Храм огня

редактировать
Зороастрийское место поклонения Горящий огонь в зороастрийском храме из Йезд, Иран.

A храм огня, Аташкаде (персидский : آتشکده), Аташгях (آتشگاه) или Дар- е Мехр (در مهر) является местом поклонения последователей зороастризма, древней религии Ирана (Персии ). В зороастрийской религии огонь (см. атар ) вместе с чистой водой (см. абан ) являются средствами ритуальной чистоты. Чистый белый «пепел для церемоний очищения [считается] основой ритуальной жизни», которые «по сути являются ритуалами, соответствующими уходу за домашним огнем, потому что храм [огонь] - это огонь домашнего очага, возведенный в новая торжественность ». Ибо тому, «кто приносит жертву огню с горючим в руке... даровано счастье».

По состоянию на 2019 год в мире было 167 храмов огня, из которых 45 находились в Мумбаи, 105 в остальной части Индии и 17 в других странах. В Индии существует религиозный обычай запрещать зороастрийцам женщинам входить в Храм Огня и Башню Безмолвия, если они выходят замуж за незороастрийца. Этот обычай был оспорен в Верховном суде Индии после того, как зороастрийской женщине было отказано в доступе в зороастрийские учреждения.

Содержание

  • 1 История и развитие
    • 1.1 Концепция
    • 1.2 Археологические следы
    • 1.3 Легендарные Великие пожары
    • 1.4 Удвада Аташ-Бехрам
  • 2 Сегодня
    • 2.1 Номенклатура
    • 2.2 Классификация
      • 2.2.1 Аташ Дадгях
      • 2.2.2 Аташ Адаран
      • 2.2.3 Аташ Бехрам
    • 2.3 Физические атрибуты
    • 2.4 Поклонение
  • 3 Галерея
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки

История и развитие

Концепция

Основная статья: Атар, зороастрийский огонь.
A Парси - зороастрийский обряд джашана (благословение дома).

Зороастрийские огненные ритуалы, впервые проявившиеся в IX веке до нашей эры, являются современниками самого зороастризма. Он появляется примерно в то же время, что и культ святыни, и примерно совпадает с введением Атара как божества. В самой Авесте нет ни единого упоминания о храме огня, ни какого-либо древнеперсидского слова для его обозначения.

То, что ритуалы огня были модификацией доктрины и отсутствовали в раннем зороастризме, также очевидно в более позднем Аташе Ньяше. В самых старых отрывках этой литургии огонь в очаге обращается к «всем тем, для кого он готовит вечернюю и утреннюю трапезу», что, по мнению Бойса, не соответствует освященному огню. Храм представляет собой еще более позднее развитие: из Геродота известно, что в середине V века до нашей эры зороастрийцы поклонялись открытому небу, поднимаясь на курганы, чтобы зажечь свои костры. Страбон подтверждает это. при этом следует отметить, что в VI веке святилище в Зела в Каппадокии было искусственным курганом, обнесенным стеной, но открытым для неба, хотя нет никаких доказательств того, что святилище Зела было зороастрийским. Хотя «горение огня» было ключевым элементом зороастрийского культа, горение «вечного» огня, а также присутствие «света» в богослужении также было ключевым элементом во многих других религиях.

В эллинскую парфянскую эпоху (250 г. до н.э. – 226 г. н.э.) в зороастризме было два культовых сооружения: одно, называвшееся багин или аязан, было святилищем, посвященным определенному божеству; он был построен в честь покровителя (или ангела) человека или семьи и включал икону или изображение почитаемых. Второй, атрошан, был «местом горящего огня», который становился все более и более распространенным по мере того, как иконоборческое движение получало поддержку. После возвышения династии Сасанидов святилища Язата продолжали существовать, но статуи - по закону - были либо заброшены, либо заменены огненными алтарями.

Кроме того, как заметил Шиппман, нет никаких доказательств того, что даже в эпоху Сасанидов (226–650 гг. Н. Э.) Пожары классифицировались в соответствии с их святостью. «Кажется вероятным, что фактически их было только два, а именно Аташ-и Вахрам [буквально:« победоносный огонь », который позже был неправильно истолкован как Огонь Бахрама], и меньший Аташ-и Адаран, или« Огненный огонь », как бы приходской костёр, обслуживающий деревню или городской квартал ». По всей видимости, только в Аташ-и Ваграме постоянно горели костры, а адаранские огни ежегодно разжигались. В то время как сами костры имели особые названия, у строений нет, и было высказано предположение, что «прозаическая природа средних персидских имен (кадаг, человек и ханаг - все слова для обозначения обычного дома), возможно, отражает желание со стороны тех, кто поддерживает храмовый культ... чтобы сохранить его характер как можно ближе к вековому культу огня очага и препятствовать его развитию ".

Битва при аль-Кадисийа (636 г. н.э.) и битва при Нихаванде (642 г. н.э.) сыграли важную роль в крахе империи Сасанидов и поддерживаемого государством зороастризма; Затем последовало разрушение или преобразование (мечетей) некоторых храмов огня в Великом Иране. Вера практиковалась в основном аристократией, но большого количества храмов огня не существовало. Некоторые храмы огня продолжали использовать свое первоначальное предназначение, хотя многие зороастрийцы бежали. Легенда гласит, что некоторые поджигали вместе с собой, и это, скорее всего, служило напоминанием об их вере во все более преследуемую общину, поскольку огонь, исходящий из храма, не был принципом религиозной практики.

Археологические следы

8 век династия Тан Китайская глиняная статуэтка согдийского человека (восточноиранец ), носящего характерную шапку и вуаль, возможно, всадник на верблюде или даже зороастрийский священник, участвующий в ритуале в храме огня, поскольку покрывала для лица использовалась, чтобы избежать заражения священного огня дыханием или слюной; Музей восточного искусства (Турин), Италия.

Самые старые останки того, что было идентифицировано как храм огня, находятся на горе Хадже, около озера Хамун в Систане. Сохранились только следы фундамента и плана местности, которые ориентировочно датируются III или IV веком до нашей эры. Храм был перестроен в парфянскую эпоху (250 г. до н.э. - 226 г. н.э.) и расширен во времена Сасанидов (226–650 гг. Н.э.).

Характерной чертой сасанидского храма огня было святилище под куполом, на котором стоял жертвенник огня. Это святилище всегда имело квадратный план с колоннами в каждом углу, которые поддерживали купол (гомбад). Археологические находки и литературные свидетельства из комментариев Зенда к Авесте позволяют предположить, что святилище было окружено проходом со всех четырех сторон. «На некоторых участках гомбад, обычно сделанный из каменной кладки с полами из камня, - это единственное, что сохранилось, и поэтому такие руины в народе называют Фарсчар-так или« четыре арки ».

Руины храмов эпохи Сасанидов были найдены в различных частях бывшей империи, в основном на юго-западе (Фарс, Керман и Элам ), но самые большие и наиболее впечатляющими являются произведения Адура Гушнаспа в Медиа Минор (см. также Великие пожары ниже). Многие другие руины обычно идентифицируются как остатки зороастрийских храмов огня, даже если их цель явно светская природа, или являются остатками храма святых культов, или как в случае подобного форту храма огня и монастыря в Сурханы, Азербайджан, однозначно принадлежащий к другой религии. Прямо под главным алтарем были найдены остатки алтаря огня, построенного, скорее всего, во время кампании прозелитизма Йездигерда II (годы правления 438-457) против христиан армян. Эчмиадзинского собора, Первопрестольного Армянской Апостольской церкви.

Легендарные Великие пожары

Помимо относительно небольших храмов огня, три, как сообщается, произошли непосредственно от Ахура Мазда, что делает их наиболее важными в зороастрийской традиции. Это были «Великие огни» или «Королевские огни» Адура Бурзен-Михра и Адура Гушнаспа. Легенды о Великих пожарах, вероятно, восходят к древности (см. Также цитату Денкарда ниже), так как к III веку н.э. на этих местах происходили чудеса, а пожары обычно ассоциировались с другими легендами, такими как сказки герои Ферейдун, Джамшид и Рустам.

Бундахишн, энциклопедический сборник зороастрийцев космогония и космология, записанная в книге Пехлеви, которая была завершена в 11 или 12 веке н.э., утверждает, что Великие пожары существовали с момента сотворения и были принесены вперед на спине быка Сришока, чтобы проповедовать веру, рассеивать сомнения и защищать все человечество. В других текстах отмечается, что Великие пожары также были средством пропаганды и символами имперского суверенитета.

