Леди Триэу | |
---|---|
Изображение леди Триу в народном искусстве | |
Родное имя | Триу Ẩu |
Родился | 8 ноября 226 года нашей эры. Район Йен Ань, Цзючжэнь, Цзяочжи |
Умер | апрель 4, 248 г. н.э. (22–23 лет). Район Хоу Лоц, Цзючжэнь, Цзяочжи |
Похоронен | гора Дун (Коммуна Триу Лоц, Округ Хоу Лок, в настоящее время провинция Тхань Хоа ) |
Леди Триу (вьетнамский: Bà Triệu, китайско-вьетнамский: 趙 嫗 Triệu Ẩu; 226–248 гг. Н. Э.) Была женщиной-воином в 3-м столетие Вьетнам, которому удавалось какое-то время противостоять китайскому государству Восточный У во время его оккупации Вьетнама. Ее также называют Триу Тху Тринь, хотя ее настоящее имя неизвестно. Она цитирует слова: «Я бы хотела оседлать шторм, убить акул в открытом море, изгнать агрессоров, отвоевать страну, развязать узы крепостного права и никогда не сгибать мою попку k быть наложницей любого мужчины. "
Lady Trieu | |
---|---|
Вьетнамское имя | |
Vietnamese | Bà Triệu |
Hán-Nôm | 趙 嫗 (Triệu Ẩu) |
Во Вьетнаме леди Trieu чаще всего называют Bà Triệu, но также Triệu Ẩu (趙 嫗), Triệu Trinh Nương (趙 貞娘) и Triệu Thị Trinh (趙氏 貞). В двух поздних вьетнамских сборниках она упоминается по имени. Одна из них - официальная история династии Ле, i Việt sử ký toàn thư (1479), а другая - официальная история династии Нгуен, Khâm định Việt sử Thông giám cương mục (1871). В обоих источниках ее имя - Трину у (趙 嫗 ). Это переводится как Bà Triệu на современном вьетнамском языке и как «Lady Trieu» на английском языке. Данное имя «Тх Тринх» впервые появляется только в Việt Nam sửlược («Краткая история Вьетнама») (1920) Trn Trọng Kim. Во многих городах Вьетнама в ее честь есть улица, названная Ба Триу.
Đại Việt sử ký toàn thư (大 越 越 全書 Полные анналы Великого Вьетнама), написанные во время династии Ле, говорили о госпоже Триу следующее:
год Мю Тхин, [248], (11-й год правления Хань Динь-Хи (Хань Яньси 漢 延熙); 11-й год Xích Ô (Чиу 赤 烏)). Жители Цу Чан (Цзючжэнь 九 真) снова атаковали цитадели, префектура восстала. царь У назначил имперского секретиста «Хань Дуна» Люц Дуна [Лу Инь] (в некоторых книгах говорится, что Лук Тхунг) инспектором Цзяочжоу. Дун прибыл, использовал уважение людей к нему, чтобы призвать их сложить оружие, люди сдались, насчитывая более 30 000 семей, и префектура снова стала мирной. После этого женщина из командования Коу Чан по имени Триу Ду собрала людей и напала на несколько командиров (у Су есть груди длиной 3 thc [1,2 м], связала их за спиной, часто ездит на слонах, чтобы сражаться). Дун смог подчинить [ее]. (В записях Цзяо Чо написано только: В горах командования Цу Чан есть женщина с фамилией Триу, с грудью 3 тыс., Не состоящая в браке, собранных людей и грабивших командование, обычно в желтых туниках, на ногах в туфлях с изогнутыми фасадами, и сражается, сидя на голове слона, став бессмертным после смерти).
Viet Nam sử lược (Краткая история Вьетнама), книга по истории, написанная в начале 20 века вьетнамским историком Трэн Чанг Ким, говорится следующее о Леди Трие:
В этом году в префектуре Коу Чан жила женщина по имени Триу Тхи Чинь, организовавшая восстание против Нго [У].
Наша [вьетнамская] история зафиксировала, что леди Триу была жительницей района Нонгконг. Ее родители были мертвы все время, когда она была ребенком, она жила со своим старшим братом Триё Куок Датом. В 20 лет, когда она жила со своей невесткой, которая была жестокой женщиной, она [Триу Тхи Тринх] убила свою [невестку] и отправилась в гору. Она была сильным, смелым и умным человеком. На горе она собрала группу из 1000 последователей. Ее брат пытался убедить ее не восстать, она сказала ему: «Я хочу только ехать по ветру и ходить по волнам, убивать больших китов Восточного моря, очищать границы и спасать людей от утопления. Зачем мне подражать другие склоняют голову, нагибаются и становятся рабом? Зачем смиряться с черной работой по дому? ».
Год Му Тхин, [248], из-за жестокости мандаринов Нго [Ву] и страданий людей, Триу Куок Данг восстал в префектуре Коу Чан. Леди Трие во главе своих войск присоединилась к восстанию своего брата, солдаты Триё Куок Дат сделали ее лидером из-за ее храбрости. Отправляясь на битву, она обычно носила желтые туники и ехала на боевом слоне. Она провозгласила себя Nhy Kiều Tng quân (Леди Генерал, одетая в Золотое Одеяние).
Цзяо Чау Инспектор Лок Дун послал войска, чтобы сражаться с [ней], она [Триу Тхи Тринь] сумела дать отпор силам Нго [Ву] в течение 5 или 6 месяцев. Из-за нехватки войск и сражений в одиночку она [Триу Тхи Трин] не смогла вести долгую войну и потерпела поражение. Она сбежала в коммуну B presentiền (современная коммуна), а затем покончила жизнь самоубийством.
Позже Нам Đế (южный император) ранней династии Лы восхвалял ее как храбрую и преданную личность и приказал [своим последователям] построить ей храм, и дала ей титул «Бт чин анх хонг таи трин нх phт пху нхан» (Самая благородная, героическая и девственная леди). В наши дни в коммуне Фу Дийн в провинции Тхань Хоа есть храм [для нее].
Самое раннее упоминание о Триеу Тхи Тринх можно найти в «Цзяочжоу Цзи» (交 州 记), написанном в династии Цзинь, и собрано в Тайпин Юлань. В книге «Вьетнамские традиции на испытании, 1920-1945 гг.», Написанной Дэвидом Г. Марром, американским профессором, рассказывается история Триу Тхи Триня следующим образом: Триу Тхи Тринь был ростом 9 футов (2,7 метра). м) женщина с грудью 3 фута (0,91 м). У нее также был голос, похожий на храмовый колокол, и она могла съесть много рисовых клюшек и пройти 500 лиг в день. Более того, у Тринь была красота, способная потрясти душу любого мужчины. Из-за неоднократных ссор она убила свою сестру и пошла в лес, где собрала небольшую армию и напала на китайцев. Когда ее брат попытался убедить ее не восстать, она сказала ему:
Я хочу только оседлать ветер и ходить по волнам, убить больших китов Восточного моря, очистить границы и спасти людей от утопления. Почему я должен подражать другим, склонять голову, наклоняться и быть рабом? Зачем смиряться с черной работой по дому?
Услышав слова Трин, ее брат решил присоединиться к ней. Сначала китайцы недооценили Тринь за то, что она была женщиной-лидером, но после некоторых встреч они стали бояться ее из-за ее взгляда. Спустя три столетия она все еще предлагала духовную поддержку мужчине-вьетнамскому противнику китайцев. В династии Лы она была удостоена судом множества посмертных титулов. Во время династии Ле неоконфуцианство стало национальной идеологией Вьетнама, и многие ученые настойчиво пытались привести практики Триу Тхи Тринь в соответствие с неоконфуцианством. Тем не менее, она пережила все их манипуляции.
Большая часть доступной информации исходит исключительно из вьетнамских источников, которые были написаны во время или после поздней династии Мин. Однако в классическом китайском историческом отчете Сангуочжи («Записи о трех королевствах») упоминается восстание в это время в командованиях из Цзяочжи (交趾 ; Вьетнамский: Giao Chỉ) и Jiuzhen (九 真, вьетнамский: Cửu Chân):
«В 11-м году Чиу (赤 烏) [248] в Цзяочжи (交趾), Цзючжэнь (九 真) повстанцы атаковали обнесенные стеной города, что вызвало большой шум. Лу Инь (陸 胤) [из Хэнъян (衡陽) ] получил звание инспектора Цзяочжоу от Повелителя У. Он взял свои войска, вступил на южную границу и сообщил повстанцам. Он использовал свое лукавство, чтобы убедить их принять его условия. [В] Гаоляне (高 涼) командующий Хуан Ву (黄 吳) с 3000 домохозяйств вышел, чтобы сдаться. Лу Инь теперь повел армию на юг в этот регион. Он заявил о своей искренности [аборигенам] и раздал подарки. [Оставшиеся] 100 лидеров повстанцев и 50 000 семей, которые были непослушными и неприступными, поклонились [Лу Инь]. Таким образом территория была передана мирно. Сразу же Лу Инь получил звание генерала, усмиряющего Юг. Он снова был послан против повстанцев в Цанву (蒼梧). Он быстро их победил. Войска Лу Инь от начала до конца насчитывали 8000 человек. (В более поздних комментариях также упоминалось, что Лу Инь затем помогал сажать урожай и кормил людей.)
Кейт У. Тейлор, американский профессор, объяснил эти различия следующим образом:
«Китайские записи не упоминают леди Триу. ; наши сведения о ней получены только из вьетнамских источников. Из этого очевидно, что события 248 г. запомнились обеими сторонами по-разному. Китайцы зафиксировали успех только в том, что они подкупили некоторых лидеров повстанцев взятками и обещаниями. Сопротивление во главе с леди Trieu было для них просто своего рода упорного варварства, который был уничтожен, как сами собой разумеющийся и не имеет исторического интереса. С другой стороны, вьетнамцы вспоминали восстание леди Триу как важнейшее событие того времени. Ее лидерство апеллировало к сильным народным инстинктам. Традиционное представление о ней как о замечательной, но человечной вожаке, закидывающей на плечи своей длиной в ярд грудью, когда она идет в бой верхом на слоне, передавалось из поколения в поколение. После смерти леди Триу ее духу поклонялись вьетнамцы. Мы обязаны нашим знанием о ней тому факту, что люди помнили ее ».
Триу Тхи Тринх - очень знаменитый герой, и многие улицы названы в ее честь во вьетнамских городах (есть Ба Улицы Tri Huế, Hà Nội, Хошимин и некоторых других городах).
Вид снаружи на ворота храма Ба Триу в районе Хоу Лоц, Провинция Тхань Хоа
Статуя Ба Триу внутри храма