Яхве

редактировать

Бог царств Израиля и Иудеи

4 век до н.э. драхма (квартал шекель ) монета из персидской провинции Йехуд Медината, возможно, представляющая Яхве, сидящего на крылатом и колесном троне солнца.

Яхве был национальный бог царств Израиля (Самария) и Иудеи, происхождение которого восходит по крайней мере к раннему железному веку и, по-видимому, к позднему Бронзовый век. В древнейшей библейской литературе он - бог-воин, который ведет небесную армию против врагов Израиля; в то время израильтяне поклонялись ему вместе с множеством ханаанских богов и богинь, включая El, Ашеру и Ваал, но в последующие века Эль и Яхве стали объединенные и связанные с Эль эпитеты, такие как Эль Шаддай, стали применяться только к Яхве, а другие боги и богини, такие как Ваал и Ашера, были поглощены религией Яхве.

с 9-го по 6-й века до н.э. яхвистская религия отделилась от своего ханаанского наследия, поскольку Яхве стал главным богом царства Израиль (Самария) и Иудеи, и со временем царский двор и храм в Иерусалиме продвинули Яхве как бога всего космоса, обладающего всеми положительными качествами, ранее приписываемыми другим богам и богиням. К концу вавилонского плена (VI век до н. Э.) Было отрицано само существование чужих богов, и Яхве был провозглашен творцом космоса и единственным истинным Богом

В период Второго Храма публичное публичное публичное высказывание имени Яхве стало табу. Евреи начали заменять божественное имя словом адонай (אֲדֹנָי), что означает «Господь», а после разрушения Храма в 70 г. н.э. первоначальное произношение было забыто. Вне иудаизма Яхве часто упоминается в греко-римских магических текстах от 2 века до н.э. до 5 века нашей эры под именами Иао, Адонай, Саваоф и Элоай.

Содержание

  • 1 Истоки бронзового века
  • 2 Железный век I (1200–930 гг. До н. Э.): Эль, Яхве и истоки Израиля
  • 3 Железо Эпоха II (1000–586 гг. До н. Э.): Яхве как Бог Израиля
  • 4 Яхве и рост монотеизма
  • 5 Иудаизм Второго Храма
  • 6 Греко-римский синкретизм
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Сноски
    • 9.2 Библиография

Происхождение бронзового века

Практически нет согласия относительно значения и происхождения имени Яхве, которое не засвидетельствовано, кроме как среди Израильтяне и, похоже, не имеют правдоподобной этимологии: Ehyeh ašer ehyeh («Я есмь то, что Я есмь »), объяснение представлено в Исход 3:14, кажется поздним теологическим глоссом, изобретенным для объяснения имени Яхве в то время, когда первоначальное значение было для получил. Одна научная теория, связанная с этим, утверждает, что «Яхве» - это сокращенная форма фразы ˀel ḏū yahwī abaˀôt, (финикийский : 𐤀𐤋 𐤃 𐤉𐤄𐤅𐤄 𐤑𐤁𐤀𐤕) «Эль, который создает воинства», что означает небесное войско сопровождало Эля, главного бога хананеев, когда он шел рядом с земными армиями Израиля. Этот аргумент имеет множество слабых мест, в том числе, среди прочего, разные персонажи двух богов Эля и Яхве, а также тот факт, что эль ду йахви Таба'от нигде не засвидетельствован ни в Библии, ни за ее пределами.

не похоже, что это был ханаанский бог, хотя израильтяне изначально были хананеями. В настоящее время ученые считают, что Яхве изначально был «божественным воином из южной области, связанной с Сеир, Эдомом, Параном и Теманом ". Самым древним правдоподобным упоминанием его имени является фраза «земля Шасу из yhw » в египетской надписи времен Аменхотепа III (1402–1363 гг. До н.э.) Шасу были кочевниками из Мадиам и Эдома в северной Аравии. В этом случае правдоподобная этимология имени может происходить от корня HWY, что дает значение «он дует», соответствующее божеству погоды. Эта точка зрения пользуется значительной, но не универсальной поддержкой, но возникает вопрос, как он пробился на север. Широко принятая гипотеза кенитов утверждает, что торговцы привели Яхве в Израиль по караванным путям между Египтом и Ханааном. Сила кенитской гипотезы заключается в том, что она связывает воедино различные данные, такие как отсутствие Яхве в Ханаане, его связи с Едомом и Мадиамом в библейских рассказах, а также Кенеянина или мадианитян Моисея. Однако, хотя вполне вероятно, что кенеи и другие могли представить Яхве Израилю, маловероятно, что они сделали это за пределами Израиля или под эгидой Моисея, как гласит история Исхода

<166.>Железный век I (1200–930 гг. До н.э.): Эль, Яхве и происхождение Израиля

Израиль упоминается в исторических записях в последние десятилетия XIII века до нашей эры, в самом конце <65 г.>Поздний бронзовый век, когда система ханаанских городов-государств подходила к концу, и среда, из которой возникла израильская религия, соответственно была ханаанской. Эль, «добрый, сострадательный», «создатель созданий», был главой ханаанских богов, и он, а не Яхве, был изначальным «Богом Израиля» - слово «Израиль» основано на имени Эль, а не Яхве. Он жил в палатке на горе, из подножия которой берут начало все пресные воды мира, с богиней Ашерой в качестве его супруги.

Эта пара составляла верхний ярус хананеев. пантеон; второй ярус составляли их дети, «семьдесят сыновей Афирата» (вариант имени Ашера). Видным в этой группе был Ваал, у которого был свой дом на горе Зафон ; со временем Ваал стал доминирующим ханаанским божеством, так что Эль стал исполнительной властью, а Ваал - военной силой в космосе. Сфера Ваала была грозой с ее животворными дождями, так что он также был богом плодородия, хотя и не совсем богом плодородия. Ниже семидесяти богов второго уровня находился третий уровень, состоящий из сравнительно небольших божеств ремесленников и торговцев, с четвертым и последним уровнем божественных посланников и им подобных. Эль и его сыновья составили Собрание Богов, каждый член которого имел под опекой человеческую нацию, и текстовый вариант Второзакония 32: 8–9 описывает разделение Эль народы мира среди его сыновей, с Яхве, принявшим Израиль:

Когда Всевышний ('elyôn) дал народам их наследие,. когда он отделил человечество,. он установил границы народов. согласно количеству божественных существ.. Ибо удел Яхве - его народ,. Иаков - его наследие.

Первоначально израильтяне поклонялись Яхве вместе с различными ханаанскими богами и богинями, включая Эль, Ашеру и Ваал. В период Судей и первой половины монархии, Эль и Яхве слились в процессе религиозного синкретизма. В результате 'эль (иврит : אל) стал родовым термином, означающим «бог», в отличие от имени почитаемого божества, и появились такие эпитеты, как Эль Шаддай применяться только к Яхве, уменьшая поклонение Эль и укрепляя положение Яхве. Черты Ваала, Эля и Ашеры были поглощены религией Яхве, Ашера, возможно, воплощалась в женских аспектах Шекины или божественного присутствия, а природа Ваала была ураганом и погодой. Бог становится ассимилированным в отождествлении Яхве с бурей. На следующем этапе яхвистская религия отделилась от своего ханаанского наследия, сначала отказавшись от поклонения Ваалу в IX веке, затем с пророческим осуждением Ваала, ашерим, поклонением солнцу, поклонением на «высотах», практиками, относящимися к мёртвые и другие вещи.

В самых ранних произведениях, таких как Песнь моря (Исход 15: 1–18, празднуя победу Яхве над Египтом в исходе ), Яхве - воин своего народа, бог бури, типичный для древних ближневосточных мифов, идущий из региона к югу или юго-востоку от Израиля с небесное войско звезд и планет, составляющее его армию. Сражения Израиля - это битвы Яхве, победы Израиля - это его победы, и в то время как у других народов есть другие боги, бог Израиля - Яхве, который обеспечит им плодородное место отдыха:

Нет никого подобного Богу, о Йешурун [имя для Израиля]., который скачет по небесам, чтобы помочь тебе.... он покоряет древних богов, сокрушает силы древности.... так что Израиль живет в безопасности, безмятежность - это обитель Иакова.... Ваши враги придут к вам,., и вы наступите им на спину. (Второзаконие 33: 26–29)

Железный век II (1000–586 гг. До н.э.): Яхве как Бог Израиля

Соломон посвящает храм в Иерусалиме (картина Джеймса Тиссо или Follower, c. 1896–1902)

Яхве железного века был национальным богом царств Израиля и Иудеи, и, похоже, ему поклонялись только в этих двух царствах; это было необычно для Древнего Ближнего Востока, но не неизвестно - богу Ашшуру, например, поклонялись только ассирийцы.

. После IX века до н.э. племена и вождества Железный век I был заменен этническими национальными государствами, Израиль, Иуда, Моав, Аммон и другие, каждый со своим национальным богом, и все более или менее равные. Таким образом, Чемош был богом моавитян, Милком богом аммонитян, Каус богом идумеян ​​, и Яхве «Бог Израиля » (нигде в Библии не упоминается «Бог Иудеи»). В каждом королевстве король был также главой национальной религии и, следовательно, наместником на Земле национального бога; в Иерусалиме это отражалось каждый год, когда царь председательствовал на церемонии возведения Яхве на трон в Храме.

Центром поклонения Яхве были три больших ежегодных праздника, совпадающих с крупными событиями в сельской жизни: Пасха с рождением ягнят, Шавуот с урожаем зерновых и Суккот с урожаем фруктов. Они, вероятно, предшествовали приходу религии Яхве, но они стали связаны с событиями в национальных мифах Израиля: Песах с исходом из Египта, Шавуот с законодательными на Библейская гора Синай и Суккот со странствиями по пустыне. Таким образом, праздники отмечали спасение Яхве Израиля и статус Израиля как его святого народа, хотя прежнее сельскохозяйственное значение не было полностью утрачено. Его поклонение, по-видимому, предполагало жертвоприношение, но многие ученые пришли к выводу, что ритуалы, подробно описанные в Левите 1–16, с их акцентом на чистоте и искуплении, были введены только после вавилонской изгнание, и что в действительности любой глава семьи мог принести жертву, если того требовал случай. (Ряд ученых также пришли к выводу, что принесение в жертву младенцев божеству подземного мира Молоху или самому Яхве было частью израильской / иудейской религии до реформ Царь Иосия в конце 7 века до н. Э.) Жертвоприношение предположительно дополнялось пением или чтением псалмов, но опять же подробностей мало. Молитва играла небольшую роль в официальном богослужении.

Еврейская Библия создает впечатление, что Иерусалимский храм всегда должен был быть центральным или даже единственным храмом Яхве, но это было не так: самое раннее известное израильское место поклонения - это Алтарь под открытым небом XII века до н.э. на холмах Самарии с изображением бронзового быка, напоминающего ханаанского «Бык-Эль» (Эль в форме быка), а также были найдены археологические остатки других храмов в Дане на северной границе Израиля и в Араде в Негеве и Беэр-Шеве, оба на территории Джу Шило, Вефиль, Галгал, Мицпа, Рама и Дан также были основными местами проведения фестивалей, жертвоприношения, клятв, частные ритуалы и разрешение юридических споров.

Поклонение Яхве было известным аниконическим, что означает, что бог не был изображен статуя или другое изображение. Это не означает, что он не был представлен в какой-то символической форме, и древние израильские поклонения, вероятно, были сосредоточены на стоячих камнях, но, согласно библейским текстам, храм в Иерусалиме представлял собой трон Яхве в виде двух херувимы, их внутренние крылья образуют сиденье и ящик (Ковчег Завета ) в качестве подставки для ног, в то время как сам трон был пуст. Не было предложено удовлетворительного объяснения израильского аниконизма, и ряд недавних ученых утверждали, что Яхве на самом деле был представлен до реформ Езекии и Иосии в конце монархического периода: цитируя одно недавнее исследование, «ранний аниконизм, де-факто или иным образом, является чистой проекцией пост-изгнанного воображения» (MacDonald, 2007).

Яхве и Возникновение монотеизма

Израиль до изгнания, как и его соседи, был политеистическим, а израильский монотеизм был результатом уникальных исторических обстоятельств. Первоначальным богом Израиля был Эль, как видно из названия - его вероятное значение - «да правит Эль» или какая-то другая форма предложения, включающая имя Эль. В ранний племенной период у каждого племени был свой бог-покровитель ; когда возникло царство, государство провозгласило Яхве национальным богом Израиля, высшим над другими богами, и постепенно Яхве впитал в себя все положительные черты других богов и богинь. Яхве и Эль слились в религиозных центрах, таких как Сихем, Шило и Иерусалим, при этом имя Эль стало общим термином для «бога» и Яхве, национального бога, присвоившего многие титулы старшего верховного бога, такие как Эль-Шаддай (Всемогущий) и Элион (Всевышний).

Ашера, бывшая жена Эля, почиталась как супруга или мать Яхве; черепки, обнаруженные в Хирбет-эль-Коме и Кунтиллет-Аджрид, ссылаются на «Яхве и его Ашеру», а различные библейские отрывки указывают на то, что ее статуи хранились в его храмах в Иерусалиме, Вефиле и Самарии. Яхве мог также присвоить Анат, жену Ваала, в качестве своей супруги, поскольку Анат-Яху («Анат Яху», то есть Яхве) упоминается в записях 5-го века до нашей эры. из еврейской колонии в Элефантине в Египте. Поклонялись также богине по имени Царица Небес, вероятно, слияние Астарты и месопотамской богини Иштар, возможно, титул Ашеры. Поклонение Ваалу и Яхве сосуществовало в ранний период истории Израиля, но они считались непримиримыми после IX века до нашей эры, после попыток царя Ахава и его царицы Иезавели возвысить Ваала до статуса национального бога, хотя культ Ваала продолжался некоторое время.

Поклонение одному Яхве началось не ранее Илии в 9 веке до н.э., но более вероятно с пророком Осией в 8-м; даже тогда это оставалось заботой небольшой группы, прежде чем получить господство в вавилонском изгнании и в начале периода после изгнания. Ранние сторонники этой фракции широко считаются монолатристами, а не истинными монотеистами ; они не верили, что Яхве был единственным существующим богом, но вместо этого полагали, что он был единственным богом, которому народ Израиля должен поклоняться. Наконец, в национальном кризисе изгнания последователи Яхве пошли еще дальше и категорически отрицали существование других божеств, помимо Яхве, тем самым обозначив переход от монолатризма к истинному монотеизму.

Иудаизм Второго Храма

Второй храм (современная модель, масштаб 1:50)

В 539 г. до н.э. сам Вавилон пал перед персидским завоевателем Киром, а в 538 г. до н.э. изгнанникам разрешили вернуться в Иегуд Медината, так называлась персидская провинция Иуда. Обычно говорят, что Храм был перестроен в период 520–515 гг. До н.э., но кажется вероятным, что это искусственная дата, выбранная так, чтобы можно было сказать, что между разрушением и восстановлением прошло 70 лет, что соответствует пророчеству Иеремия.

В последние десятилетия среди ученых все более распространено мнение, что большая часть Еврейской Библии была собрана, исправлена ​​и отредактирована в V веке до нашей эры, чтобы отразить реалии и проблемы персидского народа. эпоха. У репатриантов особый интерес вызвала история Израиля: записанная Тора (книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие ), например, могли существовать в различных формах во время монархии (период царств Израиля и Иудеи ), но это было в Второго Храма, что он был отредактирован и переработан в нечто похожее на его нынешнюю форму, и Паралипоменон, новая история, написанная в это время, отражает озабоченность персидского Иегуда в своем почти исключительном акценте на Иуда и Храм.

Пророческие сочинения также представляли особый интерес для авторов персидской эпохи, при этом некоторые работы были написаны в это время (последние десять глав Исайи и книги Аггея, Захарии, Малахии и, возможно, Иоиля ) и более древних пророков, отредактированных и интерпретированных заново. Корпус книг Премудрости включает в себя Иов, части Притчей и, возможно, Экклезиаст, а книга Псалмы, возможно, приобрели современную форму и в то время были разделены на пять частей (хотя сборник продолжал пересматриваться и расширяться в эллинистический и даже римский ).

иудаизм был сосредоточен не на синагогах, которые начали появляться только в III веке до нашей эры, а также на чтении и изучении Священных Писаний, а на самом Храме и на цикле непрерывных кровавых жертвоприношений (имеется в виду принесение в жертву живых животных). Тора, или ритуальный закон, также был важен, и священники храма несли ответственность за его обучение, но концепция Священного Писания развивалась очень медленно. В то время как письменная Тора (Пятикнижие) и Пророки были признаны авторитетными в I веке н. Э., За пределами этого ядра различные еврейские группы продолжали принимать разные группы книги как авторитетные.

В период Второго Храма публичное публичное высказывание имени Яхве стало табу. Читая Священные Писания, евреи стали заменять божественное имя словом адонай (אֲדֹנָי), что означает «Господь». Первосвященнику Израиля было разрешено произносить это имя один раз в Храме в течение Дня Искупления, но ни в какое другое время и ни в каком другом месте. В эллинистический период священные писания были переведены на греческий язык евреями египетской диаспоры. Греческие переводы еврейских писаний передают как тетраграмматон, так и адонай как kyrios (κύριος), что означает «Господь». После того, как Храм был разрушен в 70 г. н. Э., Первоначальное произношение тетраграмматона было забыто.

Период персидского правления ознаменовался развитием ожиданий от будущего человеческого царя, который будет править очищенным Израилем как представитель Яхве в конец времени - мессия. Первыми об этом упомянули Аггей и Захария, оба пророки раннеперсидского периода. Они видели мессию в Зоровавеле, потомке Дома Давида, который на короткое время, казалось, собирался восстановить древнюю царскую линию, или в Зоровавеле и первой Высшей Священник, Иисус Навин (Захария пишет о двух мессиях, одном царском, а другом священнике). Эти ранние надежды не оправдались (Зрубаббель исчез из исторических источников, хотя первосвященники продолжали происходить от Иисуса Навина), и после этого есть просто общие ссылки на Мессию (то есть потомков) Давида. Из этих идей позже возникли христианство, раввинистический иудаизм и ислам.

Греко-римский синкретизм

Яхве часто упоминается в греко-римских магических текстах, датируемых II веком до н.э. - V веком н.э., особенно в Греческие магические папирусы, под именами Иао, Адонай, Сабаот и Элоай. В этих текстах он часто упоминается вместе с традиционными греко-римскими божествами и египетскими божествами. архангелы Михаил, Гавриил, Рафаэль и Уриэль и герои еврейской культуры, такие как Авраам, Иаков и Моисей также часто упоминаются. Частое упоминание имени Яхве было, вероятно, связано с тем, что греческие и римские народные маги стремились усилить свои заклинания с помощью призыва к престижному иностранному божеству.

Тацит, Иоанн Лидиец и Корнелиус Лабео все отождествляют Яхве с греческим богом Дионисом. Сами евреи часто использовали символы, которые также были связаны с Дионисом, такие как киликс, амфоры, листья плюща и грозди винограда. В своих Quaestiones Convivales греческий писатель Плутарх пишет, что евреи приветствуют своего бога криками «Euoi» и «Sabi», фразами, связанными с поклонением Дионису. Согласно Шону М. Макдонау, носители греческого языка могли спутать арамейские слова, такие как суббота, аллилуйя, или даже, возможно, какой-то вариант самого имени Яхве для большего. знакомые термины, связанные с Дионисом.

См. также

Примечания

Ссылки

Сноски

Библиография

.

Последняя правка сделана 2021-06-22 09:28:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте