Шаманизм в Сибири

редактировать

A Бурятский мальчик в шаманском ритуале Бурятский шаман Таш Оол Бууевич Кунга освящает овоо.

Значительное меньшинство людей в Северной Азии, особенно в Сибири, следуют религиозно-культурным практикам шаманизма. Некоторые исследователи рассматривают Сибирь как центр шаманизма.

Люди Сибири состоят из самых разных этнических групп, многие из которых продолжают соблюдать шаманские практики и в наше время. Многие классические этнографы зафиксировали истоки идеи «шаманизма» у сибирских народов.

Содержание
  • 1 Термины «шаман» и «шаманка» в сибирских языках
  • 2 Духовное путешествие
  • 3 Песни, музыка
  • 4 Сгруппированы по языковому родству
    • 4.1 Уральский
      • 4.1.1 Самодийский
      • 4.1.2 Ненецкий
      • 4.1.3 Нганасанский
      • 4.1.4 Саянский Самодийский
      • 4.1.5 Венгерский
    • 4.2 Кет
    • 4.3 Тюркский
    • 4.4 Тунгусский
    • 4.5 Корякский и чукотский
    • 4.6 Юпик
  • 5 Демография
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
Термины «шаман» и «шаманство» в сибирских языках
  • «шаман»: саман (недигал, нанай, ульча, орок), сама (маньчжурский). Вариант / šaman / (т. Е. Произносится как «шаман») - эвенкийский (откуда он был заимствован в русском языке).
  • «шаман»: алман, олман, волмен (юкагир)
  • «шаман» ': (татарский, шор, ойрат), (Тува, Тофалар)
  • бурятское слово для шамана есть (böö), от раннемонгольского böge.
  • 'шаман': ńajt (ханты, манси), от протоуральский * нойта (ср саамский ноайди )
  • 'шаманка': (монгол), (якутский), удаган (бурятский), удуган (эвенки, ламут), одоган (недигал). Родственные формы, встречающиеся в различных сибирских языках, включают утаган, убакан, утыган, утюгун, идуан или дуана. Все они связаны с монгольским именем Этюген, богини домашнего очага, и Etügen Eke 'Мать Земля'. Мария Чаплицка указывает, что в сибирских языках используются слова для мужчин-шаманов из разных корней, но почти все слова для женщин-шаманов имеют один и тот же корень. это с теорией, что Женская практика шаманизма была установлена ​​раньше, чем мужская, что «шаманы изначально были женщинами».
Духовное путешествие

Духовные путешествия сибирских шаманов (воспроизведение их снов, в которых они спасали душу клиента) проводились, например, в лечебных сеансах ороч, алтай и нганасан.

Песни, музыка
Бурятский шаман совершает возлияния.

Как упоминалось выше, шаманские практики демонстрируют большое разнообразие, даже если они ограничены Сибирью. В некоторых культурах музыка или песня, относящаяся к шаманской практике, может имитировать естественные звуки, иногда с звукоподражанием.

. Это справедливо для практики ноайд среди саамских групп.. Хотя саамы живут за пределами Сибири, многие из их шаманских верований и практик имеют общие важные черты с таковыми из некоторых сибирских культур. джойки саамов пели в шаманских обрядах. В последнее время джойки поют в двух разных стилях: один из них поют только молодые люди; традиционным может быть другой стиль «бормотания», напоминающий магические заклинания. Некоторые удивительные характеристики джойков можно объяснить, сравнивая музыкальные идеалы, наблюдаемые в джойках и противопоставляемые музыкальным идеалам других культур. Некоторые джойки предназначены для имитации естественных звуков. Это можно противопоставить bel canto, цель которого - задействовать человеческие речевые органы на высшем уровне для достижения почти «сверхчеловеческого» звука.

В некоторых из них присутствует намерение имитировать естественные звуки. Примером могут служить и сибирские культуры: обертонное пение, а также шаманские песни некоторых культур.

  • В шаманской песне Сойот имитируются звуки птиц и волков, изображающие духов-помощников шамана.
  • Сеансы нганасанских шаманов сопровождались женщины, имитирующие звуки теленка северного оленя (считалось, что они приносят плодородие этим женщинам). В 1931 году А. Попов наблюдал, как нганасанский шаман Дюхаде Костеркин имитировал звук белого медведя: считалось, что шаман превратился в белого медведя.

Мимесис звука не ограничен сибирскими культурами и не обязательно связан шаманским верованиям или практикам. См., Например, горловое пение инуитов, игра, в которую играют женщины, пример музыки инуитов, в которой используется обертонное пение, и, в некоторых случаях, имитация звуков природы (в основном звуков животных, например, гусей). Имитация звуков животных также может служить таким практическим причинам, как заманивание дичи на охоте.

Сгруппированы по языковому родству
Уральские языки. Языковой изолят юкагирский предположительно связан с уральскими тюркскими языками, включая также северосибирские якуты (но долганы опущены), Районы Южной Сибири, а также Центральная Азия эскимосский язык ветвь эскимосско-алеутской языковой семьи

уральские

уральские языки, как доказано, образуют генеалогическую единицу, языковая семья. Не все носители этих языков живут в Сибири и исповедуют шаманские религии. Самые большие группы населения, венгры и финны, живут за пределами Сибири и в основном являются христианами. Саамы долгое время поддерживали шаманские практики. Они живут в Европе, но практиковали шаманизм до 18 века. Большинство других (например, венгерский, финский, марийский ) имеют только остатки шаманизма. Большинство проживает за пределами Сибири. Некоторые из них раньше жили в Сибири, но с тех пор переселились на свои теперешние места. Исходное местонахождение протоуральских народов (и его масштабы) обсуждается. Сочетание фитогеографических и лингвистических соображений (распространение различных видов деревьев и наличие их названий на разных уральских языках) позволяет предположить, что этот район находился где-то между реками Кама и Вятка на западной стороне Уральских гор.

Самодийские

Среди нескольких самодийских народов шаманизм был живой традицией и в наше время, особенно в группах, живших изолированно до недавнего времени (нганасаны ). Среди ненцев, энцев и селькупов выделяли несколько типов шаманов. (Нганасанский шаман использовал три разных короны, в зависимости от ситуации: одну для верхнего мира, одну для нижнего слова, одну для рождения ребенка.)

ненцы, энцы, Нганасаны говорят на северных самодийских языках. Они живут в Северной Сибири (ненцы живут и в европейских частях), дают классические образцы. Селькупы - единственные, кто сегодня говорит на южно-самодийских языках. Они живут южнее, шаманизм пришел в упадок и в начале 20 века, хотя фольклорные воспоминания могли быть записаны даже в 60-е годы. Некоторые народы, проживающие в Саянах, говорили на других южно-самодийских языках, но произошел языковой сдвиг, в результате которого все эти языки вымерли.

ненцы

Существовало несколько типов шаманов, которые различали тех, кто контактирует с верхним миром, кто контактирует с нижним миром, а кто контактирует с мертвыми.

Нганасан

Изолированное местонахождение нганасан позволило этому шаманизму был живым явлением среди них даже в начале 20-го века, последние известные шаманские сеансы нганасан можно было записать на пленку в 1970-х.

Одним из случаев, когда шаман участвовал, был Обряд чистки палатки, проводившийся после полярной ночи, включавший жертвоприношения.

Саян-Самодийские

Некоторые народы Саян когда-то говорили на южно-самодийских языках. Большинство из них претерпели языковой сдвиг в начале и середине XIX века, заимствуя язык соседних тюркских народов. Камасский язык просуществовал дольше: в 1914 году на нем говорили 14 стариков. В конце 20 века некоторые пожилые люди обладали пассивным или неопределенным знанием языка, но собрать надежные научные данные уже было невозможно. Сегодня камасский считается вымершим.

Шаманизм самодийских народов в Саянах просуществовал дольше (если рассматривать Карагасов как самодийский народ, хотя такие подходы были уточнены: проблема их происхождения может быть более сложной). Диосеги Вильмош мог записывать не только фольклорные воспоминания конца 1950-х годов, но ему также удавалось лично разговаривать с (уже не практикующими) шаманами, записывать их личные воспоминания, песни и некоторые их атрибуты.

Является ли этот шаманизм полностью заимствованным у соседних тюркских народов, или же он имеет какие-то этнические особенности, возможно, остатки самодийского происхождения, не решено. Сравнительные соображения позволяют предположить, что

  • карагасский шаманизм подвержен абакано-тюркскому и бурятскому влиянию. Среди различных сойотских культур центральные сойотские группы, держащие скот и лошадей, демонстрируют халха-монгольский феномен в своем шаманизме, шаманизм западных сойотов, живущих в степи, аналогичен шаманизму алтайских тюркских народов. Шаманский рассказ повествует о контактах между сойотами и абаканскими тюрками в мифической форме.
  • Карагасы и восточные (оленеводческие, горные) сойоты. имеют много общего в своей культуре и шаманизме. Именно эти две культуры представили некоторые этнические особенности, явления, отсутствующие у соседних тюркских народов. Так, например, конструкция их шаманского барабана имела такую ​​особенность: он имел два фрамуги. Кроме того, эти две культуры проявили некоторые черты, которые могли быть, возможно, самодийского происхождения: головной убор, платье и сапоги шамана имеют изображения, символизирующие человеческие органы, в основном кости; в случае головного убора - изображение человеческого лица. Также в песне-инициировании одежды шамана Карагаса Кокуева было выражение «моя шаманская одежда с семью позвонками». Хоппал интерпретирует скелетоподобное наложение шаманской одежды Карагаса как символ шаманского возрождения, подобное замечание относится и к скелетоподобному железному орнаменту (не самодийскому, но генеалогически неклассифицированному, палеосибирский ) Кет шаманская одежда, хотя она может символизировать также кости гагары (животное-помощник шамана). (Теория кетского происхождения Карагасов уже упоминалась выше.) Скелетообразное наложение символизировало шаманское возрождение и среди некоторых других сибирских культур.

Венгерский

Начиная с конца 9 века и далее, предки венгерского народа мигрировали со своей протоуральской родины в Сибири в Паннонский бассейн, который включает территорию современной Венгрии. Сегодня шаманизм у венгров уже не практикуется, но элементы шаманизма сохранились в их фольклоре. Сравнительные методы показывают, что некоторые мотивы, использованные в сказках, фрагментах песен и народных стихотворениях, сохраняют аспекты древней системы верований. Стремясь доказать, что шаманские остатки существовали в венгерском фольклорном этнографе, Диошеги Вилмос сравнил этнографические записи венгерских и соседних народов, а также труды о различных шаманских традициях некоторых сибирских народов. Михай Хоппал продолжил работу Диосеги Вильмоша, сравнивая шаманские верования носителей уральских языков с верованиями нескольких неуральских сибирских народов.

Хотя угорский фольклор сохраняет много следов шаманизма, к 1930-м гг. у хантов и манси сам шаманизм стал вымирающим обычаем. Шаманизм до сих пор практикуется многими коренными народами, но среди современных угров шаманизмом в основном практикуют ханты.

Кет

Кетский шаман, 1914.

Традиционная культура Кетов. исследовали Маттиас Кастрен, Василий Иванович Анучин, Кай Доннер, Ганс Финдейзен, Евгения Алексеевна Алексеенко. Шаманизм был живая практика еще в 1930-х годах, но к 1960-м годам почти не было настоящего шамана. Кетский шаманизм имел общие черты с таковыми тюркских и монгольских народов. Кроме того, существовало несколько типов шаманов, различающихся по функциям (сакральные обряды, исцеление), силе и сопутствующему животному (олень, медведь). Также у кетов (как и у некоторых других сибирских народов, например, у Карагасов) есть примеры использования символики скелетов, Хоппал интерпретирует это как символ шаманского возрождения, хотя может также символизировать кости гагары ( животное-помощник шамана, соединяющее воздух и подводный мир, точно так же, как шаман, который путешествовал и в небо, и в подземный мир). Скелетообразное покрытие олицетворяет возрождение шамана и среди некоторых других сибирских культур.

тюркские

тюркские народы распространились по обширным территориям и далеко не похожи друг на друга. В одних случаях шаманизм широко сливался с исламом, в других - с буддизмом, но сохранились традиции у сибирских татар, тувинцев и Тофалар.

Алтайские тюрки могут быть родственниками соседних угров, самоедов, кетов или монголов. Могут быть и этнографические следы такого прошлого нынешних тюркоязычных народов Алтая. Например, некоторые из них имеют фаллически-эротические обряды плодородия, и их можно сравнить с аналогичными обрядами угров ɮ.

тунгусов

Чуоннасуан (1927–2000), последнего шамана народ орокенов, фотография сделана Ричардом Ноллом в июле 1994 года в Маньчжурии, недалеко от границы между Китаем и Россией. Орокен шаманизм в настоящее время вымер.

Среди тунгусских народов Сибири шаманизм также широко распространен.

Сказание о нисанском шамане, известное фольклорное произведение, описывающее воскрешение сына богатого помещика шаманкой, известно у различных тунгусских народов, включая маньчжурцев., эвенки и нанайцы.

коряки и чукчи

лингвистически коряки и чукчи близкие родственники Юпил. Известен корякский шаманизм.

Юпик

Юпик шаман, изгоняющий нечисть из больного мальчика, Нушагак, Аляска, 1890-е

Группы юпиков занимают огромную территорию, простирающуюся от Восточной Сибири до Аляски и Северной Канады (включая полуостров Лабрадор ) до Гренландия. Шаманские практики и верования были зарегистрированы в нескольких частях этой обширной территории, пересекающей континентальные границы.

Как и сами культуры юпиков, шаманские практики обнаруживают разнообразие. Некоторые мозаичные примеры из разных культур: представления о душе в различных культурах также были разнообразны, некоторые группы считали, что маленького ребенка должны были принять за ребенка по имени-хранителю, унаследованному от недавно умершего родственника. В некоторых группах эта вера представляла собой своего рода реинкарнацию. Также шаманизм может включать в себя верования в дуализм души, согласно которому свободная душа шамана может летать в небесные или подземные царства, вступая в контакт с мифологическими существами, вести с ними переговоры, чтобы прекратить бедствия или добиться успеха в охоте. Если считалось, что их гнев вызван нарушением табу, шаман попросил признаний у членов общины.

В большинстве культур кандидат мог отказаться от шаманизма: призвание можно было почувствовать с помощью видений, но, как правило, становление шаманом следует осознанным соображениям.

Алтайская Кижи или Хакасская шаманка - ее точное происхождение невозможно установить только по изображению. Начало ХХ века. Шаман проводит сеанс у огня. Поселок Кызыл, область Тува, Россия
Демография

По данным переписи 2002 года в Российской Федерации, 123 423 (0,23% населения)) люди этнических групп, которые преимущественно придерживаются «традиционных верований»

Традиционные верования в России, по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. и преобладающая религия этнических групп
Этническая группаНаселение (2002)
Эвенки 35,527
нанайцев 12,160
эвенов 19071
чукчей 15,767
манси 11432
коряков 8,743
нивхов 5,162
ительмени 3180
ульчей 2,913
юпик 1,750
удэгейцев 1,657
кетов 1,494
чуванцев 1,087
тофалар 837
нганасаны 834
орочи 686
алеуты 540
ороки 346
энцы 237
Всего123,423
См. Также
Примечания
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 03:13:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте