Ханаанская религия относится к группе древних семитских религий, исповедуемых хананеями жившие в древнем Леванте по крайней мере с начала бронзового века до первых веков нашей эры.
ханаанская религия была политеистической, и в некоторых случаях монолатристический.
Плодородный полумесяц. серия мифов | |
---|---|
Месопотамцы | |
Левантийцы | |
Арабские | |
Ближневосточные религии | |
Левант | |
|
Множеству божеств в четырехуровневой иерархии, возглавляемой Эль и Ашерой, поклонялись последователи ханаанской религии; это подробный список:
Хананеи верили, что после физической смерти npš (обычно переводимые как «душа ») покинули тело в землю Мот (Смерть). Тела хоронили с инвентарем, а мертвым приносили еду и питье, чтобы они не беспокоили живых. Мертвых родственников почитали и иногда просили о помощи.
Ни одна из табличек с надписями, найденных в 1929 году в ханаанском городе Угарит (разрушена около 1200 г. до н. Э.) открыл космологию. Любое представление об одном из них часто реконструируется из гораздо более позднего финикийского текста Филона Библосского (ок. 64–141 н. Э.) После значительного греческого и римского влияния в регионе.
Согласно пантеону, известному в Угарите как 'ильхм (Элохим ) или дети Эла, предположительно полученные Филоном Библосским из Санчуниатона Берита (Бейрут ) создатель был известен как Элион, который был отцом божеств, и в греческих источниках он был женат на Беруте (Бейрут = город). Этот брак божества с городом, похоже, имеет библейские параллели с историями о связи между Мелькартом и Тиром ; Чемош и Моав ; Танит и Баал Хаммон в Карфагене, Ях и Иерусалиме.
Союз Эль-Элиона и его супруги Ашеры быть олицетворением изначальных Хроноса и Реи в греческой мифологии или римских Сатурн и Опс.
В ханаанской мифологии были горы-близнецы Таргизизи и Тхарумаги, которые держали небесный свод над океаном, вращающимся вокруг Земли, тем самым ограничивая землю. У. Ф. Олбрайт, например, говорит, что Эль-Шаддай является производным от семитского корня, который встречается в аккадском шаду («гора») и шадда'у или шаддау («горожанин»), одно из имен Амурру. Филон Библосский утверждает, что Атлас был одним из Элохимов, что явно вписывалось в историю Эль Шаддая как «Бога Горы (гор)». Харриет Луцки представила доказательства того, что Шаддай была атрибутом семитской богини, связав эпитет с еврейским šad «грудь» как «грудь». Идея о том, что две горы здесь ассоциируются как грудь Земли, хорошо вписывается в ханаанскую мифологию. Представления о парах гор кажутся довольно распространенными в ханаанской мифологии (аналогично Хориву и Синаю в Библии). Поздний период этой космологии затрудняет определение того, какие влияния (римские, греческие или ивритские) могли повлиять на сочинения Филона.
В Цикле Баала Баал Хадад бросает вызов Яму и побеждает его, используя два магических оружия (так называемые «Водитель» и «Охотник»). для него Котар-ва-Хасис. После этого, с помощью Атирата и Аната, Баал уговаривает Эль позволить ему дворец. Эль одобряет, и дворец строит Котар-ва-Хасис. После того, как дворец построен, Баал издает громовой рев из окна дворца и бросает вызов Моту. Мот входит через окно и проглатывает Баала, отправляя его в Подземный мир. Когда некому давать дождь, в отсутствие Баала наступает ужасная засуха. Другие божества, особенно Эль и Анат, обезумели оттого, что Баал был взят в Подземный мир. Анат отправляется в Преисподнюю, атакует Мота с ножом, измельчает его на куски и разбрасывает повсюду. Когда Мот побежден, Баал может вернуться и освежить Землю дождем.
Археологические исследования на территории Телль эс-Сафи обнаружили останки ослов, а также некоторых овец и коз в слоях раннего бронзового века, датируемые 4900 лет назад, которые были привезены из Египта для принесения в жертву. Одно из жертвенных животных, полный осел, был найден под фундаментом здания, что наводит на мысль, что это был «залежь фундамента», заложенный перед строительством жилого дома.
Считается практически невозможным восстановить ясную картину религиозных обрядов ханаанеев. Хотя окружающие народы знали о принесении в жертву детей, о нем нет упоминаний ни в древних финикийских, ни в классических текстах. Библейское представление о ханаанской религии всегда отрицательно.
В ханаанской религиозной практике высоко ценилась обязанность детей заботиться о своих родителях, а сыновья несли ответственность за их захоронение и обеспечение их содержания. гробницы.
Ханаанские божества, такие как Ваал, были представлены фигурами, которые помещались в святилища, часто на вершинах холмов, или «высоких местах», окруженных рощами деревьев, как это осуждается в еврейской Библии в Осии (ст. 13а), которые, вероятно, удерживали столб Ашеры, а также стоячие камни или столбы.
Регион Леванта был населен людьми, которые сами называли эту землю как «ча-на-на-ум» еще в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Есть несколько возможных этимологий слова.
Аккадское слово «кинахху» относится к пурпурной шерсти, окрашенной из Murex прибрежных моллюсков, которые на протяжении всей истории были ключевым экспортным товаром региона. Когда позже греки торговали с хананеями, это значение слова, по-видимому, преобладало, поскольку они называли хананеев финиками или «финикийцами», что может происходить от греческого слова «феникс», означающего малиновый или пурпурный, и снова описывало ткань на которую торговали и греки. Римляне переписали «феникс» на «poenus», таким образом называя потомков ханаанских поселенцев в Карфагене «пуническими».
Таким образом, хотя «финикийский» и «ханаанский» относятся к одной и той же культуре, археологи и историки обычно называют бронзовый век, до 1200 г. до н.э., левантийцев хананеями; и их потомки железного века, особенно те, которые жили на побережье, как финикийцы. Совсем недавно термин ханаанит использовался для обозначения второстепенных внутренних государств железного века (включая филистимлян и государства Израиль и Иуда ), которые были не управляется арамейцами - отдельной и тесно связанной этнической группой.
Ханаанская религия находилась под сильным влиянием их более могущественных и густонаселенных соседей и демонстрирует явное влияние Месопотамские и египетские религиозные обряды. Как и другие народы Древнего Ближнего Востока, ханаанские религиозные верования были политеистическими, и семьи, как правило, сосредотачивались на почитании мертвых в форме домашних богов и богинь, Элохим, признавая существование других божеств, таких как Баал и Эль, Ашера и Астарта. Короли также играли важную религиозную роль и в некоторых церемониях, таких как hieros gamos в Новый год, возможно, почитались как боги. «В центре ханаанской религии стояла забота царя о религиозной и политической легитимности и установлении божественно установленной правовой структуры, а также крестьянский упор на плодородие урожая, стада и людей».
На ханаанскую религию повлияло ее периферийное положение, посредничество между Египтом и Месопотамией, чьи религии оказывали все большее влияние на ханаанскую религию. Например, в период гиксосов, когда в Египте правили колесницы марьянну, в их столице Авари Ваал стал ассоциироваться с египетским богом Сет и считался идентичным - особенно с Сетом в его форме Сутех. Отныне иконографически Ваал изображался в короне Нижнего Египта и изображался в египетской позе, поставив одну ногу перед другой. Точно так же Атират (известный под своим более поздним еврейским именем Ашера), Аттарт (известный своим более поздним греческим именем Астарта) и Анат впредь изображались в Египетские парики, похожие на хатхор.
С другой стороны, Жан Боттеро предположил, что Я из Эбла (возможный предшественник Ям ) приравнивается к Месопотамский бог Эа во времена Аккадской империи. В среднем и позднем бронзовом веке на ханаанскую религию также оказывались сильные хурритские и митаннитские влияния. Хурритской богине Хебат поклонялись в Иерусалиме, а Ваалу считали эквивалентом хурритского бога шторма Тешуб и Хетт бог бури, Тархунт. Ханаанские божества, похоже, были почти идентичны по форме и функциям соседним арамейцам на востоке, и Баал Хадад и Эль можно выделить среди более ранних амореев, которые в конце Ранний бронзовый век вторгся в Месопотамию.
. Унесенные на запад финикийскими моряками, ханаанские религиозные влияния можно увидеть в греческой мифологии, особенно в трехстороннем подразделении между олимпийцами Зевсом, Посейдоном и Аидом, что отражает разделение между Баалом, Ямом и Мот, и в рассказе Подвигов Геракла, отражающем истории тирианца Мелькарта, который часто приравнивается к Гераклу.
Современные знания о ханаанской религии происходят из:
До Клод Ф.А. Шефер начал раскопки в 1929 году в Рас-Шамре в Северной Сирии (место, исторически известное как Угарит ) и открытие архива глиняных табличек бронзового века, написанных алфавитной клинописью, современные ученые мало знали о ханаанской религии, так как сохранилось мало записей. Папирус, кажется, был предпочтительным средством письма, но в то время как в Египте папирус может пережить века в чрезвычайно засушливом климате, ханаанские летописи просто разложились во влажном состоянии. В результате отчеты, содержащиеся в Библии, представляли собой почти единственный источник информации о древней ханаанской религии. Эта запись была дополнена несколькими вторичными и третичными греческими источниками: (Лукиан Де Деа Сирия (Сирийская богиня), фрагменты финикийской истории Филона Библосского (умер в 141 г. н.э.) и сочинения Дамаския ). Позднее подробное изучение угаритских материалов, других надписей из Леванта, а также архива Эбла из Тель-Мардиха, раскопанного в 1960 году совместной итало-сирийской группой, пролило больше света на ранние Ханаанская религия.
Согласно «Энциклопедии религии», тексты Угарита представляют собой часть более широкой религии, основанной на религиозных учениях Вавилона. Ханаанские писцы, создавшие тексты Ваала, также были обучены писать вавилонской клинописью, включая шумерские и аккадские тексты всех жанров.
Археологические раскопки за последние несколько десятилетий обнаружили еще больше. о религии древних хананеев. Раскопки города Рас-Шамра (1928 г. и далее) и открытие архива глиняных табличек букв клинописи в его архиве бронзового века предоставили множество новых Информация. Подробное изучение угаритских материалов, других надписей из Леванта, а также архива Эбла из Тель-Мардиха, раскопанного в 1960 году совместной итало-сирийской группой, пролили больше света на раннюю ханаанскую религию.