Ильм -е-Хшном («наука экстаза» или «наука блаженства») - это школа зороастрийской мысли, практикуемая очень небольшим меньшинством индийских зороастрийцев (парсы / иранцы ), основанные на мистическом и эзотерическом, а не буквальном толковании религиозных текстов.
При В основе философии лежит вера в то, что вера способствует установлению связи с сознанием, выходящим за пределы обычного опыта или критического анализа, и что молитвы Авесты, которые в определенной степени метрически, являются средством достижения этого сознания. В отличие от мейнстрима зороастризма, вера в реинкарнацию, вегетарианство, духовные вибрации и тому подобное являются уникальными для этого движения и находятся под сильным влиянием теософии.
В 1875 году восемнадцатилетний парси по имени Бехрамшах Новроджи Шрофф покинул Сурат (Гуджарат, Индия ) в Пешавар (сейчас в Пакистане ) в поисках работы. По словам последователей мистической философии, на пути Шроффа он встретил караван во главе с членами Сахеб-э-Дилан («Мастера сердца»), которые убедили его сопровождать их в их дом в горах. Сахеб-и-Дилан, по словам Шроффа, были группой из примерно 2000 человек во главе с 72 жрецами Махгав (Magi ), которых называли Абед Сахеб-и-Дилан, которые жили изолированно в укромных уголках Кавказские горы (альтернативно, в диапазоне Альборз, около горы Дамаванд ). Сопровождав караван, говорят его последователи, Бехрамшах Шрофф жил с Сахеб-э-Диланом в течение трех лет и таким образом получил глубокое знание их религиозных практик и традиций, которые следовали мистическому аспекту учения Заратуштры (Заратуштры).).
По возвращении в Индию Шрофф собрал последователей из числа парсов, которые со временем стали называть себя «хшномистами» после «хшнума», или духовного экстаза., которые, по их мнению, воплощены в их молитвах и церемониях.
Примерно в 1909 году Бехрамшах Новроджи Шрофф встретил священника-парси и зороастрийского ученого Филозе Масани, который под влиянием движения за воздержание в Соединенных Штатах основал парси-вегетарианство и умеренность Общество в Бомбее двумя годами ранее. Философия Ilm-e-Kshnoom оказала глубокое влияние на Масани, который, в свою очередь, начал публиковать учения Шроффа во Frashogard («обновление»), гуджаратском ежеквартальном выпуске общества.
В 1917 году общество вместе со своей дочерней организацией, Зороастрийским Обществом Радих, купило большой участок земли в Бомбее с намерением основать храм огня и зороастрийский жилой комплекс. там. Основы были заложены в 1923 году самим Бехрамшахом Шроффом, но только в 2001 году Храм Огня, ныне известный как «Бехрамшах Новроджи Шрофф Даремехер», мог быть освящен. Вокруг него вырос жилой комплекс, ныне известный как «Бехрам Бауг».
Бехрамшах Новроджи Шрофф умер в 1927 году.
Филиоз Масани продолжал публиковать Фрашогард до своей смерти в 1943 году. В 1947 году Джехангир Чинивалла, младший брат Фрамроза Чинивалла, один из самых плодовитых авторов статей в Frashogard, начал издавать еженедельную газету «Парси Аваз».
Парси Аваз, который оставался в печати в течение 27 лет, последовали Дини Аваз в Бомбее в 1976 году и «Маздаясни Связь» в Соединенных Штатах в 1983 году. Парси Пукар, основанный в Бомбей 1995 года, сегодня является основным изданием последователей Ильм-э-Кшнума.