Conciliarism

редактировать
14-16 вв. движение за верховенство церковных советов над папами

Соборность была реформаторским движением в 14, 15 и 16 веках католической церкви, которое считало, что высшая власть в церкви принадлежала Вселенский собор, помимо или даже против папы. Движение возникло в ответ на западный раскол между соперничающими папами в Риме и Авиньоне. Раскол вдохновил на созыв Пизанского собора (1409 г.), который не смог положить конец расколу, и Констанцского собора (1414–1418 гг.), Который преуспел и провозгласил свой собственный превосходство над Папой. Своего апогея соборность достигла с Базельским собором (1431–1449), который в конечном итоге распался. Конечным победителем в конфликте стал институт папства, подтвержденный осуждением соборности на Пятом Латеранском соборе, 1512–1517 гг. Однако последний жест, доктрина Папской непогрешимости, не был провозглашен до Первого Ватиканского Собора 1870 года.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Соборная теория
  • 3 Оппозиция соборности
  • 4 Современный собор
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники

История вопроса

13 и 14 века были периодом вызовов папской власти в католической Европе. Эти новые вызовы были отмечены спорами между папством и светскими королями Европы. В частности, особенно разгорелась ссора между Филиппом IV Французским и Папой Бонифаций VIII из-за права облагать налогом духовенство во Франции. Филиппа отлучили от церкви, а Бонифация обвинили в коррупции, колдовстве и содомии. В своем «Unam sanctam » (1302) Бонифаций утверждал, что папство обладает властью как над духовным, так и над мирским миром и что только Бог может судить папу. Филипп ответил, послав рыцарей в Италию, чтобы арестовать Бонифация. Хотя миссия в конечном итоге провалилась, Папа умер всего через три недели после своего освобождения из-за полученной травмы и высокой температуры.

За этим последовал переезд римского папства в Авиньон, Франция, в 1309 году, где оно оставалось до 1377. Хотя этот переезд имел прецедент, имидж авиньонского папства был поврежден обвинениями в коррупции, фаворитизме по отношению к французам и даже в ереси. Действительно, Папа Климент VI, которого критиковали за его очевидный экстравагантный образ жизни, утверждал, что его «предшественники не знали, как быть Папой». В период правления Авиньонского папства все папы, большинство кардиналов и куриальных чиновников были французами. Репутация Авиньонского папства заставила многих усомниться в абсолютной власти папы в управлении всемирной католической церковью.

Западный раскол (1378–1417), был спор между законными выборами Папы Урбана VI в Риме и Папы Климента VII в Авиньоне. Раскол стал очень политизированным, поскольку короли Европы предпочли поддержать того папы, который служил их интересам. Оба папы выбрали преемников, и, таким образом, раскол продолжался даже после смерти Урбана и Климента. В этом кризисе соборность заняла центральное место как лучший вариант для принятия решения о том, какой Папа уйдет в отставку. Кардиналы решили созвать Пизанский собор (1409 г.), чтобы решить, кто будет папой католической церкви. Собор провалился и даже привел к избранию третьего папы. Констанцский собор (1414–1418) успешно положил конец расколу, свергнув двух пап (Иоанна XXIII и Бенедикта XIII ) - третий отрекся от престола - и избрав преемник Мартина V. Совет также постановил сохранить с этого момента совет в качестве основного церковного органа, хотя Мартин не ратифицировал это решение.

Очевидная неспособность папской курии осуществить церковную реформу привела к радикализации соборности на Базельском соборе (1431–1449), который сначала нашел большую поддержку в Европе, но в конце концов развалился. Части встали на сторону Папы и сформировали Флорентийский собор, тогда как соборная партия в Базеле избрала другого антипапа, прежде чем в конечном итоге потеряла свою поддержку среди европейских правительств.

На созыве Пятого Латеранского Собора (1512–1517) Папа Юлий II вновь подтвердил верховенство папской власти над соборами. Латеранский собор, населенный кардиналами, выступавшими против соборности, осуждал власть согласительных органов. Фактически, собор был существенной копией соборов до Собора, таких как Латеранский IV (1215), Лионский (1274),

Соборная теория

Вильгельм Оккам (ум. 1349) написал некоторые из самых ранних документов, в которых излагаются основные принципы соборности. Его целью в этих писаниях было устранение Папы Иоанна XXII, который отменил указ, одобряющий идеи духовных францисканцев о Христе и апостолах, не владеющих ничем индивидуально или совместно. Некоторые из его аргументов включают в себя то, что избрание верующих или их представителей дает положение папы и еще больше ограничивает власть папы. Вселенская церковь - это собрание верных, а не католическая церковь, как было обещано Апостолам Иисусом. Хотя вселенская Церковь не может впасть в ересь, известно, что Папа в прошлом впал в ересь. Если папа впадет в ересь, может быть созван собор без его разрешения, чтобы судить его. Уильям даже заявил, что, поскольку это «универсальная» церковь, в советы должны входить миряне и даже женщины.

В своем Defensor Pacis (1324) Марсилий Падуанский согласился с Вильгельмом Оккам, что вселенская Церковь - это церковь верующих. а не священники. Марсилий сосредоточился на идее, что неравенство священства не имеет божественной основы и что Иисус, а не папа, является единственным главой католической церкви. Вопреки идее непогрешимости папы, Марсилий утверждал, что непогрешима только вселенская церковь, а не папа. Марсилий отличался от Оккама тем, что отрицал силу принуждения духовенству. Более поздние соборные теоретики, такие как Жак Альмэн, отвергли аргумент Марсилия на этот счет, отдав предпочтение более традиционному клерикализму, измененному, чтобы сделать акцент на более конституционном и демократическом.

Соборная теория имеет свои корни и основы как в истории, так и в теологии, утверждая, что многие из наиболее важных решений Католической церкви были приняты соборными средствами, начиная с Первый Никейский собор (325 г.). Соборность также основывалась на корпоративных теориях церкви, которые позволяли членам удерживать главу или судить ее, когда его действия угрожали благополучию всего церковного тела. Канонисты и теологи, отстаивавшие соборное превосходство, опирались на те же источники, что и Марсилий и Оккам, но использовали их более консервативно. Они хотели объединить, защитить и реформировать институт под контролем клерикалов, а не продвигать францисканский или мирский план. Среди теоретиков этого более клерикального соборности были Жан Жерсон, Пьер д'Айи и Франческо Забарелла. Николай Кузанский синтезировал эту разновидность соборности, уравновешивая иерархию с согласием и представлением верующих.

Джон Килкуллен писал в Стэнфордской философской энциклопедии, что " во Франции соборность была одним из источников галликанизма."

Оппозиция соборности

Однако многие члены Церкви продолжали верить, что папа как преемник святого Петра, сохранил высшую руководящую власть в церкви. Хуан де Торквемада защищал папское превосходство в своей Summa de ecclesia, завершившейся около 1453 года. Поколением спустя Томас Каетан энергично защищал Папский авторитет в своем «О сравнении авторитета Папы и Собора». Он писал, что «только Петр имел викариатство Иисуса Христа, и только он получил власть юрисдикции немедленно от Христа. обычным способом, чтобы другие (апостолы) получили его от него в обычном порядке. f закон и подчинялись ему », и что« должно быть продемонстрировано, что Христос дал всю полноту церковной власти не общине Церкви, а одному человеку в ней ». Оба писателя представляют многих кардиналов, канонических юристов и теологи, которые выступали против соборного движения и поддерживали превосходство преемников Петра. Соборность не исчезла перед лицом этой полемики. Он выжил, чтобы поддержать Трентский собор, который положил начало католической контрреформации в 1540-х годах и позже появился в антикуриальной полемике галликанизма, жозефинизма и февронианизм.

современный соборность

Хотя соборное мышление остается внутри церкви, особенно в Соединенных Штатах, Рим и учение католической церкви утверждают, что Папа является Наместник Христа на земле, и имеет право делать безошибочные заявления. Эта Папская непогрешимость упоминалась в Папе Пием IX в 1854 году в определении догмы Непорочного зачатия Марии и Папа Пий XII в 1950 г. определяет догмат Успения Марии. Учение Второго Ватиканского Собора о Коллегии епископов, содержащееся в указе Lumen gentium, иногда интерпретировалось как соборность или, по крайней мере, способствовало ему, как либеральными, так и консервативными католиками; однако текст документа, а также пояснительная записка (Nota Praevia ) Павла VI проясняют различие. Есть христиане, особенно из англо-католических, старокатолических и восточно-православных общин, которые поддерживают абсолютное превосходство вселенского собора. См. соборность ; однако это убеждение, с православной точки зрения, не имеет исторической связи с вышеуказанными событиями в истории Западной церкви.

Новый интерес к соборности пробудился в кругах католической церкви с созывом Второго Ватиканского Собора. Богослов Ганс Кюнг и историк Фрэнсис Кристофер Окли утверждали, что указы Констанцского собора остаются в силе, ограничивая власть папы.

Ссылки

Источники

Последняя правка сделана 2021-05-15 08:54:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте