Четвертый путь

редактировать

Четвертый путь - это подход к саморазвитию, разработанный Джорджем Гурджиевым за годы путешествий на Востоке (ок. 1890 - 1912). Он объединяет и гармонизирует то, что он считал тремя устоявшимися традиционными «путями» или «школами»: эмоций, тела и разума или монахов, факиров и йоги соответственно. Студенты часто называют Четвертый путь «Работа», «Работа над собой» или «Система». Точное происхождение некоторых учений Гурджиева неизвестно, но предлагались различные источники.

Термин «четвертый путь» в дальнейшем использовал его ученик П. Д. Успенский в своих лекциях и сочинениях. После смерти Успенского его ученики опубликовали книгу под названием Четвертый путь, основанную на его лекциях.

Согласно этой системе, три традиционные школы, или пути, «представляют собой постоянные формы, которые сохранились на протяжении всей истории в основном без изменений и основаны на религии. Там, где существуют школы йогов, монахов или факиров, они едва ли существуют. отличается от религиозных школ. Четвертый путь отличается тем, что «он не постоянный. Он не имеет особых форм или институтов и приходит и уходит, контролируемый некоторыми собственными законами ».

Когда эта работа завершена, то есть когда цель, поставленная перед ней, была достигнута, четвертый путь исчезает, то есть он исчезает в данном месте, исчезает в данной форме, возможно, продолжаясь в другом месте в другой форме. Школы четвертого пути существуют для нужд работы, которая проводится в связи с предлагаемым предприятием. Они никогда не существуют сами по себе как школы с целью образования и обучения.

Четвертый путь затрагивает вопрос о месте человечества во Вселенной и возможностях внутреннего развития. Он подчеркивает, что люди обычно живут в состоянии, называемом полу -гипнотический "сон наяву", в то время как возможны более высокие уровни сознания, добродетели, единства воли.

Четвертый путь учит, как увеличить и сконцентрировать внимание и энергию различными способами, а также минимизировать дневные сновидения и рассеянность. Это внутреннее развитие в самом себе является началом возможного дальнейшего процесса изменения, цель которого состоит в том, чтобы превратить человека в «то, чем он должен быть».

Содержание
  • 1 Обзор
  • 2 Три пути
    • 2.1 Четвертый путь
  • 3 Истоки
  • 4 Учения и методы обучения
    • 4.1 Основы учений
    • 4.2 Использование символов
    • 4.3 Условия труда и священные танцы
  • 5 Институт гармоничного развития человека
  • 6 После Гурджиева
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Обзор

Последователи Гурджиева считали его духовный учитель, человек, который полностью пробудился или просветлён. Он также считался эзотериком или оккультистом. Он согласился с тем, что учение было эзотерическим, но утверждал, что ничто из этого не было засекречено, но что многим людям не хватает интереса или способности понять его. Гурджиев сказал: «Учение, теория которого здесь излагается, полностью самодостаточно и не зависит от других линий, и оно было полностью неизвестно до настоящего времени».

Четвертый путь учит, что Душа, с которой рождается человеческий индивид, оказывается в ловушке и инкапсулируется личностью и остается бездействующей, оставляя человека не совсем сознательным, даже если они явно в это верят. Человек должен освободить душу, следуя учению, которое может привести к этой цели или «никуда не уйти» после смерти его тела. Если человек сможет получить учение и найти школу, после смерти физического тела он «уйдет в другое место». Люди рождаются спящими, живут во сне и умирают во сне, только воображая, что они бодрствуют, за некоторыми исключениями. Обычное бодрствующее «сознание» людей - это вовсе не сознание, а просто форма сна ».

Гурджиев учил« священным танцам »или« движениям », теперь известным как гурджиевские движения, которые исполнялись вместе как группа. Он оставил часть музыки, вдохновленную тем, что он слышал в отдаленных монастырях и других местах, которая была написана для фортепиано в сотрудничестве с одним из его учеников, Томасом де Хартманном.

Три пути

Гурджиев учил, что традиционные пути к духовному просветлению следовали одним из трех путей:

Факир работает, чтобы обрести мастерство внимания (само- мастерство) через борьбу с [контролем] физического тела, включая сложные физические упражнения и позы.
Монах работает, чтобы достичь такого же мастерства внимания (самообладания) через борьбу с [контролем] привязанностей в области, как мы говорим, сердца, что было подчеркнуто в он на западе и стал известен как путь веры из-за его практики, особенно в католицизме.
Йог работает, чтобы достичь такого же мастерства внимания (как и раньше: «самообладание») через борьбу с [контролем] умственных привычек и способностей.

Гурджиев настаивал на том, что эти пути, хотя они могут быть направлены на создание полностью развитого человека, имеют тенденцию развивать одни способности за счет других. Фактически, цель религии или духовности состояла в том, чтобы создать уравновешенного, отзывчивого и здравомыслящего человека, способного справиться со всеми обстоятельствами, которые может представить жизнь. Поэтому Гурджиев ясно дал понять, что необходимо развивать путь, объединяющий и объединяющий три традиционных пути.

Четвертый путь

Гурджиев сказал, что его Четвертый путь был более быстрым средством, чем первые три пути, потому что он одновременно сочетал работу на всех трех центрах, а не фокусировался на одном. Ей могли следовать обычные люди в повседневной жизни, не требующие уединения в пустыне. Четвертый путь подразумевает определенные условия, налагаемые учителем, но слепое их принятие не приветствуется. Каждому студенту рекомендуется делать только то, что он понимает, и самостоятельно проверять идеи преподавания.

Успенский задокументировал, что Гурджиев сказал, что «две или три тысячи лет назад были еще другие пути, которых больше не было, и пути, существовавшие тогда, не были так разделены, они стояли гораздо ближе друг к другу. Четвертый путь отличается от старого и нового пути тем, что он никогда не бывает постоянным. У него нет определенных форм и нет институтов, связанных с ним ».

Успенский цитирует Гурджиева, что существуют поддельные школы и что «Невозможно распознать неправильный путь, не зная правильного пути. Это означает, что бесполезно беспокоить себя, как распознать неправильный путь. Нужно думать о том, как найти правильный путь».

Истоки

В своих работах Гурджиев приписывает свои учения ряду более или менее загадочных источников:

  • Различные небольшие секты «настоящих» христиан в Азии и на Ближнем Востоке. Гурджиев считал, что основные христианские учения были искажены.
  • Различные дервиши (он не использовал термин «Суфий ')
  • Гурджиев упоминает практику Йоги в его молодость, но его более поздние комментарии об индийских факирах и йогах пренебрежительны.
  • Таинственный монастырь Сармунг в отдаленном районе Центральной Азии, к которому Гурджиева привели с завязанными глазами.
  • Неконфессиональное «Всеобщее Братство».

Попытки заполнить его отчет включают:

  • Техническая лексика, впервые появившаяся в начале XIX века Русское масонство, происходит от Роберта Фладда (П.Д. Успенский )
  • Восточное христианство, как подробно описано в работах Робина Эмиса и Бориса Муравьева
  • Кавказский ()
  • тибетский буддизм, согласно Хосе Тирадо.
  • Накшбанди суфизм, (Идрис Шах, Рафаэль Лефорт )
    Учения и методы обучения

    Основы учений

    Присутствуют здесь сейчас

    Мы не помним себя

    Сознательный труд - это действие, в котором человек, выполняющий действие присутствует в том, что он делает; не рассеянный. В то же время он стремится действовать более эффективно.

    Преднамеренное страдание - это акт борьбы с автоматизмом, таким как грезы, удовольствие, еда (еда по причинам, отличным от настоящего голода) и т. Д. В книге Гурджиева Рассказы Вельзевула он заявляет, что « величайшие «преднамеренные страдания» могут быть получены в нашем присутствии, заставляя себя терпеть неприятные для себя проявления других »

    Для Гурджиева сознательный труд и преднамеренное страдание были основой всей эволюции человека.

    Самонаблюдение

    Наблюдение за своим поведением и привычками. Наблюдать мысли, чувства и ощущения, не оценивая и не анализируя наблюдаемое.

    Потребность в усилиях

    Гурджиев подчеркивал, что пробуждение является результатом последовательных, продолжительных усилий. Такие усилия могут быть предприняты как акт воли после того, как человек уже истощен.

    Многие «Я»

    Это указывает на фрагментацию психики, различные чувства и мысли «я» в человеке: я думаю, я хочу, я лучше знаю, я предпочитаю, я счастлив, я голоден, Я устал и т. Д. Они не имеют ничего общего друг с другом и не знают друг друга, возникают и исчезают на короткие периоды времени. Следовательно, человек обычно не имеет единства в себе, желая одного сейчас, а другого, возможно, противоречивого, позже.

    Центры

    Гурджиев классифицировал растения как имеющие один центр, животных два и людей три. Центры относятся к аппаратам внутри существа, которые диктуют определенные органические функции. В человеке три основных центра: интеллектуальный, эмоциональный и физический, и два высших центра: высший эмоциональный и высший интеллектуальный .

    Тело, Сущность и Личность

    Гурджиев разделил бытие людей на Сущность и Личность.

    • Сущность - это «естественная часть человека» или «то, с чем он рожден»; это та часть существа, которая, как говорят, имеет способность развиваться.
    • Личность - это все искусственное, что он «изучил» и «увидел».

    Космические законы

    Гурджиев сосредоточился на два главных космических закона, Закон Трех и Закон Семи.

    • Закон Семи описан Гурджиевым как «первый фундаментальный космический закон». Этот закон используется для объяснения процессов. Основное использование закона семи состоит в том, чтобы объяснить, почему ничто в природе и в жизни не происходит постоянно по прямой линии, то есть в жизни всегда есть взлеты и падения, которые происходят по закону. Примеры этого можно заметить в спортивных выступлениях, где спортсмен с высоким рейтингом всегда имеет периодические падения, а также почти на всех графиках, отображающих темы, возникающие с течением времени, такие как экономические графики, графики населения, графики уровня смертности и т. Д. на. Все показывают параболические периоды, которые продолжают расти и падать. Гурджиев утверждал, что, поскольку эти периоды происходят законно, на основании закона семи, можно сохранить процесс в прямом направлении, если необходимые потрясения были введены в нужное время. Клавиатура пианино является примером закона семи, поскольку семь нот мажорной гаммы точно соответствуют ему.
    • Закон трех описывается Гурджиевым как «второй фундаментальный принцип». космический закон ». Этот закон гласит, что каждое целое явление состоит из трех отдельных источников: Активный, Пассивный и Примирительный или Нейтральный. Этот закон применяется ко всему во вселенной и человечество, а также ко всем структурам и процессам. Три центра в человеке, которые, по словам Гурджиева, были интеллектуальным центром, эмоциональным центром и движущимся центром, являются выражением закона трех. Гурджиев учил своих учеников думать о законе трех сил как о важном для преобразования энергии человеческого существа. Процесс преобразования требует трех действий: подтверждение, отрицание и согласование. Этот закон из трех отдельных источников можно считать современной интерпретацией ранней индуистской философии гун. Мы можем видеть это в главах 3, 7, 13, 14, 17 и 18 из Бхагавад Гиты обсуждают Гуна в своих стихах.

    То, как Закон Семи и Закон Трех действуют вместе, как говорят, проиллюстрировано на Эннеаграмме Четвертого Пути, девятиконечном символе, который является центральным глифом системы Гурджиева.

    Использование символов

    В своих объяснениях Гурджиев часто использовал разные символы, такие как Эннеаграмма и Луч Творения. Гурджиев сказал, что «эннеаграмма является универсальным символом. Все знания могут быть включены в эннеаграмму, и с помощью эннеаграммы его можно интерпретировать... Человек может быть совсем один в пустыне, и он может проследить эннеаграмму в ней. песок и в нем читать вечные законы вселенной. И каждый раз он может узнать что-то новое, то, чего он не знал раньше ». Луч созидания - это диаграмма, которая представляет место Земли во Вселенной. Диаграмма имеет восемь уровней, каждый из которых соответствует законам октав Гурджиева.

    Разработав закон октав и значение эннеаграммы, Гурджиев предложил своим ученикам альтернативные способы осмысления мира и своего места в нем.

    Условия труда и священные танцы

    Чтобы создать условия, в которых внимание могло бы проявляться более интенсивно, Гурджиев также учил своих учеников «священным танцам » или «движениям», которые они выступал вместе как группа, и он оставил музыкальный материал, вдохновленный тем, что он слышал во время посещений отдаленных монастырей и других мест, который был написан для фортепиано в сотрудничестве с одним из его учеников, Томас де Хартманн.

    Гурджиев. сделал акцент на идее о том, что ищущий должен проводить свои собственные поиски. Учитель не может выполнять работу ученика за ученика, он скорее является проводником на пути к самопознанию. Как учитель, Гурджиев специализировался на создании условий для учеников - условий, в которых был возможен рост, в которых желающие могли добиться эффективного прогресса. Оказаться в условиях, созданных одаренным учителем, дает еще одно преимущество. Как выразился Гурджиев: «Вы должны понимать, что у каждого человека есть определенный репертуар ролей, которые он играет в обычных обстоятельствах... но поместите его даже в слегка отличающиеся обстоятельства, и он не сможет найти подходящую роль и на короткое время. он становится самим собой ».

    Институт гармоничного развития человека

    Мигрировав на четыре года после спасения от русской революции с десятками последователей и членов семьи, Гурджиев поселился во Франции и основал свою Институт Гармоничного Развития Человека в Шато Ле Приере в Фонтенбло-Эйвон в октябре 1922 года. Институт был эзотерической школой, основанной на учении Гурджиева о Четвертом Пути. Почти погибнув в автокатастрофе в 1924 году, он выздоровел и закрыл институт. Он начал писать «Все и вся». С 1930 года Гурджиев посетил Северную Америку, где возобновил свое учение.

    Успенский сообщает, что в ранней работе с Гурджиевым в Москве и Санкт-Петербурге Гурджиев запрещал студентам записывать или публиковать что-либо, связанное с Гурджиевым и его идеями. Гурджиев сказал, что изучающие его методы обнаружат, что не могут правильно передать то, что было сказано в группах. Позже Гурджиев ослабил это правило, приняв студентов, которые впоследствии опубликовали отчеты о своем опыте работы Гурджиева.

    После Гурджиева

    После смерти Гурджиева в 1949 году различные группы по всему миру пытались продолжить Гурджиевскую Работу. Фонд Гурджиева был основан в 1953 году в Нью-Йорке Жанной де Зальцманн в сотрудничестве с другими непосредственными учениками. Дж. Дж. Беннетт руководил группами, а также контактировал со школами Субуда и суфизма для развития Работы в различных направлениях. Морис Николл, юнгианский психолог, также руководил своими собственными группами, основанными на идеях Гурджиева и Успенского. Французский институт много лет возглавляла мадам де Зальцманн - прямая ученица Гурджиева. Под ее руководством были основаны и развивались Гурджиевские общества в Лондоне и Нью-Йорке.

    Некоторые ответвления включают элементы Четвертого Пути, такие как:

    Эннеаграмма часто изучается в контекстах, которые не включают другие элементы обучения Четвертому пути..

    Ссылки
    Внешние ссылки
    Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Четвертый путь
    На Викискладе есть материалы, связанные с Четвертым путем.
Последняя правка сделана 2021-05-20 12:58:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте