Рона

редактировать
Для использования в других целях, см Рона (значения). Не путать с Рейном.
Рона Рона
Vue du Rhône depuis le Pont Wilson (Лион), май 2019.jpg Рона в Лионе
Дренажный бассейн Роны.png
Родное имя Роттен   ( Walser ) РОНО   ( Arpitan ) ROSE   ( Occitan )
Место нахождения
Страны Швейцария и Франция
Физические характеристики
Источник Ледник Роны
 • место нахождения Вале, Швейцария
 • высота 2,208 м (7,244 футов)
Рот Средиземное море
 • место нахождения Франция
 • координаты 43 ° 19′51 ″ с.ш., 4 ° 50′44 ″ в.д. / 43,33083 ° с. Ш. 4,84556 ° в. / 43.33083; 4,84556 Координаты : 43 ° 19′51 ″ с.ш., 4 ° 50′44 ″ в.д. / 43,33083 ° с. Ш. 4,84556 ° в. / 43.33083; 4,84556
 • высота 0 м (0 футов)
Длина 813 км (505 миль)
Размер бассейна 98000 км 2 (38000 квадратных миль)
Увольнять  
 • в среднем 1,710 м 3 / с (60,000 куб футов / с)
 • минимум 360 м 3 / с (13000 куб футов / с)
 • максимум 13000 м 3 / с (460000 куб футов / с)

Рона ( / г oʊ н / Рохн, французский:  [ʁon] ( слушать ) Об этом звуке ) является крупная река в Франции и Швейцарии, возникающих в Альпах и течет на запад и на юг через Женевское озеро и юго - востоке Франции перед сбросом в Средиземное море. В Арле, недалеко от устья, река разделяется на Большую Рону (франц. Le Grand Rhône) и Малую Рону ( le Petit Rhône). Образовавшаяся дельта образует регион Камарг.

Исток реки - ледник Рона на восточной окраине швейцарского кантона Вале. Ледник является частью массива Сен-Готард, который дает начало трем другим крупным рекам: Ройсс, Рейн и Тичино.

У Роны средний расход в два раза больше, чем у самой длинной реки Франции, Луары.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Этимология
  • 2 Навигация
  • 3 курс
  • 4 История
    • 4.1 Послевоенное развитие
  • 5 Вдоль Роны
    • 5.1 Швейцария
    • 5,2 Франция
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки
Этимология

Название Рона продолжает название на латыни : Родан ( греч. Ῥοδανός Rhodanós) в греко-римской географии. Галлы название реки было * Rodonos или * Rotonos (от PIE корня * ret- «бежать, ролл» часто встречается в названиях рек).

Имена на других языках включают немецкий : Rhone [ˈRoːnə] ( слушай ) Об этом звуке ; Вальзер : Гнилой [ˈRotən] ; Итальянский : Родано [Rɔːdano] ; Arpitan : РОНО [ˈʁono] ; и окситанский : Ròse [Rze, ze].

Греко-римское, а также реконструированное галльское имя является мужским, как и французское le Rhône. Эта форма сохранилась в испанских / португальских и итальянских тезках, el / o Ródano и il Rodano, соответственно. Немец взял французское имя, но дал ему женский род die Rhone. Первоначальное немецкое заимствование латинского имени также было мужским, der Rotten ; он сохранился только в Верхнем Вале ( диалектный ротту).

Во французском языке прилагательное, производное от реки, - rhodanien, как в le sillon rhodanien (буквально «борозда Роны»), что является названием длинных прямых долин рек Сона и Рона, глубокого ущелья, протекающего к югу от средиземноморская и отделяя Альпы от Центрального массива.

Навигация

До развития железных и автомобильных дорог Рона была важным внутренним торговым и транспортным маршрутом, соединяющим города Арль, Авиньон, Валанс, Вену и Лион со средиземноморскими портами Фос-сюр-Мер, Марсель и Сет. Путешествие по Роне на барже заняло бы три недели. На моторном судне путь теперь занимает всего три дня. Рона классифицируется как водный путь класса V на участке протяженностью 325 км от устья Соны в Лионе до моря в Порт-Сен-Луи-дю-Рон. Выше по течению от Лиона 149-километровый участок Роны стал судоходным для небольших судов до Зейсселя. С 2017 года участок между Лионом и Су-Брена закрыт для навигации.

Сона, которая также является канализацией, соединяет порты Роны с городами Вильфранш-сюр-Сон, Макон и Шалон-сюр-Сон. Суда меньшего размера (до CEMT класса I ) могут путешествовать дальше на северо-запад, север и северо-восток через каналы Центр- Луар-Бриар и Луан к Сене, через канал де ла Марн а ла Сона (в последнее время часто называемый « каналом Entre Champagne et Бургундия ») до Марны, через канал Вогезов (ранее называвшийся« Восточный канал - Южный канал ») до Мозеля и через канал дю Рон на Рейне до Рейна.

Рона печально известна своим сильным течением, когда река несет большое количество воды: иногда достигается скорость течения до 10 километров в час (6 миль в час), особенно на участке ниже последнего шлюза в Валлабреге и в относительно узком первом отводе. канал к югу от Лиона. 12 шлюзов работают ежедневно с 5:00 до 21:00. Все операции централизованно контролируются из одного центра управления в Шатонеф. Торговые баржи могут перемещаться в ночное время с разрешения.

Курс
Источник Роны, у подножия ледника Роны, выше Oberwald. Рона протекает через долины Швейцарских Альп и впадает в Женевское озеро в Швейцарии.

Рона начинается как талой от ледника Роны в Вале, в швейцарских Альпах, на высоте около 2208 метров (7,244 футов). Отсюда она течет на юго-запад через Глетч и Гомс, самый верхний регион долины Вале до Брига. В районе Брига он принимает воды Массы из ледника Алеч, самого длинного ледника Альп, а вскоре после этого принимает воды Виспы, самого длинного притока в Вале. После этого он течет дальше по долине, носящей его имя, и идет сначала в западном направлении примерно в тридцати километрах до Леука, затем на юго-запад, примерно в пятидесяти километрах до Мартиньи.

До Брига Рона - это поток; затем она становится большой горной рекой, протекающей на юго-запад через ледниковую долину. Между Бригом и Мартиньи он собирает воду в основном из долин Пеннинских Альп на юге, реки которых берут начало из крупных ледников массивов Монте-Роза, Дом и Гранд-Комбин, а также из более крутых склонов Бернских Альп. на севере и массив Монблан на западе. В результате в долине Роны более сухой климат, чем в остальной части Швейцарии, поскольку она защищена тремя высочайшими грядами Альп, что делает Вале самым засушливым и крупнейшим винодельческим регионом страны.

В Мартиньи, где на своем левом берегу впадают воды Дранса, Рона резко поворачивает на север. Направляясь к Женевскому озеру ( фр. Le Léman), долина сужается возле Сен-Мориса, что давно придавало долине Роны стратегическое значение для контроля над альпийскими перевалами. Затем Рона отмечает границу между кантонами Вале (левый берег) и Во (правый берег), разделяя две части исторического региона Шабле. Затем он входит в Женевское озеро около Ле-Бувере, где вода течет на запад.

На левом (южном) берегу Женевского озера река Морж впадает в деревню Сен-Жингольф и отмечает французско-швейцарскую границу. Westward, то Dranse (не связан с Drance) входит в озеро с сохранившейся дельтой, а затем Hermance знаками других франко-швейцарской границей. Между реками Морж и Херманс озеро разделено на две страны по своей центральной линии, а левый берег находится во Франции. Остальная часть озера швейцарская, включая весь правый (северный) берег. Здесь притоками являются Вевезе, Венож, Обон, Морж и другие более мелкие реки.

Женевское озеро заканчивается в городе Женева, где уровень озера контролируется плотиной Le Seujet  [ fr ]. Средний расход из Женевского озера составляет 251 кубический метр в секунду (8900 куб футов / с). Ниже плотины Рона принимает воды реки Арве, питаемые массивом Монблан, с заметно более высоким содержанием наносов и гораздо более низкой температурой.

Пройдя в общей сложности 290 километров (180 миль) в Швейцарии, Рона продолжает свой путь на запад, вступая во Францию ​​и южные горы Юра. Он поворачивает на юг, мимо озера Бурже, которое река Рона впадает через канал де Савьер. Продолжая движение в целом на запад, Рона затем принимает воды Вальсерина, входит в резервуар, созданный плотиной Гениссиат, а затем к ней присоединяется Айн.

Устье Роны

Достигая Лиона, самого густонаселенного города на своем пути, Рона принимает свой самый большой приток, Сону, с расходом 400 кубических метров в секунду (14000 куб футов / с) по сравнению с 600 кубическими метрами Роны в секунду (21000 кубических футов в секунду). фут / с) в этот момент. От этого слияния Рона следует на юг. Вдоль долины Роны к нему на правом (западном) берегу примыкают реки Эриё, Ардеш, Сез и Гардон, берущие начало в горах Севенны ; и на левом берегу реки Изер (со средним расходом 350 кубометров в секунду (12000 куб футов / с)), Дром, Увез и Дюранс (188 кубических метров в секунду (6600 куб футов / с)) из Альп.

Из Лиона Рона течет на юг, в своей большой долине между Альпами и Центральным массивом. В Арле Рона разделяется на два основных рукава, образующих дельту Камарга, причем оба рукава впадают в Средиземное море, причем дельта называется Вентилятором Роны. Большая рука называется «Гранд Рона», меньшая - «Маленькая Рона». Среднегодовой расход в Арле составляет 1710 кубических метров в секунду (60 000 куб футов / с).

История

Рона была важной магистралью со времен греков и римлян. Это был главный торговый путь из Средиземного моря в центрально-восточную Галлию. Таким образом, он помог передать влияние греческой культуры на западный Гальштат и более поздние культуры Ла Тена. Кельтские племена, живущие рядом Рона включали Seduni, секвана, Segobriges, Allobroges, Segusiavi, гельветы, Vocontii и вольку Arecomici.

Судоходство было трудным, так как река страдала от сильных течений, мелководья, наводнений весной и в начале лета, когда таял лед, и засух в конце лета. До 19-го века пассажиры путешествовали в лодках, запряженных людьми или лошадьми, или под парусами. Большинство путешествовали с нарисованным крестом, покрытым религиозными символами, для защиты от опасностей путешествия.

Торговля в верховьях реки использовала барки дю Рон, парусные баржи размером 30 на 3,5 метра (98 на 11 футов) и грузоподъемностью 75 тонн (165 000 фунтов). Для буксировки составов из пяти-семи судов вверх по течению было задействовано от 50 до 80 лошадей. Товары будут перегружены в Арле на 23-метровые (75 футов) парусные баржи, называемые allèges d'Arles, для последнего спуска в Средиземное море.

Первая экспериментальная паровая лодка была построена в Лионе Жуфруа д'Аббаном в 1783 году. Регулярные рейсы не начинались до 1829 года и продолжались до 1952 года. Пассажирские пароходы длиной от 80 до 100 метров (260–330 футов) составляли до 20 километров в час. час (12 миль в час) и может пройти вниз по течению от Лиона до Арля за день. Груз перевозился в лодках -ангуиллах, лодках 157 на 6,35 метра (515,1 на 20,8 футов) с гребными колесами на миделе и лодках-крабах, огромных зубчатых колесах- «когтях» диаметром 6,5 метра (21 фут) для захвата русла реки на мелководье. в дополнение к лопастным колесам. В 20 веке были представлены мощные моторные баржи с дизельными двигателями, грузоподъемностью 1500 тонн (3 300 000 фунтов).

В 1933 году была основана Compagnie Nationale du Rhône (CNR) для улучшения судоходства и выработки электроэнергии, а также для развития орошаемого земледелия и защиты прибрежных городов и земель от наводнений. Некоторый прогресс был достигнут в углублении судоходного канала и строительстве очистных стен, но Вторая мировая война остановила эти работы. В 1942 году, после краха Вишистской Франции, итальянские вооруженные силы оккупировали юго-восток Франции до восточных берегов Роны в рамках экспансионистской программы итальянского фашистского режима.

Послевоенное развитие

В 1948 году правительство начало строительство ряда плотин и водозаборных каналов с судоходным шлюзом рядом с гидроэлектростанцией на каждом из этих каналов. Замки были глубиной до 23 метров (75 футов). После строительства в 1948 году плотины Генисиат на Верхней Роне (без шлюза), предназначенной для удовлетворения потребностей Парижа в электроэнергии, в период с 1964 по 1980 год было построено двенадцать гидроэлектростанций и шлюзов. При общем напоре 162 м они производят 13 ГВтч. электроэнергии в год, или 16% от общего производства гидроэлектроэнергии в стране (20%, если добавлены схемы Верхней Роны). Сельское хозяйство в долине Роны принесло значительные выгоды.

После завершения проекта Нижняя Рона CNR обратила внимание на Верхнюю Рону (Верхняя Рона) и построила в 1980-х годах четыре гидроэлектростанции: Сол-Брена, Бренье-Кордон, Белли-Брен и Шотань. Он также разработал планы строительства водного пути Рейн-Рона с высокой пропускной способностью вдоль маршрута существующего Канала дю Рона на Рейне, но этот проект был прекращен в 1997 году. В период с 2005 по 2010 год судоходные шлюзы малых размеров барж ( 40 на 6 м) были построены в обход последних двух, образуя сеть судоходных водных путей с озером Бурже через канал де Савьер.

Вдоль Роны

Города и поселки вдоль Роны включают:

Швейцария

Пон-дю-Монблан в Женеве, знаменующий истечение реки из Женевского озера (справа)

Франция

Рона в Лионе под старым мостом Букле Рона в Авиньоне Практически все притоки протяженностью более 36 км.
Смотрите также
использованная литература
дальнейшее чтение
  • Чемпион, Морис (1858–1864), Les inondations en France depuis le VIe siècle jusqu'a nos jours (6 томов) (на французском языке), Париж: В. ДальмонСканы: Том 3 (1861 г.) ( Бассен дю Рон начинается на странице 185), Том 4 (1862 г.).
  • Pardé, Морис (1925), "Le régime дю Рон", Revue де Geographie высокогорные (на французском языке), 13 (13-3): 459-547, DOI : 10.3406 / rga.1925.4941.
  • Причард, Сара Б. (2011), Confluence: The Nature of Technology and the Remaking of the Rhône, Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, ISBN   978-0-674-04965-9 Социальная, экологическая и технологическая история преобразования реки с 1945 года.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-21 11:25:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте