Теория музыки

редактировать

Иубал, Пифагор и Филолай занимались теоретическими исследованиями в гравюре Франчинуса Гафуриуса, Theorica musicæ (1492).

Теория музыки - это изучение практики и возможностей музыки. Oxford Companion to Music описывает три взаимосвязанных использования термина «теория музыки». Первый - это « рудименты », которые необходимы для понимания нотной записи (ключевые сигнатуры, размеры и ритмическая нотация); второй - изучение взглядов ученых на музыку от древности до наших дней; третья - подтема музыковедения, которая «стремится определить процессы и общие принципы в музыке». Музыковедческий подход к теории отличается от музыкального анализа «тем, что он берет за отправную точку не отдельное произведение или исполнение, а фундаментальные материалы, из которых оно построено».

Теория музыки часто связана с описанием того, как музыканты и композиторы создают музыку, включая системы настройки и методы композиции среди других тем. Из-за постоянно расширяющегося представления о том, что составляет музыку (см. Определение музыки ), более всеобъемлющим определением может быть рассмотрение любых звуковых явлений, включая тишину. Однако это не абсолютное руководство; например, изучение «музыки» в учебной программе Университета свободных искусств Quadrivium, которое было распространено в средневековой Европе, представляло собой абстрактную систему пропорций, которая тщательно изучалась вдали от реальной музыкальной практики. Но эта средневековая дисциплина стала основой для систем настройки в более поздние века и обычно включается в современные исследования по истории теории музыки.

Теория музыки как практическая дисциплина включает в себя методы и концепции, которые композиторы и другие музыканты используют при создании музыки. Развитие, сохранение и передачу теории музыки в этом смысле можно найти в устных и письменных традициях создания музыки, музыкальных инструментах и ​​других артефактах. Например, древние инструменты из доисторических мест по всему миру раскрывают подробности о музыке, которую они производили, и потенциально кое-что из музыкальной теории, которая могла быть использована их создателями (см. История музыки и Музыкальный инструмент ). В древних и живых культурах по всему миру глубокие и давние корни теории музыки видны в инструментах, устных традициях и современном музыкальном творчестве. Многие культуры также рассматривали теорию музыки в более формальных формах, таких как письменные трактаты и нотная запись. Практические и научные традиции пересекаются, поскольку многие практические трактаты о музыке помещают себя в традицию других трактатов, которые цитируются регулярно, так же как научные статьи ссылаются на более ранние исследования.

В современной академической среде теория музыки - это подраздел музыковедения, более широкого изучения музыкальных культур и истории. Этимологически музыкальная теория - это акт созерцания музыки, от греческого слова θεωρία, означающего взгляд, наблюдение; размышление, размышление, теория; зрелище, зрелище. Таким образом, он часто связан с абстрактными музыкальными аспектами, такими как настройка и тональные системы, гаммы, консонанс и диссонанс, а также ритмические отношения. Кроме того, существует теоретическая часть, касающаяся практических аспектов, таких как создание или исполнение музыки, оркестровка, орнамент, импровизация и производство электронного звука. Человек, который исследует или преподает теорию музыки, является теоретиком музыки. Университетское образование, обычно до уровня магистра или доктора философии, требуется для преподавания в качестве теоретика музыки с постоянным сроком пребывания в университете США или Канады. Методы анализа включают математику, графический анализ и особенно анализ, обеспечиваемый западной нотной записью. Также используются сравнительные, описательные, статистические и другие методы. Учебники по теории музыки, особенно в Соединенных Штатах Америки, часто включают элементы музыкальной акустики, соображения по нотной записи и техники тональной композиции ( гармония и контрапункт ), среди других тем.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Предыстория
    • 1.2 Древность
      • 1.2.1 Месопотамия
      • 1.2.2 Китай
      • 1.2.3 Индия
      • 1.2.4 Греция
    • 1.3 Средневековье
      • 1.3.1 Китай
      • 1.3.2 Арабские страны / персидские страны
      • 1.3.3 Европа
    • 1.4 Современные
      • 1.4.1 Страны Ближнего Востока и Центральной Азии
      • 1.4.2 Европа
    • 1.5 Современный
  • 2 Основы музыки
    • 2.1 Шаг
    • 2.2 Весы и режимы
    • 2.3 Созвучие и диссонанс
    • 2.4 Ритм
    • 2.5 Мелодия
    • 2.6 аккорд
    • 2.7 Гармония
    • 2.8 Тембр
      • 2.8.1 Динамика
      • 2.8.2 Артикуляция
    • 2.9 Текстура
    • 2.10 Форма или структура
    • 2.11 Выражение
    • 2.12 Обозначения
  • 3 Теория музыки как учебная дисциплина
    • 3.1 Анализ
    • 3.2 Восприятие музыки и познание
    • 3.3 Жанр и техника
    • 3.4 Математика
    • 3.5 Серийная композиция и теория множеств
    • 3.6 Музыкальная семиотика
    • 3.7 Образование и карьера
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Источники
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 Внешние ссылки

История

Предыстория

Основная статья: Доисторическая музыка

Сохранившиеся доисторические инструменты, артефакты и более поздние изображения исполнения в произведениях искусства могут дать ключ к разгадке структуры систем высоты тона в доисторических культурах. См., Например, флейты палеолита, гуди и анасази.

Античность

Месопотамия

Смотрите также: Музыка Месопотамии

Несколько сохранившихся шумерских и аккадских глиняных табличек содержат музыкальную информацию теоретического характера, в основном списки интервалов и настроек. Ученый Сэм Мирельман сообщает, что самый ранний из этих текстов датируется 1500 годом до нашей эры, на тысячелетие раньше, чем сохранившиеся свидетельства из любой другой культуры сопоставимой музыкальной мысли. Далее: «Все месопотамские тексты [о музыке] объединены использованием терминологии для обозначения музыки, которая, согласно приблизительной датировке текстов, использовалась более 1000 лет».

Китай

Смотрите также: Музыка Китая и китайское музыковедение

Многое из истории и теории китайской музыки остается неясным.

Китайская теория начинается с чисел, основные музыкальные числа - двенадцать, пять и восемь. Двенадцать относится к количеству полей, на которых могут быть построены шкалы. Анналы Люй Бувэя примерно от 239 г. до н.э. напоминает легенду о Лин Лун. По приказу Желтого Императора Лин Лунь собрал двенадцать бамбуковых отрезков с толстыми и ровными узлами. Дунув в один из них, как в трубку, он нашел его звук приятным и назвал его хуанчжун, «Желтый колокол». Затем он услышал пение фениксов. И самец, и самка феникса пели по шесть тонов. Лин Лун отрезал свои бамбуковые трубки так, чтобы они соответствовали звукам фениксов, и произвел двенадцать трубок из смолы в двух наборах: шесть от мужского феникса и шесть от женского: они были названы люлю, а позже и шиерлю.

Помимо технических и структурных аспектов, древняя китайская теория музыки также обсуждает такие темы, как природа и функции музыки. Yueji ( «Запись музыки», C1st и второй век до н.э.), к примеру, манифесты конфуцианских моральные теории понимания музыки в его социальном контексте. Эти теории, изученные и реализованные конфуцианскими учеными-чиновниками [...], помогли сформировать музыкальное конфуцианство, которое затмило, но не уничтожило конкурирующие подходы. К ним относятся утверждение Моцзы (ок. 468 - ок. 376 г. до н. Э.) О том, что музыка тратит впустую человеческие и материальные ресурсы, и утверждение Лао-цзы о том, что величайшая музыка не имеет звуков. [...] Даже музыка цинь- цитры, жанра, тесно связанного с конфуцианскими учеными-официальными лицами, включает в себя множество произведений с даосскими отсылками, например, « Тяньфэн хуаньпэй» («Небесный бриз и звуки нефритовых подвесок»).

Индия

Samaveda и Яджурвед (с 1200 -. 1000 г. до н.э.) являются один из самых ранних свидетельств индийской музыки, но они содержат никакой теории собственно говоря. В Натья Шастре, написанной между 200 г. до н.э. по 200 г. н.э., обсуждаются интервалы ( Śrutis), гаммы ( Grāmas), созвучия и диссонансы, классы мелодической структуры ( Mūrchanās, лады?), Мелодические типы ( Jātis), инструменты и т. Д.

Греция

Смотрите также: Музыкальная система Древней Греции и Список музыкальных теоретиков § Античность

Ранние сохранившиеся греческие сочинения по теории музыки включают в себя два типа работ:

  • технические руководства, описывающие греческую музыкальную систему, включая обозначения, гаммы, созвучие и диссонанс, ритм и типы музыкальных композиций
  • трактаты о том, как музыка раскрывает универсальные закономерности порядка, ведущие к высочайшим уровням знания и понимания.

До этих работ были известны несколько имен теоретиков, в том числе Пифагор (ок. 570 - ок. 495 до н. Э.), Филолай (ок. 470 - ок. 385 до н. Э.), Архит (428–347 до н. Э.) И другие.

Работы первого типа (технические руководства) включают:

  • Анонимное (ошибочно приписываемое Евклиду ) Отделение Канона, Κατατομή κανόνος, 4–3 вв. До н. Э.
  • Теон Смирнский, О математике, полезной для понимания Платона, ωv κατά τό μαθηματικόν χρησίμων είς τήν Πλάτωνος άνάγνωσις, 115–140 CE.
  • Никомах Герасинский, Руководство по гармоникам, ρμονικόν έγχειρίδιον, 100–150 гг.
  • Клеонид, Введение в гармоники, σαγωγή άρμονική, 2 век н.э.
  • Гаудентиус, Гармоническое введение, ρμονική είσαγωγή, 3-й или 4-й век н. Э.
  • Вакхиус Герон, Введение в музыкальное искусство, Είσαγωγή τέχνης μουσικής, 4 век н.э. или позже.
  • Алипий, Введение в музыку, Είσαγωγή μουσική, 4–5 вв. Н. Э.

Другие философские трактаты второго типа включают:

  • Аристоксен, Гармонические элементы, Άρμονικά στοιχεία, 375/360 - после 320 г. до н. Э.
  • Аристоксен, Ритмические элементы, Ρυθμικά στοιχεία.
  • Клавдий Птолемей, Harmonics, ρμονικά, 127–148 CE.
  • Порфирий, О гармониках Птолемея, τά άρμονικά Πτολεμαίον ύπόμνημα, 232/3 – c. 305 г. н.э.

Средний возраст

Смотрите также: Список музыкальных теоретиков § Средневековье

Китай

Инструмент пипа нес в себе теорию музыкальных ладов, которая впоследствии привела к теории 84 музыкальных ладов Суй и Тан.

Арабские страны / персидские страны

Среди теоретиков средневековой арабской музыки:

  • Абу Юсуф Якуб аль-Кинди († Багдад, 873 г. н.э.), который использует первые двенадцать букв алфавита для описания двенадцати ладов на пяти струнах уда, создавая хроматическую шкалу в 25 градусов.
  • [Яхья ибн] аль- Munajjim (Багдад, 856-912), автор Рисали фи аль-Musiqi ( «Трактат о музыке», MS GB-Lbl Oriental 2361), который описывает настройку Пифагора в уде и систему из восьми режимов возможно, вдохновлен Исхаком аль-Мавсили (767–850).
  • Абу н-Нахр Мухаммад аль-Фараби (Персия, 872? - Дамас, 950 или 951 г. н.э.), автор Китаб аль-Мусика аль-Кабир («Великая музыкальная книга»).
  • Али ибн аль-Хусейн уль-Исфахани (897–967), известный как Абу аль-Фарадж аль-Исфахани, автор Китаб аль-Агхани («Книга песен»).
  • Абу Али аль-Хусайн ибн Абд-Аллах ибн Сина, известный как Авиценна (ок. 980 - 1037), чей вклад в теорию музыки состоит в основном в главе 12 раздела по математике его Китаб аль-Шифа (« Книга Исцеление »).
  • аль-Хасан ибн Ахмад ибн Али аль-Катиб, автор «Камала адаб аль-Гина» («Совершенство музыкального знания»), скопированного в 1225 году (Стамбул, музей Топкапы, г-жа 1727).
  • Сафи ад-Дин аль-Урмави (1216–1294 гг. Н. Э.), Автор Китабу аль-Адвар («Трактат о музыкальных циклах») и ар-Рисала аш-Шарафийя («Послание к Шарафу»).
  • Мубарак Шах, комментатор « Китаб аль-Адвар» Сафи ад-Дина (Британский музей, г-жа 823).
  • Анон. LXI, Анонимный комментарий к Китаб аль-Адвар Сафи ад-Дина.
  • Шамс ад-Дун ас-Сайдува Аль-Дахаби (14 век н.э. (?)), Теоретик музыки. Автор Urjῡza fi'l-mῡsῑqᾱ («Дидактическая поэма о музыке»).

Европа

Латинский трактат « De instante musica » римского философа Боэция (написанный около 500 г.) был пробным камнем для других сочинений о музыке в средневековой Европе. Боэций представлял классический авторитет в музыке в средние века, так как греческие сочинения, на которых он основывал свою работу, не читались и не переводились более поздними европейцами до 15 века. Этот трактат тщательно сохраняет дистанцию ​​от реальной музыкальной практики, уделяя основное внимание математическим пропорциям, задействованным в системах настройки, и моральному характеру отдельных ладов. Спустя несколько веков стали появляться трактаты, посвященные собственно сочинению музыкальных произведений в простой традиции. В конце девятого века Хакбальд работал над более точным обозначением высоты звука для неймов, используемых для записи plainchant.

Гвидо д'Ареццо написал в 1028 году письмо Михаилу Помпозскому под названием Epistola de ignoto cantu, в котором он ввел практику использования слогов для описания нот и интервалов. Это было источником гексахордальной сольмизации, которая использовалась до конца средневековья. Гвидо также писал об эмоциональных качествах ладов, фразеологической структуре простого языка, временном значении неймов и т. Д.; его главы о полифонии «ближе к описанию и иллюстрированию реальной музыки, чем любой предыдущий рассказ» в западной традиции.

В течение тринадцатого века новая ритмическая система, называемая мензуральной нотацией, выросла из более раннего, более ограниченного метода записи ритмов в виде фиксированных повторяющихся паттернов, так называемых ритмических режимов, которые были разработаны во Франции около 1200 года. Менсуральная нотация была впервые описана и систематизирована в трактате Ars cantus mensurabilis («Искусство размеренного пения») Франко Кельнского (около 1280 г.). Мензуральная нотация использовала разные формы нот для определения разной продолжительности, что позволяло писцам фиксировать ритмы, которые менялись, вместо того, чтобы повторять один и тот же фиксированный образец; это пропорциональное обозначение в том смысле, что каждое значение ноты равно в два или три раза меньшему значению или половине или трети большего значения. Та же самая нотация, преобразованная посредством различных расширений и улучшений в эпоху Возрождения, составляет основу ритмической нотации в современной европейской классической музыке.

Современный

Страны Ближнего Востока и Центральной Азии

  • Bqiyᾱ Nᾱyinῑ (Узбекистан, 17 век н.э.), узбекский писатель и теоретик музыки. Автор Zamzama e wahdat-i-mῡsῑqῑ (« Воспевание единства в музыке»).
  • Барон Франсуа Родольф д'Эрланжер (Тунис, Тунис, 1910–1932 гг. Н.э.), французский музыковед. Автор La musique arabe и Ta'rῑkh al-mῡsῑqᾱ al-arabiyya wa-usῡluha wa-tatawwurtuha ("История арабской музыки, ее принципы и развитие")

Д'Эрланжер сообщает, что арабская музыкальная гамма произошла от греческой музыкальной гаммы и что арабская музыка связана с определенными чертами арабской культуры, такими как астрология.

Европа

  • Ренессанс
Дополнительная информация: Список теоретиков музыки § Возрождения
  • Барокко
Дополнительная информация: Список теоретиков музыки § 17 века. Дополнительная информация: Список музыкальных теоретиков § 18 века.
  • 1750–1900
    • По мере того как западное музыкальное влияние распространилось по миру в 1800-х годах, музыканты приняли западную теорию в качестве международного стандарта, но другие теоретические традиции как в текстовых, так и в устных традициях продолжают использоваться. Например, длинные и богатые музыкальные традиции, уникальные для древних и нынешних культур Африки, в основном являются устными, но описывают конкретные формы, жанры, практики исполнения, настройки и другие аспекты теории музыки.
    • Музыка духовной арфы на практике использует другую шкалу и теорию. Основное внимание в музыке уделяется сольфеджио «фа, соль, ля» музыкальной гаммы. Sacred Harp также использует другую нотацию, включающую «ноты формы», или ноты, форма которых соответствует определенному слогу сольфеджио на музыкальной шкале. Музыка Священной арфы и ее музыкальная теория возникли у преподобного Томаса Симмса в 1720 году, когда он разработал систему «пения по нотам», чтобы помочь членам своей церкви с точностью нот.
Дополнительная информация: Список теоретиков музыки § 19 века.

Современный

Смотрите также: Список музыкальных теоретиков § 20-го века и Список музыкальных теоретиков § 21-го века

Основы музыки

Основная статья: Аспект музыки

Музыка состоит из звуковых явлений; «Теория музыки» рассматривает, как эти явления применяются в музыке. Теория музыки рассматривает мелодию, ритм, контрапункт, гармонию, форму, тональные системы, гаммы, настройку, интервалы, консонанс, диссонанс, длительные пропорции, акустику систем высоты тона, композицию, исполнение, оркестровку, орнамент, импровизацию, производство электронного звука и т. Д..

Подача

Основная статья: Pitch (музыка) Middle C (261,626 Гц) Воспроизведение