Рапира / espada ropera | |
---|---|
Рапира, первая половина 17 века. | |
Тип | Меч |
Место происхождения | Испания |
История производства | |
Разработан | около 1500 |
Технические характеристики | |
Масса | средн. 1 кг (2,2 фунта) |
Длина лезвия | ср. 104 см (41 дюйм) |
Ширина | ср. От 2,5 см (0,98 дюйма) до острого наконечника |
Лезвие типа | одно- или обоюдоострое, прямое лезвие |
Рукоять тип | сложное, защитная рукоять |
A Rapier () или Espada ropera - разновидность меча с тонким и острым обоюдоострым клинком, который был популярен в Западная Европа, как для гражданского использования (дуэль и самооборона), так и в качестве военного вспомогательного оружия на протяжении 16-17 веков.
Важные источники по фехтованию на рапирах включают итальянскую болонскую группу с ранними представителями, такими как Антонио Манчолино и Акилле Мароццо, издававшиеся в 1530-х годах, и достигнув пика своей популярности у писателей начала 1600-х годов (Сальватор Фабрис, Ридольфо Капо Ферро ). В Испании рапирное фехтование стало известно под термином destreza («ловкость») во второй половине XVI века, основываясь на теориях Херонимо Санчеса де Карранса в его труд De la Filosofía de las Armas y de su Destreza y la Agression y la Defensa Cristiana («Философия оружия и его ловкости, агрессии и христианской защиты»), опубликованный в 1569 году. Самый известный трактат этой традиции был опубликован на французском языке Жираром Тибо в 1630 году.
Французский маленький меч или придворный меч XVIII века был прямым продолжением этой традиции фехтования. адаптировано специально для дуэлей.
Термин рапира появляется как в английском, так и в немецком языках, почти одновременно, в середине XVI века для легкого, длинного, остроконечного меча. Это заимствование от среднефранцузской espee rapiere, впервые зарегистрированной в 1474 году. Происхождение рапиры более чем вероятно испанское. Его название - это «насмешливое» описание испанского термина «ropera». Испанский термин относится к мечу, используемому с одеждой («espada ropera», парадный меч), поскольку он используется в качестве аксессуара для одежды, обычно для моды и в качестве оружия самообороны. Немецкий раппер 16-го века описал то, что считалось «иностранным» оружием, импортированным из Италии, Испании или Франции. Дю Канж в своем среднелатинском словаре цитирует форму Rapperia из латинского текста 1511 года. Он предполагает происходит от греческого ραπίζειν «бить». Аделунг в своем словаре 1798 г. записывает двойное значение немецкого глагола rappieren: «фехтовать рапирами» с одной стороны и «рапирать, тереть» (в частности, табачные листья) »с другой.
Термины, используемые итальянскими, испанскими и французскими мастерами во время расцвета этого оружия, были просто эквивалентами «меча», то есть spada, espada и épée (espée). Когда необходимо было указать тип меча, в испанском языке использовался espada ropera («парадный меч», записано в 1468 году), а в итальянском языке использовался spada da lato «боковой меч» или spada. da lato a striscia (в современном итальянском просто striscia "полоса"). Испанское имя было впервые зарегистрировано в las Coplas de la panadera Хуана де Мена, написанном приблизительно между 1445 и 1450 годом. 14>
Клементс (1997) классифицирует колющие мечи с плохой режущей способностью как рапиры, а мечи с хорошими колющими и рубящими способностями как рубящие и колющие мечи.
Термин «рапира» также применяется археологами к несвязанный тип меча бронзового века.
Слово «рапира» обычно относится к мечу с относительно длинным лезвием, характеризующимся защитным рукоять, сконструированная для защиты руки, держащей меч. Некоторые исторические образцы рапиры также имеют широкое лезвие, закрепленное на типичной рукояти рапиры. Термин рапира может сбивать с толку, потому что это гибридное оружие можно отнести к типу палаша. Хотя лезвие рапиры может быть достаточно широким, чтобы в какой-то степени разрезать (но далеко не так, как у более широких мечей, использовавшихся в Средние века, таких как длинный меч ), оно предназначено для быстрых и ловких колющих атак.. Лезвие можно затачивать по всей длине или только от центра к кончику (как описано в Capoferro ). Паллавичини, мастер рапиры в 1670 году, настоятельно рекомендовал использовать оружие с двумя режущими кромками. Типичный образец будет весить 1 килограмм (2,2 фунта) и иметь относительно длинное и тонкое лезвие 2,5 сантиметра (0,98 дюйма) или меньше в ширину, 104 сантиметра (41 дюйм) или больше в длину и оканчивается острым концом. Длина лезвия довольно многих исторических примеров, особенно итальянских рапир начала 17 века, значительно превышает 115 см (45 дюймов) и может даже достигать 130 см (51 дюйм).
Термин рапиры обычно относится к колющему мечу с лезвием длиннее и тоньше, чем у так называемого бокового меча, но намного тяжелее, чем маленький меч, более легкое оружие, которое последует в 18-м веке. века и позже, но точная форма клинка и эфеса часто зависит от того, кто пишет и когда. Это может относиться к более раннему Spada da lato и аналогичному espada ropera через период высоких рапир 17-го века через малый меч и дуэльные мечи ; таким образом, контекст важен для понимания того, что подразумевается под этим словом. (Термин двуручный меч, используемый некоторыми современными историками-реконструкторами боевых искусств, является переводом с итальянского spada da lato - термина, придуманного спустя долгое время кураторами итальянских музеев - и не относится к тонкой длинной рапире, а только к итальянскому мечу начала XVI века с более широким и коротким клинком, который считается и его предком, и современным.)
Коллекция мечей раннего нового времени (17-18 веков)) в Коллекции оружия и доспехов Джорджа Ф. Хардинга Художественного института Чикаго.Рапиры часто имеют сложные широкие рукояти, предназначенные для защищать руку с мечом. Кольца выступают вперед от крестовины. В некоторых более поздних образцах кольца покрыты металлическими пластинами, которые в конечном итоге превратились в чашечные рукояти многих более поздних рапир. До 1600-х годов почти не было образцов с пластинами, покрывающими кольца. Многие эфесы включают в себя дужку, идущую вниз от крестовины, защищающей рукоять, которая обычно была деревянной, обернутой шнуром, кожей или проволокой. Большое навершие (часто украшенное) закрепляет рукоятку оружия и обеспечивает некоторый вес, чтобы уравновесить длинное лезвие.
Различные мастера рапиры делили лезвие на две, три, четыре, пять или даже девять частей. сильная сторона, сильная, - это та часть клинка, которая находится ближе всего к рукояти; в случаях, когда мастер делит клинок на четное количество частей, это первая половина клинка. debole, weak, это часть лезвия, которая включает в себя острие, и является второй половиной лезвия, когда меч разделен на четное количество частей. Однако некоторые мастера рапиры делили клинок на три части (или даже кратные трем), и в этом случае центральная треть клинка, между форте и деболе, часто называлась medio, mezzo или terzo. Другие использовали четыре дивизии (Фабрис) или даже 12 (Тибо).
рикассо - это задняя часть лезвия, обычно не заточенная. Он выходит вперед от крестовины или квиллиона и затем постепенно встраивается в более тонкую и острую часть лезвия.
Существовали исторические разногласия по поводу того, какой длины должна быть идеальная рапира, с некоторыми мастерами, такими как Тибо, очерняя тех, кто рекомендовал более длинные лезвия; Рекомендуемая длина самого Тибо была такой, чтобы крест меча находился на уровне пупка (пупка), когда он стоит естественно с острием, опирающимся на землю.
Рапиры - это одноручное оружие, и они часто использовались с левой рукой баклерами, кинжалами, плащами и даже вторыми мечами для помощи в защите. Баклер - это небольшой круглый щит, который также использовался с другими клинками, такими как боевой меч. В «Gran Simulacro» Капо Ферро трактат описывает, как использовать оружие с ротеллой, которая представляет собой значительно больший щит по сравнению с баклером. Тем не менее, использование рапиры с кинжалом для парирования является наиболее распространенной практикой, и она, возможно, считается наиболее подходящим и эффективным сопутствующим оружием для рапиры. Несмотря на то, что тонкое лезвие рапиры позволяет пользователю начать быструю атаку на довольно большом и выгодном расстоянии между пользователем и противником, а защитная рукоять может отклонить клинок противника, когда он или она также использует рапиру, оружие с уколом ослаблен его замедленной режущей способностью и относительно низкой маневренностью на более близком расстоянии, где противник благополучно миновал зону действия смертельной точки рапиры. Из-за такой недостаточной режущей силы и маневренности в этой ситуации, когда противник проходит смертельную точку, этот сценарий оставляет возможность противнику атаковать пользователя. Следовательно, необходимо обеспечить некоторую защиту пользователя с близкого расстояния, если пользователь намеревается использовать рапиру оптимальным образом, особенно когда противник использует какой-нибудь меч, ориентированный на удар, например саблю или палаш. Кинжал парирования не только позволяет пользователям защищаться в этом сценарии, в котором рапира не очень хороша для защиты пользователя, но также позволяет им атаковать на таком близком расстоянии.
espada ropera 16 века была колющим и колющим оружием гражданского назначения для самообороны и дуэль, тогда как прежнее оружие было одинаково хорошо на поле боя. На протяжении 16-го века разрабатывались различные виды нового одноручного гражданского оружия. В 1570 году итальянский мастер впервые поселился в Англии, выступая за использование рапиры для колющих ударов, а не для рубящих или рубящих ударов во время дуэли. Тем не менее, английское слово «рапира» обычно обозначает в первую очередь колющее оружие, разработанное к 1600 году в результате геометрических теорий таких мастеров, как Камилло Агриппа, Ридольфо Капоферро и Винченцио Савиоло.
Рапира стала чрезвычайно модной по всей Европе среди более богатых слоев населения, но не обошлось и без недоброжелателей. Некоторые люди, такие как Джордж Сильвер, не одобряли его технический потенциал и дуэль, в которой он использовался.
Строгая рукоять, итальянская мода
Толстая рукоять, итальянская мода
Паппенгеймер, немецкая инновация
Рукоять для чаши, более поздняя испанская мода, созданная в начале 1600-х годов
Обеспечивая быструю реакцию и большую дальность действия, рапира хорошо подходила для гражданского боя в 16-17-х гг. веков. По мере того, как рубящие и колющие мечи военного стиля продолжали развиваться для удовлетворения потребностей на поле боя, рапиры продолжали развиваться, чтобы соответствовать потребностям гражданского боя и приличия, в конечном итоге становясь легче, короче и менее громоздкими в носке. Именно тогда рапира начала уступать место самой колихемарде, которая позже была заменена малым мечом, который позже был заменен шпагой. Примечательно, что в ту эпоху были некоторые «боевые рапиры» с относительно широким клинком, закрепленным на типичной рапирной рукояти. Эти гибридные мечи использовались в армии или даже на поле боя. Густав II Адольф носил меч, который использовался в Тридцатилетней войне и является типичным примером «военной рапиры».
К 1715 году рапира была в значительной степени заменена более легкой малой шпагой по всей Европе, хотя первая продолжала использоваться, о чем свидетельствуют трактаты Дональда МакБейна (1728), П.Ф. Жирара ( 1736) и Доменико Анджело (1787). Рапира до сих пор используется офицерами Швейцарской гвардии Папы.
Классические школы фехтования утверждают, что унаследовали аспекты рапиры формы в своих системах. В 1885 году ученый-фехтовальщик Эгертон Кастл писал: «Нет никаких сомнений в том, что французская система фехтования восходит к древнему итальянскому фехтованию; современная итальянская школа, конечно же, непрерывно восходит к тому же источнику. " Далее Касл отметил, что «итальянцы сохранили форму рапиры, с чашей, па-д'ан и гильонами, но с тонким четырехугольным клинком».
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Rapiers. |