Яхвизм

редактировать
Поклонение Яхве в Леванте в период железного века Изображение на питосе осколок найден в Кунтиллет Аджруд под надписью «Яхве и его Ашера», изображающей двух быков с андрогинным египетским божеством Бес. Две стоящие фигуры иногда рассматриваются как изображение божественной пары, в то время как сидящий за ними игрок на лире - артист. С другой стороны, многие историки искусства идентифицируют стоящие фигуры как изображения Беса из-за их отчетливо бычьих лиц. Зиони Зевит утверждал, что Яхве был представлен как фигура Беса, хотя доказательств этому мало. Также возможно, что изображения на горшке вообще не имеют ничего общего с надписью.

Яхвизм был историческим монолатристическим / генотеистическим поклонением Яхве в древних израильских царствах Иудеи и Израиля (Самарии), Яхве был одним из многих богов и богинь пантеона богов Земля Ханаана, южная часть которой позже станет называться Землей Израиля. Таким образом, яхвизм произошел от ханаанского политеизма, что, в свою очередь, делает яхвизм монолатристической примитивной стадией-предшественником иудаизма в эволюции иудаизма в монотеистический религия.

Несмотря на то, что современный иудаизм и яхвизм являются почитанием Яхве, различия между двумя системами верований довольно ясны. В отличие от последующих религий, яхвизм характеризовался генотеизмом / монолатризмом, который признавал Яхве национальным богом Израиля, но тем не менее признавал существование, хотя и не обязательно поклонение, другим богам древней семитской религии, или, более конкретно, другим богам ханаанского пантеона, из которого возник яхвизм, таких как Ваал, Молох, Ашера и Астарта.

Точный переход между тем, что сейчас считается монолатристическим яхвизмом и монотеистическим иудаизмом, несколько неясен, однако очевидно, что событие началось с радикального религиозные поправки, такие как заветы Илии и реформы Езекии и Иосии, и были выполнены к концу вавилонского плена, где признание Яхве единственным богом вселенной, наконец, обеспечило большинство еврейского народа.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Верования и практики
  • 3 Ссылки
    • 3.1 Цитаты
    • 3.2 Библиография
  • 4 Внешние ссылки
История

Хотя Еврейская Библия подразумевает, что исторически иудейское поклонение всегда было монотеистическим, но это не так. Археологические данные Леванта в библейские времена (т. Е. бронзовый век / железный век II ) показывают, что израильтяне или, по крайней мере, Ханаанские группы, из которых они возникли, были политеистическими (или генотеистическими / монолатристическими). Почти наверняка какая бы историческая группа ни породила израильтян, они поклонялись ханаанскому пантеону богов, включая верховного ханаанского бога El.

. Неясно, как, где и почему Яхве появился в Леванте; даже его имя вызывает недоумение. Точная дата этого события также неоднозначна: термин Израиль впервые вошел в исторические записи в 13 веке до нашей эры с стелы Мернептах, а поклонение Яхве косвенно засвидетельствовано уже в XII веке до нашей эры., нет никаких свидетельств или записей даже об имени Яхве, не говоря уже о его происхождении или характере, до более чем пятисот лет спустя, с Меша стела (9 век до н. Кенитская гипотеза постулирует, что, цитируя несколько библейских отрывков, Яхве мог быть мадианитянином или кенитским божеством, которое аналогично взаимодействию Моисея и Иофор был представлен израильтянам и перенесен на север в земли, в которых они жили. Тем не менее, израильтяне возникли как «независимая» община от хананеев, когда Яхве было дано поклонение выше всех богов. Это, однако, не препятствовало почитанию других божеств, поскольку ясно показано, что Яхве поклонялись вместе с рядом других богов и вместе с ними. Эта тема присутствует как в библейских рассказах той эпохи, так и вне их, но с заметными различиями. Хотя Библия действительно описывает поклонение Яхве наряду с другими божествами, она не только описывает это как завершенную ересь, которая явно не рассматривалась в то время, но также не отражает эту традицию в эпохи, предшествующие описанным условиям. Библейские отчеты об этапах становления иудаизма говорят о том, что Яхве возник при эгидах из Авраама, Моисея и т. Д. единственные записи, касающиеся немонотеистического поклонения Яхве, относятся исключительно к эпохе пророков, таких как Илия, когда яхвизм (т. е. в отличие от иудаизма) находился в упадке. В любом случае Яхве поклонялись наряду с другими ханаанскими божествами в течение нескольких столетий, хотя ни одно из них не было по-настоящему возвышено до его положения. В железном веке Яхве был национальным богом израильских царств. В ранний племенной период у каждого племени был свой бог-покровитель ; однако с появлением царской власти государство продвинуло Яхве как национального бога Израиля, превосходящего всех остальных богов.

Израиль до изгнания, как и его соседи, был политеистическим, а израильский монотеизм был результатом уникальных исторических обстоятельств. В эпоху религиозного синкретизма среди израильского народа стало принято считать ханаанского бога Эля тем же, что и Яхве. Возможно, это начало конца яхвизма и самого начала иудаизма. Действительно, когда эта идея стала преобладать в религии еврейского народа, вскоре считалось, что Эль всегда был тем же божеством, что и Яхве, о чем свидетельствует Исход 6: 2–3, который гласит:

#Английский переводТранслитерация Арамейский / Иврит
1И Бог (Элохим ) проговорил к Моисею и сказал ему: «Я Яхве.путь · ab · bêr 'Ĕ · lō · hîm' эль-Mō · šeh; путь · yō · mer 'ê · lāw' ă · nî Yah · weh.וַיְדַבֵּר אֱלֹהִים, אֶל-מֹשֶׁה; וַיֹּאמֶר אֵלָיו, אֲנִי יְהוָה.
2И явился я Аврааму, Исааку и Иакову, как Всемогущий Бог (Эль Шаддай ),wā · 'ê · rā,' эль-'Aḇ · ra · hām 'эль-Yiṣ · āq wə ·' el-Ya · 'ă · qōḇ bə ·' l ​​Šad · dāy,וָאֵרָא, אֶל-אַבְרָהָם אֶל-יִצְחָק וְאֶל-יַעֲקֹב -
3но Моим именем Яхве Я не открыл им Меня ».ū · šə · mî Yah · weh, lō nō · w · a ‘· tî lā · хем.שַׁדָּי; וּשְׁמִי יְהוָה, לֹא נוֹדַעְתִּי לָהֶם.

После IX века до нашей эры племена и вождества железного века I были заменены этническими национальными государствами. В каждом королевстве король был также главой национальной религии и, таким образом, наместником на Земле национального бога. В Иерусалиме это отражалось каждый год, когда царь председательствовал на церемонии, на которой Яхве был возведен на престол в Святом Храме. Еврейская Библия создает впечатление, что Иерусалимский храм всегда должен был быть центральным или даже единственным храмом Яхве, но это было не так. Самое раннее известное место поклонения израильтян - это открытый жертвенник XII века на холмах Самарии с изображением бронзового быка, напоминающего ханаанского «Булл-Эль» (Эль в виде быка), и археологические остатки других храмов были найдены в Дане на северной границе Израиля и в Араде в Негеве и Беэр-Шеве, как в территории Иудеи. Силом, Вефиль, Галгал, Мицпа, Рама и Дан также были главными места для фестивалей, жертвоприношений, принесения обетов, частных ритуалов и разрешения юридических споров.

Падение яхвизма и рождение иудаизма приблизилось, пророки ознаменовали собой эпоху новые идеалы и практики. Реформы еврейских царей Езекия и Иосия работали, чтобы отменить поклонение любому богу, кроме Яхве, но их реформы часто отменялись их преемниками, которые поддерживали монолатристический яхвизм, который был распространен.

Поклонение одному Яхве началось самое раннее с Илии в 9 веке до н. Э. И самое позднее с Осии в 8-м веке; даже тогда это оставалось заботой небольшой группы, прежде чем получить господство в изгнании и в начале периода после изгнания. Ранние сторонники этой фракции широко рассматриваются как монолатристы, а не истинные монотеисты, поскольку вместо того, чтобы полагать, что Яхве был единственным существующим богом, они вместо этого полагали, что он был единственным богом, которому народ Израиля должен поклоняться, что является заметным отклонением от тем не менее, традиционные верования израильтян. Именно во время национального кризиса изгнания последователи Яхве пошли еще дальше и, наконец, категорически отрицали существование других божеств, помимо Яхве, тем самым обозначив переход от монолатризма к истинному монотеизму и от яхвизма к иудаизму.

Верования и обычаи
Остатки жертвенника, построенного Иеровоамом в 931 г. до н.э., где Яхве поклонялись в форме статуи быка

Яхвизм отличается от иудаизма допуском поклонение другим богам наряду с Яхве. Таким образом, яхвизм разделяет одни практики с иудаизмом, но не другие.

Божеством, которому чаще всего поклонялись вместе с Яхве, был Ашера, почитаемый как супруга или мать Яхве. В ханаанском пантеоне Ашера была супругой Эля. В то время как другим богам, таким как Ваал, обычно поклонялись вместе с Яхве, это не всегда было последовательной практикой, так как, например, Ваал видел истинную известность только во времена Илии и больше никогда после этого. Различные библейские отрывки указывают на то, что статуи Ашеры хранились в его храмах в Иерусалиме, Вефиле и Самарии. Также поклонялись богине по имени «Царица Небес », вероятно, слияние Астарты и месопотамской богини Иштар, возможно, титула Ашеры. Поклонение Ваалу и Яхве сосуществовало в ранний период истории Израиля, но они считались непримиримыми после IX века до нашей эры, после попыток царя Ахава и его царицы Иезавели возвысить Ваала до статуса национального бога, хотя культ Ваала продолжался некоторое время. За пределами Израиля Яхве также присвоил египетскую богиню Анат в качестве супруги, как указано в V веке до нашей эры в записях из еврейской колонии в Элефантине в Египте рассказывают, что богине «Анат-Яху» поклонялись в поселении в храме Яхве.

Святая Святых в разрушенном храме в Тель-Арад, с двумя ладаном столбы и две стелы, одна Яхве, а другая, вероятнее всего, Ашера. Храм, вероятно, был разрушен в ходе реформ Иосии.

Поклонение Яхве было известным аниконическим, что означает, что бог не был изображен статуей или другим изображением. Это не означает, что он не был представлен в какой-то символической форме, и древние израильтяне, вероятно, поклонялись стоячим камням, но, согласно библейским текстам, в храме в Иерусалиме был престол Яхве в виде двух херувимов, их внутренние крылья образуют сиденье с ящиком (Ковчег Завета ) в качестве подставки для ног, в то время как сам трон был пуст. Не было предложено удовлетворительного объяснения израильского аниконизма, и ряд недавних ученых утверждали, что Яхве был представлен до реформ Езекии и Иосии в конце монархического периода: цитировать одно недавнее исследование, "ранний аниконизм, де-факто или иначе, является чисто проекцией пост-изгнанного воображения".

Практики яхвизма в значительной степени характерны для других семитских религий того времени. В иудаизме сохранились такие обычаи, как праздники, жертвоприношения, принятие обетов, частные ритуалы и разрешение юридических споров. Сама молитва не играла особой роли в официальном поклонении.

Жертвоприношения животных играли большую роль в яхвизме и иудаизме (до разрушения Второго Храма в 70 г. н.э. ) на жертвенниках, с последующим сжиганием и окроплением их кровью, практика, описанная в Библии как ежедневный храмовый ритуал для еврейского народа. Жертвоприношение предположительно дополнялось пением или чтением псалмов, но подробностей мало. Некоторые ученые пришли к выводу, что ритуалы, подробно описанные в Левите 1–16, с их упором на чистоту и искупление, на самом деле были соблюдены только после вавилонского изгнания и перехода между яхвизмом и иудаизмом, и что на самом деле любой глава семьи мог принести жертву, если того требовал случай.

Помимо жертвенных священников, большую роль в яхвизме, а затем и в иудаизме сыграли пророки и эпические герои, отраженные в современных еврейских текстах легендами о Самсоне, Илии и Иисусе Навине. Поклонение совершалось на буквальных высотах, с Иерусалимским Храмом, расположенным на горе Мориа / горе Сион (отсюда Храмовая гора ), и храм самаритян, сидящий на горе Геризим, хотя это может быть скорее совпадением, чем преднамеренной практикой. Вероятно, использовались также талисманы и загадочные терафимы. Также вполне возможно, что яхвизм использовал экстатические культовые ритуалы (сравните библейский рассказ о Давиде, танцующем обнаженным перед Ковчегом Завета), когда они становились популярными, и потенциально даже человеческими жертвоприношениями.

В центре поклонения Яхве были три больших ежегодных праздника, совпадающих с основными событиями сельской жизни: Пасха с рождением ягнят, Шавуот с урожаем злаков и Суккот с урожаем фруктов. Они, вероятно, предшествовали приходу яхвизма, но они стали связаны с событиями в национальных мифах Израиля: Пасха с исходом из Египта, Шавуот с законотворением на Синае. и Суккот со странствиями по пустыне. Таким образом, праздники отмечали спасение Яхве Израиля и статус Израиля как его святого народа, хотя прежнее сельскохозяйственное значение не было полностью утрачено.

Ссылки

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-22 09:28:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте