Гетанизм

редактировать
Армянское неоязычество

аревахач - символ, используемый Арординерами. Жрецы Арординеров исполняют обязанности церемония в Храме Гарни.

Армянская исконная вера, также называемая армянским неоязычеством или гетанизмом (армянским : Հեթանոսութիւն Hetanosutiwn; родственное слово «язычество »), это современное языческое новое религиозное движение, восходящее к исторические, дохристианские системы верований и этнические религии армян. Последователи движения называют себя «гетанами» (армянский : հեթանոս Hetanos, что означает «язычник», то есть «этнический», оба являются заимствованиями из греческого ἔθνος, этноса.) или Арорди, что означает «Дети Ари», также обозначаемые как «Арординеры» в некоторых научных публикациях.

Движение Арординеров имеет свои корни в начале 20 века, с доктриной Цегакрона (Ցեղակրօն, буквально «национальная религия») философа и националистического политолога Гарегина Нжде. Он принял институциональную форму в 1991 году, сразу после распада Советского Союза в атмосфере национального пробуждения, когда арменолог Слак Какосян основал «Орден детей Ари» (Арординери Ухт). Эксперт по неоязычеству Виктор Шнирельман оценил следующих представителей армянского неоязычества как «не более нескольких сотен человек».

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Переживания Нжде и Какосяна
    • 1.2 1990-е годы : Создание детей Ари
    • 1.3 Поддержка Республиканской партии и массовое распространение
    • 1.4 2009: Аветисян и Армянский арийский орден
  • 2 Верования
    • 2.1 Теология и космология
      • 2.1.1 Ар и Ара
      • 2.1.2 Ари и Чари и множество божеств
    • 2.2 Загробная жизнь и эсхатология
    • 2.3 Ухтагирк
  • 3 Практики
    • 3.1 Ритуалы
    • 3.2 Храмы и идолы
    • 3.3 Праздники
  • 4 Отношения с христианством
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитаты
    • 6.2 Источники
  • 7 Внешние ссылки
История
Гарегин Нжде, идеолог армянского "гражданина" религия ».

Опыт Нжде и Какосяна

Первая организация армянской исконной веры,« Орден детей Ари »(или« Ара »; Арординери Ухт на армянском ) был установлен в 1991 году археологом Слаком (Эдуардом, или Эдиком) Какосяном (1936–2005). Он принадлежал к поколению армянских диссидентов и был выслан в 1970-х годах из Советской Армении ; в 1979 году он бежал в США, где познакомился с идеями Гарегина Нжде (1886–1955).

Нжде был философом, государственным деятелем и федаи первой половины двадцатого века, оставившие неизгладимое наследие в истории Армении и до сих пор являющиеся одной из движущих сил армянского национализма. Какосян хвалил его как «пророка армян». Нжде основал движение под названием Цегакрон («религия нации»), которое было одной из основных доктрин Федерации молодежи Армении. В поэтической мифологии Нжде армянский народ идентифицируется как Атлас, поддерживающий упорядоченный мир, и в нем упоминается Айк, мифический патриарх армян, и Ваагну, богу-солнцу и богу-воину «воин змея », как средству, с помощью которого можно пробудить армянский народ и поднять его дух. Движение Нжде возникло после геноцида армян 1915 года.

Во время изгнания Слак Какосян широко использовал работы Нжде для кодификации Ухтагирка («Книги обетов»), священный текст движения армянской исконной веры. В книге Гарегин Нжде обожествлен как воплощение Ваагна, восстановителя истинной веры армян и арийских ценностей. Еще находясь в Соединенных Штатах, Какосян утверждал, что был посвящен в древнее армянское наследственное священство, упомянутое Моисеем Хоренским, изменив свое имя с «Эдик» на «Слак». Скорее всего, он познакомился с зороастрийскими общинами в Соединенных Штатах.

1990-е годы: создание детей Ари

Вернувшись в Армению в 1991 году, Слак Какосян собрал общину и основал Дети Ари. Они начали проводить ритуалы в традиционные армянские праздники. Храм Гарни стал центром общины, был создан совет жрецов для управления организацией и обрядами. В течение 1990-х годов группа стала заметной в более широком армянском обществе. По мнению ученого Юлии Антонян, появление армянской исконной веры связано с теми же причинами, которые привели к возникновению других современных языческих движений, а также с движениями индуизма и протестанта. в других постсоветских странах: армянская коренная вера представляет собой ответ коренных народов на социальные и культурные потрясения, последовавшие за распадом советского общества и его атеистической и материалистической идеологии.

Поддержка Республиканской партии и широкое распространение на низовом уровне 207>Священник Арординера.

Ашот Навасардян (1950–1997) и Андраник Маргарян (1949–2007), отцы-основатели Республиканской партии Армении, были Арординеры, как и многие другие члены отряда, приняли участие в самом первом ритуале в Храме Гарни. Республиканская партия до недавнего времени оказывала финансовую поддержку Детям Ари, спонсировала издание Ухтагирк и установку мемориальной стелы Слаку Какосяну на территории храма Гарни. Фестивали Арординера отмечаются в некоторых регионах при поддержке местных властей. Несмотря на эту прочную связь с националистической политической сценой, «Дети Ари» не декларируют свою политическую ориентацию, а священникам запрещено вступать в какие-либо политические партии.

Хотя это началось среди армянской интеллектуальной элиты как средство к возродить армянскую идентичность, в последнее время движение армянской исконной веры расширило свой контингент приверженцев среди провинциального и сельского населения, а также среди армянской диаспоры. Помимо философского подхода интеллектуалов, простые люди движутся к армянской исконной вере по разным причинам: от мистицизма до сентиментальной преданности богам. Антонян задокументировал случай тридцатипятилетней женщины, которая считалась бесплодной и которая присоединилась к движению армянской исконной веры после того, как якобы забеременела, молясь Анаит, богине плодородия, и Астхик., богиня любви и красоты. Женщина дала своей дочери имя «Нана», другое имя богини плодородия.

В деревнях за пределами столицы организованы местные общины арординеров Ереван. Структура Ордена Детей Ари и самих местных сообществ характеризуется четкой иерархией с советом священников, возглавляемым избранным вождем, отвечающим за организацию всей деятельности. Самая высокая позиция в иерархии - это верховный священник, который оставался вакантным после смерти Слака Какосяна в 2005 году.

2009: Аветисян и Армянский арийский орден

Другая партия, которая была тесно связана Арординерам принадлежит Союз армянских арийцев, возглавляемый Арменом Аветисяном, со штаб-квартирой в Абовяне, городе, который является вторым по значимости центром движения армянской исконной веры после Еревана. Отношения с партией, известной своими крайними взглядами, оборвались в 2009 году, когда Аветисян объявил себя духовным лидером и объявил об инициативе строительства центрального храма в Ереване; когда Дети Ари выразили свое несогласие с проектом, Аветисян основал отдельную религиозную группу, Армянский Арийский Орден.

Верования

Теология и космология

Ар и Ара

Убеждения среди отдельных Арординеров различаются, хотя Ухтагирк имеет общую теологическую основу. Это богословие является монизмом : в начале первого раздела книги говорится, что «в начале был Ар, и Ара был создателем». Ар - безличный, лишенный качеств, трансцендентный принцип, порождающий вселенную, в то время как Ара - его личная, нынешняя форма как «Создатель». Книга продолжает рассказывать миф о том, как Ара порождает богов и как богиня Анаит рождает Ари (Ариец ), форму человечества. Согласно теологии Арординера, Ар - это животворящий корень слова, и он является источником таких слов, как, например, искусство («пахотный», «возделывание»; культура, искусство), арьюн («кровь»), арганд ( «матка»), армат («корень»), арка («царь»), ара («мужчина»), Арев (Солнце), Ара (проявленный Ар), Ари (действующий вместе с Ар), Чари (противостоящий Ар). «Сущность вещей» и их «совершенство» представлены свастикой мотивами.

