Мария Гимбутас | |
---|---|
Гимбутас в Frauenmuseum Wiesbaden, Германия, 1993 г. | |
Родился | Мария Бируте Алсейкайте ( 1921-01-23)23 января 1921 г. Вильнюс, Центральная Литва |
Умер | 2 февраля 1994 г. (1994-02-02)(73 года) Лос-Анджелес, Калифорния, США |
Национальность | Литовский язык |
Другие имена | Литовский : Мария Гимбутиене |
Альма-матер | Вильнюсский университет |
Занятие | Археолог |
Активные годы | 1949–1991 |
Работодатель | Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе |
Известен | Курганская гипотеза |
Известная работа | Богини и боги старой Европы (1974); "Язык богини" (1989); Цивилизация богини (1991); Прибалтики (1961); Славяне (1971); |
Часть серии по |
Индоевропейские темы |
---|
Языки
|
Филология |
Происхождение
|
Археология Понтийская степь Кавказ Восточная Азия Восточная Европа Северная Европа Понтийская степь Северная / Восточная степь Европа
Южная Азия Степь Европа Кавказ Индия |
Народы и общества Индоарийцы Иранцы Восточная Азия Европа Восточная Азия Европа Индоарийский Иранский |
Религия и мифология
Индоарийский Иранский Другие Европа
|
Индоевропейские исследования
|
|
Мария Гимбутас ( Литовская : Marija Gimbutienė, Литовский произношение: [ 'ɡɪmbutas] ; 23 января 1921 - 2 февраля 1994) был литовский археолог и антрополог известны ее исследования в неолитических и бронзового века культуры „ старой Европы “ и для ее гипотезы кургана, который располагал праиндоевропейской родиной в Понтийской степи.
Мария Гимбутас родилась как Мария Бируте Алсейкайте в семье Вероники Янулайтите-Алсейкене и Даниэлюса Алсейки в Вильнюсе, столице Средней Литовской Республики ; ее родители были представителями литовской интеллигенции.
Ее мать получила степень доктора офтальмологии в Берлинском университете в 1908 году и стала первой женщиной-врачом в Литве, в то время как ее отец получил медицинскую степень в Тартуском университете в 1910 году. После восстановления независимости Литвы в 1918 году родители Гимбутаса основали первый врач. Литовская больница в столице.
В этот период ее отец также был издателем газеты Vilniaus Žodis и журнала о культуре Vilniaus Šviesa и был ярым сторонником независимости Литвы во время польско-литовской войны.
Родители Гимбутаса были знатоками традиционного литовского народного искусства и часто приглашали к себе домой современных музыкантов, писателей и авторов, в том числе Видунаса, Юозаса Тумаса-Вайжгантаса и Йонаса Басанавичюса. Что касается ее сильного культурного воспитания, Гимбутас сказала:
У меня была возможность познакомиться с такими писателями и художниками, как Видунас, Тумас-Вайжгантас, даже Басанавичюс, о котором заботились мои родители. Когда мне было четыре или пять лет, я сидел в кресле Басанавичюса и чувствовал себя прекрасно. А потом, на протяжении всей моей жизни, сборник фольклора Басанавичюса оставался для меня чрезвычайно важным.
В 1931 году Гимбутас поселилась с родителями в Каунасе, временной столице Литвы, где продолжила учебу. После того, как ее родители разошлись в том же году, она жила со своей матерью и братом Витаутасом в Каунасе. Пять лет спустя ее отец внезапно скончался. На смертном одре своего отца Гимбутас пообещала, что будет учиться, чтобы стать ученым: «Внезапно мне пришлось подумать, кем я буду, что я буду делать со своей жизнью. Я был так безрассуден в спорте - плавал на многие мили, катание на коньках, катание на велосипеде. Я полностью переоделся и начал читать ».
В 1941 году она вышла замуж за архитектора Юргиса Гимбутаса. Во время Второй мировой войны Гимбутас жили в условиях советской оккупации (1940–41), а затем немецкой оккупации (1941–43).
Первая дочь Гимбутаса, Дануте, родилась в июне 1942 года. В начале 1944 года молодая семья Гимбутаса, столкнувшись с наступающей советской армией, бежала из страны в районы, контролируемые нацистской Германией, сначала в Вену, а затем в Инсбрук и Баварию. В своем размышлении об этом неспокойном периоде Гимбутас заметила: «Жизнь просто скручивала меня, как маленькое растение, но моя работа была непрерывной в одном направлении».
На следующий год Гимбутас родила вторую дочь Живилу, занимаясь постдокторской стипендией в Тюбингене. В 1950-х годах семья Гимбутас покинула Германию и переехала в США, где Гимбутас сделал успешную академическую карьеру. Ее третья дочь, Раса Джулия, родилась в 1954 году в Бостоне.
Гимбутас умерла в Лос-Анджелесе в 1994 году в возрасте 73 лет. Вскоре после этого она была похоронена на Петрашюнском кладбище в Каунасе.
С 1936 года Гимбутас участвовал в этнографических экспедициях по записи традиционного фольклора и изучал литовские верования и ритуалы смерти. В 1938 году она с отличием окончила гимназию Аушра в Каунасе и в том же году поступила в университет имени Витаутаса Великого, где изучала лингвистику на филологическом факультете. Затем она поступила в Вильнюсский университет, чтобы продолжить обучение в области археологии (под руководством Йонаса Пузинаса ), лингвистики, этнологии, фольклора и литературы.
В 1942 г. она с отличием защитила кандидатскую диссертацию "Способы захоронения в Литве в железный век". Она получила степень магистра гуманитарных наук в Вильнюсском университете, Литва, в 1942 году.
В 1946 годе Гимбутас получил докторскую степень в области археологии, с несовершеннолетними в этнологии и истории религии из университета Тюбингена с диссертацией «Доисторический погребальный обряд в Литве» ( «Die Bestattung в Litauen в дере vorgeschichtlichen Zeit»), которая была опубликована позже этот год. Она часто говорила, что у нее под мышкой была диссертация, а под другой - ее ребенок, когда они с мужем бежали из города Каунас, Литва, перед лицом наступающей советской армии в 1944 году.
С 1947 по 1949 год она работала в аспирантуре Гейдельбергского и Мюнхенского университетов.
Прибыв в Соединенные Штаты в 1950-х годах, Гимбутас сразу же начал работать в Гарвардском университете, переводя восточноевропейские археологические тексты. Затем она стала преподавателем кафедры антропологии. В 1955 году она стала научным сотрудником Гарвардского музея Пибоди.
Затем Гимбутас преподавала в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, где она стала профессором европейской археологии и индоевропейских исследований в 1964 году и куратором археологии Старого Света в 1965 году. В 1993 году Гимбутас получила почетную докторскую степень в Университете Витаутаса Великого в Каунасе, Литва.
В 1956 г. Гимбутас ввел ее в Кургане гипотезу, которая объединила археологические исследования отличительных Курганских курганов с лингвистикой, чтобы разгадать некоторые проблемы в изучении прото-индоевропейского (PIE) язычные народы, которых она окрестила «курганы»; а именно, чтобы объяснить их происхождение и проследить их миграцию в Европу. Эта гипотеза и ее метод объединения дисциплин оказали значительное влияние на индоевропейские исследования.
В 1950 - х и начале 1960 - х годов, Гимбутас заработал репутацию специалиста мирового класса по бронзового века Европы, а также на литовском народном искусстве и предыстория из балтов и славян, частично суммируется в ее окончательном опуса, бронзовый век Культуры Центральная и Восточная Европа (1965). В своей работе она переосмыслила европейскую предысторию в свете своего опыта в лингвистике, этнологии и истории религий и бросила вызов многим традиционным предположениям о истоках европейской цивилизации.
Как профессор европейской археологии и индоевропейских исследований в Лос - Анджелесе с 1963 по 1989 год, Гимбутас направлены крупные раскопки сайтов неолитических в Юго - Восточной Европе в период между 1967 и 1980 годами, в том числе Anzabegovo, недалеко Stip, Республика Македония и Sitagroi и Achilleion в Фессалии ( Греция). Раскапывая слои земли, представляющие собой период времени до современных оценок неолитического жилья в Европе - где другие археологи не ожидали бы дальнейших находок - она обнаружила большое количество артефактов повседневной жизни и религиозных культов, которые она исследовала и задокументировала повсюду. ее карьера.
Три генетических исследования в 2015 году подтвердили курганную теорию Гимбутаса относительно индоевропейского урхеймата. Согласно этим исследованиям, гаплогруппы R1b и R1a Y-хромосомы, наиболее распространенные в настоящее время в Европе (R1a также распространен в Южной Азии), распространились бы из российских степей вместе с индоевропейскими языками; они также обнаружили аутосомный компонент, присутствующий у современных европейцев, которого не было у европейцев эпохи неолита, который должен был быть введен с отцовскими линиями R1b и R1a, а также с индоевропейскими языками.
Гимбутас приобрела известность и известность в англоязычном мире благодаря своим последним трем англоязычным книгам: «Богини и боги старой Европы» (1974); «Язык богини» (1989), по мотивам выставки в Висбадене, 1993–94; и последний из трех, «Цивилизация богини» (1991), который, основываясь на ее задокументированных археологических находках, представил обзор ее выводов о неолитических культурах в Европе: жилищные модели, социальная структура, искусство, религия и природа. грамотности.
Богиня трилогия сочлененной какая Гимбутас пилу как различия между старой европейской системой, которые она считала goddess- и женщиной-центрированной ( gynocentric ) и бронзовый век индоевропейская патриархальный ( «androcratic») культура, которая вытеснила ее. Согласно ее интерпретациям, гиноцентрические (или матристические ) общества были мирными, уважаемыми женщинами и поддерживали экономическое равенство. С другой стороны, андрократические, или доминируемые мужчинами, курганные народы вторглись в Европу и наложили на ее аборигенов иерархическое правление мужчин-воинов.
В 2003 году режиссер Донна Рид и писатель- неоязычник и активист Стархок выпустили совместный документальный фильм о жизни и творчестве Гимбутаса « Знаки вне времени». Фильм, снятый под лейблом Belili Productions, исследует «ее теории, ее критиков и ее влияние на ученых, феминисток и социальных мыслителей».
Работа Гимбутас вместе с работой ее коллеги, мифолога Джозефа Кэмпбелла, хранится в архиве и исследовательском центре OPUS в кампусе Института выпускников Pacifica в Карпинтерии, Калифорния. Библиотека включает обширную коллекцию Гимбутаса по темам археологии, мифологии, фольклора, искусства и лингвистики. В архиве Гимбутаса хранится более 12000 изображений священных фигур, сделанных лично Гимбутами, а также файлы исследований неолитических культур Старой Европы.
Мэри Макки написала четыре исторических романа, основанных на исследованиях Гимбутаса: «Год прихода лошадей», «Лошади у ворот», «Весенние огни» и «Деревня костей».
Джозеф Кэмпбелл и Эшли Монтегю сравнили важность работы Марии Гимбутас с исторической важностью Розеттского камня в расшифровке египетских иероглифов. Кэмпбелл сделал предисловие к новому изданию книги Гимбутаса « Язык богини» (1989) перед своей смертью и часто говорил, как глубоко сожалел о том, что ее исследования неолитических культур Европы были недоступны, когда он писал «Маски Бога».. Ecofeminist Чарлин Спретнак утверждал в 2011 году, что «люфт» против работы Гимбутаса в был организован, начиная с последними годами ее жизни и после ее смерти.
Традиционная археология отвергла более поздние работы Гимбутаса. Антрополог Бернард Уэйлс (1934–2012) из Пенсильванского университета прокомментировал The New York Times, что большинство сверстников Гимбутаса считают, что она «чрезвычайно хорошо осведомлена, но не очень хороша в критическом анализе... Она собирает все данные, а затем прыгает. от него к выводам без каких-либо дополнительных аргументов ". Он сказал, что большинство археологов считают ее чудаком.
Дэвид В. Энтони похвалил идеи Гимбутаса относительно индоевропейского урхеймата, но также оспорил утверждение Гимбутаса о том, что до вторжения в Курган существовало широко распространенное мирное общество, отметив, что в Европе были городища и оружие, и, предположительно, войны, задолго до Кургана. Стандартный учебник европейской предыстории подтверждает этот тезис, заявляя, что войны существовали в неолитической Европе и что взрослым мужчинам отдавалось предпочтение в погребальных обрядах.
Питер Уко и Эндрю Флеминг были двумя ранними критиками теории «богини», с которой позже стали связывать Гимбутас. Учко в своей монографии 1968 года « Антропоморфные фигурки додинастического Египта» предостерег от необоснованных выводов о значениях статуй. Он отмечает, например, что ранние египетские фигурки женщин, держащих грудь, считались «явно» значимыми для материнства или плодородия, но Тексты пирамид показали, что в Египте это был женский жест горя.
Флеминг в своей статье 1969 года «Миф о Богине-Матери» поставил под сомнение практику определения неолитических фигур как женщин, когда они не были четко определены как мужчины, и оспорил другие аспекты интерпретации неолитической каменной резьбы как «Богиня» и погребальные обычаи. Синтия Эллер также обсуждает место Гимбутас в прививке этой идеи феминизму в своей книге 2000 года «Миф о предыстории матриархата».
В книге Кэти Гир « Кносос и пророки модернизма» 2009 года рассматривается политическое влияние на археологию в более общем плане. На примере Кносса на острове Крит, который был представлен как парадигма пацифистского, матриархального и сексуально свободного общества, Гир утверждает, что археология может легко ускользнуть от отражения того, что люди хотят видеть, вместо того, чтобы учить людей незнакомому миру. мимо.