом II в 2002 году, но с использованием Римского Миссала 1962 года остается разрешенной как исключительная форма в условиях, указанных в папском документе 2007 г. Summorum Pontificum.
Римский обряд известен тем, что его умеренность выражения. В своей форме «Тридентин» он также отличался своей формальностью: в «Тридентине Миссал подробно прописывалось каждое движение, вплоть до того, что священник должен положить правую руку в правую. рукав alb перед тем, как засунуть левую руку в левый рукав (Ritus servandus в праздновании Missae, I, 3). Концентрация на точном моменте превращения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа привела в Римском Обряде, посвященному Воинству и чаше, показываемой людям сразу после Слова Учреждения. Если, как это раньше было наиболее распространено, священник предлагает мессу лицом к апсиде (к апсиде), ad orientem (к востоку), если апсида находится в восточном конце церкви, он показывает их людям, стоящим за ним, подняв их над его головой. Как показано на каждом изображении, звонят в колокол (когда-то называемый «священным колоколом»), и, если используется ладан, воскуривают хозяин и чашу (Общие инструкции Римского Миссала, 100). Иногда звонят и в внешние колокола церкви. Другие характеристики, которые отличают римский обряд от обрядов восточно-католических церквей, - это преклонение колен и удержание обеих рук вместе.
В своей книге 1912 года о римской мессе Адриан Фортескью писал: «По сути, Миссал Пия V григорианский сакраментарий; он снова образован из геласианской книги, которая зависит от коллекции Леонина. Мы находим молитвы нашего Канона в трактате де Сакраментис и ссылки на него в 4 веке. Итак, наша месса возвращается без существенных изменений до того времени, когда он впервые развился из древнейшей литургии из всех. Он все еще благоухает той литургией, тех дней, когда Цезарь правил миром и думал, что сможет искоренить веру во Христа, когда наши отцы встретились вместе перед рассветом и спели гимн Христу как Богу. Окончательный результат нашего исследования состоит в том, что, несмотря на нерешенные проблемы, несмотря на более поздние изменения, в христианском мире нет другого обряда, столь почитаемого, как наш ». В сноске он добавил: «Предрассудок, согласно которому все восточное должно быть старым, является ошибкой. Восточные обряды были изменены позже; некоторые из них довольно поздно. Ни один из восточных обрядов, используемых сейчас, не является столь архаичным, как римская месса». 134>
В той же книге Фортескью признал, что римский обряд претерпел глубокие изменения в ходе своего развития. Его идеи суммированы в статье о «Литургии мессы», которую он написал для Католической энциклопедии (опубликованной между 1907 и 1914 гг.), В которой он указал, что самая ранняя форма римской мессы, как Свидетельство Иустина Мученика во 2-м веке относится к восточному типу, в то время как Леонинские и Геласийские сакраментарии примерно 6-го века «показывают нам, что фактически является нашей нынешней римской мессой». В перерыве произошло то, что Фортескью назвал «радикальным изменением». Он процитировал теорию А. Баумстарка о том, что Hanc Igitur, Quam oblationem, Supra quæ и Supplices, а также список святых в Nobis quoque были добавлены к римскому Канону мессы под «смешанным влиянием. Антиохии и Александрии », и что« Святой Лев I начал вносить эти изменения; Григорий I завершил процесс и, наконец, переделал Канон в том виде, в котором он до сих пор существует »<. 134>
Сам Фортескью пришел к выводу:
В той же статье Фортескью продолжил говорить о многих изменениях, которые римляне Обряд мессы проводился с 7-го века (см. Pre-Tridentine Mass ), в частности, посредством вливания галликанских элементов, заметных, главным образом, в изменениях в течение года. Этот настой Фортескью назвал «последней переменой со времен Григория Великого» (умершего в 604 году).
Евхаристическая молитва, обычно используемая в Византийском обряде, приписывается святому Иоанну Златоусту, который умер в 404 году, ровно за два века до папы. Григорий Великий. Восточно-сирийская Евхаристическая молитва Аддая и Мари, которая используется до сих пор, безусловно, намного старше.
Римский Миссал (Латинский : Missale Romanum) - это литургический книга, содержащая тексты и рубрики для празднования мессы в римском обряде католической церкви.
До высокого Средневековья на мессе использовалось несколько книг: Сакраментарий с молитвами, одна или несколько книг для Библейские чтения и одна или несколько книг для антифонов и других песнопений. Постепенно появились рукописи, которые включали части более чем одной из этих книг, что в конечном итоге привело к версиям, которые сами по себе были полными. Такая книга называлась Missale Plenum (английский: «Полный миссал»). В ответ на реформы, предусмотренные Трентским собором, Папа Пий V провозгласил апостольской конституцией Quo primum от 14 июля 1570 г. Римский миссал, который должен был использоваться в обязательном порядке на протяжении всей Латинской церкви, за исключением тех случаев, когда существовал традиционный литургический обряд, которому можно было доказать, что ему по крайней мере два столетия. Версия Мессы в издании 1570-х годов стала известна как Тридентская Месса. В последующие века были внесены различные относительно незначительные изменения, кульминацией которых стало издание 1962 года, опубликованное Папой Иоанном XXIII. Папа Иоанн XXIII в том же году открыл Второй Ватиканский собор, епископы которого в конечном итоге призвали к обновлению и реформе литургии. Римский Миссал 1969 года был обнародован Папой Павлом VI, выпущен в ответ на совет, внес несколько серьезных изменений, включая упрощение ритуалов и разрешение переводов на местные народные языки. Версия Мессы в этом миссале, известная в просторечии как Месса Павла VI, в настоящее время используется во всем мире.
Римский обряд больше не имеет кафедры, или родового экрана, разделительной стены, характерной для некоторых средневековья. соборы в северной Европе, или иконостас, или занавес, сильно влияющий на ритуал некоторых других обрядов. В больших церквях средневековья и раннего Возрождения область возле главного алтаря, предназначенная для духовенства, была отделена от нефа (область для мирян ) с помощью кровельная перегородка, простирающаяся от пола до балки, поддерживающей большой крест (крест) церкви, и иногда увенчанная чердаком или певческой галереей. Тем не менее, примерно к 1800 году римский обряд полностью забросил рулевые перегородки, хотя некоторые прекрасные образцы сохранились.
Григорианское пение - традиционное пение римского обряда. Полностью однотонный, в нем нет плотной гармонии современного пения в русской и грузинской церквях. За исключением таких частей, как gradient и alleluias, в нем нет melismata такой длины, как у коптского христианства. Однако музыка римского обряда стала очень сложной и длинной, когда Западная Европа приняла полифонию. Пока хор пел одну часть мессы, священник тихо произнес эту часть про себя и продолжил другие части, или рубрики заставили его сидеть и ждать окончания пения хора. Поэтому в Тридентинской мессе для священника стало нормой произносить мессу, а не петь ее, в отличие от практики во всех восточных обрядах. Только в особых случаях и во время основной мессы в монастырях и соборах служилась месса.
Католическая церковь рассматривает Мессу или Евхаристию как «источник и вершину Христианская жизнь », на которую ориентированы остальные таинства. В мессе вспоминаются жизнь Иисуса, Тайная вечеря и жертвенная смерть на кресте на Голгофе. Предполагается, что посвященный в сан (священник или епископ) действует от лица Кристи, поскольку он вспоминает слова и жесты Иисуса Христа на Тайной вечере и ведет собрание (всегда «мы ", никогда" я ") в хвалу Богу. Месса состоит из двух частей: Литургии Слова и Литургии Евхаристии.
Термин «месса» обычно используется только в римском обряде, тогда как византийский обряд восточно-католические церкви используют термин «Божественная литургия "для совершения Евхаристии, и в других восточно-католических церквях используются такие термины, как Священная Курбана. Хотя католическая церковь внешне похожа на англиканскую мессу или лютеранскую мессу, католическая церковь различает свою и свою мессу на основании того, что она рассматривает как действительность приказов своего духовенства, и, как следствие,, обычно не допускает общения между членами этих Церквей. В письме 1993 г. епископу Йоханнесу Гензельманну из евангелическо-лютеранской церкви в Баварии кардинал Ратцингер (впоследствии Папа Бенедикт XVI) подтвердил, что концепция преемственности [епископов], такая как та, которая существует в католической и православной церкви, ни в коем случае не должна отрицать дарующее спасение присутствие Господа [Heilschaffende Gegenwart des Herrn] на лютеранской [евангелической] Вечере Господней. " В Указе об экуменизме, изданном Вторым Ватиканом в 1964 году, отмечается, что католическая церковь отмечает свое понимание того, что когда другие религиозные группы (такие как лютеране, англикане и пресвитериане) «отмечают Его смерть и воскресение в Господе Ужин, они заявляют, что он означает жизнь в общении со Христом и ожидают Его пришествия во славе ».
В рамках фиксированной структуры, изложенной ниже, которая характерна для Обычной Формы Римского Обряда, чтения Священного Писания, антифоны, которые пели или читали во время входной процессии или при Причастии, и некоторые другие молитвы меняются каждый день в соответствии с литургическим календарем. Для многих вариантов и вариантов, не упомянутых здесь, см. Полный Порядок мессы.
. Что касается представителей других христианских конфессий, принимающих причастие от католического священника, Канон 844 разрешает делиться причастием с теми, «кто не может обратиться к служителю из своего сообщества «при условии, что они верят в реальное присутствие и находятся в состоянии благодати». Это часто бывает с заключенными.
Входит священник с дьяконом, если он есть, и служителями алтаря (которые могут действовать как крестоцвет, подсвечники и тюрифер ). Священник крестится с людьми и официально приветствует их. Из вариантов, предлагаемых для вступительных обрядов, предпочтение литургистов восхваление вступительного гимна с Слава Богу, которое следует за ним. Kyrie eleison здесь с давних времен был возгласом Божьей милости. Закон о покаянии, установленный Тридентским собором, также разрешен здесь, с той осторожностью, что он не должен настраивать общину на себя во время этих обрядов, направленных на объединение собравшихся в одну хвалебную общину. Вступительные обряды завершаются молитвой о сборе.
По воскресеньям и в праздничные дни проводится три чтения Священного Писания. В остальные дни их всего двое. Если есть три чтения, первое из Ветхого Завета (термин шире, чем «Еврейские Писания », поскольку он включает Второканонические книги ), или Деяния апостолов во время Пасхи. За первым чтением следует ответный псалом, который читают или поют. Второе чтение - из посланий Нового Завета, обычно из одного из посланий Павла. Затем поется приветствие Евангелия, когда Евангелие обрабатывается, иногда с благовониями и свечами, к амвону; если не поется, его можно опустить. Завершающим чтением и кульминацией Литургии Слова является провозглашение Евангелия диаконом или священником. По всем воскресеньям и священным праздникам, а желательно на всех мессах проповедь или проповедь, которая опирается на некоторые аспекты чтений или самой литургии, затем дается. Проповедь предпочтительно носит нравственный и поучительный характер. Наконец, Никейский символ веры или, особенно с Пасхи до Пятидесятницы, Апостольский символ веры исповедуется по воскресеньям и на торжествах, а Вселенская молитва или молитва верных следует. Обозначение «верный» происходит от того, когда оглашенных не осталось ни для этой молитвы, ни для последующих.
Литургия Евхаристии начинается с подготовки к алтарь и дары, а сбор можно брать. В заключение священник говорит: «Молитесь, братия, чтобы моя жертва и ваша жертва были угодны Богу, Всемогущему Отцу». Прихожане встают и отвечают: «Да примет Господь жертву из ваших рук во славу и славу имени Его, для нашего блага и для блага всей Его святой Церкви». Затем священник произносит переменную молитву над дарами.
Затем в диалоге с верующими священник вспоминает значение «евхаристии», чтобы благодарить Бога. Далее следует переменная благодарственная молитва, завершающаяся возгласом: «Свят, Свят … Небо и земля полны твоей славы… Благословен Грядущий во имя Господа. Осанна в высшем ". анафора, или, точнее говоря, «евхаристическая молитва», следует. Самая старая из анафор римского обряда, зафиксированная после Трентского собора, называется римским каноном., с центральными элементами, датируемыми четвертым веком. После обновления литургии после Второго Ватиканского Собора было составлено множество других евхаристических молитв, в том числе четыре для детских месс. Центральное место в Евхаристии занимает Повествование об учреждении, напоминающее слова и действия Иисуса во время его Тайной вечери, которую он велел своим ученикам делать в память о нем. Затем собрание приветствует свою веру в победу Христа над смертью и свою надежду на вечную жизнь. Со времен ранней церкви важной частью евхаристической молитвы был эпиклезис, призыв Святого Духа для освящения нашего приношения. Священник завершает славословием восхваления Божьей работы, во время которой люди произносят аминь всей евхаристической молитве.
Все вместе читают или поют «Отче наш » («Патер Ностер» или «Отче наш»). Священник вводит его короткой фразой, а затем произносит молитву под названием эмболия, после чего люди отвечают другим славословием. Меняется знак мира, а затем поется или читается литания «Агнец Божий » («Agnus Dei» на латинском языке), в то время как священник ломает воинство и кладет кусок в главная чаша; это известно как обряд дробления и смешения.
Из мессы (1893 г.), холст, масло, Джоан Феррер МироЗатем священник показывает прихожанам освященные элементы, говоря: «Взгляните на Агнца Божьего, узрите того, кто берет на себя грехи мира. «Блаженны призванные к вечере Агнца», на что все отвечают: «Господь, я недостоин, чтобы ты входил под мою крышу, но только скажи слово, и моя душа будет исцелена». Затем проводится причастие, часто с мирскими служителями, помогающими разносить освященное вино. Согласно католическому учению, чтобы причащаться, человек должен находиться в состоянии благодати без смертного греха. Пение всех верующих во время шествия причастия поощряется "выражать единство причащающихся в духе" от хлеба, который их объединяет. Затем следует время молчания для размышлений, а затем переменная заключительная молитва мессы.
Священник благословляет присутствующих. Затем диакон или, в его отсутствие, священник отпускает людей, выбирая формулу, по которой люди «отправляются» распространять благую весть. Собрание отвечает: «Благодарение Богу». Все поют праздничный гимн, когда служители идут в тыл церкви.
.