Đạo Mẫu ( вьетнамский: [ɗâːwˀ mə̌wˀ],道 母) - это поклонение богиням-матери, которое было установлено во Вьетнаме в 16 веке.
В то время как такие ученые, как Нго Ок Тхун, предполагают, что это представляет собой систематическое поклонение богиням-матерям, О Моу объединяет довольно разрозненные верования и обычаи. К ним относятся поклонение богиням, таким как Тхиен Я На, Ба Чуа Ссу, «Владычица королевства», Ба Чуа Кхо, «Владычица Хранилища», и принцесса Лиу Хон, легендарным фигурам, таким как Ау Ку, сестры Танг (Хай Ба Трунг).) и Lady Triệu (Bà Triệu), а также филиал Four Palaces.
Самый известный ритуал o Mẫu - церемония hầu bóng ( букв. « Служение отражениям»), в которой священник или жрица имитируют божеств, одеваясь и действуя как они. Многие люди ошибочно полагают, что hầu bóng - это форма ритуала медиумизма, известная во Вьетнаме как lên đồng, которая практикуется в других частях Азии, таких как Южный Китай, среди народа мон в Мьянме и некоторых общин в Индии ; однако это неверно. Хотя считается, что некоторые из жрецов и жриц o Mẫu обладают способностями духовного медиумизма, это совершенно другая практика. Священник полностью контролирует их тело во время hầu bóng. Успешная церемония - это та, в которой священник ощущает сущность божеств, но это не означает, что духи божеств входят в смертное тело священника. Как религиозный лидер, уполномоченный выполнять священные ритуалы религии, особенно в качестве посредника между людьми и одним или несколькими божествами, танханг в o Mẫu больше похож на священника, чем на медиума или шамана.
Поклонение Богиням-Матери способствует признанию женщин в обществе. Признанный ЮНЕСКО, этот вьетнамский ритуал был внесен в Репрезентативный список в декабре 2016 года.
Хотя вьетнамское правительство изначально запретило практику таких ритуалов, считая их суевериями, в 1987 году они уступили, снова разрешив их практику.
Самая известная форма o Mẫu - Четыре дворца (Tứ Phủ), которые поклоняются иерархическому пантеону вьетнамских коренных божеств с сильным влиянием исторических личностей, даосизма и буддизма. Четыре дворца - самый распространенный на Севере. Другие формы в различных областях также столкнулись с другими местными верованиями. Название буквально означает «Четыре дворца», которые включают в себя четыре царства: Небеса, Горы, Воду и Землю.
Портрет Первой Богини-Матери Неба в костюмах династии Ле. Эта картина из проекта «Божественные портреты четырех дворцов» - Tứ Phủ.
Портрет Богини-Матери гор и лесов в костюмах династии Ле. Эта картина из проекта «Божественные портреты четырех дворцов» - Tứ Phủ.
Портрет Первого Небесного придворного. Эта картина из проекта «Божественные портреты четырех дворцов» - Tứ Phủ.
Портрет Второго придворного гор и лесов. Эта картина из проекта «Божественные портреты четырех дворцов» - Tứ Phủ.
Портрет Третьего придворного Водного дворца. Эта картина из проекта «Божественные портреты четырех дворцов» - Tứ Phủ.
Портрет Первой Госпожи Небес. Эта иллюстрация из проекта «Божественные портреты четырех дворцов» - Tứ Phủ.
Портрет Второй хозяйки гор и лесов. Эта иллюстрация из проекта «Божественные портреты четырех дворцов» - Tứ Phủ.
Портрет Третьей хозяйки водного дворца. Эта иллюстрация из проекта «Божественные портреты четырех дворцов» - Tứ Phủ.