Битва при Кахамарке

редактировать
Битва при испанском завоевании Империи инков
Битва при Кахамарке
Часть испанского завоевания Перу
Противостояние инков и Испании.JPG . Современная гравюра битвы при Кахамарке, изображающая императора Атауальпа в окружении на паланкине.
Дата16 ноября 1532 г.
МестоположениеКахамарка, Перу
Результат
Воюющих
Испания Нуэва Кастилия Империя инков
Командиры и лидеры
Испания Франсиско Писарро. Испания Эрнандо Писарро. Испания Эрнандо де Сото Атауальпа (Военнопленные )
Сила
106 пехотинцев. 62 кавалерии. четыре пушки. 12 аркебузы 3 000–8 000 невооруженных личных помощников / легковооруженных охранников
Потери и потери
0 погибших;. один раненый2 000 погибших. 5 000 взятых в плен

«Битва» при Кахамарке также пишется Кахамалка (хотя многие современные ученые предпочитаю называть это Резня в Кахамарке ) была засадой и захватом правителя инков Атауальпа небольшими испанскими войсками во главе с Франсиско Писарро, 16 ноября 1532 года. Испанцы убили тысячи советников, командиров и невооруженных слуг Атауальпы на большой площади Кахамарка и заставили его вооруженное войско за пределами города бежать.. Захват Атауальпы ознаменовал начало завоевания доколумбовой цивилизации Перу.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Прелюдия
    • 2.1 Рассказ инков о событиях
  • 3 Битва и захват Атауальпы
  • 4 Последствия
  • 5 Преобладание неевропейцев в испанском завоевании
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Общие сведения

Конфронтация в Кахамарке был кульминацией многомесячной борьбы, включавшей шпионаж, уловки и дипломатию между Писарро и инкой через их соответствующих посланников. Атауальпа встретил захватчиков с позиции огромной силы. Расположившись лагерем на высотах Кахамарка с большим отрядом из почти 80 000 проверенных в боях солдат, только что одержавших победу в гражданской войне против его сводного брата Хуаскара, инки чувствовали, что у них мало бояться крошечной армии Писарро, какой бы экзотической ни была ее одежда и оружие. В мнимой демонстрации доброй воли Атауальпа заманил авантюристов в самое сердце своей горной империи, где любую потенциальную угрозу можно было изолировать и отреагировать на нее огромной силой. Писарро и его люди прибыли в пятницу, 15 ноября 1532 года. Сам город был в значительной степени лишен своих двух тысяч жителей после приближения испанских войск численностью 180 человек, ведомых дворянином инков, посланным Атауальпой в качестве посланника. Сам Атауальпа расположился лагерем возле Кахамарки, готовясь к походу на Куско, где его командиры только что захватили Уаскар и разбили его армию.

Книга «История завоевания Перу», написанная автором 19 века Уильямом Х. Прескоттом, рассказывает о дилемме, в которой оказались испанские войска. Любое нападение на армии инков, возвышавшихся над долиной, было бы самоубийственным. Об отступлении не могло быть и речи, потому что любое проявление слабости могло подорвать их непобедимый вид и привести к преследованию и закрытию горных перевалов. Писарро утверждал, что после того, как в огромных каменных крепостях, усеивающих их путь побега, будет размещен гарнизон, они окажутся неприступными. Но ничего не делать, добавил он, не лучше, поскольку продолжительный контакт с туземцами развеет страх перед испанскими «сверхъестественными способностями», сдерживающими их.

Prelude

Писарро собрал своих офицеров вечером 15 ноября и обрисовал в общих чертах схему, которая напомнила воспоминания о подвигах Кортеса в Мексике своей дерзостью: он захватил императора из среды своих армий. Поскольку это невозможно было осуществить в открытом поле, Писарро пригласил инков в Кахамарку.

На следующий день Атауальпа возглавил процессию «большей части сил инков», но судьба Писарро резко изменилась. когда Атауальпа объявил, что большая часть его войска разбит лагерь за стенами города. Он просил предоставить помещения только для себя и своей свиты, которые оставят свое оружие в знак дружелюбия и абсолютной уверенности.

Незадолго до захода солнца Атауальпа оставил сопровождавших его вооруженных воинов на открытом лугу около в полумиле от Кахамарки. Его ближайший отряд все еще насчитывал более семи тысяч человек, но они были безоружны, за исключением небольших боевых топоров, предназначенных для показа. Служители Атауальпы были богато одеты в церемониальные одежды. Многие носили на головах золотые или серебряные диски, а главной вечеринке предшествовала группа в клетчатых цветах, которая пела, подметая дорогу перед Атауальпой. Самого инка несли в носилках, выстланных перьями попугая и частично покрытых серебром, которые несли восемьдесят высокопоставленных инков в ярко-синей одежде. Похоже, что Атауальпа намеревался произвести впечатление на небольшую испанскую армию этим проявлением великолепия, и он не ожидал засады.

Испанцы скрылись в зданиях, окружавших пустую площадь в центре города.. Пехота и всадники прятались в переулках, выходивших на эту открытую площадь. Испанская пехота была развернута для охраны входов в каменное здание в центре площади, а люди, вооруженные аркебузами и четырьмя небольшими пушками, заняли места внутри него. Писарро приказал своим людям хранить молчание и прятаться до тех пор, пока не выстрелят из оружия. В течение нескольких часов ожидания напряжение среди значительно превосходящих по численности испанцев росло, и Педро Писарро вспоминает, что многие из его товарищей мочились «от чистого ужаса».

Войдя на площадь, присутствовавшие ведущие инки на Атауальпе разделили свои ряды, чтобы его носилки можно было перенести в центр, где все остановились. Придворный инков со знаменем подошел к зданию, где была укрыта артиллерия, а Атауальпа, удивленный тем, что никто из испанцев не обратил внимания на запрос.

После короткой паузы Брат Винсенте де Вальверде в сопровождении переводчика вышел из дома, где жил Писарро. Неся крест и миссал, монах прошел через ряды служителей, которые рассредоточились, чтобы позволить носилкам инков добраться до центра площади. Вальверде подошел к инке, объявил себя посланником Бога и испанского престола и потребовал, чтобы он принял католицизм как свою веру и Карла V, императора Священной Римской империи как его суверенный правитель. Атауальпа был оскорблен и сбит с толку словами Вальверде. Хотя Атауальпа уже определил, что он не намерен уступать диктату испанцев, согласно летописцу Гарсиласо де ла Вега, он действительно попытался грубо, озадаченно исследовать детали веры испанцев и их king, что быстро увязло в плохо переведенной семантике и увеличило напряжение всех участников. Испанские источники расходятся по поводу конкретного события, вызвавшего бой, но все согласны с тем, что это было спонтанное решение после срыва переговоров (какими они были) с Атауальпой.

Описание событий инков

Титу Куси Юпанки (1529–1571), сын Манко II и племянник Атауальпы, продиктовал единственный рассказ инков о событиях, приведших к битве. По словам Титу Куси, Атауальпа получил «двух Виракочей », Писарро и де Сото, в дату, не указанную «за много дней» до битвы, предложив им золотую чашу с церемониальной чичей. «Испанец вылил это». Затем испанцы передали Атауальпе письмо (или книгу), которое, по их словам, было quillca (письмом) Бога и испанского короля. Оскорбленный потерей чичи, Атауальпа швырнул «письмо или что-то еще» на землю, приказав им уйти.

16 ноября Атауальпа прибыл в Кахамарку «без оружия для сражения и без снаряжения. защиты, "хотя они носили фолианты (ножи) и арканы для охоты на лам. Испанцы подошли к Атауальпе и сказали, что Вирокоча приказал им рассказать инке, кто они такие. Атауальпа послушал, затем дал одному из них золотую чашу чичи, которая не была выпита и не обращала никакого внимания. Разъяренный, Атауальпа встал и закричал: «Если ты неуважительно относишься ко мне, я тоже буду неуважительно относиться к тебе», и сказал, что убьет их, на что напали испанцы.

Единственное упоминание Титу Куси о представленной Библии, а затем брошенной на землю ограничивается столкновением, которое произошло до битвы, упущение, которое объяснялось либо его относительной незначительностью для инков, либо путаницей между событиями двух дней.

Битва и Захват Атауальпы
Захват Атауальпы Хуаном Лепиани

По сигналу к атаке испанцы открыли огонь по уязвимой массе инков и устремились вперед в согласованных действиях. Эффект был разрушительным, и шокированные и невооруженные инки оказали небольшое сопротивление. Испанские силы использовали кавалерийскую атаку против сил инков в сочетании с артиллерийским огнем из укрытий (силы инков также никогда раньше не сталкивались огнестрельным оружием ) в сочетании с звонком в колокола на лошадях, чтобы напугать инков.

Первой целью испанской атаки был Атауальпа и его высшие командиры. Писарро бросился на Атауальпу верхом, но инка оставался неподвижным. Испанцы отрезали руки служителям, несущим носилки Атауальпы, чтобы заставить их бросить их и дотянуться до него. Испанцы были поражены тем, что служители не обращали внимания на их раны и использовали свои культя или оставшиеся руки, чтобы удерживать их, пока несколько человек не были убиты и подстилка не осела. Атауальпа остался сидеть на носилках, в то время как большое количество его помощников бросилось вставать между носилками и испанцами, намеренно позволяя себе убить себя. Пока его люди резали служителей Атауальпы, Писарро проехал через них к тому месту, где испанский солдат вытащил инку из носилок. Пока он делал это, другие солдаты также достигли носилок и один попытался убить Атауальпу. Осознавая ценность Императора в качестве заложника, Писарро заблокировал атаку и в результате получил ранение мечом в руку.

Основные силы инков, которые сохранили свое оружие, но остались «примерно на четверть лиги». за пределами Кахамарки, разбросанные в замешательстве, когда оставшиеся в живых из тех, кто сопровождал Атауальпу, бежали с площади, разрушив при этом пятнадцатифутовую стену. Воины Атауальпы были ветеранами его недавних северных кампаний и составляли профессиональное ядро ​​армии инков, опытные воины, численность которых превосходила испанцев более чем 45 к 1 (8000 к 168). Однако шок от испанского нападения - в сочетании с духовным значением потери Сапа Инка и большинства его командиров одним махом - очевидно, подорвал боевой дух армии, приведя ее ряды в ужас и вызвав массовую атаку. разгром. Нет никаких доказательств того, что кто-либо из основных сил инков пытался атаковать испанцев в Кахамарке после успеха первоначальной засады.

Последствия

17-летняя жена Атауальпы была с армию и остался с ним, пока он был в тюрьме. После его казни она была доставлена ​​в Куско и взяла имя Донья Анджелина. К 1538 году она была любовницей Писарро, родив ему двух сыновей, Хуана и Франсиско. После его убийства в 1541 году она вышла замуж за переводчика Хуана де Бетансоса, который позже написал «Рассказы об инках», первая часть посвящена истории инков вплоть до прибытия испанцев, а вторая часть - завоеванию до 1557 года, в основном от Точка зрения инков и упоминания об интервью со стражниками инков, которые находились рядом с носилками Атауальпы, когда он был схвачен. До тех пор, пока в 1987 году не была найдена и опубликована полная рукопись, были известны только первые 18 неопубликованных глав первой части.

Франсиско Ксерес написал отчет о битве при Кахамарке.

Распространенность не- Европейцы во время испанского завоевания

Испанские завоевательные сражения велись не только солдатами европейского происхождения. Испанцы часто использовали местных жителей, черных солдат и порабощенных людей в своих наступлениях. Фактически, количество чернокожих и местных мужчин иногда превосходило численностью испанских солдат в более поздних завоеваниях. Например, испанские конкистадоры сильно полагались на своих тлашкальских союзников в своей кампании 1519 года против Мексики. Испанцы смогли извлечь выгоду из гражданских конфликтов и присоединиться к тлашкальским солдатам, которые значительно превосходили их численностью и обеспечивали значительные силы. Что касается чернокожих людей во время завоевания, освобожденные черные солдаты были довольно успешными, в то время как черные рабы остаются практически безымянными и непризнанными. Черные люди, такие как Хуан Гарридо, уроженец Королевства Конго, получили богатство и признание благодаря своим завоеваниям в Мексике.

Испанцы наняли нескольких черных конкистадоров в битве при Кахамарке. Записи указывают на то, что в перуанском завоевании Писарро участвовали два черных солдата.

Первым был всадник по имени Мигель Руис. Родом из Севильи, Испания, его сослуживцы тепло называли Руиса «Мигель Руис де Лоро» из-за более светлого цвета кожи. Руиз, сын раба, был неграмотным. Несмотря на это, он был неотъемлемой частью экспедиции, так как получил двойную долю золота и серебра. Руис был убит туземцами во время более поздней экспедиции в Куско, Перу, и получил еще одну полную долю золота и серебра посмертно. Руис оставил после себя сына от никарагуанской индийской женщины. Мигель Руис пользовался большим уважением среди своих сверстников по сравнению с другим чернокожим солдатом, Хуаном Гарсиа Прегонеро, скорее всего, из-за его статуса.

Вторым чернокожим солдатом был глашатай и волынщик Хуан Гарсия Прегонеро. Его называют Хуаном Гарсией Прегонеро или Хуаном Гарсией Гайтеро из-за его соответствующей работы. Согласно записям, Хуан Гарсия Прегонеро несколько раз упоминается как «негр», но, скорее всего, не имел полного африканского происхождения. Прегонеро был неграмотным и, в частности, считался низшим плебеем. Он получил ⅝ доли золота и 5/9 доли серебра в Кахамарке и продолжил сражаться в Куско, где получил больше долей богатства. Несмотря на то, что он был глашатаем и волынщиком, одним из основных ожиданий Прегонеро было разделение золота на акции, а это серьезное мероприятие. Он вернулся в Испанию в 1540-х годах, предположительно со своей перуанской женой и детьми.

В битве при Кахамарке было неизвестное количество черных рабов. В отличие от сценариев, которые позволяют установить истории двух черных конкистадоров, документации для рабов в экспедиции Писарро очень мало. Несмотря на это, многочисленные упоминания рабов очевидны. Во-первых, испанцы понесли только одну потерю в битве за Атауальпу, которая была смертью черного безымянного раба. Среди других примеров - черный раб, которому преемник Атауальпы, Манко Инка, отрезал палец, или черный раб, обнаруживший пресную воду, вероятно, спас свою компанию от обезвоживания. Наконец, записи показывают, что лакей Эрнандо де Монтальбо, среди прочего, привез с собой черного раба. Некоторые из этих мужчин из-за своего статуса рабов не были указаны как официальные солдаты или пешки и не получали никакой доли богатства. Но, как следует из записей, эти люди, кажется, действовали в роли солдата по необходимости.

Записи чернокожих солдат в битве при Кахамарке косвенно предоставляют информацию о расовых нормах и социальной идентичности во время испанского завоевания. Из записей Хуана Гарсиа Прегонеро в битве при Кахамарке можно сделать вывод, что лидеры конкистадоров были заинтересованы в использовании черного глашата. Кроме того, история Мигеля Руиса демонстрирует идею о том, что термин «Лоро» использовался для сердечного описания человека смешанной расы или желтоватого оттенка кожи. Это контрастирует с термином «мулат», который может указывать на холодное или враждебное отношение к человеку, о котором идет речь.

Ссылки
Дополнительная литература

Координаты : 7 ° 09'52 ″ ю.ш. 78 ° 30'38 ″ з.д. / 7,16444 ° ю.ш. 78,51056 ° з.д. / -7,16444; -78.51056

Последняя правка сделана 2021-05-12 03:09:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте