Армянская мифология

редактировать
Армянская мифология
Голова и левая рука от бронзовой культовой статуи Анахиты, местной богини, показанной здесь в путеводителе Афродиты, 200–100 гг. До н.э., Британский музей (8167358544).jpg Бронзовая голова Афродиты из Саталы, идентифицированная как армянская Анаит
СозданаI век до н.э.

армянская мифология берет свое начало в древних индоевропейских традициях, в частности протоармянских, и постепенно включает анатолийские, хурро - урартские, месопотамские, иранские и греческие верования и божества.

Содержание

  • 1 Формирование армянской мифологии
  • 2 Пантеон
    • 2.1 Ранний армянин
    • 2.2 Хайасан
    • 2.3 Урартский
    • 2.4 Иранское влияние
    • 2.5 Пост-александрийское влияние
  • 3 Монстры и духи
  • 4 Герои и легендарные монархи
  • 5 Библиография
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки

Формирование армянской мифологии

Вид сбоку на Храм Гарни.

Пантеон Армянские боги, которым первоначально поклонялись протоармяне, унаследовали свои основные элементы от религии. Мифологии и верования протоиндоевропейцев и народов Армянского нагорья. Историки выделяют значительную часть индоевропейских слов, которые использовались в армянских языческих обрядах. Считается, что самые древние культы поклонялись создателю по имени Ар (или, возможно, Ара), воплощенному в виде солнца (Арев или Арег); древние армяне называли себя «детьми солнца». К числу наиболее древних типов индоевропейского культа относятся также культы орлов, львов и неба.

После установления иранского господства в Армении в 1-м тысячелетии до н. Э. Зороастризм получил большое распространение. влияние на армянскую религию. До позднего парфянского периода армянские земли придерживались синкретической формы маздаизма, в которой иранские религиозные концепции смешивались с традиционными армянскими верованиями. Например, верховный бог армянского пантеона Ванатур позже был заменен на Арамазд (парфянская форма Ахура Мазда ). Однако армянская версия Арамазда сохранила многие исконно армянские черты. Точно так же традиционная армянская богиня плодородия Нар была заменена на Анаит, которое может происходить от персидского Анахита, хотя армянская богиня полностью отличалась от своего иранского аналога.

В эпоху эллинизма (III-I вв. До н.э.) древнеармянские божества отождествлялись с древнегреческими божествами: Арамазд с Зевсом, Анаит с Артемидой, Ваагном с Гераклом, Астликом с Афродитой, Нане с Афина, Михр с Гефест, Тир с Аполлон.

После официального принятия христианства В 4 веке нашей эры древние мифы и верования трансформировались, чтобы больше соответствовать христианским верованиям. Библейские персонажи взяли на себя функции архаичных богов и духов. Например, Иоанн Креститель унаследовал определенные черты Ваагна и Тира, а архангел Гавриил взял элементы Ваагна.

Основные сведения об армянских языческих традициях сохранились в трудах древнегреческих авторов, таких как Платон, Геродот, Ксенофонт и Страбон, византийский ученый Прокопий Кесарийский, а также средневековые армянские писатели, такие как Мовсес Хоренаци, Агафангел, Эзник из Кольба, Себеос и Анания Ширакаци, а также в устных народных традициях.

Пантеон

Пантеон дохристианской Армении менялся на протяжении веков. Первоначально коренной армянский (от протоиндоевропейский ) по своей природе, пантеон был изменен через анатолийский, хурро - урартский, Семитское, иранское и греческое влияния.

Одним из распространенных мотивов, охвативших многие или все армянские языческие пантеоны, была вера в правящую триаду верховных богов, обычно состоящую из вождя, бога-создателя, его сына бога грома и богиню-мать.

Ранний Армянский

Считается, что эти боги были коренными армянскими богами, которым поклонялись в самые ранние эпохи армянской истории (Протоармян ). Считается, что многие из них, если не все, произошли от протоиндоевропейской религии. Также вероятно влияние местных верований Армянского нагорья.

  • Арег (Арев) или Ар, бог Солнца, сравнимый с индуистским Рави. Вероятно, также известен как Ара.
  • Астлик, родственник месопотамской богини Инанны, отождествляемый с Венерой. Богиня плодородия и супруга Ваагна, разделяющая с ним храм в городе Аштишат. Праздник Вардавар изначально был в честь Астжик. Название «Astɫik» происходит от astɫ «звезда» из протоиндоевропейского * h₂stḗr плюс армянский уменьшительный суффикс -ik.
  • Ayg, богиня рассвета
  • Angeł. «Невидимый» (буквально: «невидимый»), бог подземного мира. Главный храм Ангела находился в Ангел-туне (Дом Ангела), что, возможно, соответствовало Ингалове хеттов и Ингелены / Ингилены греческого и латинского <48.>записи, вероятно, расположенные рядом с современным Eğil. Сравним с Нергалом и Аидом.
  • Торком Ангегом «Дано Ангелом». Правнук Айка. Чудовищный и безобразный герой. Бросал массивные валуны, чтобы топить вражеские корабли в Черном море. Иногда приравнивается к Тор и Полифем и, возможно, Тарунна.
  • Аманор - «Несущий новые плоды» (бог нового года, Навасард ). Может быть, а может, и не был тем же богом, что и Ванатур.
  • Ванатур - Ванатур был богом гостеприимства, либо означая «лорд Вана », либо «дающий убежище». Он мог быть или не быть тем же богом, что и Аманор. Позже приравнивается к Арамазду и Зевсу.
  • Нвард (Классический армянский : Нуард) - супруга Ара. Сравнимо с Нанэ и Инанной (Иштар). Скорее всего, превратилась в Анаит.
  • Цовинар «Нар моря», богиня воды и океана. Возможно, также богиня молний. Стал супругой Ваагна. Возможно связано с Инарой.
  • Анддайином ōj, «Змеем бездны», который жил в черных водах, окружающих мировое дерево.

Хайасан

Хотя точная связь между Бронзовый век царство Хаяса-Аззи и армян сомнительно, многие ученые считают, что существует связь (сравните Хаяса с армянскими эндонимами Айастан и Хай). О пантеоне Хаясан известно немного, но некоторые имена сохранились в хеттских записях. В эту триаду, возможно, входили У.ГУР, ИНАННА и Таруму.

  • У.ГУР - главный бог пантеона Хайасан. Обозначается божественной идеограммой У.ГУР в хеттских записях, которая приравнивается к шумерскому богу Нергалу. Имя этого бога неизвестно, но, возможно, это был Ангел, Айк, Ар или разновидность хаттского бога Шуликатте. Вероятно, отец Тереттитунниса и Таруму. Может также быть связано с семитским Эль (Элькунирша по-хеттски).
  • ИНАННА - супруга главного бога Хаясы. Как и ее мужа, ее имя не сохранилось, но предполагается, что она была ранней формой Анаит и связана с хеттами Асерту.
  • Териттитуннис - возможно, ранняя форма Ваагна.
  • Таруму - шестой бог пантеона Хаясан. Возможно связано с Тарху.
  • Балтайк - возможно, богиня, связанная с западно-семитским Баалат (Астарта ), с вероятным армянским уменьшительным суффиксом -ik ( например, присутствует в имени богини "Astɫik").
  • Иззистан (?) - Предлагаемая реконструкция поврежденного имени "s / t-an-nu-us". Возможно, это версия Хаттиана Эстан (Эззи Эстан: «хороший Эстан»).
  • Унагастуас или Унагастас - божество, упомянутое в договор с хеттами, но с неизвестными качествами. Вероятно, этимологически связано с Аствац (древнеармянский: Астуас), именем, которое до сих пор используется для Бога в армянском христианстве. Возможно, был формой субарского бога Астувану (Аступину), который приравнивается к шумерскому Нергалу.

урартскому

Боги урартского пантеона в основном заимствованы из Хеттская и лувийская, хурритская, семитская и, возможно, армянская и индоиранская религии.

  • Тальди или Халди - главный бог Урарту. аккадское божество (с возможным армянским или греко-армянским именем - сравните с Гелиос ), не введенное в урартский пантеон до правления Ишпуини. Сформировал триаду со своими сыновьями Артинисом и Тейшебой. Приравнивается к Баалу и Митре / Михру. Иногда также связана с Айком.
  • Арубани - Жена Жалди. Богиня плодородия и искусства. Возможно, ранняя форма Анаит.
  • Багварти или Багмашту(Багбарту) - Жена Джалди. Возможно, региональный вариант (армянского или индоиранского происхождения) Арубани, или, возможно, совсем другая богиня.
  • Тейспас или Тейшеба - бог бури, сын Халди, с которыми он сформировал ведущую триаду богов. Вариант хурритского Тешуб.
  • Шивини или Артинис - бог Солнца, сын Халди, с которым он сформировал ведущую триаду богов. От протоиндоевропейского и хеттского бога Сиу (ср. С Зевсом, Деус и т. Д.). Артинис - армянская форма, буквально означающая «бог солнца» и, возможно, связана с Ара.
  • Селарди - богиня Луны. Возможно, сестра Артиниса (от армянского: сиела = сестра, арди = бог солнца)
  • Сарис - Вероятно, искажение Иштар.
  • Хубы - жены Тайспаса. Версия Хебата.

Иранское влияние

Зороастрийское влияние проникло в армянскую культуру во время империи Ахеменидов, хотя преобразование было неполным и синкретичным, а персы и армяне никогда не отождествляли себя с друг друга как единоверцев, несмотря на то, что оба называют себя «поклонниками Мазды».

  • Арамазд - родственник иранца Ахура Мазда (или Ормазд ), возможно, смешанный с Ара или Арам. Глава пантеона, отождествляемый с Зевсом в interpatio graeca, с которым у него было много титулов. Вместе с Анаит и Ваагном образовалась ведущая триада. Приравнивается к Ванатуру, Араму и Ара, все из которых он заимствовал. Со временем положительные функции Баал-Шамина были поглощены Арамаздом.
  • Анадат - Армянская форма зороастрийского Амеша Спента Амеретат.
  • Анаит - Родственник иранца Анахиты. Вероятно, первоначально относились к шумеру Инанне и вавилонскому Ануниту (Иштар, Астарта) до иранского присутствия в регионе. Богиня плодородия и рождения и дочь или жена Арамазда Анаит также отождествляется с Артемидой и Афродитой. Храмы, посвященные Анаит, были основаны в Ани-Каммах, Армавире, Арташате, Аштишате. Ани, вероятно, является производным или альтернативной формой Анаит.
  • Михр - Относится к иранскому Митре. Бог солнца и света, сын Арамазда, брат Анаит и Нане. Исторически сложилось так, что, несмотря на его высокое место в пантеоне, поклонение Михру затмил Ваагн (действительно, поклонение Михру, похоже, было дополнением к поклонению Ваагну), и о его поклонении мало что известно, кроме сходства с иранской Митрой и отсутствия культа. Мифраические мистерии. Михр был отождествлен с Гефестом Мовсесом Хоренаци и более поздними авторами. Его центр поклонения находился в Багахариче, и ему был посвящен храм Гарни.
  • Оманос - Армянская форма зороастрийского Воху Манах.
  • Спандарамет - Cognate иранского Спента Армаити, дочери Арамазда и ктонической богини плодородия, виноградников и подземного мира. Спандарамет был выбран переводчиками некоторых армянских Библии, чтобы передать значение Διόνυσος) в 2 Маккавейской 6: 7. Иногда его называют Сандарамет или Сантамарет, что означает связь с подземным миром, уникальную для армянского богословия, даже в христианских писаниях. Говорят, что ее королевство населено злыми духами, называемыми Сантараметаканс.
  • Тир или Тиур - родственники иранского Тира (или Тиштрия) или (через армянский дпир "писец") вавилонский Набу. В любом случае, подвижный бог мудрости, письменности, культуры и науки; вестник богов и психопомп. Отождествляется с греческим Аполлон. Роль Тира как психопомпа могла быть заимствована лувийским богом грома Тархунда, чье имя использовалось для перевода имени месопотамского бога подземного мира Нергала. Храм Тира находился около Арташата.
  • Ваагна - А "кадж" (храбрый). Этимологически происходит от иранского Verethragna (через Vahram ->Vram ->Vam + -agn), однако армянский Vahagn имел мало общего со своим иранским тезкой. Бог бури и убийца драконов, отождествляемый с греческим Геркулесом, это отождествление прошло полный круг, когда армянские переводчики Библии использовали Ваагн для перевода Ἡρακλ48 во 2 Маккавейской 4:19. Иногда его называют Цовеаном, особенно в его роли бога морей. Ваагн, возможно, изначально был Хаясан богом, Териттитунни, который перенял некоторые черты хурро-урартского бога шторма Тешуб / Тейшеба. Христианский фольклор вобрал в себя роль Ваагна как бога бури или погоды в архангеле Гавриил. Дерик разместил центральный храм Ваагна.

Пост-александрийское влияние

  • Барсамин - Бог неба и погоды, происходит от семитского бога Баал-Шамин.
  • Нане - родственник эламитских Нане (через вавилонский Нана ), также ассимилирующие аспекты фригийского Кибелы. Дочь Арамазда, сестра Анаит и Михра. Богиня материнства, войны и мудрости. Отождествляется с Афиной. Ее культ был связан с Анаит, оба их храма расположены рядом друг с другом в Гаваре.

Монстры и духи

на поле битвы Аралез.
  • Al - Ал - карликовое зло. дух, который нападает на беременных женщин и крадет новорожденных. Его описывают как полуживотного и получеловека, его зубы металлические, а гвозди - из латуни или меди. Обычно он носит остроконечную шляпу, покрытую колокольчиками, и может стать невидимым.
  • Аралез - Аралезнер - Древнейшие боги армянского пантеона, Аралез - существа, похожие на собак (по образцу Гампр ) со способностями воскрешать павших воинов и воскрешать мертвых, зализывая чистые раны.
  • Девы - Девы - это духовные существа, состоящие из воздуха, происходящие из зороастрийской мифологии (Даэвы ) и имеют много общего с ангелами и демонами. Они живут в каменистых местах и ​​в руинах и обычно держатся особняком.
  • Шахапет - Шахапет (Սհահապետ), также называемый Хшатрапти, Шавод, Шоитрапаити, Шваз и Швод, обычно были дружественными духами-хранителями армян, Славянская и персидская мифология, которые обычно появлялись в виде змей. Среди прочего они жили в домах, садах, полях, лесах и кладбищах. Тип Шваза был более ориентирован на сельское хозяйство, в то время как Швод был хранителем дома. Швод, с которым хорошо обращаются, может наградить жителей дома золотом, но если с ним плохо обращаться, он может вызвать раздоры и уйти.
  • Нанг - Нханг (от персидского слова «крокодил») был живущим в реке змеем. -монстр с способностью изменять форму, часто связанный с более традиционными армянскими драконами. Существо могло превратиться в тюленя или заманить мужчину, превратившись в женщину, а затем втянуть жертву и утопить ее, чтобы выпить ее кровь. Слово «Нханг» иногда используется в древнеармянской литературе в качестве общего термина для морского чудовища.
  • Пиатек - Пиатек - большое млекопитающее, похожее на бескрылого грифона.
  • Вишап - Дракон, тесно связанный с водой, похожий на Левиафана. Обычно его изображают в виде крылатой змеи или с сочетанием элементов разных животных. Вишап - это иранское заимствование. До иранского господства в Армении драконов, возможно, называли «гех». Возможно, были связаны с хурритами Улликумми и хеттами Иллуянкой.

Герои и легендарные монархи

Шамирам пристально смотрит на труп Ара Прекрасного (картина Вардгес Суренянц, 1899).

Эти фигуры известны в основном из постхристианских источников, но, возможно, принадлежали к дохристианской мифологии. Многие, похоже, произошли от протоиндоевропейских мифологий и религиозных традиций. Предполагается, что Айк, Ара и Арам изначально были божествами, возможно, из древнейшего армянского пантеона.

  • Ара Красивый, сын Арама. Красивый воин, убитый в войне против Семирамиды, в некоторых версиях оживший ее молитвами. Возможно, изначально олицетворение бога солнца Ар (Арев).
  • Арам, убийца гиганта Барсамин, возможно, изначально бог войны, известный как Аремиус. Отец Ара. Имя Арам, вероятно, является армянским именем, происходящим от протоиндоевропейского * rēmo-, что означает «черный». Имя связано с индуистом Рамой.
  • Хайком, легендарным праотцем армян, который возглавил успешное восстание против вавилонского царя по имени Бел. Когда Бел и его армия преследовали Айка и его людей, Айк выпустил стрелу через поле битвы, убив Белла и отпугнув его войска. Говорят, был гигантом. Возможно, изначально бог грома / бури. Приравнивается к Альди, Митра и Орион. Имя Айк может происходить от протоиндоевропейского * поти- (господин, властитель, патриарх).
  • Карапет, дохристианского армянского мифологического персонажа, отождествляемого с Иоанном Баптист после принятия армянами христианства. Карапет обычно изображается как сверкающий длинноволосый бог грома с пурпурной короной и крестом.
  • Нимрод, правнук Ноя и царь Шинар, Нимрод изображен в Библии как человек власти на земле и могучий охотник.
  • Санасар и Багдасар, два брата основали город Сасон, открывая одноименное государство. Санасар считался родоначальником нескольких поколений героев Сассуна. Говорят, что их мать забеременела чудесным образом из-за того, что выпила воду из определенного источника.
  • Саргис, герой, связанный с дохристианскими мифами, позже отождествленный с христианскими святыми, которые вынашивали то же имя. Он представлен как высокий, стройный, красивый рыцарь на белом коне. Саркис способен поднять ветер, бури и метели и обратить их против врагов.
  • Шамирам, легендарная королева Неоассирийской Империи, которая вела войну, чтобы захватить Ара
  • Ерваз и Ервант (Классический армянский : Эруаз и Эруанд), мифические близнецы, рожденные от женщины из династии Аршакидов в Армении, отличается огромными особенностями и чрезмерной чувствительностью.

Библиография

  • Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древние ближневосточные источники армянского эпоса. Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. ISBN 9780941694810.
  • Петросян, Армен (2007). «Государственный пантеон Великой Армении: древнейшие источники». Арамазд: Армянский журнал ближневосточных исследований. 2 : 174–201. ISSN 1829-1376.
  • Ахян, Степан (1982). "Les débuts de l'histoire d'Arménie et les trois fonctions ind-européennes". Revue de l'histoire des Religions. 199 (3): 251–271. doi : 10.3406 / rhr.1982.4670. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Гельцер, Генрих (1896). "Zur armenischen Götterlehre ". Berichte über die Verhandlungen der Königlich Sächsischen Gesellschaft der Wissenschaften zu Leipzig: 99–148. OCLC 665221528.
  • Abeɫian, 1975). ( История древнеармянской литературы (История древнеармянской литературы). Ереван: Армянская академия наук. (на русском языке)

См. Также

  • Портал мифологии

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 18:55:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте