Эллинистический иудаизм был форма иудаизма классической античности, сочетающая еврейскую религиозную традицию с элементами греческой культуры. До падения Западной Римской империи и ранних мусульманских завоеваний основными центрами эллинистического иудаизма были Александрия в Египте и Антиохия в Сирии (ныне на юге Турции ), два основных греческих городских поселения в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, оба основанные в конце четвертый век до н. э. после завоеваний Александра Великого. Эллинистический иудаизм также существовал в Иерусалиме в период Второго Храма, где произошел конфликт между эллинизаторами и традиционалистами.
Основным литературным продуктом связи иудаизма Второго Храма и эллинистической культуры является перевод Септуагинты еврейской Библии 42>от библейского иврита и библейского арамейского до греческого койне, в частности, еврейского греческого койне. Следует упомянуть также философские и этические трактаты Филона и историографические работы других эллинистических еврейских авторов.
Упадок эллинистического иудаизма начался во втором веке, и его причины до сих пор не полностью определены. понял. Возможно, что в конечном итоге оно было вытеснено, частично поглощено или постепенно стало койнеязычным ядром раннего христианства, основанного на Антиохии и его традициях, таких как мелькит. Греко-католическая церковь и Греческая православная церковь Антиохии.
Завоевания Александра в конце четвертого века до н.э. распространили греческую культуру и колонизацию - процесс культурных изменений, называемый эллинизацией, - в негреческих странах, включая Левант. Это дало начало эллинистическому периоду, который стремился создать общую или универсальную культуру в Александрийской империи, основанную на культуре Афин пятого века, а также слияние Ближневосточные культуры. Этот период характеризовался новой волной греческой колонизации, в результате которой были основаны греческие города и королевства в Азии и Африке, самой известной из которых была Александрия в Египте. Были основаны новые города, состоящие из колонистов из разных уголков греческого мира, а не из определенной метрополии («метрополия»), как раньше.
Мозаичный пол еврейской синагоги Эгина (300 г. до н.э.).Эти евреи, жившие в странах к западу от Леванта, сформировали эллинистическую диаспору. Египетская диаспора - самая известная из них. Это свидетельствовало о тесных связях, а на самом деле прочной экономической интеграции Иудеи с Птолемеевым царством, правившим из Александрии, а также дружественных отношениях, которые существовали между королевским двором и лидерами еврейской общины. Это была диаспора выбора, а не навязывания. Информация о диаспорах на других территориях менее надежна. Это предполагает, что ситуация в целом была такой же, как и в Египте.
Еврейская жизнь как в Иудее, так и в диаспоре находилась под влиянием культуры и языка эллинизма. Греки благосклонно относились к еврейской культуре, тогда как эллинизм, наоборот, приобрел приверженцев среди евреев. Хотя эллинизм иногда представлялся (под влиянием 2 Маккавеев, который, в частности, был написан на греческом языке койне), как угроза ассимиляции, диаметрально противоположная еврейской традиции,
адаптация к эллинской культуре не требовала компромисс еврейских заповедей или совести. Когда в Иерусалиме была открыта греческая гимназия, ее основал еврейский первосвященник. Вскоре другие священники вступили в схватки на палестре. Они явно не считали такую деятельность подрывом их священнических обязанностей.
— Эрих С. ГруэнГлавной религиозной проблемой, отделявшей эллинизированных евреев от традиционных евреев, было применение библейских законов в эллинистическом (или римском, или другом нееврейском)) империя.
Под сюзеренитетом царства Птолемеев, а затем империи Селевкидов, Иудея была свидетелем периода мира и защита его институтов. За их помощь против своих врагов Птолемеев Антиох III Великий пообещал своим еврейским подданным снижение налогов и средств на восстановление города Иерусалима и Второго Храма.
Отношения ухудшились при преемнике Антиоха Селевк IV Филопатор, а затем, по не вполне понятным причинам, его преемник Антиох IV Епифан радикально отменил прежнюю политику уважения и защиты, запретив основные еврейские религиозные обряды и традиции в Иудее (хотя не среди диаспоры) и вызвал восстание традиционалистов против греческого правления. В результате этого восстания было сформировано независимое еврейское царство, известное как династия Хасмонеев, просуществовавшая с 165 до 63 г. до н. Э. Династия Хасмонеев в конечном итоге распалась из-за гражданской войны, которая совпала с гражданскими войнами в Риме.
Гражданская война Хасмонеев началась, когда первосвященник Гиркан II (сторонник фарисеев ) был свергнут своим младшим братом Аристобулом II (сторонником саддукеев ). Третья фракция, состоящая в основном из идумейцев из Мареши, во главе с Антипатром и его сыном Иродом, восстановила Гиркана, который, согласно Иосифу Флавию, был просто Марионетка Антипатра. В 47 г. до н. Э. Антигон, племянник Гиркана II и сын Аристобула II, попросил Юлия Цезаря разрешения свергнуть Антипатра. Цезарь проигнорировал его, и в 42 г. до н. Э. Антигон с помощью парфян победил Ирода. Антигон правил всего три года, пока Ирод с помощью Рима не сверг его и не казнил. Антигон был последним правителем Хасмонеев.
Основным литературным продуктом соприкосновения иудаизма и эллинистической культуры является Септуагинта, а также Книга мудрости, Сирах, апокриф и псевдоэпиграфическая апокалиптическая литература (например, Предположение Моисея, Заветы Двенадцать Патриархов, Книга Варуха, Греческий Апокалипсис Варуха и т. д.), относящиеся к тому периоду. Важными источниками являются Филон Александрийский и Иосиф Флавий. Некоторые ученые считают Павла из Тарса эллинистом, хотя он сам называл себя фарисеем (Деян. 23: 6).
Филон Александрийский был важным апологетом иудаизма, представляя его как традицию почтенной древности, которая далеко не варварский культ восточного кочевого племени с его доктриной монотеизм предвосхитил принципы эллинистической философии. Филон мог опираться на еврейскую традицию, чтобы использовать обычаи, которые греки считали примитивными или экзотическими, в качестве основы для метафор : таких как «обрезание сердца» в погоне за добродетелью. Следовательно, эллинистический иудаизм подчеркивал монотеистическую доктрину (heis theos) и представлял разум (logos ) и мудрость (sophia ) как эманации от Бога.
За пределами Тарса, Александретты, Антиохии и Северо-Западной Сирии (основные «киликийские и азиатские» центры эллинистического иудаизма в Леванте), вторая половина периода Второго Храма засвидетельствовала ускорение эллинизации в самом Израиле, и еврейские первосвященники и аристократы одинаково приняли греческие имена:
'Ḥoni' стал 'Menelaus'; «Джошуа» стал «Ясоном» или «Иисусом» [ησοῦς]. Влияние эллинов пронизывало все, и даже в самых твердынях иудаизма оно изменяло организацию государства, законы и общественные дела, искусство, науку и промышленность, затрагивая даже обычные вещи в жизни и общие ассоциации людей. […] Надпись, запрещающая чужакам продвигаться дальше определенного места в Храме, была на греческом языке; и, вероятно, было необходимо из-за присутствия множества евреев из грекоязычных стран во время праздников (сравните «ропот греков на евреев», Деяния vi. 1). Сундуки в Храме, в которых хранились пожертвования в шекелях, были отмечены греческими буквами (Sheḳ. III. 2). Поэтому неудивительно, что в самом Священном городе были синагоги либертинцев, кириенцев, александрийцев, [киликийцев]] и азиатов (Деяния VI. 9).
Этнические, культурные, философские и социальные противоречия в эллинистическом еврейском мире были частично преодолены с появлением нового, обычно Антиохийская, ближневосточная греческая доктрина (doxa ), либо по
Их усилиям, вероятно, способствовало прибытие четвертой волны грекоязычных новоприбывших в Киликию / Южную Турцию и Северо-Западную Сирию: евреев-киприотов и «кириенцев». (Ливийские) еврейские мигранты неегипетского северного африканского еврейского происхождения, а также нееврейские римские поселенцы из Италии, многие из которых уже свободно говорили Койне греческий и / или отправляли своих детей в греческие школы. Некоторые ученые полагают, что в то время эти киприоты и киренские евреи-мигранты из Северной Африки, такие как Симон Киренский, в целом были менее обеспечены, чем коренные киликийско-сирийские евреи, и практиковали более «либеральная» форма иудаизма, более благоприятная для формирования нового канона:
[Североафриканские] киренские евреи имели достаточно большое значение в те дни, чтобы их имя ассоциировалось с синагогой в Иерусалиме (Деяния 6: 9). И когда гонения начались около Стефана [эллинизированного сирийско-киликийского еврея], некоторые из этих евреев из Кирены, обращенных в Иерусалим, были рассеяны за границу и пришли с другими в Антиохию и [первоначально] проповедовали слово «только иудеям» (Деян. 11:19, 20, версия короля Якова), и один из них, Луций, стал пророком в ранней церкви [зарождающейся греческой «ортодоксальной» общины Антиохии].
— Международная стандартная библейская энциклопедияНо Павел, который сам был строгим консервативным эллинистом, обращенным в христианство, позже подвергался угрозам со стороны религиозно консервативных еврейских эллинистов, как видно из Нового Завета Деяния 9, стих 29: «И он смело говорил в имя Господа Иисуса и спор с эллинистами, но они попытались убить его ».
Эти тонкие, прогрессивные социокультурные сдвиги и противоречия каким-то образом кратко резюмированы в главе 3 Послания Павла к Галатам:
Нет ни евреев, ни греков, нет ни уз, ни свободы, там не мужчина и не женщина: ибо все вы одно во Христе Иисусе. А если вы Христовы, то вы семя Авраама и наследники по обетованию.
Причины упадка эллинистического иудаизма неясны. Возможно, оно было вытеснено, поглощено или стало ранним христианством (см. Евангелие от евреев ). Послания Павла и Деяния апостолов сообщают, что после его первоначального акцента на обращении эллинизированных евреев в Анатолии, Македонии, Фракии и Северной Сирии без критики их законов и традиций, Апостол Павел в конце концов предпочел евангелизировать общины греческих и македонских прозелитов и богобоязненных или греческих кругов , симпатизирующих иудаизму : Апостольский указ, разрешающий новообращенным отказаться от обрезания, сделал христианство более привлекательным вариантом для заинтересованных язычников, чем раввинистический иудаизм, который требовал ритуального обрезания для новообращенных (см. Brit milah ). См. Также Споры об обрезании в раннем христианстве и Отмена ветхозаветных законов.
Однако привлекательность христианства, возможно, потерпела неудачу, поскольку в 80-х годах н.э. оно было объявлено вне закона <350 годом.>Домициана как «еврейского суеверия», в то время как иудаизм сохранял свои привилегии до тех пор, пока члены платили fiscus Judaicus.
Первый стих Деяний 6 указывает на проблематичные культурные различия между Эллинизированные евреи и арамейскоязычные израильтяне в Иерусалиме, разобщение, которое отразилось в самой зарождающейся христианской общине:
здесь говорится об «эллинистах» и «евреях». Существование этих двух разных групп характеризует самую раннюю христианскую общину в Иерусалиме. Евреи были евреями-христианами, которые говорили почти исключительно на арамейском языке, а эллинисты также были христианами-евреями, родным языком которых был греческий. Это были грекоязычные евреи диаспоры, вернувшиеся в Иерусалим. Чтобы идентифицировать их, Лука использует термин эллинисты. Когда он имел в виду греков, язычников, неевреев, которые говорили по-гречески и жили согласно греческой моде, тогда он использовал слово эллины (Деян. 21.28). Как ясно из самого контекста Деяний 6, эллинисты не являются эллинами.
Некоторые историки считают, что значительная часть эллинизированных еврейских общин Южной Турции (Антиохия, Александретта и соседние города) и Сирия / Ливан постепенно преобразовался в греко-римскую ветвь христианства, которая в конечном итоге составила «мелькитский » (или «имперский») эллинистический церкви региона MENA :
Как еврейское христианство зародилось в Иерусалиме, так и языческое христианство зародилось в Антиохии, тогдашнем ведущем центре эллинистического Востока, с Петром и Павлом в качестве его апостолы. Из Антиохии он распространился на различные города и провинции Сирии, среди эллинистических сирийцев, а также среди эллинистических евреев, которые в результате великих восстаний против римлян в 70 и 130 годах нашей эры были изгнаны из Иерусалима и Палестины в Сирия.
И Раннее христианство, и Ранний раввинистический иудаизм были гораздо менее «ортодоксальными» и менее богословски однородны, чем сегодня; и оба находились под значительным влиянием эллинистической религии и заимствовали аллегории и концепции из классической эллинистической философии и работ грекоязычных еврейских авторов конца периода Второго Храма до того, как две философские школы в конечном итоге утвердили свои соответствующие `` нормы '' и доктрины, в частности, все больше расходясь по ключевым вопросам, таким как статус `` законов чистоты '', обоснованность иудео-христианских мессианских верований и, что более важно, использование греческого койне и латыни в качестве литургических языков вместо библейского иврита и т. д.
Само слово «синагога» происходит от еврейского греческого койне, языка, на котором говорят эллинизированные евреи Юго-Восточной Европы (Македония, Фракия, Северная Греция), Северной Африки и других регионов. Ближний Восток после III века до нашей эры. Многие синагоги были построены эллинистами или приверженцами эллинистического иудаизма на Греческих островах, Киликии, Северо-Западной и Восточной Сирии и Северном Израиле еще в первом веке до нашей эры - особенно в Делос, Антиохия, Александретта, Галилея и Дура-Европос : из-за мозаик и фресок, изображающих героических персонажей и библейских персонажей (рассматриваемых более поздними поколениями еврейских ученых и раввинов как потенциально способствующие «поклонению изображениям»)), многие из этих ранних синагог были сначала ошибочно приняты за языческие греческие храмы или антиохийские греческие православные церкви.
Многие еврейские мудрецы, составившие Мишну и самые ранние версии Талмуда, были эллинизированными евреями, в том числе Иоханан бен Закай, первый еврейский мудрец присвоил титул раввина и раввина Меира Баал ХаНеса, сына прозелита анатолийского грека. обращается в ранний раввинистический иудаизм.
Даже израильские раввины вавилонского еврейского происхождения, такие как Гилель Старший, чьи родители были еврейскими мигрантами, говорящими на арамейском языке, из Вавилонии (отсюда и прозвище «Ха-Бавли»), должны были выучить греческий язык и греческой философии, чтобы владеть сложным раввинским языком - многие теологические нововведения, введенные Гиллелем, имели греческие имена, наиболее известное из которых талмудическое понятие Прозбул, от греческого койне προσβολή, «доставлять»:
В отличие от литературного иврита, популярные арамейский или иврит постоянно заимствовали новые греческие заимствования, как показывает язык Мишны и талмудической литературы. Хотя он отражает ситуацию более позднего периода, его истоки восходят задолго до христианской эры. Сборник заимствований в Мишне, который можно найти у Шюрера, показывает области, в которых влияние эллинизма впервые стало заметным: военные вопросы, государственное управление и законодательные органы, торговля и коммерция, одежда и домашняя утварь, и не в последнюю очередь в строительстве. Так называемый медный свиток с утопическим списком сокровищ также содержит ряд греческих заимствований. Когда ближе к концу I века до н. Э. Гиллель на практике отменил положение о списании долгов в субботний год (Второзаконие 15.1-11) с возможностью специальной оговорки со стороны кредитора, эта оговорка была предоставлена греческое имя, введенное в палестинский юридический язык - perōzebbōl = προσβολή, признак того, что даже в то время юридический язык был пронизан греческим.
— Мартин Хенгель, Иудаизм и эллинизм (1974)Уникальное сочетание этнокультурных черт, унаследованных от слияния греческой - македонской культурной основы, эллинистического иудаизма и римского Цивилизация породила отчетливо антиохийские «ближневосточно-римские» христианские традиции Киликии (Юго-Восточная Турция) и Сирии / Ливана:
«Смесь римских, греческих и еврейских элементов превосходно адаптировала Антиохию за ту большую роль, которую она сыграла в ранняя история христианства. Город был колыбелью е церкви ».
Некоторые типично греческие « древние синагогальные »священнические обряды и гимны частично сохранились до наших дней, особенно в отдельных церковных службах последователей мелькитской греко-католической церкви и ее сестринской церкви греческой Антиохийская православная церковь в провинции Хатай на юге Турции, Сирии, Ливане, северном Израиле и в греко-левантийских христианских диаспорах Бразилии, Мексики, США и Канады.
Но многие из сохранившихся литургических традиции этих сообществ, уходящие корнями в эллинистический иудаизм и, в более общем плане, Второй храм греко-еврейскую Септуагинту культуру, постепенно стирались в позднем средневековье и современной эпохе и фанариот европейско-греческий (Вселенский патриарх Константинополя ) и ватиканский (римско-католический ) язычник теологи, которые стремились «вернуть» левантийские греко-православные и греко-католические общины в лоно европейских христиан: таким образом, некоторые древние иудео-греческие традиции были намеренно упразднены или сокращены в процессе.
Члены этих сообществ до сих пор называют себя «Ром » (буквально «римлянин»; обычно называемый «византийским» на английском языке) и , имея в виду греков в Турецкий, персидский и левантийский арабский. В этом контексте термин Rûm предпочтительнее, чем Yāvāni или Ionani (буквально «Ионический »), также относящийся к грекам в древнем иврите, санскрите и Классический арабский.