Ари и Чари, а также множеством божеств

Различные божества задуманы верховный Ара. Некоторые Арординеры считают их не отдельными существами, а «воплощениями различных аспектов Ара». Они организованы в космической двойственности, представляя «светлую сторону» и «темную сторону» универсальной силы, причем последнюю возглавляет Вишап, великая змея, которая идентифицируется как Яхве. Сама история человечества рассматривается как постоянная борьба между этими двумя силами: одна представлена ​​Ари (арийцами), правыми людьми творческой светлой стороны; другая представлена ​​Чари, разрушительными тёмными существами, созданными Вишапом из почвы.

Армянская вера является политеистической на практике. Среди богов Арординеров: Айк, мифический основатель армянского народа, Арай бог войны, Барсамин бог неба и погоды, Аралез бог мертвых Анаит богиня плодородия и войны Михр солнечный бог, Астхик богиня любви и красоты, Нуне, богиня мудрости, Тир, бог искусства и вдохновения, Цовинар, богиня вод, Аманор, бог гостеприимства, Спандарамет, богиня смерти, и Гиссане богиня-мать природы.

Загробная жизнь и эсхатология

У Арординеров есть цикличный взгляд на реальность, и они верят в реинкарнацию индивидуальных душ через генетическую линию. Другими словами, считается, что люди возвращаются к жизни в следующих поколениях своих собственных потомков в той семье, которую они породили при жизни. Согласно доктринам Арординера, весь мир проходит одинаковые циклы, от меньших, представленных днями и годами, до величайших, представленных эпохами в десять тысяч лет.

Борьба между светлыми и темными силами разворачивается в цикле каждой эпохи: в течение лета и весны в мире преобладают порядок и связь с предками; в то время как осенью и зимой в мире преобладают беспорядок, смятение и отказ от исконных корней. В последний период существа не в гармонии с Ара, они не питаются космической энергией и становятся жертвами злых сил Чари. Однако на самом мрачном этапе истории, который, по словам Арординерс, соответствует нынешнему времени, Ваагн снова проявляется и возвращает силы Ари к жизни.

Ухтагирк

Ухтагирк, священная книга армянской исконной веры, можно перевести как «Книга клятв». Это было делом всей жизни Слака Какосяна, который закончил рукопись незадолго до своей смерти в 2005 году. Какосян, однако, считается не «автором» Ухтагирка, а скорее «записывающим» вечной истины, понятой по вдохновению., свой "компилятор" (казмог). Книга была официально провозглашена священным текстом Ордена Детей Ари в 2000 году, за пару лет до его завершения, когда религиозная организация была официально зарегистрирована армянским государством.

Книга разделена на семь частей: ① Аствацашунч («Словарь»), объясняющий армянский язык как мистическую систему символов, связанных с корнем Ар; ② Цагумнаран («Бытие»), который мифическим языком объясняет происхождение мира, богов и человечества; ③ Аветаран («Книга заветов») и ④ Дзонаран («Книга од»), которые имеют дело с философскими и онтологическими категориями для объяснения реальности и ценностей; ⑤ Вехаран («Книга величия») и ⑥ Патгамаран («Книга заповедей»), в которых представлены мифологизированные описания жизни и идей Гарегина Нжде соответственно; и седьмая и последняя глава ⑦ Гимнергаран («Книга гимнов»), которая представляет собой сборник стихов, написанных Какосяном и его последователями, а также авторами девятнадцатого и начала двадцатого века. Мифологические части о творении основаны на армянских средневековых источниках и народных знаниях.

Считается, что пение ритуальных текстов из книги дает мистические переживания, а сама физическая книга имеет решающее значение для некоторых ритуальных действий, таких как свадебные церемонии, в котором кольца передаются жениху и невесте поверх копии Ухтагирка. В то же время, Arordiners не считает, что их книга несомненна, но текст открыт для исправления в соответствии с требованиями меняющихся обстоятельств. Такое отношение подтверждается заявлением самого Слака Какосяна, который задумал книгу в терминах изменчивой и адаптируемой истины.

Практики
Люди собрались по случаю публичной церемонии в Храм Гарни.

Практики, ритуалы и представления коренных жителей Армении в основном основываются на инструкциях, данных Ухтагирком. Например, жрецы обычно совершают паломничество на гору Хуступ, где, согласно книге, Гарегин Нжде испытал присутствие бога Ваагна. Задача священников - повторить подобный опыт. Почитание Нжде и паломничество к его могиле, расположенному на склонах Хуступа, также медленно развиваются в более широкой общине Арординерс. В целом горы почитаются как святые, поэтому, помимо Хуступа, другие горы, включая гору Арарат и гору Арагац, служат местом паломничества для Арординеров.

Память о Слаке Какосяне также является частью культов, почитаемых жрецами Арординера. Торжества в честь Ваагна в Храме Гарни обычно начинаются у мемориального памятника Какосяна, установленного после его смерти на месте рассеяния его праха. Фигура Какосяна мифологизирована в сборнике стихов, сочиненном Ареном Айкяном и опубликованном в 2007 году. В этих стихах он описывается как божественный человек. Айкян также является автором стихов, посвященных Нжде и богам.

Ритуалы

Этап ритуала кунка.

Ритуалы армянской исконной веры включают ежегодные церемонии, проводимые в традиционные армянские праздники, и три. обряды перехода : Кунк, сложный ритуал посвящения; псак, то есть свадьба; и ритуалы смерти. Смертельные ритуалы требуют кремации тела и его возвращения четырем элементам. Огонь символизируется самой кремацией; затем пепел разделяется на три части, одна из которых закапывается в землю, одна рассыпается в воздухе Гарниского ущелья, а третья выливается в воду реки Гарни. После этого память умершего возводится коллективным зажиганием факела. Первым кремированным Арординером был сам Какосян, в то время как кремация в Армении была незаконной. Позднее Арординерс получил от государства право кремировать своих мертвецов.

Армянский термин «кунк» можно перевести как «обращение» или «обращение» (к местному образу жизни). Юлия Антонян отметила, что в каждом ритуале кунка, который проводится по случаю публичных церемоний в храме Гарни, принимают участие от десяти до двадцати человек. В то же время есть много Арординеров, которые считают, что для поклонения коренным богам Армении не обязательно проходить официальное обращение.

Храмы и идолы

публичные церемонии и церемонии Арординера ритуалы проводятся в древних священных местах, которые часто находятся в руинах. Повторное присвоение церквей, построенных на родных священных местах, также является обычным явлением. Самым важным из этих памятников является Храм Гарни, построенный в первом веке , перестроенный в 1975 году храм, который стал главным церемониальным центром движения коренных армян.

Арординеры заново освятили храм Ваагну, хотя исторически он был посвящен Михру. Им также было разрешено перестроить комплекс, чтобы он соответствовал идеальной структуре древних армянских святилищ. Они добавили святой источник, посвященный Слаку Какосяну, и лес из абрикосов, священного дерева армянской исконной веры. Храм теперь разделен на три священных пространства: первое - это священный источник, второе - собственно храм, а третье - священный лес, расположенный на холме. Ритуалы в храме Гарни проходят по маршруту, который начинается от источника, проходит через храм и в конце достигает священного леса. Под гору каждое новое местное сообщество Арординер сажает дерево, символизирующее единство и благополучие самой группы. Эти священные деревья украшены лентами и носовыми платками, символизирующими просьбы человека к богам.

Помимо Храма Гарни, Арординеры считали священными и использовались для своих ритуалов другие места, такие как Замок Мецамор (третье тысячелетие до н. э.), считающееся местом культа богини-матери, крепость Эребуни (восьмой век до н.э.), Шенгавит (с четвертого по второе тысячелетие до нашей эры) и Зорац Карер (третье тысячелетие до н. Э.) И горы. Скульптуры, изображающие богов, которые были реализованы в контексте современной армянской национальной веры, вдохновлены как историческими образцами, так и творчеством современных художников.

Праздники

Арординеры отмечают ряд праздников: Терендез, Затик, Амбарцум, Вардавар и Хагогоргнек. К этим святым дням добавляют священный день памяти предков (20 сентября), Рождение Ваагна (21 марта), Рождение Михра (22 декабря) и Навасард, Новый год, отмечаемый в августе.

Отношения с христианством
Ритуальный танец в храме Гарни.

Отношения между движением армянской исконной веры и Армянской апостольской церковью были хорошими и основанными на сотрудничестве с тех пор, как оба разделяют общие интересы защиты и продвижения армянской идентичности, особенно против того, что воспринимается как разрушительные иностранные силы, проникающие в страну, такие как протестанты, Свидетели Иеговы и мормоны. Хатанизм также имеет много Апостольские христианские члены. Армянская Апостольская Церковь обычно считает Арординеров союзниками. Высокопоставленный представитель Армянской апостольской церкви заявил:

Армянская церковь однозначно относится к сектантам (то есть протестантам и др.), Но мы не вмешиваемся в языческие дела.

Точно так же глава армянского учреждения по оказанию помощи жертвам деструктивных культов заявил:

Армянский народ должен помнить свое дохристианское прошлое, и Дети Ара помогают им помнить. Они также поддерживают Армянскую Апостольскую Церковь в ее борьбе с деструктивными сектами.

Отношение верующих армянского происхождения к христианству колеблется между двумя позициями: критика роли религии в истории Армении и условное признание Армянской апостольской церкви как национальное учреждение. Христианство критикуют за то, что оно разрушило богатую и высокоразвитую древнюю армянскую культуру, заменив ценности отваги, воинственного духа и чести ценностями смирения, послушания и скромности, что привело к краху армянской государственности и обрекало нацию на многовековое подчинение иностранные державы, миграции, преследования и массовые убийства. Согласно самым сильным обвинениям, христианство несет ответственность за «первый геноцид армян», который совпал с его насильственным введением в IV веке.

В то же время Армянская Апостольская Церковь считается своеобразным институтом. для армянского народа, и плод синтеза христианских и местных элементов, в котором первые представляют собой лишь поверхность. Арординеры находят доказательство этого в церковных молитвах, посвященных Солнцу и свету, в церковных праздниках, совпадающих с традиционными армянскими праздниками, и в практике матага, христианского жертвоприношения животных. Более того, Арординеры полагают, что армянский алфавит, который, согласно церковной историографии, был изобретен монахом Месропом Махтоцем, на самом деле является развитием древнеармянской символики, основанной на мотиве свастики.

Арординеры обычно не имеют проблемы с посещением армянских церквей и отношением к ним как к святым местам, поскольку многие из них были построены на месте дохристианских храмов. Кроме того, некоторые деятели истории Армянской Апостольской церкви почитаются как замаскированные Арординаторы: католикосы (высокопоставленные епископы) Вазген I (ответственный за 1954–1994 гг.) И Гарегин I (1995–1999 гг.). Первый был сторонником Нжде, и на его надгробии вместо креста у него есть буква армянского алфавита, которая считается вариантом свастики и символом семи армянских богов. Последний, как сообщается, посетил Гарни перед своей смертью и, несмотря на неизлечимое заболевание, пошел один в храм.

См. Также
Ссылки

Цитаты

Источники

  • Секерский, Конрад; Антонян, Юлия (2013). «Неоязыческое движение в Армении: дети Ара». В Каарина Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие движения и движения коренных народов в Центральной и Восточной Европе. Дарем: Проницательность. С. 266–282. ISBN 9781844656622. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Антонян, Юлия (2010). «Воссоздание» Религия: неоязычество в Армении ». Лаборатория. Санкт-Петербург (1): 103–128. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • ——— ( 2008). «Арийский миф и новое армянское язычество». Идентичности и меняющийся мир, Материалы международной конференции (PDF) (на армянском языке). Ереван: Лингва. С. 23–30. ISBN 9789993079934. Архивировано из оригинального (PDF) 16 апреля 2018 г. Получено 16 апреля 2018 г. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Армянский неошаманизм
  • Антонян, Юлия (2008). «Магические и лечебные практики в современной городской среде (в армянских городах Ереван, Гюмри и Ванадзор». Образ Южного Кавказа: общества и окружающая среда. Тбилиси: Фонд Генриха Бёлля. ISBN 9789941900914. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • ——— (2006). «О названии и происхождении« Чопчи » Исцеление Пра ctices ". Бюллетень арменоведческих исследований (1): 61–66. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • ——— (2003). «Дохристианские целители в христианском обществе». Cultural Survival Quarterly. 27 (2). CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 10:44:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте