Империя Тиуанако-Вари. Тиуанако-Вари | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
6 век – 11 век | |||||||||||||||
Расширение и область культурного влияния. | |||||||||||||||
Столица | Хуари | ||||||||||||||
Общие языки | Аймара ? и др. | ||||||||||||||
Религия | Бог Посоха | ||||||||||||||
Историческая эпоха | Средний горизонт | ||||||||||||||
• Основание | 6 век | ||||||||||||||
• Исчезновение | 11 век | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
Сегодня часть | Перу |
Империя Вари была политическим образованием, которое возникло около 600 г. н.э. в центральном нагорье Перу и просуществовало около 500 лет. до 1100 г. н.э. Он действовал примерно в то же время, что и культура Тиуанако, и одно время считалось, что он произошел от нее. В 2008 году археологи обнаружили доисторический город, руины Северного Вари, также называемые Серро Патапо, недалеко от современного Чиклайо. Находка была первой, которая показала обширное поселение, связанное с культурой вари, что далеко на севере, и продемонстрировала, что они имели длительный период влияния.
Некоторые ученые в этой области спорят, можно ли называть общины Вари «империя». Например, археолог Рут Шейди предположила, что общество лучше рассматривать как свободную экономическую сеть центров Вари.
Ученые, которые утверждают, что общество действительно образовало империю, включали Уильяма Исбелла, Кэтрин Шрайбер и Луиса Лумбрераса. Они отмечают строительство обширной сети дорог, соединяющих провинциальные города, а также строительство сложной характерной архитектуры в его крупных центрах, некоторые из которых были довольно обширными. Руководителям приходилось планировать проекты и организовывать большое количество сотрудников для выполнения таких проектов.
Обнаружение в начале 2013 года нетронутой императорской королевской гробницы Эль-Кастильо-де-Уармей свидетельствует о том, что материальное богатство и политическая власть, которыми варили на протяжении веков. Обнаружение трех тел королевских женщин и их погребальных сокровищ, а также сопровождающих их шестидесяти тел демонстрирует культуру с материальным достатком, политической властью и административным аппаратом, обеспечивающими широкое почитание царских мертвецов.
Империя Вари была государством второго поколения Андского региона; и ему, и Тиуанако предшествовало государство моче первого поколения. Расширяясь, чтобы охватить новые государства, Империя Вари практиковала политику, позволяющую местным лидерам недавно приобретенной территории сохранять контроль над своей территорией, если они соглашались присоединиться к империи Вари и подчиняться Вари. Вари требовал от своих подданных труда мит'а (невзаимный общественный труд государства) в качестве дани. Рабочие Мита участвовали в строительстве зданий в столице Вари и в провинциях.
Политические отношения между Вари и Тиуанако были сопоставлены археологом Джойсом Маркусом с отношениями Соединенных Штатов и Советского Союза во время холодной войны: эти два империи не воевали друг с другом из-за страха взаимного уничтожения. Две империи встретились в Мокегуа, где народы Вари и Тиуанако сосуществовали без конфликтов.
Хотя Вари, вероятно, обладал значительной организационной и административной властью, остается неясным, каковы истоки его политических и художественных форм. Новые данные свидетельствуют о том, что идеологические формирования Вари и Тиуанако могут быть прослежены не столько в результате распространения черт Тиуанако на север, так и к предыдущим событиям в Пукаре, культуре раннего промежуточного периода на севере. озера Титикака. Похоже, что государственное устройство дожило до ок. 1100 год нашей эры, когда он рухнул, вероятно, в результате как изменения окружающей среды, так и внутренних социально-политических стрессов.