Самсон

редактировать
Последний из судей древних израильтян, упомянутый в Книге Судей

Самсон
Лукас Кранах d.Ä. - Simson bezwingt den Löwen.jpg Битва Самсона со Львом (1525 г.)) от Лукас Кранах Старший
Место упокоенияТел Цора, Ручей Сорека
ПредшественникАбдон
ПреемникЭли
Родители

В еврейской Библии, Самсон (; на иврите : שִׁמְשׁוֹן, Шимшун, «человек солнца») был последним из судей древних израильтян, упомянутых в Книга Судей (главы с 13 по 16) и один из последних лидеров, которые «судили» Израиль до установления монархии. Иногда его считают израильской версией популярного ближневосточного народного героя, также воплощенного в шумерском Энкиду и греческом Геракл.

Библейское повествование гласит, что Самсон был назорейским, и что ему была дана огромная сила, чтобы помочь ему против его врагов и позволить ему совершать сверхчеловеческие подвиги, в том числе убить льва голыми руками и убить целую армию филистимлян, используя только челюсть осла. Однако, если бы Самсон подстригли длинные волосы, то его назорейский обет был бы нарушен, и он потерял бы свою силу.

Самсона предал его любовник Далила, которая, посланный филистимскими чиновниками, чтобы соблазнить его, приказал слуге постричь его волосы, пока он спал, и передал его своим врагам-филистимлянам, которые выкололи ему глаза и заставили перемолоть зерно в мельнице. в Газа. Там его волосы начали расти. Когда филистимляне взяли Самсона в свой храм Дагона, Самсон попросил отдохнуть у одной из опорных колонн. Получив разрешение, он помолился Богу и чудесным образом восстановил свои силы, позволив ему обрушить колонны, разрушив храм и убив себя, а также всех филистимлян. В некоторых иудейских традициях считается, что Самсон был похоронен в Тель-Цора в Израиле с видом на долину Сорек.

Самсон был объектом обоих раввинов. и Христианский комментарий, причем некоторые христиане рассматривают его как прообраз Иисуса, основываясь на сходстве их жизней. Известные изображения Самсона включают драму Джона Милтона туалета Самсон Агонистес и голливудский фильм Сесила Б. ДеМилля 1949 года Самсон и Далила. Самсон также играет важную роль в западном искусстве и традициях.

Содержание
  • 1 Библейское повествование
    • 1.1 Рождение
    • 1.2 Брак с филистимлянином
    • 1.3 Далида
    • 1.4 Смерть
  • 2 Интерпретации
    • 2.1 Раввинская литература
    • 2.2 Христианские интерпретации
    • 2.3 Научный
  • 3 Культурное влияние
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Библейское повествование

Рождение

Жертвоприношение из Маноаха (1640–1650 гг.) Юсташ Ле Сюер

Согласно записи в Книге Судей, Самсон жил во время повторяющихся конфликтов между Израилем и Филистией, когда Бог наказывал израильтян, отдавая их «в руки филистимлян ». Маной был израильтянином из Цоры, потомком Данитес и его жена не могли зачать ребенка. Ангел Господень явился жене Маноя и объявил, что у пары скоро родится сын, который начнет избавлять израильтян от филистимлян.

Ангел Господень заявил, что Маной был жена должна была воздерживаться от всех спиртных напитков, нечистой пищи, а ее обещанный ребенок не должен был брить и стричь волосы. Он должен был быть назорейским от рождения. В древнем Израиле те, кто хотел на какое-то время посвятить себя Богу, могли дать назорейский обет, который включал в себя воздержание от вина и спиртных напитков, стрижку или бритье и другие требования. Жена Маноя поверила Ангелу Господню; ее мужа не было, поэтому он помолился и попросил Бога снова послать посланника, чтобы он научил их, как воспитать мальчика, который должен был родиться.

После того, как Ангел Господень вернулся, Маной спросил его, как его зовут, но он сказал: «Почему ты спрашиваешь мое имя? Это непостижимо». Затем Маной приготовил жертву, но Ангел Господень позволил сделать ее только для Бога. Он коснулся его своим посохом, чудесным образом охватив его пламенем, а затем поднялся в небо в огне. Это было настолько ярким свидетельством характера Посланника, что Маной опасался за свою жизнь, поскольку было сказано, что никто не может жить, увидев Бога. Однако его жена убедила его, что, если бы Бог задумал убить их, он никогда бы не открыл им такие вещи. В свое время у них родился сын Самсон, и он был воспитан согласно наставлениям Ангела.

Брак с филистимлянином

Когда он был молодым человеком, Самсон покинул холмы своего народа. чтобы увидеть города Филистии. Он влюбился в филистимлянку из Тимны, на которой он решил жениться, игнорируя возражения своих родителей по поводу того, что она не была израильтянкой. В ходе повествования предполагаемый брак был показан как часть плана Бога по нанесению удара по филистимлянам.

Согласно библейскому повествованию, Самсон неоднократно был схвачен «Духом Господним., "который благословил его огромной силой. Первый случай этого виден, когда Самсон шел просить руки филистимлянки для женитьбы, когда на него напал лев. Он просто схватил его и разорвал на части, поскольку дух Бога божественно наделил его силой. Однако Самсон держал это в секрете, даже не упомянув о чуде своим родителям. Он прибыл в дом филистимлянки и обручился с ней. Он вернулся домой, а через некоторое время вернулся в Тимну на свадьбу. По пути Самсон увидел, что пчелы гнездятся в туше льва, и сделали мед. Он съел горсть меда и отдал его родителям.

На свадебном пиру Самсон разгадал загадку своим тридцати женихам (всем филистимлянам). Если бы они могли решить ее, он дал бы им тридцать кусков виссона и одежды, но если бы они не смогли решить ее, они дали бы ему тридцать кусков виссона и одежды. Загадка представляла собой завуалированный рассказ о двух встречах со львом, в которых присутствовал только он:

Из едока вышло что-то поесть.. Из сильных вышло что-то сладкое.

Филистимляне пришли в ярость. загадкой. Тридцать женихов сказали новой жене Самсона, что они сожгут ее и дом ее отца, если она не найдет ответ на загадку и не расскажет им. На настойчивые и слезливые мольбы своей невесты Самсон сказал ей решение, и она рассказала его тридцати женихам.

Самсон убивает тысячу человек челюстью осла (ок. 1896–1902) Джеймс Тиссо

Перед закатом седьмого дня они сказали ему:

Что слаще меда?. и что сильнее льва?

Самсон сказал им:

Если бы вы не вспахали моей телицей,. вы бы не решили мою загадку.

Затем Самсон отправился в Ашкелон (расстояние примерно 30 миль), где он убил тридцать филистимлян за их одежды; Затем он вернулся и отдал эти одежды своим тридцати женихам. В ярости Самсон вернулся в дом своего отца. Семья его потенциальной невесты вместо этого отдала ее одному из женихов в жены. Некоторое время спустя Самсон вернулся в Тимну, чтобы навестить свою жену, не зная, что она теперь замужем за одним из его бывших женихов. Но ее отец отказался позволить Самсону увидеться с ней, предложив вместо этого дать Самсону младшую сестру.

Самсон вышел, собрал 300 лисиц и связал их попарно за хвосты. Затем он прикрепил горящий факел к каждой паре лисьих хвостов и развязал их на зерновых полях и оливковых рощах филистимлян. Филистимляне узнали, почему Самсон сжег их посевы и сжег жену и тестя Самсона в отместку.

В отместку Самсон убил многих филистимлян, сказав: "Я сделал с ними то, что они сделали с ними. мне." Затем Самсон укрылся в пещере в скале Этам. Армия филистимлян подошла к колену Иуды и потребовала, чтобы 3000 человек из Иудеи освободили им Самсона. С согласия Самсона, при условии, что иудеи не убьют его сами, они связали его двумя новыми веревками и собирались передать его филистимлянам, когда он вырвался из веревок. Используя челюсть осла, он убил 1000 филистимлян.

Далила

Самсон и Далила (1887) от Хосе Этксенагусия

Позже Самсон отправляется в Газу, где он живет в доме блудницы. Его враги ждут у городских ворот, чтобы устроить ему засаду, но он срывает ворота с петель и рамы и несет их к «холму, который находится перед Хевроном ".

. Затем он влюбляется в Далида в долине Сорек. Филистимляне подходят к Далиле и побуждают ее с помощью 1100 серебряных монет раскрыть секрет силы Самсона, чтобы захватить своего врага, но Самсон отказывается раскрыть секрет и дразнит ее, говоря ей, что он потеряет свою силу, если он будет связан свежими тетивами.Она делает это, пока он спит, но когда он просыпается, он щелкает веревками. Она настаивает, и он говорит ей, что его можно связать новыми веревками. Она связывает его новыми веревками, пока он спит, и он их тоже рвет. Она снова спрашивает, и он говорит, что его можно связать, если его замки вплетены в ткацкий станок. Она вплетает их в ткацкий станок., но он просто уничтожает весь ткацкий станок и уносит его, когда просыпается.

Далила, однако, упорствует, и Самсон наконец сдался. говорит Далиле, что Бог дает ему силу благодаря его посвящению Богу как назорея, что символизируется тем фактом, что бритва никогда не касалась его головы, и что, если его волосы будут отрезаны, он потеряет свои прочность. Затем Далила уговаривает его спать «у нее на коленях» и призывает слугу подстричь его волосы. Самсон теряет свою силу, и он попадает в плен к филистимлянам, которые ослепляют его, выколотая ему глаза. Затем они забирают его в Газу, заключают в тюрьму и заставляют работать, обрабатывая большой жернов и перемалывая зерно.

Толкать или тянуть? Pushing Pulling Согласно библейскому повествованию, Самсон умер, схватившись за два столпа Храма Дагон и «поклонился изо всех сил» (Судей 16:30, KJV ). Это по-разному интерпретировалось как Самсон раздвигал колонны (слева) или стягивал их вместе (справа).

Смерть

Однажды филистимские лидеры собираются в храме для религиозной жертвы Дагон, одно из их самых важных божеств, отдавшее Самсона в их руки. Они вызывают Самсона, чтобы люди могли посмотреть, как он выступает для них. Храм настолько переполнен, что люди даже забираются на крышу, чтобы понаблюдать за происходящим, - и все правители всего правительства Филистии собрались там, всего около 3000 человек. Самсона приводят в храм, и он просит своих похитителей позволить ему прислониться к опорным столбам, чтобы отдохнуть. Однако в тюрьме у него снова начали расти волосы. Он молится о силе, и Бог дает ему силу сломать колонны, в результате чего храм рухнет, убив его и людей внутри.

После его смерти семья Самсона извлекла его тело из-под завалов и похоронила его рядом с могилой. гробница его отца Маноя. гробница сооружение, которое некоторые приписывают Самсону и его отцу, стоит на вершине горы в Тель-Цора. В заключении Судей 16 говорится, что Самсон «судил» Израиль двадцать лет. В Библии не упоминается судьба Далилы.

Интерпретации

Раввинская литература

Ослепленный Самсон (1912) Ловис Коринф

Раввинистическая литература идентифицирует Самсона с Беданом, судьей, упомянутым Самуилом в его прощальном обращении (1 Царств 12:11 ) среди судей, которые избавили Израиль от врагов. Однако имя «Бедан» не встречается в Книге Судей. Имя «Самсон» происходит от еврейского слова šemeš, что означает «солнце», поэтому Самсон носил имя Бога, которого в псалме 84 называют «солнцем и щитом»: 11 ; и как Бог защищал Израиль, так Самсон охранял его в своем поколении, судя людей, как это делал Бог. Сила Самсона была получена от Бога (Талмуд, Трактат Сота 10а).

Согласно еврейским легендам, ширина плеч Самсона составляла шестьдесят локтей. (Многие комментарии к Талмуду, однако, объясняют, что это не следует понимать буквально, поскольку человек такого размера не может нормально жить в обществе. Скорее, это означает, что он был способен нести ношу шириной 60 локтей (приблизительно 30 метров). на его плечах). Он был хром на обе ноги, но когда дух Божий сошёл на него, он мог одним шагом перейти от Зоры к Эштаол, в то время как волосы на его голове поднимались и сталкивались с друг друга, чтобы их можно было слышать на одинаковом расстоянии. Говорят, что Самсон был настолько силен, что мог поднять две горы и растереть их, как два кома земли, но его сверхчеловеческая сила, как и Голиафа, принесла горе своему обладателю

В распущенности его сравнивают с Амноном и Зимри, оба из которых были наказаны за свои грехи. Глаза Самсона были выколоты, потому что он слишком часто «следил за ними». Говорят, что за двадцать лет, в течение которых Самсон судил Израиль, он ни разу не нуждался в малейших услугах от израильтян и благочестиво воздерживался от напрасного произнесения имени Бога. Поэтому, как только он сказал Далиле, что он назорей Божий, она сразу поняла, что он сказал правду. Когда он разрушил храм Дагона и убил себя и филистимлян, структура рухнула назад, так что он не был раздавлен, так что его семья получила возможность найти его тело и похоронить его в гробнице его отца.

В талмудический период некоторые, кажется, отрицали, что Самсон был исторической фигурой, считая его вместо этого чисто мифологическим персонажем. Раввины Талмуда сочли это еретическим и попытались опровергнуть это. Они назвали Хаззелелпони в качестве его матери в Числах Рабба Насо 10 и в Бава Батра 91а и заявили, что у него была сестра по имени «Нишьян».

Христианские интерпретации

Самсон на беговой дорожке (1863) Карла Блоха

История Самсона также получила комментарии с христианской точки зрения; Послание к Евреям восхваляет его за веру. Амвросий, после изображения Иосифа и Псевдо-Филона, представляет Далилу как проститутка-филистимлян, и заявляет, что «мужчинам следует избегать брака с людьми, не имеющими веры, чтобы не произошло предательство вместо любви к супругу». Цезарий Арльский истолковал смерть Самсона как прообраз распятие Иисуса с замечанием: «Обратите внимание на изображение креста. Самсон протягивает руки к двум колоннам относительно двух балок креста». Он также приравнивает Далилу к сатане, который искушал Христа.

Следуя этой тенденции, более поздние христианские комментаторы рассматривали Самсона как прообраз Иисуса Христа, основываясь на сходстве между историей Самсона и жизнью Иисуса в Новом Завете. Рождение Самсона и Иисуса было предсказано ангелами, которые предсказали, что спасут свой народ. Самсон родился от бесплодной женщины, а Иисус родился от девственницы. Самсон победил льва; Иисус победил сатану, которого Первое послание Петра описывает как «рыкающего льва, ищущего, кого поглотить». Предательство Самсона со стороны Далиды также сравнивается с предательством Иисуса Иудой Искариотом ; И Далиде, и Иуде заплатили серебряными монетами за свои дела. Эбенезер Кобхэм Брюэр отмечает в своем «Путеводителе по истории Священных Писаний: Ветхий Завет», что Самсон был «ослеплен, оскорблен [и] порабощен» до своего его смерть, и что Иисус был «с завязанными глазами, оскорблен и обращался как раб» до его распятия. Брюэр также сравнивает смерть Самсона среди «нечестивых» с распятием Христа между двумя разбойниками.

Scholarly

Samson Slaying the Lion (1628) Питер Пауль Рубенс

Академики интерпретировали Самсона как полубог (например, Геракл или Энкиду ), заключенный в еврейский фольклор или как архетипический народный герой.

В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков некоторые сравнительные мифологи интерпретировали Самсона как евгемеризованное солнечное божество, утверждая, что имя Самсона является производным из иврита : šemeš, что означает «Солнце », и что его длинные волосы могут представлять солнечные лучи. Эти солнечные теоретики также указали, что легенда о Самсоне происходит в непосредственной близости от Бет-Шемеш, деревни, название которой означает «Храм Солнца». Они утверждали, что имя Далила могло быть игрой слов с еврейским словом «ночь», лайла, которое «поглощает» день. Хотя эта гипотеза до сих пор иногда продвигается в научных кругах, она, как правило, потеряла популярность из-за поверхностности подтверждающих доказательств.

Более популярная среди нынешних ученых интерпретация утверждает, что Самсон является еврейским вариантом того же самого. международный ближневосточный народный герой, вдохновивший более раннего месопотамского Энкиду и более позднего греческого Геракла (и, соответственно, его римскую геркулес адаптацию). Геракл и Самсон оба убили льва голыми руками (первый убил Немейского льва ). Точно так же считалось, что они оба когда-то испытывали сильную жажду и пили воду, льющуюся из скалы, и снесли городские ворота. Их обоих предала женщина (Геракл от Дейанира, Самсон от Далилы), которая привела их к их гибели. Оба героя, защитники своих народов, умирают от своих рук: Геракл заканчивает свою жизнь на костре ; тогда как Самсон заставляет филистимлянский храм обрушиться на себя и своих врагов. В этой интерпретации сообщение о рождении Самсона его матери является подвергнутым цензуре описанием божественного зачатия. Самсон также очень похож на Самгара, другого героя, упомянутого в Книге Судей, который в Судей 3:31 описан как убивший 600 филистимлян воловьим ртом..

Памятник Самсону в Польше

Эти взгляды оспариваются традиционными и консервативными библеистами, которые считают Самсона буквальным историческим персонажем и, таким образом, отвергают любые связи с мифологическими героями. Представление о Самсоне как о «солнечном герое» было описано как «искусственная изобретательность». Джоан Комай, соавтор книги «Кто есть кто в Библии: Ветхий Завет и апокрифы, Новый Завет», считает, что библейская история Самсона настолько конкретна в отношении времени и места, что Самсон, несомненно, был реальным человеком, который проявил свою огромную силу. против угнетателей Израиля. Напротив, Джеймс Кинг Уэст считает, что враждебные действия между филистимлянами и евреями кажутся «чисто личными и локальными». Он также считает, что в рассказах Самсона, в отличие от большинства Судей, «почти полностью отсутствует религиозный или моральный тон». И, наоборот, Илон Гилад из Гаарец пишет: «Некоторые библейские истории категорически предостерегают против брака с иностранками, не более, чем история Самсона». Гилад отмечает, что родители Самсона не одобряют его желание жениться на филистимлянке и как отношения Самсона с Далилой приводят к его кончине. Он противопоставляет это тому, что он считает более позитивным изображением смешанных браков в Книге Руфи.

. Некоторые академические писатели интерпретируют Самсона как террориста-смертника, изображенного в положительном свете в тексте: и сравнил его с ответственными за теракты 11 сентября.

В августе 2012 года археологи из Тель-Авивского университета объявили об обнаружении круглой каменной печати диаметром примерно 15 мм (0,59 дюйма)., который был найден на полу дома в Бет-Шемеш и, кажется, изображает длинноволосого человека, убивающего льва. Печать датирована XII веком до нашей эры. Согласно Haaretz, "руководители раскопок профессор Шломо Бунимовиц и доктор Цви Ледерман из Тель-Авивского университета говорят, что они не предполагают, что человеческая фигура на печати - это библейский Самсон. Скорее, географическая близость к местности, где жил Самсон, и период времени печати, показать, что история рассказывалась во времена героя, который сражался со львом, и что эта история в конечном итоге нашла свое отражение в библейском тексте и на печати ».

Культурный влияние
Статуя Самсона и льва в Петергофе, Россия Парад Самсона Маутерндорф, Австрия Предполагаемое место гробницы Самсона в лесу Зора (Цора)

Как важный библейский персонаж, Самсон упоминается в массовой культуре и изображается в огромном количестве фильмов, произведений искусства и популярной литературы. скрытая драма Джона Милтона Самсон Агонист - аллегория падения пуритан и восстановление английской монархии, в котором ослепленный и заключенный в тюрьму Самсон представляет самого Мильтона, «Избранный народ» представляет пуритан, а филистимляне представляют английских роялистов. В спектакле сочетаются элементы древнегреческой трагедии и библейского повествования. Самсон изображается как герой, чьи насильственные действия смягчаются праведным делом, во имя которого они разыгрываются. Пьеса изображает Далилу как упрямого, но сочувствующего обманщика и одобрительно говорит о порабощении женщин.

В 1735 году Джордж Фридрих Гендель написал ораторию Самсон, с либретто Ньюбургом Гамильтоном, по мотивам Самсона Агонистеса. Оратория почти полностью разворачивается внутри тюрьмы Самсона, а Далила ненадолго появляется во второй части. В 1877 году Камилла Сен-Санс сочинил оперу Самсон и Далила на либретто Фердинанда Лемера, в которой пересказывается вся история Самсона и Далилы. В либретто Далила изображается соблазнительной роковой женщиной, но музыка, играемая во время ее ролей, вызывает к ней симпатию.

Библейская драма 1949 года Самсон и Далила, режиссер Сесил Б. ДеМилль и Виктор Мэтьюл и Хеди Ламарр в главных ролях в главных ролях, получили широкую оценку критиков за кинематография, ведущие спектакли, костюмы, декорации и новаторские спецэффекты. Он стал самым кассовым фильмом 1950 года и был номинирован на пять премий Оскар, выиграв два. Согласно Variety, фильм изображает Самсона как стереотипного «красивого, но тупого громадного мускула».

Самсон особенно отмечен в русском искусстве потому что русские победили шведов в Полтавской битве в праздник св. Самсон, имя которого гомофонно имени Самсона. Лев, убитый Самсоном, был интерпретирован как символ Швеции в результате того, что лев помещен на шведский герб. В 1735 году бронзовая статуя CB Растрелли Самсона, убивающего льва, была установлена ​​в центре большого каскада фонтанов Петергофского дворца в Санкт-Петербурге.

Самсон - эмблема Лунгау, Зальцбург и парады в его честь ежегодно проходят в десяти деревнях Лунгау и двух деревнях на северо-западе Штирия (Австрия). Во время парада молодой холостяк из общины несет массивную фигуру из дерева или алюминия, которая, как считается, представляет Самсона. Традиция, которая впервые была задокументирована в 1635 году, была внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в Австрии в 2010 году. Самсон - одна из величайших фигур на празднике Дюкасса, который проходит в Ath, Бельгия.

См. Также
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, относящиеся к Самсон.
Самсон Племя Дана
Предшественник. Абдон Судья Израиля Преемник. Эли
Последняя правка сделана 2021-06-06 09:29:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте