Культура Наски

редактировать
Наска
Карта, показывающая масштабы культуры Наска Область контроля и влияния Наски.
ПериодРанний средний
Даты100 г. до н.э. - 800 г. н.э.
Предшественниккультура чавин,. культура Паракас
За ним следуеткультура Вари
Фигурка женщины Наски, сделанная из кашалота зуб, панцирь и волосы

культура Наска (также Наска ) была археологической культурой, которая процветала с c. 100 г. до н.э. до 800 г. н.э. рядом с засушливым, южным побережьем Перу в долинах рек Рио-Гранде-де-Наска и долине Ика. Под сильным влиянием предшествующей культуры Паракас, которая была известна чрезвычайно сложными тканями, Наска производила множество ремесел и технологий, таких как керамика, текстиль и геоглифы.

Они известны по двум обширные строительные проекты, которые потребовали бы координации больших групп рабочих: линии Наска, огромные конструкции в пустыне, назначение которых неизвестно, и пукиос, подземные акведуки для обеспечения водой для орошения и хозяйственных нужд в засушливых районах. Несколько десятков работают и сегодня. Провинция Наска в регионе Ика была названа в честь этого народа.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Временные рамки
    • 1.2 Упадок и падение цивилизации
  • 2 Общество
    • 2.1 Социальная структура
    • 2.2 Религия
    • 2.3 Трофейные головы
  • 3 Экономика
  • 4 Искусство и технология
    • 4.1 Керамика
    • 4.2 Текстиль
    • 4.3 Линии Наски
    • 4.4 Трепанация и манипуляции с черепом
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

История

Временные рамки

Общество Наска развивалось в ранний промежуточный период и обычно делится на Прото Наска (фаза 1, 100 г. до н.э. - 1 н.э.), Ранняя Наска (фазы 2 –4, 1–450 н.э.), культуры Средней Наски (фаза 5, 450–550 гг. Н.э.) и поздней Наски (фазы 6–7, 550–750 гг. Н.э.).

Упадок и падение цивилизации

С 500 года нашей эры цивилизация начала приходить в упадок, и к 750 году нашей эры цивилизация полностью пала. Считается, что это произошло, когда Эль-Ниньо вызвало широкомасштабные разрушительные наводнения. Имеющиеся данные также свидетельствуют о том, что люди Наска, возможно, усугубили последствия этих наводнений, постепенно вырубая деревья Prosopis pallida, чтобы освободить место для выращивания кукурузы и хлопка. Эти деревья играют чрезвычайно важную роль как экологический краеугольный камень этого ландшафта: в частности, предотвращают речную и ветровую эрозию. Постепенное вырубка деревьев подвергнет ландшафт воздействию климатических изменений, таких как Эль-Ниньо, что приведет к эрозии и оставит орошение системы высокие и сухие.

Общество

Социальная структура

Раннее общество Наски состояло из местных вождеств и региональных центров власти, сформировавшихся около Кауачи, не городское церемониальное место земляных работ курганов и площадей. Ученые разработали теории, основанные на различных раскопках в Кахуачи. Они предполагают, что это место было центром ритуалов и пира, связанных с сельским хозяйством, водой и плодородием. Это могло произойти в результате ухудшения состояния окружающей среды. Возможный коллапс центра также мог быть результатом этого упадка.

Кауачи находится в нижней части и изначально был занят во время последней фазы Паракас. Он уникален среди всех других достопримечательностей Наска в регионе и является наиболее важным местом для изучения древней культуры Наски. Люди преобразовали естественные huacas (холмы) в пирамидальные курганы для церемониальных и религиозных целей.

Чаша с рыбой (Музей Виктории и Альберта )

Раскопки в Кауачи позволили археологам проникнуть в суть культуры. количество полихромной глиняной посуды, простой и модной ткани, незначительное количество золота и спондилов раковин, а также множество ритуальных принадлежностей. Остатки керамики, найденный в Кауачи, привел археологов к мнению, что это место было исключительно негородским и церемониальным по своей природе. Соотношение простой утилитарной керамики к прекрасной полихромной керамике составляло от 30% до 70%. Если это был городской центр, доля утилитарной керамики, вероятно, была бы выше. Среди найденных продуктов питания были Три сестры : кукуруза, тыква и бобы; а также арахис и немного рыбы.

Строительство в Кауачи прекратилось. Похоже, что это место было заброшено в самом конце Наски 3 / начале Наски 4. Хотя там есть Большинство ученых полагают, что прекращение церемониального использования этого места связано с панандийской засухой, поскольку существует множество возможных причин развала Кахуачи. Позже (после Кахуачи) общество Наски было структурировано таким же образом, как и раньше, но меньше внимания уделялось строительству крупных архитектурных комплексов, таких как те, что в Кахуачи.

Религия

Вероятно, связанные с засушливая и экстремальная природа окружающей среды, религиозные верования Наски основывались на сельском хозяйстве и плодородии. Большая часть произведений искусства Наски изображает могущественных богов природы, таких как мифический касатка, жнецы, мифическое змеиное существо и, наиболее распространенные из тех, кому поклоняются, антропоморфное мифическое существо. Как и в современной культуре моче, основанной на северо-западе Перу, шаманы очевидно использовали галлюциногенные препараты, например, экстракты из кактуса Сан-Педро, чтобы вызвать видения. Использование таких веществ также изображено на керамических изделиях, относящихся к Наске. В Кауачи проходили религиозные мероприятия и церемонии. Люди поклонялись богам природы, чтобы способствовать развитию сельского хозяйства.

Похороны Наски на Кладбище Чаучилла Место захоронения Наска

В это время все члены общества в окрестных деревнях мигрировали в центр и тоже участвовали в пиршествах. Неэлиты могли приобретать ценные товары, такие как модная полихромная керамика, через пиршества. В обмен на это элиты могли усилить свою политическую власть и статус, вовлекая простых людей в работу и строительство участка.

Трофейные головы

Споры о назначении трофейных голов продолжаются. в этот день, были ли они военными трофеями или предметами ритуала. Визуальные изображения обезглавливания часто ассоциируют обезглавливатели с оружием и военной одеждой, но такую ​​одежду можно было носить и в чисто церемониальных обстоятельствах.

Термин «трофейная голова» был придуман. археологом Максом Уле, который считал изображение отрубленных голов в древнем перуанском искусстве соответствующим трофеям войны. Исследователи отметили, что все головы имели одну общую модификацию - отверстие во лбу, через которое можно было прикрепить веревку, предположительно для того, чтобы отрубленную голову можно было показать или перенести. Эта деталь способствовала единому мнению, что это были трофейные головы.

Многие захоронения людей Наска известны как «частичные захоронения». Частичные захоронения обычно включают связки конечностей, тайники с отрубленными головами или тела, в которых отсутствуют некоторые части. Было обнаружено несколько захоронений, в которых голова скелета отсутствует и заменена тем, что чаще всего называют «головным сосудом». Головной кувшин представляет собой керамический сосуд с нарисованной на нем человеческой головой, а также деревьями и растениями, прорастающими из головы.

В период Средней Наски количество отрубленных голов, судя по останкам, резко возросло. В конце периода Наски это число уменьшалось, хотя практика обезглавливания оставалась популярной в этот период. Поздняя Наска иконография предполагает, что престиж лидеров общества поздней Наски был повышен благодаря успешной охоте за головами.

Экономика

Убийца китов, Культура Наски, керамика, Музей Ларко (Лима, Перу )

Проживание в Наске основывалось в основном на сельском хозяйстве. Иконография на керамике и раскопанных останках указывает на то, что люди Наска имели разнообразную диету, состоящую из кукуруза, кабачки, сладкий картофель, маниок и ачира, а также небольшое количество различных рыб. Также использовались некоторые непродовольственные культуры, такие как хлопок для текстильных изделий., кока, кактус Сан-Педро и тыквы. Последние были украшены, чтобы проиллюстрировать повседневную жизнь.

Доказательства присутствия коки в обществе можно увидеть в останках Точно так же галлюциногенный кактус Сан-Педро изображался на церемониях на нескольких полихромных горшках и мисках. Что касается животных ресурсов, то Наска сотворила мешок рифы лам и морских свинок в Кахуачи. Ламы также обычно использовались как вьючные животные, стриглись для получения шерсти и употреблялись в качестве источника мяса.

Согласно археологическим свидетельствам, когда-то в период Средней Наски, люди Наска создали система акведуков для поддержания жизни в чрезвычайно засушливой среде. Точная дата постройки puquios некоторое время обсуждалась. Датировать пукиос довольно сложно из-за материалов, использованных при их строительстве. Попытки датировать окопы также были трудными, поскольку пукиос были обнаружены при раскопках. Это разрушило ранний контекст, в котором могли быть интерпретированы их даты.

Самым многообещающим методом, используемым для их датировки, до сих пор был анализ AMS (масс-спектрометрия на ускорителе ) лак, скопившийся на камнях внутри пукиос, а также изучение закономерностей поселения в этом районе. Эти методы поместили оригинальную конструкцию пукиос в период Средней Наски, как указано выше.

Система орошения состояла из подземных каналов, известных как puquios, которые впадали в подземные воды. Каналы были врыты в горном склоне, пока они не достигли водоносных горизонтов под поверхностью. Каналы были выложены речными камнями. Они не использовали раствор, чтобы вода проходила в каналы. Воду транспортировали в оросительные каналы (acequias ) для непосредственного снабжения водой сельскохозяйственных целей, либо воду собирали в небольшие резервуары (кочас) для последующего домашнего использования. Многочисленные смотровые люки или охос (глазки) были размещены вдоль поверхности подземных каналов и работали примерно так же, как современные люки. Люди спускались в пукио, чтобы расчистить препятствия или отремонтировать.

Трудно сказать, какова длина этих подземных каналов, потому что сохранившиеся пукиос были изменены. Многие пукио слишком опасны, чтобы исследовать их под землей. Длина пукио оценивается путем измерения расстояний, пройденных между соответствующими оджо.

Многие каналы используются по сей день. Это также свидетельствует об их важности для поколений древних людей в засушливой среде. При современном использовании люди изменили пукио, чтобы использовать их более эффективно, в том числе установили моторизованные насосы. В некоторых случаях кочас облицовывают бетоном, чтобы лучше удерживать воду. Некоторые из наиболее хорошо сохранившихся каналов находятся в Cantalloc.

Arts and technology

Pottery

Double-Spout, Bridge-Handle Vessel, Бруклинский музей

Наска Культура характеризуется красивой полихромной глиняной посудой, раскрашенной как минимум 15 различными цветами. Переход от росписи смолой после обжига к росписи до обжига слип ознаменовал конец керамики в стиле Паракас и начало керамики в стиле Наска.

Использование предпусковой росписи накладок означало, что ремесленники экспериментировали, чтобы узнать, на каких накладках получаются определенные цвета. Основные формы керамики включают бутылки с двойным носиком, чаши, чашки, вазы, формы чучела и мифических существ. Археологи раскопали высоко ценимую полихромную керамику среди всех слоев общества Наска, что свидетельствует о том, что доступ к ним имела не только элита. Простолюдины могли получить эти товары через пиршества и паломничества в Кахуачи. Кроме того, возле Кауачи были обнаружены глины, соответствующие химическим характеристикам полихромной керамики, найденной по всему Южному региону Наска. Тем не менее, нет никаких существенных свидетельств производства керамики в Кахуачи. Скорее всего, это место было центром распространения керамики.

Керамика Наски последовательность была разделена на девять фаз. Визуальные изображения, найденные на керамике из Фазы 1 (также называемой Прото-Наска), включали реалистичные предметы, такие как фрукты, растения, людей и животных. Значение реализма возросло в следующих трех фазах (2, 3, 4), именуемых Монументальными фазами. Керамика этих фаз включает в себя изображения их основных предметов на ярко-красном, черном или белом фоне.

На следующем этапе, Наска 5, проводились значительные эксперименты, включая добавление лучей, завитков и других «плодоносных» прикреплений к сверхъестественным мотивам на сосудах. Фаза 5 называется переходной, поскольку она связывает изменение стиля между натурализмом фаз 2-4 и многочисленными элементами, добавленными к мотивам в фазах 6 и 7.

Сосуд с изображением лобстера, фазы III-IV

Наска 6 и 7 включают некоторые из более ранних мотивов, но также подчеркивают милитаристские мотивы, предполагая сдвиг в социальной организации. Мотивы на этих этапах включают абстрактные элементы как часть дизайна. Большое количество лучей и кисточек добавлено ко многим рисункам, особенно к тем, которые изображают мифические предметы, производя визуальное впечатление почти бесконечно умноженных элементов, впечатление, которое объясняет использование термина «плодовитый». Керамическое искусство 6-й и 7-й фаз Наски также демонстрирует влияние культуры моче северного побережья Перу.

Наконец, во время Наски 8 были введены отдельные фигуры и геометрическая иконография, которую было трудно расшифровать.. Сейчас считается, что фазы 8 и 9 относятся к среднему горизонту. Этот период был периодом перехода власти от побережья к высокогорью с появлением культуры вар около 650 г. н.э.

Наска, как и все другие доколумбовые общества в Южной Америке, включая инков, не имели системы письма, в отличие от современных майя Мезоамерики. Иконография или символы на их керамике служили средством общения. Мотивы, изображенные на керамике Наски, делятся на две основные категории: священные и профанные. Наска верили в могущественных духов природы, которые, как считалось, контролируют большинство аспектов жизни. Наска визуализировал этих духов природы в виде мифических существ, существ, обладающих сочетанием характеристик человека и животных / птиц / рыб, и рисовал их на своей глиняной посуде. Эти мифические существа включают такие разновидности, как антропоморфное мифическое существо, ужасная птица, мифический косатка, пятнистый кот, кошачий человек и лучезарное лицо.

Сцены войны, обезглавливания и ритуального использования человеческих трофейных голов

176>шаманы отражают другие аспекты культуры Наски.

Текстиль

Мантия Наска из Паракас Некрополь, 0–100 гг. Н. Э. Это дизайн «двойной рыбы» (вероятно, акулы). Бруклинский музей коллекции.

Наска также известны своими технически сложными тканями. Текстиль, скорее всего, соткали женщины на местах проживания из прядения хлопка и шерсти. Текстиль можно было изготавливать на ткацком станке. Это похоже на то, как сегодня в этом регионе ткут текстиль. Ткани с общими мотивами ткались раньше, чем они появлялись на керамике. Сухая пустыня сохранила ткани культур как Наска, так и Паракас, которые составляют большую часть того, что известно о ранних тканях в этом регионе.

Шали, платья, туники, ремни и сумки были найдены при раскопках в Кауачи и других местах. Многие ткани, связанные с культурой Наски, представляют собой предметы одежды, которые были включены в погребальный инвентарь, найденный на захоронениях. Практически каждое найденное тело обернуто (иногда частично) тканью в рамках погребального обряда. Эти ткани встречаются и при частичных захоронениях. Часто груды костей находят завернутыми в текстильную одежду. Депозиты платьев и шалей содержали как одежду высокого статуса (с перьями, росписью, вышивкой ), так и простую одежду, предполагающую разные социальные роли или обязанности.

Обширный анализ тканей из Кауачи, проведенный Мэри Фрейм, позволил узнать больше о женщинах Наска. Она отметила, что, хотя женщины редко упоминаются в археологических памятниках, у них был свободный доступ к материалам высокого статуса и право носить священные или могущественные изображения на своей одежде. Это указывало на их статус. На большой части платьев были изображены птицы с пятнистыми телами, двуглавые змеиные фигуры и антропоморфные фигуры.

Линии Наски

«Собака» с воздуха

геоглифы Наски или «Линии Наски » представляют собой серию геометрических фигур в милях линий и больших рисунков животных (некоторые размером с футбольное поле), построенных на дне пустыни в регионе Наска. Возникло много теорий о великих геоглифах. Считается, что они создавались большими скоординированными рабочими группами из множества людей в течение длительного периода времени, что указывает на сложную культуру, которая могла бы организовать такие проекты. Исследователи продемонстрировали методы, чтобы изучить, как это было сделано.

Протянув веревку между двумя столбами и убрав красные камешки с поверхности пустыни вдоль веревки, можно было построить веревку. Контраст красной гальки пустыни и более светлой земли под ней сделает линии видимыми с большой высоты. Из-за упрощенной конструкции геоглифов регулярное количество осадков могло бы легко стереть рисунки, но сухая пустынная среда сохраняла линии в течение сотен лет.

Назначение строк продолжает обсуждаться. Некоторые исследователи предполагают, что они были созданы для того, чтобы боги смотрели на них сверху, в то время как другие предполагают, что это был своего рода календарь с астрономическими выравниваниями, которые помогли бы сажать и собирать урожай. Другие думали, что линии были тропами для важных церемониальных процессий. Линии изучались специалистами нескольких дисциплин. Антропологи, археологи и астрономы изучили эти линии, но не нашли убедительных доказательств в пользу какой-либо теории относительно цели.

Трепанация и манипуляции с черепом

Трепанация Это была примитивная операция на черепе, которую использовали Наска для снятия давления на мозг после боевых ран или в ритуальных целях. Это влечет за собой удаление одного или нескольких участков кости из черепа (пока человек еще жив). Доказательства трепанации были обнаружены при анализе раскопанных черепов. На некоторых черепах есть признаки заживления, свидетельствующие о том, что человек пережил операцию.

Удлиненные черепа, возникшие в результате манипуляций с черепом, также были замечены при раскопках в Кахуачи. Этот эффект был достигнут путем привязки подушки ко лбу младенца и доски к затылку. Археологи могут только предполагать, почему это было сделано с некоторыми черепами. Несколько теорий предполагают, что манипуляции с черепами создали этническую идентичность, сформировали человека в социальное существо или могли проиллюстрировать социальный статус.

Некоторые исторические индейские культуры Северной Америки также практиковали такую ​​форму черепа, например 73>Снейк, Коулитц и Чинуки народы, большинство из которых жили к западу от реки Колумбия на северо-западе Тихого океана. Они были неофициально известны как народы плоскоголовых.

Главный трофей культуры Наска. Изображение воина, держащего трофейную голову.

Ссылки

Библиография

  • Местные различия и временные различия в керамике Наска Дональда А. Пру (1968) Калифорнийский университет Press
  • Инки и их предки: археология Перу Майкла Э. Мозли. 1992.
  • Кауачи в древнем мире Наска Сильверман, Хелайн. Университет Айовы Пресс. Айова-Сити. 1993.
  • «Археологическая идентификация древнего перуанского паломнического центра» Хелайн Сильверман, World Archeology 26, вып. 1 (июнь 1994): 1–18
  • «Паракас в Наске: новые данные о заселении раннего горизонта водосбора Рио-Гранде, Перу» Сильверман, Хелайн. (1994) Latin American Antiquity, Vol. 5, No. 4, pp. 359–382.
  • Раннее рукоделие Наски Алана Р. (1996) Сойера Лоуренса Кинга. ISBN 1-85669-088-1
  • Der Nasca-Ikonenkomplex: Seine Mistischen Gestalten und ihre Entwicklung, erschlossen aus den Darstellungen gegenständlicher Bildwerke / Nasca Iconography. Его мифические образы и их эволюция, основанные на живописных работах Кристиан Кладос, диссертация, Свободный университет Берлина
  • Наска Хелайн Сильверман и Дональда А. Пру. Издательство Blackwell. Мальден. 2002.
  • Древнее поселение и общество Наска, Хелайн Сильверман (2002) University of Iowa Press
  • Ирригация и общество в перуанской пустыне: Пукиос Наска, Кэтрин Х. Шрайбер, Хосу Ланчо Рохас, Lexington Books, Лэнхэм, Мэриленд, 2003 г., ISBN 978-0739106419
  • «Во что были одеты женщины» Мэри Фрейм, журнал Textile Museum Journal (2003/04), том 42-43: 13–53
  • «Домашние хозяйства, ремесла и пиршества в древних Андах: деревенский контекст раннего потребления ремесел наска» Кевина Дж. Вона, Латиноамериканская древность (2004), том 15, №. 1: 61–88
  • «Образцы захоронения и социально-политическая организация в обществе Наска 5» Уильяма Харриса и Хелайн Сильверман, Андская археология III (2006), Том 3: 374–400
  • » Композиционный взгляд на происхождение культа Наска в Кауачи »Кевин Дж. Вон, Журнал археологической науки (2007), том 34, выпуск 5: 814–822
  • Древний мир Наска Новые открытия от науки ан d «Археология» Роза Ласапонара, Никола Масини, Джузеппе Орецичи, Springer International Publishing, 2016, doi : 10.1007 / 978-3-319-47052 -8

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с культурой Наски.
Последняя правка сделана 2021-05-31 13:07:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте