Древняя семитская религия охватывает политеистические религии семитских народов с древнего Ближнего Востока и Северо-Восточной Африки. Поскольку сам термин «семитский» представляет собой грубую категорию при обращении к культурам, а не к языкам, окончательные границы термина «древняя семитская религия» являются лишь приблизительными.
Семитские традиции и их пантеоны делятся на региональные категории: ханаанские религии Леванта, шумерские традиции - вдохновил ассиро-вавилонскую религию Месопотамии, древнееврейскую религию израильтян и арабский политеизм. Семитский политеизм, возможно, перешел в авраамический монотеизм через бога Эль, чье имя «Эль», или элах אלה - слово для «бога» на иврите родственно арабскому ʼ ilāh إله, и его окончательная форма местоимения الله Allāh, «(The) God».
Сокращения: Ac. аккадско-вавилонский ; Уг. угаритский ; Стр. Финикийский ; Ib. Иврит ; Ar. арабский ; OSA Старое южноаравийское ; Et. эфиопский
Когда пять планет были идентифицированы, они были связаны с Солнцем и Луной и связаны с главными богами вавилонского пантеона. Двуязычный список в Британском музее включает семеричную планетную группу i. в следующем порядке:
) Религия Ассирийская империя (иногда называемая ашуризмом ), основанная на Ашуре, божестве-покровителе города Ассур и Иштар, покровительница Ниневии. Последнее официально зарегистрированное поклонение Ашуру и другим ассирийским богам относится к III веку нашей эры.
Ашур, божество-покровитель одноименной столицы из позднего бронзового века, находился в постоянном соперничестве с божеством-покровителем Вавилон, Мардук. В Ассирии Ашур в конце концов сменил Мардука, даже став мужем Иштар.
Главными ассиро-вавилонскими и аккадскими богами были:
Главными ассиро-вавилонскими демонами и героями были:
Ханаанская религия практиковалась людьми, жившими в древнем Леванте на протяжении бронзового века и железного века. До раскопок (1928 г.) города Рас-Шамра (также известного как Угарит) в Северной Сирии и открытия архива бронзового века с глиняной табличкой с алфавитом <В 31>клинописных текстах ученые мало знали о ханаанской религиозной практике. Папирус, кажется, был предпочтительным письменным материалом для писцов в то время. В отличие от папирусов, найденных в Египте, древние папирусы в Леванте часто просто гнили от воздействия влаги. В результате записи в Библии стали основным источником информации о древней ханаанской религии. В дополнение к библейским повествованиям сохранилось несколько вторичных и третичных греческих источников, в том числе трактат Лукиана Самосатского Де Деа Сирия (Сирийская богиня, 2 век н.э.), фрагменты финикийского История Санчуниатона, сохраненная Филоном Библосским (ок. 64 - 141 г. н.э.), и писания Дамаския (c.458 - после 538). Недавнее изучение угаритского материала позволило обнаружить дополнительную информацию о религии, дополненную надписями из архива Леванта и Тель-Мардих (раскопок в начале 1960-х).
Как и другие народы древнего Ближнего Востока, ханаанеи были политеистами, их семьи, как правило, сосредотачивали поклонение на предковых домашних богах и богинях, признавая существование других божества, такие как Баал, Анат и Эль. Короли также играли важную религиозную роль и в некоторых церемониях, таких как священный брак на новогоднем празднике ; Хананеи могли почитать своих царей как богов.
Согласно пантеону, известному в Угарите как 'ильхм (Элохим ) или детям Эла (сравните библейское «сыновья Бога »), божество-создатель по имени Эль, породившее других божеств. В греческих источниках он был женат на Берут (Бейрут, город). Пантеон предположительно был получен Филоном Библосским из Санчуниатона Берита (Бейрут ). Брак божества с городом, похоже, имеет библейские параллели с историями, связывающими Мелкарт с Тиром, Яхве с Иерусалимом, и Танит и Баал Хаммон с Карфагеном. Эль-Элион упоминается (как Бог Всевышний) в Бытие 14.18–19 как Бог, чьим священником был Мелхиседек, царь Салема.
Филон утверждает, что союз Эль-Элиона и его супруги привели к рождению Урана и Ге (греческие имена Небес и Земли). Это очень похоже на первый стих еврейской Библии, Бытие 1: 1 - «В начале Бог (Элохим ) сотворил Небеса (Шемаим ) и Земля »(Эрец). Это также соответствует истории вавилонских анунаков богов.
Энума Элиш сравнивают с повествованием о сотворении Бытия. Некоторые писатели прослеживают историю Есфири с вавилонскими корнями.
Эль-Элион также появляется в рассказе Валаама в Числах и в песне Моисея во Второзаконии 32.8. Масоретские тексты предполагают:
Когда Всевышний ('Элиун) разделил наследие между народами, он разделил сыновей человеческих (Адам); он установил границы народа согласно числу сыновей Израиля.
Вместо «сыновей Израиля », Септуагинта, греческий Ветхий Завет, предлагает "angelōn theou" или "ангелы Божьи", а в некоторых версиях даже есть huiōn theou (сыны Божьи ). Версия Свитков Мертвого моря предполагает, что на самом деле было 70 сыновей Всевышнего Бога, посланных править 70 народами Земли. Эта идея о 70 народах Земли, каждой из которых управляет один из Элохим (сыновей Бога), также встречается в угаритских текстах. Надпись Арслан Таш предполагает, что каждый из 70 сыновей Эль-Элиона был связан со своим народом заветом. Таким образом, Кроссан переводит:
Вечный ('Олам) дал клятву завета с нами,. Ашера заключил (договор) с нами.. И все сыновья Эла,. И великий совет всех Святых (Кедеш ).. Клятвами Неба и Древней Земли.