Жрецы этих соответствующих «Королевских огней», как говорят, соревновались друг с другом в привлечении паломников, распространяя легенды и чудеса, которые якобы произошли в их соответствующих местах. Говорят также, что каждый из трех отражал социальное и феодальное разделение: «Огонь, которым является Фарнбаг, нашел свое место среди священников;... огонь, которым является Гушнасп, нашел свое место среди воинов;... огонь то есть Бурзин-Митро занял свое место среди земледельцев »(Денкард, 6.293). Эти разделения являются археологически и социологически показательными, поскольку они ясно показывают, что, по крайней мере, начиная с I века до нашей эры, общество было разделено на четыре, а не три феодальных сословия.

Вечный огонь в Храме Огня в Баку, также известный как Атешгях в Баку.

Огонь Фарнбаг (переведенный Дарместетером как «огонь Славы») считался наиболее почитаемый из трех, потому что он считался земным представителем Атар Спеништа, «Священного Огня» Ясны 17.11, и он описан в Zend комментарий к этому стиху как «горящий в раю в присутствии Ормазда ».

Хотя «в глазах [современных] иранских зороастрийских священников, три огня не были« реально существующими »храмовыми огнями и скорее принадлежали мифологическому царству», было предпринято несколько попыток определить местонахождение Великие пожары. В начале 20 века А. В. Джексон идентифицировал останки в Тахт-и-Сулейман, на полпути между Урумией и Хамаданом, как храм Адур Гушнасп. Место пожара в Митре, то есть Бурзен-Михр, Джексон «определил с достаточной уверенностью» как находящееся недалеко от деревни Михр на полпути между Миандашт и Сабзевар на дороге Хорасан в Нишапур.. Индийский (меньший) Бундахишн пишет, что пожар Фарнбаг был «на прославленной горе, которая находится в Хорезме », но позже переместился »на сияющую гору в районе Кавула всего как он там и сейчас остается »(IBd 17.6). То, что храм когда-то стоял в Хорезме, подтверждается также Большим (иранским) Бундахишном и текстами Задспарама (11.9). Однако, согласно Большому Бундахишну, он был перемещен «на сияющую гору Каварванд в районе Кар» (остальная часть отрывка идентична индийскому изданию). Дарместетер опознал этот «знаменитый священный огонь, который, как сообщает Масуди, был перенесен сюда из Хваразма». Если эта идентификация верна, то храм огня Фарнбаг лежал в 10 милях к юго-западу от Джувуна, на полпути между Джахромом и Ларом. (28 ° 1'N 53 ° 1'E / 28,017 ° N 53,017 ° E / 28,017; 53,017 (проекция Дарместетером места пожара в Храме Фарнбага) )

Удвада Аташ-Бехрам

Удвада Аташ Бехрам находится в Гуджарате, Индия.

Согласно легенде парсов, когда (более тысячи лет назад) одна группа беженцев из (большего) Хорасан высадился в Западном Гуджарате, с ними был пепел от такого пожара. Говорят, этот пепел служил сегодня ложем для огня в Удваде.

Это Храм огня не всегда находился в Удваде. Согласно Кисса-и Санджан, «История Санджана», единственному существующему описанию первых лет зороастрийских беженцев в Индии, составленному по крайней мере через шесть столетий после их прибытия, иммигранты основали Аташ-Вархаран, «победоносный огонь» (этимологию см. Вархаран ) в Санджане. Под угрозой войны (вероятно, в 1465 г.) огонь переместили в Пещеры Бахрот в 20 км к югу от Санджана, где он пробыл 12 лет с. Оттуда он был перенесен в Бансдах, где пробыл еще 14 лет, а затем снова был перемещен в Навсари, где он оставался до 18 века. Затем его перевезли в Удваду, где он горит сегодня.

Серебряная монета Йездигерд II с огненным алтарем и двумя служителями.

Хотя сегодня существует множество вечно горящих зороастрийских огней, за исключением «Огня Вархарана», ни один из них не более 250 лет. Легенда о том, что индийские зороастрийцы изобрели афринаган (металлическую урну, в которой сегодня находится священный огонь), когда они перенесли огонь из Санджана в пещеры Бахрот, несостоятельна. Греческие историки парфянского периода сообщили об использовании металлической вазоподобной урны для транспортировки огня. На сасанидских монетах III-IV веков н.э. также обнаружен огонь в сосуде, похожем на вазу, по конструкции идентичный современным афринаганам. Однако индийские зороастрийцы экспортируют эту и другую утварь своим единоверцам по всему миру.

Сегодня

Номенклатура

Один из наиболее распространенных технических терминов - используемых - для зороастрийского храма огня - дар бе-мер, латинизированный как дарб-е мехр или диалектически невнятно, как дар-е мехр. Этимология этого термина, означающего «Врата Митры» или «Двор Митры», является проблематичной. Было высказано предположение, что этот термин является возвратом к эпохе культов святилищ, название сохранено, потому что все основные зороастрийские ритуалы совершались между восходом солнца и полуднем, время суток, особенно под защитой Митры. Этимологические теории видят происхождение от mithryana (так Meillet) или * mithradana (Gershevitch) или mithraion (Wilcken). Более того, неясно, относится ли этот термин к освященному внутреннему святилищу или к ритуальному участку.

Среди современных иранских зороастрийцев термин дарб-э мехр включает в себя все ритуальное пространство. Это значительно чаще, чем более старый аташкада, классический персидский языковой термин, который вместе со своими среднеперсидскими предшественниками (𐭪𐭲𐭪 𐭠𐭲𐭧𐭱 ātaxš-kadag, -man и -xanag) буквально означает «дом огня». У старых терминов есть то преимущество, что их легко понимают даже иранцы, не являющиеся зороастрийцами. В начале 20-го века Бомбейские Фасили (см. зороастрийский календарь ) возродили этот термин как название своего первого храма огня, а позже в том же веке зороастрийцы Тегерана возродили его по названию своего главного огня. храм.

Современный Агиари в Западной Индии.

Термин дарб-э мехр также распространен в Индии, хотя и с немного другим значением. До 17 века пожар (ныне) в Удваде был единственным непрерывно горящим на Индийском субконтиненте. В каждом из других поселений было небольшое здание, в котором совершались ритуалы, и огонь, в котором жрецы при необходимости зажигали, разжигали угольки, которые они вынимали из костров собственного очага. Такое неосвященное здание парсы называли дар-бе мехр или агиари. Последнее на языке гуджарати означает «дом огня» и, следовательно, дословный перевод аташкады. В последние годы термин дар-бе мехр стал обозначать вторичный священный огонь (дадгях) для ежедневного ритуального использования, который присутствует в более престижных храмах огня. За границей, в частности в Северной Америке, зороастрийцы используют термин дар-бе мехр как для храмов, в которых есть вечно горящий огонь, так и для мест, где огонь разжигается только изредка. Во многом это связано с финансовой поддержкой таких мест неким Арбабом Рустамом Гивом, который предпочел диалектическую иранскую форму.

Классификация

Функционально храмы огня построены для обслуживания огня внутри них, а храмы огня классифицируются (и называются) в соответствии со степенью огня, находящегося внутри них. Есть три вида огней: Аташ Дадгях, Аташ Адаран и Аташ Бехрам.

Аташ Дадгях

Аташ Дадгях - это священный огонь низшей степени, и его могут освятить в течение нескольких часов два священника, которые поочередно читают 72 стиха Ясна литургия. Освящение может иногда включать чтение Vendidad, но это необязательно. Мирянин может ухаживать за огнем, когда богослужения не ведутся. Термин не обязательно означает освященный огонь, и этот термин также применяется к очагу или масляной лампе, которая встречается во многих зороастрийских домах.

Аташ Адаран

Следующая высшая ступень огня - Аташ Адаран, «Огненный огонь». Для этого требуется собрать огонь в очаге от представителей четырех профессиональных групп (отражающих феодальные сословия): из очага огня асроних (священство), (р) атештарих (солдат и государственных служащих), вастарёших (фермеры и пастухи) и хутокших (ремесленники и рабочие). Для освящения адаранского огня требуется восемь священников, и процедура занимает от двух до трех недель.

Аташ Бехрам

Йезд Аташ Бехрам.

Высшая степень огня - Аташ Бехрам, «Огонь победы», и его установление и освящение являются наиболее сложными из трех. Он включает в себя скопление 16 различных «видов огня», то есть костры, собранные из 16 различных источников, включая молнию, огонь от кремационного костра, огонь от ремесел, где печь работает и горит из очагов, как и в случае с Аташ Адаран. Затем каждый из 16 огней подвергается ритуалу очищения, прежде чем присоединиться к другим. Тридцать два священника требуются для церемонии освящения, которая может занять до года.

Храм, поддерживающий огонь Адарана или Бехрама, также поддерживает как минимум один огонь Дадгях. В отличие от огней Адарана и Бехрама, огонь Дадгях - это тот огонь, на котором священники затем отмечают ритуалы веры, и к которому люди обращаются, чтобы призывать благословения для конкретного человека, семьи или события. Почитание больших огней обращено только к самому огню, то есть после освящения такого огня перед ним читается только Аташ Ньяши, ектения огню в Младшем авестийском.

Список девяти Аташ Бехрамов:

  • Ираншах Аташ Бехрам в Удваде, Индия. Основано в 1742 году.
  • Десаи Аташ Бехрам в Навсари, Индия. Основан в 1765 году.
  • Дадисет Аташ Бехрам в Мумбаи, Индия. Основан в 1783 году.
  • Вакил Аташ Бехрам в Сурате, Индия. Основан в 1823 году.
  • Моди Аташ Бехрам в Сурате, Индия. Основан в 1823 году.
  • Вадиа Аташ Бехрам в Мумбаи, Индия. Основан в 1830 году.
  • Банаджи Аташ Бехрам в Мумбаи, Индия. Основан в 1845 году.
  • Анджуман Аташ Бехрам в Мумбаи, Индия. Основан в 1897 году.
  • Йезд Аташ Бехрам в Йезде, Иран. Основано в 1934 году.

Физические атрибуты

Вход в агьяри в Форте, Мумбаи, с изображением Ламассу.

Внешний фасад зороастрийского храма огня почти всегда намеренно невзрачен и лишен украшений. Это может отражать древнюю традицию (подкрепленную прозаическим характером технических терминов для храма огня) о том, что основная цель храма огня состоит в том, чтобы разместить священный огонь, а не прославлять то, что в противном случае является просто зданием.

Основная структура современных храмов огня всегда одинакова. Нет местных источников старше 19 века, описывающих иранский храм огня (богослов 9 века Манушчир заметил, что у них был стандартный план этажа, но что это могло быть, неизвестно), и возможно, что храмы там сегодня имеют черты индийского происхождения. При входе человек попадает в большое пространство или зал, где могут проходить собрания (также нерелигиозные) или особые церемонии. В стороне от него (или иногда на уровне этажа вверх или вниз) преданный входит в прихожую, меньшую, чем зал, через который он / она только что прошел. С этой прихожей или заключенный внутри нее, но невидимый из зала, находится сокровенное святилище (в зороастрийской терминологии аташгях, буквально «место огня», в котором стоит настоящий огненный жертвенник).

Храм, в котором Ясна может совершаться (главный зороастрийский акт поклонения, который сопровождает чтение литургии Ясны), всегда будет иметь, прикрепленный к нему или на территории, по крайней мере, колодец, ручей или другой источник «естественной» воды. Это критическое требование для Аб-Зохр, кульминационного обряда службы Ясна.

Только священники, прикрепленные к храму огня, могут входить в самое внутреннее святилище, которое закрыто по крайней мере с одной стороны и имеет двускупольную крышу. Двойной купол имеет вентиляционные отверстия, позволяющие выходить дыму, но вентиляционные отверстия внешнего купола смещены от вентиляционных отверстий внутреннего купола, что предотвращает попадание мусора или дождя во внутреннее святилище. Святилище отделено от прихожей перегородками (или стенами с очень большими отверстиями) и немного приподнято по отношению к пространству вокруг него. Стены внутреннего святилища почти всегда выложены плиткой или мрамором, но в остальном не украшены. Во внутреннем святилище нет никаких огней, кроме самого огня. В индийско-зороастрийской традиции (не проявляющейся в современных зданиях в Иране) храмы часто спроектированы таким образом, чтобы прямой солнечный свет не попадал в святилище.

В одном углу висит колокольчик, который звонят пять раз в день во время церемонии «[хороший] аромат», которая знаменует начало каждого га или «часов». Инструменты для поддержания огня, который всегда питается дровами, просто вешают на стену или, как это иногда бывает, хранят в небольшой комнате (или комнатах), до которых часто можно добраться только через святилище.

В Индии и в заграничных индийско-зороастрийских общинах лицам, не являющимся зороастрийцами, строго запрещено входить в любое пространство, из которого можно было видеть огонь (и). Хотя это не является доктринальным требованием (то есть не предписанием, указанным в Авесте или в так называемых пехлевийских текстах), тем не менее, оно сложилось как традиция. Однако он упоминается в послании 16-го века Риваяят (Р. 65). Кроме того, вход в любую часть комплекса иногда предназначен только для зороастрийцев. Это исключает использование храмового зала для общественных (в том числе светских) функций. Однако зороастрийцы настаивают на том, что эти ограничения не предназначены для оскорбления не-зороастрийцев, и указывают на аналогичные обычаи в других религиях.

Поклонение

Храм огня Адориана (Адриана) в Тегеране.

Когда приверженец входит в святилище, он или она предложит высушенный на костях сандал (или другой сладкий запах дрова) к огню. Это соответствует доктринальным положениям, изложенным в Вендидад 18.26-27, который, помимо перечисления подходящих видов топлива, также повторяет предписания Ясна 3.1 и Яшц 14.55, которые описывают, какие виды топлива не являются (в частности, любые не деревянные).

В современной зороастрийской традиции подношение никогда не делается напрямую, а передается на попечение священнослужителю, который, надев тканевую маску на ноздри и рот, чтобы предотвратить загрязнение от дыхания, затем: используя пару серебряных щипцов - поместите жертву в огонь. Священник использует специальный черпак, чтобы протянуть святой пепел мирянину, который, в свою очередь, намазывает им лоб и веки, и может взять немного домой для использования после церемонии кушти.

Зороастрийский священник не проповедует и не проводит проповеди, а просто стремится к огню. Посещаемость Храма Огня особенно высока во время сезонных праздников (Гахамбар) и особенно на Новый год (Норуз ).

Священство триградально. Главный священник каждого храма имеет титул дастур. Посвящение этого ранга освобождает его от необходимости очищения после различных жизненных происшествий, которые низший жрец должен искупить. Обычные священники имеют титул мобад и могут проводить совместные богослужения и такие эпизодические функции, как браки. Мобад должен быть сыном, внуком или правнуком мафии. Самый низкий ранг - хербад или эрвад; они помогают при проведении основных церемоний.

Галерея

См. также

  • значок Религиозный портал

Ссылки

Источники

  • Бойс, Мэри (1975), «О зороастрийском храмовом культе огня», журнал Американского восточного общества, журнал Американского восточного общества, том. 95, № 3, 95 (3): 454–465, doi : 10.2307 / 599356, JSTOR 599356
  • Бойс, Мэри (1987), «Ātaškada», Encyclopaedia Iranica, 2, Costa Mesa: Mazda Pub, стр. 9–10
  • Дроуэр, Элизабет Стивенс (1944), «Роль огня» in Parsi Ritual », Журнал Королевского антропологического института, Королевский антропологический институт, 74 (1/2): 75–89, doi : 10.2307 / 2844296, JSTOR 2844296
  • Ноли, Герардо (1993), «Бахрам в древних и средних иранских текстах», Энциклопедия Иранника, 3, Коста-Меса: Mazda Pub, стр. 510–513
  • Джексон, А. В. Вильямс (1921). «Место пожара Фарнбага, древнейшего из зороастрийских огней». Журнал Американского восточного общества. 41 : 81–106. DOI : 10.2307 / 593711. ISSN 0003-0279. JSTOR 593711. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Шиппманн, Клаус (1971). Die Iranischen Feuerheiligtümer. Religionsgeschichtliche Versuche und Vorarbeiten (на немецком языке). Берлин: de Gruyter. ISBN 978-3-11-001879-0. OCLC 833142282. CS1 maint : ref = harv (ссылка )
  • Майкл Шенкар (2007), «Храмовая архитектура в иранском мире до македонского завоевания», Иран и Кавказ, 11 (2): 169– 194, doi : 10.1163 / 157338407X265423
  • Шенкар, Майкл (2011), «Храмовая архитектура в иранском мире в эллинистический период», In Kouremenos, A., Rossi, R., Чандрасекаран, С. (ред.), От Пеллы до Гандхары: гибридизация и идентичность в искусстве и архитектуре эллинистического Востока: 117–140
  • Майкл Стаусберг (2004), Die Religion Zarathushtras, том III, Штутгарт: Kohlhammer Verlag, ISBN 3-17-017120-8

Внешние ссылки

На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Fire храмы.
Последняя правка сделана 2021-05-20 04:55:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте