Удмуртский Вос

редактировать
Этнорелигиозное возрождение удмуртов

Удмуртский Вос (удмуртский : Удмурт Вӧсь, буквально «удм. rt Faith ") - этническое религиозное возрождение удмуртов, финно-угорской этнической группы, населяющей республику <30 из Удмуртия в Россия. У удмуртов, как и в других финно-угорских республиках Поволжья, возрождение язычества неразрывно связано с возрождением национально-этнической культуры и самосознания.

Возрождение удмуртского язычества кружки возникли из движения «Демен» (удмуртское «общество»), которое было создано в декабре 1989 года для защиты и восстановления удмуртской этнической культуры. Удмуртский Вос как учреждение было основано в 1994 году.

По статистике 2012 года, 2% населения Удмуртии придерживаются форм язычества. Виктор Шнирельман сообщил о 4% приверженности только удмуртов.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 Теория
  • 4 Практики
  • 5 Удмуртский Вос в Татарии и Башкирии
  • 6 Список литературы
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Этимология

Удмуртское слово vös 'означает «молитва», «жертвоприношение», «религия», «вера» и как корень происходит от многих других слов в удмуртском языке, среди которых vös'as'kon означает «молитва», «жертвоприношение», vös'as 'означает «священник», а глаголы vös'any означают «молиться», «приносить в жертву», «связывать», vös'as 'kyny, что означает "молиться", "просить", и vös'atyny, что означает "жертвовать".

История

Первая дата в истории христианизации Удмуртов - это 1557 год, когда Иван Грозный наделил крещеных удмуртских семей царским актом привилегии. Однако жесткие попытки обратить всех удмуртов были предприняты только в середине 18 века, когда правительство начало принимать меры по христианизации населения, отправляя миссионеров, которые строили церкви и школы. Язычники были репрессированы, а священные рощи, места для молитв и языческие могильники были разрушены.

Возникли различные попытки восстановить родную религию удмуртов, например, движение «Поклонников липового дерева» в 1849 году. В отличие от мари, удмуртские язычники не проявляли тенденции к централизации или формализации своей религии.

После того, как 1917 г. начался короткий период национального возрождения, Удмуртская Республика стала активной формировалась национальная интеллигенция. Это способствовало возрождению Удмуртского Вос. Однако с возвышением Советского Союза в 1930-х годах удмуртская интеллигенция была почти полностью уничтожена, первосвященники были объявлены врагами народа и подвергались жестоким репрессиям, богослужения были запрещены, сельские святыни, храмы и т. Д. семейные святыни были разрушены, а священные рощи выкорчеваны.

К перестройке период у удмуртов был очень высокий уровень алкоголизма и самоубийств, а также низкий уровень рождаемости. Причем русификация неуклонно шла. В конце 1980-х - начале 1990-х годов вновь пробудилась этнонациональная и культурная идентичность, и, несмотря на значительную христианизацию, удмуртское национальное движение полностью вышло за рамки восточного православия и даже враждебно ему.

Родная религия удмуртов стала основой национального движения, и в 1994 году группа ижевских интеллектуалов, художников, писателей, ученых и предпринимателей основала Удмуртский Вос как учреждение и массовое объединение. Искали настоящих первосвященников, и главой новой церкви стал Василий Максимов, простой крестьянин из удмуртской деревни в Татарстане. Были организованы национальные богослужения (чего раньше никогда не было), и с тех пор они проводились ежегодно в разных регионах республики.

Теория

По мнению богословов Удмуртский Вос, вся природа определяется нуминозным присутствием божественности, богов и духов. Существование имеет три основных уровня: космический, на котором центральное божество Инмар занимает первое место; тот из воздушных стихий, небес, в котором господствует Квазь; и земное творение, мир существ, в котором господствует Кельчин. Наряду с иерархией Инмара, Кваза и Кельчина существует Луд (мировое древо), гений (заводчик) всех духов, которые не являются ни добром, ни злом. На самом деле мертвые живут в другом мире, который является идеальным зеркалом нашего собственного.

Согласно другому источнику (Таагепера), традиционная теория удмуртского вос следует шаблонам, аналогичным марийской, но в В отличие от марийцев преобладают женские божества. Ин-Мумы (Мать Небес), Шунды-Мумы (Мать Солнца) и (Гудыры-Мумы) - главные божества. Мужские божества воздушной сферы - Инмар (бог неба и воздуха ), Тёль-Пери (ветер ) и Кваз (погода ). Земные и хтонические боги в основном мужчины; в их число входят Нулесмурт (лесной человек), Кылдисин (плодородие и размножение), Инву (воды) и Форшуд (гений родов и гений места ).

Согласно лидерам движения, народы, отрекшиеся от своих собственных богов, имеют нет будущего, потому что их духовное предательство привело к глубокому оскорблению души людей. Они указывают на японский народ, сохранивший свою народную веру, как на образец лучших перспектив. Только народы, которые находят в себе силы сделать шаг к возвращению к своим корням имеют какие-то перспективы на будущее.

Примечательно то, что именно в Ижевске в 1994 г. был один из первых славянских Родноверские общины, тур, впервые появились. Сложно сказать, сыграла ли пропаганда удмуртского восса какую-либо роль в его зарождении, но лидеры удмуртского восса приветствовали его появление.

Практики

В некоторых деревнях последователей удмуртского восса организованы жертвенные рощи, называемые луд на удмуртском где часто расположены «большие храмы» (быдьз'ым куала, «большой молитвенный дом»), особые здания для поклонения, посвященные родоначальнику-родителю духов, поклонение которому включает в себя как идеи, так и genius loci. Оба они связаны в удмуртском понятии «воршуд» (образовано от «вордыны», что означает «удерживать», «содержать», плюс шуд - «счастье», «удача»).

«маленький храм» (пичи) / pokchi kuala) - это своего рода молитвенное здание, расположенное во дворе каждой семьи, которая содержит большой молельный дом. Духовенство состоит из священников (vös’as ’, vösias), местных религиозных властей, избираемых среди мужчин общины для организации и совершения молитв и жертвоприношений. Они должны быть женаты и здоровы как морально, так и физически. Некоторые из этих священников могут стать первосвященниками (туно). Молитвы называются курискон.

Удмуртский Вос в Татарии и Башкирии

Северный Татарстан и Башкортостан в древности были ареалами расселения удмуртского народа.. На эти две республики разделены многие удмуртские села. На протяжении веков удмурты подвергались насильственной исламизации господствующими татарами и башкирами, но сохранили сильное национальное сознание и языческую веру. В последнее время панудмуртские богослужения проводятся ежегодно в Башкортостане, и они подвергаются репрессиям со стороны мусульманских властей.

Ссылки
Библиография
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-20 09:18:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте