Эхнатон

редактировать
Фараон 18-й династии

Хенатен (произносится ), Эхнатон , Эхнатон , Эхнатон и Куенатен (Древнеегипетский : ꜣḫ-n-jtn, что означает «Действит елен для Атона »), был древнеегипетским фараон царствование ок. 1353–1336 или 1351–1334 до н.э., десятый правитель Восемнадцатой династии. До пятого года своего правления он был известен как Аменхотеп IV (Древнеегипетский : jmn-ḥtp, что означает «Амон есть удовлетворен» эллинизирован как Аменофис IV).

Эхнатон известен тем, что отказался от традиционной политеистической религии Египта и ввел атенизм, поклонение, сосредоточенное на Атоне. Взгляды египтологов расходятся во мнениях относительно того, следует ли считать атенизм абсолютным монотеизмом, или это был монолатрия, синкретизм или генотеизм. Этот культурный отход от традиционной религии не получил широкого признания. После его смерти памятники Эхнатона были разобраны и спрятаны, статуи были разрушены, а его имя исключено из списков правителей, составленных более поздними фараонами. емнике Тутанхамоне, который сменил имя с Тутанхатена в начале своего правления. Когда несколько десятков лет спустя правители без четких прав наследования от Восемнадцатой династии основали новую династию, они дискредитировали Эхнатона и его непосредственных преемников, назвав самого Эхнатона «врагом» или «этим преступником» в архиве.

Эхнатон был практически утерян для истории до тех пор, пока в конце 19-го века не была обнаружена Амарна, или Ахетатон, новая столица, которую он построил для поклонения Атону. Более того, в 1907 году мумия, которая могла предоставить принадлежащую Эхнатону, была обнаружена в гробнице KV55 в Долине царей Эдвардом Р. Айртоном. Генетическое тестирование установило, что человек, похороненный в KV55, был отцом Тутанхамона, но его идентификация как Эхнатона с тех пор подвергается сомнению.

Повторное открытие Эхнатона и Флиндерс Петри раскопки в Амарне вызвали большой общественный интерес к фараону и его королеве Нефертити. Его описывали как «загадочного», «таинственного», «революционного», «величайшего идеалиста мира» и «первого человека в истории», но также как «еретика», «фанатика», «возможно, сумасшедшего»., "и" безумный ". Интерес проистекает из его связи с Тутанхамоном, уникальным стилем и высоким качеством изобразительных искусств, который он покровительствовал, и постоянным образом к религии

Содержание
  • 1 Семья
  • 2 Ранняя жизнь
  • 3 Царствование
    • 3.1 Корджентство с Аменхотепом III
    • 3.2 Раннее правление Аменхотепом IV
    • 3.3 Изменение имени
    • 3.4 Основание Амарны
    • 3,5 Международные отношения
    • 3,6 Поздние годы
    • 3,7 Действие со Сменхкаре или Нефертити
    • 3.8 Смерть и погребение
    • 3.9 Наследие
  • 4 Атенизм
    • 4.1 Реализация и развитие
    • 4.2 Атенизм и другие боги
    • 4.3 После Эхнатона
  • 5 Художественные изображения
  • 6 Спекулятивные теории
    • 6.1 Эхнатон и монотеизм в авраамических религиях
    • 6.2 Возможная болезнь
  • 7 Культурные изображения
  • 8 Наследие
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания и ссылки
    • 10.1 Примечания
    • 10.2 Библиография
    • 10.3 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Семья
Эхнатон, Нефертити и их дети

Будущий Эхнатон родился Аменхотепом, младшим сыном фараона Аменхотепа III и его основные жены Тие. Наследный принц Тутмос, старший сын Аменхотепа III и Тийе и брат Эхнатона, был признан наследником Аменхотепа III. У Эхнатона также было четыре или пять сестер: Ситамун, Хенуттанеб, Исет или Исида, Небета и, возможно, Бекетатон. После того, как Тутмос умер относительно молодым, возможно, примерно на тридцатом году правления своего отца, Эхнатон был следующим в очереди на трон Египта.

Эхнатон был женат на Нефертити, его Великой королевской жене ; точное время их свадьбы неизвестно, но свидетельства строительных проектов фараона предполагают, что это произошло либо незадолго до того, как Эхнатон занял трон, либо после него. Египтолог предположил, что свадьба состоялась на четвертом году правления Эхнатона. Вторая жена Эхнатона по имени Кия также известна из надписей. Некоторые предполагают, что она приобрела свое значение как мать Тутанхамона, Сменхкаре или обоих. Некоторые египтологи, такие как Уильям Мурнейн, предположили, что Кия - это разговорное имя Митанни принцессы Тадукхипа, дочери царя Митанни Тушратты, вдова Аменхотепа III, а позже жена Эхнатона. Другими засвидетельствованными супругами Эхнатона являются дочерью Шатии, правителя Энишаси, и дочерью Бурна-Буриаша II, царя Вавилонии.

Этот известняковый рельеф королевской четы в стиле Амарна по-разному именовался Эхнатоном и Нефертити, Сменхкаре и Меритатен или Тутанхамоном и Анхесенамун.

Эхнатон, судя по надписям, мог иметь семь или восемь детей. Египтологи уверены в его шести дочернихях, которые хорошо известны в современных изображениях. Среди его шести дочерей Меритатон родилась в первый или пятый год царствования; Мекетатон через четвертый или шестой год; Анхесенпаатен, позже царица Тутанхамона, до пятого или восьмого года; Нефернеферуатон Ташерит в восьмой или девятый год; Нефернеферуре через девять или десять лет; и Сетепенре через десять или одиннадцать лет. Тутанхамон, урожденный Тутанхатен, скорее всего, тоже был сыном Эхнатона от Нефертити или другие жены. Менее определенны отношения Эхнатона с Сменхкаре, его сопредседателем или преемником, который мог быть старшим сыном Эхнатона с неизвестной женой, а позже женился на Меритатон, его родной сестре.

Некоторые историки, такие как Эдвард Венте и Джеймс Аллен, свои предположили, что Эхнатон взял некоторых из дочерей в жены или половых партнеров, чтобы стать отцом наследника мужского пола. Хотя это обсуждается, существуют некоторые исторические параллели: отец Эхнатона Аменхотеп III женился на своей дочери Ситамун, а Рамсес II женился на двух или более своих дочерних, хотя их браки могли быть просто церемониальными. В случае с Эхнатоном, например, Меритатон, записанная как Великая царская жена Сменхкаре, указана на коробке из гробницы Тутанхамона вместе с фараонами Эхнатон и Нефернефруатон как Великая королевская жена. Вдобавок в письмах, написанных Эхнатону от иностранных правителей, Меритатон упоминается как «хозяйка дома». Египтологи в начале 20-го века также считали, что Эхнатон мог родить от своей дочери Мекетатон. Смерть Мекетатона, возможно, в возрасте от десяти до двенадцати лет, записана в царских гробницах в Ахетатоне примерно с тринадцати или четырнадцати лет правления. Ранние египтологи приписывали ее смерть, возможно, родам из-за изображения ребенка в ее гробнице. Предполагалось, что Эхнатон был отцом. Эйдан Додсон считал это маловероятным, поскольку не было найдено ни одной египетской гробницы, указывается или регистрируется причина смерти владельца гробницы, и предположил, что ребенок изображение души Мекетатон. Наконец, различные памятники, используемые принадлежавшие Кия, были переписаны дочерними Эхнатона, Меритатон и Анхесенпаатен. В исправленных надписях игре меритатен-ташерит («младший») и анхесенпаатен-ташерит. Некоторые считают, что это указывает на то, что Эхнатон был от собственных внуков. Другие считают, что, поскольку эти внуки не засвидетельствованы, они выдуманы, чтобы заполнить пространство, изначально заполненное ребенком Кии.

Ранняя жизнь
старший брат Эхнатона Тутмос, показанный в роли Первосвященника Птаха. Эхнатон наследником престола после того, как Тутмос умер во время правления их отца.

Египтологи очень мало знают о жизни Эхнатона как принца. Дональд Б. Редфорд датировал свое рождение до 25-го года правления своего отца Аменхотепа III, ок. 1363–1361 гг. До н.э., аутентификация на рождении первой дочери Эхнатона, вероятно, произошло довольно рано в его собственное правление. Единственное упоминание его имени, как «сын царя Аменхотеп», было найдено на винной карте во дворце Аменхотепа III Малката, где некоторые историки предположили, что родился Эхнатон. Другие утверждали, что он родился в Мемфисе, где в детстве он находился под своим поклонением богу солнца Ra, которое практиковалось в соседнем Гелиополисе. Редфорд и Джеймс К. Хоффмайер заявили, однако, что культ настолько широко распространен по всему Египту, что Эхнатон мог бы испытать влияние поклонения солнцу, даже если бы он не рос в окрестностях Гелиополя.

Некоторые историки пытались определить, кто был наставником Эхнатона в его юности, и предлагал писцов Гекарешу или Мерир II, королевского наставника, или визиря Аперель. Единственным человеком, который, как мы знаем, наверняка, служил принцу, был Пареннефер, чья гробница регистрирует этот факт.

Египтолог Сирил Олдред предположил, что принц Аменхотеп мог быть первосвященником Птаха в Мемфисе, хотя никаких доказательств этого не было найдено. Известно, что брат Аменхотепа, наследный принц Тутмос, исполнял эту роль до своей смерти. Если бы Аменхотеп унаследовал роль своего брата при подготовке к восшествию на престол, он мог бы стать первосвященником вместо Тутмоса. Олдредственные предположил, что необычные художественные наклонности Эхнатона были созданы во время его Птаху, который был богом-покровителем ремесленников, и чей верховный жрец иногда упоминался как «Величайший из руководителей мастерства».

Царствование

Coregency с Аменхотепом III

Существует много споров по поводу, вступил ли Аменхотеп IV на престол смерти после своего отца Аменхотепа III или же существовало коррочентство, продолжающееся, возможно, до 12 лет. лет. Эрик Клайн, Николас Ривз, Питер Дорман и другие ученые категорически возражали против длительного соучастия между двумя правителями и выступали в пользу либо отсутствия корегентности, либо кратковной продолжительности. не более двух лет. Дональд Редфорд, Уильям Мурнэйн, Алан Гардинер и Лоуренс Берман оспаривали точку зрения о какой-либо взаимосвязи между Эхнатоном и его отцом.

Совсем недавно, в 2014 году, археологи обнаружили имена обоих фараонов, начертанные на стене Луксора гробницы визиря Аменхотепа-Хая. Министерство древностей Египта на основании датировки гробницы назвало это «неопровержимым доказательством» того, что Эхнатон разделял власть со своим отцом не менее восьми лет. Этот вывод был поставлен под сомнение другими египтологами, согласно которому строительство гробницы Аменхотепа-Хая началось во время правления Аменхотепа III и завершилось при Эхнатоне, и Аменхотеп-Хай, таким образом, просто хотел выразить свое почтение обоим правителям. 691>

Раннее правление Аменхотепа IV

Деревянная статуя Эхнатона. В настоящее время находится в Египетском музее Берлина.

Эхнатон занял трон Египта как Аменхотеп IV, скорее всего, в 1353 или 1351 году до нашей эры. Неизвестно, сколько лет было Аменхотепу IV, когда он это сделал; оценки оцениваются от 10 до 23. Скорее всего, он был коронован в Фивах или, возможно, в Мемфисе или Арманте.

. Начало правления Аменхотепа IV следовало установленным фараонским традициям. Он не сразу начал перенаправлять поклонение Атону и дистанцироваться от других богов. Египтолог Дональд Б. Редфорд полагает, что подразумевает, что возможная религиозная политика Аменхотепа IV не была задумана до его правления, и он не следовал заранее установлен плану или программу. Редфорд на указатель три доказательства, подтверждающих это. Во-первых, сохранившиеся надписи показывают, что Аменхотеп IV поклонялся нескольким богам, включая Атума, Осириса, Анубиса, Нехбета, Хатхор, и Око Ра, и тексты этой эпохи относятся к «богам» и «каждому богу и каждой богине». Более того, верховный жрец Амона все еще действовал в четвертый год правления Аменхотепа IV. Во-вторых, даже несмотря на то, что позже он перенес свою столицу из Фив в Ахетатон, его первоначальный королевский титул был дан в честь Фив (например, его номен был «Аменхотеп, бог-правитель Фив »), и признавая его важность, он назвал Фивы« Южным Гелиополисом, первым великим (местом) Ре (или) Диска ». В-третьих, в то время как его первоначальная строительная программа стремилась построить новые места поклонения Атону, он еще не разрушил храмы других богов. Аменхотеп IV продолжил строительство своего отца в Карнаке в районе Амон-Ре. Например, он украсил стены участка Третьего пилона третьего изображения самого себя, поклоняющегося Ра-Горахти, изображенного в традиционном для бога форме человека с соколиной головой.

Гробницы, построенные или завершенные в начале правления Аменхотепа IV, такие как гробницы Херуэфа, Рамоза и Пареннефера, изображают фараона в традиционном художественном стиле. В гробнице Рамоза Аменхотеп IV появляется на западной стене, восседая на троне, а Рамоз появляется перед фараоном. На другой стороне дверного проема Аменхотеп IV и Нефертити продемонстрировали в окне явлений, а Атон изображен как солнечный диск. В гробнице Пареннефера Аменхотеп IV и Нефертити сидят на троне с изображением солнечного диска над фараоном и его королевой.

В начале своего правления Аменхотеп IV приказал построить храмы или святилища Атона в несколько раз. города по всей стране, такие как Бубастис, Гелиополис, Мемфис, Нехен, Кава и Керма. Аменхотеп IV также приказал построить большой храмовый комплекс, посвященный Атону, в Карнаке в Фивах, к северо-востоку от частей комплекса Карнак, посвященных Амону. Храмовый комплекс Атона, известный под общим названием Per Aten («Дом Атона»), состоял из нескольких храмов, названия сохранились: Гемпаатон («Атон находится в поместье Атона»), Hwt benben («Дом или Храм» Бенбен »), Руд-меню (« Несокрушимые памятники Атону навсегда »), Тени-меню (« Возвышенны памятники Атона навсегда »»), и Сехен Атен («палатка Атона»).

<490 Седские фестивали были ритуальным омоложением стареющего фараона фестиваль сед примерно на два или три года царствования. Некоторые историки видят в этом свидетельстве важности Аменхотепа III и Аменхотепа IV и полагают, что фестиваль Сед Аменхотепа IV согласовывают с одним из когда его отца., что Амен хотеп IV решил провести свой фестиваль через три года после смерти своего отца, стремясь объявить свое правление продолжением его отца. Третьи считают, что фестиваль проводился в честь Атона, от имени которого фараон правил Египта, или как считалось, что Аменхотеп III стал одним целым с Атоном после его смерти, фестиваль Сед почитал как фараона, так и бога. то же время. Также возможно, что церемонии было образно наполнить Аменхотепа IV силой перед его введением: введением культа Атона и основанием новой столицы Ахетатона. Независимо от цели празднования, египтологи пришли к выводу, что во время праздников Аменхотеп IV делал подношения только Атону, а не многим богам и богиням, как обычно.

Среди обнаруженных документов, в которых Эхнатона упоминается как Аменхотепа IV, Последние в его правлении - это две копии письма фараону от Ипи, верховного управляющего из Мемфиса. Эти письма, найденные в Гуробе и сообщающие фараону, что королевские поместья в Мемфисе «в хорошем состоянии», а храм в Птах «процветающий и процветающий», датируются временем царствования. год пятый, девятнадцатый день вегетационного периода третьего месяца. Примерно через месяц, на тринадцатый день четвертого месяца вегетационного периода, на одной из пограничных стел в Ахетатоне уже было вырезано имя Эхнатон, что означает, что Эхнатон сменил свое имя между две надписи.

Изменение имени

В пятый год правления Аменхотеп IV решил продемонстрировать свою преданность Атону, изменив свой королевский титул. Он больше не будет называться Аменхотепом IV и ассоциироваться с богом Амоном, скорее он полностью переключит свое внимание на Атона. Египтологи спорят о точном значении Эхнатона, его нового личного имени. Слово «ах» (древнеегипетский : ꜣḫ ) могло иметь разные переводы, такие как «удовлетворенный», «действенный дух» или «полезный для», и, таким образом, имя Эхнатона можно было перевести как «Атон удовлетворен»., "" Эффективный дух Атона "или" Служит Атону "соответственно. и пришел к переводу «Эффективен для Атона» путем анализа современных текстов и надписей, в которых Эхнатон часто описывал себя как «эффективный для» солнечного диска. Энглунд и Фридман пришли к выводу, что частота, с которой Эхнатон использовал этот термин, вероятно, означает, что его собственное имя означало «Действителен для Атона».

Некоторые историки, такие как Уильям Ф. Олбрайт, и, предположил, что имя Эхнатона написано неправильно и неправильно произнесено. Эти историки полагают, что «Атон» должен быть, скорее, «Джати», таким образом передавая имя фараона Ахенджати или Аданджати (произносится ), как это могло быть произнесено в Древнем Египте.

Аменхотеп IVЭхнатон
Имя Гора.
E1 . D40 N29 A28 S9

Канахт-каи-Шути

«Сильный Бык из Двойного Перья "

i t . n . N5 mr
. Мерятен.

«Возлюбленный Атона»

имя Небти
wr . r sw t . n i i m i t . p Q1 t . Z2
. Wer-nesut-em-Ipet-swt.

«Великий царский сан в Карнаке»

wr . r sw i i Aa15 . N27 i t . n . N5
. Вер-несут-эм-Ахетатон.

«Великий царский сан в Ахет-Атоне»

имя Золотого Гора
U39 Y1 N28 . Z2ss m O28 W24 . O49 M27
. Wetjes-khau-em-Iunu-Shemay.

«Коронованный в Южном Гелиополисе» (Фивы)

U39 r . n V10 . n i t . n . N5
. Wetjes -ren-en-Aten.

«Возглавляющий имя Атона»

Prenomen
ra nfr xpr Z3 ra wa . n
. Neferkh eperure-waenre. «Прекрасны формы Ре, Уникальный - Ра»
Номен
i mn . n Htp R8 S38 R19
. Аменхотеп Нетджер-Хека-Васет.

«Аменхотеп, бог-правитель Фив»

i t . n . ra G25 x . n
. Ахенатон.

«Эффективен для Атона»

Основание Амарны

Один из стела ма граничит с границей новой столицы Ахетатона.

Примерно в то же время он сменил свой королевский титул, на тринадцатый день вегетационного периода четвертого месяца, Эхнатон постановил, что новый будет построена столица: Ахетатон (Древнеегипетский : ꜣḫt-jtn, что означает «Горизонт Атона»), более известный сегодня как Амарна. События, о которых больше всего знают египтологи при жизни Эхнатона, связаны с основанием Ахетатона, поскольку несколько так называемых пограничных стел были обнаружены вокруг города, чтобы обозначить его границу. Фараон выбрал место примерно на полпути между Фивами, столицей в то время, и Мемфисом, на восточном берегу Нила, где вадственный и естественный провал в окружающих скалах образуют силуэт, похожий на иероглиф «горизонт » иероглиф. Кроме того, это место ранее было необитаемым. Согласно надписям на одной пограничной стеле, это место было подходящим для города Атона, поскольку «не было собственностью бога, не было собственностью правителя и не было собственностью женщины-правительницы».

Историки точно не знают, почему Эхнатон основал новую столицу и покинул Фивы, старую столицу. Граничные стелы, изображающие основание Ахетатона, повреждены, где, вероятно, объясняют мотивы переезда фараона. Уцелевшие части утверждают, что то, что случилось с Эхнатоном, было «хуже, чем то, что я слышал» ранее во время его правления, и хуже, чем те, которые «слышали любые короли, принявшие Белую Корону », И приведены на« оскорбительные »речи Атон. Египтологи полагают, что Эхнатон может иметь в виду конфликт с жрецами и последователями Амона, бога-покровителя Фив. Все великие храмы Амона, такие как Карнак, были расположены в Фивах, и священники там достигли власти ранее, в Восемнадцатой династии, особенно при Хатшепсут и Тутмос III благодаря фараонам, предложившим большие суммы растущего богатства Египта культу Амона; историки, такие как Дональд Б. Редфорд поэтому, утверждали, что, переезжая в новую столицу, Эхнатон, возможно, пытался порвать со священниками Амона и богом.

Талатат кварталы от Атона Эхнатона храм в Карнаке

Ахетатон был запланированным городом с Великим храмом Атона, Малым храмом Атона, королевскими резиденциями, архивом, и здания правительства в центре города. Некоторые из этих зданий, такие как храмы Атона, было приказано построить Эхнатоном на пограничной стеле, указывающей на основание города.

Город был построен быстро благодаря новому методу строительства, в котором использовались здания значительно меньшего размера. блоков, чем при предыдущих фараонах. Эти блоки, называемые талататами, размером ⁄ 2 на ⁄ 2 на 1 древнеегипетских локтей (c.27 на 27 на 54 см), а из -за меньшего веса и стандартизованного размера их использование при строительстве было более эффективным, чем использование строительных блоков разных размеров. К восьмому году правления Ахетатон достиг состояния, в котором его могла занять королевская семья. Только самые преданные ему подданные последовали за Эхнатоном и его семьей в новый город. Пока город продолжал строиться, через пять-восемь лет строительные работы в Фивах начали прекращаться. Начатые фиванские храмы Атона были заброшены, а деревня тех, кто работал над гробницами Долины царей, была перемещена в рабочую деревню в Ахетатоне. Однако строительные работы продолжались в остальной части страны, поскольку в таких крупных культовых центрах, как Гелиополис и Мемфис, были построены храмы для Атона.

Международные отношения

Амарнское письмо EA 362, под названием «Убитый комиссар». В этом письме Риб-Хадда из Библ сообщает фараону о смерти Павура, египетского комиссара. Раскрашенная миниатюрная стела из известняка. На нем изображен Эхнатон, стоящий перед двумя подставками для благовоний, диск Атона выше. Из Амарны, Египет. 18-я династия. Музей египетской археологии Петри, Лондон Глава Эхнатона

Письма Амарны предоставили важные свидетельства о правлении и внешней политике Эхнатона. Письма предоставьте собой тайник из 382 дипломатических текстов, литературных и учебных материалов, обнаруженных между 1887 и 1979 годами и названными в честь Амарны, современного названия столицы Эхнатона, Ахетатона. Дипломатическая переписка включает глиняную табличку сообщения между Аменхотепом III, Эхнатоном и Тутанхамоном, различными подданными через египетские военные заставы, правителями вассальными государствами и иностранными правителями Вавилонии, Ассирия, Сирия, Ханаан, Алашия, Арзава, Митанни, и хетты.

Письма Амарны изображают международное положение в том, что Эхнатон унаследовал от своих предшественников. Влияние и военная мощь королевства значительно увеличились, прежде чем ослабевать за 200 лет до правления Эхнатона, после изгнания гиксосов из Нижнего Египта в конце Второй мировой войны. Промежуточный период. Сила Египта достигла новых высот при Тутмосе III, который примерно правил за 100 лет до Эхнатона и провел несколько успешных военных кампаний в Нубии и Сирии. Расширение Египта привело к конфронтации с митанни, но это соперничество закончилось тем, что две страны стали союзниками. Аменхотеп III стремился поддерживать баланс сил через браки, такие как его брак с Тадукхипой, дочерью царя Митанни Тушратта, и вассальными государствами. И все же при Аменхотепе III и Эхнатоне Египет не мог или не хотел противодействовать подъему хеттов вокруг Сирии. Фараоны, кажутся, избегали военной конфронтации в то время, когда баланс сил между соседями и соперниками Египта менялся, и хетты, конфронтационное государство, по влиянию обогнали митаннийцев.

В начале своего правления Эхнатон имел конфликттует с Тушраттой, царем Митанни, который снискал расположение своего отца против хеттов. Тушратта в ему письмах жалуется, что Эхнатон послал позолоченные статуи, а не статуи из чистого золота; статуи составляли часть выкупа за невесту, который Тушратта получил за то, что позволил своей дочери Тадухепе выйти замуж за Аменхотепа III, а выйти замуж за Эхнатона. В письме Амарны сохранилась жалоба Тушратты Эхнатону на ситуацию:

Я... просил вашего отца Миммурея о статуях из цельного литого золота, [...] и ваш отец сказал: «Дон Речь идет о том., чтобы подарить статуи только из цельного литого золота. Я дам вам сделанный из лазурита. Я дам тебе тоже, наряду со статуями, много золота и [других] товаров сверх меры ». Каждый из моих посланников, остававшихся в Египте, своими глазами видел золото для статуй. [...] Но мой брат [то есть Эхнатон] не прислал твердые [золотых] статуй, которые собирались послать ваш отец. Вы прислали плакированные из дерева. Вы также не прислали мне товары, которые собирались послать мне ваш отец, но вы сильно уменьшили [их]. Однако я не знаю ничего, в чем я бы подвел своего брата. [...] Пусть мой брат пришлет мне много золота. [...] В стране моего брата золота столько же, сколько пыли. Пусть мой брат не причинит мне беспокойства. Пусть он пришлет мне много золота, чтобы мой брат [с золотом и другими] любыми [товарами] мог почтить меня.

Хотя Эхнатон определенно не был близким Тушратты, он, очевидно, был другим вне растущей силой Хеттская Империя под властью его могущественного правителя Суппилулиума I. Успешное нападение хеттов на Митанни и его правителя Тушратту нарушило бы весь международный баланс сил на Древнем Востоке в то время, когда Египет заключил мир с Митанни; это заставит некоторых вассалов Египта перейти на сторону хеттов, как покажет время. Группа союзников Египта, пытавшихся восстать против хеттов, была захвачена в плен и писала письма, прося Эхнатона о войсках, но он не ответил на большинство их призывов. Данные свидетельствуют о том, что проблемы на северной границе ведут к трудностям в Ханаане, особенно в борьбе за власть между Лабайей из Сихема и Абди-Хебой. из Иерусалим, который требовал, чтобы фараон вмешался в этот район, отправив войска Меджая на север. Эхнатон демонстративно отказался спасти своего вассала Риб-Хадду из Библа - царство которого осаждалось расширяющимся государством Амурру под властью Абди-Аширта и позже Азиру, сын Абди-Аширты, несмотря на многочисленные просьбы Риб-Хадды о помощи от фараона. Риб-Хадда написал Эхнатону в общей сложности 60 писем, прося помощи у фараона. Эхнатон устал от постоянной переписки Риб-Хадды и однажды сказал Риб-Хадде: «Ты тот, кто пишет мне больше, чем все (другие) мэры» или египетскихсалов в EA 124. Риб-Хадда не понял, что Египетский царь не организовал и не отправил целую армию на север только для того, чтобы сохранить политический статус-кво нескольких городов-государств на окраинах Азиатской империи Египта. Риб-Хадда заплатит самую высокую цену; в одном письме регистрируется его изгнание из Библа в результате переворота, возглавленного его братом Илирабихом. Когда Риб-Хадда тщетно просил помощи у Эхнатона, а затем обратился к Азиру, своему заклятому врагу, чтобы вернуть его на трон своего города, Азиру быстро отправил его к царю Сидона, где почти наверняка находился Риб-Хадда. казнен.

Некоторые египтологи в конце 19-го и 20-го веков истолковали буквы Амарны как означающие, что Эхнатон пренебрег внешней политикой и иностранными территориями Египта в пользу своих внутренних реформ. Например, Henry Hall верил Эхнатон «наследовал его упорное доктринерского миролюбия в порождении гораздо больше страданий в его мире, чем полдюжины пожилых милитаристов могли бы сделать», а Джеймс Генри Брестед сказал Эхнатон «неспособен справиться с ситуацией, требующей агрессивного делового человека и опытного военачальника». Другие отметили, что письма Амарны противоречат общепринятому мнению о том, что Эхнатон пренебрегал чужими территориями Египта в пользу своих внутренних реформ. Например, Норман де Гарис Дэвис высоко оценил акцент Эхнатона на дипломатии, а не на войне, в то же время сказал, что тот факт, что «нет свидетельств восстания в пределах самого Египта в течение всего его правления, несомненно, является достаточным доказательством того, что не было такого отказа от своих царских обязанностей со стороны Эхнатона, как предполагалось ». Действительно, несколько писем от египетских вассалов уведомили фараона, что они следовали его инструкциям, подразумевая, что фараон послал такие инструкции:

Царю, мой господин, мой бог, мое Солнце, Солнце с неба: Сообщение Япаху, правитель Газру, ваш слуга, грязь у ваших ног. Я действительно простираюсь к ногам короля, моего господина, моего бога, моего Солнца, Солнца с неба 7 раз и 7 раз, на живот и спину. Я действительно охраняю место короля, моего господина, Солнца неба, где я нахожусь, и все, что король, мой господин, написал мне, я действительно выполняю - все! Кто я, собака, и что такое мой дом, и что у меня [...], и что у меня есть, что приказы короля, милорда, Солнца с неба не должны постоянно подчиняться ?

Письма Амарны также показывают, что вассальным государствам неоднократно говорили ожидать прибытия египетских вооруженных сил на их земли и предоставлять доказательства того, что эти войска были отправлены и прибыли к месту назначения. Десятки писем подробно описывают, что Эхнатон - и Аменхотеп III - послали египетские и нубийские войска, армии, лучников, колесницы, лошадей и корабли.

Кроме того, когда Риб-Хадда был убит по наущению Азиру, Эхнатон послал гневное письмо Азиру, содержащее едва завуалированное обвинение в прямом предательстве со стороны последнего. Эхнатон писал:

[Y] вы действовали преступно, взяв [Риб-Хадду], брат которого выбросил его у ворот, из своего города. Он проживал в Сидоне и, по вашему собственному мнению, вы передали его [некоторым] мэрам. Вы не подозревали о предательстве мужчин? Если вы действительно слуга короля, почему вы не осудили его перед королем, вашим господином, сказав: «Этот мэр написал мне, говоря:« Возьми меня к себе и приведи в мой город »? И если вы действовали лояльно, все равно все, что вы написали, было неправдой. Фактически, король размышлял о них следующим образом: «Все, что вы сказали, недружелюбно».

Теперь царь услышал следующее: «Вы в мире с правителем Кидсы (Кадеш ). Вы двое принимаете пищу и крепкие напитки вместе». И это правда. Почему ты так поступаешь? Почему вы в мире с правителем, с которым борется король? И даже если вы действовали лояльно, вы учитывали собственное суждение, а его суждение не принималось в расчет. Вы не обращали внимания на то, что делали раньше. Что случилось с вами среди них, что вы не на стороне короля, вашего господина? [...] [I] если вы замышляете злые, предательские дела, тогда вы вместе со всей своей семьей умрете от топора короля. Так что служите королю, своему господину, и вы будете жить. Вы сами знаете, что царь не терпит поражения, когда он восстает против всего Ханаана. И когда вы написали, говоря: «Пусть царь, мой Господь, даст мне отпуск в этом году, а затем я пойду в следующем году к царю, мой Господь. Если это невозможно, я пришлю своего сына вместо меня »- король, ваш господин, отпустит вас в этом году в соответствии с тем, что вы сказали. Приходите сами или пошлите своего сына [сейчас], и вы увидите царя, на глазах которого живут все земли.

Это письмо показывает, что Эхнатон уделял пристальное внимание делам его вассалов в Ханаане и Сирии. Эхнатон приказал Азируть в Египет и продержал его там не менее года. В конце концов, Эхнатон был вынужден освободить Азиру обратно на его родину, когда хетты продвинулись на юг в Амки, тем самым поставив под азиатских вассальных государств Египта, включая Амурру. Через некоторое время после своего возвращения в Амурру Азиру перешел на сторону хеттов со своим королевством. Хотя из письма Амарны Риб-Хадды известно, что хетты «захватили все страны, которые были вассалами царя Митанни». Эхнатону удалось сохранить контроль Египта надром своей ближневосточной империи (которая состояла из ядра современного Израиля, а также финикого побережья), минимальная при этом конфликте со всеми более мощной хеттской империей Суппилулиума I. Только египетская приграничная провинция Амурру в Сирии вокруг реки Оронт была навсегда потеряна для хеттов, когда ее правитель Азиру перешел на сторону хеттов.

Доподлинно известна только одна военная кампания во время правления Эхнатона. На втором или двенадцатом году жизни Эхнатон приказал своему наместнику Куша Тутмосу возглавить военную экспедицию для подавления восстания и набегов на поселения на Ниле кочевых племен нубийцев. Победа была отмечена на двух стелах: одна была обнаружена в Амаде, а другая - в Бухене. Египтологи расходятся во мнениях по размеру кампании: Вольфганг Хелк считал ее небольшой полицейской операцией, но считал ее «войной крупных масштабов».

Другие египтологи предположили, что Эхнатон мог иметь велну в Сирии или Леванте, возможно, против хеттов. Сирил Олдред, фабрика на письмах Амарны, описывающих передвижения египетских войск, предположил, что Эхнатон развязал безуспешную войну вокруг города Гезер, в то время как Марк Габольд приводил доводы в пользу неудачной кампании около Кадеша. Любая из них могла быть кампанией, упомянутой в Стеле Восстановления: «если бы армия была послана в Джахи [южный Ханаан и Сирию], чтобы расширить границы Египта, их дело не увенчалось успехом. «Джон Коулман Дарнелл и Коллин Манасса также утверждали, что Эхнатон боролся с хеттами за контроль над Кадешем, но безуспешно; город не был возвращен до 60–70 лет спустя при Сети I.

Поздние годы

В двенадцатый год правления Эхнатон получал дань и подношения от союзных стран и вассальных государств в Ахетатоне, как изображено в гробнице Мериры II.

Египта знают мало о последних пяти правлениях Эхнатона, начиная с ок. 1341 или 1339 г. до н.э. Эти засвидетельствованы, сохранились лишь некоторые современные свидетельства; отсутствие ясности реконструкции последней части правления фараона «задача укрощения» и противоречивую и спорную тему обсуждения среди египтологов. Среди новейших свидетельств - надпись, обнаруженная в 2012 году в известняковом карьере в Дейр-эль-Берша, к северу от Ахетатона, с шестнадцатого года правления фараона. Текст относится к строительному проекту в Амарне и устанавливает, что Эхнатон и Нефертити все еще были королевской парой всего за год до смерти Эхнатона.

Перед обнаружением в 2012 году надписи Дейр-Берша, последним зафиксированным событием дня правления Эхнатона был королевский прием в двенадцатый год царствования, на котором фараон и королевская семья получили государства дань и подношения от союзных стран и вассальных в государстве в государстве. Ахетатоне. Надписи показывают дань из Нубии, Земли Пунт, Сирии, Королевства Хаттуса, островов в и Ливия. Египтологи, такие как Эйдан Додсон, считают, что празднование двенадцати в этом году было зенитом правления Эхнатона. Благодаря рельефам в гробнице гробницы придворного Мерире II историкам известно, что королевская семья Эхнатон, Нефертити и их шесть дочерей полностью присутствовали на королевском приеме. Однако историки не уверены в причинах приема. Возможные варианты включения празднования свадьбы фараона Ай с Тей, празднование двенадцати лет правления Эхнатона на троне, призыв царя Азиру из Амурру в Египет, военная победа при Сумуре в Леванте, успешная военная кампания в Нубии, Нефертити на трон в качестве сопредседателя или завершение строительства новой столицы город Ахетатон.

После двенадцатого года Дональд Б. Редфорд и другие египтологи предположили, что Египет поразила эпидемия, скорее всего чума. Современные данные свидетельствуют о том, что примерно в это время на Ближнем Востоке разразилась чума, и историки предположили, что послы и доклады, прибывшие на прием Эхнатона двенадцатого года, могли принести болезнь в Египет. С другой стороны, письма от хаттов предполагают, что эпидемия зародилась в Египте и была разнесена по всему Ближнему Востоку египетскими военнопленными. Независимо от своего происхождения, эпидемия могла быть причиной нескольких смертей в королевской семье за ​​последние пять лет правления Эхнатона, включая его дочерей Мекетатон, Нефернеферуре и Сетепенре.

Coregency со Сменхкаре или Нефертити

Эхнатон мог править вместе с Сменхкаре и Нефертити за несколько лет до своей смерти. Судя по изображениям и артефактам из гробниц Мерира II и Тутанхамона, Сменхкар мог быть соправителем Эхнатона к тринадцатому или четырнадцатому году правления, но умер через год или два позже. Нефертити могла взять на себя рольравителя только после шестнадцатого года, когда стела все еще регистрирует ее как Великую королевскую жену Эхнатона. В то время как семейные отношения Нефертити с Эхнатоном известны, неясно, были ли Эхнатон и Сменхкар кровными родственниками. Сменхкар мог быть сыном или братом Эхнатона, как сын Аменхотепа III с Тийе или Ситамун. Однако археологические свидетельства показывают, что Сменхкар был женат на Меритатон, старшей дочери Эхнатона. С другой стороны, так называемая стела Coregency, найденная в гробнице в Ахетатоне, может показывать царицу Нефертити как сопредставителя Эхнатона, но это неясно, поскольку стела была заново вырезана, чтобы отображать имена Анхесенпаатен и Нефернефруатон. Египтолог Эйдан Додсон предположил, что и Сменхкар, и Неферити были соратниками Эхнатона, чтобы продолжение правления семьи Амарна, когда Египет столкнулся с эпидемией. Додсон предположил, что эти двое были выбраны для управления Тутанхатеном в соправителя в случае смерти Эхнатона и Тутанхатена на трон в молодом возрасте или править вместо Тутанхатена, если князь также умер во время эпидемии.

Смерть и погребение

саркофаг Эхнатона, воссозданный из частей, обнаруженных в его первоначальной гробнице в Амарне, теперь в Египетском музее, Каир. Оскверненный царский гроб Эхнатона найден в гробнице KV55 Профиль черепа Эхнатона, извлеченного из KV55

Эхнатон умер после семнадцати лет правления и установлен был похоронен в гробнице в Королевском Вади к востоку от Ахетатона. Приказ построить гробницу и похоронить там фараона отмечен на одной из пограничной стелы, очерчивающей границы столицы: «Пусть сделают мне гробницу на восточной горе [Ахетатона]. Пусть мои в нем должны быть похоронены миллионы юбилеев, которые назначил мне Атон, мой отец ». Через несколько лет после захоронения саркофаг Эхнатона был разрушен и оставлен в некрополе Ахетатона; реконструированный в 20 веке, он находится в Египетском музее в Каире по состоянию на 2019 год. Несмотря на то, что саркофаг оставлен, мумия Эхнатона была удалена из царских гробниц после того, как Тутанхамон покинул Ахетатон и вернулся в Фивы. Скорее всего, он был перенесен в гробницу KV55 в Долине царей недалеко от Фив. Эта гробница была позже осквернена, вероятно, в период Рамессайдов.

Неизвестно, пользовался ли Сменхкар кратковременным правлением после Эхнатона. Если Сменхкар пережил Эхнатона и стал единственным фараоном, он, вероятно, правил Египта менее года. Следующим преемником была Нефертити или Меритатон, правившая как Нефернефруатон, правившая в Египте около двух лет. Ее, в свою очередь, вероятно, сменил Тутанхатен, а страной управлял визирь и будущий фараон Ay.

, в то время как Эхнатон - вместе со Сменхкаром - был, скорее всего, перезахоронен в гробнице KV55, определение Мумия, найденная в этой гробнице как Эхнатон, по сей день вызывает споры. С момента своего открытия в 1907 году мумию неоднократно исследовали. Совсем недавно египтолог Захи Хавасс возглавил группу исследователей для исследования мумии с помощью медицинского анализа ДНК, результаты которого были опубликованы в 2010 г. Команда Хавасса определила мумию как отца Тутанхамона и, следовательно, «наиболее вероятно» Эхнатона. Однако с тех пор достоверность исследования была поставлена ​​под сомнение. Например, при обсуждении результатов исследования не обсуждается, что отец использует и его братья и сестры общие генетические маркеры ; Если отцом Тутанхамона был Эхнатон, результаты ДНК могли бы указать на то, что мумия является братом Эхнатона, возможно, Сменхкара.

Наследие

Со смертью Эхнатона основанный им культ Атона потерял популярность: сначала постепенно, а потом с решающей окончательностью. Тутанхатен изменил свое имя на Тутанхамон во 2-м году своего правления (ок. 1332 г. до н.э.) и покинул город Ахетатон. Затем их преемники попытались стереть Эхнатона и его семью из исторических записей. Во время правления Хоремхеба, последний фараона Восемнадцатой династии и первого фараона после Эхнатона, который не был связан с семьей Эхнатона, египтяне начали разрушать храмы Атона и повторно использовать строительные блоки в новых проектах, в том числе в храмах для недавно восстановленного бог Амон. Преемник Хоремхеба продолжил эти усилия. Сети I восстановил памятники Амону и повторно вырезал имя бога на надписях, где оно было удалено Эхнатоном. Сети I также приказал исключить Эхнатона, Сменхкаре, Нефернефруатона, Тутанхамона и Ай из официальных списков фараонов, чтобы создать впечатление, что Аменхотепа III немедленно сменил Хоремхеб. При Рамессиде, который стал преемником Сети I, Ахетатон постепенно разрушался, строительные материалы повторно использовались по всей стране, например, в постройках в Гермополисе. Отриц отношение к Эхнатону было проиллюстрировано, например, надписями в гробнице писца Моисея (или Мес), где правление Эхнатона упоминается как «время врага Ахет-Атона» <. 691>

Некоторые египтологи, такие как и Ян Ассманн, полагают, что правление Эхнатона и период Амарны положили начало эффективному снижению власти египетского правительства и положению фараона в египетском обществе и религиозной жизни. Религиозные реформы Эхнатона подорвали отношения простых египтян со своими богами и фараоном, а также роль фараона в отношениях между людьми и богами. До периода Амарны фараон был представителем богов на Земле, сыном бога Ра и живым воплощением бога Гора, и поддерживал божественный порядок посредством ритуалов и подношений, а также путем поддержки храмов богов. Кроме того, несмотря на то, что фараон контролировал всю религиозную деятельность, египтяне могли получить доступ к своим богам через регулярные официальные праздники, фестивали и процессии. Это привело к, казалось бы, тесной связи между людьми и богами, особенно с божеством-покровителем их соответствующими городами. Эхнатон, однако, запретил поклонение богам помимо Атона, в том числе через фестивали. Он также объявил себя единственным, кто мог поклоняться Атону, и потребовал, чтобы вся религиозная преданность, ранее проявлявшаяся по отношению к богам, была направлена ​​на него самого. После периода Амарны, в течение девятнадцатого и двадцатого династий – c., через 270 лет после смерти Эхнатона - отношения между людьми, фараоном и богами не просто вернулись к доамарнским практикам. и верования. Вернулось поклонение всем богам, но отношения между богами и прихожанами стали более прямыми и личными, в обход фараона. Вместо того, чтобы действовать через фараона, египтяне начали непосредственно верить, что боги вмешиваются в их жизнь, защищая благочестивых и наказывая преступников. Боги заменили фараона своими собственными отображениями на Земле. Бог Амон снова стал царем среди всех богов. По словам ван Дейка, «король больше не был богом, но сам бог стал королем. Как только Амон был признан истинным королем, политическая власть земных правителей могла быть сведена к минимуму ». Следовательно, влияние и власть жрецов Амона продолжали расти до двадцать первой династии, c.1077 г. до н.э., когда верховные жрецы Амона фактически стали правителями над некоторыми частями Египта.

Реформы Эхнатона также оказали долгосрочное влияние на древнеегипетский язык и ускорили распространение разговорного позднеегипетского языка в официальных письмах и выступлениях. Устный и письменный египетский язык разошелся на ранних этапах истории Египта и оставался другим с течением времени. Однако в период Амарны королевские и религиозные тексты и надписи, в том числе пограничные стелы в Ахетатоне или буквы Амарны, начали регулярно проходить более народные лингвистические элементы, такие как определенный артикль или новая притяжательная форма . Несмотря на то, что они продолжали расходиться, эти изменения приближали устную и письменную друг к другу более систематично, чем при предыдущих фараонах Нового царства. В то время как преемники Эхнатона пытались стереть его религиозные, художественные и даже языковые изменения из истории, новые лингвистические элементы оставались более частой официальной официальной текстов после лет Амарны, начиная с Девятатой династии.

Атенизма
Фрагмент рельефа с изображением царской головы, вероятно, Эхнатона, и ранней картышей Атона. Атон продлевает Анкх (знак жизни) на фигуру. Правление Эхнатона. Из Амарны, Египет. Музей египетской археологии Петри, Лондон Фараон Эхнатон (в центре) и его семья поклоняются Атону с характерными лучами, исходящими от солнечного диска. Позже такие изображения были запрещены.

Восемнадцатой династии и правление Аменхотепа III, отца Эхнатона, поклонялись богу земли под именами, и поклонение солнцу становилось все более популярным еще до Эхнатона, особенно во время .. Во время Нового царства фараон стал ассоциироваться с солнечным диском; например, одна из надписей называла фараона Хатшепсут «женщина Ре, сияющая, как Диск», а Аменхотеп описывался как «тот, кто восходит над каждой чужой землей, Небмаре, ослепительный диск». Во время Восемнадцатой династии религиозный гимн солнцу также стал популярным среди египтян. Однако египтологи задаются вопросом, существует ли причинная связь между культом солнечного диска до Эхнатона и религиозной политикой Эхнатона.

Реализация и развитие

Реализация атенизма может быть прослежена через отслеженные изменения в иконографии Атона и египтолог Дональд Б. Редфорд в своих исследованиях Эхнатона и Атенизма разделили его развитие на три: раннюю, промежуточную и заключительную. ранний этап этого связан с растущим изображением солнечного диска, хотя все еще виден покимся на голове бога солнца с соколиной головой Ра-Хорахты, как бога традиционно представляли. ько «уникальным, но не исключительным». Промежуточный этап ознаменовался возвышением Атона над другими богами и появлением картышей вокруг его вписанного имени - картышей, традиционно указывающих на то, что прилагаемый текст является царящим именем. На заключительном этапе Атон представлен в виде солнечного диска с солнечными лучами, похожими на длинные руки, оканчивающиеся в человеческих руках, и введен новый эпитет для бога: «великий живой Диск, который празднует свой юбилей, повелитель небес. и землю ».

В первые годы своего правления Аменхотеп IV жил в Фивах, старой столице, и разрешил поклонение традиционным божествам Египта. Однако некоторые признаки уже указывали на растущее значение Атона. Например, надписи в фиванской гробнице Пареннефера из раннего правления Аменхотепа IVсят, что «один измеряет выплаты каждому (другому) богу мерой уровня, но для Атона один измеряет так, чтобы он переливается», что свидетельствует о более благоприятном отношении к культу Атона, чем другие боги. Кроме того, около Храма Карнака, большого культового центра Амона-Ра, Аменхотеп IV возвел несколько массивных зданий, включая храмы Атона. У новых храмов Атона не было крыши, и поэтому богу поклонялись при солнечном свете, под открытым небом, а не в темных ограждениях храма, как это было раньше. Позднее его преемники разобрали фиванские постройки и использовали их в качестве засыпки для новых построек Карнакского храма; когда они были позже разобраны археологами, здесь было обнаружено около 36000 украшенных блоков из первоначального здания Атона, которые сохраняют многие элементы оригинальных рельефных сцен и надписей.

Один из самых важных поворотных моментов в раннем царствовании Аменхотеп IV - это речь фараона в начале второго года его правления. Копия речи сохранилась на одном из пилонов в Карнакском храмовом комплексе около Фив. Обращаясь к королевскому двору, писцам или народу, Аменхотеп IV сказал, что боги были неэффективны и прекратили свои движения, и что их храмы рухнули. Фараон противопоставил это единственному оставшемуся богу, солнечному диску Атону, который продолжал двигаться и существовать вечно. Некоторые египтологи, такие как Дональд Б. Редфорд, сравнивали эту речь с прокламацией или манифестом, который предвещал и объяснял более поздние религиозные реформы фараона, сосредоточенные вокруг Атона. В своей речи Эхнатон сказал:

Храмы богов пали в руины, их тела не выдерживают. Со времен предков это знает мудрый человек. Вот, я, царь, говорю, чтобы сообщить вам о появлении богов. Я знаю их храмы, и я разбираюсь в письменах, в частности, в описании их первобытных тел. И я наблюдал, как они [боги] один за другим перестали появляться. Все они остановились, кроме бога, который сам себя родил. И никто не знает тайны того, как он выполняет свои задачи. Этот бог идет, куда ему заблагорассудится, и никто другой не знает его пути. Я подхожу к нему, к тому, что он сделал. Насколько они возвышены.

Эхнатон изображен в виде сфинкса в Амарне.

В пятый год своего правления Аменхотеп IV предпринял решительные шаги, чтобы утвердить Атона как единственного бога Египта. Фараон «распустил духовенство всех других богов... и направил доходы этих [других] культов на поддержку Атона». Чтобы подчеркнуть свою полную преданность Атону, царь официально изменил свое имя с Аменхотепа IV на Эхнатон (древнеегипетский : ꜣḫ-n-jtn, что означает " Действительно для Атона "). Тем временем Атон сам становился королем. Художники стали изображать его в атрибутах фараона, поместив его имя в картуши - редкое, но не уникальное явление, поскольку имена Ра-Горахти и Амона-Ра также были найдены заключенными в картуши - и носил урей, символ царской власти. Атон, возможно, также был предметом царского фестиваля Сед Эхнатона в начале правления фараона. Когда Атон стал единственным божеством, Эхнатон начал провозглашать себя единственным посредником между Атоном и его народом и предметом их личного поклонения и внимания.

Фрагмент из известняка с надписью, показывающий ранние картуши Атона, «Живой Ра Горахти». Правление Эхнатона. Из Амарны, Египет. Музей египетской археологии Петри, Лондон Фрагмент стелы, демонстрирующий части трех поздних картушей Атона. Существует редкая промежуточная форма имени бога. Правление Эхнатона. Из Амарны, Египет. Музей египетской археологии Петри, Лондон

К девятому году своего правления Эхнатон заявил, что Атон был не просто верховным богом, но единственным богом, которому поклонялись. Он приказал разрушить храмы Амона по всему Египту, и в ряде случаев также были удалены надписи множественного числа «боги». Это подчеркнуло изменения, вызванные новым режимом, который включал запрет на изображения, за исключением лучевого солнечного диска, в котором лучи, кажется, представляют невидимый дух Атона, который к тому времени, очевидно, был считается не просто богом солнца, а скорее универсальным божеством. Вся жизнь на Земле зависела от Атона и видимого солнечного света. Представления об Атоне всегда сопровождались своего рода иероглифической сноской, в которой говорилось, что представление о Солнце как о всеобъемлющем творце следует воспринимать просто как представление о чем-то, что по самой своей природе как нечто превосходящее творение не может быть полностью или адекватно представленным любой частью этого творения. По мнению некоторых историков, имя Атона также писалось по-другому, начиная с восьмого или даже с четырнадцатого года. Из «Живого Ре-Горахти, который радуется на горизонте своим именем Шу -Re, который находится в Атоне», имя бога изменилось на «Живой Ре, правитель горизонта, который радуется во имя Ре, отца, который вернулся как Атон, «устраняя связь Атона с Ре-Хорахти и Шу, двумя другими солнечными божествами. Таким образом, Атон стал объединением, в которое вошли атрибуты и верования Ре-Хорахти, вселенского бога солнца, и Шу, бога неба и проявления солнечного света.

Фрагмент статуи из кремнистого известняка. На задрапированном правом плече - картуши позднего Атона. Правление Эхнатона. Из Амарны, Египет. Музей египетской археологии Петри, Лондон

Атенистские верования Эхнатона лучше всего изложены в Великом гимне Атону. Гимн был обнаружен в гробнице Ай, одного из преемников Эхнатона, хотя египтологи считают, что он мог быть сочинен самим Эхнатоном. Гимн прославляет солнце и дневной свет и рассказывает об опасностях, которые изобилуют, когда солнце садится. В нем рассказывается об Атоне как об единственном боге и создателе всей жизни, который воссоздает жизнь каждый день на восходе солнца и от которого зависит все на Земле, включая мир природы, жизни людей и даже торговлю и коммерцию. В одном отрывке гимн провозглашает: «О Единственный Бог, рядом с которым нет никого! Ты создал землю, как хотел, только ты». В гимне также говорится, что Эхнатон - единственный посредник между богом и египтянами и единственный, кто может понять Атона: «Ты в моем сердце, и никто не знает тебя, кроме твоего сына».

Атенизм и другие боги

Некоторые дискуссии были сосредоточены на том, в какой степени Эхнатон навязывал свои религиозные реформы своему народу. Конечно, со временем он пересмотрел названия Атона и других религиозных языков, чтобы все больше исключать ссылки на других богов; в какой-то момент он также начал широкомасштабное стирание традиционных имен богов, особенно Амона. Некоторые из его придворных изменили свои имена, чтобы лишить их покровительства других богов и поставить их под покровительство Атона (или Ра, с которым Эхнатон приравнял Атона). Тем не менее, даже в самой Амарне некоторые придворные сохранили такие имена, как Яхмос («дитя лунного бога», владелец гробницы 3) и мастерскую скульптора, где находится знаменитый бюст Нефертити и другие работы королевской власти. Найденные портреты связаны с художником, которого, как известно, звали Тутмос («дитя Тота»). Чрезвычайно большое количество амулетов фаянса в Амарне также свидетельствует о том, что его жители открыто носили талисманы богов домашнего хозяйства и деторождения Беса и Таверета, глаза Гора и амулеты других традиционных божеств. Действительно, тайник с королевскими драгоценностями, найденный в захоронении возле королевских гробниц Амарны (ныне в Национальном музее Шотландии ), включает перстень на пальце, относящийся к Мут, жене Амона. Такие данные свидетельствуют о том, что, хотя Эхнатон переместил финансирование с традиционных храмов, его политика была довольно терпимой до какого-то момента, возможно, до определенного события, пока неизвестного, ближе к концу правления.

Археологические открытия в Ахетатоне показывают, что многие обычные жители этого города решили выдолбить или вырезать все упоминания бога Амона даже на незначительных личных вещах, которыми они владели, например, памятных скарабеях или горшках для макияжа, возможно, опасаясь обвинений в симпатиях к амунистам. Ссылки на Аменхотепа III, отца Эхнатона, были частично стерты, поскольку они содержали традиционную для Амона форму его имени: Небмаатре Амунхотеп.

После Эхнатона

После смерти Эхнатона Египет постепенно вернулся к своему традиционному политеистическая религия, отчасти из-за того, насколько тесно Атон стал ассоциироваться с Эхнатоном. Атенизм, вероятно, оставался доминирующим вовремя непосредственных преемников Эхнатона, Сменхкаре и Нефернефруатона, а также в начале правления Тутанхатена. Некоторое время поклонение Атону и возрождающееся поклонение Амону сосуществовали.

Однако со временем преемники Эхнатона, начиная с Тутанхатена, предприняли шаги, чтобы дистанцироваться от атенизма. Тутанхатен и его жена Анхесенпаатен исключили Атон из своих имен и заменили их на Тутанхамон и Анхесенамун соответственно. Амон был восстановлен как верховное божество. Тутанхамон восстановил храмы других богов, как фараон проповедовал в своей Стеле Восстановления: «Он реорганизовал эту землю, восстановив ее обычаи до тех, что были во времена Ре. [...] Он обновил особняки богов и оформил все их изображения. [...] Он воздвиг их храмы и создал их статуи. [...] Когда он разыскал владения богов, которые были в руинах на этой земле, он восстановил их такими же, какими они были с того времени первой первобытной эпохи ". Кроме того, в строительных проектах Тутанхамона в Фивах и Карнак использовались талатат из зданий Эхнатона, что подразумевает, что Тутанхамон мог начать снос храмов, посвященных Атону. Храмы Атона продолжали разрушаться при Ай и Хоремхеб также приказать снести Ахетатон, столицу Эхнатона, чтобы еще больше подкрепить разрыв с поклонением Атону, Хоремхеб утверждал, что был избран для правления Египтом богом Гором. Наконец, Сети I, первый фараон Девятнадцатой династии, приказал восстановить имя Амона на надписях, на оно было удалено или заменено именем Атона.

Художественные изображения
Эхнатона в типичном стиле периода Амарны

Стили иску сства, процветавшие во время правления Эхнатона его непосредственных преемников, известные как <466 Амарны, заметно отличаются от традиционное искусство Египта. Представления более реалистичны, экспрессионисты и натуралистичны, особенно в изображениях животных, растений и людей, и передают больше действий и движений, как для не королевских, так и королевские особи, чем традиционно статичные представления. В традиционном искусстве божественная природа фараона выражалась в покое, даже в неподвижности.

Изображения самого Эхнатона сильно отличаются от изображений других фараонов. Традиционно изображение фараонов - и правого класса Египта - идеализировано, и они были показаны в «стереотипно« красивой »моде» как молодые и спортивные. Однако изображения Эхнатона нетрадиционны и «нелестны» с обвисшим животом; широкие бедра; тонкие ноги; толстые бедра; большая, «почти женская грудь»; тонкое, «чрезмерно длинное лицо»; и толстые губы.

Основываясь на необычных художественных представлениях Эхнатона и его семьи, включая возможные изображения гинекомастии и андрогинности, некоторые утверждали, что фараон и его семья имели либо страдал синдромом избытка ароматазы и синдромом сагиттального краниосиностоза, либо синдромом Антли - Бикслера. В 2010 году результаты генетических исследований предполагаемой мумии Эхнатона не выявили признаков гинекомастии или синдрома Антли-Бикслера, хотя с тех пор эти результаты подверглись сомнению.

Аргументируя вместо этого символическую интерпретацию, Доминик Монтсеррат в «Эхнатоне: история, фэнтези и древний Египет» говорится, что «в настоящее время египтологов существует широкий консенсус в отношении того, что преувеличенные формы физического изображения Эхнатона... не следует читать буквально ». Монтсеррат и другие предполагают, что Эхнатон на произведениях искусства выглядел андрогинным как символ андрогинности Атона. Для этого требовалось «символическое объединение всех атрибутов бога-создателя в физическом теле самого царя», что «университ на земле расширенные функции Атона». Эхнатон претендовал на титул «Уникальный из Ре», и он, возможно, побуждал своих художников противопоставлять его простому народу посредством радикального отхода от идеализированного традиционного образа фараона.

Изображения других членов двора, членов членов королевской семьи, также преувеличены, стилизованы и в целом отличаются от традиционного искусства. Примечательно, что впервые в истории египетского королевского искусства изображена семейная жизнь фараона: королевская семья изображена посреди действия в расслабленных, случайных и интимных ситуациях, принимая участие в явно натуралистических действиях, проявляя привязанность к каждому. другие, такие как держаться за руки и целоваться.

Маленькая статуя Эхнатона в египетской голубой короне войны

Нефертити также появляется, как рядом с королем, так и одна, или со своими дочерьми, в действиях, обычно предназначенных для фараона, такие как «поражение врага», традиционное изображение фараонов мужского пола. Это говорит о том, что она пользовалась необычным для королевы статусом. Ранние художественные представления о ней, как правило, неотличимы от ее мужа, за исключением регалий, но вскоре после переезда в новую столицу Нефертити начинает изображаться со специфическими для нее чертами. Остаются вопросы, заключается ли красота Нефертити в портретной живописи или в идеализме.

Спекулятивные теории
Пробный образец Эхнатона скульптором.

Статус Эхнатона как религиозного революционера привел к множеству предположений, от научных гипотез до неакадемических маргинальных теорий. Хотя некоторые полагают, что религия, которую он ввел, была в основном монотеистической, многие другие считают Эхнатона практикующим Атона монолатрией, поскольку он не отрицал активно существование других богов; он просто воздерживался от поклонения кому-либо, кроме Атона, ожидая, что люди будут поклоняться не Атону, а ему.

Эхнатон и монотеизм в авраамических религиях

Идея о том, что Эхнатон был пионером монотеистической религии, которая позже стала иудаизмом, рассматривалась различными учеными. Одним из первых об этом упомянул Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, в своей книге Моисей и монотеизм. Основывая свои аргументы на своей вере в историчность истории Исхода, Фрейд утверждал, что Моисей был священником-атенистом, который был вынужден покинуть Египет со своими последователями после смерти Эхнатона. Фрейд утверждал, что Эхнатон стремился продвигать монотеизм, чего смог достичь библейский Моисей. После публикации его книги эта концепция вошла в общественное сознание и в серьезные исследования.

Фрейд прокомментировал связь между Адонаем, египетским Атоном и сирийским божественным именем Адонис как изначальное единство языков между фракциями; в этом он следовал аргументу египтолога Артура Вейгалла. Ян Ассманн считает, что «Атон» и «Адонай» не связаны лингвистически.

Широко признано, что существует сильное стилистическое сходство между Великим гимном Эхнатона и Атон и библейский псалом 104, хотя эта форма письма была широко распространена в древней ближневосточной гимнологии как до, так и после этого периода.

Другие сравнивают некоторые аспекты отношений Эхнатона с Атоном с отношениями в христианской традиции между Иисусом Христом и Богом, особенно с интерпретациями, которые подчеркивают более монотеистическую интерпретацию атенизма, чем генотеистическую. один. Дональд Б. Редфорд заметил, что некоторые считали Эхнатона предвестником Иисуса. «В конце концов, Эхнатон называл себя сыном единственного бога:« Твой единственный сын, который произошел из твоего тела ». Джеймс Генри Бристед сравнил его с Иисусом, Артур Вейгалл видел в нем несостоявшегося предшественника Христа, и Томас Манн считал его «правильным на пути и все же не правильным».

Редфорд утверждал, что, хотя Эхнатон называл себя сын Солнечного диска и действовал как главный посредник между богом и творением, короли требовали тех же отношений и священнической роли за тысячи лет до времени Эхнатона. Однако случай Эхнатона может отличаться из-за того, что он делает упор на небесных отношениях отца и сына. Эхнатон описал себя как «твой сын, вышедший из твоих конечностей», «ты у дитя», «вечный сын, вышедший из Солнечного диска», и «твой единственный сын, вышедший из твоего тела». Близкие отношения между отцом и сыном таковы, что только король по-настоящему знает сердце "его отец", и в ответ его отец слушает молитвы своего сына. Он - образ своего отца на земле, и, как Эхнатон - царь на земле, его отец - царь на небесах. Как первосвященник, пророк, царь и божество он требовал центральное положение в новой религиозной системе. Только он знал ум и волю своего отца, только Эхнатон мог интерпретировать эту волю для всего человечества с истинным учением, исходящим только от него.

В заключение Редфорд:

Прежде, чем стали доступны археологические свидетельства из Фив и Телль-эль-Амарны, принять желаемое за действительное иногда превращало Эхнатона в гуманного учителя истинного Бога, наставника Моисея, христоподобную фигуру, философа до своего времени. Но эти воображаемые существа теперь исчезают. прочь, как историческая реальность постепенно лы появляется. Существует мало или совсем нет доказательств того, что Эхнатон был родоначальником полномасштабного монотеизма, который мы находим в Библии. Монотеизм Еврейской Библии и Нового Завета развивался по-разному - через полтысячелетия после смерти фараона.

Возможная болезнь

Иератическая надпись на фрагменте керамики. В нем записан 17-й год правления Эхнатона и упоминается вино дома Атона. Из Амарны, Египет. Музей египетской археологии Петри, Лондон Образец известняка короля, вероятно Эхнатона, и голова меньшего размера неопределенного пола. Из Амарны, Египет. 18-я династия. Музей египетской археологии Петри, Лондон

Нетрадиционные изображения Эхнатона - отличные от красивых норм в изображении фараонов - привели египтологов в XIX и XX веках к предположению, что Эхнатон страдает какой-то генетической аномалией. Выдвигались различные заболевания, среди которых чаще всего упоминались синдром Фрелиха или синдром Марфана.

Сирил Олдред, следуя более ранним аргументам Графтона Эллиота Смита. и Джеймс Стрэчи предположил, что Эхнатон мог страдать синдромом Фрелиха из-за его длинной челюсти и женственной внешности. Однако это маловероятно, поскольку это заболевание приводит к бесплодию, а у Эхнатона, как известно, было много детей. Его дети неоднократно изображались на протяжении многих лет археологических и иконографических свидетельств.

Берридж предположил, что Эхнатон мог страдать синдромом Марфана, который, в отличие от синдрома Фрелиха, не приводит к умственным расстройствам или бесплодию. Больные Марфаном имеют тенденцию к росту, с длинным тонким лицом, удлиненным черепом, заросшими ребрами, воронкообразной или голубиной грудью, сильно изогнутым или слегка расщелиненным небом и большим тазом, с увеличенными бедрами и тонкими икрами - симптомы, которые проявляются на некоторых изображениях Эхнатона. Синдром Марфана является доминирующей характеристикой, что означает, что у больных есть 50% -ная вероятность передать его своим детям. Однако тесты ДНК Тутанхамона в 2010 году оказались отрицательными на синдром Марфана.

К началу 21 века египтологов утверждали, что изображения Эхнатона не являются результатом генетического или медицинского состояния, а должны интерпретироваться через линза атенизма. Эхнатон выгляделделдел андрогинно в произведениях искусства как символ андрогинности Атона.

Культурные изображения
Внешнее видео
Meketaten- Нефертити. тифф
значок видео Домашний алтарь с Эхнатоном, Нефертити и тремя дочерьми (период Амарны) (5:03), Smarthistory
значок видео Пропавший фараон: В поисках Эхнатона (56:35), Национальный совет по кинематографии Канады

Жизнь Эхнатона вдохновила на создание многих художественных образов.

На странице Томас Манн сделал Эхнатона «спящим фараоном» из истории Иосифа в вымышленной библейской тетраологии Иосиф и его братья с 1933 по 1943 год. Эхнатон появляется в Мика Вальтари Египетский, впервые опубликованном на финском языке (Sinuhe egyptiläinen) в 1945 году, переведенном; Дэвида Стэктона с 1958 года; Гвендолин МакЭвен с 1971 года; Аллена Друри Бог против богов с 1976 года и Возвращение в Фивы с 1976 года; Нагиб Махфуз Эхнатон, Житель Истины с 1985 г.; Андре Чедид Эхнатон и Сон Нефертити; и Мойры Калдекотт Эхнатон: Сын Солнца из 1989 года. Кроме того, действие романа Полин Гедж 1984 года «Двенадцатое преобразование» происходит во время правления Эхнатона., подробное описание строительство Ахетатона и включает рассказы о его сексуальных отношениях с Нефертити, Тийе и преемницей Сменхкаре. Эхнатон вдохновил поэтический сборник «Эхнатон» Дороти Портер. «Marvel: The End » Джима Старлина и Эла Милгрома.. В этой фараон получает неограниченную власть и, хотя его заявленные намерения доброжелательны, ему противостоит Танос и, по сути, все другие супергерои и суперзлодеи во вселенной комиксов Marvel. Наконец, Эхнатон обеспечивает большую часть предыстории приключенческой истории комиксов Блейк и Мортимер: Le Mystère de la Grande Pyramide vol. 1 + 2 Эдгар П. Джейкобс из 1950 года.

На сцене пьеса 1937 года Ахнатон Агаты Кристи исследует жизни Эхнатона, Нефертити и Тутанхатена. Он был изображен в греческой пьесе «Фараон Эхнатон» (греч. : Φαραώ Αχενατόν) Ангелосом Прокопиу. Фараон также вдохновил оперу 1983 года Эхнатон Филиппа Гласса.

В фильме Эхнатона играет Майкл Уилдинг в Египтянин 1954 года и Амедео Наззари в Нефертити, царица Нила из 1961 года. В анимационном фильме 2007 года Ла Рейн Солей, Эхнатон, Тутанхатен, Ахеса (Анхесенепатен, позже Анхесенамун), Нефертити и Хоремхеб изображены в сложной борьбе жрецов Амона против атенизма. Эхнатон также появляется в нескольких документальных фильмах, включая «Пропавший фараон: В поисках Эхнатона», документальный фильм 1980 года национального совета по кинематографии Канады, основанный на раскопках Дональдом Редфордом из храмов Эхнатона, а также эпизод Древние пришельцы, признанным виновным, что Эхнатон мог быть инопланетянином.

В видеоиграх, например, Эхнатон - враг в Assassin's Creed Origins «Проклятие фараонов» DLC, и его нужно победить, чтобы снять проклятие с Фив. Его загробная жизнь принимает форму «Атона», место, которое во многом основано на архитектуре города Амарны. Кроме того, версия Эхнатона (включающая элементы HP Lovecraft Black Pharaoh ) является ведущим антагонистом египетских глав The Secret World, где игрок должен остановить современное воплощение культа Атенистов от развязывания ныне - нежити фараона и влияния Атона (представлен как реальная и мощная злобная сверхъестественная сущность со способностями лишить последователей их свободной воли) на мир. Он прямо заявлен как фараон, который выступает против Моисея в Книге Исход, что расходуется с традиционным повествованием Исходе в том, что он мстит Моисею за 10 казней с С С помощью 10 собственных казней, прежде чем он был запечатан объединенными силами Моисея и Птахмоса, верховного жреца Амона. Также показано, что он был анахроничным союзом с римским культом Сола Инвиктуса, которые явно поклонялись Атону под другим именем.

В музыке Эхнатон является предметом нескольких композиций, включая джазовый альбом Akhenaten Suite Роя Кэмпбелла-младшего, симфонию Akhenaten (Eidetic Images) Gene Gutchë, прогрессивная металлическая песня Cursing Akhenaten от After the Burial и техническая дэт-металлическая песня Cast Down the Heretic от Нил.

Родословная
16. Тутмос III
8. Аменхотеп II
17. Меритре-Хатшепсут
4. Тутмос IV
9. Тиаа
2. Аменхотеп III
5. Мутемвия
1. Эхнатон
6. Юя
3. Тийе
7. Тюю
См.
Примечания и ссылки

Примечания

Библиография

Дополнительная литература

  • Олдред, Сирил (1973). Эхнатон и Нефертити. Лондон: Темза и Гудзон.
  • Олдред, Сирил (1984). Египтяне. Лондон: Темза и Гудзон.
  • (2004) [1988]. «Раздел I, том 2». Le Créateur et la Création dans la pensée memphite et amarnienne. Approche synoptique du Document Philosophique de Memphis et du Grand Hymne Théologique d'Echnaton (на французском языке) (новое изд.). Мюнхен-Париж: Академия африканской мысли.
  • Эль-Махди, Кристина (1999). Тутанхамон: Жизнь и смерть мальчика-короля. Заголовок.
  • Чой Б., Пак А. (2001). «Уроки слежки в 21 веке: историческая перспектива последних пяти тысячелетий». Соз Правентивмед. 46 (6): 361–368. DOI : 10.1007 / BF01321662. PMID 11851070. S2CID 12263035.
  • Рита Э. Фрид; Ивонн Дж. Марковиц (1999). Сью Х. Д'Аурия (ред.). Фараоны Солнца: Эхнатон - Нефертити - Тутанхамон. Bulfinch Press.
  • Гестосо Сингер, Грасиела (2008). El Intercambio de Bienes entre Egipto y Asia Anterior. Desde el reinado de Tuthmosis III hasta el de Akhenaton Free Access (на испанском языке) Древние монографии Ближнего Востока, том 2. Буэнос-Айрес, Общество библейской литературы - CEHAO.
  • Холланд, Том (1998). Сп в песках (роман), Abacus - беллетризованная приключенческая история, основанная на тайнах правления Эхнатона
  • Козлофф, Ариэль (2006). «Бубонная чума в правление Аменхотепа III?». КМТ. 17 (3).
  • МакЭвой, С. (2007). «Мумия 61074: странный случай ошибочной идентификации». Antiguo Oriente. 5: 183–194.
  • Нажовиц, Симсон. Египет, Ствол дерева, Том I, Контекст, Том II, Последствия, издательство Algora Publishing, Нью-Йорк, 2003 и 2004. Об Эхнатоне: Том. II, Глава 11, стр. 117–73 и Глава 12, стр. 205–13
  • Редфорд, Дональд Б. (1984). Эхнатон: Король еретиков. Издательство Принстонского университета
  • Шортридж К. (1992). «Пандемический грипп: зооноз?». Semin Respir Infect. 7 (1): 11–25. PMID 1609163.
  • Стивенс, Анна (2012). Рабочие Эхнатона: исследование деревни Амарна Камень, 2005–2009 гг. Том I, Обзор, раскопки и архитектура. Исследовательское общество Египта.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 23:44:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте