Царство Четырех частей. Тавантинсуйу (кечуа ) | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1438 –1533 | |||||||||||||||||||
Реконструированное знамя Сапа инков | |||||||||||||||||||
Империя инков в наивысшей степени ок. 1525 | |||||||||||||||||||
Столица | Куско. (1438–1533) | ||||||||||||||||||
Официальные языки | Кечуа | ||||||||||||||||||
Общие языки | аймара, пукина, джаки семья, мучик и множество более мелких языков. | ||||||||||||||||||
религия | Религия инков | ||||||||||||||||||
Правительство | Божественное, абсолютная монархия | ||||||||||||||||||
Сапа Инка | |||||||||||||||||||
• 1438–1471 | Пачакути | ||||||||||||||||||
• 1471–1493 | Тупак Инка Юпанки | ||||||||||||||||||
• 1493–1527 | Уайна Капак | ||||||||||||||||||
• 1527–1532 | Уаскар | ||||||||||||||||||
• 1532–1533 | Атауальпа | ||||||||||||||||||
Историческая эпоха | Доколумбовая эпоха | ||||||||||||||||||
• Пачакути создал Тавантинсуйу | 1438 | ||||||||||||||||||
• Гражданскую войну между Хуаскаром и Атауальпой | 1529–1532 гг. | ||||||||||||||||||
• испанским завоеванием во главе с Франсиско Писарро | 1533 | ||||||||||||||||||
• Конец последнего сопротивления инков | 1572 | ||||||||||||||||||
Площадь | |||||||||||||||||||
1527 | 2,000,000 км (770,000 кв. Миль) | ||||||||||||||||||
Население | |||||||||||||||||||
• 1527 | 10,000,000 | ||||||||||||||||||
|
Империя инков (кечуа : Тавантинсую, букв. «Четыре региона»), такжеизвестный как Империя инков и Империя инков, была крупнейшей империей в доколумбовой Америке. Административный, политический и военный центр империи находился в городе Куско. Цивилизация инков возникла в перуанском нагорье где-то в начале 13 века. Его последний оплот был завоеван испанцами в 1572 году.
С 1438 по 1533 год инки включали большую часть западной Южной Америки, с использованием завоеваний имирной ассимиляции среди других методов. В своих наивысших масштабах империя объединяла Перу, запад Эквадор, запад и юг центральной части Боливию, северо- Аргентину, большая часть того, что сегодня является Чили, и самая юго-западная оконечность Колумбии в стране, сопоставимое с историческими империями Евразии. Официальным языком был кечуа. Многие местные формы поклонения сохранялись в империи их большого касалосьместного хуакаса, но руководство инков подвергалось поклонение солнцу инти - бог солнца - и установил свою власть над другими культами, как такими Пачамама. Инки считали своего короля, Сапа Инку, «сыном солнца».
Империя инков была необычной тем, что в ней отсутствовали многие черты, связанные с цивилизацией Старый Свет. Антрополог Гордон МакЭван писал, что:
Инки не использовали колесные средства передвижения. Им не хваталоживотных для верховой езды и тягловых животных, которые могли тянуть повозки и плуги... [Они] не знали железа и стали... Прежде всего, у них не было системы письма... Несмотря на эти предполагаемые недостатки, инки были до сих пор в состоянии построить одно из величайших имперских государств в истории человечества.
— Гордон МакЭван, Инки: новые перспективыИзвестные особенности Империи инков ее включает монументальную обширную каменную кладку, дорожную сеть, охватывающуювсе уголки империи, тонкотканые ткани, использование завязанных узлов (quipu ) для ведения документации и коммуникации, сельскохозяйственные инновации в сложных условиях, а также организация и руководство, наполняемые или навязываемые людям и их труд, работа.
Экономика инков описывалась учеными противоречиво:
... феодальная, рабская, социалистическая (здесь можно выбирать между социалистическим раем или социалистической тиранией)
— Даррелл Э. Ла Лоун, Инки какнерыночная экономика: управляемое предложение против предложения и спросаИмперия инков функционировала в основном без денег и рынков. Вместо этого обменми товаров и услуг был основан на взаимности между отдельными людьми, а также отдельными правителями инков. «Налоги» состояли из трудового обязательства человека перед Империей. Правители инков (которые теоретически владели всеми продуктами производства) отвечали взаимностью, предоставляя доступ к своим продуктам питания и напиткам наподданных.
Инки называли свою империю Тавантинсуйу, «четыре суйю». В кечуа тава - это четыре, а -ntin - это суффикс, обозначающий группу, так что тавантин - это квартет, группа из четырех вещей, взятых вместе, в данном случае четыре суйю («области» или «провинции» »» »), Углы сходились в столице. Четыре суйю были: Чинчайсую (север), Антисую (восток; джунгли Амазонки), Кулласую (юг) и Кунтисую (запад). Такимобразом, имя Тавантинсуйу было описательным термином, обозначающим союз провинций. Испанские транслитерировали имя как Тауатинсуйо или Тауатинсуйу.
Термин инка правительства «правительства» или «господин» на языке кечуа и использовался для обозначения правящего класса или правящей семьи. Инки составляли очень небольшой процент от общей численности населения империи, вероятно, численностью от 15 000 до 40 000, но правили населением около 10 миллионов человек. Испанцы приняли этот термин (транслитерированный как инка на испанском языке) как этнический термин, относящийся ко всем подданным империи, а не просто к правящему классу. Таким образом, название Imperio inca («Империя инков») относится к нации, с которой они столкнулись и проявоевали.
Империя инков была последней главой тысячелетий андских цивилизаций. Андская цивилизация была одной из пяти цивилизаций в мире, которые считали "первозданными", то есть коренными и непроизводными от других цивилизаций.
Империи инков предшествовали две крупномасштабные империи в Андах. : Тиуанако (ок. 300–1100 гг. Н. Э.), Расположенный вокруг озера Титикака, и Вари или Уари (ок. 600–1100 гг.... н. э.) с около центра город Аякучо. Вари занимали территорию Куско около 400 лет. Таким образом, многие характеристики инков произошли от более ранних многоэтнических и экспансивных андских культур.
Карл Тролль утверждал, чторазвитие государства инков в центральных Андах способствовали условиям, которые позволяли разработать основные продукты питания чуньо. Чуньо который можно хранить в течение длительного времени, высушенный при отрицательных температурах, обычный в ночное время в южных перуанских высокогорьях. Такая связь между средствами инков и чуньо может быть поставлена под сомнение, поскольку картофель и другие культуры, такие как кукуруза, также можно сушить только насолнце. Тролль также утверждал, что ламы, вьючное животное инков, можно найти в наибольшем количестве именно в этом же регионе. Стоит учесть, что максимальная протяженность инкованной соответствует наибольшей протяженности лам и альпак в доиспанской Америке. Связь между андскими биомами из пуна и парамо, скотоводством и обеспечение инков является предметом исследования. В качестве третьего пункта Тролль указатель на выгодную для государственногостроительства инков. В то время как Тролль теоретизировал влияние окружающей среды на Империю инков, он выступал против экологического детерминизма, утверждая, что культура лежит в основе цивилизации инков.
Люди инков были пастырским племенем в Куско около 12 века. Перуанская устная история рассказывает историю происхождения трех пещер. Центральная пещера в Тампу Туку (Тамбо Токко) быланазвана Кхапак Туку («основная ниша», также пишется как Капак Токко). Другими пещерами были Марас Туку (Марас Токко) и Сутик Туку (Сутик Токко). Четыре брата и четыре сестры вышли из средней пещеры. Это были: Аяр Манко, Аяр Качи, Аяр Аука (Айар Аука) и Аяр Учу; и Мама Оклло, Мама Рауа, Мама Уако и Мама Кура (Мама Кора). Из боковых пещер вышли люди, которые должны быть предками всех кланов инков.
Манко Капак, Первый инка, 1 из 14 портретов королейинков, вероятно, середина 18 века. Масло на холсте. Бруклинский музейАяр Манко нес волшебный посох, сделанный из лучшего золота. Там, где приземлится этот посох, будут жить люди. Путешествовали они долго. По дороге Аяр Качи хвастался своей силой и мощью. Его братья и сестры обманом заставили его вернуться в пещеру за священной ламой. Когда он вошел в пещеру, они заперли его внутри, чтобы избавиться от него.
Аяр Учу решил остаться на вершине пещеры, чтобы наблюдать залюдьми инков. В ту минуту, когда он это объявил, он обратился в камень. Они построили храм вокруг камня, и он стал священным объектом. Аяр Аука устал от всего этого и решил путешествовать один. Остались только Аяр Манко и его четыре сестры.
Наконец они достигли Куско. Посох погрузился в землю. До их приезда мама Оклло уже родила Аяру Манко ребенка, Синчи Рока. Люди, которые уже живут в Куско, боролись, чтобы сохранить свою землю, но мама Huaca был бойцом. Когда враг атаковал,она бросила свои болы (несколько связанных вместе камней, которые вращались в воздухе при броске) в солдата (гуалла) и мгновенноила его. Остальные испугались и убежали.
После этого Аяр Манко стал известен как Манко Капак, основатель инков. Говорят, что он и его сестры построили первые дома инков в долине собственными руками. Когда пришло время, Манко Капак превратился в камень, как и его братья до него. Его сын, Синчи Рока, стал вторым императором инков.
Под руководством Манко Капака инки сформировали небольшой город - штат Королевство Куско (Quechua Qusqu ', Qosqo). В 1438 году они начали широкомасштабную экспансию под командованием Сапа Инки (верховного лидера) Пачакути-Куси Юпанки, имя которого означало «сотрясатель земли». Имя Пачакути было дано ему после того, как он завоевал Племя Чанка (современный Апуримак ). Во время его правления он и егосын Тупак Юпанки передали большую часть современной территории Перу под контроль инков.
Пачакути реорганизовал королевство Куско в Тахуантинсуйу, который состоял из центрального правительства во главе с инками и четырех провинциальных правительств с сильными лидерами: Чинчасуйу (Северо-Запад), Антисуйу (NE), Кунтисуйу (ЮВ) и Кулласую (ЮВ). Считается, что Пачакути построил Мачу-Пикчу либо как семейный дом, либо как летнее убежище,хотя, возможно, это была сельскохозяйственная станция.
Пачакути послал шпионов в регионы, которые он хотел в своей империи, и они принесли ему отчеты о политических организациях, военных мощи и богатстве. Затем он отправил послания их лидерам, предлагая преимущества в качестве высококачественных тканей, и обещая преимущества в качестве материально богаче как его подданные.
Большинство приняло правление инков как факт свершившийся и мирно уступило. Отказ принятьправление инков привело к военному завоеванию. После завоевания местных правителей были казнены. Детей правителя привезли в Куско, чтобы они узнали об административных системах инков, а затем вернулись, чтобы править своими родными землями. Это позволяет инкам приобщить их к знати инков и, если повезет, выдать своих дочерей замуж в семьи в разных уголках империи.
Традиционно армией руководил сын правителя инков. Сын Пачакути Тупак Инка Юпанки начал завоевания на севере в 1463 году и продолжил их в качестве правителя инков после смерти Пачакути в 1471 году. Самым важным завоеванием Тупака Инки было Королевство Чимор, единственное владение инков. серьезный соперник для перуанского побережья. Империя Тупака Инки затем простиралась на север до современного Эквадора и Колумбии.
Сын Тупака Инки Уайна Капак добавил небольшой участок земли к северу в современном Эквадоре.. На пике своего развития империяинковла включает Перу, запад и юг центральной части Боливии, юго-запад Эквадор и большую часть того, что сегодня Чили, к северу от реки Мауле. Традиционная историография утверждает, что продвижение на юг остановилось после битвы при Мауле, где они встретили решающее сопротивление со стороны мапуче. Этой точкой зрения оспаривает историк Освальдо Силва, который вместо этого утверждает, что именно социальные и политические рамкимапуче представляли основную трудность при установлении имперского правления. Сильва признает, что при Мауле зашла в тупик, но утверждает, что у инков не было стимулов для завоеваний, которые у них были во время борьбы с более сложными обществами, такими как Империя Чиму. Сильва также оспаривает дату, указанную в традиционной историографии для битвы: конец 15 века во время правления Топа Инка Юпанки (1471–93). Вместо этого он помещает его в 1532 г. во время Гражданской войныинков. Тем не менее, Сильва соглашается с утверждением, что основная часть завоеваний инков произошла в конце 15 века. Во время Гражданской войны инков, согласно Диего де Росалес, армия инков подавляла восстание между диагуитами из Копьяпо и Кокимбо.
Империя в бассейн Амазонки около реки Чинчипе был остановлен Шуар в 1527 году. Империя простиралась на углы Аргентины и Колумбия. Однако большая часть южной части империи инков,называемой Кулласуйю, находилась в Альтиплано.
. Империя инков была объединением языков, культур и народов. Не все компоненты империи были одинаково лояльными. В империю в целом была экономика, основанная на обмене и налогообложении роскоши и рабочей силы. Следующая цитата содержит метод налогообложения:
Ибо, как хорошо известно, ни одна деревня на высокогорье или равнине не уплатила дань, взимаемую с ней теми, кто отвечал за эти вопросы. Были даже провинции, где, когда туземцыутверждали, они не могли платить свои дань, инка приказала, чтобы были способы обучения через четыре месяца, чтобы были способы обучения инков и приучают их платить дань.
испанский конкистадоры во главе с Франсиско Писарро и его братья исследовали юг от современной Панамы, достигнув территории инков к 1526 году. Было ясно,что они достигли богатой земли с перспективой большого сокровища, и после очередной экспедиции в 1529 году Писарро отправился в Испанию и получил королевское разрешение завоевать регион и стать его наместником. Это одобрено было получено в следующем цитате: «В июле 1529 года королева Испании подписывающую хартию, позволяющую Писарро завоевать инков. Писарро был назначен губернатором и капитаном всех завоеваний в Перу или Новой Кастилии., как испанцы теперь называли эту землю ».
Когда конкистадоры вернулись в Перу в 1532 году, за престолонаследие между сыновьями Сапа Инка Уайна Капак, Хуаскар и Атауальпа, а также волнения среди недавно завоеванных территорий ослабили империю. Что еще более важно, оспа, грипп, сыпной тиф и корь распространились из Америки.
Войска под предводительством Писарро состояли из 168 человек, одной пушки и 27 лошадей. Конкистадоры использовали копья, аркебузы, стальную броню и длинные мечи. В отличие от этого, инки использовали оружие, сделанное из камня, меди и бронзы, броню на основе альпаки использовали, что поставило их в невыгодное технологическое положение - ни одно из их оружия не могло пробить испанскую стальную броню. Кроме того, из-за отсутствия лошадей в Америке инки не разработали тактику борьбы с кавалерией. Тем не менее, инки по-прежнему были эффективными воинами, имея возможность успешно сражаться с мапуче, которые позже стратегически победили испанцев по мере расширения их дальше на юг..
Первым столкновением инков и испанцев была битва при Пуне, недалеко от современного Гуаякиля, Эквадор, на побережье Тихого океана; Затем Писарро основал город Пьюра в июле 1532 года. Эрнандо де Сото был отправлен вглубь страны, чтобы исследовать внутренние районы, и вернулся с приглашением с инкой Атауальпа, который победил своего брата. во времягражданской войны и отдыхал в Кахамарке со своей армией в 80 000 человек, которая в тот момент вооружена только охотничьими орудиями (ножами и арканами для охоты на лам).
Писарро и некоторые из его людей, в первую очередь монах по имени Винсенте де Вальверде, встретились с инкой, который привел с собой лишь небольшую свиту. Инки предложили им церемониальную чичу в золотой чаше, которую испанцы отвергли. Переводчик с испанского, монах Винсенте, прочитал «Requerimiento », в котором он и его империя требовали, чтобы он и его империя признали правление короля Испании Карла I и обратились в христианство. Атауальпа отклонил сообщение и попросил их уйти. После этого испанцы начали свою атаку на почти безоружных инков, захватили Атауальпу в заложники и вынудили инков сотрудничать.
Атауальпа использует испанцам достаточно золота, чтобы заполнить комнату, в которой он был заключен, и вдвое больше серебра. Инкавыполнила этот выкуп, но Писарро обманул их, отказавшись освободить инку. Во время заключения Атауальпы Хуаскар был убит в другом месте. Испанцы утверждали, что это было по приказу Атауальпы; это было использовано в качестве одного из обвинений против Атауальпы, когда испанцы, наконец, казнили его в августе 1533 года.
Хотя «поражение» часто подразумевает вредные потери в битве, большая часть элиты инков «на самом деле приветствовала испанских захватчиков. как освободители и добровольнопоселились с ними, чтобы разделить правление андских фермеров и шахтеров ».
Испанцы установили брата Атауальпы Манко Инка Юпанки в силе; Некоторое время Манко сотрудничал с испанцами, пока они боролись, чтобы усилить сопротивление на севере. Между тем, партнер Писарро, Диего деАльмагро, попытался потребовать Куско. Манко попытался использовать эту внутспанскую вражду в своих интересах, отвоевав Куско в 1536 году, но испанцы снова захватили город. Затем Манко Инка отступил в горы Вилькабамба и основал небольшое государство не-инков, где он и его преемники правили еще 36 лет, иногда совершая набеги на испанцев или подстрекая к ним восстания.. В 1572 году последняя цитадель инков была завоевана, последний правитель Тупак Амару, сын Манко,был схвачен и казнен. Это положило конец сопротивлению испанскому завоеванию под политическим властью государства инков.
После падения Империи инков многие аспекты культуры инков были систематически уничтожены, включая их сложную систему земледелия, известную как модель сельского хозяйства вертикального архипелага. Испанские колониальные власти использовали систему труда инков mita барщин в колониальных целях, иногда жестоко. По одному члену каждой семьизаставляли работать на золотых и серебряных рудниках, главным из которых был рудник титанового серебра в Потоси. Когда член семьи умирал, что обычно происходило в течение года или двух, от семьи требовалось прислать замену.
Последствия оспы для империи инков были еще более разрушительными. Начиная с Колумбии, оспа быстро распространилась до того, как испанские захватчики впервые в империю. Распространению, вероятно, способна эффективная система дорог инков.Оспа была лишь первой эпидемией. Другие болезни, в том числе вероятная вспышка тифа в 1546 году, грипп и оспа вместе в 1558 году, снова оспа в 1589 году, дифтерия в 1614 году., и корь в 1618 году опустошили народ инков.
Число людей, населявших Тавантинсую на пике своего развития, является неопределенным, по оценкам от 4 до 37 миллионов. По большинству оценок численность населения находится в диапазоне от 6 до14 миллионов человек. Несмотря на то, что инки превосходные записи переписи, используя свои кипу, знания о том, как их читать, были утеряны, поскольку почти все вышли из употребления и со временем распались или были уничтожены испанцами.
Империя была чрезвычайно разнообразной в языковом отношении. Некоторые из наиболее важных языков были кечуа, аймара, пукина и мочика, соответственно, на в основном говорят в Центральных Андах,<которых 122>Альтиплано или (Кулласую ), южное перуанское побережье (Кунтисую ) и район северного перуанского побережья (Чинчайсую ) около Чан Чан, сегодня Трухильо. Другие языки включали квиннам, джакару, леко, языки уру-чипая, кунза, хумауака, Какан, Мапудунгун, Калл, Чачапойя, языки Катакао, Манта и языки барбако, а также многиеамазонские языки в приграничных регионах. Точная лингвистическая топография доколумбовых и ранних колониальных остается не совсем понятной из-за исчезновения языков и утрат исторических записей.
Чтобы управлять этим разнообразием, лорды инков способствовали использованию кечуа, особенно разновидности того, что сейчас называется Лимой, как казапак рунасими («великий язык народа»), или официальный язык / lingua franca. Кечуа, определяемый взаимной понятностью,на самом деле представляет собой семью языков, а не один язык, параллельный романским или славянским языкам в Европе. Большинство сообществ внутри империи, даже те, которые сопротивлялись праву инков, научились говорить на различных языках кечуа (формируют новые региональные разновидности с отличной фонетикой), чтобы общаться с лордами инков и колонистами митма, а также с более широким интегрирующимся обществом, но в степени сохранили и свои родные языки. У инков также был свой собственныйэтнический язык, называемый Qhapaq simi («королевский язык»), который, как полагают, был установлен с диалектом Puquina, по-видимому, был официальным языком. из бывшей Империи Тиуанако, откуда инки заявляет свое происхождение, что сделало Qhapaq simi престижа для них. Раскол между Кхапак Сими и Кхапак Рунасими также является примером большего раскола между хатунами и хунинами (высшим и низшим) обществом в целом.
Существует несколько распространенных заблуждений обистории кечуа, поскольку его часто называют «языком инков». Кечуа не произошел от инков, был лингва-франка во многих областях до экспансии инков, был разнообразным до прихода инков и не был родным или оригинальным языком инков. Кроме того, основным официальным языком Империи инков был прибрежный кечуа, родом из современной Лимы, а не диалект Куско. Доинкское Царство Чинча, с которым инки заключили союз, сделало это разнообразие местным престижным языком благодаря своей обширной торговойдеятельности. Перуанское побережье было также самым густонаселенным и экономически активным регионом Империи инков, и использование прибрежного кечуа предлагало альтернативу соседнему мочика, языку соперничающего государства Чиму. Торговля также распространялась на север до экспансии инков, в сторону Кахамарка и Эквадора, и, вероятно, был официальным языком более старой Империи Вари. Тем не менее, инки оставляют впечатляющее лингвистическое наследие, посколькуони представили кечуа во многих областях, где он все еще широко распространен, включая Эквадор, южную Боливию, южную Колумбию и некоторые части бассейна Амазонки. Испанские завоеватели продолжали официальное использование кечуа в ранний колониальный период и превратили его в литературный язык.
Инки, как известно, не разработали письменную форму языка; однако они визуально записывали повествования через рисунки на вазах и чашках (qirus ). Эти картины обычно сопровождаютсягеометрическими узорами, известными как токапу, которые также встречаются в тексте. Исследователи предположили, что узоры токапу могли форма письменного общения (например, геральдика или глифы), однако это остается неясным. Инки также вели записи, используя quipus.
Высокий уровень младенческой смертности, от страдала Империя инков,заставляло всех новорожденных младенцев при рождении давать термин «вава». По достижению ребенком трехлетнего возраста проводилась церемония «совершеннолетия», называемая рутучикуй. Этот этап жизни классифицировался как этап «невежества, неопытности и отсутствия разума - состояния, которое, как этап« невежества, неопытности и отсутствия разума - состояния, которое получил », получил замок, отец бреет ребенка. В обществе инкорпорации, чтобы продвинуться от стадии незнания к развитию долженизучить роли, связанные с е го полом.
Следующим ритуалом было празднование зрелости ребенка. В отличие от церемонии достижения совершения, празднование совершености означало сексуальную потенцию ребенка. Этот праздник полового созревания назывался варачикуй для мальчиков и чикучикуй для девочек. Церемония варачикуй включала танцы, пост, задание на проявление силы и семейные обряды. Мальчику также выдадут новую одежду и научат вести себя как неженатый мужчина. Цикучикуй означал началоменструации, после чего девушка уходила в лес одна и возвращалась только после того, как кровотечение закончилось. В лесу она постилась, и, когда она вернется, девушке дадут новое имя, взрослую одежду и совет. На этом «безумном» этапе жизни молодым людям разрешалось заниматься сексом, будучи не родителями.
В возрасте от 20 до 30 лет люди считались молодыми людьми, «созревшими для серьезных размышлений и труда. "Молодые люди смогли сохранить свой юный статус, живя дома и помогая в своемродном сообществе. Молодые люди достигли полной зрелости и независимости только после свадьбы.
В конце жизни термины для мужчин и женщин означают потерю половой жизненной силы и человечности". В частности, стадия «дряхлости» означает потерю психического благополучия и дальнейший физический упадок.
Таблица 7.1 из статьи Р. Алана Кови | |||
Возраст | Социальная ценность жизненной стадии | Женский срок | мужской срок |
< 3 | Зачатие | Wawa | Вава |
3–7 | Незнание (не говоря) | Варма | Варма |
7–14 | Развитие | Таски (или Пасна) | Макт'а |
14–20 | Глупость (сексуально активна) | Сипас (не женат) | Уэйна (не замужем) |
20+ | Зрелость (тело и разум) | Варми | Кари |
70 | Немощь | Пайя | Мачу |
90 | Дряхлость | Руки | Рук и |
Империи инков, возраст вступления в брак различаетсядля мужчин и женщин: мужчины обычно вступают в брак в возрасте 20 лет, в то время как женщины обычно выходят замуж примерно на четыре года раньше в возрасте 16 лет. Мужчины, занимающие высокое положение в обществе, могут иметь несколько женщин, но женщины ниже в ряды могла взять одну женщину в обществе. Браки обычно заключаются внутри классов и напоминали более деловой договор. Выйдя замуж, женщины должны были готовить, собирать еду и присматривать за детьми и скотом. Девочки и матери такжеработали по дому, чтобы поддерживать порядок в доме инспекторам. Эти обязанности оставались неизменными даже после того, как жены забеременели, и с дополнительной ответственностью молиться и делать подношения Канопе, который был богом беременности. Обычно браки начинаются на пробной основе, когда и мужчины, и женщины имеют право голоса в вопросе продолжительности брака. Если мужчина считал, что это не сработает, или если женщина захочет вернуться в дом своих родителей, брак будет расторгнут.cul Люди рассматривали два пола как взаимодополняющие части единого целого ". Другими словами, для инков не существовало иерархической структуры в домашней сфере. В домашней сфере женщины были известны как ткачи. наблюдать за детьми, ткать ткань, готовить, варить чичи, готовить поля для возделывания, сажать семена, вынашивать детей, собирать урожай, прополка, рыхление, пасти скот и таскать воду. С другой стороны, мужчины «пропалывали, вспахивали, участвовали они участвовали в боях, помогали собирать урожай, таскали дрова, строили дома, пасли лам и альпак, а при необходимости пряли и ткали ". Эти отношения между полами могли дополнять друг друга. Неудивительно, что наблюдавшие за этим испанцы считали, что с женщинами обращались как с рабами, потому что женщины не работали в испанском обществе в той же степени, и, конечно же, не работали в полях. Иногда женщинам разрешалось владеть землей и стадами, поскольку наследство передавалось по наследству как по матери, так и по отцу. side of the family. Kinship within the Inca society followed a parallel line of descent. In other words, women ascended from women and men ascended from men. Due to the parallel descent, a woman had access to land and other necessities through her mother.
Inca myths were transmitted orally until early Spanish colonists recorded them; however, some scholars claim that they were recorded on quipus, Andean knotted stringзаписи.
Инки верили в реинкарнацию. После смерти переход в тот мир был сопряжен с трудностями. Дух мертвых, камакен, должен был пройти долгий путь, и во время путешествия требовалась помощь черной собаки, которая могла видеть в темноте. Большинство инков представляли загробный мир как земной рай с засаженными цветами полями и заснеженными горами.
Инкам было важно, чтобы они не умирали в результате сожжения или т. Тело умершего нельзя сжечь. Сжигание приведет к исчезновению их жизненной силы и поставит под угрозу их переход в загробный мир. Те, кто подчинялся моральному кодексу инков - ama suwa, ama llulla, ama quella (не кради, не лги, не ленись) - «ушли жить в солнечное тепло, а другие проводили свои вечные дни на холодной земле». Знать инков практиковала деформацию черепа. Они обматывали тугими тканевыми ремнями головы новорожденных, чтобы придать им форму черепа. oa more conical form, thus distinguishing the nobility from other social classes.
The Incas made human sacrifices. As many as 4,000 servants, court officials, favorites and concubines were killed upon the death of the Inca Huayna Capac in 1527. The Incas performed child sacrifices around important events, such as the death of the Sapa Inca or during a famine. These sacrifices were known as qhapaq hucha.
The Incas were polytheists who worshipped many gods. These included:
Империя инков использовала централизованное планирование. Империя инков вела торговлю с внешними регионами, хотя у них не было существенной внутреннейрыночнойэкономики. В то время как топоры использовались вдоль северного побережья. Предположительно, стандартным торговым классом экономики традиционной экономики, в рамках которой домохозяйства должны платить налоги, обычно в форме mit'a барщинного труда и военных обязательств, хотя в некоторых областях существовал бартер (или trueque). В свою очередь, государство обеспечивало безопасность, пищу в трудные времена, предоставляя ресурсы на случайной ситуации,сельскохозяйственные проекты (например, акведуки и террасы) для повышения продуктивности и периодические праздники. В то время как мит'а использовалась для получения рабочей силы, в отдельных деревнях существовала доинкская система коллективных работ, известная как mink'a. Эта система сохранилась до наших дней и известна как mink'a или faena. Экономика опиралась на материальные основы вертикального архипелага, система экологической взаимополняемости в доступе к ресурсам икультурной основе айни, или взаимный обмен.
. Сапа Считается независимым и фактически главой государственной религии. Уиллак Уму (или жрец) был вторым после главного императора. Местные религиозные традиции продолжались, в некоторых случаях, например, в Оракуле в Пачакамаке на перуанском побережье, официально почитались. Вслед за Пачакути Сапа Заявлено освоем происхождении от Инти, который высоко ценил имперскую кровь; к концу империи, было обычным делом кровосмесить братом и сестрой. Он был «сыном солнца», а его народ - intip churin, или «детьми солнца», и его право на власть и миссия по завоеванию унаследованы от его святого предка. Сапа-инки также председательствовали на идеологически важных фестивалях, особенно во время Инти Райми, или «Санфеста», на которых присутствовали солдаты, мумифицированные правители, дворяне,священнослужители и все население Куско, начиная с июньского солнцестояния и заканчивая девяти дни спустя, когда инки земли совершили ритуальное разрушение ножным плугом. Более того, Кускоался космологически центральным, нагруженным вакуумами, радиационными линиями и географическим центром Четырех Четвертей; Инка Гарсиласо де ла Вега назвал его «пупом вселенной».
Империя инков была федералистской системой состоящий из центральногоправительства с инками во главе и четырех четвертей, или суйю: Чинчай Сую (северо -запад), Анти-Сую (северо-восток), Кунти Сую (ЮЗ) и Кулла Сую (ЮВ). Четыре угла этих кварталов встретились в центре, Куско. Эти суйю, вероятно, были созданы около 1460 года во время правления Пачакути, прежде чем империя достигла наибольшей территориальной границы. В то время, когда были основаны суйю, они были примерно одинакового размера и только позже изменили свои пропорции,когда империя расширилась на север и юг вдоль Анд.
Куско, вероятно, не был организован как вамани или провинция. Скорее всего, это было что-то вроде современного федерального округа, такого как Вашингтон, округ Колумбия или Мексика. Город находился в центре четырех суйю и служил выдающимся центром политики и религии. В то время как Куско в основном управлялся Сапа Инкой, его родственниками и представителем королевской семьи панака, каждая суйю управлял Апу, принадлежащим ему,принадлежащим людям высокого статуса и почитаемым горам. И Куско как округ, и четыре суйю как административные области были сгруппированы в верхний ханань и нижний ханань. Использование информ у инков не было письменных источников, исчерпывающе перечислить составляющие вамани. Однако колониальные записи позволяют нам восстановить частичный список. Скорее всего, вамани насчитывалось более 86 человек, из них более 48 в горных районах и более 38 на побережье.
Самым густонаселенным суйю было Чинчайсую, которая охватывала бывшую империю Чиму и большую часть северных Анд. В наибольшей степени он распространился на большую часть современного Эквадора и в современную Колумбию.
Самым крупным суйю по территории был Кулласую, названный в честь аймара говорящего народа Кулла. Он охватывал боливийское Альтиплано и большая часть южных Анд, доход до Аргентины и так далеко на юг, как Майпо или река Мауле в Центральном Чили. Историк Хосе Бенгоа выделил Киллоту как, вероятно, самое передовое поселение инков в Чили.
Второй по величине суйю, Антисую, находился к северо-западу от Куско в высоких Андах. Его название является корнем слова «Анды».
Кунтисую была самой маленькой суйю, расположенной вдоль южного побережья современного Перу, простирающейся в высокогорье к Куско.
В государстве инков не было судебнойсистемы или кодифицированных вирусов. Поведение управлялось обычными ожиданиями и традиционными местными властями. Государство имело юридическую силу, например, через токойрикок (букв. «Тот, кто видит все») или через инспекторов. Высший из таких инспекторов, обычно кровный родственник сапа-инков, действовал независимо от общепринятой иерархии, точку зрения для сапа-инков, от бюрократического влияния.
У инков было три моральных принципа, они руководствовались. поведение:
Колониальные источники не являются полностью ясны или согласны с правительственной структурой инков, такой как точные обязанности и функции государственной должностей. Но основную структуру можно описать в общих чертах. На вершине был Сапа Инка. Ниже этого мог быть Виллак Уму, буквально жрец, который пересчитывает », верховный жрец Солнца. Однако под Сапа Инкой также сидел ИнкапРантин, который был доверенным и помощником Сапа Инки, возможно, похож на премьер-министра. Начало с Topa Inca Yupanqui, «Совет Королевства» состоял из 16 дворян: 2 из Ханана Куско; 2 из Хурина Куско; 4 из Чинчайсую; 2 из Кунтисую; 4 из Колласую; и 2 из Антисую. Такой вес представительства уравновешивал раздел империи на ханан и хурин, как внутри Куско, так и внутри кварталов (ханан суюкуна и хурин суюкуна).
Хотя провинциальная бюрократия и правительство сильноразличались, основная организация была десятичной. Налогоплательщики - мужчины-главы домохозяйств определенного - были организованы в отряды барщины (часто дублирующиеся в военные части), которые составляли мускулатуру государства в рамках mit'a службы. Каждое подразделение, безопасное более 100 налогоплательщиков, взрывоопасное, низкое, ненаследственное статусом. В иерархии мог меняться статусий вышестоящих в иерархии, хотя кураки передавался по наследству и обычно служилпожизненно, положение кураки в иерархии могло меняться в привилегий вышестоящих иерархии; пачака курака мог быть назначен на должность варанка куракой. Один курака на каждом десятичном уровне может служить главой одной из девяти групп на более низком уровне, так что пачака курака может также фактически ответственным за одну единицу из 100 налогоплательщиков и менее. несет прямую ответственность за девять таких
Ответственный Курака | Количество налогоплательщиков |
---|---|
Хуну Курака | 10,000 |
Пичкаваранка курака | 5,000 |
Варанка курака | 1000 |
Пичкапачака курака | 500 |
Пачака курака | 100 |
Пичкачунка камаюк | 50 |
Чунка камаюк | 10 |
Архитектура важная из искусств инков,и текстиль отражал архитектурные мотивы. Наиболее ярким примером является Мачу-Пикчу, построенный инженерами инков. Первоклассные постройки инков были сделаны из каменных блоков, которые так хорошо сочетались друг с другом, что нож не мог пройти сквозь каменную кладку. Эти конструкции сохранились веками, и для их поддержки не использовался строительный раствор.
Этот процесс впервые был широко использован пукара (ок. 300 г. до н.э. - 300 г. н.э.) на юге в озере Титикака, а позже в город Тиуанако (ок. 400–1100 гг. н. э.) на территории современной Боливии. Камни были созданы таким образом, чтобы они точно соответствовали друг другу, многократного опускания одного камня на другой и вырезания любых участков на нижнем камне, где была спрессована пыль. Плотная посадка и вогнутость нижних стабильных, несмотря на постоянные землетрясения и вулканическую активность.
Физические меры, используемые инками, основывались на частях человеческого тела. Единицы измерения пальцев, от большого пальца до указательного, ладони, локтей и размах крыльев. Самая основная единица расстояния - это тики или татки, или один шаг. Следующей по величине единицей, посообщению Кобо, является топо или тупу, размером 6000 татков, или около 7,7 км (4,8 мили); Тщ исследование показало, что вероятен диапазон от 4,0 до 6,3 км (от 2,5 до 3,9 миль). Затем вам былани, состоящий из 30 топосов (примерно 232 км или 144 мили). Для измерения площади использовались размах крыльев 25 на 50, считая в топосе (примерно 3280 км или 1270 квадратных миль). Кажется вероятным, что часто интерпретировалось как однодневная прогулка; расстояние между промежуточными станциями тамбосильно различается с точки зрения расстояния, но гораздо меньше с точки зрения времени.
Инки календари были сильно привязаны к астрономии. Астрономы инков понимали равноденствия, солнцестояние и зенит, а также цикл Венеры. Однако они не могли предсказать затмения. Календарь инков был по существу лунно-солнечным, поскольку два календаря поддерживались, один солнечный и один лунный. Время 12 лунныхмесяцев на 11 дней меньше полного 365-дневного солнечного года, тем, кто отвечает за календарь, приходилось корректировать каждое зимнее солнцестояние. Каждый лунный месяц отмечен праздниками и ритуалами. Судя по всему, дни недели не назывались и дни не группировались по неделям. Точно так же месяцы не были сгруппированы по сезонам. Время в течение дня измерялось не в часах или минутах, а в том, как далеко продвинулось солнце или сколько времени потребовалось, чтобы выполнить задачу.
Требовалось изощренное управление, календари и инженерия инков. объект с номерами. Цифровая информация хранилась в узлах строк quipu, что позволяло компактно хранить большие числа. Эти хранились в виде base-10 цифр, той же базы, которая используется в языке кечуа и в административных военных и частях. Эти числа, хранящиеся в кипу, могут быть вычислены на юпанах, сетках с квадратами позиционно меняющихся математических значений, возможно, функционирующих как счеты. Расчет облегчался перемещением стопок жетонов, семян или камешков между ячейками юпаны. Вполне вероятно, что математика инков, по крайней мере, позволяла делить целые числа на целые числа или дроби и умножать целые числа и дроби.
Согласно иезуитскому летописцу середины 17-го века Бернабе Кобо, инки назначили руководителей лиц для ведения бухгалтерского учета задачи. Этих чиновников называли кипо камайо. Изучение образца кипу VA 42527 (Museum für Völkerkunde, Берлин) показало, чточисла, расположенные по календарно значимым образцам, использовались для сельскохозяйственных целей в «бухгалтерских книгах фермы», которые вел кипукамайук (бухгалтер или хранитель склада), чтобы облегчить завершение бухгалтерского учета. книги.
Керамика была расписана с использованием полихромной техники с изображением мотивов, включая животных, птицы, волны, животные из семейства кошачьих (популярные в культуре Чавен ) и геометрические узоры,найденные в керамике в стиле Наска. В культуре без письменности керамика представляет собой повседневную жизнь, включая плавку металлов, отношения и сцены межплеменных войн. Наиболее характерными керамическими предметами инков являются бутылки Куско или «арибаллы». Многие из этих произведений выставлены в Лиме в Археологическом музее Ларко и Национальном музее археологии, антропологии и истории.
Почти все изделия из золота и серебра империи инков были переплавленыконкистадорами и отправлены обратно в Испанию.
Инки записали информацию на совокупность завязанных узлов, известных как Quipu, хотя они больше не могут быть расшифрованы. Первоначально считалось, что квипу использовались только как мнемонические устройства или для числовых данных. Также считается, что кипу записывает историю и литературу.
Инки сделали много открытий в медицине. Они успешно провели операции на черепе, уменьшитеотверстия в черепе, уменьшите вырезание жидкости и воспаление, вызванное ранами на голове. Многие операции на черепе, выполненные хирургами инков, были успешными. Уровень выживаемости составлял 80–90% по сравнению с 30% до времен инков.
Инки почитали растение коки как священное / волшебный. Его листья использовались в умеренных количествах для уменьшения времени работы, но в основном использовались в религиозных целях и в оздоровительных целях.Испанцы воспользовались эффектом жевания коки. Часки, посланники, которые бегали по всей империи для доставки сообщений, жевали листья коки для получения дополнительной энергии. Листья коки также использовались как обезболивающее во время операций.
Армия инков была самой мощной в то время, потому что любой обычный сельский житель или фермер могбыть завербован в качестве солдата в рамках системы обязательной государственной службы mit'a. Каждый здоровый мужчина-инка боеспособного возраста должен участвовать в войне в каком-либо качестве и снова подготовиться к войне, когда это необходимо. Когда империя достигла наибольшего размера, каждая часть внесла свой вклад в создание армии для войны.
У инков не было или стали, и их оружие было намного эффективнее, чем у их противников, поэтому они часто побеждали противниковтолько численной силой или уговаривая их сдаться заранее, предлагая щедрые условия. Оружие инков включало «копья из твердой древесины, выпущенные с использованием метателей, стрел, дротиков, пращей, боласов, дубинок и булав со звездообразными головками из меди или бронзы». Катание камней вниз по противнику обычной обычной стратегией, позволяющей использовать преимущества холмистой местности. Иногда бои сопровождаются барабанами и трубами из дерева, панциря или кости. Доспехивключали:
Дороги позволяли быстро (пешком) передвигаться армии инков и убежища, называемые тамбо и хранилища, названные qullqas, были построены на расстоянии одного дня пути друг от друга, так что армия в походе всегда могла накормить и отдохнуть. Это можно увидеть в названиях руин, таких как Оллантай Тамбо или Хранилище милосердия. Они были устроены так, чтобы у инки и его окружения всегда были припасы (и, возможно, укрытие) наготове во время путешествия.
Хроники и ссылки 16-17веков подтверждают знамени. Однако он представляет инков (императора), а не империю.
Франсиско Лопес де Херес писал в 1534 году:
... todos venían repartidos en sus escuadras con sus banderas y capitanes que los mandan, con tanto concierto como turcos.. (... все их распределили по отрядам, с их флагами и капитанами, командовавшими ими, а также хорошо организованными, как и турки.) Сделанный из хлопчатобумажной или шерстяной ткани, помещенный на конце длинного посоха, растянутогои надлежащего, так что он не колеблется в воздухе, и на нем каждый король нарисовал свои руки и эмблемы, для каждого выбрал разные, хотя знак Инки представляли собой радугу и две параллельные по ширине змеи с кисточкой в качестве короны, который каждый царь использовал для значка или герба которые, предпочитали, такие как лев, орел и другие фигуры.. (... эль guión o estandarte real era una banderilla cuadrada y pequeña, de diez o doce palmos de ruedo, hecha de lienzo de algodón o de lana,iba puesta en el remate de una asta larga, tenida y Tiesa, sin que ondease al aire, y en ella pintaba cada rey sus armas y divisas, porque cada uno las escogía Differentes, aunque las generales de los Incas eran el arco celeste y dos culebras tenidas a lo largo paralelas con la borda que le servía de corona, a las cuales solía añadir por divisa y blasón cada rey las que le parecía, como un león, un águila y otras figuras.). -Берна Кобо, Historia del Нуэво Мундо (1653)
Гуаман Пома<В книге 1615 года «El primer nueva corónica y buen gobierno» представлены многочисленные линейные рисунки флагов инков. В своей книге 1847 года «История завоевания Перу» Уильям Х. Прескотт... говорит, что в армии инков каждая рожка имеет свое собственное знамя и что имперский штандарт, прежде всего высокий, отображающий сверкающее устройство радуги, герб инков ». В книге мировых флагов 1917 года говорится, что инка «наследник... имел право показывать королевское знамя радуги всвоихвоенных кампаниях».
В наше время радужный флаг имеет ошибочно ассоциировался с Тавантинсуйу и отображался как символы наследия инков отдельными группами Перу и Боливии. Город Куско также развевается под радужным флагом, но как официальный флаг города. Президент Перу Алехандро Толедо (2001–2006) поднял Радужный флаг в президентском дворце Лимы. Однако, согласно перуанской историографии, у Империи инков никогда не было флага. Перуанский историк МарияРостворовски сказала: «Бьюсь об заклад, у инков никогда не было этого флага, его никогда не было, ни один летописец не упоминал об этом». Кроме того, согласно перуанской газете El Comercio, флаг датируется первыми десятилетиями 20-го века, и даже Конгресс Республики Перу определил, что флаг является подделкой, цитируя заключение Национальной академии. из перуанской истории:
«Официальное использование ошибочно названного« флага Тавантинсуйу »является ошибкой. В доиспанском миреАнд не существовало концепции флага, это не относилось к их историческому контексту ».. Национальная академия истории Перу
Инки адаптироваться к своей высокогорной жизни благодаря успешной акклиматизации, которая заявляет поступления кислорода в ткани крови. Для инкорпорации, живущих в высокогорьях, достигнуто увеличение количества эритроцитов, концентрация гемоглобина и капиллярного русла.
По сравнению с другими людьми, У инков была болеенизкая частота сердечных сокращений, почти на треть больше легкого, примерно на 2 л (4 пинты) больше объема крови и вдвое больше гемоглобина, который переносит кислород от легких к остальному телу. Хотя конкистадоры, возможно, были немного выше, у инков было то преимущество, что они справились с необычайной высотой.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с: инков (категория ) |