Gelobet seist du, Jesu Christ

редактировать
"Gelobet seist du, Jesu Christ"
Гимн Мартина Лютера
WalterGelobet.jpg "Gelobet seystu Jhesu Christ" "в Walter's Eyn geystlich Gesangk Buchleyn
АнглийскийХвала Тебе, Иисус Христос
КаталогЗан 1947
Текставтора Мартин Лютер
ЯзыкНемецкий
Опубликован1524 (1524)
Об этом звуке Tune

"Gelobet seist du, Jesu Christ "(" Хвала Тебе, Иисус Христос ") - это лютеранский гимн, написанный Мартином Лютером в 1524 году. Впервые он был опубликован в 1524 году в Эйн. geystlich Gesangk Buchleyn. На протяжении веков хорал был известным гимном (Hauptlied) на Рождество в немецкоязычном лютеранстве, но также использовался в различных переводах на международном уровне. Он появился в гимны различных наименований, включая католическую церковь.

Содержание
  • 1 Текст
  • 2 Tune
  • 3 Музыкальные настройки
  • 4 Refe rences
  • 5 Внешние ссылки
Текст

Лютер расширил строфу до Реформации, которая засвидетельствована в Северной Германии в 15 веке, в основном в молитвенниках из монастыря Мединген, на основе Grates nunc omnes, латинской последовательности полуночной мессы для Рождества, шестью строфами. Каждая строфа заканчивается одобрением Кириелейс. Гимн был опубликован в Eyn Enchiridion в Эрфурте в 1524 году.

Tune

Мелодия, как она появляется в заключительной части кантаты Баха (BWV 91)

Музыкальные партитуры временно отключены. «Гелобет сейсту Иисус Христос» в Эрфурт Энкиридион (1524)

Мелодия гимна (Zahn No. 1947) был впервые напечатан в Eyn geystlich Gesangk Buchleyn, буклете духовной песни, собранном Иоганном Вальтером, но также засвидетельствованном в молитвенниках из монастыря Мединген и даже появляется на антепендиуме, сделанном монахинями в конце 15 века. Кажется вероятным, что и Лютер, и Уолтер вместе изменили старую мелодию. В первом куплете высокие ноты подчеркивают важные слова, такие как Jesu, Mensch (человек), Jungfrau (девственница), Engel (ангелы).

Музыкальные декорации

Хоральный мотет Бальтазара Ресинария основанный на "Gelobet seist du, Jesu Christ" был напечатан в 1544 году. Положение гимна Вальтера датировано 1551 годом, 1575 годом Антонио Сканделло. Лукас Осиандер написал четыре - часть постановки в 1586 году, Эрхард Боденшац в 1608 году, Самуэль Шайдт написал две настройки в 1650 году. Мотет из пяти частей Йоханнеса Эккарда был напечатан в 1597 году, один из Адама Гумпельцхаймера в Аугсбурге в 1618 году, Андреас Раселиус написал пятичастную постановку в 1610 году. (1570–1602) установил гимн как мотет a cappella для трех частей, и Майкл Преториус составил различные настройки. Иоганн Герман Шайн написал кантату для трех частей в 1618 г. Иоганн Крюгер установил ее для четырех голосов, двух инструментов облигато (скрипки) и континуо.

Гимн появляется в нескольких из Иоганна Себастьяна Баха Рождественские кантаты. Он вставил ее седьмую строфу в одну из своих церковных кантат, Sehet, welch eine Liebe hat uns der Vater erzeiget, BWV 64, написанную для третьего дня Рождества 1723 года. полный хорал в качестве основы для одной из его хоровых кантат, Gelobet seist du, Jesu Christ, BWV 91, сочиненных в Лейпциге на Рождество 1724 года. Он включил шестую и седьмую строфы гимна, соответственно, в первой и третьей кантате его Рождественской оратории (1734). BWV 314, одна из его четырехчастной хоральной настройки мелодии гимна, в ре мажор и фигурирующая в c. 1735 рукописи Дителя, вероятно, также был написан как часть рождественской кантаты.

Готфрид Генрих Штёльцель использовал пятую строфу гимна в центре своей рождественской кантаты Kündlich groß ist das gottselige Geheimnis. Кантаты, основанные на гимне, также были составлены Готфридом Августом Хомилиусом, [партитурами ] и Куртом Хессенбергом, чьи соч. 9 - хоральная кантата, основанная на гимне, написанном в 1935 году для смешанного хора, двух сольных голосов, органа и оркестра.

Гимн вдохновлен органной настройкой композиторов протестантского барокко, таких как Дитерих Букстехуде, Иоганн Пахельбель, Георг Бём, Бах, Гомилиус Иоганн Кристоф Альтникол и Иоганн Филипп Кирнбергер. Она широко используется в фортепианном трио № 2 Феликса Мендельсона как завершающая мелодия финала. Роберт Шуман использовал хорал для темы и вариаций в третьей части своей скрипичной сонаты № 2 ре минор, соч. 121, изменив счетчик на тройное время.

Немецкий Викиисточник содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Gelobet seystu Jesu Christ
На Викискладе есть материалы, связанные с по Gelobet seist du, Jesu Christ.
Последняя правка сделана 2021-05-21 14:05:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте