Тайская народная религия

редактировать
Анимистские религиозные верования, традиционно и исторически исповедуемые группами этнических тайских народов Храм Пхо Паданга в Ломе Сак, Провинция Пхетчабун, Таиланд. Внутренний зал святыни бога Бо Лек Нам Пхи в провинции Уттарадит, Таиланд.

народная религия тай, или сатсана пхи (лаосский: ສາ ສະ ໜາ ຜີ; тайский: ศาสนา ผี, /sàːt.sa.nǎː.pʰǐː/, «религия духов») или Бан Пхи (на языке ахом ) - это форма анимистических религиозных верований, традиционно и исторически исповедуемых группами этнических тайских народов.

тайских народных анимистических традиций практикуются лао, тай ахом, шанцами, людьми даи, тай кхамти, Лао Исан и тайцы из Таиланда. Эти религии являются анимистическими и политеистическими, и их практика включает классы шаманов и поклонения предкам.

Среди лаосцев Лао Лум и Лао Лом являются преимущественно буддистами, в то время как Лао Теунг и Лао Сун являются преимущественно народно-религиозными. Традиции тайского народного анимизма также были включены в лаосский буддизм.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Священники: мофи
  • 3 Церемонии
  • 4 Варианты
    • 4.1 Религия ахом
    • 4.2 Религия Ламета
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

Обзор

В рамках системы убеждений Сатсана Пхи, сверхъестественные божества (ຜີ, ผี, [pʰiː]) или боги иногда могут быть богами-покровителями зданий или территорий, природных мест или вещей. Божества также могут быть духами предков или другими типами духов сверхъестественных сил. Такие божества часто взаимодействуют с миром живых, временами защищая людей, а иногда кажутся причиняющими вред. Божества-хранители мест, таких как пхи ват (ຜີ ວັດ, ผี วัด) храмов и лак-муанг (ຫລັກ ເມືອງ, หลักเมือง, [lak mɯːaŋ]) городов, прославляются и умилостивляют общими собраниями и подношением еды. Боги индуистского происхождения включены в пантеон богов Сатсана Пхи, а также несколько коренных неиндуистских богов, называемых пхи-тхэн (ຜີ ແຖນ, ผี แถน). Боги вездесущи, некоторые из них связаны с универсальными элементами: небом, землей, огнем и водой.

Система верований включает тридцать два типично защитных телесных духа, известных как хван (ຂວັນ, ขวัญ, ). В определенных особых случаях в течение жизни человека, например перед предстоящим браком, сменой работы или в другие периоды высокой неопределенности, определенные Baci (ບາ ສີ, [bàː.sǐː], บายศรี, [bāːj.sǐː]) церемонии иногда выполняются на благо человека с целью должным образом повторно привязать таких телесных духов "хван" обратно к своему телу, поскольку непреднамеренное ослабление таких связей, как полагают, может привести к риску заболевания или вред. Бацирский обряд призывает всех 32 хванов вернуться к себе, чтобы даровать здоровье, процветание и благополучие пострадавшему участнику. Во время таких церемоний на запястьях участников часто обвязывают хлопковые нити, чтобы удержать духи на месте. Церемонию баци можно также проводить, чтобы поприветствовать гостей дома до и после долгой поездки, в качестве лечебного ритуала или после выздоровления от болезни. Этот обряд также является центральным ритуалом как для свадебной церемонии Лао Лум, так и для церемонии наречения новорожденного ребенка.

В повседневной жизни большинство людей отдают дань уважения божествам, обитающим в дома духа, которые, как считается, защищают от вреда территорию, прилегающую к дому духа. Эти дома духов представляют собой миниатюрные святыни, построенные для представления присутствия божества святыни, точно так же, как храм в натуральную величину предназначен для представления такого «присутствия». Даются подношения цветов, благовоний и свечей, и во время перемен или трудностей советуются с духами для защиты и помощи. К естественным божествам относятся те, которые обитают на деревьях, в горах или лесах.

Духи-хранители людей часто включают в себя предков или ангельских существ, приходящих в разные моменты жизни, более известные как тевада. Злобные духи (пхи пхету) включают те хваны людей, которые были плохими в прошлых жизнях или умерли трагической смертью, такие как ужасный фи-поб (ຜີ ປອບ, ผี ป อบ) и вампирский фи-дип (ຜີ ດິບ, ผีดิบ). Божества, связанные с определенными местами, такими как дом, река или роща деревьев, не являются ни доброжелательными, ни злыми, а случайные подношения обеспечивают их благосклонность и помощь в человеческих делах.

Священники: mophi

Класс священников, называемых мофи (mo-phi ໝໍ ຜີ, หมอผี), «счетчики», обученные на местном уровне шаманы, специалисты по ритуалам и общению со своими личными ангелами и богами в целом. Используя транс, священные предметы, наделенные сверхъестественной силой, или вещи и ритуалы, такие как lam phi fa (ລຳ ຜີ ຟ້າ, ลำ ผีฟ้า, [lam pʰiː faː]) или baci, шаман становится часто консультируются во время неприятностей, привидений, болезней или других несчастий, которые могут быть вызваны злыми или несчастными духами. Они также обычно присутствуют во время религиозных праздников.

Церемонии

A баци обряд, проводимый семьей из Вьентьяна.

Церемонии, посвященные богам, обычно включают подношение курицы и рисовое вино. Как только боги заберут духовную сущность подношения, люди могут съесть земные останки. Глава семьи или человек, желающий снискать расположение богов, обычно выполняет ритуал. Во многих деревнях человека, обычно пожилого человека, который, как считается, обладает особыми знаниями о богах, могут попросить выбрать благоприятный день для свадьбы или других важных событий или для домашних обрядов.

Деревни низменного лаоса верят, что они защищены фи-баном, который требует ежегодного пожертвования для обеспечения постоянного процветания деревни. Специалист по деревенским ритуалам руководит этим важным ритуалом, который в прошлом часто предполагал принесение в жертву водяного буйвола и до сих пор является поводом для закрытия деревни для посторонних на день. Лянпхи бан (подпитка деревенского духа) также выполняет важную социальную функцию, подтверждая границы деревни и общие интересы всех жителей.

Для последователей Сатсана Пхи (тайская народная религия людей), поклонение предкам очень важно, хотя у каждой этнической группы свои обычаи и верования. Тай Ахом называл его Пхи Дам или богом предков. Кхму называют духов хроой, и они подобны фи Лао Лум; домашний дух особенно важен, а духи диких мест следует избегать или изгонять из деревни.

Варианты

Религия Ахом

Религия Ахома придерживается той же веры в фи, хван и поклонение предкам. Они предлагают курицу и традиционное рисовое пиво, известное как лао, на церемонии поклонения предкам Пхи Дам (Дух предков) и Бан-Пхи (Дух деревни).

Религия Ламет

Люди ламет придерживаются схожих верований, и в каждой деревне должен быть один ритуалист (xemia), который несет ответственность за принесение всех жертв деревенским богам. Он также курирует коммунальные дома и руководит строительством любых новых домов. Когда практикующий ритуал умирает, один из его сыновей избирается женатыми мужчинами деревни в качестве его преемника. Если у него нет сыновей, то выбирается один из сыновей его брата.

Духи предков (mbrong n'a) очень важны для ламет, потому что они заботятся о благополучии всего дома. Они живут в доме, и никакая деятельность не осуществляется без их уведомления. Духи предков любили буйволов; таким образом, черепа буйволов или рога жертв вешают на алтарь предков или под фронтоном дома. Чтобы не оскорбить духов предков, соблюдаются многочисленные табу на поведение в доме.

См. Также

Ссылки

Библиография

  • Ёсихиса Шираяма, Самлан Фомпида, Чуши Куроива. Борьба с малярией наряду с «Садсана-Фи» (система убеждений анимистов) в Лаосской Народно-Демократической Республике. В: Современная медицина и верования в здоровье коренных народов, Том 37, № 4, июль 2006 г.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-09 07:39:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте