Dievturība

редактировать
Dievturība
Krustu-krusts.svg
ОсновательЭрнест Брастиньш. Карлис Маровскис-Брегжис
Происхождение1925
Члены600-800 (2018)

Dievturība - это неоязыческое движение, которое утверждает, что является современным возрождением этнической религии. из латышей до христианизации в 13 веке. Приверженцы называют себя Диевтури (единственное число: Диевтурис ), буквально «Диевс хранители», «люди, живущие в согласии с Диевсами». Движение в основном основано на латышском фольклоре, старинных народных песнях (dainas ) и латышской мифологии.

Движение Диевтури было основано в 1925 году Эрнестом Брастиньшем и Карлис Маровскис-Брегжис. Оно было насильственно подавлено Советами в 1940 году, но продолжало жить в эмигрантских общинах и было перерегистрировано в Латвии в 1990 году. В 2018 году приблизительно 600-800 человек были официально активными членами движения Диевтури.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Эпоха Эрнеста Брастиньша
    • 1.2 Подавление и деятельность эмигрантов
    • 1.3 Возрождение
  • 2 Убеждения
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Примечания
    • 4.2 Источники
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

История

Эпоха Эрнеста Брастиньша

Культурное наследие Диевтурибы восходит к Движение новых латышей (латыш : jaunlatvieši), которое начало собирать фольклор во время Первого латышского национального пробуждения в 19 веке и боролось за Независимость Латвии во время Первой мировой войны. Движение Dievturība зародилось в 1925 году, когда Эрнест Брастиньш и Карлис Маровскис-Брегжис опубликовали манифест «Восстановление латышской религии». В 1926 году они основали организацию Latvju Dievtur̦u Draudze (Община латышских диевтури). У них были разные представления о движении: Маровскис-Брегжис предпочитал интимную практику, ограниченную семьей или небольшим сообществом, тогда как Брастиньш был сторонником политической активности, хотел привлечь большое количество людей, был эффективным организатором и публичным оратором. и не стеснялся делать категоричные заявления. Маровскис-Брегжис подписал регистрационный документ для первоначальной организации, а Брастиньш зарегистрировал свою параллельную организацию уже в 1927 году. После того, как в 1929 году они поссорились, Диевтуриба во многом стала ассоциироваться с именем Брастиньша.

Портрет Эрнеста. Брастиньш в, Рига

Организация Маровскиса-Брегжиса прекратила свое существование в начале 1930-х годов, но латвийская конгрегация Диевтури Брастиньша продолжала свою деятельность, даже когда ее вынудили заново. зарегистрироваться как светская организация в 1935 году. Таким образом, Брастиньш (1892–1942) стал главной силой в раннем развитии Диевтурибы. Он был художником, историком-любителем, фольклористом и археологом. Он задокументировал многие древние латышские постройки и написал Указатель мифологических представлений латышских дайнов. Его Диевтурийский катехизис (1932) стал главным вдохновляющим текстом Диевтурибы. Другими важными идеологическими лидерами в межвоенный период были и.

В 1920-е и 1930-е годы движение привлекло несколько общественных деятелей из культурной сферы, таких как художник Екабс Бине, писатели, Викторс Эглитис а, историк литературы и критик Альфредс Гоба, а композиторы и. Он не получил широкого распространения среди последователей, но благодаря присутствию художников и интеллектуалов ему удалось создать значительный объем материала по интерпретации фольклора. С 1933 по 1940 год Latvijas Dievtur̦u Sadraudze издает журнал Labietis («Хороший, благородный человек»). Норвилис, Салакс и композитор и дирижер Валдемарс Озолиньш создали небольшую музыкальную сцену, сосредоточенную на коклес, тридекснисе и хоровой музыке. Они аранжировали народные песни к праздникам и сочиняли оригинальную музыку, вдохновленную принципами движения.

Подавление и эмигрантская деятельность

Мемориальный камень на Лесном кладбище в Риге в память о погибших латышских Диевтури Коммунисты 1942–1952 гг.

С советской оккупацией Латвии в 1940 г. движение было подавлено и рассеяно. Брастиньш был депортирован в советский трудовой лагерь в 1941 году и казнен в 1942 году, а другие лидеры были депортированы в Сибирь или эмигрировали на Запад.

В советское время движение в основном существовало небольшими группами внутри Латвии. эмигрантские сообщества. Помимо некоторой ранней активности в Германии и Швеции, наиболее значительная деятельность Диевтури в этот период имела место в Соединенных Штатах, где брат Эрнеста Брастиньша Арведс Брастиньш в 1947 году зарекомендовал себя в качестве великого лидера движения (Дижвадонис). провел до своей смерти в 1985 году. Эмигрантское отделение движения было зарегистрировано в 1971 году как Латвийская церковь Диевтури, базирующаяся в Иллинойсе. Журнал Labietis был возобновлен в 1955 году в Линкольне, Небраска, а в 1977 году в Висконсине был построен церковный комплекс, названный Диевсета («Усадьба Диев »). Движение изгнанников. не всегда был явно религиозным, но в целом работал над поддержанием и продвижением латышской культуры среди эмигрантских общин. После Арведа Брастиньша церковью в изгнании руководили Янис Палиепс (1985–1990), Маргерс Гринс (1990–1995), Юрис Клявиньш (1995–2000) и снова Палиепс (2000–?).

Латвийская Советская Социалистическая Республика, некоторые внешние знаки и символы движения продолжали появляться на свадьбах и похоронах людей, связанных с движением или заинтересованных в нем. В 1983 году появились сообщения о преследовании Диевтурибы советскими властями, так как в среде латвийских диссидентов были люди, которые интересовались религией, такие как активист Интс Калитис и поэт Гунарс Фрейманис. Подход советских властей заключался в том, чтобы обвинить тех, кто связан с Диевтурибой, в нацистской деятельности.

Возрождение

Вид с воздуха на Локстенский храм Диевтури в Латвия

Работы по возрождению движения в Латвии начались в 1986 году в рамках нового интереса к истории и фольклору Латвии. Главной движущей силой на этом этапе был керамист Эдуард Детлавс (1919–1992). Dievturība была официально перерегистрирована как религиозная организация 18 апреля 1990 года под названием Latvijas Dievturu Sadraudze (Конгрегация латышских Диевтури; сокращенно СПД). После смерти Детлава в 1992 году СПД возглавлял Маргерс Гринс из церкви в изгнании Диевтури до 1995 года, затем Янис Брикманис до 1998 года, а после этого - Роман Пусарс.

1990-е годы движение Dievturība смогло возобновить свою деятельность и стать частью европейского интеллектуального неоязыческого течения. В начале 2000-х годов в Латвии действовало 16 групп. Большинство из них было собрано под руководством СПД, но некоторые были независимыми. Среди разногласий внутри движения есть то, в какой степени следует следовать материалам межвоенной эпохи и какие отношения должны быть между Dievturība и христианством, при этом некоторые приверженцы утверждают, что эти два аспекта могут быть объединены.

Храм Локстене в Диевтури был открыт 6 мая 2017 года и находится в ведении СПД. Он был профинансирован предпринимателем Дагнисом Чакурсом и расположен на небольшом острове на реке Даугава, недалеко от города Плявиняс.

По состоянию на 2018 год СПД состояло из правления и восьми местных группы. Общее количество организованных Диевтури было примерно от 600 до 800 человек. Председателем LDS был Андрей Брокс. Почетным председателем и председателем совета был художник Валдис Целмс, который также оказал влияние на балтийское неоязычество своими книгами Latvju raksts un zīmes («Латышские узоры и символы», 2008) и Baltu dievestības pamati. («Основы балтийской религии», 2016).

Верования

Dievturība в основном основан на латышском фольклоре, старинных народных песнях (dainas ) и латышских мифология. Главный бог - Диевс, который объединяет дух и материю, а также другие дуальности, такие как отец и мать или добро и зло. Другие божества являются либо аспектами Диев, либо другими типами необожествленных духов. Богиня Мара представляет материальный аспект Диева. Лайма - аспект Диевса, связанный с причинностью, огнем и удачей.

По необходимости современная Диевтуриба отличается от исторической латышской религии. Например, нет никаких доказательств того, что латышские язычники признавали троицу божеств ; в Диевтурибе Диевс, Мара и Лайма - триединое божество. В богословии Диевтури признается несколько триумвиратов божеств и концепций.

Люди считаются хорошими от природы благодаря воле Диев. Человек также понимается как троичный, и состоит из miesa или augums - физическое тело, велис - астральное тело и двеселе - душа. После смерти физическое тело разрушается, астральное тело входит в veļu valsts (мир теней) и постепенно исчезает, а душа вечна и объединяется с Диевсом.

Конец осени и начало зимы принято как время поминовения умерших предков. В тёмное время осени люди давали еду своим умершим родственникам из-за «умирания природы» или в знак благодарности за хороший урожай летом.

См. Также

Литература

Примечания

Источники

Дополнительная литература

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Dievturība.
Последняя правка сделана 2021-05-17 05:41:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте