Ромува (религия)

редактировать
Литовское языческое вероисповедание

Ромува
Romuva flag.svg Флаг религии Ромува
Первосвященница (криве)Иния Тринкунене (2015 – настоящее время)
ОсновательВыдунас
Происхождение20 век
Члены~ 5,100 (2011)
Официально сайтromuva.lt
основан на литовском язычестве до 1387 года
Образец мирового древа, Austras koks, также часто используется как символ Ромувы

Ромува является современным возрождением религиозных практик литовцев до их христианизации в 1387 году. Ромувы утверждают, что продолжают жить балтийскими языческими традициями, которые сохранились в фольклоре и обычаях. Ромува - это политеистическая языческая вера, которая утверждает святость природы и поклонение предкам. Многие приверженцы считают, что религия Ромува является формой культурной гордости, наряду с прославлением традиционных форм искусства, пересказом балтийского фольклора, соблюдением традиционных праздников, исполнением традиционной балтийской музыки, пением традиционных дайно и песнями. как экологическая активность и управление священными местами.

Ромува в основном существует в Литве, но есть также собрания приверженцев в Австралии, Канаде, Соединенных Штатах и Англия. Есть также Ромувяи в Норвегии, для которых организуется формальное собрание. Есть приверженцы балтийских языческих верований в других народах, в том числе Диевтуриба в Латвии. Согласно переписи 2001 года, в Литве насчитывалось около 1200 человек, идентифицирующих себя с Ромувой. По данным переписи 2011 года это число подскочило до 5100.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 Древняя и средневековая литовская вера
    • 2.2 Возрождение
    • 2.3 Современная народная религия
    • 2.4 Советское подавление
    • 2.5 Независимость
  • 3 Религиозные обычаи
  • 4 Ромувские центры
  • 5 Отношения с индуизмом
  • 6 Межконфессиональные отношения
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Этимология

Термины Ромува, Ромова и Руомува пришли из средневековых письменных источников в Восточной Пруссии, где упоминается языческий балтийский храм Ромове. Слово имеет значения «храм» и «святилище», но, кроме того, также «обитель внутреннего покоя». балтийский корень ram- / ram-, от которого происходит Ромува, имеет значение «спокойный, безмятежный, тихий», происходящий от протоиндоевропейского * (e) remǝ-.

История

Древняя и средневековая литовская вера

Ромувская церемония Ромувская церемония

Какая бы религия ни была у коренных жителей Балтийского региона, она предшествовала записанной истории. Мезолитические охотники, собиратели и рыболовы региона исповедовали религию, ориентированную на их занятия. Мария Гимбутас спорно предположил, что аграрные поселенцами около 3500-2500 г. до н.э. являются примерами земного поклонения Старых европейцы. После этого сюда вошли индоевропейцы и принесли с собой свою протоиндоевропейскую религию. Эта религия, включая элементы религиозного прошлого региона, превратилась в язычество, которое засвидетельствовано в средние века и позже.

Приверженцы этой балтийской религии относительно беспрепятственно процветали до IX века, когда они начали попадают под давление извне христианских сил. Анналы Кведлинбурга упоминают миссионера, Бруно Кверфуртского, который был убит вместе с 18 мужчинами йотвянами при попытке обратить язычников в Литве и Пруссия в 1009 г. н.э. Это было первое упоминание названия Литвы в письменных источниках. Другие источники предполагают, что Бруно был убит за нарушение Священного леса и разрушение статуй богов.

Начиная с 1199 года, Римско-католическая церковь объявила крестовые походы против балтийских язычников. Великий князь Миндаугас был обращен в христианство со своей семьей и воинами в 1251 году, чтобы Церковь могла положить конец крестовым походам. Но Миндаугас по-прежнему поклонялся языческим божествам, как упоминается в Ипатской летописи. Он приносил жертвы языческому верховному богу (* Андаджус, позже Диевас ), Перкунас, * Teliavelis (бог кузнецов) и * vorūna (богиня лесов и охотников). Несмотря на всю неискренность и realpolitik в его христианской вере, некоторые дочерние государства Великого Герцогства Миндаугаса взбунтовались в знак протеста. В 1261 году Миндаугас отказался от христианской веры, так как его официальное обращение не успокоило крестоносцев.

Даже перед лицом крестоносцев, во времена Великого князя Гедиминаса, Великое княжество Литва расширила свое влияние, пока не стала политическим центром обширной и процветающей «языческой империи». Таким образом, литовцы выжили в конце истории как заметные представители древнеевропейского язычества, сохраняя эту традицию в качестве официальной государственной религии до конца XIV - начала XV веков, когда христианство было окончательно принято государствами Великого княжества, опять же по политическим причинам. Таким образом, литовцы были последним не кочевым народом в Европе, исповедовавшим индоевропейский политеизм. Неофициально литовцы продолжали свою приверженность традиционному язычеству.

Возрождение

Эпоха романтизма началась в 19 веке. Это побудило литовцев оглянуться назад в свое прошлое в поисках интеллектуального и духовного вдохновения. Началось национальное возрождение, литовская интеллигенция идеализировала древнее язычество и фольклор. Некоторые историки хотели доказать красоту древнего политеизма и даже начали создавать новые аспекты литовской мифологии. Одним из самых известных из них был Теодор Нарбутт, который редактировал древнегреческие мифы и создавал новые литовские.

В начале ХХ века древние языческие традиции все еще продолжались в фольклоре и обычаях. Люди отмечали древние языческие праздники, смешанные с христианскими традициями. К таким праздникам относятся (день мертвых душ, общий с кельтским хеллоуином ), Ужгавенес (праздник, когда заканчивается зима и начинается весна) и Раса или Йонинес. По Ужгавенес, жители Жемайтии могут одеваться в костюмы, включая маски, и сжигать идола старушки по имени Морэ или Гилтин, богини смерти.

Современная народная религия

Философ Видунас считается своего рода отцом-основателем Ромувы. Он активно пропагандировал участие в языческих праздниках. Выдунас считал христианство чуждым литовцам, и вместо этого он обратил свое внимание на то, что он считал духовным видением приверженцев традиционной балтийской религии. Он приписывал этому чувство благоговения перед их космологией, поскольку они рассматривали Вселенную как великую тайну, и уважение ко всем живым существам, а также к земле в их морали, поскольку они видели весь мир и каждого человека как символ жизнь в целом. Божество было представлено огнем, который как таковой использовался в ритуалах для поклонения божественному и сам считался священным. Особое внимание Выдунас уделил этой религии литовцев в своей драме «Амжина угнис» (Вечный огонь). Среди этих и других работ Видунас превозносил веру как высшую степень духовного выражения, наряду с другими формами, которые он признавал.

Домас Шидлаускас-Висуомис (1878–1944) начал создавать Вайдевутибе (балтийское язычество)) в 1911 году. В 1920-е годы латышское народное религиозное движение движение Dievturība было основано Эрнестом Брастиньшем. Основная проблема заключалась в том, что первые движения были основаны на ограниченных фольклорных источниках и находились под влиянием дальневосточных традиций, таких как индуизм и буддизм. Тем не менее, идея Ромувы не умерла во время советской оккупации Литвы.

советского подавления

литовское языческое движение было остановлено советской оккупацией 1940 года. Из-за националистической природы Ромувы вера была подавлена ​​во время советской оккупации, и многие практикующие были казнены или депортированы в исправительно-трудовые лагеря в Сибирь. После смерти Иосифа Сталина культурная жизнь стала более свободной.

Известно, что подпольная группа Ромува существовала в трудовом лагере в Инте, Россия. После того, как участники были освобождены и возвращены в Литву примерно в 1960 году, некоторые из этих практикующих вместе с Йонасом Тринкунасом сформировали Вильнюсский этнологический фонд «Рамува» и начали организовывать общественные празднования традиционных литовских религиозных праздников, начиная с расы. в 1967 году. В 1971 году Советы исключили членов из университета, в котором они учились, и выслали лидеров. К 1988 году, когда власть Советского Союза пошла на убыль и независимость Литвы была близка к горизонту, группы Ромува начали реорганизовываться в странах Балтии и открыто исповедовать свою религию.

Независимость

Шествие Ромува в 2009.

Ромува была признана древней балтийской религиозной общиной в 1992 году после обретения независимости в 1990 году. Под эгидой Закона о религиозных общинах и ассоциациях, принятого в Литве в 1995 году, Ромува получила признание как «нетрадиционная». религия. По литовскому законодательству требуется как минимум 25 лет существования, прежде чем такая религия сможет получить государственную поддержку, зарезервированную для «традиционных» религий. В 1990 году Тринкунас создал Kūlgrinda, группу, которая выступает на многих фестивалях Romuva.

Общину организовывал и возглавлял кривый кривайтис (первосвященник) Йонас Тринкунас до своей смерти в 2014 году. Похоронен по старинным прибалтийским традициям. Его жена Иния Тринкунене была избрана новым криве (первосвященником), и ее рукоположение состоялось 31 мая 2015 года в Вильнюсе на холме Гедиминаса. Она первая женщина, ставшая криве за долгую языческую историю.

24 мая 2018 года Сейм вынес в первом чтении предложение о признании Ромувы государством и начал его обсуждение в парламентские комитеты.

Религиозные обычаи
Алтарь огня или аукуры

Балтийские аукуры или «жертвенник огня » - это каменный алтарь, в котором ритуально зажигается огонь. Участники моют руки и лицо перед приближением к аукурам, а затем поют дайно или ритуальные гимны, пока горит огонь. Еда, напитки, травы и цветы предлагаются костру, пока группа поет дайны. После первичного подношения участники произносят свои собственные устные или безмолвные молитвы, которые несут богам дым и искры пламени.

Священник Ромува известен как вайдила (множественное число vaidilos), а жрица Romuva известен как vaidilutė (множественное число vaidilutės). Как признанный авторитет в своей общине, священник должен обладать надлежащими навыками и знаниями, необходимыми для проведения религиозных церемоний в честь богов.

Ромувское святилище - это поле с одним или несколькими идолами перед священным огнем, где сжигаются жертвы, известное как алка.

Ромувские центры
Жемайтийское святилище

Жямайтийское святилище Первоначально планировалось перестроить на холме Бируте в Паланге, но мэр Паланги не дал на это согласия. Вместо этого он был построен на холме около Швянтойи, где также есть 11 скульптур языческих богов. В году четыре основных праздника:

Связь с индуизмом
Сходства между флагом Ромува (слева) и индуистским символом Саувастика (справа)

Религия Ромува имеет общие черты с индуизмом. Например, в литовском слово дарна означает гармонию и согласованность, а для литовских язычников это тоже религиозный принцип - равновесие мира. Это также внешне напоминает слово дхарма, космический порядок индуизма. Лингвистическое сходство между дарной и дхармой, вероятно, является совпадением - ученые говорят, что эти два понятия не обязательно имеют общую этимологию. Но для литовской общины Ромува, чьи традиции уходят корнями в древний фольклор, это свидетельствует о связи с Индией, индуизмом и санскритом, который стал частью их ромувской идентичности, наряду с его пантеоном богов и довольно стандартные языческие ритуалы. Некоторые считают, что связь между индуизмом и Ромува сделала Ромува чем-то большим, чем "примитивная шаманская религиозная традиция".

Йонас Тринкунас, ведущий основатель и священник современной Ромувы, совершал браки таким же образом как индуистские ведические свадьбы. Были прочитаны мантры и песнопения, и пара приняла обеты после обхода костра.

Межконфессиональные отношения
Индуистский священник, совершающий ритуал Ромува

Ромува и индуистские группы неоднократно собирались вместе, чтобы поделиться молитесь и участвуйте в диалоге. Эти события имели место в Литве, Атлантик-Сити, Нью-Джерси, Бостоне, Массачусетсе, Эппинге, Нью-Гэмпшире и в других местах.

См. Также
Историческая справка
Другие неоязыческие движения
Примечания
Ссылки
  • Багдонавичюс, Вацловас (2000). «Выдунас: основные черты его философии». В Барановой, Юрате (ред.). Литовская философия: личности и идеи. Совет по исследованиям в области ценностей. ISBN 9781565181373.
  • Баар, Моника (2010). Историки и национализм. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-958118-4.
  • Кларк, Терри Д. (2004). "Литва". В Фрухте, Ричард; Эллингтон, Люсьен (ред.). Восточная Европа: знакомство с людьми, землями и культурой. ABC-CLIO. ISBN 9781576078006.
  • Дундзила, Вилюс Рудра; Стрмиска, Майкл Ф. (2005). «Ромува: литовское язычество в Литве и Америке». В Стрмиске, Майкл Ф. (ред.). Современное язычество в мировых культурах : сравнительные перспективы. ABC-CLIO. ISBN 9781851096084.
  • Дундзила, Вилюс Рудра (2007). «Балтийская литовская религия и Ромува». Тир. 3. Ультра Пресс. ISBN 978-0-9720292-3-0.
  • Как, Субхаш (2018). Ромува и ведические боги Литвы. [1]
  • Игнатов, Габриэль (2007). «Культурное наследие и окружающая среда в Литве». Политика транснациональной идентичности и окружающая среда. Lexington Books. ISBN 978-0739120156.
  • Уолдман, Карл; Мейсон, Кэтрин (2006). Энциклопедия народов Европы. Публикация информационной базы. ISBN 9781438129181.
Внешние ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Ромува.
Последняя правка сделана 2021-06-04 09:41:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте