Культура вари

редактировать
Культура уари. Вари
6–10 век
Расширение и область влияния Империи Вари около 800 г. н.э. Расширение и ареал влияния Империи Вари около 800 г. н.э.
СтолицаХуари
Общие языкиКечуа, другие (Кулли, Квиннам, Аймара, Мочика )
РелигияАндские верования (Бог Посоха )
Правительствонеизвестно
Историческая эпохаСредний горизонт
• Основание6 век
• Исчезновение10 век
ПредшествующийПреемник
культура моче
культура Лимы
Культура Наска
Империя Вари
Сегодня частьПеру

Вари (Испанский : Хуари) были цивилизацией Среднего Горизонта который процветал в южно-центральных Андах и прибрежных районах современного Перу примерно с 500 по 1000 г. н.э.

Вари, поскольку бывшая столица была называется, расположен в 11 км (6,8 миль) к северо-востоку от современного города Аякучо, Перу. Этот город был центром цивилизации, покрывавшей большую часть высокогорья и побережья современного Перу. Лучше всего сохранившиеся остатки, помимо руин Вари, - это недавно обнаруженные руины Северного Вари около города Чиклайо и Серро Баул в Мокегуа. Также хорошо известны руины Вари в Пикиллакта («Блошиный город»), недалеко к юго-востоку от Куско на пути к озеру Титикака.

Однако, до сих пор ведутся споры о том, доминировали ли вари на Центральном побережье или государства на Центральном побережье были коммерческими государствами, способными взаимодействовать с народом вари, не находясь под их политическим доминированием.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Правительство
  • 3 Архитектура
  • 4 Искусство
  • 5 Галерея
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

История

Вначале Вари расширили свою территорию, включив древний оракул центр Пачакамак, хотя, похоже, он оставался в значительной степени автономным. Позже вари стали доминировать на большей части территории более ранних моче и более поздних чиму культур. Причина этого расширения обсуждалась; считается, что это было вызвано религиозным обращением, распространением сельскохозяйственных знаний (в частности, террасное земледелие ) или военными завоеваниями. Милитаризм и связанные с ним угрозы / насилие неизменно играли роль в расширении и поддержании древних империй, и Вари не исключение. Свидетельства насилия, присутствующего в культуре вари, наиболее заметны в городе Кончопата.

В результате многовековой засухи культура вари начала ухудшаться примерно в 800 году нашей эры. Археологи определили, что город Вари был резко обезлюден к 1000 году нашей эры, хотя он продолжал быть оккупированным небольшим количеством потомков. В зданиях в Вари и других правительственных центрах были дверные проемы, которые были намеренно заблокированы, как будто Вари намеревались вернуться однажды, когда снова начнутся дожди. Однако к тому времени, когда это случилось, Вари исчез из истории. Тем временем сокращающиеся жители городов Вари прекратили все основные строительные работы. Археологические данные показывают значительный уровень межличностного насилия, предполагая, что войны и набеги увеличились среди соперничающих групп после краха государственной структуры Вари. Говорят, что с крахом Вари начался Поздний промежуточный период.

Правительство

Мало что известно о деталях административной структуры Вари, поскольку они, похоже, не использовали какую-либо форму письменной записи. Вместо этого они использовали инструмент под названием кипу, или «узловая запись». Несмотря на то, что он наиболее широко известен своим использованием в бухгалтерском учете инков, многие ученые считают, что самое раннее его использование в качестве инструмента записи произошло в Вари. Однако археологи по-прежнему полагаются на однородную административную архитектуру и свидетельства значительного социального расслоения, чтобы лучше понять сложную социально-политическую иерархию Вари.

Обнаружение в начале 2013 года нетронутой королевской гробницы Эль-Кастильо-де-Уармей позволяет по-новому взглянуть на социальное и политическое влияние Вари в этот период. Разнообразие и размеры предметов захоронения, сопровождающих трех королевских женщин, указывают на культуру со значительным материальным богатством и власть, которая доминировала на значительной части северного побережья Перу на протяжении многих десятилетий.

Еще один пример захоронений, помогающих установить социальную жизнь. стратификация находится в городе Кончопата, где были обнаружены останки более 200 человек. Этот город расположен примерно в 10 км от столицы. До раскопок город считался городом гончаров, но изученные захоронения показали, что город занимали слуги, средний класс, элита и даже, возможно, низкие короли или губернаторы. Дальнейшие исследования случайной выборки захоронений на этом месте показали, что 26 процентов исследованных черепов взрослых мужчин и женщин имели по крайней мере одну заднюю рану, в то время как только у женщин были передние раны. Различные уровни насилия по признаку пола свидетельствуют о некоторой систематической иерархии.

Архитектура

В период своего расширения штат Вари основал во многих своих провинциях архитектурно отличительные административные центры, но у них часто не было формального планирования, как это было во многих других городах Анд. Эти центры явно отличаются от архитектуры Тиуанако, который, как полагают некоторые ученые (например, Джон В. Янусек), был более федерализованным государством. Архитектура Вари чаще всего строилась из грубых полевых камней, покрытых белой штукатуркой. Обычно строения представляли собой большие прямоугольные ограждения без окон, с несколькими входами, и в этих местах не было центрального места, где люди собирались бы для ритуалов или церемоний. Это почти прямо контрастирует с Тиуанако, где был более открытый архитектурный план, который мог легко вместить сразу несколько человек. Отличительной формой архитектуры для Вари было использование D-образных структур. Эти конструкции обычно использовались для храмов и были относительно небольшими, всего 10 метров. Используя административные центры, такие как свои храмы, Вари сильно повлияли на окружающую сельскую местность. Ученые смогли посмотреть на инков, чтобы реконструировать часть архитектуры Вари. Вдоль системы шоссе инков было обнаружено несколько провинциальных участков Вари, что свидетельствует о том, что Вари использовали аналогичную сеть дорог. Они также создали новые поля с помощью технологии террасных полей, в которой инки также черпали вдохновение.

Искусство

Вари особенно известны своими тканями, которые хорошо сохранились в пустынных захоронениях. Стандартизация текстильных мотивов служит художественным свидетельством государственного контроля над производством элитного искусства в штате Вари. Сохранившиеся ткани включают гобелены, шляпы и туники для высокопоставленных чиновников. В каждой тунике от шести до девяти миль нити, и они часто содержат весьма абстрактные версии типичных андских художественных мотивов, таких как Бог Посоха. Возможно, эти абстрактные узоры служили «таинственным или эзотерическим кодом для защиты от непосвященных посторонних субъектов» и что геометрические искажения заставляли грудь владельца казаться больше, чтобы отразить его высокий статус.

Вари также производили очень сложные изделия. изделия из металла и керамики с дизайном, аналогичным текстилю. Наиболее распространенными металлами были серебро и медь, хотя золотые артефакты Вари также сохранились. Наиболее распространенными металлическими предметами были циру, чаши, украшения, маски из связок мумий, булавки для мантий и фигурки из листов, демонстрирующие, как носили туники. Керамика, как правило, была полихромной, и на ней часто изображалась еда и животные. Кончопата, судя по всему, была керамическим центром культуры Вари, учитывая большое количество гончарных инструментов, помещений для обжига, ям обжиговых печей, черепков и керамических форм. В одном из храмов в форме буквы D в Кончопате на полу стояли разбитые сосуды чича и человеческие головы, помещенные в качестве подношений в виде человеческих жертв.

Галерея

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Кольер, Саймон и др. (Ред.) (1992). Кембриджская энциклопедия Латинской Америки и Карибского бассейна (Второе изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-41322-0. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
  • Венделл К. Беннетт, Раскопки в Вари, Аякучо, Перу (1953 г.).
  • Гордон Ф. МакЭван, Средний горизонт в долине Куско, Перу: влияние оккупации вари в бассейне Лукре (1987).
  • Уильям Х. Исбелл и Гордон Ф. Макьюэн, редакторы, Административная структура Хуари: доисторическая монументальная архитектура и государственное правительство (1991).
  • Катарина Дж. Шрайбер, Империализм Вари в Среднем горизонте Перу (1992).
  • Тунг, Тиффини (2012). Насилие, ритуал и империя Вари: социальная биоархеология империализма в древних Андах. Университетское издательство Флориды.

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с культурой вар.
Последняя правка сделана 2021-06-20 08:27:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте