Перкунас

редактировать
Рука Перкунаса Микалоюс Константинас Чюрленис

Перкунас (Литовский : Perkūnas, латыш : Pērkons, старопрусский : Perkūns, Perkunos, Yotvingian : Parkuns) был распространенным балтийским богом грома., и второе по значимости божество в балтийском пантеоне после Диеваса. И в литовской, и в латышской мифологии он описан как бог неба, грома, молнии, бурь, дождя, огня, войны, закона, порядка, плодородие, горы и дубы деревья.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Перкунас в письменных источниках
  • 3 Представление в мифологии
    • 3.1 Семейные отношения Перкунаса
    • 3.2 Перкунас и дьявол
  • 4 Прусские перкуны
  • 5 Латышские перкуны
  • 6 В современной культуре
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Этимология

Название продолжается PIE * Perkunos, родственно * perkus, слову «дуб», «ель » или «лесистая гора». Прото-балтийское название * Perkūnas можно достоверно реконструировать. Славянский Перун - родственный бог, но этимологически не точное совпадение. Имена Фьёргинн как имя для Одина и Фьёргин, мать Тора, были предложены как родственные. финский Perkele, имя Укко, считается ссудой от Baltic.

Другая связь связана с термином terpikeraunos, эпитетом Зевса, означающего «тот, кто любит молнии».

Перкунас в письменных источниках

Большая часть информации о Перкунасе происходит из фольклора песен, легенд и сказок. Поскольку большинство из них было собрано довольно поздно в 19 веке, они представляют собой лишь некоторые фрагменты всей мифологии. Литовский Перкунас имеет много альтернативных звукоподражательных имен, таких как Дундулис, Диндутис, Дуду сенис, Таршкулис, Таршкутис, Близгулис и т.д. Хроники Иоанна Малала (1261 г.), где говорится о поклонении «Перкоунови рекше громоу», и в Ливонских рифмованных хрониках (около 1290 г.), где упоминается идол Перкуне.

В Конституции Synodales (1530) Перкунас упоминается в списке богов перед богом ада Пикулсом и отождествляется с римским Юпитером (Юпитером). В Судовской книге Перкунас (Паркунс) упоминается в связи с ритуалом с участием козла. В христианских композициях Перкунас - это злой дух, демон, как в Хрониках Иоанна Малаласа или в сочинениях польского летописца XV ​​века Яна Длугоша.

Мифологическая репрезентация

Перкунас - бог молний, ​​грома и бурь. В триаде богов Перкунас символизирует творческие силы (включая растительные ), отвагу, успех, вершину мира, небо, дождь, гром, небесный огонь (молнию) и небесные элементы, а Потримпо связаны с морями, землей, зерновыми культурами, злаками и Велниасом / Патулас, с ад и смерть. Как небесное (атмосферное) божество Перкунас, по-видимому, является помощником и исполнителем воли Диеваса. Однако Перкунас имеет тенденцию превосходить Диеваса, deus otiosus, потому что его действительно можно увидеть и он определил мифологические функции. Перкунас изображен как мужчина средних лет, вооруженный топором и стрелами, едущий на двухколесной колеснице, запряженной козами, например Тор или кельтский Таранис.

Семейные отношения Перкунаса

В песнях о «небесной свадьбе» Сауле (Солнце) изменяет Перкунасу с Менулисом (Луной); Перкунас мечом разрубает Менулиса пополам. По другой, более популярной версии, Менулис изменяет Солнцу с Аушрине (утренняя звезда) сразу после свадьбы, и Перкунас наказывает это. Однако он не узнает и не повторяет прелюбодеяние и каждый месяц снова наказывается. Другие объяснения говорят, что именно поэтому Солнце светит днем, а Луна - ночью. Хотя в разводе, оба хотят видеть свою дочь Жемину (Земля).

В других песнях Перкунас по пути на свадьбу Аушры (рассвет; дочь Солнца) ударяет по золотому дубу. Дуб - дерево бога грома в балтийской мифологии. Литовский Perkūno žuolas или латышский Pērkona ozols («дуб Перкунаса») упоминается в источнике, датируемом первой половиной XIX века.

В других мифах говорится, что Перкунас и некая Лауме или Вайва (радуга) должны были пожениться в четверг, но невесту похитил Велниас (дьявол), а Перкунас когда-либо охотился на Велниаса поскольку.

В некоторых мифах упоминаются четыре сына Перкунаса, которые, по-видимому, связаны с четырьмя временами года или четырьмя направлениями света (восток, запад, юг и север). Иногда братьев называют семь или девять Перкунаев. По-литовски сказано «Perkūnų yra daug» («много громов»).

В некоторых мифах Перкунас изгоняет свою жену (а в некоторых случаях и детей) и остается в небе один. Некоторые мифы предлагают совсем другую историю: Диевас поднимает Перкунаса с земли в небо. У Перкунаса есть камни в небе (которые грохочут во время штормов) - мотив, связанный с индоевропейской мифологией. Перкунас живет на высоких холмах или в горах: сравните литовскую топонимию Перкункальниса, «гора Перкунас» или Griausmo kalnas, «гора грохота».

Однако в большинстве мифов женой Перкунаса является Жемина.

Перкунас и дьявол

Важной функцией Перкунаса является борьба с дьяволом (по-латышски velns, литовский вельниас). Ставится противником Перкунаса. На образ велний влияет христианство. Это бог ада и смерти. Другие его названия на литовском языке включают Велниас, Велниас.

Перкунас преследует своего противника за пикарон или кражу плодородия и скота. Велния прячется в деревьях, под камнями или превращается в различных демонических животных: черную кошку, собаку, свинью, козу, ягненка, щуку, корову (сравните с латышскими изображениями йода - существо с коровьими копытами) или человека.

Перкунас преследует противника в небе на колеснице, сделанной из камня и огня (литовский ugnies ratai). Иногда колесницу делают из красного железа. Его запрягают пара (реже четыре-три) красно-белых (или черно-белых) лошадей (иногда козлов). Сравните литовское божество лошадей и колесниц Ратаинича (Ратаинича упоминается в произведениях Ласицкого; от литовского ratai - «колесо»). Это мифологизированное изображение колесницы Дидиеи Гружуло Ратаи («Великие колеса Грюзула» (Большая Медведица ). Оно согласуется с жемайтийскими изображениями, в которых Перкунас - всадник на огненный конь. На своей небесной колеснице Перкунас появляется в образе седого старика с разноцветной бородой, в бело-черной одежде, держащего в одной руке козла на веревке, а в руке рог или топор. другое.

Перкунас обладает множеством видов оружия. Среди них топор или кувалда, камни, меч, молнии, лук и стрелы, дубинка, а также железный или огненный нож. Перкунас - создатель оружия. (Акменинис калвис, «кузнец по камню») или ему помогает небесный кузнец Телевелис (Калвелис).

Противник Перкунаса прячется в дупле дерева или камня (атрибуты Перкунаса). Кульминация охоты Перкунаса на своего противника - гроза, которая не только очищает землю от злых духов, но и возвращает украденный скот или оружие.

Перкунас тоже связан с четвергом. Во многих традициях четверг - день громовержца: ср. полабский Peräune-dn («день Перуна»), литовский Perkūno diena. Перкунас в ранних источниках связан с римским богом Юпитером. Четверг - день гроз и дождей, а также свадеб.

Прусские перкуны

Так называемый флаг Widewuto, представленный Грунау с изображением прусских перкунов (в центре)

Симон Грунау (около 1520 г.) описывает Прусское знамя с перкунами на нем. Бог представлен как сердитый мужчина средних лет с кривой черной бородой, увенчанный пламенем. Он стоит между молодым Патримпасом и старым Патулас. Перкунс занимает такое же центральное место в описании священного дуба в святилище Ромове. Перед дубом горел вечный огонь (символ Перкуна). В святилище служили особые священники. Старые пруссаки пытались воззвать к богу с помощью молитв. Перкунатете была матерью Перкунса.

Латвийский Перконс

Согласно легендам, Перкунасу поклонялись под этим более чем 1500-летним дубом в Стельмуже

Перконс был тесно связан с Диевсом, хотя эти два были явно разными. Люди приносили в жертву перконам черных телят, козлов и петухов, особенно во время засух. Окружающие народы приходили на эти жертвоприношения, чтобы вместе есть и пить, вылив пиво на землю или в огонь для него. Латыши также приносили в жертву Перконсу приготовленную пищу перед едой, чтобы предотвратить грозу, во время которой соты бросали в костры, чтобы рассеять облака.

В семье Перконов были сыновья, которые символизировали различные аспекты грозы (такие как гром, молния, удары молнии) и дочери, которые символизировали различные виды дождя.

Пирконс появился на золотом коне, вооруженном мечом, железом дубинкой, золотой хлыст и нож. В его честь древние латыши носили на одежде крошечные топоры.

В современной культуре

Перкунас изредка упоминается в романах Гарри Тертледоу. Он предоставляет важного макгаффина в Дело ядовитой свалки заклинаний и является богом-покровителем одной из армий в Пороховой империи.

Гюнтер Грасс, во втором романе Собачьи годы (1963) упоминается Перкунас («Перкунос») как символ темных человеческих энергий, высвободившихся в результате подъема нацизма в Германии в 1930-х годах.

Вымышленная параллель с нацистской Германией в альтернативной истории романе Врата времени Филиппа Хосе Фармера звали Перкуниша, названный в честь Перкунаса.

Литовская народная музыкальная группа Kūlgrinda в 2003 году выпустила альбом под названием Perkūno Giesmės, что означает «Гимны Перкунаса».

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Ладжой, Патрис. (2018). Бог бури и охотник: фрагмент старинного балто-славянского эпоса «Le Dieu de l'orage et le chasseur: un fragment d'une ancienne épopée». Studia migologica Slavica. 21. 27. 10.3986 / sms.v21i0.7064.
  • Туйт, Кевин. (2004). Молнии, жертвоприношения и одержимость в традиционных религиях Кавказа. Антропос: Международный обзор антропологии и лингвистики. 99.
  • Туйт, Кевин. «Молнии, жертвоприношения и одержимость в традиционных религиях Кавказа (продолжение из Anthropos 99.2004: 143-159)». Антропос, т. 99, нет. 2, 2004, с. 481–497. JSTOR, www.jstor.org/stable/40466394. По состоянию на 28 апреля 2020 г.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 09:33:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте