Мифология инков включает множество историй и легенд, которые пытаются объяснить или символизировать верования инков.
Научные исследования показывают, что системы верований инков были интегрированы с их взглядом на космос, особенно в отношении того, как инки наблюдали движение Млечного Пути и солнечной системы, если смотреть из Куско, столицы инков, название которой означало центр Земля. С этой точки зрения их истории изображают движения созвездий, планет и планетных образований, которые все связаны с их сельскохозяйственными циклами. Это было особенно важно для инков, поскольку они полагались на циклические сельскохозяйственные сезоны, которые были связаны не только с годовыми циклами, но и с гораздо более широким циклом времени (каждые 800 лет за один раз). Такой способ учета времени был использован для обеспечения культурной передачи ключевой информации, несмотря на смену режима или социальные катастрофы.
После испанского завоевания Перу Франсиско Писарро, колониальные власти сожгли записи, хранящиеся инков. В настоящее время Гэри Уртон выдвигает теорию о том, что Quipus могла быть двоичной системой, способной записывать фонологические или логографические данные. Тем не менее, на сегодняшний день все, что известно, основано на том, что было записано священниками, из иконографии по керамике и архитектуре инков, а также из мифов и легенд, сохранившихся среди коренных народов Анд.
Манко Капак был легендарным основателем династии инков в Перу и династии Куско в Куско. Легенды и история, окружающие его, очень противоречивы, особенно те, которые касаются его правления в Куско и его происхождения. Согласно одной легенде, он был сыном Виракочи. В другом он был доставлен из глубин озера Титикака богом солнца Инти. Однако простолюдинам не разрешалось произносить имя Виракоча, что, возможно, объясняет необходимость в трех легендах об основании, а не только в одной.
Было также много мифов о Манко Капаке и его приходе к власти. В одном мифе Манко Капак и его брат Пача Камак были сыновьями бога солнца Инти. Манко Капаку поклонялись как богу огня и солнца. В другом мифе Манко Капак был отправлен с мамой Оклло (другие даже упоминают многочисленных братьев и сестер) на озеро Титикака, где они снова всплыли и поселились на острове Исла-дель-Соль. Согласно этой легенде, Манко Капак и его братья и сестры были отправлены на землю богом Солнца и вышли из пещеры Пума Орко в Пакарик Тампу с золотым посохом, называемым ‘’. Им было приказано создать Храм Солнца на том месте, где посох погрузился в землю, в честь бога солнца Инти, их отца. Во время путешествия один из братьев Манко (Аяр Качи ) был обманут, заставив вернуться в Пума Урку и запечатан внутри или, альтернативно, был превращен в лед, потому что его безрассудное и жестокое поведение разозлило племена, которыми они пытались править.. (хуака ).
Педро Сармьенто де Гамбоа писал, что примерно в 33 километрах от Куско был холм, называемый Тамботоко, где восемь мужчин и женщин возникли как настоящие инки. Это были Манко Капак, Аяр Качи и. Женщины были Мама Оклло и Мама Рауа
В другой версии этой легенды, вместо того, чтобы выйти из пещеры в Куско, братья и сестры вышли из воды озера Титикака. Поскольку это был более поздний миф о происхождении, чем миф о Пакаритамбо, он, возможно, был создан как уловка, чтобы привлечь могущественные племена аймара в лоно Тавантинсуйо.
В легенде инков Виракоча Манко Капак был сыном инка Виракоча Пакарика Тампу, который находится в 25 км (16 миль) к югу от Куско. Он и его братья (, Айар Качи, и); и сестры (Мама Оклло, Мама Рауа и Мама Кура ) жили недалеко от Куско в Пакарик Тампу и объединяли свой народ и десять айллу, с которыми они столкнулись в своих путешествиях, чтобы завоевать племена долины Куско. Эта легенда также включает в себя золотой посох, который, как считается, подарил Манко Капаку его отец. Счета разнятся, но согласно некоторым версиям легенды молодой Манко ревниво предал своих старших братьев, убил их, а затем стал Куско.
Подобно римлянам, инки позволили культурам, которые они интегрировали в свою империю, сохранить их отдельные религии. Ниже приведены некоторые из различных богов, которым поклонялись народы империи инков, многие из которых имеют перекрывающиеся обязанности и области. Если не указано иное, можно с уверенностью предположить, что им поклонялись различные аиллус или поклонялись в определенных бывших государствах.
Космология инков была упорядочена на трех пространственно-временных уровнях, или пачас. К ним относятся:
Окружающая среда и география также были неотъемлемой частью мифологии инков. Многие выдающиеся природные особенности Империи инков были связаны с важными мифами и легендами инков. Например, озеро Титикака, важный водоем на Альтиплано, было включено в мифы инков как озеро происхождения, из которого начался мир. Точно так же многие выдающиеся пики Анд играли особую роль в мифологии инков. Это отражено в мифах о горе Паксил, из которой якобы были созданы люди из кукурузных зерен, разбросанных богами. Земная среда была не единственным типом среды, который имел важное значение для мифологии. Инки часто включали звезды в легенды и мифы. Например, многим созвездиям были даны имена и они были включены в рассказы, такие как звездные образования Большой ламы и Лисы. Хотя, возможно, это не связано с одной физической особенностью как таковой, окружающий звук был чрезвычайно важен в мифологии инков. Например, в мифе о сотворении Виракоча звук голоса бога особенно важен. Кроме того, мифы передавались устно, поэтому акустика и звуки местности были важны для мифологии инков. Эти примеры демонстрируют силу окружающей среды в создании и испытании мифов инков.
Мифология служила многим целям в Империи инков. Мифологию часто можно было использовать для объяснения природных явлений или для того, чтобы дать многим жителям империи образ мышления о мире. Например, есть хорошо известный миф о происхождении, который описывает, как Империя инков возникла в ее центре в Куско. В этом мифе о происхождении четыре мужчины и женщины вышли из пещеры недалеко от Куско и начали селиться в долине Куско, к большому огорчению народа уалла, который уже населял эту землю. Хуалла утихли, выращивая кока и перец чили, которые инки ассоциировали с теми, кого считали низшими и дикими. Инки вступили в битву с Хуалла, сражаясь довольно жестоко, и в конце концов инки вышли победителями. Миф утверждает, что эти первые люди инков сажали кукурузу, основу диеты инков, в том месте, где они злобно победили хуалла. Таким образом, продолжает миф, инки стали править всей долиной Куско, прежде чем в конечном итоге завоевать большую часть Андского мира.
Создавая этот миф, инки укрепили свою власть над империей. Во-первых, ассоциируя хуалла с растениями из джунглей, миф о происхождении инков, вероятно, заставил бы слушателя подумать, что хуалла были примитивными по сравнению с высшими инками. Таким образом, поражение инков над хуалла и их предполагаемое развитие кукурузы, основанной на сельском хозяйстве, подтверждают идею о том, что инки были законными распорядителями земли, поскольку они могли сделать землю производительной и прирученной. Эти мифы подкреплялись многочисленными фестивалями и обрядами, которые отмечались по всей Империи инков. Например, были фестивали кукурузы, которые ежегодно отмечали во время сбора урожая. Во время этих праздников элита инков праздновалась вместе с кукурузой и главным божеством инков, Инти. Таким образом, миф о том, что первоначальные инки сажали кукурузу, использовался для того, чтобы связать правящую элиту инков с богами, а также представить их как приносящих урожай. Таким образом, мифы о происхождении инков использовались для оправдания элитного положения инков в пределах их обширной многонациональной империи. Внутри Империи инков инки обладали особым статусом «инков по крови», что давало им значительные привилегии перед народами, не принадлежащими к инкам. Способность инков поддерживать свою элитную позицию была немалым подвигом, учитывая, что менее пятидесяти тысяч инков могли управлять миллионами неинковских народов. Мифология была важным способом, с помощью которого инки смогли оправдать как легитимность государства инков, так и свое привилегированное положение в государстве.
Стратегическое развертывание мифологии инков не закончилось после того, как империя инков была колонизирована испанцами. Фактически, мифология инков использовалась для того, чтобы противостоять и бросить вызов авторитету испанских колониальных властей. Многие мифы инков использовались для критики безумной жадности европейского империализма. В Южной Америке европейские солдаты широко убивали и насиловали женщин и детей. Например, среди коренных жителей бывшей империи инков существуют мифы, рассказывающие истории об иностранцах, которые приходят в Анды и уничтожают ценные предметы. Одним из таких мифов является рассказ об Атокуарко среди кечуа, в котором описывается, как коренная женщина погибает в результате восстания против похотливого иностранца, который в конце концов превращается в хищную лису. Могущественные колониальные учреждения также подвергаются критике в некоторых из этих мифов, причем католическая церковь часто подвергается критике. Например, история Священника и Секстона подчеркивает лицемерие и жестокость католического священника и его бессердечное отношение к своим прихожанам из числа коренного населения. Таким образом, эти мифы показывают, что мифология инков была стратегически использована, чтобы ниспровергнуть и восстать против испанского правления в бывшей Империи инков.
Мифология инков продолжает оставаться мощной силой в современных андских сообществах. После того, как народы, когда-то входившие в состав Империи инков, получили независимость от Испании, многие из этих народов изо всех сил пытались найти подходящий миф о происхождении, чтобы поддержать легитимность своего государства. В начале двадцатого века возродился интерес к коренному наследию этих новых народов. Хотя эти ссылки на мифологию инков могут быть более откровенными, например, присутствие Инти на аргентинском флаге, другие ссылки на мифологию инков могут быть более тонкими. Например, в конце двадцатого века перуанское революционное правительство сослалось на мифы инков о Пачамаме, фигуре инков-матери-Земли, чтобы оправдать свои программы распределения земли. Кроме того, современные правительства продолжают ссылаться на бывшую империю инков, чтобы поддержать свои притязания на легитимность, вплоть до того, что есть муниципальные финансируемые ритуалы, связанные с мифологией инков, особенно в Куско и вокруг него. Сила мифологии инков находит отклик в современной политике: такие политики, как Алехандро Толедо, ссылаются на мифологию и образы инков во время своих кандидатур и пребывания в должности. Хотя Империя инков, возможно, прекратила свое существование сотни лет назад, ее яркая мифология продолжает влиять на жизнь по всей Южной Америке сегодня.
Как и другие индейские культуры, общество инков находилось под сильным влиянием местных популяций животных в качестве источников пищи, текстиля и транспорта, а также религиозных и культурных краеугольных камней.. Многие мифы и легенды об инках включают в себя или связаны исключительно с животным или смесью животных и их взаимодействием с богами, людьми или природным окружением.
Инки разводили собак для охоты и сбора мусора, но редко для религиозных целей. народ уанка, однако, имел гораздо более религиозную основу для употребления собачьего мяса, поскольку в мифологии инков Пария Кака, их бог, изображался питающимся исключительно собакой после того, как он победил другого бога, Хуаллало Каруинчо, в перестрелке. В некоторых частях Южной Америки уанка упоминается как «уанка, поедающая собак». На такое поведение поедания собак свысока смотрели в других частях империи.
Существует также город под названием Алколлакта, или «Город собак», в котором есть статуи собак, которые, как считается, олицетворяют души собак которые умерли. Люди часто копили кости и оставляли их у статуй, чтобы им было лучше в загробной жизни.
Иногда считалось, что собаки могут перемещаться между жизнью и смертью, а также видеть души мертвых. Кроме того, инки верили, что несчастные мертвые души могут навещать людей в виде черных собак. Сообщалось, что аймара в Боливии верили, что собаки связаны со смертью и инцестом. Они считали, что те, кто умирает, должны пересечь океан в загробную жизнь на ухе или на носу черной собаки. Кроме того, некоторые источники сообщают, что женщины, которые спят в одиночестве по ночам, были способны оплодотвориться от призраков, которые могли бы дать ребенка на собачьих лапах.
Несмотря на то, что на юге обитает только один вид медведей. Америка (очковый медведь, Tremarctus ornatus), история Медвежьей жены и детей - известная история среди инков. Жители Анд считали, что медведи олицетворяют сексуальные привычки мужчин и женщин, а девочек предупреждали о «изнасиловании медведем». В этой истории рассказывается о медведе, который маскируется под мужчину, который покоряет девушку и уводит ее в свою пещеру, где кормит и заботится о ней. Вскоре после этого у нее рождаются два полукруглых ребенка, полулюдей. С помощью детей трое могут сбежать из пещеры и вернуться в человеческое общество. Детей-медведей отдают городскому священнику, который несколько раз пытается убить медвежат (сбрасывая их со зданий, отправляя в дикую природу, отправляя в бой с офицерами), но способен убить только младшего медвежонка. Старший медведь преодолевает испытания и отправляется сражаться с проклятой душой, которую он побеждает и спасает от проклятия. Душа дает медведю его имущество и богатство, и теперь уже взрослый человек-медведь покидает человеческое общество как белый голубь. Эту сказку можно интерпретировать как тяжелую историю коренных американцев против латиноамериканского общества, в котором они находят их, что становится более правдоподобным, поскольку этот фольклор становится более заметным после испанского завоевания.
В дополнение к этой истории, полу-медведь Половина людей, называемых Укуку, считается единственным существом, способным приносить лед с вершины гор, поскольку они обладают интеллектом людей, но силой медведей. Клоунов укуку можно увидеть на праздниках Корпус-Кристи в Куско, где они совершают паломничество к близлежащему леднику и проводят ночь на льду в качестве инициации зрелости.
Лисы не делали этого. обычно имели хорошую репутацию среди инков или жителей Анд и считались предзнаменованием. Жертвоприношения богам включали в себя различные товары и животных, в том числе людей, но никогда не видели лисиц. Мифология инков содержит ссылки на богов, обманываемых лисами. Во время одной встречи божество Кунирая Виракоча разозлилось на лису и заявило, что «Что касается вас, то даже когда вы крадетесь и держитесь на расстоянии, люди будут полностью презирать вас и говорить:« Эта лиса - вор! ». Когда они убьют тебя, они по неосторожности выбросят тебя и твою кожу ». В других рассказах говорится, что лиса пыталась украсть луну, но луна крепко обняла лису, что привело к появлению пятен на луне. Наконец, лиса по-прежнему играет роль в нынешнем андском обществе, где вой лисы в августе воспринимается как знак удачи.
У инков были местные названия созвездий, а также межзвездных облаков. (темные туманности ) видимые из южного полушария. Лисица (Аток на кечуа) - это название одной темной туманности в Млечном Пути, и андские рассказы, в том числе инки, могут относиться скорее к темным туманностям, чем к животным.
До основания Империи инков в различных областях Перу существовало несколько других культур со своими собственными верованиями, включая культуры чавин, Паракас, Моче и Наска. Дополнительные доинкские верования можно найти в Манускрипте Уарочири, тексте 17-го века, в котором записаны мифы, культура и верования людей в провинции Уарочири в Западных Андах.