Традиционная религия и мифология народа сан плохо засвидетельствованы из-за их взаимодействия с христианством.
ǀXam молился Солнцу и Луне. Разным звездам приписывают множество мифов.
ǃXu - это хойхой слово ǃKhub 'богач, хозяин', которое использовалось некоторыми Христианские миссионеры переводили слово «Господь» в Библии, и народ сан повторил то, что им рассказали койхои. Оно используется в Juǀʼhoan как слово для обозначения христианского бога. Его неверно истолковали как «создателя бушмена».
Чтобы войти в мир духов, транс должен быть инициирован шаманом посредством охоты духа-покровителя или животное силы. канна часто служит животным силы. Жир канны символически используется во многих ритуалах, включая посвящения и обряды перехода. Другие животные, такие как жираф, куду и хартебист, также могут выполнять эту функцию.
Один из важнейших ритуалов религии сан - великий танец или танец транса. Этот танец обычно имеет круговую форму: женщины хлопают в ладоши и поют, а мужчины танцуют ритмично. Хотя нет никаких доказательств того, что сан Калахари регулярно употребляют галлюциногены, ученик-шаман может использовать галлюциногены, чтобы впервые войти в транс.
Психологи исследовали галлюцинации и измененные состояния сознание в нейропсихологии. Они обнаружили, что энтоптические явления могут возникать при ритмических танцах, музыке, сенсорной депривации, гипервентиляции, длительной и интенсивной концентрации и мигрени. Психологический подход объясняет рок-арт через три фазы транса. В первой фазе транса наступит измененное состояние сознания. Люди будут испытывать геометрические формы, обычно известные как энтоптические явления. К ним относятся зигзаги, шевроны, точки, пятна, сетки, вихри и U-образные формы. Эти формы особенно часто встречаются в наскальных гравюрах Южной Африки.
Во время второй фазы транса люди пытаются понять энтоптические явления. Они разрабатывали форму, которую они «видели», пока не создавали что-то, что казалось им знакомым. Шаманы, испытывающие вторую фазу транса, включали мир природы в свои энтоптические явления, визуализируя соты или другие знакомые формы.
На третьем этапе в мысленных образах происходит радикальная трансформация. Наиболее заметным изменением является то, что шаман становится частью опыта. Субъекты в лабораторных условиях обнаружили, что они скользят по вращающемуся туннелю, заходят в пещеры или дыры в земле. Люди в третьей фазе начинают терять контроль над реальностью и галлюцинируют монстров и животных с сильным эмоциональным содержанием. На этом этапе териантропов в наскальной живописи можно объяснить как повышенное сенсорное восприятие, которое дает ощущение, что они претерпели физическую трансформацию.
Транс-танец сан с участием сан Ганзи, Ботсвана появилась в телеканале BBC Вокруг света в 80 вероисповеданиях 16 января 2009 года.
Пиктограммы могут можно найти по всей Южной Африке в таких местах, как пещера песчаник в Квазулу-Натал, Фри-Стейт и Северо-Восточный Кейп, гранит и песчаник Уотерберг Северный Трансвааль, Столовая гора песчаник Южного и Западного мыса. Образы конфликтов и войн не редкость. Также часто встречаются изображения териантрофных существ, которые имеют как человеческие, так и животные черты и связаны с понятием прослеживания, но они представляют лишь часть всех изображений наскального искусства. Чаще всего изображаются животные, такие как канна, хотя серый рабок и хартбист также встречаются в наскальных изображениях в таких местах, как Седерберг и Теплый Боккевельд. В uKhahlamba / Drakensberg Park есть картины, которым, как считается, около 3000 лет, на которых изображены люди и животные и которые, как считается, имеют религиозное значение.