Гаитянское Воду

редактировать
Синкретическая религия, исповедуемая в основном на Гаити и среди гаитянской диаспоры

Гаитянская вода - религия африканской диаспоры, которые развивались на Гаити между 16 и 19 веками. Он возник в результате синкретизма между традиционными религиями Западной Африки и римским католицизмом. Приверженцы известны как водуисты (франц. : vodouisants ) или «слуги духов» (гаитянский креол : sèvitè).

Водо фокусируется на почитании божеств, известных как Ива (или лоа ). Их часто называют богами йоруба, а также римско-католическими святыми. Об этих ивах рассказывают различные мифы и истории, которые считаются подчиненными трансцендентному божеству-творцу Бонди. Водуисты, являющиеся инициаторской традицией, обычно встречаются в онфо, храмах, являются священники, известные как оунганы, или жрицы, известные как манбо, для поклонения ива. Центральный ритуал вовлекает практикующих в игру на барабанах, пение и танцы, чтобы побудить Ива овладеть ("оседлать") одним из своих членов. Они верят, что через этого одержимого человека они могут напрямую общаться с ИВА. Подношения Ива включают фрукты и кровь принесенных в жертву животных. Несколько форм гадания используются для расшифровки сообщений от lwa. Исцеляющие ритуалы и приготовление лечебных трав, амулетов и талисманов также важная роль.

Вуду развивалось афро-гаитян сообществ в атлантической работорговле в 16-19 веках. Он возник в результате смешения религий, принесенных на остров Эспаньола порабощенными западноафриканцами, многими из йоруба или Фон, и римско-католических учений французских колониз, контролирующих остров. Многие водуисты участвовали в гаитянской революции, которая свергнула французское колониальное правительство, отменила рабластво и установила современное Гаити. Римско-католическая церковь покинула страну на несколько десятилетий после революции, что требуется Вуду стать доминирующей религией Гаити. В 20-м веке растущая эмиграция распространила Воду на другой территории Америки. В конце 20-го века наблюдались растущие связи между вуду и родственными традициями в Африке и Америке такими как кубинская сантерия и бразильская кандомбле.

. Считается, что большинство гаитян практикуют вуду до некоторых, хотя обычно также практикуют католицизм, не видя проблем в одновременном использовании разных систем. Меньшие общины водистов существуют в других местах, особенно гаитянской диаспоры в Штатах. Как на Гаити, так и за ее пределами водоу распространился за пределы афро-гаитянского происхождения и практикуется людьми разных национальностей. Воду за свою историю неоднократно подвергалась критике, поскольку ее неоднократно называли одну из самых неправильно понимаемых религий в мире.

Содержание

  • 1 Имена и этимология
  • 2 Верования
    • 2.1 Бонди и Лва
    • 2.2 Душа
    • 2.3 Мораль, этика и гендерные роли
    • 2.4 Костюм
  • 3 Практики
    • 3.1 Оунган и Манбо
    • 3.2 Оунфо
      • 3.2.1 Община
    • 3.3 Посвящение
    • 3.4 Святыни и алтари
    • 3.5 Приношения и жертвоприношения животных
    • 3.6 Даны
      • 3.6.1 Одержимость духом
    • 3.7 Целебные практики
    • 3.8 Боко
    • 3.9 Смерть и загробная жизнь
    • 3.10 Фестиваль и паломничество
  • 4 История
    • 4.1 До 1685 года: от Африки до Карибского моря
    • 4,2 1685-1791: Воду в колониальном Сен-Доминго
    • 4,3 1791–1804: Гаитянская революция
    • 4,4 Водоу на Гаити 19-го века
    • 4,5 20-го века по настоящее время
  • 5 Демография
  • 6 Прием
  • 7 См. Также
  • 8 Сноски
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Цитаты
    • 8.3 Источники
  • 9 Дополнительная литература
    • 9.1 Академические источники
    • 9.2 Первичные источники
  • 10 Внешние ссылки

Имена и этимология

Термин «Вуду» широкое гаитянских африканцев. производственные религиозные традиции и обычаи ". Vodou - это гаитянское креольское слово, которое раньше относилось к небольшой группе гаитянских ритуалов, Ayizo, относящееся к таинственным силам или силам, которые управляют миром и жизнями тех, кто в нем обитает, а также к ряду художественных форм, которые объединены с этими энергиями водунями, айизо являются эве и фон - европейские работорговцы называли обоих арада. служит духам »(sèvitè), участвуя в ритуальных церемониях, обычно называемых« служением для служения ». лоа (sèvis lwa) или« африканский сервис »(sèvis gine).

Набор ритуальных предметов, используемых в практике Вуду, выставленный в Канадском музее цивилизации.

«Вуду» использовался обозначением религии обычно среди ученых и в официальной крейольской орфографии. Некоторые ученые предпочитают писать его как «Водун» или «Водун». Гаитянский термин «Водоу» происходит от Дагомеи, где «Водун» обозначал дух или божество. На Гаити термин «Вуду» обычно использовался в отношении определенного стиля танца и игры на барабанах, а не более широкой религиозной системы. Во французском языке такие традиции часто назывались le vaudoux. Вместо этого практикующие используют термин «гинен» для описания более широких рамок своих убеждений; этот термин относится, в частности, к моральной философии и этическому кодексу относительно того, как жить и служить духам. Многие практикующие религию будут называть себя приверженцами отдельных религий, а скорее будут описывать, как они sèvi lwa («Захват Ива»).

За пределами Гаити термин Vodou относится ко всему традиционной гаитянская религиозная практика. Первоначально написанный как водун, он впервые регистрируется в Doctrina Christiana, документ 1658 г., написанном королем Алладой, послом при дворе Филиппа IV Испании. В описании столетия негаитяне использовали слово «воду» как общий термин для традиционной традиционной гаитянской религии. Есть много используется орфографий для этого слова. Сегодня орфография Vodou является наиболее общепринятой орфографией на английском языке.

Орфография вуду, когда-то очень распространенная, теперь обычно избегается гаитянскими практиками и учеными, когда речь идет о религии Гаити. Это сделано для того, чтобы избежать путаницы с Луизианским Вуду, родственным, но отличным набором религиозных практик, а также для того, чтобы отделить гаитянское Вуду от негативных коннотаций и неправильных представлений, которые термин «вуду» приобрел в СМИ культуре. 95>

Вуду - афро-гаитянская религия, которая была описана как «национальная религия» Гаити. Многие гаитяне считают, что быть гаитянином - значит практиковать Вуду. Вуду - одна из самых сложных афроамериканских традиций. Антрополог Пол Кристофер Джонсон охарактеризовал гаитянскую воду, кубинскую Сантерию и бразильскую кандомбле как «сестринские религии» из-за их происхождения общего в системе верований йоруба. Практикующих также называют сервитерами («преданными»). В гаитянском обществе религии редко считаются независимыми друг от друга посещением церемонии Вуду, так и римско-католической мессы. Многие гаитяне исповедуют и водоу, и католицизм, и священник и художник воду Андре Пьер заявил, что «Чтобы хорошо практиковать воду, нужно сначала быть хорошим католиком». Это участие в различных частях общества, некоторые члены общины страны также продолжают практиковать вуду. Воду называют синкретической религией.

Верования

В Водоу нет центральной литургической власти, которая принимает как домашние, так и общинные формы. Внутри Vodou есть региональные различия, в том числе в том, как это практикуется в городских и городских районах, как это практикуется как на Гаити, так и среди международной гаитянской диаспоры. Практика различается в зависимости от собрания. Община может состоять из большой семьи, особенно в сельской местности Гаити. В других примерах, особенно в городских районах, ounfo может выступать в качестве инициирующей семьи.

Бонди и атрибутика Lwa

Vodou для продажи на Марше де Фер (Железный рынок) в Порт-о-Пренс, Гаити.

Водоу учит о существовании единого верховного бога, и это было описано как монотеистическая религия. Эта сущность, которая, как полагают, создала вселенную, известна как Гранд, Бонди или Бони. Последнее название происходит от французского Bon Dieu (Бог). Не вовлекающая себя в повседневные человеческие дела, и поэтому нет смысла приближаться к ней напрямую. Гаитяне может использовать фразу si Bondye vie («если Бонди желает»), предполагая более широкую веру в то, что все вещи происходят в соответствии с волей этого божества-создателя. Несмотря на влияние римского католицизма, Вуду не включает веру в могущественного антагониста, противостоящего высшему существу, сатана.

Водоу также охарактеризован как политеистическая религия. Он учит о существовании более широкого круга божеств, известных как lwa или loa, термин, который можно по-разному переводить на английский как «боги», «духи» или «гении ». Эти лва также известны как мистеры, ангелы, святые и ле-невидимки. Ива могут предложить людям помощь, и защиту совет в обмен на ритуальное служение. Ива рассматривает как посредники трансцендентного божества-творца, хотя не исследует как моральные образцы, которые следует подражать практикующим. Каждый lwa обладает собственной индивидуальностью и связан с определенными цветами, днями недели и объектами. Ива могут быть лояльными или капризными в отношениях со своими человеческими преданными; Водуисты считают, что льва легко обидеть, например, если им предоставляется еду, которая им не нравится. Считается, что в ярости ива лишают своих приверженцев или причиняют несчастье, болезнь или безумие человеку.

Хотя бывают исключения из языков фона и йоруба. Тем не менее, в пантеон добавлены новые ИВА. Например, считается, что некоторые жрецы и жрицы Вуду после смерти становятся ИВА. Также считаются, что некоторые предметы, принятые в качестве талисманов, становятся ИВА. Водуисты часто называют точным географическим положением «Гвинее». Считается, что многие из них также живут под водой, на дне моря или в реках. Водуисты верят, что ива могут общаться с людьми посредством снов и посредством одержимости людьми.

Ива делятся на серию нанчон или «наций». Эта классификационная система проистекает из того, каким образом порабощенные западноафриканцы были разделены на «нации» по прибытии на Гаити, обычно на основании их африканского порта отправления, а не какой-либо этнокультурной группы, к которой они изначально принадлежали. Термин фанми (семья) иногда используется как синоним слова «нация» или альтернативно, как подразделение в последней категории. Из этих наций Рада и Петво являются самыми крупными. Рада получила свое название от Арада, города в Дагомее королевстве Китая Африки. Рада льва обычно считается доус или ду, что означает, что они мягкие. Petwo lwa, наоборот, обозначает как lwa cho или lwa chaud, что указывает на то, что они могут быть сильными или жестокими и связаны с огнем; их обычно считают социальными преступными и подрывными. Rada lwa считаются «крутыми»; Petwo lwa как «горячий». Рада обычно считается праведниками, в то время как их коллеги из Petwo считают более неоднозначными в моральном плане, связанными с такими проблемами, как деньги. В то же время Рада Ива считается менее эффективной и могущественной, чем у нации Петво. Различные ИВА в нации Петро происходят из разных слоев общества, включая креольский, конго и дагомейский. Многие lwa существуют andezo или en deux eaux, что означает, что они находятся «в двух водах» и используются в ритуалах как Rada, так и Petwo.

Картина с изображением змея Ивы Данбаллы, выполненная гаитянским художником Гектором Ипполитом

Папа Легба, также известный как Легба, - первый лва, которого приветствуют во время церемоний Вуду. Визуально он изображен в виде немощного старика в лохмотьях и с костылем. Папа Легба считается защитником ворот и заборов и, следовательно, дома, а также дорог, троп и перекрестков. Вторые ива, обычно которых приветствуют, - это мараса, или священные близнецы. В Водоу у каждой нации есть своя мараса, отражающая веру в то, что близнецы обладают особыми способностями. Агве, также известная как Агве-таройо, ассоциируется с водными средствами защиты кораблей и рыбаков. Считается, что Агве правит морем вместе со своей супругой. Она русалка или сирена, и ее иногда называют Эзили Водяной, потому что она, как полагают, приносит удачу и богатство с моря. Эзили Фреда или Эрзули Фреда - это любовь и роскошь, олицетворяющая женскую красоту и грацию. Ива, принявшая форму крестьянки.

Зака ​​ или Азака - это Ива в земледелии и земледелии. Обычно к нему обращаются как «папа» или «кузен». Локо - это lwa растительности, и, поскольку он, как считается, придает целебные свойства видам растений, также считается lwa исцеления. Огу - воин Ива, связанный с оружием. Согбо - Ива, связанная с молнией, в то время как его спутник связан с ветром. Дамбалла или Данбала - змея ИВА и связан с водой, как полагают, частыми реками, источниками и болотами; он - одно из самых популярных божеств в пантеоне Водо. Данбала и его супруга часто изображаются в виде пары переплетающихся змей. Симби понимаются как хранители фонтанов и болот.

Геде или семья Геде из Ива связаны с царством мертвых. Глава семьи - Бавон Самди или барон Самеди («Барон Суббота»). Его супруга Великая Бриджит ; она имеет власть над кладбищами и считается матерью многих других Геде. Когда считается, что Геде прибыли на церемонию Вуду, их обычно встречают с радостью, потому что они приносят веселье. Те, кто одержим Геде на этих церемониях, известны своими сексуальными намёками; символ Геде - эрегированный пенис, тогда как танец банда, связанный с ними, включает в много толчков в сексуальном стиле.

Ива связаны с определенными римско-католическими святыми. Например, Азака, Ива земледелия, ассоциируется с Святым Исидором фермером. Точно так же, как он считается «ключом» к духовному миру, Папа Легба ассоциируется с Святым Петром, который визуально обычно используется как ключи в римско-католических образах. Ива любви и роскоши, Эзили Фрида, ассоциируется с Mater Dolorosa. Данбала, который является змеем, приравнивается к Святому Патрику, который часто традиционно изображается в сцене со змеями; в качестве альтернативы он часто ассоциируется с Моисеем. Мараса, или священные близнецы, обычно приравниваются к святым-близнецам Космос и Дамиан.

Душа

Воду учитанию души, которая разделена на две части. Один из них является ti bònanj или ti bon ange, и он понимает как совесть, который позволяет человеку заниматься саморефлексией и самокритикой. Другая часть - это gwo bònanje или gros bon ange, и она составляет психику, источник памяти, интеллекта и личности. Считается, что оба эти элемента находятся в голове человека. Водуисты верят, что gwo bònanje могут покинуть голову и отправиться в путешествие, пока человек спит.

Водуисты считают, что духи мертвых людей отличаются от духов Геде, которых считают lwa. Водуисты считают, что мертвые могут оказывать влияние на живых и требовать жертв. Он не учитывался какого-либо царства загробной жизни сродни христианской идее Небес.

Мораль, этика и гендерные роли

Большая расшитая блестками «драпировка» или флаг Вуду художника Джорджа Валриса, изображающая veve, или символ лоа.

Вуду пронизывает все аспекты жизни своих приверженцев. Как религия, она отражает повседневные заботы людей, сосредотачиваясь на методах смягчения болезней и несчастий. Служение Ива является фундаментальным языком в Вуду, и религия содержит моральный кодекс, который налагает ответственность по отношению к Ива как часть более широких взаимных отношений с ними. Для практикующих добродетель поддерживается за счет обеспечения ответственных отношений с ИВА. Однако в нем нет предписывающего этического кодекса. Скорее, религиовед Клодин Мишель предполагает, что Вуду «не предлагает абсолютов или обобщений, а только тематические возможности того, как следует прожить жизнь». Она добавила, что космология Вуду подчеркивает «единообразие, согласованность, групповую сплоченность и поддержку друг друга». Уважение к пожилым - ключевая ценность водуистов, а большая семья играет важную роль в гаитянском обществе. Вера во взаимозависимость вещей играет роль в подходах Вуду к этическим вопросам.

Ученый африканских исследований Феликс Жермен предположил, что Вуду «бросает вызов патриархату», отвергая французские колониальные гендерные нормы. Как социальные и духовные лидеры, женщины также могут претендовать на моральный авторитет в Вуду. Некоторые практикующие заявляют, что ИВА определили их сексуальную ориентацию, превратив их в гомосексуалистов.

Критики, особенно из христианского происхождения, обвинили Вуду в продвижении фаталистических взглядов, которые не позволяют практикующим улучшать свое общество.. Это было расширено до аргумента, что Вуду несет ответственность за бедность Гаити. Бенджамин Хебблтуэйт утверждал, что это заявление было формой козла отпущения, которое воспроизводило старые колониальные стереотипы о людях африканского происхождения и упускало из виду сложный комплекс исторических и экологических факторов, которые поддерживали бедность на Гаити.

Практикующие обычно критически относятся к маджи, что относится к использованию сверхъестественных сил для корыстных и злонамеренных целей. Внешне Водо часто воспринимается как антитеза морали.

Костюм

Те, кто преданы духам Геде, одеваются таким образом, который перекликается с ассоциациями Геды со смертью. Это включает в себя ношение черной и пурпурной одежды, похоронных сюртуков, черных вуалей, цилиндров и солнечных очков.

Практики

В основном, связанные с взаимодействием с ИВА, на церемониях Вуду используются песни и игра на барабанах., танец, молитва, одержимость и жертвоприношение животных. Практикующие собираются вместе на службы (службы), в которых они общаются с ИВА. Церемонии для определенного ИВА часто совпадают с праздником римско-католического святого, с которым этот ИВА ассоциируется. Религия действует через систему ступенчатой ​​индукции или посвящения. Овладение ритуальными формами считается обязательным в Вуду.

У Вуду сильная устная культура, и его учения в основном распространяются посредством устной передачи. Тексты начали появляться в середине двадцатого века, после чего они стали использоваться водуистами.

Метро описал воду как «практическую и утилитарную религию». Практикующие вуду верят, что если кто-то следует всем табу, налагаемым их конкретным лоа, и щепетильно относится ко всем подношениям и церемониям, лоа поможет им. Практикующие водо также считают, что если кто-то игнорирует их лоа, это может привести к болезни, неурожаю, гибели родственников и другим несчастьям.

Унган и Манбо

Церемониальный костюм для гаитянских обрядов вуду, Этнологический музей Берлина, Германия.

В Водоу мужчин-священников называют оунганами, или хунганами, или хунганами, а их женских собратьев - манбо, или мамбо. Унган и манбо занимаются организацией литургий, подготовкой посвящений, консультациями с клиентами, использующими гадания, и приготовлением лекарств для больных. Не существует установленной иерархии священников, поскольку различные унган и манбо в значительной степени самодостаточны. Во многих случаях роль наследственная, когда дети следуют за своими родителями, чтобы стать оунганом или манбо.

Воду учитывают, что ива вызывают человека стать оунганом или манбо. Считается, что с ним может случиться несчастье. Перспективный оунган или манбо обычно должен продвинуться через другие роли в общине вуду, прежде чем пройти обучение у уже существующего оунгана или манбо, продолжающееся несколько месяцев или лет. После этого ученичества они проходят церемонию посвящения, детали которые держатся в секрете от непосвященных. Другие оунган и манбо не получают никакого обучения от Ива. Их подлинность часто ставится под сомнение из-за этого утверждения, и их называют ханган-макутте - термин, имеющий пренебрежительный оттенок. Стать унганом или манбо - дорогостоящий процесс, часто требующий покупки земли для строительства храма и получения ритуальных принадлежностей. Чтобы профинансировать это, многие долго откладывают деньги, прежде чем они могут утвердиться в профессии.

Практики считают, что роль оунгана смоделирована по образцу Ива Локо, который считается начальником Сопровождение Легбы. Согласно верованиям водоу, Локо и его супруга Айизан были первыми унганом и манбо, давшими человечеству знания о коннесанах. Ожидается, что оунган и манбо проявляют силу второго зрения, что считается даром божества-творца, который может быть раскрыт человеком через видения или сны. Многим жрецам и жрицам часто приписывают фантастические способности в рассказах, рассказываемых о них, например, что они могут провести несколько дней под водой. Священники и жрицы также подкрепляют свой статус утверждениями о том, что они получили духовные откровения от Ива, иногда через посещения их собственных обителей.

Различные унганы гомосексуальны. Основываясь на своих этнографических исследованиях 1940-х и 1950-х годов, антрополог Альфред Метро заметил, что многие, хотя и не все, оунган и манбо были «плохо приспособленными или невротиками». Между различными оунганом и манбо часто идет ожесточенная конкуренция. Их основной доход - исцеление больных, дополненные выплаты, полученными за проведение посвящений и продажу талисманов и амулетов. Во многих случаях эти оунганы становятся более привлекательными для своих клиентов.

Унган и манбо, как правило, влиятельными и уважаемыми членами общества гаитянского общества. Быть унганом или манбо дает человеку как социальный статус, так и материальную выгоду, хотя слава и репутация отдельных священников и жриц могут сильно различаться. Уважаемые жрецы и жрицы Вуду часто грамотны в обществе, где полуграмотность и неграмотность являются обычным явлением. Они могут читать напечатанные священные тексты и писать письма для неграмотных членов своего сообщества. Благодаря своей выдающейся роли в сообществе. Некоторые оунганы и манбо связаны с профессиональными политиками, например, во время правления Дювалье. Исторические данные свидетельствуют о том, что роль унгана и манбо усилилась в течение 20 века. В результате «храм Вуду» сейчас более распространен в сельской местности Гаити, чем в исторические периоды.

Воду влечет за собой поощрение практикующих к прохождению этапов посвящения в состояние, называемое конесанс (конессанс или знания). Чтобы пройти через различных конесанцев, требуются последовательные посвящения.

Хунганы (жрец) или Мамбо (жрица) - это обычно люди, избранные мертвыми предками и получившие гадание от божеств, пока он или она были одержимы. Его или ее склонность творить добро, помогая и защищая других от заклинаний, однако они используют свою сверхъестественную силу, чтобы причинить боль или убивать людей. Они также проводят церемонии, которые обычно проходят «амба перистил» (под храмом Вуду). Однако не-хунганцы или не-мамбо, как водуйзанты, не инициированы и называются «боссейлами»; для служения своему духу не обязательно быть посвященным. В гаитянском вуду есть духовенство, в обязанности которого входит сохранение ритуалов и песен и поддержание отношений между духами и сообществом в целом (хотя некоторые из них также являются обязанностью всей общины). Им доверено руководить служением всем духам своей родословной. Иногда их «призывают» в процессе, называемым начальным восстановлением.

The Ounfò

Перистиль Вуду в Гаити, сфотографирован в 1980 году

Храм Вуду - это упоминается как ounfò, альтернативно пишется как hounfò, hounfort или humfo. Альтернативный инструмент используется для такого здания - ганган, хотя коннотации термина различаются в зависимости от региона Гаити. В Водоу большинства мероприятий сосредоточено вокруг этого храма, образуя так называемый «храм Водоу». Размер и форма этих унфо могут быть разными, от простых лачуг до более роскошных построек, причем последние более распространены в Порт-о-Пренсе, чем где-либо еще на Гаити; их дизайн зависит от ресурсов и вкусов оунгана или манбо, которые ими управляют. Оунфо независимы друг от друга и могут иметь уникальные обычаи.

Основное церемониальное пространство внутри онфо известно как перистиль или перистиль. В перистиле ярко окрашенные столбы крышу, которая часто сделана из гофрированного железа, но иногда покрыта соломой. Используемый в качестве используемого в качестве инструмента стержня во время ритуальных танцевальных инструментов «проходом для духов», по которым Ива входят в комнату во время церемоний, центральным из этих столбов является пото митан или пото митан. Именно вокруг этого центрального поста совершаются подношения, в том числе веве и жертвоприношения животных. Однако в гаитянской диаспоре многие практикующие Вуду проводят свои обряды в подвалах, где нет потомитан. Перистил обычно имеет земляной пол, что позволяет возлияниям льва стекать прямо в почву, хотя за пределами Гаити это часто невозможно, и возлияния вместо этого выливают в эмалированный бассейн на полу. У некоторых перистилов есть ряд сидений по краям комнаты.

Смежные комнаты в омфо включают caye-mystéres, также известные как баги, баджи или собаджи. Здесь несколько каменных алтарей, как известные пе, стоят у стены или расположены ярусами. Caye-mystéres также используется для хранения одежды, которая надевается на человека, испытывающего одержимость во время ритуалов в перистиле. Во многих пе также есть раковина, которая является священной для Ива Данбала-Ведо. Если есть место, омфо может также выделить комнату для покровителя этого храма. У унфо есть комната, известная как djévo, в которой посвященный во время церемонии многих посвящения. В каждом унфо обычно есть комната или уголок, посвященный Эрзули Фреде. В некоторых ounfò также есть дополнительные комнаты, в которых живут оунганы или манбо.

Область вокруг ounfò часто содержит ряд священных объектов. К ним, например, бомбу с водой для Данбалы, черный крест для барона Самеди и пенсне (железный прут), торчащие из жаровни для преступника. Священные деревья, известные как arbres-reposoirs, иногда отмечают внешнюю границу ounfò и окружены каменной каймой. На этих деревьях можно найти соломенные мешки из маконте, полоски ткани и черепа животных. Некоторые животные, в частности птицы, а также некоторые виды млекопитающих, такие как козы, иногда содержатся в пределах метра онфо для использования в качестве жертвоприношений.

Конгрегация

Формирует духовное сообщество практикующих., люди, которые собираются в онфо, известны как питит-кай (дети в доме). Здесь они поклоняются под властью оунгана или манбо. Ниже эти цифр находятся унси, люди, которые всю жизнь посвятили себя служению ИВА. Представители любого пола могут присоединиться к унси, большинство из них - женщины. У унси есть много обязанностей, таких как очистка перистила животных и участие в танцах, которыми они должны быть подготовлены, чтобы их одержать ива. Унган и манбо несут ответственность за наблюдение за церемониями инициации, во время которых люди становятся унси, за более широкое обучение унси и за действия в качестве советника, целителя и защитника унси. В свою очередь, ожидается, что унси будут подчиняться своему унгану или манбо, хотя последние могут выражать разочарование по поводу своих унси, считая их небрежными или небрежными в своих ритуальных обязанностях.

Церемония Вуду проходит в унфо в Жакмель, Гаити

Одна из унси становится хунгеникон или лисичкой, хозяйкой хора. Этот человек наблюдает за наблюдением за литургическим пением и встряхиванием погремушки чачи, которая используется для управления ритмом во время церемоний. Им помогает hungenikon-la-place, генерал-комендант де-ла-плейс или квартирмейстер, который отвечает за подношения и поддерживает порядок во время церемоний. Другая фигура - le confiance (доверенное лицо), унси, который наблюдает за административными функциями ounfò. Группы посвященных конкретных жреца / жрицы образуют «семьи». Священник становится папой («отцом»), а жрица становится мужчиной («матерью») для посвященного; посвященный становится ямой их инициатора (духовным ребенком). Те, кто разделяет инициатора, называют себя «братом» и «сестрой».

Люди могут присоединяться к конкретному оунфо по разным причинам. Возможно, он существует в их местности или их семьи уже являются членами. В качестве альтернативы, может случиться так, что ounfò уделяет особое внимание Ива, которому они преданы, или что они впечатлены oungan или manbo, которые руководят данным ounfò, возможно, лечились от них.

Прихожане часто образуют société soutien (общество поддержки), через которое выплачиваются подписки, чтобы помочь поддерживать ounfò и организовывать крупные религиозные праздники, проводимые там каждый год. В сельских районах Гаити священником в этой семье часто является патриарх большой семьи. Семьи, особенно в сельской местности, часто считают, что через своих дзансет (предков) они связаны с prenmye mèt bitasyon '(изначальным основателем); их происхождение от этой фигуры рассматривается как передача им в наследство как земли, так и семейных духов.

Посвящение

Святилище Вуду на Гаити, сфотографировано в 2012 г.

Система Вуду является иерархической и включает серия посвящений. Обычно существует четыре уровня посвящения, четвертый из которых делает кого-то унганом или манбо. Первоначальный обряд посвящения в Вуду известен как канзо. Это также термин, используемый для описания самих посвященных. Есть много различий в том, что влекут за собой эти церемонии посвящения. Инициирование обычно дорогое, сложное и требует значительной подготовки. От потенциальных посвященных, например, требуется выучить наизусть большое количество песен Вуду и изучить характеристики различных Ива.

Первая часть обряда инициации известна как коуч, коучер или хуньо. Это начинается с chiré aizan, церемонии, во время которой пальмовые листья перетираются, после чего посвященные носят их перед лицом или через плечо. Иногда вместо этого исполняется bat ge или batter guerre («победа на войне»), призванный отбить старое. Во время обряда посвященный рассматривается как ребенок определенного ИВА. Их опекун ива упоминается как их mét tét («хозяин головы»).

После этого следует период уединения в джево, известный как коуч. Коуч должен доставлять неудобства новичкам. Он служит lav tét («мытье головы»), чтобы подготовить посвященного к тому, чтобы lwa вошел и поселился в его голове. Вудоисты верят, что одна из двух частей человеческой души, gros bònanj, удаляется из головы посвященного, таким образом освобождая место для входа Ива и пребывания там.

Церемония посвящения требует приготовления горшка tèts, в которые помещается ряд предметов, включая волосы, продукты питания, травы и масла. После периода уединения в джево выводится новый посвященный и представляется общине; теперь они называются ounsi lave tèt. Когда нового посвященного представляют остальной общине, они несут свой горшок на голове перед тем, как положить его на алтарь. Видно, что процесс инициации завершился, когда новый посвященный впервые овладевает Ива.

Святыни и алтари

Переполненные столы с крошечными мерцающими лампами; камни, сидящие в масляных ваннах; распятие; мутные бутылки с корнями и травами, пропитанными спиртом; блестящие новые бутылки рома, скотча, джина, духов и миндального сахарного сиропа. С одной стороны был трехступенчатый алтарь, покрытый золотой и черной контактной бумагой. На верхней ступеньке рядом с треснувшей пыльной свечой в форме черепа лежала открытая упаковка «Пэлл-Мэлл» без фильтров. Трость с вырезанной на ней головкой, изображающей огромный эрегированный пенис, прислоненный к стене рядом с ней. На противоположной стороне комнаты был небольшой шкаф, его верх был завален пузырьками с порошком и травами. На потолке и стенах комнаты висели корзины, свисающие для просушки пучки листьев и потемневшие от дыма литографии святых.

- Антрополог Карен Маккарти Браун в алтарной комнате Мамы Лолы, манбо-водоу в Бруклине, Нью-Йорк

Часто появляются литографии римско-католических святых на алтаре Водоу. С момента развития в середине девятнадцатого века хромолитография также оказала влияние на образы Вуду, облегченная широкую доступность изображений римско-католических святых, приравненных к ИВА. Различные воду использовали доступные материалы при строительстве своих святынь. Косентино обнаружил святыню в Порт-о-Пренсе, где барон Самеди представлен пластиковой статуей Санта-Клауса, которому подарили черное сомбреро. В другом случае вырезка американской политики Гарольда Стассена использовалась для изображения Дамбаллы.

Для ритуала Вуду используются различные места, кроме храма. Кладбища рассматривает как места обитания различных духов, что делает их пригодными для определенных ритуалов. Перекрестки также являются ритуальными местами, выбранными, считаются точками доступа в мир духов. Другие места, используемые для ритуалов Вуду, включая христианские, реки, море, поля и рынки церкви. В Водоу различные деревья считаются живущими на них духами и используются как естественные алтари. Разные виды деревьев связаны с разными ИВА; Ойю означает с манговыми деревьями, а Данбалла - с бугенвиллией. К деревьям на Гаити прикрепили металлические предметы, служившие святынями для Ого, который ассоциируется и с различными железом, и с дорогами.

Места для ритуалов также появляются в домах многих водистов. Они могут действовать от сложных алтарей до более простых вариантов, включая святые рядом со свечами и четки.

. Создание священных произведений играет важную роль в Водоу. В Vodou рисунки, известные как vèvè, наносятся на пол перистила с использованием кукурузной муки, золы и порошковой яичной скорлупы. Буквы иногда включаются в дизайн veve. Внутри перистила практикующих также разворачивают расшитые блестками церемониальные флаги, известные как (флаги). Эти драпо считаются точками входа, которые через Ива могут войти в перистил во время церемоний Вуду.

Ассон - это священная погремушка, используемая для вызова Ива. Он состоит из пустой высушенной тыквы, покрытой бусинками и змеиным позвонком. Перед использованием в ритуале Вуду его необходимо освятить. Это символ священства в Водоу; выполнение обязанностей или оунгана называется «взятием ассона».

Подношения и жертвоприношения животных

Кормление ива имеет большое значение в Водо. Предложение еды и питья Ива - самый распространенный ритуал в религии, проводимый как в общине, так и дома. Выбор предлагаемой еды и напитков выбирается в зависимости от рассматриваемого лва, при этом считается, что разные лва предпочитают разные продукты питания. Данбала, например, требует пищи, особенно яиц. Предлагаемые Легбе продукты, будь то мясо, клубни или овощи, нужно жарить на огне. Ива народов Огу и Наго предпочитают или ясновидение в качестве подношения.

Это подношение зерен, овощей и овощей. Унган или манбо также организуют ежегодный пир для своей общины, на котором будут приноситься жертвы различных животных. Еда часто помещается в кви, миску из скорлупы калебаса. Еда обычно предлагается, когда она остыла; он остается там некоторое время, прежде чем люди его съесть.

После выбора пища затем помещается на специальные калебасы, известные как assiettes de Guinée, которые расположены на алтаре. Некоторые продукты также можно оставить в определенных местах ландшафта, например, на перекрестке дорог, или закопать. Возлияния можно было вылить в землю. Водуисты считают, что льва поглощают суть пищи. Некоторые также продукты с верой в то, что они по своей природе полезны, например, кукуруза на гриле, арахис и маниока. Иногда ими посыпают животных, которых собираются принести в жертву, или кладут на узоры веве на полу перистила.

Майя Дерен писала, что: «Цель и акцент жертвоприношения - не смерть человека. животное, это происходит после переливания его жизни лоа, потому что это понимание в том, что плоть и кровь имеют сущность жизни и силы, и они восстановят божественную энергию бога ». Считается, что Агве обитает в море, посвященные ему ритуалы часто проходят у большого водоема, такое как озеро, река или море. Его приверженцы иногда приплывают в Труа Илетс, играя на барабанах и поющих, где они бросают за борт белую овцу в жертву ему.

Даны

Стиль барабана, используя в Гаити. Vodou

Ночные собрания водистов часто называют данс («танец»), что соответствует задающую роль, танец играет в церемониях. Цель этих обрядов - пригласить иву войти в ритуальное пространство, после чего они могут общаться одним из прихожан и таким образом, напрямую общаться с собранием. Успех этой процедуры зависит от овладения различными ритуальными действиями и эстетического права угодить Ива. Судебное разбирательство может длиться всю ночь. По прибытии прихожане обычно расходятся по периметру перистиля.

Ритуал часто начинается с римско-католических молитв и гимнов. Затем следует встряхивание погремушки ассона, чтобы призвать ИВА включиться к обряду. Затем можно спеть две гаитянские креольские песни Priyè Deyò («Молитвы на улице») продолжительностью от 45 минут до часа. Затем приветствуются основные ИВА в индивидуально в определенном порядке. Легба всегда идет первым, так как считается, что он открывает дорогу другим. Каждому Ива может быть предложено трижды или семь песен, которые являются специфическими для него.

Обряды, используемые для вызова ИВА, различаются в зависимости от рассматриваемой нации. Во время крупномасштабных церемоний льва распространить через себя посредством рисования узоров, известных как в использовании кукурузной муки. Также для вызова духов используется барабанный бой, пение, молитвы и танцы. Ивам совершаются возлияния и подношения еды, включая жертвоприношения животных. Порядок и протокол приветствия Ива называется реглеманом.

Барабан, возможно, самый священный предмет в Вуду. Практикующие верят, что барабаны содержат нам или жизненную силу. Конструирование барабана соответствует определенными церемониями, поэтому он считается подходящим для использования в ритуале Вуду. В ритуале, называемое тамбуром яслей («кормление барабана»), подношения непосредственно в барабан. Отражая его статус, водисты, обычно действуют перед перистилом, входя в перистил. Чтобы стать барабанщиком в ритуалах Vodou, требуется длительное ученичество. Стиль игры на барабанах, выбор ритма и состав оркестра различаются в зависимости от того, какая нация Ива используется в ритуале. Обычно используемые барабанные ритмы генерируют казе («брейк»), который мастер-барабанщик запускает, чтобы противостоять основному ритму, играемому остальным барабанщиками. Считается, что это дестабилизирует танцоров и помогает им овладеть им.

Барабаны обычно сопровождаются пением определенных Вуду, обычно на гаитянском крейоле, хотя слова из нескольких африканских языков включены в Это. Они часто строятся вокруг и ответа: солист поет строчку, а припев отвечает либо той же строчкой, либо ее сокращенной версией. Певцов планеты фигура, известная как Hungerikon, задача которой - спеть первый такт новой песни. Эти песни предназначены для песен Ива и содержат простые и повторяющиеся тексты. Игра на барабанах также создает ритм, который подпитывает танец. На выбор танца то влияет, какая нация ива занимает центральное место в настройках. Танцы здесь простые, без сложной хореографии. Присутствующие танцуют вокруг потомитана против часовой стрелки в степени импровизированно. Конкретные движения, включенные в танец, указывать на предлагаемую ИВА.

Одержимость духом

Барабанщик на церемонии Вуду в Бруклине, Нью-Йорк в начале 1980-х

Одержимость духом составляет важный элемент гаитянского водо и лежит в основе многих его ритуалов. Водуисты верят, что ИВА обновляется за счет жизненных сил людей, участвующих в танце. Вуду учит, что ива может обладать индивидуумом независимо от пола; И мужчина, и женщина ИВА способны обладать мужчинами или женщинами. Хотя звук барабаны и песни используются для того, чтобы побудить конкретный Ива овладеть кем-то, иногда вместо этого появляется неожиданный Ива. Одержимого человека называют чвал или чуал (лошадь); Акт одержимости называется «верхом на лошади».

Транс одержимости известен как crise de lwa. Практикующие Вуду полагают, что во время этого процесса Ива входит в голову одержимого человека и перемещает его гво бон андж (сознание). Считается, что это смещение вызывает дрожь и конвульсии, которые испытывает хвал, когда они одержимы; Майя Дерен описала выражение «тоски, испытания и слепого ужаса» на лицах одержимых. Времена их сознание было удалено с их головы во время одержания, полагают, что происходит во время инцидента. Продолжительность владения рассматривается, часто длится несколько часов, но в некоторых случаях несколько дней. Это может закончиться коллапсом хвала в полубессознательном состоянии. Одержимый человек обычно физически истощен опытом. Некоторые люди, пришедшие на танец, наносят определенные предметы, часто воск, в предотвращение одержимости.

Как только Ива появляется и овладевает человеком, его приветствует взрыв песни и танца. собрание. Чвал часто сопровождают в соседнюю комнату, где они одеты в одежду, связанным с обладателем Ива. Как вариант, одежду выносят и одевают в сам перистил. Эти костюмы и реквизит позволяют чвалу выглядеть как льва. Многие ounfo имеют под рукой большой деревянный фаллос, владеют Геде Ива во время танцев. После того, как хвал был одет, прихожане целуют пол перед ними. Хвал также обычно склоняется перед исполняющим обязанности жрецом или жрицей и простирается ниц перед потомитаном. Затем чвал часто присоединяется к танцам, танцуя со всеми, с кем они хотят, или иногда есть и пить. Их выступление может быть очень театральным.

Поведение одержимых определяет ИВА, обладающим ими, поскольку принимает связанное поведение и выражения этого конкретного ИВА. Те, кто считают себя одержимыми змеем Данбала, например, часто скользят по полу, высунув язык, и взбираются на столбы перистила. Те, кто одержим Зака, ива сельского хозяйства, будут одеты крестьянином в соломенной шляпе с глиняной трубкой и часто будут говорить с деревенским акцентом. Иногда ива через чвал вступает в финансовые операции с общинами, например, продавая им еду, которая была дана в качестве подношения, или одалживая деньги. Считается, что в некоторых последовательностях ИВА может обладать одним и тем же человеком, один за другим.

Одержимость облегчает прямую связь между ИВА и его последователями; через хвал ива общаются со своими преданными, предлагая советы, обличения, благословения, предупреждения о будущем и исцеление. Одержимость Лва имеет исцеляющую функцию в Вуду, и ожидается, что одержимый обнаружит возможные лекарства от болезней собравшихся. Считается, что любая одежда, к которой прикасается чвал, приносит удачу. ИВА может также давать совет человеку, которым они владеют; Согласно сообщению, что последний не сохраняет никаких сообщений о событиях, ожидается, что другие члены общины передадут послание ИВА позже. В некоторых случаях практикующие сообщали о том, что они одержимы в другое время обычной жизни, например, когда кто-то находится в середине рынка.

Практики исцеления

Практики исцеления восстанавливают роль в Гаити. Vodou. На Гаити оунган или манбо могут обратиться к своим пациентам обратиться за помощью к медицинским работникам, в то время как последние могут направить своих пациентов на осмотр унгана или манбо. На фоне распространения вируса ВИЧ / СПИД на Гаити в конце двадцатого века специалисты здравоохранения выразили обеспокоенность по поводу того, что Вуду способствует распространению болезни, как санкционируя сексуальную активность. среди целого ряда партнеров и путем предоставления людям консультации с помощью методов оказания медицинской помощи, а не с врачами. К двадцать первого века первого века различные неправительственные организации и другие группы работали над привлечением официальных лиц Vodou к более широкой кампании против / СПИДа.

На Гаити также есть «врачи-травники». которые регулируют лечебные травы от различных недугов; они имеют отдельные от оунгана и имеют более ограниченный круг проблем.

Боко

Танцы как часть церемонии Вуду в Порт-о-Пренсе в 1976 году

Вера воду, личность, которая обращается к лва, чтобы причинить вред другим, известна как bòkò или бокор. Среди водистов бокор описывается как тот, кто обслуживает обеими руками («обслуживает обеими руками») или travaillant des deux mains («работает обеими руками»). Эти практикующие имеют дело с бака, злыми духами, содержащиеимися в форме различных животных. Считается, что они также работают с lwa acheté («купленный lwa»), потому что хорошие lwa отвергли их как недостойные. Их ритуалы часто связаны с обрядами петво и описываются как они с ямайским obeah. Согласно распространенному на Гаити поверью, эти бокоры участвуют в посланниках или экспедициях, настраивают мертвых против человека таким образом, чтобы тот внезапно заболел и умер. В гаитянской религии принято считать, что объект может быть наделен сверхъестественными качествами, превращая его в вангу, которая порождает несчастья и болезни. На Гаити есть много подозрений и порицания по отношению к тем, кого подозревают в принадлежности к бокору.

Считается, что проклятиям бокора противодействуют действия оунгана и манбо, которые могут отменить проклятие с помощью экзорцизма, который включает в себя защитные процедуры, массажи и ванны. На Гаити некоторые оунганов и манбо обвиняли в том, что они активно работали с бокором, организовывая для последних проклятие людей, чтобы они могли получить финансовую выгоду от снятия этих проклятий.

Зомби одними из самых сенсационных местных религий Гаити.. На острове распространено поверье, что бокор может вызвать смерть человека, а затем захватить его ти бонанге, оставить жертву податливой и готовой делать все, что приказывает бокор. Как правило, гаитяне сами не боятся зомби, а сами боятся быть зомби. Антрополог Уэйд Дэвис утверждал, что это реальное убеждение коренится в тайном обществе Бизанго использовало особую смесь, чтобы привести свою жертву в состояние, напоминающее смерть. После того, как человек считается мертвым, Бизанго вводит другое лекарство, чтобы оживить его, создавая впечатление, что они воскресли из мертвых.

Смерть и загробная жизнь

Практикующие Водо чтят смерть, и верю, что это отличный переход от одной жизни к другому или к загробной жизни. Некоторые семьи Вуду верят, что дух человека покидает тело, но находится в ловушке в воде, над горами, в гротах - или где-нибудь еще, голос может звать и эхом - на один год и один день. После этого церемониальное празднование в память о том, что умерший был выпущен в мир, чтобы снова жить. По словам Эдвиджа Дантикат, автора «Год и день» - статьи о смерти в гаитянском обществе, опубликованной в Нью-Йорке, - и практикующего Вуду: «Ежегодное поминовение наблюдается в семьех. которые верят в это и практикуют его как огромную обязанность, благодаря тому, что он обеспечивает трансцендентную преемственность такого рода, благодаря которой мы, гаитянцы, независимо от того, где мы живем, на протяжении поколений связаны с нашими предками ".

Фестиваль и паломничество

, как душа умершего покинет место своего отдыха, она может занять деревья и даже стать приглушенным голосом на ветру.>Водуисты омываются в реке после церемонии; сфотографировано на Гаити в 2010 году

В дни святых по римско-католическому календарю водители часто устраивают «дни рождения» в честь Ива, связанного со святым, чей это день. Посвящение Геде особенно распространено в дни мертвых, Всех Святых (1 ноября) и Всех душ (2 ноября), специальные алтари для празднования ИВА, и для них будет приготовлена ​​любимая еда. первый день ноября Гаити становится свидетелем праздника Геде, праздника в честь умерших, который в основном проходит на кладбищах Порт-о-Пренса.

Паломничество является частью религиозной культуры Гаити. На острове паломники обычно носят цветные веревки вокруг головы или талии во время своего паломничества. Религиоведы Терри Рей и Карен Ричман утверждали, что это может происходить из конголезского обычного обычая, канга («связывать»), во время которого священные предметы ритуально связывались веревкой. В конце июля паломники-водоисты посещают Плен-дю-Нор недалеко от Бва-Каймана, где, согласно легенде, началась гаитянская революция. Там совершаются жертвоприношения и паломники погружаются в тру (грязевые ямы). Паломники часто мессу перед церковью Святого Жака, Сен-Жак воспринимается как Ива Огу.

История

До 1685 года: От Африки до Карибского моря

Район западноафриканского воды, религия, оказавшая наибольшее влияние на гаитянское водо.

Культурное пространство Фон, эве и народы йоруба разделяют общую метафизическую концепцию двойственного космологического божественного принципа, состоящего из Нана Булуку, Бога - Создатель, водун (ы) или бог-актер (ы), дочери и сыновья детей-близнецов Создателя Маву (богиня луны) и Лиза (бог солнца). Бог-Творец - это космогонический принцип, и он не шутит с мирским; voduns - это Бог-актер (ы), которые фактически управляют земными вопросами. пантеон водун довольно большой и сложный.

Западноафриканский водун делает основной упор на предков, при этом каждая семья духов имеет своего собственного специализированного жреца и жрицу, которые часто являются наследственными. Во многих африканских кланах божества могут включать Мами Вата, которые являются богами и богинями вод; Легба, который в некоторых кланах является мужественным и молодым в отличие от старика, который он принимает на Гаити и во многих частях Того; Гу (или Огоун), владевший железом и кузнечным делом; Сакпата, управляющий болезнями; и многие другие духи, по-своему отличные от Западной Африки.

Значительная часть гаитянского водо, до недавнего времени часто упускаемая из виду учеными, - это материалы из Конго. Северная часть Гаити находится под влиянием практики Конго. На севере Гаити его часто называют или лемба, из-за ритуалов лемба в районе Лоанго и Майомбе. На юге Конго влияние называется Петво (Петро). Существуют лоа Конго происхождения, такие как Симби (множественное число: Бисимби в Киконго) и Лемба.

Кроме того, в США уже существовала религия Водун (отличная от Гаитянской Водоу). ранее в иммиграцию из Гаити, которую привезли порабощенные западноафриканцы, в частности из групп эве, фон, мина, кабайе и наго. Некоторые из наиболее устойчивых форм сохранились на островах Гулла.

европейском колониализме, за которым последовали тоталитарные режимы в Западной Африке, подавившие Водун, а также другие формы религии. Однако, поскольку божества Водун рождаются в каждой африканской клановой группе, а его духовенство играет центральную роль в поддержании морального, социального и политического порядка и наследственных основ его жителей, оказалось, что искоренить религию невозможно.

Большинство африканцев, которых привезли в рабство на Гаити, были из Западной и Центральной Африки. Выживание систем верований в Новом Свете примечательно, хотя традиции со временем изменились и даже приняли некоторые католические формы поклонения. Большинство порабощенных людей были военнопленными. Некоторые, вероятно, были священниками традиционных религий, помогая переносить свои обряды в Америку. Среди порабощенных западноафриканцев, привезенных в Эспаньолу, вероятно, были также мусульмане, хотя ислам не оказал большого влияния на формирование Вуду. Западноафриканские рабы связывали своих традиционных божеств со святыми из римско-католического пантеона. Эндрю Аптер назвал это формой «коллективного присвоения» порабощенных африканцев.

1685-1791: Воду в колониальном Сен-Доминго

Рабовладельцы были вынуждены крестить своих рабов как Католики, а затем обученные религии; тот факт, что процесс порабощения привел к тому, что африканцы стали христианами, был ключевым способом, с помощью которого рабовладельцы стремились морально оправдать свои действия. Однако многие рабовладельцы мало интересовались обучением своих рабов римско-католическому учению; они часто не хотели, чтобы их рабы тратили время на празднование дней святых, а не на труд, а также были обеспокоены тем, что черные конгрегации могут предоставить возможности для разжигания восстания.

Два ключевых положения Code Noir Королем Людовиком XIV Франции в 1685 году сильно ограничили способность порабощенных африканцев в Сен-Доминго исповедовать африканские религии. Во-первых, «Кодекс Нуар» прямо запрещает открытое исповедание всех африканских религий. Во-вторых, он заставил всех рабовладельцев обратить своих рабов в католицизм в течение восьми дней после их прибытия в Сен-Доминго. Несмотря на усилия Франции, порабощенные африканцы в Сен-Доминго смогли культивировать свои собственные религиозные обряды. Порабощенные африканцы проводили свои воскресные и праздничные ночи в самовыражении. В то время как телесная автономия строго контролировалась днем, ночью порабощенные африканцы обладали определенной свободой воли. Они начали продолжать свои религиозные обряды, но также использовали время для развития общины и воссоединения фрагментированных частей своего разнообразного наследия. Эти поздние ночные отсрочки были формой сопротивления белому господству, а также способствовали сплочению сообщества между людьми из самых разных этнических групп. В то время как католицизм использовался как инструмент для подавления, порабощенные гаитяне, отчасти из-за необходимости, продолжали включать аспекты христианства в свою воду. Медерик Луи Эли Моро де Сен-Мери, французский обозреватель писал в 1797, отметил этот религиозный синкретизм, комментируя, что католические алтари и вотивные свечи, используемые африканцами на Гаити, должны были скрыть африканский характер религии, но эта связь идет гораздо дальше. Водунисты наложили католических святых и фигуры на Ива / Иоа, главных духов, которые работают в качестве агентов Великого Метрополитена. Некоторые примеры главных католических идолов, переосмысленных как Ива, - это Дева Мария, рассматриваемая как Эзили. Сен-Жак в роли Огу и Святой Патрик в роли Дамбалы. Церемонии и ритуалы Вуду также включали некоторые католические элементы, такие как принятие католического календаря, использование святой воды в ритуалах очищения, пение гимнов и введение латинских заимствованных слов в лексикон Вуду.

1791–1804: Гаитянская революция

Вуду была тесно связана с гаитянской революцией. Двое из первых лидеров революции, Букман и, считались могущественными унганами. Согласно легенде, именно 14 августа 1791 года в Буа-Кайман состоялся ритуал Вуду, участники которого поклялись свергнуть рабовладельцев. Это популярная сказка в гаитянском фольклоре, также имеющая скудные исторические свидетельства, подтверждающие ее.

Вуду была мощной политической и культурной силой в Гаити. Самой исторически знаковой церемонией Вуду в истории Гаити была Буа. Кайман церемония августа 1791 года, которая произошла накануне восстания рабов, предшествовавшего гаитянской революции. Во время церемонии дух Эзили Дантор обладал жрицей и получил в качестве подношения черную свинью, и все присутствующие поклялись бороться за свободу. Хотя есть споры о том, действительно ли Буа Кайман был ритуалом Вуду, церемония также служила тайной встречей, чтобы сгладить детали восстания. Церемонии Вуду часто выполняли второстепенную политическую функцию, которая укрепляла связи между порабощенными людьми, предоставляя пространство для организации внутри общины. Таким образом, Вуду дал рабам символическое и физическое пространство для подрывной деятельности против их французских хозяев.

Политические лидеры, такие как Букман Датти, раб, который помогал планировать восстание 1791 года, также служили в качестве религиозный лидер, связывающий духовность Вуду с политическими действиями. Буа-Кайман часто упоминается как начало гаитянской революции, но восстание рабов было заранее спланировано за несколько недель, доказывая, что жажда свободы присутствовала всегда. Революция освободила гаитянский народ от французского колониального правления в 1804 году и установила первую в мировой истории республику черного народа и вторую независимую нацию в Северной и Южной Америке. Гаитянские националисты часто черпали вдохновение, воображая, что их предки собрали единство и отвагу. С 1990-х годов некоторые неоевангелисты интерпретировали политико-религиозную церемонию в Буа-Каймане как пакт с демонами. Эта экстремистская точка зрения не заслуживает доверия среди основных протестантов, однако консерваторы, такие как Пэт Робертсон, повторяют эту идею.

Водоу на Гаити 19-го века

Дело Бизотона 1864 года. Убийство и предполагаемая каннибализация тело женщины восьми приверженцев вуду вызвало скандал во всем мире и было воспринято как доказательство злой природы вуду.

1 января 1804 года бывший раб Жан-Жак Дессалин (as Жак I ) объявил о своей независимости. Св. Домингу как Первой Темной Империи; два года спустя, после его убийства, она стала Республикой Гаити. Это была вторая нация, получившая независимость от европейского правления (после Соединенных Штатов), и единственное государство, возникшее в результате освобождения рабов. Ни один народ не признал новое государство, которое вместо этого было встречено изоляцией и бойкотами. Это исключение из глобального рынка привело к серьезным экономическим трудностям для нового государства.

Многие лидеры восстания отмежевываются от Вуду. Они стремились, чтобы их принимали как французов и хороших католиков, а не как свободных гаитян. Тем не менее, большинство практикующих Вуду видели и до сих пор не видят противоречия между Вуду и католицизмом, а также принимают участие в католических массах.

Революция разрушила крупные землевладения и создала общество мелких фермеров, ведущих натуральное хозяйство.Гаитяне в основном начали жить в замкнутых семьях или в больших семьях, и это позволяет сохранить креольские религии африканского происхождения. В 1805 году Римско-католическая церковь покинула знак протеста против революции, что принимает Вуду преобладать в стране. Многие церкви были заброшены римско-католическими общинами, но были приняты для обрядов Вуду, продолжая синкретизацию между различными системами. Римско-католическая церковь вернулась на Гаити в 1860 году.

В деле Бизотона 1863 года несколько практикующих Вуду были обвинены в ритуальном убийстве ребенка перед тем, как съесть его. Исторические источники предполагают, что они могли быть подвергнуты пыткам до признания в преступлении, в котором они были казнены. Это дело привлекло много внимания.

20 век до настоящего времени

Оккупация США вызвала возобновление международного интереса к Вуду. Интересно американских к Вуду рос, в результате чего некоторые унган и манбо устраивают шоу, основанные на ритуалах Вуду, для развлечения отдыхающих, особенно в Порт-о-Пренсе. 1941 год ознаменовался запуском операции Nettoyage (Операция «Чистка») - процесса поддерживаемого Римско-католической церковью по уничтожению Воду, в результате чего было уничтожено множество унфо и ритуальных церковью.

Франсуа Дювалье, президент Гаити из С 1957 по 1971 год присвоил Водоу и использовал его в своих целях. Администрация Дювалье помогла Вуду поднялось до роли национальной доктрины, назвав ее «высшим фактором единства Гаити». При его правительстве региональные сети хонганцев удвоились как повара-де-секция (первичная секция). Привлекая в свою администрацию многих водников, Дювалье привлекательный источник оппозиции и использовал их против буржуазного недовольства против него. После того, как его сын Жан-Клод Дювалье был отстранен от должности в 1986 году, на специалистов Vodou, которые, как считалось, поддерживали Дювалье, были совершены нападения, частично мотивированные протестантскими кампаниями против Vodou. Две группы, и, были сформированы для защиты прав водуйзанцев исповедовать свою религию. Эти группы провели несколько митингов и демонстраций на Гаити.

В марте 1987 года была принята новая конституция Гаити; Статья 30 закрепила свободу вероисповедания в стране. В 2003 году президент Жан-Бертран Аристид предоставил Вуду официальное признание, назвав его «важнейшим составным элементом национальной идентичности». Это необходимо специалистам Vodou зарегистрироваться для участия в гражданских церемониях таких как свадьбы и похороны.

Церемония Vodou проходит в Национальный черный театр в Нью-Йорке в 2017 году

С 1990-х годов евангелическая Протестантизм вырос на Гаити, порождая трения с водойистами; эти протестанты считают Воду сатанинским и, в отличие от римско-католических властей, обычно отказываются идти на компромисс с водуистами. Эти протестанты открыли ряд медицинских клиник, школ, детских домов и других учреждений, чтобы помочь бедным на Гаити, а те, кто присоединяется к протестантским церквям, обычно отказываются от практики вуду. Протестантские группы сосредоточили свое внимание на преобразовании унгана и манбо в надежде, что воздействие проникнет через население. Землетрясение на Гаити 2010 г. также способствовало обращению из Вуду в протестантизм на Гаити. Многие протестанты, включая американского телепроповедника Пэта Робертсона, утверждали, что землетрясение было наказанием за грехи гаитянского населения, включая их практику водо. Нападения мафии на практикующих Вуду последовали сразу после землетрясения и снова после вспышки холеры 2010, во время которой были линчеваны несколько священников Вуду.

Эмиграция гаитян началась в 1957 году, когда в основном гаитяне из высшего и среднего класса бежали от правительства Дювалье и усилились после 1971 года, когда многие более бедные гаитянцы также попытались бежать за границу. Многие из этих мигрантов взяли с собой Вуду. В США Vodou привлекает негаитян, особенно афроамериканцев и мигрантов из других частей Карибского региона. Здесь Воду синкретизировался с другими религиозными системами, такими как Сантерия и Эспиритизм. В США те, кто стремился возродить луизианское вуду во второй половине 20-го века, инициировали практики, которые приблизили религию к гаитянскому вуду или Сантерии, которой Луизиана Вуду, похоже, была в начале того века. Родственные формы Vodou существуют в других странах в формах доминиканского Vudú и кубинского Vodú.

Demographics

из-за религиозного синкретизма между католицизмом и Vodou, трудно оценить количество водистов на Гаити. ЦРУ в настоящее время оценивает, что примерно 50% населения Гаити практикуют вуду, при этом почти все водуисты принадлежат к одной из христианских конфессий Гаити.

Большинство гаитян исповедуют как воду, так и католицизм. Часто используется шутка о Гаити, согласно которой население острова на 85% состоит из католиков, на 15% из протестантов и на 100% из воды Вуду. В середине двадцатого века Метро отметил, что воду практиковали большинство крестьян и городского пролетариата Гаити. Примерно 80% гаитян практикуют Вуду. Не все принимают участие в религии все время, но многие обратятся к помощи жрецов и жриц Вуду, когда в нужде.

Вуду не сосредотачивается на обращении в свою веру. Люди узнают о религии, участвуя в ее ритуалах дома или в храме, а не через специальные классы. Дети учатся принимать участие в религии в основном, наблюдая за взрослыми.

Основные ounfo существуют в таких городах США, как Майами, Нью-Йорк, Вашингтон, округ Колумбия и Бостон.

Приемная

Фернандес Олмос и Парависини-Геберт заявили, что Вуду была «самой оклеветанной и непонятой из всех вдохновленных африканцами религий в Америке». Рэмси считал, что «пожалуй, ни одна религия не подвергалась более злому и неверному толкованию со стороны посторонних» в течение 19 и 20 веков », в то время как Дональд Косентино называл Вуду« самой фетишизированной (и, следовательно, самой клеветнической) религией в мире ». репутация была описана как печально известная; в более широком англоязычном и франкоязычном обществе гаитянское вуду широко ассоциировалось с колдовством, колдовством и черной магией. В США популярная культура, например, гаитянское водо обычно изображается как разрушительное и злобное.

Элита предпочитала рассматривать его как фольклор, пытаясь сделать его относительно безвредным, как любопытство, которое могло бы и дальше вдохновлять музыку и танцы..

Непрактикующие Вуду часто изображали религию в литературе, театре и кино. Отношения человечества с ИВА были постоянной темой в искусстве Гаити, а пантеон Вуду был главной темой для художников се редины двадцатого века того, что известно как «гаитянский ренессанс». Экспонаты ритуального материала Вуду выставлялись в музеях США, например, выставка 1990-х годов «Священное искусство Гаитянского Вуду» в Музее Фаулера. Некоторые ритуальные атрибуты продаются за границу. В наших Штатах были созданы театральные труппы, которые на сцене имитировали ритуалы Вуду для более широкой аудитории, не относящейся к Воду. Некоторые из них гастролировали по всему миру, например, выступая в Токио, Япония. Также были сняты документальные фильмы, посвященные элементам практики Вуду, такие как работа Анны Леско и Лоренса Маглуара «О людях и богах» 2002 года.

Современные практикующие Вуду приложили большие усилия для религиозного повествования, которое часто искажается аутсайдерами как внутри страны, так и в мире. В 2005 году высокопоставленный священник водоу Макс Бовуар Гаити основал Национальная конфедерация гаитянского водо. Организация была создана для защиты религии и ее приверженцев от клеветы и преследований.

См. Также

  • значок Традиционный Портал африканской религии

Сноски

Примечания

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

Академические источники

Первоисточники

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с гаитянским водоу.
Последняя правка сделана 2021-05-22 10:50:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте