Виракоча

редактировать
Божество-создатель в мифологии инков

Виракоча
Великий бог-создатель в мифологии инков
Viracocha.jpg из Узники Солнце от Hergé
Offspring(согласно некоторым легендам) Инти, Мама Килла, Пачамама

Виракоча - великое божество-создатель в доинкской и инкской мифологии в регионе Анд в Южной Америке. Полное имя и некоторые варианты написания: Wiracocha, Apu Qun Tiqsi Wiraqutra и Con-Tici (также пишется Kon-Tiki, источник названия плота Тура Хейердала ). Виракоча был одним из самых важных божеств в пантеоне инков и рассматривался как создатель всего сущего, или субстанция, из которой все создано, и тесно связанная с морем.

Виракоча создал вселенную, солнце, луну и звезды, время (приказав солнцу двигаться по небу) и саму цивилизацию. Виракоча почиталась как бог солнца и бурь. Он изображался носящим солнце вместо короны, с молниями в руках и слезами, спускающимися из его глаз, как дождь. В соответствии с космогонией инков, Виракоча может быть отождествлен с Сатурном, «старым богом», создателем времени или «deus faber» (создателем богов), соответствующим видимой планете с самым длинным оборотом вокруг

Содержание

  • 1 Космогония согласно испанским источникам
  • 2 Этимология
  • 3 Споры по поводу «Белого Бога»
  • 4 Представление Виракочана или Тунупа в Ольянтайтамбо
  • 5 Обращение в христианство
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки

Космогония согласно испанским источникам

Согласно мифу, записанному Хуаном де Бетансосом, Виракоча поднялся из озера Титикака (или иногда пещера Пакарик Тампу ) во время тьмы, чтобы извергать свет. Он создал солнце, луну и звезды. Он создал человечество, вдыхая камни, но его первым творением были безмозглые гиганты, которые ему не нравились. Поэтому он разрушил его наводнением и сделал новый, лучший из более мелких камней.

Виракоча в конце концов исчез за Тихим океаном (пройдя по воде) и больше не вернулся. Он бродил по земле под видом нищего, обучая свои новые творения основам цивилизации, а также творив многочисленные чудеса. Он заплакал, когда увидел бедственное положение созданных им созданий. Считалось, что Виракоча снова появится в трудные времена. Педро Сармьенто де Гамбоа писал, что Виракоча описывался как «человек среднего роста, белый, одетый в белую одежду, похожую на alb, закрепленную на талии, и что он нес посох и книга в его руках. "

В одной легенде у него был один сын, Инти, и две дочери, Мама Килла и Пачамама. В этой легенде он уничтожил людей вокруг озера Титикака с помощью Великого Потопа, названного Уну Пачакути, который длился 60 дней и 60 ночей, сохранив двоих, чтобы принести цивилизацию остальному миру. Эти два существа: Манко Капак, сын Инти (иногда его называют сыном Виракоча), имя которого означает «великолепное основание», и Мама Укллу, что означает «материнское плодородие». ". Эти двое основали цивилизацию инков, неся золотой посох, называемый тапак-яури. Согласно другой легенде, он стал отцом первых восьми цивилизованных людей. В некоторых рассказах у него есть жена по имени Мама Куча.

В другой легенде у Виракочи было два сына, Имахмана Виракоча и Токапо Виракоча. После Великого Потопа и Сотворения мира Виракоча послал своих сыновей посетить племена на северо-востоке и северо-западе, чтобы определить, соблюдают ли они по-прежнему его заповеди. Виракоча отправился на север. Во время своего путешествия Имаймана и Токапо дали имена всем деревьям, цветам, фруктам и травам. Они также учили племена, какие из них съедобны, какие обладают лечебными свойствами, а какие ядовиты. В конце концов, Виракоча, Токапо и Имахмана прибыли в Куско (в современном Перу) и на побережье Тихого океана, где они пошли по воде, пока не исчезли. Слово «Виракоча» буквально означает «морская пена».

Этимология

Tiqsi Huiracocha может иметь несколько значений. В языках кечуа tiqsi означает фундамент или основание, wira означает жир, а qucha означает озеро, море или резервуар. Многие эпитеты Виракоча включают великий, всезнающий, могущественный и т. Д. Некоторые люди утверждают, что Виракуча может означать «жир (или пена) моря».

Однако лингвистические, исторические и археологические данные предполагают, что это имя могло быть заимствованным из аймара вила кута (wila «кровь»; кута «озеро») из-за жертвоприношений верблюдов, которые совершались на озере Титикака в доинкских андских культурах, которые говорили на аймаре. Виракоча часто упоминается как повелитель «Тунуупа», который как в кечуа, так и в аймаре имеет явное происхождение от «туну» - мельница или центральный опорный столб разворота и «упа» = носитель, тот, кто несет. Таким образом, «Тунуупа» или «Тунупа» можно прочитать как «носитель мельницы», в то время как в Старом Свете мельница или жернов символизирует время и создание времени или «дела, которые создают цивилизацию». Таким образом, этот эпитет Виракоча хорошо согласуется с ассимиляцией Виракочи как Сатурна, что согласуется с космогонией инков (см. Главу 4).

Споры о «Белом Боге»

Первые испанские летописцы 16 века не упоминали о какой-либо идентификации с Виракочей. Первым, кто сделал это, был Педро Сьеса де Леон в 1553 году. Подобные отчеты испанских летописцев (например, Хуан де Бетансос ) описывают Виракочу как «белого бога», часто с бородой. Однако белизна Виракочи не упоминается в местных аутентичных легендах инков, и поэтому большинство современных ученых считали историю о «белом боге» испанским изобретением после завоевания.

Керамические сосуды Моче с изображением бородатых мужчин

Подобно богу инков Виракоча, ацтекскому богу Кецалькоатлю и нескольким другим божествам из пантеонов Центральной и Южной Америки, например богу Муиска Бочица описывается в легендах как бородатый. Борода, которая когда-то считалась признаком доисторического европейского влияния, быстро подпитывалась и украшалась духами колониальной эпохи, имела свое единственное значение в континентальной островной культуре Мезоамерики. Anales de Cuauhtitlan - очень важный ранний источник, который особенно ценен тем, что изначально был написан на науатле. В «Аналес де Куаутитлан» описан наряд Кецалькоатля в Туле:

Он сразу же сделал ему свою зеленую маску; он взял красный цвет, которым покраснел губы; он взял желтый цвет, чтобы сделать фасад; и сделал клыки; продолжая, он сделал свою бороду из перьев...

В этой цитате борода представлена ​​как украшение из перьев, которое удобно сочетается с академическими впечатлениями от мезоамериканского искусства. История, однако, не упоминает, имел ли Виракоча волосы на лице или нет, с целью наделить его маской и символической пернатой бородой, чтобы скрыть его неприглядный вид, потому что, как сказал Виракоча, «если бы мои подданные когда-либо увидели меня, они бы убегай!" Хотя описания внешнего вида Виракоча открыты для интерпретации, мужчины с бородой часто изображались перуанской культурой моче в своей знаменитой керамике задолго до прибытия испанцев. Современные сторонники таких теорий, как доколумбовая европейская миграция в Перу, ссылаются на эту бородатую керамику и бороду Виракоча как на свидетельство раннего присутствия неамериканских индейцев в Перу. Хотя у большинства индейцев нет густой бороды, есть группы, в которых, как сообщается, были бородатые люди, такие как народ аче из Парагвая, у которых также светлая кожа, но которые, как известно, не есть какие-либо примеси с европейцами и африканцами. Когда в 1776 году европейцы впервые связались с южными пайютами, в отчете отцов Сильвестра Велеса де Эскаланте и Франсиско Атанасио Домингеса отмечалось, что «некоторые из мужчин густые бороды и считались внешне больше похожими на испанских мужчин, чем на коренных американцев ".

Изображение Виракочана или Тунупа в Ольянтайтамбо

Каменное лицо Виракочана или Тунупа в Ольянтайтамбо

A изображение посланника Виракоча по имени Виракочан или Тунупа показано в небольшой деревне Оллантайтамбо на юге Перу. Оллантайтамбо, расположенный в регионе Куско, образует цепочку небольших деревень вдоль долины Урубамба. Известный как Священная долина, он был важным оплотом Империи инков. Напротив древних руин инков Оллантайтамбо на скале Серро Пинкуиллуна находится 140-метровая фигура Виракочана. Сердитое лицо его лица состоит из углублений, образующих глаза и рот, а выступающий резной камень обозначает нос. Руины инков, построенные на вершине лица, также считаются короной на его голове. Художники запомнили лицо скалы также густой бородой и большим мешком на плечах.

Изображение Виракоча / Тунупы в Оллантайтамбо было выделено среди других Фернандо и Эдгаром Элорриета Салазаром. Виракочан, пилигрим-проповедник знания, властелин времени, описывается как человек, обладающий сверхчеловеческой силой, бородатый высокий мужчина, одетый как священник или астроном.

Обращение в христианство

Испанские ученые и летописцы дают много идей относительно личности Виракочи.

  1. Бартоломе де лас Касас утверждает, что виракоча означает «создатель всего»
  2. Хуан де Бетансос подтверждает сказанное выше, говоря, что «мы можем сказать, что Виракоча - это Бог»
  3. Поло, Сармьенто де Гамбоа, Блас Валера и Акоста - все ссылаются на Виракочу как на создателя
  4. Гуаман Пома, местный летописец, считает термин «виракоча» эквивалентным к «создателю»

Другие авторы, такие как Гарсиласо де ла Вега, Бетансос и Педро де Кирога, считают, что Виракоча не было первоначальным именем «Бога» для инков. Согласно Гарсиласо, имя Бога на языке инков было «Пачамама », а не Виракоча. Тем не менее, испанские переводчики обычно приписывали Виракочу личность верховного творца в первые годы колонизации.

Согласно Антуанетте Молиние Фиораванти, испанские священнослужители начали приравнивать «Бога творения» к Виракоче в попытке бороться с ним. политеистическое поклонение инков, которое, по их мнению, было идолопоклонством. Существование «верховного Бога» с точки зрения инков использовалось духовенством для демонстрации того, что откровение единого универсального Бога было «естественным» для человеческого состояния.

Христианские ученые, такие как Августин Гиппопотам и Фома Аквинский считали, что философы всех народов узнали о существовании верховного Бога. Тем не менее средневековая европейская философия считала, что без помощи откровения никто не мог полностью понять такие великие истины, как природа «Троицы».

Решение использовать термин «Бог» вместо « Виракоча »рассматривается как первый шаг в евангелизации инков. Обоснование этой стратегии включает тот факт, что, вероятно, было трудно объяснить христианскую идею «Бога» инкам, которые не смогли понять эту концепцию. Кроме того, замена ссылки на Виракочу словом «Бог» способствовала замене местной концепции божественности христианским богословием.

См. Также

Викиисточник содержит текст 1905 года New International Энциклопедия статья "Виракоча ".
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Виракочей.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-18 14:21:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте