Парсис

редактировать
Эта статья о зороастрийской общине на Индийском субконтиненте. Для персидского народа см. Персов. Для персидского языка см. Персидский язык. Для использования в других целях, см Парси (значения).

Парсы
Парси lady.jpg Леди-парси Махадев В. Дхурандхар ( ок. 1928 г.)
Регионы со значительной численностью населения
  Индия 69 000 (2014)
  Пакистан 1,092
Языки
Английский ( индийский или пакистанский диалекты ), гуджарати и хинди – урду
Религия
Faravahar-Gold.svg Зороастризм

Парсы ( / р ɑːr s я / ) или парсы ( буквы  « персидский » в языке персидского ) является Этнорелигиозной группой из индийского субконтинента, чья религия зороастризм. Их предки мигрировали в этот регион из современного Ирана после завоевания мусульманами Персии в 7 веке нашей эры. Они были первыми из двух, кто сделал это, а вторым были иранцы, которые мигрировали на субконтинент через много столетий после того, как Персия попала под власть Рашидунского халифата. Согласно зороастрийскому эпосу Кисса-и Санджан, парсы продолжали мигрировать из рухнувшей империи Сасанидов в Гуджарат в период между 8 и 10 веками нашей эры, где им было предоставлено убежище, чтобы избежать религиозных преследований во время ранних мусульманских завоеваний.

Во время завоевания Персии мусульманами доминирующей религией региона был зороастризм, иранская религия, которая также служила официальной государственной религией империи Сасанидов. Многие известные иранские деятели, такие как Бабак Хоррамдин, в течение почти 200 лет активно восставали против армии Рашидунов, а затем и мусульманских халифатов, в то время как другие предпочли сохранить свою религиозную идентичность, спасаясь бегством из Ирана в Индию в это время.

Слово парси происходит от персидского языка и буквально переводится на персидский ( современный стандартный персидский : پارسیان, латинизированный : «Pārsiān» - то есть «парси»), эффективно идентифицируя народ парсов как доисламских зороастрийских этнических персов в Индии и Индии. Пакистан. Фарси, современное слово, которое используется местно в персоязычных регионах в качестве эндонима персидского языка, является арабизированной формой слова парси ; язык широко используется в Иране, Афганистане, Таджикистане и других регионах бывших Персидских империй.

Длительное присутствие парсов на Индийском субконтиненте отличает их от гораздо более недавно прибывшей и небольшой зороастрийской индийской общины иранцев, которые в основном являются потомками иранцев, бежавших от репрессий династии Каджаров и от общего социально-политического волнения конец 19 - начало 20 века Иран. Д.Л. Шет, бывший директор Центра изучения развивающихся обществ (CSDS), перечисляет индийские общины, которые составляли средний класс и традиционно были «городскими и профессиональными» (следующие профессии, такие как врачи, юристы, учителя, инженеры и т. Д.) сразу после обретения Индией независимости в 1947 году. Этот список включал кашмирские Пандит, в Нагар брахман из Гуджарата, в брахманы из Южной Индии, на панджаби Khatris и Kayasthas из Северной Индии, в Chitpawans и CKPs из Махараштры ; Бенгальские пробаси и бхадралоки, парсы, а также высшие эшелоны индийских мусульманских и индийских христианских общин по всему штату. По словам П.К. Вермы, «образование было тем связующим звеном, которое связывало эту всеиндийскую элиту»; почти все члены этих сообществ умели читать и писать на английском языке и получили образование за пределами обычных школьных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Определение и идентичность
  • 2 Происхождение
    • 2.1 Как этническое сообщество
    • 2.2 Самовосприятие
  • 3 Население
    • 3.1 Другая демографическая статистика
  • 4 История
    • 4.1 Прибытие на Индийский субконтинент
    • 4.2 Ранние годы
    • 4.3 Возраст возможностей
  • 5 Религиозные обычаи
    • 5.1 Чистота и загрязнение
    • 5.2 Навджоте
    • 5.3 Брак
    • 5.4 Похороны
    • 5.5 Храмы
  • 6 фракций внутри сообщества
    • 6.1 Календарные различия
      • 6.1.1 Последствия календарных споров
    • 6.2 Ильм-э-Кшном
    • 6.3 Вопросы, касающиеся умершего
  • 7 Археогенетика
  • 8 выдающихся парсов
  • 9 ссылки
    • 9.1 Цитаты
    • 9.2 Источники
  • 10 Дальнейшее чтение
  • 11 Внешние ссылки
Определение и идентичность

Согласно Британской энциклопедии,

Парси, также пишется как парси, член группы последователей в Индии персидского пророка Зороастра. Парсы, чье имя означает «персы», произошли от персидских зороастрийцев, которые эмигрировали в Индию, чтобы избежать религиозных преследований со стороны мусульман. Они живут в основном в Мумбаи и в нескольких городах и деревнях, в основном к югу от Мумбаи, а также в нескольких меньшинствах поблизости в Карачи (Пакистан) и Ченнаи. Значительная часть населения Парси проживает в Пуне и в Бангалоре. Несколько семей парсов также проживают в Калькутте и Хайдарабаде. Хотя они, строго говоря, не являются кастой, поскольку они не индуисты, они образуют четко определенное сообщество. Точная дата переселения парсов неизвестна. Согласно традиции, парсы первоначально поселились в Ормузе на берегу Персидского залива, но, обнаружив, что их все еще преследуют, отправились в Индию, прибыв туда в 8 веке. Фактически, миграция могла произойти не раньше X века, либо в обоих случаях. Сначала они поселились в Диу в Катхиаваре, но вскоре перебрались в Южный Гуджарат, где они оставались небольшой сельскохозяйственной общиной около 800 лет.

Термин Парси, который на персидском языке является демонимом, означающим «житель Парса » и, следовательно, «этнический перс», не упоминается в индийских зороастрийских текстах до 17 века. До этого времени в таких текстах постоянно использовались термины персидского происхождения: Зартошти «зороастриец» или Вехдин «[доброй религии]». Шестнадцать шлок XII века, санскритский текст, восхваляющий парсов, является самым ранним засвидетельствованным использованием этого термина в качестве идентификатора индийских зороастрийцев.

Парсы из Индии, ок. 1870 г.

Первое упоминание парсов на европейском языке относится к 1322 году, когда французский монах Иордан кратко упоминает об их присутствии в Тане и Бхарухе. Впоследствии этот термин появляется в журналах многих европейских путешественников, сначала французских и португальских, а затем и английских, все из которых использовали европеизированную версию явно местного языкового термина. Например, португальский врач Гарсиа де Орта заметил в 1563 году, что «есть купцы... в королевстве Камбайя. .. известные как Эспарцис. Мы, португальцы, называем их евреями, но это не так. Они - Gentios ». В правовом постановлении начала 20-го века (см. « Самовосприятие» ниже) судьи Давар и Биман утверждали (1909: 540), что термин «парси» также использовался в Иране для обозначения зороастрийцев. отмечает, что почти так же, как слово «индус» использовалось иранцами для обозначения кого-либо с индийского субконтинента, «парси» использовалось индейцами для обозначения кого-либо из Великого Ирана, независимо от того, были ли они на самом деле этническими персами. люди. В любом случае, сам термин «парсы» «не обязательно указывает на их иранское или« персидское »происхождение, но скорее как индикатор - проявляющийся в нескольких свойствах - этнической идентичности». Более того, если бы наследственность была единственным фактором при определении этнической принадлежности, парсы считались бы парфянами согласно Qissa-i Sanjan.

Термин «парсиизм» или «парсиизм» приписывается Аврааму Гиацинту Анкетил-Дюперрону, который в 1750-х годах, когда слово «зороастризм» еще не было придумано, сделал первый подробный отчет о парсах и зороастризме, ошибочно предполагая, что парсы были единственными оставшимися последователями религии.

В дополнение к вышесказанному, термин «парсы» существовал еще до того, как они переехали в Индию:

  • Самое раннее упоминание парсов находится в ассирийской надписи Салманасара III (около 854–824 гг. До н.э.).
  • Дарий Великий (521-486 до н.э.) устанавливает этот факт, когда он записывает свои парс родословную для потомков «парс parsahya puthra арии ariyachitra», что означает, «парс, сын парс, в арийском, арийской семье (Начертание на Накш-и-Рустам, недалеко от Персеполя, Иран ).
  • В «Очерках истории парсов» Дастурджи Хормаздьяр Дастур Кайоджи Мирза, Бомбей, 1987, стр. 3-4 пишет: «Согласно пехлевийскому тексту Карнамак и Артахшир и Папакан, индийский астролог упоминает Артахшира ( сасанидского царя и основателя Империя) как хватай парсикан 'царь парсов'.
  • Геродот и Ксенофонт, два великих историка, жившие в третьем и четвертом веках до нашей эры, называли иранцев парсами.
Происхождение

В древней Персии Зороастр учил, что добро ( Ормазд ) и зло ( Ангра-Майнью ) - противоположные силы, и битва между ними более или менее одинакова. Человек всегда должен быть бдителен, чтобы соответствовать силам света. В соответствии с аша, или праведностью, и друдж, или злом, человек, который выбрал в своей жизни, что они будут судить на мосту Чинват, чтобы предоставить проход в Рай, Хаммистаган (область неопределенности) или Ад с помощью меча. Персонифицированная форма души, олицетворяющая поступки человека, доставит приговоренных к месту назначения, и они будут оставаться там до последнего апокалипсиса. После финальной битвы между добром и злом каждая душа проходит через огненную реку, сурово сжигая свои шлаки, и вместе они получают рай после воскресения. Зороастрийская священная книга, называемая Авестой, была написана на авестийском языке, который тесно связан с ведическим санскритом.

Кисса-я Sanjan это рассказ о путешествии парсов в Индию из Ирана. В нем говорится, что они бежали из-за религиозной свободы, и им разрешили поселиться в Индии благодаря доброй воле местного принца. Однако община парсов должна была соблюдать три правила: они должны были говорить на местном языке, соблюдать местные брачные обычаи и не носить никакого оружия. После того, как они продемонстрировали много общего между их верой и местными верованиями, ранняя община получила участок земли, на котором можно было построить храм огня.

Как этническое сообщество

Свадебный портрет, 1948 год.

За столетия, прошедшие с тех пор, как первые зороастрийцы прибыли в Индию, парсы интегрировались в индийское общество, одновременно сохраняя или развивая свои собственные особые обычаи и традиции (и, следовательно, этническую идентичность). Это, в свою очередь, придало общине парсов довольно своеобразный статус: в основном это индейцы с точки зрения национальной принадлежности, языка и истории, но не типично индийцы с точки зрения кровного родства или этнической принадлежности, культурных, поведенческих и религиозных практик. Генеалогические тесты ДНК для определения чистоты происхождения дали неоднозначные результаты. Одно исследование поддерживает утверждение парсов о том, что они сохранили свои персидские корни, избегая смешанных браков с местным населением. В том исследовании 2002 года Y-хромосомы (отцовской) ДНК парсов Пакистана было установлено, что парсы генетически ближе к иранцам, чем к своим соседям.

Исследование 2004 года, в котором митохондриальная ДНК парсов (матрилинейная) сравнивалась с ДНК иранцев и гуджаратцев, показало, что парсы генетически ближе к гуджаратцам, чем к иранцам. Принимая во внимание исследование 2002 года, авторы исследования 2004 года предположили «опосредованную мужчинами миграцию предков современной популяции парсов, когда они смешались с местными самками, [...] что в конечном итоге привело к потере мтДНК у людей. Иранское происхождение ». В 2017 году было проведено исследование, в ходе которого было обнаружено, что парсы генетически ближе к иранцам эпохи неолита, чем к современным иранцам, которые стали свидетелями недавней волны примесей с Ближнего Востока, и что «48% митохондриальных линий, специфичных для Южной Азии, среди них. древние образцы, которые могли возникнуть в результате ассимиляции местных самок во время первоначального заселения ».

Самовосприятие

Церемония Парси Навджоте (обряды принятия в зороастрийскую веру)

Определение того, кто является парси, а кто нет, является предметом больших разногласий в зороастрийском сообществе Индии. Принято считать, что парси - это человек, который:

(а) происходит непосредственно от первоначальных персидских беженцев, и
(б) был официально принят в зороастрийскую религию через церемонию навджот.

В этом смысле парси является этнорелигиозным обозначением, определение которого вызывает разногласия среди его членов, подобно спору о том, кто является евреем на Западе.

Некоторые члены сообщества дополнительно утверждают, что ребенок должен иметь отца-парси, чтобы иметь право на вступление в веру, но это утверждение большинством считается нарушением зороастрийских принципов гендерного равенства и может быть пережитком старого юридическое определение термина парси.

Часто цитируемое юридическое определение парси основано на постановлении 1909 года (которое было признано недействительным), в котором не только оговаривалось, что человек не может стать парсом, обратившись в зороастрийскую веру, но также отмечалось:

Сообщество парсов состоит из: а) парсов, которые происходят от коренных персидских эмигрантов и которые рождены от обоих родителей-зороастрийцев и исповедуют зороастрийскую религию; б) иранцы [здесь имеется в виду иранцы, а не другая группа индийских зороастрийцев], исповедующие зороастрийскую религию; в) дети отцов-парсов от матерей-инопланетян, которые были должным образом приняты в религию.

Это определение несколько раз отменялось. Принципы равенства Конституции Индии недействительных патрилинейного ограничения, выраженное в третьем пункте. Второй пункт был оспорен и отменен в 1948 году. При апелляции в 1950 году решение 1948 года было оставлено в силе, и все определение 1909 года было признано obiter dictum - второстепенным мнением, не имеющим юридической силы (подтверждено в 1966 году).

В обществе растет голос о том, что если действительно необходимо восстановить равенство, то единственное приемлемое решение - позволить ребенку быть посвященным в веру только в том случае, если оба родителя - парсы.

Тем не менее, мнение о том, что постановление 1909 года является юридически обязательным, продолжает сохраняться даже среди более начитанных и умеренных парсов.

численность населения
Смотрите также: Список стран зороастрийского населения Географическое распространение современных и древних парсов в Индии и Пакистане.

Согласно переписи населения Индии 2011 года, в Индии насчитывается 57 264 парси. По данным Национальной комиссии по делам меньшинств, существует «множество причин, которые ответственны за это неуклонное сокращение численности населения общины», наиболее значительными из которых являются бездетность и миграция. Демографические тенденции прогнозируют, что к 2020 году парсов будет всего 23000 человек. Тогда парсы перестанут называться общиной и будут называться « племенем ».

Пятая часть сокращения населения объясняется миграцией. На остальную часть приходится более медленная рождаемость, чем смертность: по состоянию на 2001 г. парсы старше 60 лет составляли 31% населения. Только 4,7% парсов моложе 6 лет, что означает 7 рождений в год на 1000 человек. В последние годы высказывались опасения по поводу стремительно сокращающегося населения парсов в Индии.

Другая демографическая статистика

Гендерное соотношение среди парсов необычно: по состоянию на 2001 год соотношение мужчин и женщин составляло 1000 мужчин и 1050 женщин (по сравнению с 1024 в 1991 году), в первую очередь из-за высокого среднего возраста населения (пожилые женщины встречаются чаще, чем пожилые). мужчины). По состоянию на 2001 год средний показатель по стране в Индии составлял от 1000 мужчин до 933 женщин.

Парсы имеют высокий уровень грамотности ; по состоянию на 2001 год уровень грамотности составляет 97,9%, что является самым высоким показателем среди всех индийских общин (в среднем по стране 64,8%). 96,1% парсов проживают в городских районах (в среднем по стране 27,8%). Родным языком парсов является гуджарати.

В районе Большого Мумбаи, где плотность парсов наиболее высока, около 10% женщин-парсов и около 20% мужчин-парсов не вступают в брак.

История

Прибытие на индийский субконтинент

Согласно Кисса-и Санджану, единственный существующий отчет о ранних годах зороастрийских беженцев в Индии, составленный по крайней мере через шесть столетий после их ориентировочной даты прибытия, первая группа иммигрантов происходила из Большого Хорасана. Этот исторический регион Центральной Азии частично находится на северо-востоке Ирана, где он представляет собой современную провинцию Хорасан, часть западного / северного Афганистана и частично в трех центральноазиатских республиках, а именно в Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

Согласно Киссе, иммигрантам было разрешено остаться от местного правителя Джади Раны при условии, что они перейдут на местный язык ( гуджарати ), а их женщины - на местную одежду ( сари ). Беженцы приняли условия и основали поселение Санджан, которое, как говорят, было названо в честь города их происхождения ( Санджан, недалеко от Мерва, современный Туркменистан). За этой первой группой последовала вторая группа из Большого Хорасана в течение пяти лет после первой, и на этот раз с религиозными орудиями ( алат). В дополнение к этим «горным народам» Хорасани или Кохистани, как, как говорят, изначально назывались две первоначальные группы, по крайней мере, еще одна группа прибыла по суше из Сари, Иран.

Карта Сасанидской империи и окрестностей накануне мусульманского завоевания Персии

Хотя считается, что группа Санджан была первыми постоянными поселенцами, точная дата их прибытия остается лишь предположением. Все оценки основаны на Qissa, который является расплывчатым или противоречивым в отношении некоторых прошедших периодов. Следовательно, в качестве года высадки были предложены три возможных даты - 716, 765 и 936, и разногласия стали причиной «многих ожесточенных битв... среди парсов». Поскольку в текстах на парси до XVIII века даты конкретно не упоминаются, любая дата прибытия является предметом спекуляций. Важность Киссы в любом случае заключается не столько в ее реконструкции событий, сколько в изображении парсов - в том, как они привыкли видеть себя - и в их отношении к господствующей культуре. Таким образом, текст играет решающую роль в формировании идентичности парсов. Но, «даже если кто-то придет к выводу, что хроника, основанная на устной передаче, не более чем легенда, она все равно, без сомнения, остается чрезвычайно информативным документом для историографии Парси».

Зороастрийцы Санджана, безусловно, не были первыми зороастрийцами на субконтиненте. Синд, касающийся Белуджистана, самой восточной периферии иранского мира, тоже когда-то находился под прибрежной администрацией Сасанидской империи (226-651), которая, следовательно, поддерживала там свои форпосты. Даже после потери Синда иранцы продолжали играть важную роль в торговых связях между востоком и западом. Арабский историограф IX века Аль-Масуди кратко отмечает зороастрийцев с храмами огня в Аль-Хинде и Аль-Синде. Есть свидетельства того, что отдельные парсы проживали в Синде в десятом и двенадцатом веках, но нынешнее современное сообщество считается датируемым моментом прибытия британцев в Синд. Более того, для иранцев гавани Гуджарата лежали на морских путях, которые дополняли сухопутный Шелковый путь, и между двумя регионами существовали обширные торговые отношения. Контакты между иранцами и индейцами были уже хорошо установлены еще до нашей эры, и как Пураны, так и Махабхарата используют термин Парасикас для обозначения народов к западу от реки Инд.

«Легенды парсов, касающиеся миграции их предков в Индию, изображают осажденную группу религиозных беженцев, спасающихся от нового правления после мусульманских завоеваний, чтобы сохранить свою древнюю веру». Однако, хотя поселения парсов определенно возникли вдоль западного побережья Индийского субконтинента после арабского завоевания Ирана, нельзя с уверенностью утверждать, что эти миграции произошли в результате религиозных преследований зороастрийцев. Если «традиционная» дата 8-го века (как выводится из Киссы) считается действительной, следует предположить, что «миграция началась, когда зороастризм все еще был преобладающей религией в Иране, [и] экономические факторы преобладали при первоначальном решении о миграции». Это было бы особенно актуально, если бы, как предполагает Кисса, первые парсы изначально пришли с северо-востока (то есть из Центральной Азии) и ранее зависели от торговли по Шелковому пути. Тем не менее, в 17 - м веке, Генри Господнем, капеллан с английской Ост - Индской компании, отметил, что парсы пришел в Индию, ищет « свободы совести », но одновременно прибыли в качестве «торговых судов, направляющихся к берегам Индии, в ходе торговли и товары ". Тот факт, что мусульмане взимали с немусульман более высокие пошлины при торговле из удерживаемых мусульманами портов, может быть истолкован как форма религиозного преследования, но это единственная причина для миграции представляется маловероятным.

Ранние годы

Кисса мало что может сказать о событиях, последовавших за создание Sanjan, и ограничивает себя в краткой записке о создании «Огонь Победы» (среднеперсидская: Atash Бахрам ) в Sanjan и его последующего перехода к Навсари. Согласно Дхалле, следующие несколько столетий были «полны невзгод» ( sic), прежде чем зороастризм «получил реальную опору в Индии и обеспечил своим приверженцам некоторые средства к существованию в этой новой стране их принятия».

Спустя два столетия после их высадки парсы начали селиться в других частях Гуджарата, что привело к «трудностям в определении границ юрисдикции священников». Эти проблемы были разрешены к 1290 году путем разделения Гуджарата на пять пантхаков (округов), каждый из которых находился под юрисдикцией одной семьи священников и их потомков. (Продолжающиеся споры относительно юрисдикции над Аташ-Бахрамом привели к тому, что пожар был перенесен в Удваду в 1742 году, где сегодня юрисдикция разделена поочередно между пятью семьями пантхаков.)

Надписи в пещерах Канхери около Мумбаи предполагают, что, по крайней мере, до начала 11 века среднеперсидский язык все еще был литературным языком потомственного зороастрийского духовенства. Тем не менее, помимо надписей Кисса и Канхери, имеется мало свидетельств существования парсов до XII и XIII веков, когда начали готовиться «виртуозные» санскритские переводы и транскрипции Авесты и комментариев к ней. Из этих переводов Дхалла делает вывод, что «религиоведение в то время велось с большим рвением» и что среднеперсидские и санскритские клерики владели « высшим порядком».

С 13 века до конца 16 века зороастрийские жрецы Гуджарата отправили (всего) двадцать две просьбы о религиозном руководстве своим единоверцам в Иране, предположительно потому, что они считали иранских зороастрийцев «более осведомленными в религиозных вопросах, чем они сами., и, должно быть, сохранили старинную традицию вернее, чем они сами ". Эти передачи и ответы на них - усердно сохраняемые сообществом как rivayat s ( послания ) - охватывают 1478–1766 годы и касаются как религиозных, так и социальных вопросов. С поверхностной точки зрения 21 века, некоторые из этих ithoter («вопросов») удивительно тривиальны - например, Rivayat 376: подходят ли чернила, подготовленные незороастрийцем, для копирования текстов на авестийском языке, - но они дают четкое понимание в страхи и тревоги ранних зороастрийцев Нового времени. Таким образом, вопрос о чернилах является симптомом страха ассимиляции и потери идентичности - темы, которая доминирует в задаваемых вопросах и продолжает оставаться проблемой в 21 веке. Так же и вопрос об обращении юддинов ( незороастрийцев) в зороастризм, на который ответ (R237, R238) был приемлемым, даже заслуживающим внимания.

Тем не менее, «опасные условия, в которых они жили в течение значительного периода, сделали для них непрактичным сохранение прежнего прозелитического рвения. Инстинктивный страх распада и поглощения огромным множеством людей, среди которых они жили, создавал в них дух исключительности и исключительности. сильное желание сохранить расовые характеристики и отличительные черты своей общины. Живя в атмосфере, насыщенной индуистской кастовой системой, они считали, что их собственная безопасность заключается в том, чтобы окружить свою лоно жесткими кастовыми барьерами ". Тем не менее, в какой-то момент (возможно, вскоре после прибытия в Индию) зороастрийцы - возможно, решив, что социальное расслоение, которое они принесли с собой, было неустойчивым в небольшом сообществе, - покончили со всем, кроме наследственного священства (называемого асроних в Сасанидском Иране). Остальные поместья - (р) атештарих (дворянство, солдаты и государственные служащие), вастарёших (фермеры и пастухи), хутокши (ремесленники и рабочие) - были объединены во всеобъемлющий класс, известный сегодня как бехдини (последователи даэна », что означает « добрая религия »). Это изменение будет иметь далеко идущие последствия. Во-первых, это в некоторой степени открыло генофонд, поскольку до этого времени межклассовые браки были чрезвычайно редкими (это продолжало быть проблемой для духовенства до 20 века). Во-вторых, он устранил границы по профессиональным признакам - фактор, который вызвал у парсов расположение к колониальным властям XVIII и XIX веков, у которых было мало терпения к непредсказуемым осложнениям индуистской кастовой системы (например, когда клерк из одна каста не будет иметь дела с клерком из другой).

Возраст возможностей

После коммерческого соглашения в начале 17 века между императором Великих Моголов Джахангиром и Яковом I в Англии Ост-Индская компания получила исключительные права на проживание и строительство фабрик в Сурате и других областях. Многие парсы, которые до этого жили в фермерских общинах по всему Гуджарату, переехали в английские поселения, чтобы занять новые предлагаемые рабочие места. В 1668 году Английская Ост-Индская компания арендовала Семь Бомбейских островов у Карла II Англии. Компания сочла глубокую гавань на восточном побережье островов идеальной для создания своего первого порта на субконтиненте, и в 1687 году они переместили свою штаб-квартиру из Сурата в зарождающееся поселение. Парсы последовали за ним и вскоре начали занимать должности доверия в связи с правительственными и общественными работами.

Там, где грамотность ранее была исключительной прерогативой священства, в эпоху британского владычества британские школы в Индии предоставили молодой парсской молодежи средства не только для обучения чтению и письму, но и для получения образования в более широком смысле. термина и познакомьтесь с причудами британского истеблишмента. Эти возможности были чрезвычайно полезны для парсов, поскольку они позволяли им «представлять себя подобными британцам», что они делали «более усердно и эффективно, чем, возможно, любое другое южноазиатское сообщество». В то время как колониальные власти часто считали других индейцев «пассивными, невежественными, иррациональными, внешне покорными, но внутренне коварными», парсы имели те черты, которые власти склонны приписывать самим себе. Йохан Альбрехт де Манделсло (1638) считал их «прилежными», «добросовестными» и «искусными» в своих коммерческих занятиях. Подобные наблюдения сделал бы Джеймс Макинтош, регистратор Бомбея с 1804 по 1811 год, который отметил, что «парсы - небольшой остаток одной из самых могущественных наций древнего мира, которые, спасаясь от преследований в Индию, были на протяжении многих веков. потерялись в безвестности и нищете, пока в конце концов они не встретили справедливое правительство, при котором они быстро выросли до одной из самых популярных торговых организаций в Азии ».

Одним из них был предприимчивый агент по имени Растом Манек. В 1702 году Манек, который, вероятно, уже накопил состояние при голландцах и португальцах, был назначен первым брокером Ост-Индской компании (получив в процессе название «Сет»), а в последующие годы «он и его парси» соратники расширили профессиональные и финансовые горизонты более широкой общины парсов ". Таким образом, к середине 18 века брокерские конторы президентства Бомбея почти полностью находились в руках парсов. Как заметил Джеймс Форбс, коллекционер Броуч (ныне Барух ) в своих « Восточных мемуарах» (1770 г.): «Многие из основных купцов и владельцев кораблей в Бомбее и Сурате - парсы». «Активные, стойкие, расчетливые и настойчивые, они теперь составляют очень ценную часть подданных Компании на западных берегах Индостана, где их очень уважают». В 18 веке парсы с их навыками в кораблестроении и торговле получили огромную выгоду. торговля между Индией и Китаем. Торговля велась в основном лесом, шелком, хлопком и опиумом. Например, Джамсетджи Джиджибхой приобрел большую часть своего состояния за счет торговли хлопком и опиумом. Постепенно определенные семьи «приобрели богатство и известность (Сорабджи, Моди, Кама, Вадиа, Джиджибхой, Ридимони, Дадисет, Петит, Патель, Мехта, Оллблесс, Тата и т. Д.).), многие из которых были бы известны своим участием в общественной жизни города, а также своими различными образовательными, промышленными и благотворительными предприятиями. ").

Своей щедростью Манек помог создать инфраструктуру, которая была необходима парсам, чтобы обосноваться в Бомбее, и тем самым «сделал Бомбей основным центром проживания и работы парсов в 1720-х годах». После политической и экономической изоляции Сурата в 1720-1730-х годах, которая возникла в результате конфликтов между (оставшимися) властями Великих Моголов и все более доминирующими маратхами, ряд семей парсов из Сурата мигрировали в новый город. В то время как в 1700 году «менее горстки людей фигурируют как торговцы в каких-либо записях; к середине века парсы, занимавшиеся торговлей, составили одну из важных коммерческих групп в Бомбее». Щедрость Манека, кстати, также является первым задокументированным примером филантропии парсов. В 1689 году англиканский капеллан Джон Овингтон сообщил, что в Сурате семья «помогает бедным и готова обеспечивать пропитание и комфорт тех, кто в этом нуждается. своевременная щедрая милостыня к немощным и несчастным, не оставляет никого без помощи и не терпит нищего во всем своем племени ".

"Парсы Бомбея ", гравюра на дереве, ок. 1878 г.

В 1728 году старший сын Рустома Наороз (позже Наороджи) основал Bombay Parsi Panchayet (в смысле инструмента самоуправления, а не в смысле доверия, которым оно является сегодня), чтобы помогать вновь прибывающим парсам в религиозных, социальных, юридических и иных вопросах. финансовые вопросы. Используя свои огромные ресурсы, семья Манек Сетх отдавала свое время, энергию и немалые финансовые ресурсы общине парсов, в результате чего к середине 18 века панчаят стал для парсов общепринятым средством справиться с насущными потребностями городской жизни. жизнь и признанный инструмент для регулирования дел сообщества. Тем не менее, к 1838 году панчаят подвергся нападкам за неприличия и кумовство. В 1855 г. газета Bombay Times отметила, что Панчаят совершенно лишен моральных или юридических полномочий для обеспечения соблюдения своих уставов ( бундобустов или кодексов поведения), и вскоре совет перестал считаться представителем общины. После того, как в июле 1856 года Судебный комитет Тайного совета постановил, что он не обладает юрисдикцией над парсами в вопросах брака и развода, Панчаят был сокращен до немногим более, чем признанный правительством "Брачный суд парсов". Хотя Панчаят в конечном итоге был восстановлен в качестве администратора общинной собственности, в конечном итоге он перестал быть инструментом самоуправления.

Примерно в то же время, когда роль панчаята снижалась, возник ряд других институтов, которые заменили роль панчаята в содействии чувству социальной сплоченности, к которому отчаянно стремилось сообщество. К середине 19 века парсы остро осознавали, что их численность сокращается, и рассматривали образование как возможное решение проблемы. В 1842 году Джамсетджи Джеджибхой основал Благотворительный фонд парсов с целью улучшения посредством образования положения бедных парсов, все еще живущих в Сурате и его окрестностях. В 1849 году парсы основали свою первую школу (совместное обучение, которое было новшеством в то время, но вскоре будет разделено на отдельные школы для мальчиков и девочек), и образовательное движение ускорилось. Число школ парсов увеличивалось, но другие школы и колледжи также посещались свободно. Благодаря лучшему образованию и социальной сплоченности в обществе росло чувство самобытности, и в 1854 году Диншоу Манекджи Пети основал Фонд персидского зороастрийского мелиорации с целью улучшения условий для своих менее удачливых единоверцев в Иране. Фонду удалось убедить ряд иранских зороастрийцев эмигрировать в Индию (где они известны сегодня как иранцы), и усилия его эмиссара Манекджи Лимджи Хатариа, возможно, сыграли важную роль в получении ремиссии джизьи для их единоверцев в 1882 году..

В XVIII и XIX веках парсы стали «передовыми людьми в Индии в вопросах образования, промышленности и общества. Они стояли в авангарде прогресса, накопили огромные состояния и щедро раздали большие суммы на благотворительность». Ближе к концу XIX века общее количество парсов в колониальной Индии составляло 85 397 человек, из которых 48 507 жили в Бомбее, что составляло около 6,7% от общей численности населения города, согласно переписи 1881 года. Это будет последний раз, когда парсы будут считаться численно значимым меньшинством в городе.

Тем не менее, наследием 19 века было чувство самосознания как сообщества. Типично парсские культурные символы 17-18 веков, такие как язык (вариант парси гуджарати ), искусство, ремесла и портняжные навыки, превратились в парси-театр, литературу, газеты, журналы и школы. Парсы теперь управляли общинными медицинскими центрами, корпусами скорой помощи, скаутскими войсками, клубами и масонскими ложами. У них были свои благотворительные фонды, жилые комплексы, юридические учреждения, суды и органы управления. Они больше не были ткачами и мелкими торговцами, но теперь были основаны и управляли банками, заводами, тяжелой промышленностью, верфями и судоходными компаниями. Более того, даже при сохранении своей культурной самобытности они не преминули признать себя национально индейцами, как заметил Дадабхай Наороджи, первый азиат, занявший место в британском парламенте : «Будь я индусом, мусульманином или парси»., христианин или исповедующий любое другое вероисповедание, я, прежде всего, индиец. Наша страна - Индия; наша национальность - индийская ". Во время движения за независимость Индии парсы выступали против раздела Индии.

Религиозные обычаи

Основными компонентами зороастризма, практикуемого парсианским сообществом, являются концепции чистоты и загрязнения (насу), посвящения (навджот), ежедневных молитв, поклонения в Храмах огня, брака, похорон и общего поклонения.

Чистота и загрязнение

Баланс между добром и злом соотносится с идеей чистоты и загрязнения. Чистота считается самой сутью благочестия. Суть загрязнения - уничтожить чистоту через смерть человека. Чтобы придерживаться чистоты, парсы обязаны продолжать сохранять чистоту в своих телах, как их создал Бог. Зороастрийский священник всю свою жизнь посвящает святой жизни.

Навджоте

Зороастрийцы не инициированы крещением младенцев. Ребенка посвящают в веру, когда он или она достаточно взрослые, чтобы войти в нее, так как ребенок должен читать некоторые молитвы вместе со священником во время церемонии Навджот, в идеале, прежде чем они достигнут половой зрелости. Хотя не существует фактического возраста, до которого ребенок должен быть посвящен в веру (желательно после 7 лет), Навджот не может выполняться для взрослого.

Посвящение начинается с ритуального омовения, затем с духовной очищающей молитвы; ребенок переодевается в белые пижамные штаны, шаль и маленькую шапочку. После вступительных молитв ребенку выдают священные предметы, связанные с зороастризмом: священную рубашку и шнур, судре и кусти. Затем ребенок сталкивается с главным священником, и огонь вводится, чтобы представить Бога. Как только священник заканчивает молитву, инициация ребенка завершается, и теперь он или она является частью общины и религии.

Свадьба

Основная статья: зороастрийская свадьба Свадьба на парси 1905 г.

Брак очень важен для членов общины парсов, поскольку они верят, что для продолжения расширения Царства Божьего они должны производить потомство. Вплоть до середины XIX века детские браки были обычным явлением, хотя идея детских браков не была частью религиозной доктрины. Следовательно, когда в Индии началась социальная реформа, община парсов прекратила эту практику. Однако возникают проблемы с доступностью невест. Все больше и больше женщин в общине парсов получают хорошее образование и поэтому либо откладывают вступление в брак, либо вообще не вступают в брак. Уровень грамотности женщин среди парсов в Индии составляет девяносто семь процентов; сорок два процента закончили среднюю школу или колледж, а двадцать девять процентов имеют профессию, по которой они зарабатывают значительные суммы денег. Свадебная церемония начинается так же, как и посвящение с очищающей ванны. Затем жених и невеста едут на свадьбу на автомобилях, украшенных цветами. Священники обеих семей содействуют свадьбе. Пара начинает с того, что смотрит друг на друга с простыней, чтобы не видеть друг друга. Шерсть проходит через эти двое семь раз, чтобы связать их вместе. Затем двое должны бросить рис своему партнеру, символизируя доминирование. Затем появляется религиозный элемент, когда двое сидят бок о бок лицом к священнику.

Похороны

Основная статья: Дахма Парси Башня тишины, Бомбей.

С загрязнением, связанным со смертью, нужно обращаться осторожно. Отдельная часть дома предназначена для размещения трупа на похоронах перед тем, как его увезут. Священник приходит, чтобы помолиться об очищении от грехов и утвердить веру умершего. В комнату разводят огонь и начинают молиться. Тело омывается и вставляется в шудре и кусти. Затем начинается церемония, и вокруг тела рисуется круг, в который могут войти только носящие. По пути на кладбище они идут парами и связаны между собой белой тканью. Собака важна в похоронном процессе, потому что она способна видеть смерть. Тело переносят в башню смерти, где им питаются стервятники. Когда кости обесцвечиваются солнцем, их вставляют в круглое отверстие в центре. Процесс оплакивания длится четыре дня, и вместо того, чтобы создавать могилы для умерших, в честь этого человека создаются благотворительные организации.

Храм Огня Парси Дели

Храмы

Храм огня парси в Ахмедабаде, Индия

Изначально зороастрийские фестивали проводились на открытом воздухе; храмы не были обычным явлением до более позднего времени. Большинство храмов были построены богатыми парсами, которым требовались центры чистоты. Как указывалось ранее, считается, что огонь символизирует присутствие Ахура Мазды, и есть два отчетливых различия в типах огня для разных храмов. Первый тип храма - Аташ Бехрам, высший уровень огня. Огонь готовится в течение всего года, прежде чем его можно будет установить, и как только он будет установлен, о нем позаботятся в максимально возможной степени. В Индии всего восемь таких храмов. Второй тип храмов огня называется Дар-и Михр, и процесс подготовки не такой интенсивный. Их около 160 по всей Индии.

Фракции внутри сообщества
Церемония Парси Джашан (в данном случае - благословение дома)

Календарные различия

В этом разделе содержится информация, относящаяся к календарю парси. Для получения информации о календаре, который зороастрийцы использовали в религиозных целях, в том числе о его истории и вариантах, см. Зороастрийский календарь.

Примерно до 12 - го века, все зороастрийцы не следуют той же 365-дневный религиозный календарь, который остался в основном без изменений, так как календарные реформы Ардашира I ( т. 226-241 н.э.). Поскольку в этом календаре не учитывались дробные дни, составляющие полный солнечный год, со временем он больше не соответствовал временам года.

Где-то между 1125 и 1250 годами ( ср. Boyce 1970, стр. 537) парсы ввели эмболизический месяц, чтобы сравнять накопившиеся дробные дни. Однако парсы были единственными зороастрийцами, которые сделали это (и сделали это только один раз), в результате чего с тех пор календарь, используемый парсами, и календарь, используемый зороастрийцами в других местах, разошлись на 30 дней.. У календарей осталось то же имя, Шахеншахи (имперский), по-видимому, потому, что никто не знал, что календари уже не те.

В 1745 году парсы в Сурате и его окрестностях перешли на календарь кадми или кадими по рекомендации своих священников, которые были убеждены, что календарь, использовавшийся на древней родине, должен быть правильным. Более того, они очерняли календарь Шахеншахи как «роялистский».

В 1906 году попытки объединить две фракции привели к введению третьего календаря, основанного на модели сельджуков 11-го века: в Фасили, или Фасли, високосные дни вставлялись каждые четыре года, а Новый год приходился на день весеннего равноденствия. Хотя это был единственный календарь, который всегда соответствовал временам года, большинство членов общины парсов отвергали его на том основании, что он не соответствовал предписаниям, выраженным в зороастрийской традиции ( Денкард 3.419 ).

Сегодня большинство парсов являются приверженцами парсской версии календаря Шахеншахи, хотя у календаря Кадми действительно есть приверженцы среди парсовских общин Сурат и Бхарух. У календаря Фасли нет значительных последователей среди парсов, но в силу того, что он совместим с календарем бастани (иранское развитие с теми же характерными чертами, что и календарь Фасли), он преобладает среди зороастрийцев Ирана.

Эффект календарных споров

Поскольку некоторые из молитв Авесты содержат ссылки на названия месяцев, а некоторые другие молитвы используются только в определенное время года, вопрос о том, какой календарь является «правильным», также имеет теологические разветвления.

Чтобы еще более усложнить, в конце 18 - го века (или в начале 19 - го века) весьма влиятельные головами жрец и стойкую сторонник Kadmi календаря, Phiroze Каус Dastur из Dadyseth Аташ-Бехраме в Бомбее, убеждался, что произношение молитвы как прочитанное посетителями из Ирана было правильным, в то время как произношение парсов - нет. Соответственно, он изменил некоторые (но не все) молитвы, которые со временем были приняты всеми приверженцами календаря Кадми как более древние (и, следовательно, предположительно правильные). Однако исследователи авестийского языка и лингвистики приписывают разницу в произношении сдвигу гласных, который произошел только в Иране, и что иранское произношение, принятое кадми, на самом деле более новое, чем произношение, используемое парсами, не принадлежащими к кадми.

Календарные споры тоже не всегда носили чисто академический характер. В 1780-х годах эмоции по поводу этого разногласия накалились настолько, что время от времени вспыхивали вспышки насилия. В 1783 году житель Шахеншахи Бхаруха по имени Хомаджи Джамшеджи был приговорен к смертной казни за то, что ударил молодую женщину кадми ногой, что привело к выкидышу.

Из восьми Аташ-Бехрамов ( храм огня высшей степени) в Индии три следуют произношению и календарю Кадми, остальные пять - Шахеншахи. У фассалийцев нет своего Аташ-Бехрама.

Ильм-э-Кшном

Основная статья: Ильм-э-Кшном

Ильм-е-Kshnoom ( «наука экстаза», или «наука о счастье») является школа парсов-зороастрийской философии на основе мистических и эзотерических, а не буквального, толкование религиозных текстов. По словам приверженцев секты, они являются последователями зороастрийской веры, сохраненной кланом из 2000 человек, называемым Сахеб-э-Дилан («Повелители сердца»), которые, как говорят, живут в полной изоляции в горных глубинах Кавказа ( в качестве альтернативы, в Алборз диапазоне, вокруг горы Damavand ).

Есть несколько очевидных указаний на то, что парс может быть последователем Кшнума. Хотя их кусти молитвы очень похожи на те, что используются Fassali s, как и остальная часть общины парсов последователи Kshnoom разделены по отношению к какому календарю они наблюдают. Есть и другие незначительные различия в чтении литургии, например, повторение некоторых частей более длинных молитв. Тем не менее, кшномы крайне консервативны в своей идеологии и предпочитают изоляцию даже по отношению к другим парсам.

Самая большая община последователей кшнума живет в Джогешвари, пригороде Бомбея, где у них есть собственный храм огня (Behramshah Nowroji Shroff Daremeher), собственная жилищная колония (Behram Baug) и собственная газета ( Parsi Pukar). Меньшая концентрация приверженцев наблюдается в Сурате, где секта была основана в последние десятилетия XIX века.

Вопросы, касающиеся умершего

Надгробный памятник парси, кладбище Святой Марии, Уондсворт

Традиционно, по крайней мере в Мумбаи и Карачи, мертвых парсов переносят в Башни Безмолвия, где трупы быстро съедаются городскими стервятниками. Причина этой практики заключается в том, что земля, огонь и вода считаются священными элементами, которые не должны оскверняться мертвыми. Поэтому захоронение и кремация всегда были запрещены в культуре парсов. Однако в наши дни в Мумбаи и Карачи популяция стервятников резко сократилась из-за обширной урбанизации и непреднамеренных последствий лечения людей и домашнего скота антибиотиками и противовоспалительным диклофенаком, которые вредят стервятникам и привели к кризису с индейскими стервятниками. В результате тела умерших разлагаются гораздо дольше. Солнечные панели были установлены в Башнях тишины, чтобы ускорить процесс разложения, но это удалось лишь частично, особенно во время сезонных дождей. В Пешаваре кладбище парсов было основано в конце 19 века, которое существует до сих пор; это кладбище уникально тем, что здесь нет Башни Безмолвия. Тем не менее, большинство парсов по-прежнему используют традиционный метод избавления от своих близких и считают это последним актом благотворительности умерших на земле.

Башня тишины в Мумбаи находится на холме Малабар. В Карачи Башня Безмолвия находится в колонии парси, недалеко от населенных пунктов Чанезар-Гот и Мехмудабад.

Археогенетика

Генетические исследования парсов Пакистана показывают резкий контраст между генетическими данными, полученными из митохондриальной ДНК (мтДНК) и ДНК Y-хромосомы (Y-ДНК), отличных от большинства популяций. Исторические записи показывают, что они переехали из Ирана в Гуджарат, Индия, а затем в Мумбаи и Карачи, Пакистан. Согласно Y-DNA, они напоминают иранское население, что подтверждает исторические записи. Когда пул мтДНК сравнивается с иранцами и гуджаратцами (их предполагаемыми родительскими популяциями), он сопоставляет данные Y-ДНК. Около 60% их материнского генофонда происходит из гаплогрупп Южной Азии, что составляет всего 7% у иранцев. Парсы имеют высокую частоту гаплогруппы M (55%), как и у индейцев, которая составляет всего 1,7% в объединенной иранской выборке. Исследования показывают резкий контраст между материнским и отцовским компонентами парсов. Из-за большого разнообразия линий Y-ДНК и мтДНК сильный эффект дрейфа маловероятен, даже если у них была небольшая популяция. Исследования предполагают опосредованную мужчинами миграцию предков парсов из Ирана в Гуджарат, где они смешались с местным женским населением во время первоначальных поселений, что в конечном итоге привело к потере иранской мтДНК.

Исследование, опубликованное в Genome Biology, основанное на данных SNP с высокой плотностью, показало, что парсы генетически ближе к иранскому населению, чем к своим южноазиатским соседям. Они также разделяют наибольшее количество гаплотипов с современными иранцами; примесь парсов с индейским населением, по оценкам, произошла приблизительно 1200 лет назад. Также обнаружено, что парсы генетически ближе к иранцам эпохи неолита, чем к современным иранцам, недавно получившим некоторые гены с Ближнего Востока.

Было показано, что у парсиса высокие показатели рака груди, рака мочевого пузыря, дефицита глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы и болезни Паркинсона.

Видный парс
Основная статья: Список парсов Фредди Меркьюри, солист рок- группы Queen Джамсетджи Тата, основатель группы компаний Tata.

Парсы внесли значительный вклад в историю и развитие Индии, особенно учитывая их небольшую численность. Как намекает изречение «Парси, твое имя - милосердие», их самый выдающийся вклад - это их благотворительность.

Хотя имя их народа парси происходит от персидского слова, обозначающего персидский человек, на санскрите этот термин означает «тот, кто подает милостыню». Махатма Ганди заметил в сильно неверно цитируемом заявлении: «Я горжусь своей страной, Индией, за то, что она произвела великолепное зороастрийское племя, в количествах, достойных презрения, но в благотворительности и филантропии, возможно, не имеющих себе равных и, безусловно, непревзойденных». Несколько достопримечательностей в Мумбаи названы в честь парсов, в том числе Нариман-Пойнт. Malabar Hill в Мумбаи, является домом для нескольких известных парсов. Парсы, видные в движении за независимость Индии, включают Ферозешаха Мехту, Дадабхай Наороджи и Бхикайджи Каму.

В число особо известных парсов в области науки и промышленности входят физики Хоми Дж. Бхабха, Хоми Н. Сетна, JRD Тата и Джамсетджи Тата, которых считают «отцом индийской промышленности». Семьи Годредж, Тата, Пети, Ковасджи, Пунавалла и Вадиа являются важными промышленными семьями парсов.

Другими бизнесменами-парси являются Ратанджи Дадабхой Тата, JRD Тата, Диншоу Манекджи Петит, Несс Вадиа, Невилл Вадиа, Джехангир Вадиа и Нусли Вадиа - все они связаны браком с Мухаммедом Али Джинной, основателем Пакистана. Жена Джинна в Rattanbai Petit, родились в двух парсах Petit - Тат семьи, и их дочь Дин Джинн был женат на Parsi промышленника Невилл Wadia, Отпрыск семьи Wadia. Муж премьер-министра Индии Индиры Ганди и зять Джавахарлала Неру, Фероз Ганди, был парси с родовыми корнями из Бхаруха.

Сообщество парсов дало Индии несколько выдающихся офицеров. Фельдмаршал Сэм Хормуси Фрамджи Джамшеджи Манекшоу, военный крест, архитектор победы Индии в войне 1971 года, был первым офицером индийской армии, назначенным фельдмаршалом. Адмирал Джал Курсетджи был первым парси, назначенным начальником военно-морского штаба ВМС Индии. Маршал авиации Аспи инженер служил вторым начальником штаба авиации Индии после обретения независимости и главным маршалом авиации. Фали Хоми Майор служил 18-м начальником штаба авиации. Вице-адмирал РФ Контрактор занимал пост 17-го начальника береговой охраны Индии. Подполковник Ардешир Бурджорджи Тарапоре был убит во время индо-пакистанской войны 1965 года и был посмертно награжден Парам Вир Чакра, высшей военной наградой Индии за храбрость в бою.

Среди других выдающихся парсов особенно заметны игроки в крикет Фарох Инженер и Полли Умригар, рок-звезда Фредди Меркьюри, композитор Кайхосру Шапурджи Сорабджи и дирижер Зубин Мехта ; теоретик культурологии Хоми К. Бхабха ; сценарист и фотограф Соони Тарапоревала ; авторы Рохинтон Мистри, Фирдаус Канга, Бапси Сидхва, Ардашир Вакил и пакистанский журналист-расследователь Ардешир Ковасджи ; актер Боман Ирани ; педагог Джамшед Бхаруча, первая женщина-фото-журналист в Индии Хомаи Вьяравалла ; Актрисы Нина Вадиа, Саная Ирани и Персис Хамбатта - парси, которые появляются в основном в болливудских фильмах и телесериалах. Вождь наксалитов и интеллектуал Кобад Ганди - парс. Митан Джамшед Лам была суфражисткой, первой женщиной-адвокатом, допущенной к юридической практике в Высоком суде Бомбея, и служила шерифом Бомбея. Дораб Патель был первым судьей Верховного суда Парси в Пакистане. Фали С Нариман - конституционный эксперт и известный юрист. Соли Сорабджи была выдающимся индийским юристом и бывшим Генеральным прокурором Индии. Раттана Пестонджи, парси, живший в Таиланде, помогал развивать тайское кино. Еще один известный парси - американский актер индийского происхождения Эрик Авари, наиболее известный по ролям в научно-фантастических фильмах и на телевидении. Сайрус С. Пунавалла и Адар Пунавалла - известные индийские бизнесмены-парсы.

использованная литература

Цитаты

Источники

дальнейшее чтение
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-31 06:30:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте