Георгий Гурджиев

редактировать
Георгий Гурджиев
Гурджиев 1922.jpg Гурджиев между 1925 и 1935 годами
РодилсяГеоргий Иванович Гурджиев. 1866–1877. Александрополь, Российская Империя
Умер(1949-10-29) 29 октября 1949 года (71–83 лет). Нейи-сюр- Сен, Франция
Школа Четвертый путь («Работа Гурджиева»)
Известные ученики
Основные интересы
Известные идеи
Влияния
Под областью

Георгий Иванович Гурджиев (, русский : Гео́ргий Ива́нович Гурджи́ев, греческий : Γεώργιος Γεωρργι17179>Армянин : Գեորգի Գյուրջիև; 31 марта 1866/14 января 1872/28 ноября 1877 - 29 октября 1949) был русский философ, мистик, духовный учитель и композитор армянского и греческого происхождения, родился в Александрополе, Российская Империя (ныне Гюмри, Армения ). Гурджиев учил, что большинство людей обладают единым сознанием и поэтому в состоянии гипнотического «бодрствующего сна», но что можно пробудиться к более высокому состоянию сознания и достичь полного высокого качества. Гурджиев описал метод, пытающийся сделать это, назвав дисциплину «Работа» (что означает «работа над собой») или «Система». Согласно его принципам и инструкциям, метод Гурджиева для пробуждения сознания объединяет методы факира, монаха и йога, и поэтому он называл его "Четвертый путь ".

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Путешествия
    • 1.3 Деловая карьера
    • 1.4 В России
    • 1.5 В Грузии и Турции
    • 1.6 Приере в Эйвоне
    • 1, 7 Первая автомобильная авария, письма и поездки в Северную Америку
    • 1,8 Вторая мировая война
    • 1,9 Последние годы
    • 1,10 Дети
  • 2 Идеи
    • 2.1 Учения о саморазвитии
    • 2.2 Методы
      • 2.2.1 Музыка
      • 2.2.2 Движения
      • 2.2.3 Письма
  • 3 Восприятие и влияние
    • 3.1 Ученики
    • 3.2 Критики
  • 4 Библиография
    • 4.1 Книги
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Ранние годы

Гурджиев родился у кавказского грека отца, Яннис Георгиадес (греч. : Ἰωάνης Γεωργιάδης), и армянка мать Евдокия (по словам биографа П. аул Бикман Т ейлор), в Александрополе Российской Империи в Закавказье. Имя Гурджиев представляет собой русифицированную форму понтийской греческой фамилии «Георгидес» (греч. : Γεωργιάδης). Греко-грузинские сочетания также были очень распространены в Карсской области и Грузии при царском правлении. Как мусульмане в Грузии называют грузинский народ «Гурджи» (с русифицированным окончанием -эфф). Точный год его рождения остается неизвестным; предположения существуют от 1866 до 1877. Некоторые авторы (такие как Джеймс Мур) отстаивают 1866 год. И Ольга де Хартманн, женщина, которую Гурджиев назвал «другом моей внутренней жизни», и Луиза Гепферт Марч, секретарь Гурджиева в начале 1930-х годов, считал, что Гурджиев родился в 1872 году. В паспорте была указана дата рождения 28 1877 года, но однажды он заявил, что родился ровно в полночь в начале Нового года (юлианский календарь ). Хотя дата его рождения различаются, 1872 год начертан на табличке на надгробии на кладбище Эйвона, Сена и Марна, Франция, где его тело было похоронено.

Гурджиев провел свое детство в Карсе, который с 1878 по 1918 год был административной столицей управляемой Россией Закавказской провинции Карсской области, пограничного региона, недавно захваченного Османской империей. Он состоял из обширного опыта многоэтнических и многоконфессиональных населенных пунктов, имевшим историю уважения к странствующим мистикам и святым, а также к религиозному синкретизму и преобразование. И город Карс, и прилегающая территория были домом для разнообразного населения: хотя часть Армянского нагорья, Карсская область была домом для армянских, русских, кавказских греков, грузин, турок, курдов и меньшего числа христианских общин из Восточной и Центральной, таких как кавказские немцы, эстонцы и русские сектантские общины, такие как молокане, духоборы, Прыгуны, и субботники. Гурджиев обнаружет общину езидов. Выросший в многонациональном обществе, Гурджиев свободно владел армянским, понтийским греческим, русским и турецким языками, говоря на последнем языке на языке элегантного османского и некоторого диалекта. Позже он приобрел «рабочее место с европейскими языками». Раннее влияние на него оказали его отец, плотник и любитель ашик или бард, и священник городской русской церкви, декан Борщ, друг семьи. Молодой Гурджиев с увлечением читал русскоязычную научную литературу. Используется эти методы и средства массовой информации, используемые свидетелями ряда явлений, он не может объяснить, он использует убеждение, что существует скрытая истина.

Путешествия

В раннем взрослом возрасте, по его собственным словам, любопытство Гурджиева привело его к путешествию в Среднюю Азию, Египет, Иран, Индия, Тибет и Рим, прежде чем он вернулся в Россию на несколько лет в 1912 году. Он никогда не появлялся. об источнике его учения. Единственный отчет о его странствиях в его книге Встречи с выдающимися людьми. Большинство комментаторов оставляют его биографию без объяснения, и это обычно не считается надежной или простой автобиографией. Каждая глава названа в честь отдельного «замечательного человека»; многие предположительно являются членами общества «искателей истины».

После смерти Гурджиева Дж. Г. Беннетт исследовал свои источники и предположил, что эти персонажи были представлены тремя типами людей, о которых говорил Гурджиев: № 1, сосредоточенный в их физическом теле; Номер 2 сосредоточен в их эмоциях, а номер 3 - в их умах. Он утверждает, что встречался с дервишами, факирами и потомками вымерших ессеев, чье учение, по его словам, хранилось в монастыре в Сармунге. В книге также есть всеобъемлющий квест повествование, включающее карту «до-песчаного Египта» и завершающееся встречей с «Братством Сармунг ".

Деловая карьера

Гурджиев писал, что во время своих путешествий он поддерживал себя случайными заработками и торговыми схемами (одна из которых он описал как окрашивание живых изгородей в желтый цвет и продажу их как канарейки). По его повторному появлению, насколько это известно историческим данным, он стал бизнесменом. Его единственное автобиографическое произведение, касающееся этого периода, - это "Вестник грядущего добра". В нем он упоминает, что выступает в качестве гипнотерапевта, занимающегося лечением зависимостей, и использует людей в качестве подопытных кроликов для своих методов. Также принято решение, что во время его работы путешествий, он был вовлечен в определенную политическую деятельность в рамках Большой игры.

В России

С 1913 по 1949 год хронология, по-предположительно, на материалах, которые можно подтвердить. по первичным документам, независимые свидетели, перекрестная ссылка и разумный вывод. Под Новый год 1912 года Гурджиев прибыл в Москву и привлекательных первых учеников, в том числе своего двоюродного брата, скульптора Сергея Меркурова и эксцентричного Рахмильевича. В том же году он женился на поляке Юлии Островской в ​​Санкт-Петербурге. В 1914 году Гурджиев рекламировал свой балет «Борьба магов» и руководил написанием учениками очерка «Проблески истины». В 1915 году Гурджиев принял П. Д. Успенский в ученики, а в 1916 году он принял в ученики композитора Томаса де Гартмана и его жену Ольгу. Тогда у него было около 30 учеников. Успенский уже имеет репутацию писателя на мистические темы и вел свои собственные собственные, в конечном итоге разочаровывающие, поиски мудрости на Востоке. «Система» Четвертого Пути, которая учили в этот период, была сложной и метафизической, частично выраженной в научной терминологии.

В разгар революционных потрясений в России Гурджиев покинул Петроград в 1917 году, чтобы вернуться в свой семейный дом в Александрополе. Во время большевистской революции он основал временные учебные сообщества в Ессентуках на Кавказе, в Туапсе, Майкопе, Сочи и Поти, все на черноморском побережье юга России, где он интенсивно работал со своими русскими учениками. Гурджиев сказал: «Начни в России, конец в России».

В марте 1918 года Успенский отделился от Гурджиева, поселившись в Англии и самостоятельно обучая Четвертому Пути. Двое мужчин были иметь очень двойственные отношения на десятилетия вперед.

Четыре месяца спустя старшая сестра Гурджиева и ее семья достигли его в Ессентуках как беженцы, сообщив ему, что турки застрелили его отца в Александрополе 15 мая. По мере того как Ессентуки становились все более и более опасными для гражданской войны, Гурджиев сфабриковал газетную статью, объявляющую о своей предстоящей «научной экспедиции» на «гору Индук». Представившись, Гурджиев ученым покинул Ессентуки с четырнадцатью товарищами (за исключением семьи Гурджиева и Успенского). Они поехали поездом в Майкоп, где военные действия задержали их на три недели. Весной 1919 года Гурджиев познакомился с художником Александром де Зальцманном и его женой Жанной и принял их в ученики. Приии Жанны де Зальцманн Гурджиев впервые публично применил свои Священные танцы (Движения в Тбилисской Опере, 22 июня).

В Грузии и Турции

В 1919 году Гурджиев и его ближайшие ученики переехали в Тбилиси. Там жена Гурджиева Юлия Островска, Стьернвалы, Хартманы и де Зальцманы собрали основы его учения. Гурджиев сосредоточился на своем еще не поставленном балете «Борьба магов». Томас де Гартманн (дебютировавший много лет назад, еще до царя Николая II в России ) работал над музыкой для балета, а Ольга Ивановна Хинценберг (которая много лет спустя вышла замуж за Американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт ) занимался балетными танцами. В 1919 году Гурджиев основал свой первый Институт гармоничного развития человека.

В конце мая 1920 года, когда политические условия в Джорджии изменились и старый порядок рушился, его партия переехала в Батуми на побережье Черного моря, а затем на корабле отправился в Стамбул. Гурджиев снимал квартиру на улице Кумбараджи в Пере, а затем на улице Абдуллатифа Еменечи Сокак, 13, недалеко от Галатской башни. Квартира находится недалеко от ханека (монастыря) Ордена Мевлеви (суфийского ордена, следующего за учением Джалал ад-Дин Мухаммад Руми ), где Гурджиев, Успенский и Томас де Хартманн стали свидетелями сема церемонии кружащихся дервишей. В Стамбуле Гурджиев также встретился со своим будущим учеником, капитаном Джоном Г. Беннеттом, тогдашним главой британской военной разведки в Константинополе, который это свое впечатление о Гурджиеве следует:

Именно там я впервые встретил Гурджиева осенью 1920 года, и никакое окружение не могло быть более подходящим. В Гурджиеве не просто встречаются Восток и Запад. Их различие уничтожается мировоззрением, которое не знает различий по расе или вероисповеданию. Это было мое первое впечатление, которое осталось одним из самых сильных. Грек с Кавказа, он говорил по-турецки с неожиданно чистым акцентом, акцентом, который ассоциирован с теми, кто родился в узком кругу Императорского двора. Его внешний вид был достаточно ярким даже в Турции, где можно увидеть много необычных типов. Его была голова выбрита, огромные черные усы, глаза, которые то казались очень бледными, то почти черными. Рост ниже среднего, он, тем не менее, производил впечатление большой физической силы

Приере в Эйвоне

В августе 1921 и 1922 годов Гурджиев путешествовал по Европе, читая лекции и проводя демонстрации своих работ в различных городах, таких как Берлин и Лондон. Он привлек к себе внимание многих выдающих учеников Успенского (особенно редактора А.Р. Орейджа ). После неудачной попытки получить британское гражданство Гурджиев основал Институт гармоничного развития человека к югу от Парижа в Prieuré des Basses Loges в Эйвоне недалеко от знаменитого Шато де Фонтенбло. Когда-то впечатляющий, но несколько полуразрушенный особняк, расположенный на обширной территории, вмещает несколько десятков человек, включая некоторых оставшихся родственников Гурджиева и некоторых белых русских вил.

Среди новых учеников С. С. Нотт, Рене Зубер, Маргарет Андерсон и ее подопечный Фриц Петерс. Обычно интеллектуалов и представителей среднего класса, которые привлекают учение Гурджиева, смущали спартанские уступки, часто упор на тяжелый труд. Гурджиев претворял в жизни свое учение о том, что людям необходимо развиваться физически, эмоционально и интеллектуально, отсюда смесь лекций, музыки, танцев и физического труда. Старшие ученики заметили, чем учение Приереере отличается от сложной метафизической «системы», которая учили в России. Помимо физических трудностей, его поведение по отношению к своему могло быть свирепым:

Гурджиев стоял у кровати в состоянии, которое мне казалось совершенно неконтролируемой яростью. Он злился на Орейджа, который бесстрастно и очень бледно стоял в обрамлении из окон... Внезапно, в мгновение ока, голос Гурджиева остановился, вся его личность изменилась, он широко улыбнулся мне - глядя невероятно мирный и внутренне тихий - жестом приказал мне уйти, а возобновил свою тираду с неослабевающей силой. Это произошло так быстро, что я не верю, что мистер Орейдж даже заметил нарушение ритма.

В этот период Гурджиев приобрел известность как «человек, убивший Кэтрин Мэнсфилд» после того, как Кэтрин Мэнсфилд умерла. там туберкулез под его наблюдением 9 января 1923 года. Джеймс Мур и Успенский утверждают, что Мэнсфилд знал, что она скоро умрет, и что Гурджиев сделал ее последние дни счастливыми и наполненными.

Первая машина несчастный случай, письмо и визиты в Северную Америку

С 1924 года, Гурджиев посетил Северную Америку, где в конце концов принял учеников, которых ранее преподавал А.Р. Орейдж. В 1924 году, когда он ехал один из Парижа в Фонтенбло, он попал в автомобильную аварию с почти смертельным исходом. Заботясь о его жене и матери, он медленно и болезненно выздоравливал, несмотря на медицинские ожидания. Формально «расформировал» свой институт (фактически, он разогнал только своих «менее преданных» учеников), что он объяснил как обязательство «в будущем, под предлогом различных достойных», исключить из мое зрение всех тех, кто тем или иным образом делает мою жизнь слишком комфортной ».

После выздоровления он начал писать «Рассказы Вельзевула», первую часть «Все и вся» на смеси армянского и русского языков. Книга была намеренно запутанной и непонятной, заставляя читателя «работать», чтобы найти ее смысл. Он также сочинял ее по своим принципам, писал в шумных кафе, чтобы усилить концентрацию.

Мать Гурджиева умерла в 1925 году, а его жена заболела раком и умерла в июне 1926 года. Успенский присутствовал на ее похоронах. Согласно словам, Гурджиев находился в Нью-Йорке с ноября 1925 года по весну 1926 года, когда ему удалось собрать более 100000 долларов. Он должен совершить шесть или семь поездок в США, где оттолкнул ряд людей своими дерзкими и дерзкими требованиями денег. Некоторые истолковывают, что, следуя технике суфиев Маламатийя, он сознательно вызывал неодобрение.

Группа Гурджиева из Чикаго была основана Джин Тумер В 1927 году после того, как он год тренировался в Приере. Диана Хьюберт была постоянным членом чикагской группы и задокументировала несколько визитов Гурджиева в группе в 1932 и 1934 годах в этом своих мемуарах об человеке.

Несмотря на его усилия по сбору средств. в Америке операция в Приере оказалась в долгах и была закрыта в 1932 году. Гурджиев сформировал новую группу преподавателей в Париже. Известный как «Веревка», он состоял только из женщин, многие из которых писали, и нескольких лесбиянок. Среди членов были Кэтрин Халм, Джейн Хип, Маргарет Андерсон и вдова Энрико Карузо Дороти. Гурджиев познакомился с Гертрудой Стайн через членов Rope, но она никогда не была последователем.

В 1935 году Гурджиев прекратил работу над «Все и вся». Он завершил первые две части запланированной трилогии, но только начал третью серию. (Позднее он был опубликован под заголовком «Жизнь реальна только тогда, когда я есть».) В 1936 году он поселился в квартире по адресу: 6, Rue des Colonels-Renard в Париже, где он должен был остаться на всю оставшуюся жизнь. В 1937 году умер его брат Дмитрий, и The Rope распались.

Вторая мировая война

Хотя квартира на 6 Rue des Colonels-Renard была очень маленькой для этой цели, он продолжал обучать группы учеников на протяжении Второй мировой войны. Посетители вспомнили кладовую с необыкновенной коллекцией восточных деликатесов, которая служила его внутренним убежищем, и ужины, которые он проводил с изысканными тостами за «идиотов» на водке и коньяке. У него была внушительная физическая фигура в течение многих лет, а теперь он стал явно пузатым. Его учение было теперь далеко от первоначальной «системы», основанное на пословицах, шутках и личном общении, хотя ученики должны были прочитать, если возможно, трижды копии его великого опуса «Рассказы Вельзевула».

Его личные коммерческие предприятия (он периодически торговал восточными коврами и коврами на протяжении большей части своей жизни, среди прочего) позволили ему оказать благотворительную помощь соседям, которые пострадали от трудных обстоятельств война, и это также привлекло к нему внимание властей, что привело к ночи в камерах.

Последние годы

После войны Гурджиев пытался восстановить связь со своими бывшими учениками. Успенский сопротивлялся, но после его смерти (октябрь 1947 г.) его вдова посоветовала оставшимся ученикам встретиться с Гурджиевым в Париже. Дж. Дж. Беннетт также приехал из Англии, первая встреча за 25 лет. Все ученики Успенского в Англии думали, что Гурджиев мертв. Они обнаружили, что он жив только после смерти Успенского, который не сказал им, что Гурджиев все еще жив. Они были очень рады услышать это, и многие ученики Успенского, включая Рину Хэндс, Бэзила Тилли и Кэтрин Мерфи, посетили Гурджиева в Париже. Хэндс и Мерфи работали над набором и перепечаткой готовящейсякниги «Все и вся».

Гурджиев попал во вторую автомобильную аварию в 1948 году, но снова неожиданно выздоровел.

«[Я] смотрел на умирающего. Даже этого недостаточно, чтобы выразить это. Это был мертвец, труп, который вышел из машины, и все же он пошел.

С железным упорством ему удалось добраться до своей комнаты, где он сел и сказал: «Теперь все органы уничтожены. когда он говорил, сильнейший спазм боли сотряс его тело, и из уха хлынула кровь, Беннетт подумал: «У него кровоизлияние в мозг.

Тело Гурджиева, лежащее в государстве, Франция, «Он должен сделать все это. Эти несчастные случаи в процессе существования должны постоянно ощущать и осознавать неизбежность своей собственной смерти, а также смерти, на кого обращены его глаза или внимание ».

Гурджиев завершил свои планы официального издания« Рассказов Вельзевула »и совершил две поез. дки в Нью-Йорк. Он также посетил знаменитые доисторические наскальные рисунки в Ласко, объясняя своим ученикам их значение.

Гурджиев умер в Американском госпитале в Нейи-сюр-Сен, Франция. Его похороны состоялись в Св. Русский православный собор Александра Невского на улице Дарю 12, Париж. Он похоронен на кладбище в Эйвоне (недалеко от Фонтенбло).

Дети

Хотя никакие доказательства или документы не подтверждают, что кто-то был ребенком Гурджиева, следующие семь человек считаются его детьми. :

  • Синти София «Душка» Ховарт (1924–2010); ее матерью была танцовщица Джессмин Ховарт. Затем она основала Фонд «Гурджиевское наследие».
  • Сергей Чавердян; его матерью была Лили Галумниан Чавердян.
  • Андрей родился от матери, известной только как Георгий.
  • Ева Тейлор (род. 1928); матерью была одна из его последователей, американская светская львица Эдит Аннесли Тейлор.
  • Николай Стьернвалль (1919–2010), чьей матерью была Елизавета Григорьевна, жена Леонида Робертовича де Стьернвалля.
  • Мишель де Зальцманн (1923–2001), матерью которой была Жанна Аллеманд де Зальцманн ; Позже стал он главой Гурджиевского фонда.
  • Светлана Хинзенберг (1917–1946), дочь Ольги (Ольгиванны) Ивановны Хинзенберг и будущая падчерица архитектора Фрэнк Ллойд Райт.

У Гурджиева была племянница, которая около 40 лет (1950-1990-е гг..) Руководил небольшим, но известным рестораном Luba's Bistro в Найтсбридже, Лондон.

Идеи

Гурджиев считал, что люди не воспринимают реальность в своем состоянии, потому что они не обладают единым сознанием, а скорее живут в состоянии гипнотического «сна наяву».

«Человек живет свою жизнь во сне, и во сне он умирает». В результате каждый человек воспринимает вещи с совершенно субъективной точки зрения. Он утверждал, что люди в своем типичном состоянии как бессознательные автоматы, но что человек может «проснуться» и стать другим человеком.

Учения саморазвития

Гурджиев утверждал, что многие из формальных религиозных традиций на Земле потеряли со своим первоначальным смыслом и жизненной силой и поэтому больше не могут служить человечеству так, как было задумано при их зарождении. В результате люди не могли понять истины древних учений и вместо этого становились все более и более похожими на автоматов, восприимчивыми к контролю извне и все более способными к немыслимым и способным образом актам массового психоза, таким как Первая мировая война. В лучшем случае различные уцелевшие секты и школы могли осуществить только одностороннее развитие.

Согласно Гурджиеву, только одно измерение из трех измерений человека - а именно эмоции, тенденции развиваться в таких школах и сектах, и обычно за счет других возможностей или центров, как называл их Гурджиев. В результате на этих путях не получается правильно сбалансированного человека. Более того, любой, кто желает вступить в любого пути к духовному знанию (которые Гурджиев сокращл до трех, а именно путь факира, путь монаха и путь йог ) были обязаны отказаться от жизни в мире. Таким образом, Гурджиев разработал «Четвертый путь», который отвечал бы требованиям современных людей, живущих современной жизнью в Европе и Америке. Вместо того, чтобы развивать ум или эмоции по отдельности, дисциплина Гурджиева воздействовала на все три, чтобы всестороннему и сбалансированному внутреннему развитию.

Параллельно с другими духовными традициями Гурджиев учил, что человек должен затратить большие усилия, чтобы осуществить преобразование, которое приводит к пробуждению. Усилие, прилагаемое на практике, Гурджиев называл «Работа» или «Работа над собой». Согласно Гурджиеву, «... Работа над собой не так сложна, как желание работать, принятие решения». Хотя Гурджиев никогда не придавал большого значения термину «Четвертый путь» и никогда не использовал этот термин в своих трудах, его ученик П.Д. Успенский с 1924 по 1947 год сделал этот термин и его использование центральным в своем учении об идеях Гурджиева. После смерти Успенского его ученики опубликовали книгу под названием «Четвертый путь», основанную на его лекциях.

Учение Гурджиева исследовало вопрос о месте человечества вселенной и важности скрытых возможностей, которые рассматривались как естественное дарование человека. существа, но редко доводятся до конца. Внутренний рост и развитие - это реальные возможности, для достижения которых, тем не менее, требуется сознательная работа.

В своем учении Гурджиев придавал особое значение различным древним текстам, таким как Библия и религиозных религиозных молитв. Он считал, что такие тексты значение, очень отличное от обычно приписываемого им. «Не спать»; «Пробудись, ибо час не знаешь»; и «Царство Небесное внутри» являются примерами библейских утверждений, которые указывают на учения, суть которых была забыта.

Гурджиев учил людей, как увеличить и сконцентрировать свое внимание на способах и свести к минимуму мечтания и рассеянность. Согласно его учению, это внутреннее развитие самого себя является началом возможного процесса дальнейшего изменения, цель которого состоит в том, чтобы превратить людей в то, чем, по мнению Гурджиева, они должны быть.

Не доверяя «морали», который он культивирует очень важное значение «совести », часто противоречивого и лицемерного.

Чтобы создать условия, в которых внутреннее внимание могло бы проявляться более интенсивно, Гурджиев также обучал своих учеников «священным танцам» или «движениям», позже известным как движения Гурджиева, которые они выполняли вместе как группа. Он также оставил часть музыки, вдохновленную тем, что он слышал во время сотрудничества с одним из своих учеников Томас де Хартманн.

Гурджиев также использовал различные упражнения, такие как упражнения « Стоп », чтобы побудить учеников к самонаблюдению. Другие потрясения, которые помогут разбудить его учеников от постоянных мечтаний, всегда были возможны в любой момент.

Методы

«Работа» по сути является тренировкой в ​​развитии сознания. Гурджиев использовал ряд методов и материалов, включая встречи, музыку, движения (священный танец), писания, лекции и новаторские формы групповой и индивидуальной работы. Часть функций этих различных методов заключалась в том, чтобы подорвать и уничтожить укоренившиеся шаблоны привычек ума и вызвать моменты озарения. У Гурджиева не было универсального подхода, и он адаптировался и вводил новшества в зависимости от обстоятельств. В России его описывали как ограничивающее свое учение узким кругом, тогда в Париже и Северной Америке он проводил публичные демонстрации.

Гурджиев считал, что традиционных методов самопознания - факир, монах и йог (приобретенные, соответственно, через боль, преданность и учебу) - сами по себе неадекватны и часто приводили к различным формам застоя и одному -сторонность. Его методы были разработаны, чтобы добавить традиционные пути с целью ускорения процесса развития. Он иногда называл эти методы «Пути хитрого человека», потому что они представляют собой своего рода сокращенный путь в процессе, который может быть сокращен годами без существенных результатов. Учитель, более опытный, видит индивидуальные требования ученика и ставит задачи, которые, как он знает, приведут к трансформации сознания этого человека. Поучительные исторические параллели можно найти в анналах дзэн буддизма, где учителя использовали различные методы (иногда весьма неортодоксальные), чтобы вызвать прозрение у ученика.

Музыка

Музыка Гурджиева делится на три отдельного периода. «Первый период» - это ранняя музыка, включая музыку из балета «Борьба магов» и музыку для ранних движений, относящихся к 1918 году.

Музыка «второго периода», в которой Гурджиев, возможно, стал лучшим известная описанная в сотрудничестве с русским композитором Томасом де Гартманном, открывается как музыка Гурджиева-де Гартмана. Построенный в середине 1920-х годов, он предлагает богатый репертуар, уходящий корнями в кавказскую и среднеазиатскую народную и религиозную музыку, русскую православную литургическую музыку и источники. Впервые эту музыку часто слышали в салоне Prieuré, где было много написано. После недавно завершенной публикации четырех томов этого фортепианного репертуара Шотта появилось множество новых записей, включая оркестровые версии музыки, подготовленные Гурджиевым и де Хартманном для демонстраций Движений 1923–24. Сольные фортепианные версии этих произведений были записаны, Кейт Джарретт, Фредерик Чиу.

«Последний музыкальный период» - это импровизированная фисгармония музыка, которая часто следовала за обедами Гурджиев провел в своей парижской квартире во время оккупации и в первые послевоенные годы до своей смерти в 1949 году. Всего Гурджиев в сотрудничестве с де Хартманном сочинил около 200 пьес. В мае 2010 года 38 минут неизданной сольной фортепианной музыки на ацетате были куплены Нилом Кемпфером Стокером в имении его покойной падчерицы Душки Ховарт. В 2009 году пианист Элан Сикроф выпустил Laudamus: The Music of Georges Ivanovitch Gurdjieff и Thomas de Hartmann, состоящий из избранных совместных работ Гурджиева и де Гартмана (а также трех ранних романтических произведений, написанных де Хартманном в его творчестве). тинейджеры). В 1998 году Алессандра Челлетти выпустила "Hidden Sources" (Kha Records) с 18 треками Гурджиева / де Хартманна.

Движения

Движения или священные танцы составляют неотъемлемую часть Гурджиевской Работы. Гурджиев иногда называл себя «учителем танцев» и получил первое признание публики за свои попытки поставить в Москве балет под названием «Борьба магов».

Фильмы с демонстрациями движений иногда демонстрируются для частного просмотра Фондом Гурджиева, и один показан в сцене из фильма Питера Брука Встречи с выдающимися людьми.

Писания

Гурджиев написал уникальную трилогию под названием серии «Все и вся». Первый том, завершенный Гурджиевым незадолго до его смерти и впервые опубликованный в 1950 году, - это первая серия под названием Объективно беспристрастная критика жизни человека или Рассказы Вельзевула своему внуку. На 1238 страницах это длинная аллегорическая работа, в которой излагаются объяснения Вельзевула своему внуку о существах планеты Земля и законах, управляющих Вселенной. Он обеспечивает обширную платформу для глубоко продуманной философии Гурджиева. Спорная редакция «Рассказов Вельзевула» была опубликована некоторыми последователями Гурджиева в качестве альтернативного «издания» в 1992 году. [См. «Миры слов Гурджиева» Пола Бикмана Тейлора (2014).] На его странице Дружественного совета перед лицом первая страница содержания «Рассказов Вельзевула» Гурджиев излагает свою собственную программу из трех обязательных начальных чтений каждой из трех серий последовательно и заключает: «Только тогда вы сможете рассчитывать на формирование своего собственного беспристрастного суждения, относящегося только к себе самому, в отношении мои сочинения. И только тогда моя надежда может быть осуществлена, что в соответствии с вашим пониманием вы получите для себя особую пользу, которую я ожидаю ».

Посмертная вторая серия, отредактированная Жанной де Зальцманн, называется Встречи с выдающимися людьми (1963) и написана в доступной манере как мемуары его ранние годы, но также содержит некоторые украшения и аллегорические высказывания «Арабских ночей». Его посмертная третья серия (Жизнь реальна только тогда, когда «я есть» ), написанная как незаконченная и также отредактированная Жанной де Зальцманн, содержит подробный отчет о внутренней борьбе Гурджиева в последние годы его жизни. а также стенограммы некоторых его лекций. Об идеях и методах Гурджиева пишется огромное и постоянно растущее количество, но его собственные трудные работы остаются первоисточником.

Восприятие и влияние

Мнения о писаниях и деятельности Гурджиева разделились. Сочувствующие считают его харизматическим мастером, который привнес новые знания в западную культуру, психологию и космологию, которые позволяют проникнуть в суть вещей, выходящих за рамки тех, что даются в традиционной науке. На другом конце спектра некоторые критики утверждают, что он был шарлатаном с большим эго и постоянной потребностью в самовосхвалении. Гурджиев оказал значительное влияние на некоторых художников, писателей и мыслителей, включая Уолтера Инглиса Андерсона, Питера Брука, Кейт Буш, Дарби Крэша, Мюриэл Дрейпер, Роберт Фрипп, Кит Джарретт, Тимоти Лири, Деннис Льюис, Джеймс Мур, А. Р. Орейдж, П. Д. Успенский, Морис Николл, Луи Пауэлс, Роберт С де Ропп, Джордж Рассел, Дэвид Сильвиан, Жан Тумер, Джереми Лейн, Терион, П. Л. Трэверс, Алан Уоттс, Колин Уилсон, Роберт Антон Уилсон, Фрэнк Ллойд Райт и Джон Цорн.

Среди выдающихся учеников Гурджиева П. Д. Успенский, Ольга де Хартманн, Томас де Хартманн, Джейн Хип, Жанна де Зальцманн, лорд Пентленд ( Генри Джон Синклер), Джон Г. Беннетт, Альфред Ричард Орейдж, Морис Николл и Рене Домаль.

Гурджиев дали новую жизнь и практическую формулу древних учений Востока и Запада. Например, сократовский и платонический акцент на «исследуемой жизни» повторяется в учении Гурджиева как практика самонаблюдения. Его учение о самодисциплине и сдержанности отражает учение стоиков. Индусское и буддийское понятие привязанности повторяется в учении Гурджиева как концепция отождествления. Его описания «трех существ-продуктов питания» соответствуют описанию Аюрведы, его утверждение, что «время - это дыхание», перекликается с джйотиш, ведической системой астрологии. Точно так же его космологию можно «читать» в сравнении с древними и эзотерическими источниками, соответствующими неоплатоническими и в таких источниках, как трактовка Робертом Фладдом макрокосмических музыкальных структур.

Один из условий учения Гурджиева, получивший известность в последние десятилетия, - это геометрическая фигура эннеаграммы. Для многих изучающих гурджиевскую традицию эннеаграмма остается коаном, сложной задачей и никогда не объясняется полностью. Было много попыток проследить происхождение этой версии эннеаграммы; были обнаружены некоторые сходства с другими фигурами, но кажется, что Гурджиев был первым человеком, который сделал фигуру эннеаграммы публично известной, и что только он знал ее истинный источник информации. Другие использовали фигуру эннеаграммы в связи с анализом личности, в основном с эннеаграммой личности, разработанной Оскаром Ичазо, Клаудио Наранхо и другими. Наши приложения этого приложения не связаны напрямую с учением Гурджиева или его объяснениями эннеаграммы.

Гурджиев вдохновил на формирование сегодня групп после его смерти, все из которых содержат все еще и след его идеям. Фонд Гурджиева, крупнейшая организация, находящаяся под разными идеями Гурджиева, была организована Жанная де Зальцманн в начале 1950-х годов и вооружлась ею в сотрудничестве с другими его учениками. Другие ученики Гурджиева образовали независимые группы. Виллем Ниланд, один из ближайших учеников Гурджиева и первоначальный основатель и попечитель Гурджиевского фонда в Нью-Йорке, ушел, чтобы сформировать свои собственные группы в начале 1960-х годов. Джейн Хип была отправлена ​​в Лондон Гурджиевым, где она руководила группой до своей смерти в 1964 году. Луиза Гёпферт Марч, которая стала ученицей Гурджиева в 1929 году, основала свои собственные группы в 1957 году и основала Рочестерское народное искусство. Гильдия в районе Фингер Лейкс штата Нью-Йорк. Также были сформированы процветающие группы, которые независимые возглавили Джон Г. Беннетт и А. Л. Стейвли недалеко от Портленда, штат Орегон.

Ученики

Среди известных учеников Гурджиева:

Петр Д. Успенский (1878–1947) был российским журналистом, писателем и философом. Он встретил Гурджиева в 1915 году и провел следующие пять лет, обучаясь вместе с ним, сформировал свои собственные независимые группы в 1921 году. Успенский стал первым «карьерным» гурджиевским и руководил независимыми группами Четвертого Пути в Лондоне и Нью-Йорке в оставшиеся годы. Он написал В поисках чудесного о встречах с Гурджиевым, и это остается известным и наиболее читаемым отчетом о ранних экспериментах Гурджиева с группой.

Томас де Гартманн (1885–1956) был русским композитором. Он и его жена Ольга впервые встретили Гурджиева в 1916 году в Санкт-Петербурге. Они оставались близкими учениками Гурджиева до 1929 года. В то время они жили в Гурджиевском Институте гармоничного развития человека недалеко от Парижа. В период с июля 1925 года по май 1927 года Томас де Хартманн переписал и написал в соавторстве часть музыки, которую Гурджиев собрал и использовал для своих упражнений Движений. Вместе они написали сотни музыкальных произведений в аранжировке для фортепиано. Эта концертная музыка была впервые записана и издана частным образом с 1950-х по 1980-е годы; затем впервые выпущен публично как Музыка Гурджиева / де Хартмана, Томаса де Хартмана, фортепиано на Triangle Records, с 49 треками на 4 виниловых дисках в 1998 году, затем переиздан в виде набора из 3 компакт-дисков, содержащего 56 треков, в 1989 году. сборник позже был выпущен как Музыка Гурджиева / де Хартмана для фортепиано в 4 печатных томах Шотта в период с 1996 по 2005 год и в виде аудио компакт-дисков под тем же названием в четырех томах с девятью дисками, записанными с тремя концертными пианистами, Шоттом / Верго между 1997 и 2001 гг. Ольга де Хартманн (урожденная Аркадьевна, 1885–1987) была личным секретарем Гурджиева в годы их жизни в Приере и в этот период делала большую часть оригинальных диктовок его сочинений. Она также подтвердила ранние выступления Гурджиева в книге «Взгляды из реального мира» (1973). В мемуарах де Гартмана «Наша жизнь с мистером Гурджиевым» (1-е изд., 1964 г., 2-е изд., 1983 г., 3-е изд. 1992 г.) очень подробно описаны их гурджиевские годы. Их монреальская группа Гурджиева, литературное и музыкальное наследие представлено канадским продюсером на пенсии Национальным советом по кинематографии Томом Дейли.

Жанна де Зальцманн (1889–1990). Александр и Жанна де Зальцманны встретили Гурджиева в Тифлисе в 1919 году. Изначально она была танцовщицей, преподавателем эвритмики Далкроза. Вместе с Джессмин Ховарт и Роуз Мэри Нотт она отвечала за передачу хореографических упражнений Гурджиева и институционализацию учений Гурджиева через Фонд Гурджиева в Нью-Йорке, Гурджиевский институт в Париже, лондонское Gurdjieff Society Inc. и другие группы она основала в 1953 году. Она также основала в США Triangle Editions, которые отпечатывают свои права на все посмертные произведения Гурджиева.

Джон Дж. Беннетт (1897–1974) был офицером британской разведки, полиглотом (свободно говорил на английском, французском, немецком, турецком, греческом, итальянском), технологом, директором промышленных исследований, писателем и преподавателем, лучшим известен своими многочисленными книгами по психологии и духовности, особенно по учениям Гурджиева. Беннетт познакомился с Успенским, а затем с Гурджиевым в Стамбуле в 1920 году, провел август 1923 года в Институте Гурджиева, стал учеником Успенского между 1922 и 1941 годами и, узнав, что Гурджиев был еще жив, был одним из частых посетителей Гурджиева в Париже в 1949 году. См. Свидетель: Автобиография Джона Беннета (1974), Гурджиев: Создание нового мира (1974), Идиоты в Париже: дневники Дж. Г. Беннетта и Элизабет Беннет, 1949 (1991).

Альфред Ричард Орейдж (1873–1934) был влиятельным британским редактором, наиболее известным благодаря журналу New Age. Он начал посещать лондонские переговоры Успенского в 1921 году, а затем встретился с Гурджиевым, когда последний впервые посетил Лондон в начале 1922 года. Вскоре после этого Орейдж продал New Age и переехал в институт Гурджиева в Приере, а в 1924 году Гурджиев назначил его руководителем филиала института в Приере. Нью-Йорк. После почти смертельной автомобильной аварии Гурджиева в июле 1924 года и из-за его длительного выздоровления в течение 1924 года и интенсивного периода писательской деятельности в течение нескольких лет Орейдж оставался в Нью-Йорке до 1931 года. В этот период Орейдж отвечал за редактирование английского машинописного текста сказок Вельзевула (1931 год).) и Встречи с выдающимися людьми (1963) в качестве помощника Гурджиева. Этот период довольно подробно описан Полом Бикманом Тейлором в своей книге «Гурджиев и Орейдж: братья в Элизиуме» (2001).

Морис Николл (1884–1953) был психиатром с Харли-стрит и представителем Карла Юнга в Лондоне. Вместе с Орейджем он присутствовал на лондонских лекциях Успенского 1921 года, где встретился с Гурджиевым. Со своей женой Катериной и их дочерью он провел почти год в институте Приере Гурджиева. Через год, когда они вернулись в Лондон, Николл вернулся в группу Успенского. В 1931 году по совету Успенского он основал в Англии свои собственные группы «Четвертого пути». Он наиболее известен энциклопедической серией статей из шести томов в «Психологических комментариях к учению Гурджиева и Успенского» (Бостон: Шамбала, 1996, и Samuel Weiser Inc., 1996).

(1890–1975) был голландско-американским химиком, который впервые встретился с Гурджиевым в начале 1924 года во время первого визита последнего в США. Он был членом нью-йоркского отделения Института Гурджиева, участвовал во встречах Орейджа в период с 1924 по 1931 год, а также был членом-учредителем Гурджиевского фонда с 1953 года и в годы его становления. В начале 1960-х он основал независимую группу в Уорике, штат Нью-Йорк, где начал делать катушечные аудиозаписи своих встреч, которые были заархивированы в частной библиотеке, насчитывающей около 2600 90-минутных аудиокассет. Многие из этих лент также были расшифрованы и проиндексированы, но остались неопубликованными. Групповая работа Гурджиева с Вильхемом (sic-Willem) Ниланд (1983) Ирмис Б. Попофф, зарисовывает групповую работу Ниланда.

Джейн Хип (1883–1964) была американской писательницей, редактором, художницей и издателем. Она встретила Гурджиева во время его визита в Нью-Йорк в 1924 году и создала группу по изучению Гурджиева в своей квартире в Гринвич-Виллидж. В 1925 году она переехала в Париж, чтобы учиться в Институте Гурджиева, и воссоздала свою группу в Париже до 1935 года, когда Гурджиев отправил ее в Лондон, чтобы возглавить группу, созданную Ч. С. Ноттом и которую она продолжала возглавлять до самой смерти. Парижская группа Джейн Хип после ее ухода стала группой Гурджиева «Веревка» и состояла из нескольких известных писателей, в том числе Маргарет Андерсон, Солита Солано, Кэтрин Халм и других. который оказался полезным для Гурджиева, когда он редактировал свои первые две книги.

Кеннет Макфарлейн Уокер (1882–1966) был выдающимся британским хирургом и плодовитым писателем. Он был членом лондонской группы Успенского на протяжении десятилетий, а после смерти последнего в 1947 году много раз посещал Гурджиева в Париже. Помимо множества доступных медицинских книг для непрофессиональных читателей, он написал некоторые из самых ранних информированных отчетов об идеях Гурджиева, «Путешествие с идеями» (1951) и «Исследование учения Гурджиева» (1957).

Генри Джон Синклер, 2-й барон Пентленд (1907–1984) был учеником Успенского в 1930-х и 1940-х годах. Он регулярно навещал Гурджиева в Париже в 1949 году, затем был назначен президентом Гурджиевского фонда Америки Жанной де Зальцманн, когда она основала это учреждение в Нью-Йорке в 1953 году. Он основал Гурджиевский фонд Калифорнии в середине 1950-х и оставался президентом. филиалов Фонда США до самой его смерти. Пентленд также стал президентом Triangle Editions, когда она была основана в 1974 году.

Критики

Луи Пауэлс, среди прочих, критикует Гурджиева за его настойчивость в том, что он считает людей «спящими» в состоянии, очень похожем на «гипнотический сон». Гурджиев говорил, даже иногда специально, что благочестивый, хороший и нравственный человек был не более «духовно развит», чем любой другой человек; все они одинаково «спят».

Генри Миллер одобрил то, что Гурджиев не считал себя святым, но, написав краткое введение к книге Фрица Петерса «Отрочество с Гурджиевым», Миллер написал, что люди не предназначены для того, чтобы руководить " гармоничная жизнь », как считал Гурджиев, давая название своему институту.

Критики отмечают, что Гурджиев не придает значения большинству элементов, составляющих жизнь среднего человека. Согласно Гурджиеву, все, чем обладает средний человек, совершает, делает и чувствует, совершенно случайно и без всякой инициативы. Обычный повседневный человек рождается машиной и умирает машиной, не имея никаких шансов стать кем-то другим. Эта вера, кажется, противоречит иудео-христианской традиции, согласно которой человек - это живая душа. Гурджиев считал, что обладание душой (состояние психологического единства, которое он приравнивал к «бодрствованию») было «роскошью», которой ученик мог достичь только с помощью самой кропотливой работы в течение длительного периода времени. Большинство, в которых истинный смысл евангелия не укоренился, пошло «широким путем», который «привел к разрушению».

В «Рассказах Вельзевула своему внуку» (см. Библиографию)), Гурджиев выражает свое почтение основателям основных религий Востока и Запада и свое презрение (в общем и целом) к тому, что сменяющие друг друга поколения верующих относили к этим религиозным учениям. Его дискуссии о «ортодоксальных хидоораках» и «гетеродоксгидораках» - ортодоксальных дураках и иноверных дураках, от русского слова дурак (дурак) - представляют его как критика религиозных искажений и, в свою очередь, как мишень для критики со стороны некоторых представителей этих традиций. Некоторые, в том числе Успенский, истолковывают Гурджиева как полностью игнорирующего ценность основной религии, благотворительную деятельность и ценность правильного или неправильного поведения в целом.

Бывшие ученики Гурджиева, которые его критиковали. утверждают, что, несмотря на его кажущееся полное отсутствие претензий на какую-либо «святость гуру», во многих анекдотах его поведение отражает отвратительный и нечистый характер человека, который цинично манипулировал своими последователями. Ученики Гурджиева пытались понять его. Например, в письменной беседе между Люком Дитрихом и Анри Траколем, датированной 1943 годом: «ЛД: Откуда вы знаете, что Гурджиев желает вам всего наилучшего? ХТ: Иногда я чувствую, как мало я его интересую - и насколько сильно он интересуется мной. Этим я измеряю силу намеренного чувства ».

Луи Пауэлс написал« Месье Гурджиев »(первое издание, опубликованное в Париже, Франция, в 1954 году издательством Editions du Seuil). В одном из интервью Пауэлс сказал о работе Гурджиева: «... После двух лет упражнений, которые просветили и обожгли меня, я оказался на больничной койке с тромбированной центральной веной в левом глазу и весом девяносто девять фунтов... Ужасные муки и бездны открылись для меня. Но это была моя вина ».

Пауэлс считал, что Карл Хаусхофер, отец геополитики, протеже которого был депутатом Рейх-фюрер Рудольф Гесс был одним из настоящих «искателей истины», описанных Гурджиевым. По словам Рома Ландау, журналиста 1930-х годов, Ахмед Абдулла сказал ему в начале 20-го века, что Гурджиев был российским секретным агентом в Тибете, известным под именем «Хамбро Акуан Доржиев» (т.е. Агван Доржиев ), наставник Далай-ламы. Однако настоящий Доржиев поселился в буддийском храме, воздвигнутом в Санкт-Петербурге, и после революции был заключен в тюрьму Сталиным. Джеймс Уэбб предположил, что Гурджиев мог быть помощником Доржиева Уше Нарзуновым (то есть).

Колин Уилсон пишет о «... репутации Гурджиева соблазнять своих учениц (в Провиденсе, Род-Айленд, в 1960 году мужчина был указан мне как один из внебрачных детей Гурджиева. Профессор, который сказал мне это, также заверил меня, что Гурджиев оставил много детей по всей Америке.) "

В версии Орейджана К. Дейли Кинг предположил, что Проблема, которую имел Гурджиев с учением Орейджа, заключалась в том, что «Версия Орейджа», сам Орейдж, не был достаточно эмоциональным по оценке Гурджиева и не имел достаточного «недоверия» и веры. Кинг написал, что Гурджиев не сформулировал это так ясно и конкретно, как это, но поспешил добавить, что, по его мнению, ничего конкретного или ясного, сказанного Гурджиевым, не было.

Согласно Ошо, Система Гурджиева неполна, она заимствована из дервишских источников, враждебных Кундалини. Некоторые суфийские приказы, такие как Накшбанди, исходят из Кундалини и подчиняются ей.

Библиография

Три книги Гурджиева были опубликованы в Английский язык в Соединенных Штатах после его смерти: Рассказы Вельзевула своему внуку, опубликованные в 1950 г. EP Dutton Co. Inc., Встречи с выдающимися людьми, опубликованные в 1963 г. EP Dutton Co. Inc., и «Жизнь реальна только тогда, когда« я есть »», напечатано в частном порядке EP Dutton Co. и опубликовано в 1978 году Triangle Editions Inc. только для частного распространения. Эта трилогия представляет собой легоминизм Гурджиева, известный под общим названием Все и Все. По словам Гурджиева, легоминизм - «одно из средств передачи информации об определенных событиях давно минувших веков через посвященных». Книга его ранних выступлений была также собрана его ученицей и личным секретарем Ольгой де Хартманн и опубликована в 1973 году как Взгляды из реального мира: ранние беседы в Москве, Ессентуках, Тифлисе, Берлине., Лондон, Париж, Нью-Йорк и Чикаго, как вспоминают его ученики..

Взгляды Гурджиева первоначально пропагандировались в трудах его учеников. Самый известный и широко читаемый из них - П. Книга Д. Успенского В поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения, которая широко рассматривается как важнейшее введение в учение. Другие ссылаются на собственные книги Гурджиева (подробно описанные ниже) как на первичные тексты. Многочисленные анекдотические рассказы о времени, проведенном с Гурджиевым, были опубликованы Чарльзом Стэнли Ноттом, Томасом и Ольгой де Хартманн, Фрицем Петерсом, Рене Домал, Джоном Г. Беннетт, Морис Николл, Маргарет Андерсон и Луи Пауэлс и другие.

Художественный фильм Встречи с выдающимися людьми (1979), основанный на одноименной книге Гурджиева, заканчивается исполнением танцев Гурджиева, известных просто как «упражнения», но позже продвигаемых как движения. Жанна де Зальцманн и Питер Брук написали фильм, Брук поставил, а Драган Максимович и Теренс Стэмп звезда, а также южноафриканский драматург и актер Атол Фугард.

Книги

  • Вестник грядущего добра Г.И. Гурджиева (1933, 1971, 1988)
  • Трилогия «Все и вся»:
  • Взгляды из реального мира собрали рассказы Г.И. Гурджиева его ученицы Ольги де Хартманн (1973)
  • Сценарий балета: Борьба магов ISBN 978-0957248120 Г.И. Гурджиев
  • Стенограммы встреч Гурджиева 1941–1946 гг. ISBN 978-0955909054

См. Также

  • В поисках чудесного
  • Жан Вайсс, На пути к пробуждению, приближение к чаю hing Слева Гурджиева. Лондон: Routledge Kegan Paul, 1980 ISBN 0-7100-07159

Ссылки

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Джордж Гурджиев
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Г. И. Гурджиев.
Последняя правка сделана 2021-05-21 04:24:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте