Ekeko

редактировать
Экеко
Бог изобилия
Ekeko.jpg
Другие именаАймара : икикю. Кечуа : экджакджо
РегионАндское высокогорье
Этническая группаАймара
ФестивалиАласитас
Представление Экеко в Ла-Пасе, Боливия

Экеко - Тиуанаканский (доколумбовая цивилизация) бог изобилия и процветания в мифологии и фольклоре людей из перу и боливийцев Альтиплано Его главное значение в массовой культуре i s в качестве главного деятеля ежегодной ярмарки Аласитас, культурного события, которое проводится каждый 24 января в Ла-Пас, Боливия. Экеко - традиционный бог удачи и процветания, популярный на всей западной территории Боливии. В Перу главный праздник отмечается 3 мая каждого года в городе Пуно на холме Мачаллата.

Этимология

Имя Экеко происходит от изменения первоначального термина Экхако или Экако, популярного как Эхехо, который был древним богом удачи и процветания в Кулласую. Эхако часто упоминали, когда позор нарушал их дома.

Происхождение

Доколумбовые ссылки

Ученый Эрнесто Кавур в своей книге Alasitas, ссылается на антропоморфные и зооморфные каменные, глиняные и золотые фигуры, которые были найдены на территориях, принадлежащих боливийским департаментам Ла-Паса, Оруро и Потоси. Кавур считает, что эти цифры были сделаны с использованием базальта, добытого из доколумбовых рудников на берегах озера Поопо и андезита с полуострова Копакабана.

, со своей стороны, сосредоточил свои исследования на антропоморфных фигурах с фаллическими элементами и выступающими горбами, которые, по его мнению, восходят к цивилизации инков. и, по его наблюдениям, они соответствовали бы предшественникам колониального Экеко.

Историк Антонио Паредес Кандия считает, что эти фигуры являются остатками древних священных праздников. во время летнего солнцестояния в южном полушарии. Артур Познанский также отмечает, что в дни около 22 декабря, в культуре Тиуанако, население поклонялось своим божествам, прося удачи, предлагая миниатюры того, что они хотели получить. или достичь.

Характеристики

Описание

Изображение Экеко в Пуно, Перу

Экеко изображен как мужчина с усами, носящий традиционные Андская одежда (особенно пончо) и полностью загруженная сумками и корзинами с зерном и продуктами (сравните с рогом изобилия некоторых греко-римских божеств), предметами домашнего обихода, денежными купюрами и вообще всем, что считается, что человек хочет или нуждается в комфортной и благополучной жизни; его обычно находят в виде маленькой статуи, которую ставят в каком-нибудь месте дома, желательно в удобном, но также в виде амулета , прикрепленного к кольцам для ключей; современные статуи бога включают круглое отверстие во рту, в которое можно положить сигарету для удовольствия Экеко. По последней традиции Ekeko «выкуривает» зажженную сигарету раз в год, чтобы обеспечить процветание в течение всего года.

Экеко нужно поставить на почетное место дома. Некоторые версии можно носить в ожерельях или брелоках.

Цель

Экеко приносит своим прихожанам денежное богатство. Прежде чем он предоставит свои услуги, обычно требуется подношение. Банкноты часто прикрепляются к Ekeko в качестве подношений, но некоторые статуэтки позволяют прикурить сигарету в качестве подношения. Фигурки, которые позволяют предлагать сигареты, имеют отверстия для рта, достаточно большие для того, чтобы можно было вставить сигареты. Кроме того, Экеко дает хороший урожай, когда предлагается зерно.

Легенда об Экеко

Легенда об Экеко, по рассказу, датируется примерно 1781 годом в Ла-Пасе, Боливия. В это время город Ла-Пас находился в осаде коренных жителей, которые все еще вели войну с испанскими войсками.

История происхождения Экеко начинается с Паулиты Тинтая, индийской девушки, которая работала на Донью Хосефа Урсулу де Рохас Форонда в Ла-Пасе.

Девушка была влюблена в Исидоро Чокеуанка. Несколько лет назад она покинула гасиенду, где они оба выросли. Перед ее отъездом Исидоро дал ей небольшую статую, чтобы защитить ее. Эта небольшая статуя была Экеко, который был известен жителям Анд как бог удачи и удачи.

Во время осады люди умирали от голода. Исидоро был зачислен в местную армию, и ему удалось добраться до дома Паулины. Каждую неделю он оставлял ее еду возле статуи, которая стояла возле дома, но никто не знал, что он это делает. И Паулина, и ее босс, Донья Хосефа, смогли пережить осаду из-за еды, оставленной Исидоро возле статуи. Это источник веры в способность Экеко обеспечивать изобилие.

Центральная роль в фестивале Аласитас

Еще одно впечатление художника от Экеко в Боливии.

В марте 2011 года Элизабет Салгуэро, министр культуры, номинировала Аласитаса вместе с двумя другими боливийцами. фестивали ЮНЕСКО за признание всемирного наследия как часть культурного и нематериального наследия человечества. Люди приезжают на мероприятие со всего города и даже едут из других городов Боливии, чтобы купить миниатюрные версии товаров, чтобы раздать их другим, в надежде, что получатель получит настоящий предмет в течение ближайшего года.

В других регионах фестиваль Экеко проводится в октябре и известен под названием Кальварио.

Примечания

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с Экеко в Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-18 09:55:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте