Манъёсю (万葉集, буквально «Коллекция из десяти тысяч листьев», японский язык: [maɰjoꜜːɕɯː] ) является старейшей сохранившейся коллекцией японского вака (поэзии в классическом японском ), составленная через некоторое время после 759 г. н.э. во время периода Нары. Антология - один из самых почитаемых поэтических сборников Японии. Компилятор, или последний в серии компиляторов, сегодня широко считается Ōtomo no Yakamochi, хотя было предложено множество других теорий. Последнее хронологически датируемое стихотворение в сборнике относится к 759 году нашей эры ( № 4516). Он содержит много стихотворений гораздо более раннего периода, при этом основная часть сборника представляет период между 600 и 759 годами нашей эры. Точное значение названия с уверенностью неизвестно.
Манъёсю содержит 20 томов и более 4500 Waka стихи, и делится на три жанра: «Zoka», песни на пирах и поездок; «Сомонка», песни о любви между мужчиной и женщиной; и песни «Банка», оплакивающие смерть людей. Эти песни, написанные людьми различных состояний, таких как император, аристократы, младшие должностные лица, Sakimori солдат ( Sakimori песен), уличных артистов, крестьян и Togoku народных песен (восточные песни). Существует более 2100 стихотворений вака неизвестного автора.
Коллекция разделена на 20 частей или книг; этот номер использовался в большинстве более поздних сборников. Сборник содержит 265 chōka (длинных стихотворений), 4207 tanka (коротких стихотворений), одну an-renga (короткую соединительную поэму), одну bussokusekika (стихотворение в форме 5-7-5-7-7-7; названо в честь стихи, начертанные на следах Будды в Якуси-дзи в Нара ), четыре канши (китайские стихи) и 22 отрывка из китайской прозы. В отличие от более поздних сборников, таких как Kokin Wakashū, здесь нет предисловия.
« Маньёсю» широко считается особенно уникальным японским произведением, хотя содержащиеся в нем стихи и отрывки не сильно отличались от его современного (для времени Якамочи) научного стандарта китайской литературы и поэтики; многие записи Манъёсю имеют континентальный тон, более ранние стихи имеют конфуцианские или даосские темы, а более поздние стихи отражают буддийские учения. Однако Манъёсю считается единственным числом, даже в сравнении с более поздними работами, выбирая в первую очередь древней японскую темы, превознося Синто достоинства прямолинейности (真, Макото) и мужественностей ( masuraoburi ). Кроме того, язык многих статей Манъёсю вызывает у читателей сильную сентиментальную привлекательность:
[T] В его ранней коллекции есть что-то от свежести рассвета. [...] Есть неровности, которые позже не допускаются, например, гипометрические линии; есть вызывающие воспоминания топонимы и макуракотоба ; и есть вызывающие воспоминания восклицания, такие как камо, чье обращение искреннее, даже если оно непередаваемое. Другими словами, коллекция содержит привлекательность искусства в его первозданном виде с романтическим чувством почтенного возраста и, следовательно, идеального порядка с тех пор, как он утерян.
Дословный перевод иероглифов, составляющих название Man'yōshū (万 - 葉 - 集), - «десять тысяч листьев - коллекция».
Основные интерпретации этого имени, по мнению ученого ХХ века Сеньити Хисамацу [ джа ], таковы:
Из них сторонников первого толкования далее можно разделить на:
Причем сторонников второй трактовки названия можно разделить на:
Третья интерпретация имени - то, что оно относится к сборнику стихов, в котором используется большое количество бумаги - была предложена Юкичи Такэда в его « Манъёсю Синкай дзё» (萬 葉 集 新 解 上), но Такеда также принял вторую интерпретацию; его теория о том, что название относится к большому объему бумаги, использованной в сборнике, также не получила особой поддержки среди других ученых.
Коллекция принято делить на четыре периода. Самые ранние сроки в доисторическое или легендарное прошлое, от времени Императора Юряка ( т. С. 456 - . С 479) для тех, кто из маленьких документирован императора Yomei (г 585-587.), Saimei (г 594-661.) и, наконец, Тендзи (годы правления 668–671) во время реформ Тайка и во времена Фудзивара-но Каматари (614–669). Второй период охватывает конец 7 века, совпадая с популярностью Какиномото-но Хитомаро, одного из величайших поэтов Японии. Третий период охватывает 700 - с. 730 и охватывает произведения таких поэтов, как Ямабе-но Акахито, Отомо-но Табито и Ямануэ-но Окура. Четвертый период охватывает 730–760 годы и включает работы последнего великого поэта этого сборника, самого составителя Отомо-но Якамочи, который не только написал много оригинальных стихов, но также отредактировал, обновил и переработал неизвестное количество древних стихов.
Подавляющее большинство стихотворений Манъёсю было написано в течение примерно столетия, при этом ученые относили главных поэтов сборника к тому или иному из четырех «периодов», описанных выше. Поэзия принцессы Нукаты относится к первому периоду (645–672 гг.), Тогда как второй период (673–701 гг.) Представлена поэзией Какиномото но Хитомаро, который обычно считается величайшим из поэтов Манъёсю. из самых важных поэтов в истории Японии. Третий период (702–729 гг.) Включает в себя стихи Такэти-но Курохито, которого Дональд Кин называл «[т] он только новым важным поэтом» ранней части этого периода, когда Фудзивара-но Фухито продвигал композицию канши (поэзия). на классическом китайском языке ). Среди других поэтов «третьего периода»: Ямабе-но Акахито, поэт, который когда-то был в паре с Хитомаро, но чья репутация пострадала в наше время; Такахаси-но Мусимаро, один из последних великих поэтов чока, записавший ряд японских легенд, таких как Ура-но Шимако ; и Каса-но Канамура, высокопоставленный придворный, который также составлял чоку, но не так хорошо, как Хитомаро или Мусимаро. Но наиболее выдающимися и важными поэтами третьего периода были Отомо-но Табито, отец Якамочи и глава поэтического кружка в Дадзайфу, и друг Табито Ямануэ-но Окура, возможно, иммигрант из корейского королевства Пэкче, чья поэзия очень высока. идиосинкразический как по языку, так и по тематике, и в наше время получил высокую оценку. Сам Якамочи был поэтом четвертого периода (730–759), и, по словам Кина, он «доминировал» в этом периоде. Он написал последнее стихотворение антологии, датированное 759 годом.
Помимо своих художественных достоинств, манъёсю важна для использования одной из самых ранних японских систем письма, громоздкой манъёгана. Хотя это был не первое использованием этой системы записи, которая также использовалась в предыдущей Кодзике (712), это было достаточно, чтобы дать письменность своего названия влиятельным: «в кан в Манъёсю ». Эта система использует китайские иероглифы в различных функциях: в их обычном логографическом смысле; фонетическое представление японских слогов; а иногда в сочетании этих функций. Использование китайских иероглифов для представления японских слогов было фактически происхождением современных систем слогового письма кана, являющихся упрощенными формами ( хирагана ) или фрагментами ( катакана ) Маньёсю.
Коллекция, особенно тома 14 и 20, также высоко ценится лингвистами-историками за информацию о ранних древнеяпонских диалектах.
Юлиус Клапрот произвел несколько ранних, сильно несовершенных переводов поэзии Манъёсю. Дональд Кин объяснил в предисловии к Nihon Gakujutsu Shinko Kai изданию Манъёся:
Один «посланник» ( ханка) к длинному стихотворению был переведен еще в 1834 году известным немецким востоковедом Генрихом Юлиусом Клапротом (1783–1835). Клапрот, отправившись в Сибирь в поисках незнакомых языков, встретил некоторых японских потерпевших кораблекрушение, рыбаков, вряд ли идеальных наставников для изучения поэзии 8-го века. Неудивительно, что его перевод был далеко не точным.
В 1940 году издательство Колумбийского университета опубликовало перевод, сделанный комитетом японских ученых и отредактированный английским поэтом Ральфом Ходжсоном. Этот перевод был включен в серию японских переводов Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
В досовременной Японии официальные лица использовали деревянные листы или таблички различных размеров, известные как моккан, для записи меморандумов, простой переписки и официальных депеш. Три моккана, которые были раскопаны, содержат текст из Манъёсю. Mokkan раскопаны из археологических раскопок в Кидзугава, Киото, содержат первые 11 символов поэмы 2205 в объеме 10, написанных в манъёгана. Он датируется между 750 и 780 годами, и его размер составляет 23,4 на 2,4 на 1,2 см (9,21 на 0,94 на 0,47 дюйма). Обследование с помощью инфракрасной камеры позволило выявить и других персонажей, что позволяет предположить, что моккан использовался для практики письма. Другой моккан, раскопанный в 1997 году на археологическом участке Миямати в Кока, Сига, содержит стихотворение 3807 в томе 16. Оно датируется серединой 8-го века и имеет ширину 2 см (0,79 дюйма) и 1 миллиметр (0,039 дюйма). толстый. Наконец, моккан, раскопанный на археологическом участке Исигами в Асуке, Нара, содержит первые 14 персонажей стихотворения 1391 года в 7 томе, написанного на манъёгане. Его размер составляет 9,1 на 5,5 на 0,6 см (3,58 на 2,17 на 0,24 дюйма), и он датируется концом 7 века, что делает его самым старым из трех.
Более 150 видов трав и деревьев упоминаются примерно в 1500 статьях Манъёсю. Man'yō shokubutsu-ен ( 万葉植物園 ) является ботаническим садом, что попытки содержать каждый вид и разнообразие растений, упомянутых в альманахе. В Японии есть десятки таких садов. Первый Man'yō shokubutsu-en открылся в святилище Касуга в 1932 году.