Гимн — это тип песни , обычно религиозной и частично совпадающей с религиозной песней, специально написанной с целью поклонения или молитвы и обычно адресованной божеству или божествам, выдающейся фигуре или олицетворению. Слово гимн происходит от греческого ὕμνος ( hymnos), что означает «хвалебная песнь». Автор гимнов известен как гимнист. Пение или сочинение гимнов называется гимнодией. Сборники гимнов известны как сборники гимнов. или сборники гимнов. Гимны могут включать или не включать инструментальное сопровождение.
Хотя гимны наиболее знакомы носителям английского языка в контексте христианства, они также являются неотъемлемой частью других мировых религий, особенно на Индийском субконтиненте ( стотры ). Гимны также сохранились с древности, особенно из египетской и греческой культур. Одними из старейших сохранившихся образцов нотной музыки являются гимны с греческими текстами.
Древние восточные гимны включают Великий египетский гимн Атону, составленный фараоном Эхнатоном ; хурритский гимн Никкалю ; Ригведа, индийский сборник ведических гимнов; гимны из « Классика поэзии» ( Шицзин), сборника китайских стихов 11-7 веков до н.э.; Гаты — авестийские гимны, сочиненные, как полагают, Зороастром ; и библейская книга псалмов.
Западная традиция гимнодии начинается с Гомеровских гимнов, сборника древнегреческих гимнов, самые старые из которых были написаны в 7 веке до нашей эры, восхваляя божества древнегреческих религий. Сохранившийся с 3 века до н.э. сборник из шести литературных гимнов ( Ὕμνοι) александрийского поэта Каллимаха. Орфические гимны представляют собой сборник из 87 коротких стихотворений греческой религии.
Святоотеческие писатели начали применять термин ὕμνος, или гимн на латыни, к христианским хвалебным песням и часто использовали это слово как синоним « псалма ».
Первоначально созданные по образцу Книги псалмов и других поэтических отрывков (обычно называемых « песнями ») в Священных Писаниях, христианские гимны обычно адресованы восхвалению христианского Бога. Многие относятся к Иисусу Христу прямо или косвенно.
С древнейших времен христиане пели «псалмы, гимны и духовные песни» как на частных богослужениях, так и на совместных богослужениях. Небиблейские гимны (то есть не псалмы или песнопения) ранней церкви, которые до сих пор поют, включают « Phos Hilaron », « Sub tuum praesidium » и « Te Deum ».
Одним из определений гимна является «... лирическое стихотворение, задуманное благоговейно и преданно, предназначенное для пения и выражающее отношение верующего к Богу или Божьим целям в человеческой жизни. Оно должно быть простым и метричным по форме, искренне эмоциональный, поэтический и литературный по стилю, духовный по качеству, а его идеи настолько прямые и очевидные, что объединяют собрание во время пения».
Христианские гимны часто пишутся на особые или сезонные темы и используются в святые дни, такие как Рождество, Пасха и праздник Всех Святых, или в определенные времена года, такие как Адвент и Великий пост. Другие используются для поощрения благоговения перед Библией или для прославления христианских практик, таких как евхаристия или крещение. Некоторые гимны восхваляют или обращаются к отдельным святым, в частности к Пресвятой Деве Марии ; такие гимны особенно распространены в католицизме, восточном православии и в некоторой степени англиканстве высшей церкви.
Автор гимнов известен как гимнодист, а практика пения гимнов называется гимнодией ; то же слово используется для обозначения совокупности гимнов, принадлежащих к определенной деноминации или периоду (например, «методистский гимн девятнадцатого века» будет означать совокупность гимнов, написанных и / или используемых методистами в 19 веке). Сборник гимнов называется псалтырем или гимном. Они могут включать или не включать музыку; среди сборников гимнов без печатной ноты некоторые включают названия мелодий гимнов, предлагаемых для использования с каждым текстом, на случай, если читатели уже знают эти мелодии или хотели бы найти их в другом месте. Изучающий гимны называется гимнологом, а научное изучение гимнов, гимнистов и гимнов — гимнологией. Музыка, под которую можно петь гимн, — это мелодия гимна.
Во многих евангелических церквях традиционные песни классифицируются как гимны, в то время как более современные песни поклонения гимнами не считаются. Причина этого различия неясна, но, по мнению некоторых, это связано с радикальным изменением стиля и религиозного мышления, которое началось с движения Иисуса и музыки Иисуса. В последние годы в некоторых церквях возродились христианские традиционные гимны, обычно более реформатские или кальвинистские по своей природе, поскольку современные авторы гимнов, такие как Кейт и Кристин Гетти и Sovereign Grace Music, заменили старые тексты новыми мелодиями, переработали старые гимны и переиздали их. их, или просто написать песню в стиле гимна, такую как In Christ Alone.
В древние и средневековые времена струнные инструменты, такие как арфа, лира и лютня, использовались с псалмами и гимнами.
Поскольку в ранних писаниях отсутствует нотная запись, о реальных музыкальных формах в ранней церкви можно только догадываться. В средние века богатые гимны развивались в форме григорианского пения или равнинной песни. Этот тип исполнялся хором, в одном из восьми церковных ладов, чаще всего монастырскими хорами. Хотя изначально они были написаны на латыни, многие из них были переведены; знакомый пример - « Рожденное сердце отца» 4-го века, спетое в песне 11-го века Divinum Mysterium.
Позже гимны в Западной церкви ввели в качестве нормы четырехголосную вокальную гармонию, приняв мажорную и минорную тональности, и стали исполняться органом и хором. Она имеет много общих элементов с классической музыкой.
Сегодня, за исключением хоров, более музыкально настроенных общин и общин а капелла, гимны обычно поются в унисон. В некоторых случаях также публикуются дополнительные полные настройки для органа, в других ожидается, что органисты и другие аккомпаниаторы адаптируют доступные настройки или импровизируют их на выбранном ими инструменте.
Чтобы проиллюстрировать протестантский обычай, в традиционных службах и литургиях методистских церквей, основанных на англиканской практике, гимны поются (часто в сопровождении органа) во время процессии к алтарю, во время причастия, во время молитвы. а иногда и в другие моменты службы. Эти гимны можно найти в общей книге, такой как United Methodist Hymnal. Славословие поется и после принесения десятин и приношений к алтарю.
Современное христианское богослужение, часто встречающееся в евангелизме и пятидесятничестве, может включать в себя использование современной музыки поклонения, исполняемой с электрогитарами и барабанной установкой, разделяя многие элементы с рок-музыкой.
Другие группы христиан исторически исключали инструментальное сопровождение, ссылаясь на отсутствие инструментов в богослужении церкви в первые несколько столетий ее существования, и придерживаются коллективного пения гимнов а капелла без сопровождения. Эти группы включают «Братьев» (часто как «Открытые», так и «Исключительные»), Церкви Христа, меннонитов, несколько анабаптистских деноминаций, таких как Апостольская христианская церковь Америки, примитивные баптисты и некоторые реформатские церкви, хотя в течение последнего века или около того некоторые из них, такие как Свободная церковь Шотландии, отказались от этой позиции.
Восточное христианство ( восточно-православная, восточно-православная и восточно-католическая церкви) имеет множество древних гимнографических традиций. В византийском обряде пение используется для всех форм литургического богослужения: если оно не поется а капелла, единственным аккомпанементом обычно является исон или дрон. Органы и другие инструменты были исключены из церковного использования, хотя они использовались в императорских церемониях. Однако инструменты распространены и в некоторых других восточных традициях. Коптская традиция использует только цимбалы и треугольник. Индийские православные (Маланкарская православная сирийская церковь) используют орган. Церкви Теваэдо в определенных случаях используют барабаны, тарелки и другие инструменты.
Фома Аквинский во введении к своему комментарию к Псалмам определил христианский гимн следующим образом: « Hymnus est laus Dei cum cantico; canticum autem exultatio mentis de aeternis Habita, prorumpens in vocem ». («Гимн — это восхваление Бога с песней; песня — это ликование ума, пребывающего в вечных вещах, извергающегося в голосе».)
Протестантская Реформация привела к двум противоречивым отношениям к гимнам. Один подход, регулирующий принцип поклонения, одобренный многими цвинглианцами, кальвинистами и некоторыми радикальными реформаторами, рассматривал все, что не было прямо разрешено Библией, как новое и католическое введение в богослужение, которое должно было быть отвергнуто. В эту категорию попадали все гимны, которые не были прямыми цитатами из Библии. Такие гимны были запрещены, как и любая форма инструментального музыкального сопровождения, а из церквей убрали органы. Вместо гимнов распевались библейские псалмы, чаще всего без сопровождения, на самые простые мелодии. Это было известно как исключительное псалмопение. Примеры этого все еще можно найти в разных местах, в том числе в некоторых пресвитерианских церквях западной Шотландии.
Другой подход Реформации, нормативный принцип поклонения, вызвал всплеск написания гимнов и коллективного пения. Мартин Лютер известен не только как реформатор, но и как автор гимнов, в том числе «Ein feste Burg ist unser Gott» (« Могущественная крепость — наш Бог »), « Gelobet seist du, Jesu Christ » («Хвала Тебе, Иисус Христос») и многие другие. Лютер и его последователи часто использовали свои гимны или хоралы, чтобы обучать верующих принципам веры. Первый протестантский сборник гимнов был опубликован в Богемии в 1532 году издательством Unitas Fratrum.
Граф Зинцендорф, лютеранский лидер Моравской церкви в 18 веке, написал около 2000 гимнов.
Ранние английские писатели имели тенденцию перефразировать библейские тексты, особенно псалмы ; Исаак Уоттс следовал этой традиции, но также считается автором первого английского гимна, который не был прямым пересказом Писания. Уоттс (1674–1748), чей отец был старейшиной инакомыслящего собрания, в 16 лет жаловался, что, когда им разрешено петь только псалмы, верующие не могут даже петь о своем Господе, Христе Иисусе. Его отец предложил ему посмотреть, что он может с этим поделать; результатом стал первый гимн Уоттса «Вот слава Агнца». Этот гимн, который сегодня встречается в нескольких сборниках гимнов, состоит из восьми строф общего размера и основан на Откровении 5: 6, 8, 9, 10, 12.
В значительной степени полагаясь на Писание, Уоттс писал размеренные тексты, основанные на отрывках из Нового Завета, которые привносили христианскую веру в церковные песни. Исаака Уоттса называли «отцом английских гимнов», но Эрик Рутли видит в нем больше «освободителя английских гимнов», потому что его гимны и подобные им гимны побуждали верующих не только петь только ветхозаветные псалмы, вдохновляя общины и оживляя их. поклонение.
Более поздние писатели допускали еще большую свободу, некоторые даже включали в свои тексты аллегории и метафоры.
Гимны Чарльза Уэсли распространили методистское богословие не только внутри методизма, но и в большинстве протестантских церквей. Он разработал новый фокус: выражение личных чувств в отношениях с Богом, а также простое поклонение, которое можно увидеть в старых гимнах.
Вклад Уэсли, наряду со Вторым Великим пробуждением в Америке, привел к новому стилю, называемому госпел, и новому взрыву написания духовной музыки с Фанни Кросби, Линой Санделл, Филипом Блиссом, Айрой Д. Санки и другими, которые создали музыку-свидетельство для возрождения., лагерные собрания и евангелизационные кампании. Стиль или форма мелодии технически обозначается как «евангельские песни», в отличие от гимнов. Евангельские песни обычно включают припев (или припев) и обычно (хотя и не всегда) более быстрый темп, чем гимны. В качестве примера различия: « Удивительная благодать » — это гимн (без припева), а « Как ты велик » — это евангельская песня. В течение 19 века жанр евангельской песни быстро распространился в протестантизме и в меньшей, но все же определенной степени в католицизме; Жанр евангельской песни неизвестен в богослужении как таковом в восточно-православных церквях, которые полагаются исключительно на традиционные песнопения (разновидность гимна).
Методистское возрождение 18 века вызвало взрыв написания гимнов на валлийском языке, который продолжался до первой половины 19 века. Наиболее известными именами среди валлийских авторов гимнов являются Уильям Уильямс Пантиселин и Энн Гриффитс. Вторая половина 19-го века стала свидетелем взрыва сочинения мелодий гимнов и коллективного пения из четырех частей в Уэльсе.
Наряду с более классической духовной музыкой композиторов от Шарпантье до Моцарта и Монтеверди, католическая церковь продолжала выпускать множество популярных гимнов, таких как « Свинец», «Добрый свет », «Тихая ночь», «О Таинство Святейшее» и «Вера наших отцов».
В некоторых радикальных протестантских движениях собственные священные гимны полностью заменили написанную Библию. Примером тому является Книга Жизни (рус. «Животная книга») — название всех устных гимнов духоборов, русской деноминации, подобных западным квакерам. «Книга жизни духоборов» (1909 г.) представляет собой впервые напечатанный псалтырь с песнями, которые должны были быть сочинены в виде устного произведения для пения вслух.
Многие церкви сегодня используют современную музыку поклонения, которая включает в себя целый ряд стилей, часто находящихся под влиянием популярной музыки. Это часто приводит к конфликту между старшими и младшими прихожанами (см. современное богослужение ). Это не ново; Стиль христианской поп-музыки зародился в конце 1960-х и стал очень популярным в 1970-х, когда молодые исполнители гимнов искали способы сделать музыку своей религии актуальной для своего поколения.
Эта давняя традиция привела к появлению большого разнообразия гимнов. Некоторые современные церкви включают в гимны традиционный гимн (обычно описывающий Бога), современную музыку поклонения (часто обращенную к Богу) и госпел (выражение личного опыта Бога). Это различие не совсем ясно; а пуристы удаляют вторые два типа из классификации гимнов. Это предмет споров, даже иногда внутри одной общины, часто между возрожденческими и традиционалистскими движениями.
Шведский композитор и музыковед Элизабет Венц-Яначек нанесла на карту 20 000 вариантов мелодий для шведских гимнов и помогла создать Шведский хоровой регистратор, в котором сегодня представлено большое разнообразие гимнов.
В наше время использование гимнов не ограничивается строго религиозной обстановкой, включая светские мероприятия, такие как День памяти, и эта «секуляризация» также включает использование в качестве источников музыкальных развлечений или даже средств массовой эмоции.
Афроамериканцы разработали богатые гимны от спиричуэлс во времена рабства до современного, живого стиля черного евангелия. Первое влияние афроамериканской культуры на гимны пришло из песен рабов Соединенных Штатов, сборника гимнов рабам, составленного Уильямом Фрэнсисом Алленом, которому было трудно отделить их от устной традиции, и хотя ему это удалось, он указывает на благоговение. -Вдохновляющий эффект гимнов при исполнении их создателями.
Написание гимнов, сочинение, исполнение и публикация христианских гимнов были плодотворными в 19 веке и часто были связаны с аболиционистским движением многими авторами гимнов. Удивительно, но Стивен Фостер написал ряд гимнов, которые использовались во время церковных служб в эту эпоху издательского дела.
Томас Симмс распространил по церквям новую идею о том, как петь гимны, согласно которой каждый мог петь гимн любым способом, к которому он чувствовал себя склонным; этой идее противостояли взгляды коллег Симмса, которые считали, что это было «как будто пятьсот разных мелодий звучали одновременно». Уильям Биллингс, учитель школы пения, создал первый сборник мелодий, состоящий только из произведений американского происхождения. В своих книгах Биллингс не уделял особого внимания « общей мере », которая была типичным способом пения гимнов, но он пытался «иметь достаточность в каждой мере». Бостонское общество Генделя и Гайдна стремилось поднять уровень церковной музыки в Америке, издав свой «Сборник церковной музыки». В конце 19 века Айра Д. Санки и Дуайт Л. Муди разработали относительно новую подкатегорию евангельских гимнов.
Ранее, в 19 веке, использование нотной записи, особенно нот формы, резко возросло в Америке, и профессиональные мастера пения ездили из города в город, обучая население петь с виду, вместо более распространенной подкладки, которая использовалась раньше. что. В течение этого периода были опубликованы сотни сборников мелодий, в том числе « Священная арфа » Б. Ф. Уайта и более ранние произведения, такие как « Гармония Миссури », «Гармония Кентукки », « Гесперианская арфа », « Американский вокалист » Д. Х. Мэнсфилда, «Социальная арфа », « Южная гармония », « Христианская гармония » Уильяма Уокера., « Христианская гармония » Иеремии Ингаллса и буквально многие десятки других. Ноты формы сыграли важную роль в распространении (тогда) более современных стилей пения, с теноровой 4-частной гармонией (основанной на более старой музыке английской Западной галереи ), секциями фугирования, гимнами и другими более сложными функциями. В этот период гимны были невероятно популярны в Соединенных Штатах, и один или несколько из вышеупомянутых сборников мелодий можно было найти почти в каждом доме. Нередко можно услышать рассказы о том, как молодые люди и подростки собираются вместе, чтобы провести день, распевая гимны и гимны из сборников мелодий, что считалось большим развлечением, и сохранились свидетельства Авраама Линкольна и его возлюбленной, поющих вместе из Миссури Гармони. во времена его юности.
К 1860-м годам музыкальные реформаторы, такие как Лоуэлл Мейсон (так называемые «лучшие музыкальные мальчики»), активно выступали за введение более «утонченных» и современных стилей пения, и в конце концов эти американские сборники мелодий были заменены во многих церквях, начиная с Северо-восточные и городские районы, а также распространились на сельскую местность, поскольку люди переняли более мягкие, более успокаивающие тона викторианских гимнов и даже приняли специальные, обученные хоры для исполнения церковного пения, вместо того, чтобы в нем участвовало все собрание. Но во многих сельских районах старые традиции жили не в церквях, а на еженедельных, ежемесячных или ежегодных собраниях, где люди собирались, чтобы петь из своих любимых мелодий. Самой популярной и единственной, которая постоянно печаталась, была Священная арфа, которую можно было найти в типичном сельском южном доме до тех пор, пока живая традиция не была «заново открыта» Аланом Ломаксом в 1960-х годах (хотя до этого это было хорошо задокументировано музыковедом Джорджем Пулленом Джексоном ). С тех пор в «пении священной арфы» произошел ренессанс, и недавно во всех 50 штатах и в ряде европейских стран, включая Великобританию, Германию, Ирландию и Польшу, а также в Австралии, стали проводиться ежегодные съезды.
Счетчик указывает количество слогов для строк в каждой строфе гимна. Это дает возможность соединить текст гимна с подходящей мелодией гимна для пения. На практике многие гимны соответствуют одному из относительно небольшого количества метров (количество слогов и образцы ударения). Однако следует позаботиться о том, чтобы не только размер слов и мелодия совпадали, но и ударения в словах в каждой строке. С технической точки зрения ямбическая мелодия, например, не может быть использована со словами, скажем, хореического размера.
Метр часто обозначается рядом цифр помимо названия мелодии, например «87.87.87», что информирует читателя о том, что каждый куплет состоит из шести строк, и что в первой строке восемь слогов, во второй - семь., третья строка восемь и т. д. Счетчик также может быть описан инициалами; LM указывает на длинный метр, который составляет 88,88 (четыре строки по восемь слогов в каждой); SM – короткий метр (66,86); CM - это обычный метр (86,86), в то время как DLM, DSM и DCM («D» означает двойной) аналогичны соответствующим им одиночным метрам, за исключением того, что у них восемь строк в куплете вместо четырех.
Кроме того, если количество слогов в одном стихе отличается от другого стиха в том же гимне (например, гимн «Пою песнь святых Божиих»), размер называется неправильным.
Ригведа является самым ранним и основополагающим индийским сборником из более чем тысячи литургических гимнов на ведическом санскрите.
Среди других известных индуистских гимнов ( стотр и других) или их сборников есть:
Гимноги приобрели огромное значение в средневековую эпоху движения бхакти. Когда воспевание ( бхаджан и киртан ) религиозных песен поэтов- сантов ( Басава, Чандидас, Даду Даял, Харидас, Хит Хариванш, Кабир, Мира Бай, Намдев, Нанак, Рампрасад Сен, Равидас, Санкардев, Сурдас, Видьяпати ) на местных языках в ряде групп, а именно даду пантх, кабир пантх, лингаятизм, радха -валлабха, сикхизм, полностью или в значительной степени вытеснили всю предыдущую санскритскую литературу. То же самое и с песнями баульского движения. То есть сами новые гимны получили статус священного писания. Примером гимниста, как автора текстов, так и композитора, является ассамский гуру-реформатор 15–16 веков Санкардев с его песнями- боргитами.
Священная книга сикхов, Гуру Грант Сахиб Джи ( панджаби : ਗੁਰੂ ਗ੍ਰੰਥ ਸਾਹਿਬ пенджабское произношение: [ɡʊɾu ɡɾəntʰ sɑhɪb] ), представляет собой сборник гимнов ( Шабад ) на имя Бога или Гурбани, описывающий качества Бога и медитировать. Гуру Грантх Сахиб разделен по музыкальному оформлению в различных рагах на тысячу четырнадцатьсот тридцать страниц, известных в сикхской традиции как ангы (конечности). Гуру Гобинд Сингх (1666–1708), десятый гуру, после добавления бани Гуру Тег Бахадура к Ади Грантх подтвердил священный текст как своего преемника, возвысив его до Гуру Грант Сахиб. Текст остается священным писанием сикхов, рассматриваемым как учение Десяти Гуру. Роль Гуру Грант Сахиба как источника или проводника молитвы является ключевой в поклонении сикхов.
Самые ранние записи в старейшем сохранившемся сборнике китайской поэзии « Классика поэзии» ( Шицзин) изначально были лирикой. « Шицзин » с его сборником стихов и народных песен высоко ценился философом Конфуцием и считается одним из официальных конфуцианских классиков. Его замечания по этому поводу стали бесценным источником в теории древней музыки.
Согласно Ниссиму Иезекиилю, взгляды на гимны можно разделить:
... поэты, которые имеют мистический опыт и проецируют его в стихах, иногда добивались успеха, но мистики, пишущие стихи, делают это плохо. Религиозные гимны, какими бы заметными ни были выраженные ими религиозные чувства, не особенно поэтичны. Великая религиозная поэзия, несомненно, существует, но величие неравномерно делится между поэзией и религией, а полная интеграция между ними встречается редко.
Ссылки ниже ограничены либо материалами, которые являются историческими, либо ресурсами, которые не являются конфессиональными или межконфессиональными. Ресурсы, относящиеся к конкретным деноминациям, упоминаются в соответствующих статьях, посвященных конкретным деноминациям.