Месса является основным Евхаристическим литургическое богослужение во многих формах западного христианства. Термин месса обычно используется в католической церкви, а также в православной церкви западного обряда и старокатолической церквях. Этот термин используется в некоторых лютеранских церквях, а также в некоторых англиканских церквях. Это редко, если вообще используется другими протестантскими церквями, например, в методизме.
Другие христианские конфессии могут использовать такие термины, как Божественное служение или богослужение (и часто просто «служение»), а не слово Месса. Для совершения Евхаристии в восточном христианстве, включая восточно-католические церкви, используются другие термины, такие как Божественная литургия, Священная Курбана и Бадарак обычно используются вместо них.
Английская масса существительных происходит от среднелатинского missa. Латинское слово было принято в древнеанглийском как mæsse (через вульгарную латинскую форму * messa) и иногда сокращалось как sendnes (т.е. увольнение '). Сам латинский термин missa использовался в VI веке. Скорее всего, он выводится из заключительной формулы Ite, missa est («Иди; увольнение произведено»); missa здесь - субстантивное позднелатинское, соответствующее классической missio.
Исторически, однако, существовали и другие объяснения существительного missa, т. Е. Как не производные от формулы ite, missa est. Фортескью (1910) цитирует более старые, «причудливые» этимологические объяснения, особенно латинизацию иврита. маца (מַצָּה) «пресный хлеб; жертвоприношение», производное от которого в XVI веке предпочитали Рейхлин и Лютер, или греч. Μύησις «посвящение», или даже Германское мезе «собрание». Французский историк Дю Канж в 1678 г. сообщил о «различных мнениях о происхождении» существительного missa «масса», включая происхождение от иврита маца (Missah, id est, oblatio), которое здесь приписывается Цезарь Бароний. Древнееврейское происхождение - это научная гипотеза филологии XVI века; Средневековые власти действительно образовали существительное missa от глагола mittere, но не в связи с формулой ite, missa est. Таким образом, De divinis officiis (9 век) объясняет это слово как mittendo, quod nos mittat ad Deo («от 'посылать ', то, что направляет нас к Богу »), а Руперт де Дойц (начало XII века) выводит это из« отказа »от« вражды, которая была между Богом и людьми »(inimicitiarum quæ erant inter Deum et homines).
Католическая церковь рассматривает Мессу или Евхаристию как «источник и вершина христианской жизни », на которую ориентированы остальные таинства. В мессе вспоминаются жизнь Иисуса, Тайная вечеря и жертвенная смерть на кресте на Голгофе. Рукоположенный священник (священник или епископ) считается действующим от лица Кристи, поскольку он вспоминает слова и жесты Иисуса Христа на Тайной вечере и ведет собрание (всегда «мы ", никогда" я ") в хвалу Богу. Месса состоит из двух частей: Литургии Слова и Литургии Евхаристии.
Термин «месса» обычно используется только в римском обряде, в то время как византийский обряд восточно-католические церкви используют термин «Божественная литургия "для совершения Евхаристии, и другие восточно-католические церкви имеют такие термины, как Священная Курбана. Хотя католическая церковь внешне похожа на англиканскую мессу или лютеранскую мессу, католическая церковь проводит различие между своей мессой и своей мессой на основе того, что она рассматривает как действительность приказов своего духовенства, и, как следствие,, обычно не допускает общения между членами этих Церквей. В письме 1993 г. епископу Йоханнесу Гензельманну из евангелическо-лютеранской церкви в Баварии кардинал Ратцингер (впоследствии Папа Бенедикт XVI) подтвердил, что «богословие, ориентированное на концепция преемственности [епископов], такая как та, которая существует в католической и православной церкви, ни в коем случае не должна отрицать дарующее спасение присутствие Господа [Heilschaffende Gegenwart des Herrn] на лютеранской [евангелической] Вечере Господней. " В Указе об экуменизме, изданном Вторым Ватиканом в 1964 году, записано, что католическая церковь отмечает свое понимание того, что когда другие религиозные группы (такие как лютеране, англикане и пресвитериане) «отмечают Его смерть и воскресение в Господе Ужин, они заявляют, что он означает жизнь в общении со Христом и ожидают Его пришествия во славе ».
В рамках фиксированной структуры, изложенной ниже, которая характерна для Обычной формы Римского обряда, чтения Священного Писания, антифоны, которые пели или читали во время входной процессии или при Причастии, а также некоторые другие молитвы меняются каждый день в соответствии с литургическим календарем. Для многих вариантов и вариантов, не упомянутых здесь, см. Полный Порядок мессы.
. Что касается представителей других христианских конфессий, принимающих причастие от католического священника, Канон 844 разрешает делиться причастием с теми, «кто не может обратиться к священнику из своего сообщества «при условии, что они верят в реальное присутствие и находятся в состоянии благодати». Это часто бывает с заключенными.
Входит священник с дьяконом, если он есть, и служителями алтаря (которые могут действовать как крестоцвет, подсвечники и тюрифер ). Священник крестится с людьми и официально приветствует их. Из вариантов, предлагаемых для вводных обрядов, предпочтение литургистов восхваление вступительного гимна с последующим Слава Богу. Kyrie eleison здесь издавна был возгласом Божьей милости. Акт покаяния, установленный Тридентским собором, также разрешен здесь, с той осторожностью, что он не должен обращать общину на себя во время этих обрядов, направленных на объединение собравшихся в одну хвалебную общину. Вступительные обряды завершаются молитвой о сборе.
По воскресеньям и в праздничные дни проводится три чтения Священного Писания. В остальные дни их всего двое. Если есть три чтения, первое из Ветхого Завета (термин шире, чем «Еврейские Писания », поскольку он включает Второканонические книги ), или Деяния апостолов во время Пасхи. За первым чтением следует ответный псалом, который читают или поют. Второе чтение - из посланий Нового Завета, обычно из одного из посланий Павла. Затем поется приветствие Евангелия, когда Евангелие обрабатывается, иногда с благовониями и свечами, к амвону; если не поется, то его можно опустить. Последнее чтение и кульминация Литургии Слова - это провозглашение Евангелия диаконом или священником. По всем воскресеньям и священным праздникам, и предпочтительно на всех мессах, проповедь или проповедь, которая опирается на некоторые аспекты чтений или самой литургии, затем дается. Проповедь предпочтительно носит нравственный и поучительный характер. Наконец, Никейский символ веры или, особенно, с Пасхи до Пятидесятницы, Апостольский символ веры исповедуется по воскресеньям и на торжествах, а Вселенская молитва или молитва правоверных следует. Обозначение «верный» происходит от того, когда оглашенных не осталось ни для этой молитвы, ни для последующих.
Литургия Евхаристии начинается с подготовки к алтарь и дары, а сбор можно брать. В заключение священник говорит: «Молитесь, братия, чтобы моя жертва и ваша жертва были угодны Богу, Всемогущему Отцу». Прихожане встают и отвечают: «Да примет Господь жертву из ваших рук во славу и славу имени Его, для нашего блага и для блага всей Его святой Церкви». Затем священник произносит переменную молитву над дарами.
Затем в диалоге с верующими священник вспоминает значение «евхаристии», чтобы благодарить Бога. Далее следует переменная благодарственная молитва, завершающаяся возгласом: «Свят, Свят … Небо и земля полны твоей славы… Благословен Грядущий во имя Господа. Осанна в высшем ". анафора, или, точнее говоря, «евхаристическая молитва», следует. Самая старая из анафор римского обряда, зафиксированная после Трентского собора, называется римским каноном., с центральными элементами, датируемыми четвертым веком. После литургического обновления после Второго Ватиканского Собора было составлено множество других евхаристических молитв, в том числе четыре для детских месс. Центральное место в Евхаристии занимает повествование об учреждении, напоминающее слова и действия Иисуса во время его Тайной вечери, которую он велел своим ученикам делать в память о нем. Затем собрание приветствует свою веру в победу Христа над смертью и свою надежду на вечную жизнь. Со времен ранней церкви существенной частью евхаристической молитвы был эпиклезис, призыв Святого Духа для освящения нашего приношения. Священник завершает славословием, восхваляя Божью работу, при которой люди произносят аминь на всю евхаристическую молитву.
Все вместе читают или поют «Отче наш » («Pater Noster» или «Отец наш»). Священник вводит его короткой фразой, а затем произносит молитву под названием эмболия, после чего люди отвечают другим славословием. знак мира заменяется, а затем поется или читается ектения «Агнец Божий » («Agnus Dei» на латыни), в то время как священник ломает воинство и кладет кусок в главная чаша; это известно как обряд дробления и смешения.
Затем священник показывает прихожанам освященные элементы, говоря: «Вот Агнец Божий, вот Тот, Кто берет на Себя грехи мира. «Блаженны призванные к вечере Агнца», на что все отвечают: «Господь, я недостоин, чтобы ты входил под мою крышу, но только скажи слово, и моя душа будет исцелена». Затем проводится причастие, часто с мирскими служителями, помогающими разносить освященное вино. Согласно католическому учению, чтобы причащаться, человек должен пребывать в состоянии благодати без смертного греха. Пение всех верующих во время шествия причастия поощряется "выражать единство причащающихся в духе" от хлеба, который их объединяет. Затем следует время молчания для размышлений, а затем переменная заключительная молитва мессы.
Священник благословляет присутствующих. Затем диакон или, в его отсутствие, священник отпускает людей, выбирая формулу, по которой люди «отправляются» для распространения благой вести. Собрание отвечает: «Благодарение Богу». Все поют гимн на праздник, когда служители направляются в тыл церкви.
Поскольку большинство православных христиан используют Византийский обряд, большинство Восточных Православных Церквей называют свое евхаристическое служение «Божественной литургией ». Однако в составе Восточной Православной церкви есть ряд приходов, которые используют отредактированную версию латинского обряда. В большинстве приходов используется «Божественная литургия св. Тихона», которая является переработкой англиканской Книги общих молитв, или «Божественная литургия св. Григория», происходящая от Тридентской формы римской обрядовой мессы. 209>. Эти рубрики были изменены, чтобы отразить доктрину и догмы Восточной Православной Церкви. Таким образом, пункт filioque был удален, добавлен более полный epiclesis и введено использование квасного хлеба.
В англиканской традиции месса является одним из многих терминов Евхаристии. Чаще используется термин «Святое Причастие», «Святая Евхаристия» или «Вечеря Господня». Иногда также используется термин, используемый в восточных церквях, Божественная литургия. В англоязычном англиканском мире этот термин часто используется для обозначения евхаристической теологии человека, использующего его. «Месса» часто используется англо-католиками.
Различные евхаристические литургии, используемые национальными церквями англиканской общины, непрерывно развивались с 1549 года. и 1552 издания Книги общей молитвы, оба из которых своей формой и содержанием обязаны главным образом работе Томаса Кранмера, который примерно в 1547 году отверг средневековое богословие мессы. Хотя обряд 1549 года сохранил традиционную последовательность мессы, его основная теология принадлежала Кранмеру, и четырехдневные дебаты в Палате лордов в декабре 1548 года ясно показывают, что этот обряд уже далеко вышел за рамки традиционного католицизма. В редакции 1552 г. это было прояснено путем реструктуризации элементов обряда при сохранении почти всего языка, так что, по словам англо-католического историка литургии (Артур Куратин), он стал «серией причастия; не смущаясь Мессы, с которой они были временно связаны в 1548 и 1549 годах ". Некоторые обряды, такие как Шотландский обряд 1637 года и обряд 1789 года в Соединенных Штатах, восходят к модели 1549 года. Со времен елизаветинского поселения в 1559 г. службы допускали определенное разнообразие богословских толкований. Сегодняшние обряды обычно следуют той же общей пятичастной форме. Некоторые или все следующие элементы могут быть изменены, перенесены или отсутствовать в зависимости от обряда, периода литургии и использования провинции или национальной церкви:
Литургия делится на две основные части: Литургия Слова (Собирание, Провозглашение и Слушание Слова, Молитвы народа) и Литургия Евхаристии (вместе) с увольнением), но вся литургия также правильно именуется Святой Евхаристией. Последовательность литургии почти идентична Римскому обряду, за исключением того, что Исповедание греха завершает Литургию Слова в англиканских обрядах в Северной Америке, в то время как в римском обряде (если используется) и в англиканском Обряды во многих юрисдикциях Исповедь находится в начале службы.
Англиканская традиция включает отдельные обряды для свадебных, похоронных и вотивных месс. Евхаристия является неотъемлемой частью многих других сакраментальных служб, включая рукоположение и Подтверждение.
Некоторые англо-католические приходы используют англиканские версии Тридентский Миссал, такой как Английский Миссал, Англиканский Миссал или Американский Миссал, для богослужения Мессы, все из которых предназначены в первую очередь для празднование Евхаристии, или использовать порядок Евхаристии в Общем поклонении, организованный в соответствии с традиционной структурой, и часто с вставками из Римского обряда. В Епископальной церкви (США) была опубликована англо-католическая адаптация Книги общей молитвы 1979 года на традиционном языке (An Anglican Service Book).
Все эти книги содержат такие особенности, как медитации для председательствующего (ей) во время литургии, и другие материалы, такие как обряд благословения ладоней в Вербное воскресенье, проперс для особые праздничные дни и инструкции по правильному церемониальному порядку. Эти книги используются как более широкий католический контекст, в котором прославляют литургическое использование, найденное в Книге общей молитвы и связанных литургических книгах. В Англии дополнительные литургические тексты для надлежащего празднования Фестивалей, Праздников и времен года представлены в (2013), (2008) и (2011).
Они часто дополняются в англо-католических приходах книгами, описывающими церемониальные действия, такими как «Справочник священника» Денниса Г. Мично, «Церемонии евхаристии» Ховарда Э. Гэлли, Церемонии малой массы по цене за конверсию Бернетт и Ритуальные записки E.C.R. Ламбурн. Другие руководства по церемониалу включают Общее наставление к римскому миссалу, Церемонии современного римского обряда (Питер Эллиот), Описанные церемонии римского обряда (Адриан Фортескью) и Справочник пастора (Перси Дирмер ). В евангелических англиканских приходах рубрики, описанные в Книге общих молитв, иногда считаются нормативными.
В Книге Согласия Статья XXIV («О мессе») Аугсбургского исповедания (1530 г.) начинается так:
Наши церкви ложно обвиняются в отмене мессы; ибо месса сохраняется среди нас и отмечается с величайшим почтением. Мы не отменяем мессу, но строго соблюдаем и защищаем ее.... Мы сохраняем традиционную литургическую форму.... В наших церквях Месса совершается каждое воскресенье и в другие святые дни, когда причастие предлагается тем, кто желает этого, после того, как они были исследованы и отпущены (статья XXIV).
Мартин Лютер отвергнутые части католической мессы, в частности, канона мессы, который, как он утверждал, не соответствует Евреям 7:27. Этот стих противопоставляет ветхозаветных священников, которым регулярно приходилось приносить жертву за грехи, с единственным священником Христом, который приносит свое тело в жертву только один раз. Эта тема также присутствует в Евреям 9:26, 9:28 и 10:10. В качестве замены Лютер составил пересмотренный обряд на латинском языке Formula missae в 1523 году и народный Deutsche Messe в 1526 году.
Таким образом, исторически сложилось так, что Лютеранская церковь заявила, что лютеранская месса является «единственной мессой, основанной на Священных Писаниях Бога в соответствии с простым и неоспоримым институтом Спасителя».
скандинавский, финский и некоторые англоговорящие лютеране используют термин «месса» для своего евхаристического служения, но в большинстве немецких и англоязычных церквей термины «богослужение», «святое причастие» или Используются слова «святая евхаристия».
Месса в лютеранских церквях проводится по той же схеме, что и в других традициях, начиная с публичного исповедания (Confiteor ) всеми и Заявление о благодати, сказанное священником или пастором. Далее следуют Introit, Kyrie, Gloria, collect, показания с аллелуей (allluia не произносится во время Великого поста ), проповедь (или проповедь) и чтение Никейского символа веры. Евхаристическое богослужение включает Общие ходатайства, Предисловие, Sanctus и Евхаристическую молитву, возвышение хозяин и чаша и приглашение к Евхаристии. Agnus Dei поется, когда духовенство и помощники сначала причащаются, а затем причащаются миряне. После причастия молитвы и заключительное благословение священника завершают мессу. Католик или англиканец англо-католической партии найдет ее элементы знакомыми, в частности, использование знака креста, преклонения колен для молитвы и Евхаристическая молитва, поклонение крестному кресту, целование жертвенника, благовония (среди некоторых), пение и облачения.
Лютеранские церкви часто празднуют Евхаристию каждое воскресенье, если не на каждом богослужении. Это соответствует предпочтениям Лютера и лютеранских конфессий. Также евхаристические служители несут причастия к больным в больницах и домах престарелых. Практика еженедельного причастия снова становится нормой в большинстве лютеранских приходов по всему миру. Епископы и пасторы более крупных лютеранских организаций настоятельно рекомендовали это восстановление еженедельной мессы.
Совершение Евхаристии может быть частью служб на свадьбах, похоронах, ретритах, освящении здания церкви и т. Д. ежегодные съезды синода. Месса также является важным аспектом рукоположений и конфирмаций в лютеранских церквях.
Празднование «Мессы» в методистских церквях, широко известное как Служба Столовой, основано на Воскресной службе 1784 года, переработка литургии из Книги общей молитвы 1662 года, санкционированная Джоном Уэсли. Термин «месса» очень редко встречается в методизме.. Термины «Святое Причастие», «Вечеря Господня» и, в меньшей степени, «Евхаристия» являются гораздо более типичными.
Совершающий методистскую евхаристию должен быть рукоположенным или имеющим лицензию служителем. В Свободной методистской церкви литургия Евхаристии, как это предусмотрено в ее Книге дисциплины, изложена следующим образом:
Методистские богослужения после 1992 г. отражают экуменическое движение и литургическое движение, в частности методистскую мессу, в основном работа теолога Дональда К. Лейси.
английский суффикс -mas (эквивалент современного английского слова «масса») может обозначать некоторые известные (изначально религиозные) праздники или времена года, основанные на традиционном литургическом году, например:
![]() | Найдите mass в Wiktionary, бесплатном словаре. |
![]() | Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Mass ( литургия) |
![]() | Викискладе есть материалы, относящиеся к мессе (литургии). |
![]() | Викиисточник содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи мессы. |
Римско-католическая доктрина
Современная форма римского обряда мессы
Трезубецкая форма римского обряда месса
(Ссылки на противоречие между пост-тридентином и «тридентином» см. Месса Павла VI )
Англиканская доктрина и практика
Лютеранская доктрина