Хеттская мифология и религия

редактировать
Сидящее божество, поздняя хеттская империя (13 век до н.э.)

Хеттская мифология и хеттская религия были религиозными верованиями и практиками хеттов, которые создали империю с центром на территории нынешней Турции ок. 1600 г. до н.э. - 1180 г. до н.э.

Большинство повествований, воплощающих хеттскую мифологию, утеряно, а элементы, которые дали бы сбалансированное представление о хеттской религии, отсутствуют среди табличек, обнаруженных в хеттской столице Хаттуса и других хеттских памятниках. Таким образом, «нет канонических писаний, богословских изысканий или бесед, никаких средств личной преданности». Некоторые религиозные документы составляли часть корпуса, с которым обучались молодые писцы, и сохранились до наших дней, большинство из них датируется последними десятилетиями до окончательного сожжения памятников. Писцы в королевской администрации, некоторые из архивов которых сохранились, были бюрократией, организовывая и поддерживая королевские обязанности в областях, которые сегодня считались бы частью религии: храмовая организация культовое управление, отчеты прорицателей, составляют основную часть сохранившихся текстов.

Понимание хеттской мифологии зависит от прочтения сохранившихся каменных резных фигур, расшифровки иконологии, представленной в камнях печати, интерпретации земли планы храмов: кроме того, есть несколько изображений божеств, поскольку хетты часто поклонялись своим богам через камни хуваси, которые представляли божеств и рассматривались как священные предметы. Богов часто изображали стоящими на спинах своих животных или их можно было опознать по их животной форме.

Содержание
  • 1 Обзор
  • 2 Жрецы и культовые объекты
  • 3 Божества и их мифы
    • 3.1 Список хеттских божеств
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Дополнительная литература
Обзор

Хотя опираясь на древнюю месопотамскую религию, религия хеттов и лувийцев сохраняет заметные элементы реконструированной протоиндоевропейской религии. Например, Тархунт, бог грома, и его конфликт с змей Иллуянкой напоминает конфликт между Индрой и космический змей Вритра в ведийской мифологии, или Тор и змей Йормунганд в скандинавской мифологии. Этот миф также имеет сходство с ежедневной борьбой Ре и змеем Апофисом в египетской мифологии.

Хеттская мифология также находилась под непосредственным влиянием хурритов , соседняя цивилизация, близкая к Анатолии, где жили хетты. Хурритская мифология была настолько тесно связана, что Oxford University Press опубликовал справочник по мифологии и классифицировал хеттскую и хурритскую мифологию вместе как «хеттско-хурритскую». К сожалению, большая часть знаний о хеттах пришла из художественных, а не текстовых источников, что затрудняет определение конкретных деталей по этой теме. Хеттские таблички, касающиеся мифологии, часто датируются концом Старого Хеттского царства, за исключением значительно меньшего количества источников. Обнаруженные группы хеттских документов называются "культовыми инвентарями" и представляют ценность для изучения того, как хеттские мифы и практики были включены в повседневную жизнь.

Хеттская мифология представляет собой смесь хаттских, Хурритские и хеттские влияния. Месопотамские и ханаанские влияния входят в мифологию Анатолии через хурритскую мифологию. Нет никаких известных подробностей того, чем мог быть хеттский миф о сотворении, но ученые предполагают, что хаттская богиня-мать, которая, как полагают, связана с концепцией «великой богини», известной из неолита сайт Чатал Хуюк, возможно, был супругой анатолийского бога шторма (который, как полагают, связан с подобными божествами из других традиций, таких как Тор, Индра и Зевс ).

Жрецы и культовые объекты

Пороговой фигурой, посредником между тесно связанными мирами богов и человечества, были царь и священник; в ритуале, датируемом Хеттским Старым Королевством период:

Статуя хеттского царя-жреца из базальта с костяными глазами Хеттская статуя царя-жреца

Боги, Бог Солнца и Бог Бури, доверили мне, царю, землю и мой дом, так что я, царь, должен защищать мою землю и мой дом для себя.

Хетты не проводили регулярно запланированных церемоний, чтобы умилостивить богов, а вместо этого проводили ритуалы в ответ на тяжелые времена или т. o отмечать случаи. Миф и ритуал были тесно связаны, так как многие ритуалы были основаны на мифе и часто предполагали исполнение историй. Многие ритуалы проводились в ямах, местах, которые были созданы для обозначения близости между человеком и богами, особенно теми, которые были хтоническими или связаны с землей. Этот тип ритуала ямы известен как «некромант », потому что они пытались пообщаться с богами подземного мира и призвать их в живой мир.

Город Аринна, в одном дне пути от Хаттусы, был, возможно, главным культовым центром хеттов и, конечно же, их главной богини солнца, известной как УТУ Аринна «богиня солнца Аринны». Записи, найденные в реестрах культов, показывают, что местные культы и обычаи также были активны. Традиции и статус местных культов постоянно менялись из-за отсутствия национального стандарта ритуальной практики. Небольшие праздники и периоды поклонения не всегда требовали присутствия царя-жреца, поэтому в местных местах было больше свободы действий, когда дело доходило до поклонения богам, однако король все же старался наблюдать за каждым культовым местом и храмом на своих землях, поскольку это был его долгом перед богами и своим народом. После смерти царя его обожествили, поскольку он служил своему народу и верно поклонялся богам. Обязанности, возложенные на царя-жреца, не были односторонними: боги должны были обеспечивать людей, если им должным образом поклонялись. Боги обладали большей частью очевидной силы, но без специальной практики и ритуалов смертных они не могли функционировать. Король Мурсили II обратился к богам с просьбой от имени своих подданных в то время, когда их сельскохозяйственные средства к существованию были тяжелыми:

«Вся земля Хатти умирает, так что никто не готовит жертвенный хлеб и возлияния для вас (богов). Пахари, которые работали на полях богов, умерли, так что никто больше не обрабатывает и не жнет поля богов. кто раньше готовил жертвенные хлеба богов, умерли, так что они больше не делают жертвенных хлебов. Что касается загона и овчарни, из которых раньше убирали жертвы овец и крупного рогатого скота, пастухи и пастухи умерли, и загон и овчарня пусты. Так случается, что жертвенные хлебы, возлияния и жертвоприношения животных прекращаются. И вы приходите к нам, о боги, и обвиняете нас в этом! "

Очевидно, сохранение хороших отношений с божествами, которые были тесно связаны с природой и сельским хозяйством, такими как Аринна, wo Ульд были необходимы. Если баланс между уважением и критикой был значительно изменен, это могло означать немилость в глазах богов и, по крайней мере, очень неудачный сезон сбора урожая. Несмотря на эту опасность, хетты в основном общались со своими богами в неформальной манере, и люди часто просто просили богов без сопровождения ритуалов или помощи священников, когда это было случайным случаем. Хетты также использовали ассоциации с божественным, аналогично древним египтянам, используя волю богов для оправдания человеческих действий.

Божества и их мифы
Мифологические существа, человек с головой льва и бык -ноногий человек

Подобно другим царствам того времени, хетты имели обыкновение принимать богов из других пантеонов, с которыми они вступали в контакт, таких как месопотамская богиня Иштар, которая празднуется в ее знаменитом храме в Айн Дара. Хетты ссылались на свою собственную «тысячу богов», ошеломляющее число которых фигурирует в надписях, но сегодня остается не более чем именами. Эта множественность была приписана сопротивлению хеттов синкретизации : «во многих хеттских городах существовали отдельные боги штормов, и они отказывались идентифицировать местных божеств как проявление единой национальной личности», Гэри Бекман заметил. Множественность, несомненно, является артефактом уровня социально-политической локализации внутри хеттской «империи», которую нелегко реконструировать. Например, хетты считали, что культовый центр бронзового века Нерик, к северу от столиц Хаттуса и Сапинува, был священным для местного жителя. бог бури, который был сыном Вурусему, богини солнца Аринны ; он был умилостивлен от Хаттусы:

Поскольку жители Кашки забрали себе землю Нерик, мы постоянно отправляем ритуалы для Бога Бури в Нерике и для богов Нерика из Шаттуши в город Лакмиша, (а именно) хлеб, возлияния, волы и овцы.

Бог погоды отождествлялся там с горой Залияну около Нерика, ответственной за выпадение дождя на пахотные земли города.

Среди толпы некоторые выделяются как более чем местные: у Тархунта есть сын Телипину и дочь Инара. Инара - защитное божество (ЛАММА), участвующее в весеннем празднике Пурули. Ишара - богиня клятвы; списки божественных свидетелей договоров, кажется, наиболее ясно представляют хеттский пантеон, хотя некоторые хорошо засвидетельствованные боги по необъяснимым причинам отсутствуют. Его супруга - Хаттик солнечное божество. Предположительно, этой божественной паре поклонялись в двойных целлах самого большого храма в Хаттуса.

Рельеф из Язылыкая, святилище в Хаттусе, изображающих двенадцать богов подземного мира

В В 13 веке до нашей эры в надписях появляются явные жесты в сторону синкретизма. Пудухепа, царица и жрица, работала над организацией и рационализацией религии своего народа. В надписи она взывает:

Боги Солнца Аринны, моя госпожа, вы королева всех земель! В стране Хатти вы приняли имя Богини Солнца Аринны, но в отношении земли, которую вы сделали из кедра, вы приняли имя Хебат.

Кумарби - отец Тархунта ; его роль в Песне Кумарби напоминает роль Кроноса в Теогонии из Гесиода. Улликумми - каменное чудовище, порожденное Кумарби, напоминающее Тифона.

Гесиода. Лувийский бог погоды и молний, ​​возможно, произошел от греческого Пегаса. Изображения гибридных животных (например, гиппогрифов, химер и др.) Типичны для анатолийского искусства того периода. В мифе о Телипину исчезновение Телипину, бога земледелия и плодородия, привело к падению всего плодородия, как растений, так и животных. Это приводит к опустошению и отчаянию среди богов и людей. Чтобы остановить опустошение и опустошение, боги ищут Телипину, но не находят его. Только пчела, посланная богиней Ханнаханна, находит Телипину и ужаливает его, чтобы разбудить. Однако это еще больше бесит Телипину, и он «отклоняет течение рек и разрушает дома». В конце концов, богиня Камрусепа использует исцеление и магию, чтобы успокоить Телипину, после чего он возвращается домой и восстанавливает растительность и плодородие. В других упоминаниях это смертный жрец, который молится, чтобы весь гнев Телипину был отправлен в бронзовые контейнеры в подземном мире, из которых ничто не сбежит. Многие хеттские мифы связаны с целым набором персонажей, обычно потому, что проблема имеет широко распространенные последствия, поэтому каждый участвует. Обычно решение может быть найдено, только работая вместе, чтобы преодолеть проблему, хотя это менее полезные этические истории и больше основанные на боевиках эпопеи с ансамблевым составом.

Другой миф, отражающий этот стиль сюжета, - «Убийство дракона». Этот миф повторялся во время новогодних ритуалов, которые совершались для обеспечения процветания сельского хозяйства в наступающем году. В центре мифа - змея (или дракон), олицетворяющая «силы зла» и побеждающая Бога бури в битве. Богиня Инара придумывает план, как обмануть и убить змея, и привлекает на помощь человека Люпашию. Люпашия, конечно, не хочет помогать без какого-либо стимула, поэтому он заставляет Инару переспать с ним, прежде чем они выполнят ее план. Затем Инара приглашает змею, и они устраивают пир, напившись настолько, что Люпашия может связать змея. Затем вмешивается Бог Бури и сам убивает змея.

Как и в мифе о Телипину, человека использовали для помощи богам в их заговорах, что еще больше подчеркивает знакомые отношения между смертным и божеством. Смертный не играет большой роли в истории, но его присутствие - скорее помощь, чем помеха. Он также подчеркивает роли, которые играли богини в мифе и в жизни. Могущественные боги провоцируют драку или делают что-то еще, чтобы создать центральную проблему каждого мифа, а затем богини убирают за ними и решают все с помощью интеллекта. К сожалению, несмотря на их полезное вмешательство, природа не может вернуться к своему статус-кво, пока бог не завершит последний шаг, прежде чем наступит нормальность. Он должен проснуться и возобновить свои обязанности, или убить зверя, или какое-то другое действие, которое доказывает, что его сила превосходит все остальные.

Мифы о божествах, которые изначально не были хеттами, часто адаптировались и ассимилировались. Месопотамская богиня Иштар (Иштар) была одним из многих усыновленных божеств, которые были ассимилированы в хеттские пантеоны через связи с подобными божествами и корректировки их мифов. Поскольку мифология была значительной частью хеттской культовой практики, понимание сил и истории Иштар было необходимо для развития ритуалов и заклинаний, призывающих ее. Подобные тонкие изменения также стали возможны благодаря ее поглощению / тесному взаимодействию с другими богинями, а именно Анзили, а также Шавушкой и Гештинанной. Благодаря чертам характера множества других богинь сила Иштар росла, как и ее популярность. Один из новаторских способов ее использования заключался в ритуалах очищения, таких как ритуалы Аллаитураххи, в которых ее близость к подземному миру использовалась и интерпретировалась таким образом, что приносила пользу читателю и делала ее защитницей, а не жертвой., как в месопотамском мифе. Отношения Иштар с подземным миром также сделали ее ценным хтоническим божеством, особенно если принять во внимание другие ее склонности к войне, сексуальности и магии. Сочетание этих характеристик значительно увеличило ее влияние, поскольку плодородие земли было одним из важнейших приоритетов хеттов. Хетты даже признали, что она была довольно известной в других культурах, и создали ритуал, который «рассматривает ее как международную богиню». Различия между посторонними божествами, такими как Иштар, уважались, даже несмотря на то, что она была приспособлена для использования хеттами.

Список хеттских божеств

Источники:

  • Аас - бог мудрости, происходящий от месопотамского бога Эа (Энки)
  • Адунтарри - прорицатель, хтонический
  • Алалус - изначальная сущность
  • Амунки - хтонический
  • Ану - изначальный бог неба
  • Анзили / Энзили - супруга бога погоды; призван для помощи при родах
  • Апалюнас - божество-покровитель города Вилуса
  • Апи-хтонический
  • Аранза / Аранзахас - олицетворение Тигр Река
  • богиня солнца Аринны - богиня солнца и супруга Тархунта
  • Ариннити - богиня солнца, возможно, другое имя богини солнца Аринна. В конце 14 века до н.э. царь Мурсили II был особенно предан Ариннити.
  • Арма - младший бог луны (лувийский)
  • Аруна, бог моря и сын Камрузепы
  • Асердус - богиня плодородия и жена Элькунирсы, происходящая от Ашеры
  • Элькунирса - бога-создателя и мужа Асердуса, происходящая от El
  • Эллель - бог неба, происходит от бога Эллиля. Он упоминается в государственных договорах как защитник клятв.
  • Гул Сес - богини судьбы, похожие на Мойра
  • Халки - бог зерна
  • Ханнаханна - богиня-мать (Хурритский)
  • Ханвасуит - богиня владычества
  • Хапантали - пастырская богиня
  • Хасамели - бог мастеров-металлистов и ремесленников
  • Хатепуна - дочь море
  • Хацци - бог гор и погоды (хуррит)
  • Хуттеллурра - коллектив богинь акушерства
  • Инара - богиня диких зверей степи (Хаттика)
  • Ирпитига - владыка земли, хтоническая
  • Ирсирра - коллектив богинь акушерства
  • Ишара - богиня клятв и любви
  • Иштар - богиня, похожая на Шаушку ( Месопотамцы)
  • Истану - бог солнца и суда (от Hattic Eştan)
  • Истустая и Папайя - богини судьбы, плетущие нить жизни (Hattic)
  • Джарри - бог чумы и эпидемий, «Повелитель лука»
  • Камрузепа - богиня исцеления, медицины и магии ic
  • Каскух (Kašku; Кашку) - бог луны. (Хурритский кушух) лувийские народы называли его арма.
  • хипа / хебе - божество-покровитель
  • бог бури Куливишны
  • Кумарби - отец Тархунта
  • Курунта - бог диких зверей и охоты, символизируемый оленем
  • Лелвани - божеством подземного мира; первоначально мужчина, позже женщина
  • Мезулла - дочь богини солнца Аринны
  • Минки - хтонический
  • Миятанзипа - Одно из божеств, сидевших под деревом боярышника в ожидании возвращения из Телипину
  • Намшара - хтонический
  • Нара - хтонический
  • Бог погоды Нерика
  • Пихассасса - бог погоды и молний (лувийцы)
  • Пирва / Перува - божество неопределенной природы, связанное с лошадьми
  • Рундас - бог охоты и удачи, символизируемое двуглавым орлом
  • Сала - «госпожа горы», стала богиней плодородия и земледелия
  • Сандас - бог-лев
  • Бог погоды Шариша - бог погоды
  • Саррума - бог гор, сын Тешуба и Хебата, связанный с пантерой (хуррит)
  • Шаушка - богиня плодородия, войны и исцеления (хурритский)
  • солнечный бог неба - солнечное божество
  • солнечная богиня земли - богиня подземного мира; источник всего зла, нечистоты и болезней на земле
  • Сутех - бог погоды, возможно, другое имя Тешуба
  • Сувалият - брат Тешуба, бога воинов и бурь
  • Тарава - коллектив детских богинь
  • Тарунна - бог погоды (хетты)
  • Тархунт - бог грома (лувийцы)
  • Тару - бог погоды (хаттик)
  • Ташмишу - бог штормов, эпидемий и войн
  • Телипину - бог земледелия (Хаттик)
  • Тешими / Тасиммет - «Владычица дворца», жена бога погоды
  • Тешуб - бог неба, погоды и штормов (хуррит)
  • Тилла - бог-бык, слуга и средство передвижения бога погоды Тешуба (хурритский)
  • Улилияссис - второстепенный бог, устраняет импотенцию
  • Убеллурис - горный бог, несущий на плечах западный край неба
  • Вуррукатте - бог войны (Хаттик Вурункатте)
  • Забаба / Замама - бог войны, возможно, другое название Вуррукатте
  • Залияну - обожествленное олицетворение горы Залияну
  • Зашляпуна - божество-покровитель города Каштама
  • Зинтули - дочь Мезуллы
  • бог погоды Зиппаланды
  • Зукки - помогает при родах, связано с Анзили
  • Зулки - толковательница снов, хтонический
См. также
  • Мифологический портал
  • icon Азиатский портал
Примечания
Дополнительная литература
  • Коэн, Йорам (2006). «Хеттская ГИС / Г.И. Куртал (я), аккадский наБ-Бу и клинопись НАБ». Журнал Американского восточного общества. 126 (3): 419-23. JSTOR 20064518.
  • Корти, Карло (2018). «По дороге в Нерик: местная пантея хеттов Северной Анатолии». Die Welt des Orients. 48 (1): 24-71. doi : 10.13109 / wdor.2018.48.1.24.
  • Полвани, Анна Мария (2005). «Божество Imin.imin.bi в хеттских текстах». Orientalia. Новая серия. 74 (3): 181–194. JSTOR 43076966.
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:21:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте