Иеровоам

редактировать
Иеровоам. ירבעם
Иеровоам ставит двух золотых тельцов.jpg Иллюстрация Иеровоама, устанавливающего двух золотых тельцов, История Библии, 1372 г.
Царь Северного Израиля
Правлениеок. С 931 по 910 год до н.э.
наследникНадав, его сын
Родилсянеизвестен. Соединенное Королевство Израиля
Умерc.910 до н.э.. Фирца, Северное царство Израиля
СупругаАно (названа только в Септуагинте )
Дом Новый дом, племя Эфраима
ОтецНебат
МатьЗеруах
Иеровоам, приносящий жертву своему идолу, холст, масло Клаас Корнелисзун Моейаерт, 1641

Иеровоам I. (; Иврит : יָרָבְעָם Yāroḇ'ām; Греческий : Ἱεροβοάμ, латинизированный : Иеровоам) был первым царем северного царства Израиль. Еврейская Библия описывает правление Иеровоама, начавшееся после восстания из десяти северных израильских племен против Ровоама, положивших конец Объединенной монархии.

Иеровоам правил 22 года Уильям Ф. Олбрайт датирует его правление с 922 по 901 год до нашей эры, а Эдвин Р. Тиле предлагает даты с 931 по 910 год до нашей эры..

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Библейское происхождение
  • 3 Война с Иудой
  • 4 Комментарий к источникам
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Этимология

Имя Иеровоам יָרָבְעָם обычно считается производным от рииб רִיב и am עַם, что означает «люди борются» или «он защищает дело народа». Альтернативно это слово переводится как «его люди многочисленны» или «он увеличивает народ» (от רבב rbb, что означает «увеличивать»), или даже «тот, кто противостоит народу». В Септуагинте он назван Иеровоамом (Ἱεροβοάμ).

Библейское происхождение

Иеровоам был сыном Небата, члена Колено Ефремова из Зереды. Его мать по имени Зеруа (צרוע «прокаженная») была вдовой (3 Царств 11:26 ). У него было по крайней мере два сына, Авия (3 Цар. 14: 1 ) и Надав, которые наследовали ему на престоле.

Еще молодым человеком, царь Соломон назначил его начальником над своими соплеменниками при строительстве крепости Милло в Иерусалиме и других общественных работ, и он, естественно, осознал широко распространенное недовольство, вызванное экстравагантностью правления Соломона.

Под влиянием слов пророка Ахия ( 3 Царств 11: 29–39 ), он начал создавать заговоры с целью стать царем десяти северных племен; но они были обнаружены, и он бежал в Египет, где оставался под защитой Фараона Сисхака до смерти Соломона. После этого события он вернулся и принял участие в делегации, посланной просить нового царя Ровоама уменьшить налоги. После того, как Ровоам отклонил их прошение, десять колен отказались от верности дому Давида и провозгласили Иеровоама своим царем, образовав северное царство Израиля (Самарию). Первоначально оставались только колена Иуды и Вениамина, чтобы сформировать новое царство Иудеи, верное Ровоаму.

Иеровоам восстановил и укрепил Сихем как столицу северного царства, опасаясь этого паломничество в храм в Иерусалиме, предписанное Законом, могло быть поводом для его народа вернуться к своей старой верности, он построил два государственных храма с золотыми тельцами, один в Вефиле и другой в Дэн. Хотя его критиковали за его культовую деятельность в 3 Царств 12: 25–33, поклонение теленку было не новым в израильском ритуале, а возвращением к более раннему ритуалу. Вефиль и Дан уже были культовыми местами. Согласно равванской литературе, Гиезий обладал магнитом, с помощью которого он поднимал идола, созданного Иеровоамом, так, чтобы его видели между небом и землей; на нем было выгравировано «Yhwh», и, как следствие, идол (теленок) произнес первые два слова Десятисловия (ib.).

Согласно 3 Царств 13: 1–6, когда Иеровоам был занят возношением курений в Вефиле, «человек Божий» предупредил его, что «в доме Давида родится сын по имени Иосия», который разрушит жертвенник (имеется в виду Иудейскому царю Иосии, который будет править примерно триста лет спустя). При попытке арестовать пророка за его дерзкие непокорные слова рука Иеровоама «засохла», и жертвенник, перед которым он стоял, был разорван. По мольбе человека Божьего его рука снова была возвращена ему, но чудо не произвело на него неизгладимого впечатления (3 Царств 13:33 ). Иеровоам оказал гостеприимство человеку Божьему, но оно было отклонено не из презрения, а из послушания повелению Бога. Это пророчество исполняется в 4 Царств 23: 15–16.

Этот «человек Божий», предупреждавший Иеровоама, был приравнен к провидцу по имени Иддо.

женой Иеровоама - персонаж в Еврейской Библии. Она не упоминается в Масоретском тексте, но согласно Септуагинте, она была египетской принцессой по имени Ано:

И Сусаким отдал Иеровоаму Ано старшую сестру Фекемины своей женой, ему в жены; она была велика среди дочерей царя...

В 3 Царств 14 сын Иеровоама Авия заболел, и он посылает свою жену к пророку Ахии. Однако послание Ахии состоит в том, что Авия умрет, что он и делает. Согласно «Еврейской энциклопедии», добро, которое сделал Авия, за которое он будет похоронен в могиле: «Раввинская литература: отрывок, 3 Царств, xiv. 13, в котором есть ссылка на« какое-то хорошее [найденное в нем] к Господу Богу Израилеву "интерпретируется (М. Ḳ. 28b) как намек на мужественный и благочестивый поступок Авии, который убрал стражей, поставленных его отцом на границе между Израилем и Иудей, чтобы предотвратить паломничество в Иерусалим. Некоторые утверждают, что он сам совершил паломничество ».

Война с Иудой

Джерард Хоэт, пророчество Ахии Иеровоаму, 1728 год.

Согласно еврейской Библии, Иеровоам был в «постоянной войне с домом Иуды». В то время как южное королевство не предприняло серьезных военных усилий, чтобы вернуть себе власть над севером, существовал длительный пограничный спор, борьба за который длилась во время правления нескольких королей с обеих сторон, прежде чем окончательно урегулироваться.

На восемнадцатом году правления Иеровоама Авия (также известный как Авиям ), сын Ровоама, стал царем Иудеи. Во время своего короткого трехлетнего правления Авия пошел на многое, чтобы вернуть под свой контроль Царство Израиль. Он вел крупную битву против Иеровоама в горах Ефрема. Согласно Книге Паралипоменон Авия имел силы в 400 000 человек, а Иеровоам - 800 000 человек. В библейских источниках упоминается, что Авия обратился к армиям Израиля, убеждая их подчиниться и позволить Царству Израильскому снова стать единым, но его мольба осталась без внимания. Затем Авия сплотил свои войска, произнеся ставшую с тех пор известной фразой: «Бог с нами как наш лидер». В библейском повествовании говорится, что его элитные воины отразили движение клещей, чтобы разбить войска Иеровоама, убив 500000 из них.

Иеровоам был искалечен этим серьезным поражением Авии и представлял небольшую угрозу для него. Царство Иудейское до конца его правления. Он также потерял города Вефиль, Иешана и Ефрон, с окрестными деревнями. Вефиль был важным центром культа Иеровоама Золотого Тельца (который использовал нелевитов в качестве священников), расположенный на южной границе Израиля, который был передан Колену Вениамина Иисус Навин, как и Ефрон, который считается Офрой, который был передан колену Вениамина Иисусом Навином.

Иеровоам умер вскоре после Авияма.

Комментарий к источникам

Повествование о жизни Иеровоама, как и жизни всех его преемников, заканчивается формулой «И прочие деяния Иеровоама, как он воевал и как правил вот, они записаны в книге летописей царей Израильских »(3 Царств 14, 19 ).

«Хроники царей Израильских », вероятно составленные или полученные от писцов этих царей, вероятно, являются источником основных фактов о жизни и царствовании Иеровоама, хотя составитель (-ы) дошедшей до нас Книги Царей явно использовал ее выборочно и добавил враждебные комментарии. В конце концов его семья была уничтожена.

Роковые пророчества о падении как Дома Иеровоама, так и северного царства в целом («Ибо поразит Господь Израиля... и он искоренит Израиль из этой доброй земли, которую Он дал их отцам и рассеет их за реку », 3 Царств 14:15 ), возможно, было составлено задним числом, после того как описанные события уже произошли. В качестве альтернативы пророчество могло быть логическим умозаключением. Иуда только что был завоеван и превратился в вассала Египта, в то время как Израиль стоял между Египетской и Месопотамской империями.

Вполне вероятно, что история о золотом тельце в пустыне (ср. 3 Царств 12:28 с Исход 32: 4 ) был составлен как полемика против восстановления культа Иеровоама, утверждая, что его происхождение несовместимо с поклонением ЯХВЕ.

Ссылки

Внешние ссылки

Иеровоам Колено Ефремова. Современное Цари Иудейские :Ровоам, Авиям, Аса
Царские титулы
Предыдущие. Соломон, Ровоам Царь Израиля. 931 г. до н.э. - 910 г. до н.э.Преемник. Надав
Последняя правка сделана 2021-05-24 08:22:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте