Иудаизм харедим

редактировать
Строгий или традиционалистский ортодоксальный иудаизм Мужчины-евреи-хареди во время кантилляции из Торы

Харедимский иудаизм (иврит : חֲרֵדִי aredi, IPA: ; также пишется Charedi, множественное число Haredim или Charedim) состоит из групп внутри Ортодоксальный иудаизм характеризуется строгой приверженностью галахе (еврейскому закону) и традициям в отличие от современных ценностей и обычаев. Его членов часто называют строго православными или ультраортодоксами на английском языке; однако термин «ультраортодоксы» считается уничижительным многими его приверженцами. Евреи харедим считают себя наиболее религиозно аутентичной группой евреев, хотя это утверждение оспаривается другими течениями иудаизма.

Некоторые ученые предполагают, что иудаизм харедим является реакцией на социальные изменения, включая эмансипацию, движение Хаскала происходит от Просвещения, аккультурации, секуляризации, религиозной реформы во всех ее формах, от умеренных до крайних, рост еврейских национальных движений и т. д. В отличие от современного ортодоксального иудаизма, последователи харедимского иудаизма обычно бескомпромиссны в своей приверженности еврейскому закону и обычаям, и, как следствие, они до некоторой степени отделяют себя от других частей общества. Тем не менее, многие общины харедим поощряют своих молодых людей получать профессиональную степень или открывать бизнес. Кроме того, некоторые группы харедим, такие как Хабад-Любавич, поощряют работу с менее соблюдающими и независимыми евреями, а также с неевреями. Таким образом, профессиональные и социальные отношения часто возникают между харедимами и евреями, не являющимися харедимами, а также между евреями харедим и неевреями.

Общины харедим встречаются в основном в Израиле, Северная Америка и Западная Европа. По оценкам, их глобальное население составляет более 1,8 миллиона человек, и из-за фактического отсутствия межконфессиональных браков и высокой рождаемости население харедим быстро растет. Их число также увеличилось за счет значительного числа светских евреев, принявших образ жизни харедим в рамках движения Баал-тшува с 1960-х годов.

Содержание

  • 1 Терминология
  • 2 История
    • 2.1 Постхолокост
  • 3 Практики и верования
    • 3.1 Образ жизни и семья
    • 3.2 Одежда
    • 3.3 Районы
    • 3.4 Гендерное разделение
    • 3.5 Газеты и публикации
    • 3.6 Технологии
    • 3.7 Горячие линии новостей
  • 4 В Израиле
    • 4.1 Отношение к сионизму
    • 4.2 Развод
    • 4.3 Образование
    • 4.4 Военные
    • 4.5 Занятость
    • 4.6 Прочие вопросы
  • 5 Население
    • 5.1 Израиль
    • 5.2 США
      • 5.2.1 Штат Нью-Йорк
        • 5.2.1.1 Город Нью-Йорк
          • 5.2.1.1.1 Бруклин
          • 5.2.1.1.2 Квинс
          • 5.2.1.1.3 Манхэттен
          • 5.2.1.1.4 Лонг-Айленд
        • 5.2.1.2 Гудзонская долина
      • 5.2.2 Нью-Джерси
      • 5.2.3 Мэриленд
      • 5.2.4 Калифорния
      • 5.2.5 Иллинойс
      • 5.2.6 Колорадо
      • 5.2.7 Массачусетс
      • 5.2.8 Огайо
    • 5,3 Соединенное Королевство
    • 5.4 В другом месте
  • 6 Настоящие лидеры p и организации
    • 6.1 Раввины
    • 6.2 Группы
    • 6.3 Израильские политические партии
  • 7 Противоречия
    • 7.1 Избегание
    • 7.2 Педофилия и случаи сексуального насилия
    • 7.3 Принуждение к разводу
  • 8 См. также
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
  • 11 Внешние ссылки

Терминология

Молодые евреи харедим в Иерусалиме, 2005

Термин, наиболее часто используемый посторонними, например, большинством американских новостных организаций, - ультраортодоксальный иудаизм. Гилель Халкин предполагает, что происхождение этого термина может относиться к 1950-м годам, периоду, когда харедим, пережившие Холокост, впервые начали прибывать в Америку. Однако Исаак Лизер (1806–1868) был описан в 1916 году как «ультраортодоксальный».

Харедим - это прилагательное на современном иврите, образованное от Библейский глагол hared, который появляется в Книге Исайи (66: 2 ; его множественное число haredim появляется в Исаии 66: 5 ) и переведено как «[тот, кто] трепещет» от слова Божьего. Это слово означает внушаемый трепетом страх и тревогу исполнить волю Бога; оно используется, чтобы отличить их от других ортодоксальных евреев (аналогично имени, используемому христианскими квакерами для описания своих отношений с Богом).

Слово харедим часто используется в Еврейская диаспора вместо термина «ультраортодокс», который многие считают неточным или оскорбительным, поскольку он рассматривается как уничижительный термин, предполагающий экстремизм; Были предложены англоязычные альтернативы: строго православные, строго православные или традиционные православные. Другие, однако, оспаривают характеристику термина как уничижительную. Ари Л. Голдман, профессор Колумбийского университета, отмечает, что этот термин просто служит практической цели, чтобы отличить определенную часть православного сообщества, и это не считается уничижительным. Другие, такие как Сэмюэл Хейлман, критиковали такие термины, как ультраортодокс и традиционные ортодоксы, утверждая, что они ошибочно определяют евреев-харедим как более истинно ортодоксальных, чем другие, в отличие от принятия обычаев и практики, отражающих их желание отделиться из внешнего мира.

Сообщество иногда характеризовалось как традиционное православное, в отличие от современного православия, другой основной ветви ортодоксального иудаизма, и не путать с движением представлен Союзом традиционного иудаизма, который возник в консервативном иудаизме.

. Евреи-харедим также используют другие термины для обозначения себя. Общие идиш слова включают идиш (евреи), erlekhe Yidn (добродетельные евреи), бен Тора (сын Торы), frum (благочестивый) и хеймиш (домашний; т.е., наша толпа).

В Израиле евреев-харедим иногда называют уничижительным сленговым словом dos (множественное число доосим), которое имитирует традиционное ашкеназское ивритское произношение еврейского слова датим (религиозный) и т. Д. редко - счорим (черные), ссылка на черную одежду, которую они обычно носят; родственный неформальный термин, используемый в английском языке, - черная шляпа.

История

Мальчики-хасиды в Лодзь, 1910 г.

Согласно его приверженцам, предками современных евреев-харедим были традиционалисты Восточной Европы, которые боролись против модернизации. Действительно, приверженцы считают свои верования частью нерушимой традиции, восходящей к откровению на Синае. Однако большинство историков православия считают, что иудаизм харедим в его современном воплощении возник не ранее начала 20 века.

На протяжении веков, до еврейской эмансипации, европейские евреи были вынуждены жить в гетто, где сохранились еврейская культура и религиозные обряды. Изменения начались после эпохи Просвещения, когда некоторые европейские либералы стремились включить еврейское население в формирующиеся империи и национальные государства. Свидетельством тому было влияние движения Хаскала (еврейское просвещение). Сторонники Хаскалы считали, что иудаизм должен меняться в соответствии с социальными изменениями вокруг них. Другие евреи настаивали на строгом соблюдении галахи (еврейского закона и обычаев).

В Германии противники Реформы сплотились к Самсону Рафаэлю Хиршу, который привел к отделению от немецких еврейских общинных организаций, чтобы сформировать строго ортодоксальное движение со своим собственным сеть синагог и религиозных школ. Его подход заключался в том, чтобы принять инструменты современной науки и применить их в защиту Православия. В Речи Посполитой (включая области , традиционно считавшиеся литовскими ) евреи, верные традиционным ценностям, собирались под знаменем Агудаса Шлумей Эмуней Исроэля.

Моисей Софер был против любых философских, социальных или практических изменений обычной православной практики. Таким образом, он не разрешил включать какие-либо светские занятия в программу его иешивы Pressburg. Ученик Софера Моше Шик вместе с сыновьями Софера Шимоном и Самуэлем Бенджамином принимали активное участие в споре против движения за реформы. Другие, такие как Гиллель Лихтенштейн, отстаивали еще более жесткую позицию Православия.

Важным историческим событием стал крах после Всеобщего израильского конгресса 1868–1869 гг. в Пеште. Пытаясь объединить все течения иудаизма в рамках одной конституции, православные предложили Шулхан Арух как основной свод законов и правил. Реформисты отвергли это предложение, в результате чего многие ортодоксальные раввины ушли из Конгресса и сформировали свои собственные социальные и политические группы. Венгерское еврейство разделилось на две основные институционально сектантские группы : православные и неологи. Однако некоторые сообщества отказались присоединиться к какой-либо из групп, назвав себя Status Quo.

Шик продемонстрировал в 1877 году поддержку сепаратистской политики Самсона Рафаэля Хирша в Германии. Собственный сын Шика был зачислен в раввинскую семинарию Хильдесхаймера, которая преподавала светские науки и возглавлялась Азриэлем Хильдесхаймером. Хирш, однако, не ответил взаимностью и выразил удивление по поводу галахических искажений Шика, осуждающих даже те сообщества Статус-кво, которые явно придерживались галахи. Лихтенштейн выступал против Хильдесхаймера и его сына Хирша Хильдесхаймера, поскольку они использовали немецкий язык в проповедях с кафедры и, казалось, склонялись в сторону современного сионизма.

Шимон Софер был несколько более снисходительным чем Лихтенштейн, об использовании немецкого языка в проповедях, позволяя практику по мере необходимости ради поддержания добрых отношений с различными правительствами. Точно так же он разрешил внеклассные занятия в гимназии для студентов, чьи раввинские должности будут признаны правительствами, оговорив необходимость доказывать строгое соблюдение богобоязненных стандартов в каждом отдельном случае.

Евреи харедим из Галиции в [de ] во втором районе Вены, Леопольдштадт, 1915

В 1912 году Всемирный Агудат Исраэль была основана, чтобы отличаться от националистов Торы, Мизрахи и светских сионистских организаций. В нем доминировали хасидские ребе и литовские раввины и рошей иешива. Агуда назначил раввинов, которые были избраны представителями в польском правительстве Сейм, таких как Меир Шапиро и Ицхак-Меир Левин. Не все хасидские фракции присоединились к Агудат Исраэль, оставаясь независимыми, например, Махзикеи Хадат из Галисии.

В 1919 году Йосеф Хаим Зонненфельд основал Эда ха-Хариди как часть Агудат Исраэль в то время - Подмандатная Палестина.

В 1924 году Агудат Исраэль получил 75 процентов голосов на выборах в Кехиллу.

Ортодоксальная община опросила около 16 000 из 90 000 в Кнессет Исраэль в 1929 году. Но Зонненфельд лоббировал сэра Джона Ченслера, Верховного комиссара, с тем, чтобы он был представлен в Постановлении Палестинских общин отдельно от Кнессета Израиль. Он пояснил, что община Агудас Исраэль будет сотрудничать с Ваад Леуми и в вопросах, касающихся муниципалитета, но стремилась защитить свои религиозные убеждения самостоятельно. Сообщество обратилось в Постоянную комиссию по мандатам Лиги Наций по этому поводу. Принцип единой общины победил, несмотря на их противодействие, но это рассматривается как создание общины харедим в Израиле, отдельной от других ортодоксальных и сионистских движений.

В 1932 году на смену Зонненфельду пришел Йосеф Цви Душинский, ученик Шевет Софер, один из внуков Моисея Софера. Душинский пообещал построить сильное еврейское православие в мире с другими еврейскими общинами и неевреями.

Пост-холокост

В целом, нынешнее население харедим происходит из двух разных волны после Холокоста:

  1. Подавляющее большинство общин хасидов и литваков были уничтожены во время Холокоста. Хотя хасидские обычаи в значительной степени сохранились, обычаи литовского еврейства, включая его уникальное еврейское произношение, почти утеряны. Обычаи литвишей по-прежнему сохраняются в основном у нескольких пожилых евреев, родившихся в Литве до Холокоста. Примерно через десять лет после 1945 года некоторые известные лидеры харедим проявили сильное стремление возродить и сохранить этот образ жизни.
  2. Чазон Иш был особенно заметен в первые дни существования государства Израиля. Аарон Котлер основал многие школы харедим и ешивы в Соединенных Штатах и Израиле; и Джоэл Тейтельбаум оказал значительное влияние на возрождение хасидского еврейства, а также на многих евреев, бежавших из Венгрии во время революции 1956 года, которые стали последователями его Династия Сатмар и стала крупнейшей хасидской группой в мире. Эти евреи обычно поддерживали связь только с другими религиозными членами семьи. Таким образом, те, кто растет в таких семьях, практически не контактируют с евреями, не являющимися харедимами.
  3. Вторая волна началась в 1970-х годах, связанная с религиозным возрождением так называемого движения баал тшува, хотя большинство вновь верующих становятся православными, и не обязательно полностью харедимами. Формирование и распространение движения за образ жизни сефардских харедим также началось в 1980-х годах с Овадии Йосефа, наряду с созданием партии Шас в 1984 году. Евреи-сефарды переняли одежду и культуру литовского иудаизма харедим, хотя это не имело исторической основы в их собственной традиции. Многие ешивы также были созданы специально для тех, кто впервые принял образ жизни харедим.

Первоначальное население харедим сыграло важную роль в расширении их образа жизни, хотя критика высказывалась в адрес более поздних последователей образа жизни харедим в Шиддучим (сватовство) и школьная система.

Практики и верования

Иудаизм харедим не является институционально сплоченной или однородной группой, но включает в себя разнообразие духовных и культурных ориентаций, обычно делится на широкий спектр хасидских дворов, литвише-ешивиш потоки из Восточной Европы и восточные сефардские евреи-харедим. Эти группы часто значительно отличаются друг от друга по своей конкретной идеологии и образу жизни, а также по степени строгости религиозной практики, жесткости религиозной философии и изоляции от общей культуры, которую они поддерживают.

Большинство евреи-харедим во всем мире живут в районах, где проживают в основном другие евреи-харедим.

Практики и верования евреев-харедим, которые интерпретируются как «изоляционистские», могут привести их к конфликту с современными либеральными ценностями. В 2018 году школа харедим в Соединенном Королевстве была признана «неудовлетворительной» Управлением по стандартам в образовании после неоднократных жалоб на цензуру учебников и экзаменационных работ с упоминанием гомосексуализм ; или содержащие примеры общения женщин с мужчинами; или картинки, показывающие женские плечи и ноги; или информация, противоречащая креационистскому мировоззрению.

Образ жизни и семья

Еврейские женщины и девушки харедим в Меа Шеарим, Иерусалим, 2013

Жизнь харедимов, как и жизнь ортодоксальных евреев в целом, очень ориентирована на семью. Мальчики и девочки посещают отдельные школы и переходят к более высокому изучению Торы в ешиве или семинарии, соответственно, начиная с 13–18 лет. Значительная часть молодых мужчин остаются в ешиве до своего брака (обычно это достигается путем упрощенных свиданий). После брака многие мужчины-харедим продолжают изучать Тору в коллеле.

. Учеба в светских учебных заведениях часто не приветствуется, хотя возможности для получения профессионального образования в рамках харедимской системы существуют. В США и Европе большинство мужчин-харедим активно работают. По разным причинам в Израиле около половины их членов не работают, и большинство из них официально не являются частью рабочей силы. Семьи харедим (и ортодоксальные еврейские семьи в целом) обычно намного больше, чем неортодоксальные еврейские семьи, в них до двенадцати и более детей.

Евреи-харедим обычно против телевидения и фильмы, а также чтение светских газет и книг. Была проведена решительная кампания против Интернета, а также мобильные телефоны без фильтров с подключением к Интернету также были запрещены ведущими раввинами. В мае 2012 года 40 000 харедим собрались в Citi Field, бейсбольном парке в Нью-Йорке, чтобы обсудить опасности нефильтрованного Интернета. Мероприятие было организовано Ичуд ха-Кехиллос ЛеТохар ха-Махане. Интернет разрешен для деловых целей, пока установлены фильтры.

Платье

Стили одежды харедим Типичное платье харедим для мужчин и женщин

Стандартный режим одежды для мужчин литовского ручья - черный или синий костюм и белая рубашка. В головной убор входят черные головные уборы Fedora или Homburg с черными тюбетейками. Довоенные литовские студенты ешив также носили светлые костюмы, а также бежевые или серые шляпы, а до 1990-х годов американцы литовского течения были обычным делом носить цветные рубашки в течение недели, оставляя белые рубашки на Шаббат. Бороды распространены среди харедим и других ортодоксальных евреев, а мужчины-хасиды почти никогда не будут чисто выбриты.

Женщины придерживаются законов о скромной одежде и носят длинные юбки и рукава, с высоким вырезом и, если замужем, покрывают волосы каким-либо образом. Женщины харедим никогда не носят брюки, хотя небольшое меньшинство носят пижамные брюки дома по ночам.

С годами среди некоторых женщин-харедим стало популярно носить парики, которые более привлекательными, чем их собственные волосы (что вызывает критику со стороны некоторых более консервативных раввинов-харедим). Раввин сефардских харедитов Овадия Йосеф вообще запретил ношение париков. Женщины харедим часто одеваются более свободно и небрежно в доме, пока тело остается покрытым в соответствии с галахой. Более «модернизированные» женщины харедим несколько более снисходительны к своей одежде, а некоторые следуют последним тенденциям и модам, подчиняясь галахе.

Нелитовские хасиды, мужчины и женщины, отличаются от литовского течения тем, что у них есть гораздо более особый дресс-код, наиболее очевидным различием для мужчин является пиджак в полный рост (rekel ) в будние дни и меховая шапка (штреймел ) и шелковый кафтан (бекише ) в субботу.

Окрестности

Районы харедим обычно безопасны и свободны от насильственных преступлений. В Израиле входы в некоторые из самых экстремальных кварталов харедим украшены знаками, призывающими носить скромную одежду. Известно, что в некоторых районах действуют «скромные патрули», и люди, одетые в нескромную одежду, могут подвергаться преследованиям, а реклама с изображением полуодетых моделей может быть объектом вандализма. Эти опасения также решаются через общественное лоббирование и юридические средства.

Во время недельного карнавала в Рио в Рио-де-Жанейро многие из 7000 ортодоксальных евреев города чувствуют себя вынужденными покинуть город. из-за нескромной обнаженности участников. В 2001 году агентам харедим в Иерусалиме удалось убедить автобусную компанию Egged получить одобрение всей своей рекламы специальным комитетом. К 2011 году «Эгед» постепенно удалил всю рекламу автобусов с изображениями женщин в ответ на их постоянную порчу. Распоряжение суда, в котором указывалось, что такое действие является дискриминационным, привело к решению Эгед вообще не показывать людей (ни мужчин, ни женщин). Изображения некоторых других существ, таких как инопланетяне, также были запрещены, чтобы не оскорблять чувства харедим. Евреи-харедим также проводят кампанию против других видов рекламы, пропагандирующей деятельность, которую они считают оскорбительной или неуместной.

В соответствии с Шаббатом большинство государственных автобусов в Израиле не ходят по субботам. Аналогичным образом евреи-харедим в Израиле потребовали, чтобы дороги в их кварталах были закрыты по субботам, а движение автотранспорта рассматривалось как «недопустимая провокация» против их религиозного образа жизни (см. Движение в Шаббат в еврейском законе ). В большинстве случаев власти давали разрешение после петиций и демонстраций харедим, некоторые из которых включали ожесточенные столкновения между евреями-харедим и светскими контрдемонстрантами, а также насилие против полиции и автомобилистов.

Гендерное разделение

Гендерное разделение пляж в Израиле. Для размещения харедим и других ортодоксальных евреев на многих прибрежных курортах Израиля есть специальные зоны для купания, разделенных по половому признаку.

Хотя еврейский закон о скромности требует разделения по половому признаку при различных обстоятельствах, наблюдатели утверждали, что среди некоторых групп евреев-хасидов-харедим наблюдается растущая тенденция распространять его соблюдение на общественную арену.

В хасидской деревне Кирьяс Джоэл, Нью-Йорк, входной знак просит посетителей «соблюдать гендерное разделение во всех общественных местах», а на автобусных остановках есть отдельные зоны ожидания для мужчин и женщин. В Новой площади, другом хасидском анклаве, мужчины и женщины должны идти по противоположным сторонам дороги. В Израиле жителям Меа Шеарим запретили устанавливать уличный барьер, разделяющий мужчин и женщин во время еженедельных вечеринок фестиваля Суккот ; и уличные знаки, призывающие женщин избегать определенных тротуаров в Бейт-Шемеш, неоднократно удалялись муниципалитетом.

С 1973 года автобусы, обслуживающие евреев-харедим, курсируют из округа Рокленд и Бруклина на Манхэттен. отдельные зоны для мужчин и женщин, позволяющие пассажирам проводить на борту молитвенные службы. Хотя линии находятся в частной собственности, они обслуживают широкую публику, и в 2011 году их установка была оспорена на основании дискриминации, и договоренность была признана незаконной. В течение 2010–2012 годов в Израиле было много общественных дебатов по поводу существования сегрегированных автобусных маршрутов харедим Мехадрин (политика которых призывает мужчин и женщин оставаться в своих районах: мужчины перед автобусом, и женщины в задней части автобуса) после ссоры, которая произошла после того, как женщина отказалась пройти в заднюю часть автобуса, чтобы сесть среди женщин. В последующем постановлении суда говорилось, что, хотя добровольное разделение должно быть разрешено, принудительное разделение является незаконным. Израильская национальная авиакомпания Эль Аль согласилась предоставлять полеты с разделением по полу в соответствии с требованиями харедим.

Выпускной класс Баис Яаков 1934 года в Лодзь, Польша

Образование в сообществе харедим строго разделено по полу. Образование в ешиве для мальчиков в первую очередь сосредоточено на изучении еврейских писаний, таких как Тора и Талмуд (нехасидские ешивы в Америке преподают светские исследования в после полудня); девочки получают образование как по еврейскому образованию, так и по более широким светским предметам.

В 2012 году была опубликована Книга «Лучше безопасно, чем сожалеть», предназначенная для еврейских детей харедим. с некоторыми противоречиями, поскольку в нем представлены представители обоих полов.

Газеты и публикации

Ципора Хеллер, еженедельный обозреватель Хамодии

До войны Польша, Агудат Исраэль опубликовал собственную газету на языке идиш, Dos Yiddishe Tagblatt. В 1950 году Agudah начал печатать Hamodia, израильскую ежедневную газету на иврите.

Публикации харедим обычно защищают своих читателей от нежелательных материалов и воспринимают себя как «контркультуру», воздерживаясь от рекламы светских развлечений и мероприятий. Редакционная политика харедимской газеты определяется раввинским советом, и каждое издание проверяется раввинской цензурой. В последние годы для харедимской прессы характерна строгая политика скромности, и фотографии женщин обычно не печатаются. В 2009 году израильская ежедневная газета Yated Ne'eman подделала фотографию израильского кабинета министров, заменив двух женщин-министров изображениями мужчин, а в 2013 году журнал Bakehilah пикселизировал лица женщин, изображенных на фотографии . Варшавское гетто. Основная политическая партия харедим Шас также воздерживается от публикации женских изображений. Среди издателей харедим, которые не приняли эту политику, есть ArtScroll, которая публикует фотографии женщин в своих книгах.

Не освещаются серьезные преступления, насилие, секс или наркотики, а также неортодоксальным течениям иудаизма уделяется мало внимания. Следует избегать включения «аморального» содержания, а когда публикация таких историй является необходимостью, они часто пишутся двусмысленно. Харедимская пресса обычно занимает несионистскую позицию и уделяет больше внимания вопросам, волнующим общину харедим, таким как призыв девочек и студентов ешив в армию, вскрытия трупов и соблюдение шаббата. В Израиле светский мир изображается «злобно антисемитским», а светская молодежь - «бездумной, аморальной, одурманенной наркотиками и невыразимо непристойной». Такие нападения привели к тому, что редакторов харедим предупредили о клеветнических провокациях.

Хотя харедимская пресса в Израиле обширна и разнообразна, только около половины населения харедим читает газеты. Около 10% читают светские газеты, а 40% вообще не читают. Согласно опросу 2007 года, 27% читают пятничный выпуск HaModia по выходным, а 26% - Yated Ne'eman. В 2006 году самым читаемым журналом харедим в Израиле был еженедельник Mishpacha, проданный тиражом 110 000 экземпляров.

Technology

В современную эпоху Интернета и мобильных телефонов, это может сбивать с толку, что считается подходящим, а что нет. Лидеры харедим время от времени предлагали запретить Интернет и любые устройства с доступом к Интернету, аргументируя это тем, что огромный объем информации может быть искажен, а возможность использовать Интернет без наблюдения со стороны сообщества может привести к индивидуализации. Однако на эти причины, представленные лидерами харедим, мог повлиять общий страх потери молодых харедимцев.

Запрет Интернета для евреев харедим может нанести ущерб возможному экономическому использованию еврейского бизнеса. Некоторые бизнесмены-харедим используют Интернет в течение всей недели, но они по-прежнему соблюдают Шаббат во всех аспектах, не принимая и не обрабатывая заказы с вечера пятницы до вечера субботы. Они используют Интернет в соответствии со строгими фильтрами и правилами. Хотя лидеры харедим безуспешно пытались запретить использование интернета, они оказали влияние на мир технологий. Кошерный сотовый телефон был представлен еврейской общественности с единственной возможностью звонить на другие телефоны. Он не мог использовать Интернет, отправлять текстовые сообщения на другие телефоны и не имел функции камеры. Фактически, для поощрения сообщества был создан кошерный тарифный план со сниженными тарифами на звонки от кошерного к кошерному.

Горячие линии новостей

Горячие линии новостей являются важным источником новостей в харедим Мир. Поскольку многие евреи-харедим не слушают радио и не имеют доступа к Интернету, даже если они читают газеты, у них почти или совсем нет доступа к последним новостям. Горячие линии новостей были созданы, чтобы заполнить этот пробел, и со временем многие из них расширились до дополнительных полей. В настоящее время многие новостные ленты предоставляют раввинские лекции, развлечения, бизнес-советы и аналогичные услуги в дополнение к их основной функции - сообщению новостей. Многие хасидские секты поддерживают свои собственные горячие линии, по которым сообщается о соответствующих внутренних новостях и где можно отстаивать точку зрения группы. В израильской харедимской общине действуют десятки известных горячих линий как на идиш, так и на иврите. Некоторые горячие линии харедим сыграли важную общественную роль.

В Израиле

Отношение к сионизму

В то время как большинство евреев харедим были против создания государства Израиль, а евреи-харедим в большинстве случаев до сих пор не отмечают национальный День независимости или другие государственные праздники, было много тех, кто приложил значительный вес в поддержку зарождающегося государства.

Члены Нетурей Карта протест против Израиля (Вашингтон, 2005)

Главный политический раскол среди евреев-харедим заключается в их подходе к Государству Израиль. Идеологически несионистский, объединенный иудаизм Торы, состоящий из Агудат Исраэль и Дегель ХаТора (а также зонтичных организаций World Agudath Israel и Агудат Исраэль Америки ) представляют умеренную и прагматичную позицию сотрудничества с Государством Израиль и участия в политической системе. UTJ был участником многочисленных коалиционных правительств, стремясь влиять на государство и общество в более религиозном направлении и поддерживать политику социального обеспечения и религиозного финансирования. Харедим, которые являются резкими антисионистами, находятся под эгидой Эда ха-Харидис, которая отвергает участие в политике и государственное финансирование своих дочерних институтов, в отличие от организаций, связанных с Агуда. Нетурей Карта - очень небольшая организация активистов антисионистских харедим, чья неоднозначная деятельность была решительно осуждена, в том числе другими антисионистскими харедим. Ни одна из основных политических партий в Израиле не имеет достаточной поддержки для избрания правительства большинства, поэтому обе они полагаются на поддержку партий харедим.

В последние годы некоторые ребе, связанные с Агудат Исраэль, такие как Садигура ребе Аврохом Яаков Фридман, заняли более жесткую позицию по вопросам безопасности, поселений и т.д. и разъединение.

Шас представляет сефардов и мизрахи харедим, и, имея много общего с ашкенази харедим, отличается от них более энергичной поддержкой Государства Израиль.

Разводы

Разводы среди харедим в Израиле увеличиваются; когда развод связан с тем, что один из супругов покидает сообщество, того, кто решает уйти, часто избегают из его или ее сообществ и заставляют отказаться от своих детей, поскольку большинство судов предпочитают держать детей в установленном статус-кво. Сообщества харедим с самым высоким ростом разводов в Израиле в 2017 году: Бейтар Иллит и Кирьят Малахи.

Образование

См.: Иешива # Израиль ; Категория: Православные иешивы в Израиле ; Список Midrashot

В период с 2007 по 2017 год количество харедим, обучающихся в высших учебных заведениях, выросло с 1000 до 10800.

В 2007 году был основан Kemach Foundation, чтобы стать инвестором в этом секторе. социально-экономическое развитие и предоставление возможностей для занятости. Благодаря благотворительности Лео Ноэ из Лондона, к которому позже присоединилась семья Вольфсонов из Нью-Йорка и Эли Хорн из Бразилии, Кемах способствовал академическому и профессиональному обучению. Имея бюджет в 22 миллиона долларов, включая государственное финансирование, Kemach предоставляет индивидуальную оценку карьеры, академические или профессиональные стипендии и трудоустройство для всего населения харедим в Израиле. Фондом управляют специалисты, которые сами являются представителями сектора харедим и знакомы с потребностями и особенностями сообщества. К апрелю 2014 года более 17 800 харедим получили услуги Kemach, и более 7500 получили или продолжают получать ежемесячные стипендии для финансирования своего академического или профессионального обучения. От 500 выпускников чистая прибыль для государства составила бы 80,8 млн. НИШ, если они проработают один год, 572,3 млн. НИШ, если они проработают 5 лет, и 2,8 млрд. НИШ (со скидкой), если они проработают 30 лет.

В 2012 году Совет по высшему образованию объявил, что он инвестирует 180 миллионов шекелей в течение следующих пяти лет для создания соответствующих рамок для образования харедим с упором на определенные профессии. Самый большой кампус харедим в Израиле - Кампус харедим - Академический колледж Оно.

Военный

Демонстрация харедим против призыва учеников ешивы Демонстрация харедим против призыва учеников ешивы

После создания Государства Израиль в 1948 году население страны мужчин-харедим военного возраста были освобождены от всеобщего призыва в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в соответствии с соглашением Торато Умануто, которое официально разрешало отсрочку вступления в ЦАХАЛ на ешивы студентов, но на практике позволяли молодым мужчинам-харедим служить в течение значительно сокращенного периода времени или вообще обходить военную службу. В то время пострадала лишь небольшая группа из примерно 400 человек, поскольку из-за исторического противостояния харедимского иудаизма сионизму население харедим было очень низким. Тем не менее, по оценкам, харедим в настоящее время составляют 6-10% еврейского населения Израиля, и их отсутствие в ЦАХАЛ часто вызывает серьезное недовольство светского большинства Израиля. Наиболее частые критические замечания в адрес политики освобождения от уплаты налогов:

  • Харедим могут работать в течение тех 2–3 лет своей жизни, в течение которых они не служат в ЦАХАЛ, в то время как большинству солдат ЦАХАЛа обычно платят от 80 до 250 долларов в месяц, помимо одежды и жилья. Все это время студенты харедимской ешивы получают значительные ежемесячные средства и выплаты за свое религиозное обучение.
  • Харедим, если они того пожелают, могут учиться в это время.

Хотя определенное количество харедим записалось в IDF каждый год в последние десятилетия харедим обычно отвергают концепцию и практику службы IDF. Существуют следующие утверждения:

  • Ученик ешивы равен солдату Армии обороны Израиля или важнее, чем он, потому что он поддерживает еврейские традиции и молится за безопасность народа Израиля.
  • Армия - это не способствует образу жизни харедим. Это считается «спонсируемым государством трясиной распущенности ». Израиль набирает как мужчин, так и женщин и часто объединяет их вместе в военных действиях.

Соглашение о Торато Умануто было закреплено в Законе Тала, который вступил в силу в 2002 году. 451>Высокий суд позже постановил, что это не может быть продлен в его нынешнем виде после августа 2012 года. Ожидалась замена. Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ), однако, испытывала нехватку персонала, и было давление с целью уменьшить объем льгот для Торато Омануто.

Программа Шахар, также известная как Шилув харедим («ультраортодоксальная интеграция») позволяет мужчинам-харедим в возрасте от 22 до 26 лет служить в армии около полутора лет. В начале своей службы они изучают математику и английский язык, которые часто не изучаются в школах для мальчиков харедим. Программа отчасти направлена ​​на поощрение участия харедим в трудовой деятельности после службы в армии. Однако не все бенефициары кажутся харедимами.

За прошедшие годы около 1000 евреев-харедим решили добровольно служить в ЦАХАЛ, в еврейском отряде харедим, Батальон Нецах Иегуда, также известный как Нахаль Хареди. Однако подавляющее большинство мужчин-харедим продолжают получать отсрочки от военной службы.

В марте 2014 года парламент Израиля одобрил закон, отменяющий освобождение от военной службы для студентов семинарии-харедим. Законопроект был принят 65 голосами против одного, а поправка, разрешающая гражданскую национальную службу - 67 голосами против 1.

В обществе харедим было много шума после действий по призыву харедим на военную службу. В то время как некоторые харедим видят в этом прекрасную социальную и экономическую возможность, другие (включая ведущих раввинов среди них) решительно выступают против этого шага. Среди крайних харедим наблюдались и более серьезные реакции. Несколько лидеров харедим пригрозили, что население харедим покинет страну, если их заставят вступить в армию. Другие разжигали публичное подстрекательство к светским и национально-религиозным евреям, и особенно против политиков Яира Лапида и Нафтали Беннета, которые поддерживают и продвигают вербовку харедим. Некоторые харедим стали угрожать товарищам-харедим, которые соглашаются вступить в армию, вплоть до физического нападения на некоторых из них.

Занятость

По данным на 2012 год, 37% мужчин-харедим и 49% женщин харедим в Израиле были трудоустроены. По последним данным Центрального статистического бюро по уровню занятости женщины харедим составляют 69,3 процента, что сопоставимо с 71 процентом женщин по стране; хотя число работающих мужчин-харедим увеличилось до 44,5%, оно все еще намного ниже 81,5% мужчин по всей стране.

Комитет Трайтенберга, которому в 2011 году было поручено разработать предложения по экономическим и социальные изменения, призванные, среди прочего, к увеличению занятости среди населения харедим. Его предложения включали поощрение военной или национальной службы и предложение курсов подготовки к поступлению в колледж для добровольцев, создание большего количества центров занятости, ориентированных на харедим, и экспериментальные курсы подготовки к зачислению после часов иешивы. Комитет также призвал увеличить количество студентов-харедим, получающих техническую подготовку через Министерство промышленности, торговли и труда, и заставить школы харедим проводить стандартизированное тестирование, как это делается в других государственных школах. Подсчитано, что в общине харедим работает вдвое меньше, чем остальное население. Это привело к росту финансовых лишений, и 50% детей в сообществе живут за чертой бедности. Это создает нагрузку на каждую семью, общество и часто на экономику Израиля.

Демографическая тенденция указывает на то, что сообщество будет составлять увеличивающийся процент населения, и, следовательно, Израиль столкнется с экономическими проблемами в предстоящие годы из-за меньшего количества рабочей силы. В отчете, подготовленном по заказу Министерства финансов, было обнаружено, что израильская экономика может терять более шести миллиардов шекелей ежегодно в результате низкого уровня участия харедим в рабочей силе. ОЭСР в отчете за 2010 год заявило, что «семьи харедим часто безработные или семьи с одним кормильцем и имеют низкооплачиваемую работу. Уровень бедности среди харедим составляет около 60%».

Согласно данным, опубликованным Центральным статистическим бюро, уровень занятости в секторе харедим увеличился на 7% за два года, 2009–2011 гг.

По данным исследования министерства финансов Израиля, по состоянию на 2017 год уровень участия харедим в рабочей силе 51%, по сравнению с 89% для остальных израильских евреев.

Другие проблемы

Хасиды идут в синагогу, Реховот, Израиль.

Харедим в целом материально беднее, чем большинство других израильтян, но по-прежнему представляют собой важный сектор рынка из-за их блокирующих покупательских привычек. По этой причине некоторые компании и организации в Израиле воздерживаются от включения женщин или других изображений, которые считаются нескромными, в свою рекламу, чтобы избежать бойкота потребителей харедим. Более 50 процентов харедим живут за чертой бедности по сравнению с 15 процентами остального населения. Их семьи также больше: женщины-харедим имеют в среднем 6,7 детей, в то время как средняя еврейская израильская женщина имеет трех детей. Многодетные семьи часто получают экономическую поддержку в виде государственных пособий на детей, государственной помощи в жилищном строительстве, а также специальных фондов от собственных общественных учреждений.

В последние годы наблюдается процесс примирения и попытки объединить евреев-харедим с израильским обществом, хотя широко распространена дискриминация при приеме на работу. Евреи харедим, такие как сатирик, публицист и политик Исраэль Эйхлер регулярно пишут для ведущих израильских газет.

Еще одним важным фактором в процессе примирения была деятельность ЗАКА, организации харедим, известной предоставлением неотложной медицинской помощи на месте взрывов террористов-смертников и Яд Сара, крупнейшая национальная волонтерская организация в Израиле, основанная в 1977 году бывшим мэром харедим Иерусалима, Ури Луполянски. Подсчитано, что Яд Сара экономит экономике страны около 320 миллионов долларов в виде оплаты больничных услуг и затрат на долгосрочное лечение каждый год.

Население

Из-за неточного определения, отсутствия сбора данных, и быстрые изменения с течением времени, оценки глобального населения харедим трудно измерить, и они могут значительно занижать истинное количество харедим из-за их нежелания участвовать в обследованиях и переписях. Согласно одной из оценок, сделанных в 2011 году, во всем мире насчитывается около 1,3 миллиона евреев-харедим. Исследования показали очень высокие темпы роста при большом количестве молодого населения.

Израиль

раввины харедим и студенты, пишущие свиток Торы (харедим поселение из Бейтар Иллит, Гуш-Эцион )

В Израиле самая большая популяция харедимов. В то время как харедим составляли всего 9,9% населения Израиля в 2009 году, а к 2014 году - 750 000 человек из 7 552 100 человек. эта цифра выросла до 11,1%, с 910 500 харедим из общей численности населения Израиля в 8 183 400 человек. Согласно исследованию, проведенному в декабре 2017 года Израильским институтом демократии, количество евреев-харедим в Израиле превысило 1 миллион в 2017 году., составляя 12% населения Израиля. В 2019 году население харедим достигло 1 125 000 человек. По прогнозам, к 2030 году еврейская община харедим составит 16% от общей численности населения, а к 2065 году - треть населения Израиля.

Число евреев-харедим в Израиле стремительно растет. Число детей на одну женщину составляет 6,2, а доля харедимов м среди лиц моложе 20 лет - 16,3% (29% евреев). В 1992 году из 1 500 000 ортодоксальных евреев во всем мире около 550 000 были харедимами (половина из них - в Израиле). Подавляющее большинство евреев-харедим - ашкенази. Однако считается, что около 20% населения харедим принадлежат к сефардскому потоку харедим. В последние десятилетия общество харедим выросло за счет добавления религиозного населения, которое идентифицирует себя с движением Шас. Количество людей, покидающих харедимскую популяцию, крайне низкое. Центральное статистическое бюро Израиля прогнозирует, что численность харедимов в Израиле в 2019 году составит 1,1 миллиона человек. Также прогнозируется, что количество харедим в 2059 году может составить от 2,73 до 5,84 миллиона от общей предполагаемой численности. израильских евреев от 6,09 до 9,95 миллиона. Наибольшая концентрация израильских харедимов находится в Иерусалиме, Бней-Брак, Модиин-Иллит, Бейтар-Иллит, Бейт-Шемеш, Кирьят Йеарим, Ашдод, Рехасим, Цфат и Эль'ад. Планируются два города харедим Касиф и Хариш.

Соединенные Штаты

В Соединенных Штатах находится второе по величине население харедим, темп роста которого удваивается каждые 20 лет. В 2000 году в США насчитывалось 360 000 евреев-харедим (7,2 процента от примерно 5 миллионов евреев в США); к 2006 году, по оценкам демографов, это число выросло до 468 000 (рост на 30%) или 9,4% всех евреев США. По оценкам, в 2013 году в США проживало 530 000 ортодоксальных евреев, или 10% всех американских евреев.

Штат Нью-Йорк

Семья хасидов на улице в Borough Park, Бруклин

Большинство американских евреев-харедим живут в мегаполисе Нью-Йорка.

городе Нью-Йорке
Бруклине

Крупнейшие центры харедим и хасидская жизнь в Нью-Йорке встречается в Бруклине.

Квинс

Район Нью-Йорка из Квинс является домом для растущего населения харедимов, в основном связанных с ешивой Чофец Хаим и ешивой Ор ха-Хаим в Kew Gardens Hills и Ешива Шаар Хатора в Сады Кью. Многие студенты посещают Куинс-колледж. В Фар-Рокавее находятся крупные ешивы и общины евреев-харедим, такие как иешива Фар-Рокавей и ряд других. Хасиды штибелах также существуют в этих общинах, в основном обслуживая евреев-харедим, которые следуют хасидским обычаям и при этом ведут литвишский или современный православный культурный образ жизни, хотя небольшие хасидские анклавы действительно существуют, например, в районе Бэйсуотер в Фар Рокавей.

Манхэттен

Одна из старейших общин харедим в Нью-Йорке находится в Нижнем Ист-Сайде, где находится Месивта Тиферет Иерусалим.

Вашингтон Хайтс, на севере Манхэттена, является историческим домом для немецких евреев с кхалом Адатом Йешуруном и раввином ешивы Самсоном Рафаэлем Хиршем. Наличие университета ешива привлекает молодых людей, многие из которых остаются в этом районе после окончания учебы.

Лонг-Айленд

ешива Шор Йошув вместе с множеством синагог в районе Лоуренс и других пяти городах, таких как Вудмир и Седархерст, привлекли многих евреев-харедим.

Гудзонская долина

В долине Гудзона к северу от Нью-Йорка находятся самые быстрорастущие общины харедим, такие как хасидские общины в Кирьяс Джоэл из Сатмар хасидов, и New Square из Skver. Огромная община евреев-харедим живет в Монси, штат Нью-Йорк, область.

Нью-Джерси

В Лейквуде (штат Нью-Джерси) есть значительные общины харедимов., где находится крупнейшая в Америке нехасидская литовская ешива Бет Медраш Говоха. Есть также значительные общины в Пассаике и Эдисоне, где в 1982 году открылся филиал раввина Якоба Джозефа Иешивы. Есть также община сирийских евреев, пользующихся благоприятными условиями. к харедим среди них в Дил, Нью-Джерси.

Мэриленд

Балтимор, Мэриленд, имеет большое население харедим. Самая крупная ешива - ешива Нер Исроэль, основанная в 1933 году, с тысячами выпускников и их семьями. Нер Исроэль также является колледжем штата Мэриленд и имеет соглашения с Университетом Джона Хопкинса, Университетом Таусона, Колледжем Лойола в Мэриленде, Университетом Балтимор и Университет Мэриленда, округ Балтимор, позволяющий студентам бакалавриата проходить вечерние курсы в этих колледжах и университетах в различных академических областях. Соглашение также позволяет студентам получать академические кредиты за изучение религии.

Силвер-Спринг, Мэриленд и его окрестности имеют растущее сообщество харедим, в основном высокообразованных и квалифицированных специалистов, работающих на правительство США на различных должностях, большинство из которых проживает в Кемп Милл, Белый Дуб и Вудсайд, и многие из его детей посещают ешиву Большого Вашингтона и ешивы Нер Исроэль в Балтиморе.

Калифорния

Лос-Анджелес имеет много евреев-хасидов и харедитов, не являющихся хасидами. Большинство из них проживает в районах Пико-Робертсон и Фэрфакс (Фэйрфакс-авеню - Ла-Бреа-авеню ).

Иллинойс

Чикаго является домом для харедим Телше иешива в Чикаго, и многие другие харедим живут в городе.

Колорадо

Денвер имеет большой Население харедим ашкеназского происхождения, восходящее к началу 1920-х годов. Харедим Еврейская община Вест-Сайда Денвера придерживается литвакских еврейских традиций (литовских) и имеет несколько общин, расположенных в их общинах.

Массачусетс

Бостон и Бруклин, Массачусетс, имеют самую большую популяцию харедим в Новой Англии.

Ученики ешивы Телше, 1936 г.

Огайо

Одна из старейших харедимских иешив Литвы, иешива Телше перебралась в Кливленд в 1941 г.

Соединенное Королевство

В 1998 г. численность харедимов в еврейской общине Соединенного Королевства оценивалась в 27000 человек (13% аффилированных евреев). Самые большие общины расположены в Лондоне, в частности Стэмфорд Хилл, в Солфорд и Прествич в Большом Манчестере и в Гейтсхеде.. Исследование 2007 года показало, что трое из четырех британских евреев по рождению были харедимами, которые тогда составляли 17% от британских евреев (45 500 из примерно 275 000). Другое исследование, проведенное в 2010 году, показало, что в Великобритании насчитывается 9 049 домохозяйств харедим, что составляет почти 53 400 человек, или 20% населения. Совет депутатов британских евреев предсказал, что община харедим станет крупнейшей группой в англо-еврействе в течение следующих трех десятилетий: по сравнению со средним по стране 2,4 ребенка на семью, семьи харедим имеют в среднем 5,9 детей, и, следовательно, распределение населения сильно смещено в сторону лиц младше 20 лет. К 2006 году количество членов синагог харедим увеличилось вдвое с 1990 года.

Расследование, проведенное The Independent в 2014 году, показало, что более 1000 детей в общинах харедим посещали нелегальные школы, где светские знания запрещены и они изучают только религиозные тексты, что означает, что они бросают школу без квалификации и часто не могут говорить по-английски.

Опрос 2018 г., проведенный организацией Jewish Policy Research (JPR) и Советом депутатов британских евреев, показал, что высокий уровень рождаемости в ортодоксальной общине харедим обратил вспять сокращение еврейского населения в Великобритании.

в других местах

Около 25000 харедим живут в еврейской общине Франции, в основном из Сефарды, евреи Магриби происхождение. Важные сообщества расположены в Париже, Страсбурге и Лионе. Другими важными общинами, в основном состоящими из евреев ашкенази, являются община Антверпена в Бельгии, а также швейцарские общины из Цюрих и Базель, а также в голландском сообществе в Амстердаме. Есть также община харедим в Вене, в еврейской общине Австрии. К другим странам со значительной популяцией харедим относятся: Канада с крупными центрами харедим в Монреале и Торонто ; Южная Африка, в основном в Йоханнесбурге ; и Австралия с центром в Мельбурне. Сообщества хасидов также существуют в Аргентине, особенно в Буэнос-Айресе, и в Бразилии, в основном в Сан-Паулу.

странеГодНаселениеГодовой прирост
Израиль 2006444,000–795,0006%
США 2006468,0005,4%
Соединенное Королевство 2007/200822,800–36,400 / 45,5004%

Текущее руководство и организации

Раввины

Группы

Израильские политические партии

Споры

Избегание

Людей, решивших покинуть общины харедим, часто избегают и заставляют или заставляют отказаться от своих детей.

Педофилия и сексуальное насилие дела

случаи педофилии, sexua l насилие, нападения и жестокое обращение в отношении женщин и детей происходят примерно с такими же темпами в общинах харедим, что и среди населения в целом; однако они редко обсуждаются или доводятся до сведения властей и часто преуменьшаются членами общин.

Принуждение к разводу

См. также

  • Портал иудаизма

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Харедимский иудаизм.
Последняя правка сделана 2021-05-22 13:39:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте